Послепроизвольное внимание это в психологии: внимание послепроизвольное | это… Что такое внимание послепроизвольное?

Какое бывает внимание и для чего оно человеку

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период.
    Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Содержание

  • Виды внимания
  • Непроизвольное внимание
  • Произвольное внимание
  • Послепроизвольное внимание
  • Принцип работы внимания
  • Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Виды внимания

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик.

Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Внимание | Понятия и категории

Способность сосредоточит внимание бывает очень важна.

 

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) — возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель).

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 92.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ — направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективное восприятие информации. Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе, включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. Корковая активация выражается на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа-ритма). При этом снижаются пороги восприятия и возрастает скорость протекания нервных процессов.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — длительное удержание В. на предмете или какой-либо деятельности. Это свойство В. зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от степени подвижности и изменчивости объекта, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым В. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению В.

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ ТИПЫ — при характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного В. характерно для волевого, целеустремлённого человека, который ясно осознаёт, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах В. (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются. Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. В. к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект В. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым…

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить В. на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идёт о В. р. между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются правильно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ — В. развивается в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебно-воспитательной работы учебного заведения. Успешное воспитание В. зависит от следующих основных условий. 1. Воспитание произвольного (волевого) В. по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У учащихся необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы учащиеся всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремлённо воспитывать у учащихся умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным…

Tags: 

Психология

Педагогика

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Что такое внимание и зачем его развивать | журнал изг | Июн, 2023

7 минут чтения

·

3 июня

Как работает внимание

Мы живем в субъективном мире, который каждый воспринимает по-своему. Внимание, являясь высшей психической функцией и основой всех сознательных процессов, является строительным материалом этого мира: если внимания не хватает, мозг додумывает образ до целого, но на самом деле в таком завершении уже больше фантазия, чем реальная обстановка.

Гештальт-психология выделяет две ключевые функции внимания: выделять фигуру на фоне, удерживать на ней концентрацию.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Фигурой может быть любой предмет: кружка на столе, музыка, мысль об отпуске, эмоция. Фоном становится все остальное, что выпало из внимания, расплылось, стало неясным: смотрим на кружку — не замечаем тарелок, слушаем музыку — остальные звуки приглушаются. Помните ролик с баскетболистами и медведем? В нем мяч стал фигурой, а медведь выпал из поля зрения и остался незамеченным.

Что такое внимание

По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание импульсивно и рефлексивно: мы не решаем, куда его направить, но что-то внешнее тянет нас за собой. Человек с непроизвольным вниманием действует как механизм, который подчиняется правилам (и недалеко уходит от собаки Павлова). Вы занимались чем-то важным, но уже пять минут думаете о посторонней мысли или не можете выкинуть из головы тот эклер из кондитерской. Так ты живешь в парадигме «хочу», где внешнее владеет сознанием, желанием, намерением.

Лень, апатия, упадок сил, хаос в голове — следствие непроизвольного внимания

Когда внимание выходит из-под вашего контроля, это результат реактивного, дремлющего сознания. При реактивном сознании, следующем за вниманием, ваши действия, мысли, эмоции выходят из-под контроля, они становятся результатом реакции на раздражитель. Нас хвалили — мы начали, ругали — мы поникли. Люди ждут мотивации, внешнего стимула, чтобы начать действовать, и в результате получают лень, апатию и прокрастинацию.

Произвольное внимание

Произвольное внимание – это самостоятельный контроль над всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения. Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное удержание произвольного внимания вызывает большее утомление, чем при физической работе.

Полный контроль над своим вниманием и волей предполагает активное сознание — это то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию на собственные цели, мы живем в парадигме «хочу» — так начинается рост, развитие и создание чего-то ценного.

Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда голова в порядке, мы тратим гораздо меньше умственной энергии, поэтому мытье посуды иногда может быть более расслабляющим, чем зависание в социальных сетях.

Постпроизвольное внимание (Поток)

Внимание, которое идет в заданном субъектом направлении, но уже не требует постоянной поддержки со стороны воли, называется постпроизвольным вниманием. Организм начинает работать в оптимальном режиме и ограничен только естественной усталостью и истощением своих ресурсов.

Об аналогичных опытах мне рассказывали нейрохирург, который проводит девятичасовые операции, спортсмен-экстремал и кондуктор, который по несколько часов не отходит от пульта. Феноменологию состояния хорошо описал психолог Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток: психология оптимального опыта», но он мало говорит о том, как в него войти. Изучение методологии входа в состояние потока является одним из основных вопросов, которые в настоящее время находятся в центре внимания.

Проблемы с вниманием

Клиповое мышление и СДВГ

Внимание все время собрано и фрагментировано (даже у тех, кто практикует управление вниманием), его переключение каждые 30–90 секунд — естественное свойство. Само тело побуждает нас отвлекаться, высвобождая дофамин, гормон удовольствия, когда мы переключаемся на новую информацию. Дофаминовая зависимость — награда за отвлечение — формирует клиповое мышление, или стремление получать информацию урывками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также свидетельствует о кризисе контроля внимания. Короче говоря, люди с СДВГ — это разносторонние личности, которые ничего не делают. Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но сразу же теряют интерес, когда накал переживаний спадает.

Внешняя среда

Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир также постоянно нас отвлекает. Например, многие специалисты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса повышения квалификации. Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть.

Испытания проявляются как ситуации неопределенности: например, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь отобрать у нас контроль над вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все труднее ясно видеть и эффективно действовать.

Внимание — ограниченный ресурс

Ресурс внимания имеет ограниченный объем, и мы расходуем его во всех сознательных процессах: когда работаем, слушаем музыку, смотрим фильм и даже во время легкого сна. Напрасно растрачивая ресурс внимания, мы отнимаем силы, чтобы сконцентрироваться на главном, не можем доделать важные дела до конца и испытываем стресс.

Внимание — это валюта

Где есть внимание, там есть активность, энергия, проявление. Внимание можно обменять на работу, эмоции, деньги, поэтому умение владеть им и самостоятельно определять, куда его направить, является своего рода роскошью. Мы часто разоряемся каждый день, и ставка в этой игре — жизнь, но не та, которая заканчивается с возрастом: речь идет о том, чтобы быть в моменте, осознанно проживая каждую секунду.

В будущем именно умение концентрироваться на протяжении многих часов, активная позиция и умение выходить за рамки стереотипного мышления будут определять лидеров и профессионалов в любой области.

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выделение фигур на заднем плане: это и называется концентрацией. Но есть и обратный процесс, рассредоточенность, настороженность, когда фигуры нет, а только фон, полностью заполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы впадаем в состояние сродни потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы к своему идеальному действию. Как можно привлечь внимание?

Когнитивные тренажеры или специальные программы и игры

Плюсы: Дают хорошие результаты в начале, когда перед мозгом еще стоит новая задача — стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в освоении тренажеров продолжается, но навык не переносится в жизнь. Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, но он не поставит ваш мозг в активное положение: снаружи просто нет предмета, который привлекал бы ваше внимание к себе.

Однако симуляторы эффективно работают в сочетании с формальными (возникающими в отдельных ситуациях) и неформальными (возникающими в реальных ситуациях) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: Медитация по-прежнему остается самым эффективным инструментом работы с вниманием.

Минусы: осознанные занятия йогой и цигун накладывают определенные идеологические ограничения, которые для некоторых людей могут быть неприемлемыми

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также разыгрывание реальных ситуаций с активацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание.

Минусы: без систематической работы результат быстро пропадает.

Таким образом, несопоставимые практики, идеологии и эзотерики, а также культурные ограничения могут в целом замедлять работу массового внимания. Для его масштабирования требуется специальная инженерная методика, имеющая научное обоснование и доказавшая свою эффективность на крупных проектах.

Волевые техники

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика нацелена на результат и творчество и поэтому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: нужно самостоятельно искать подход, который будет работать на вас, регулярность тоже играет ключевую роль.

Слово «воля» имеет прямое отношение к вниманию, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно занимая волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «хочу». Примером может служить случай Натальи Молчановой, рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью силовых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция предполагает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Что получает внимательный человек

Можно сказать, что тот, кто владеет вашим вниманием, владеет вами, поэтому я предлагаю вам взять свое внимание под личный контроль и начать вкладывать его в то, что для вас важно.

Овладев навыком управления вниманием — концентрацией и деконцентрацией — человек получает быстрый доступ к мастерству в любой сфере. Есть возможность добиться результатов, недоступных обычному человеку. Вот лишь небольшой список областей, в которых лидеры называют управление вниманием одним из своих ключевых навыков.

Произвольное внимание и интерес — Школа харизмы

Вот интересная цитата Уильяма Уокера Аткинсона:

«Психологи делят внимание на два основных класса, а именно: (1) произвольное внимание и (2) непроизвольное внимание.

Произвольное внимание есть внимание, направленное волей на какой-либо объект нашего более или менее сознательного выбора. Он требует отчетливого усилия воли, чтобы сфокусировать внимание таким образом, и многие люди едва ли осознают его существование, так редко они проявляют его. Произвольное внимание — результат обучения и практики и отмечает человека с сильной волей, сосредоточенностью и характером. Некоторые авторитеты доходят до того, что говорят, что многое из того, что обычно называют «силой воли», на самом деле есть не что иное, как развитая форма произвольного внимания, когда человек «сильной воли» держит перед собой единственную идею, которую он хочет реализовать.

Непроизвольное внимание, часто называемое «рефлекторным вниманием», представляет собой внимание, вызванное нервной реакцией на какой-либо сенсорный стимул. Это обычная форма внимания, и это та самая форма, которая так сильно проявляется у детей, внимание которых захватывается каждым новым предметом, но которая не может сколько-нибудь долго удерживаться на знакомом или неинтересном предмете.

Чрезвычайно важно развивать свою силу произвольного внимания. Таким образом укрепляется и развивается не только сила воли, но благодаря этому развиваются и все умственные способности. Тренировка произвольного внимания — это первый шаг в умственном развитии.

То, что произвольное внимание можно целенаправленно тренировать и развивать, — это факт, доказанный многими величайшими людьми мира. Есть только один способ тренировать и развивать любую умственную силу способностей — это практика и использование. На практике интерес может проявляться к объектам, ранее неинтересным, и, таким образом, использование внимания развивает интерес, который в дальнейшем удерживает его.

Интерес — это естественная дорога, по которой легко перемещается внимание, но сам интерес может быть вызван сосредоточенным вниманием. Изучая и исследуя объект, внимание выявляет много новых и новаторских особенностей предмета, и это вызывает новый интерес, который, в свою очередь, привлекает дальнейшее и постоянное внимание.

Нет царской дороги к развитию произвольного внимания. Единственный верный метод — это работа, практика и использование. Вы должны практиковаться на неинтересных вещах, главным интересом которых является ваше желание развить силу произвольного внимания. Но по мере того, как вы начинаете заниматься неинтересным делом, вы начинаете интересоваться задачей ради нее самой. Возьмите какой-нибудь предмет и «сосредоточьте на нем свой ум». Думайте о его природе, о том, откуда он взялся, о его использовании, о его ассоциациях, о его вероятном будущем, о связанных с ним вещах и т. д. и т. д. Удерживайте на нем внимание и отбросьте все посторонние идеи. Затем, после небольшой практики такого рода, отложите на время предмет и снова возьмитесь за него на следующий день, стараясь обнаружить в нем новые интересные места. Главное, к чему нужно стремиться, — это удерживать вещь в уме, а это можно сделать, только обнаружив особенности
интерес к нему.

Внимание, любящее интерес, может поначалу сопротивляться этой задаче и стремиться уйти с тропы на зеленые пастбища, которые находятся по обе стороны от нее. Но вы должны снова и снова возвращать ум к задаче. Через некоторое время ум привыкнет к упражнению и даже начнет получать от него удовольствие. Внесите в него некоторое разнообразие, время от времени меняя объекты исследования.

Однажды приобретённая привычка сделает практику очень увлекательной. Вы будете изобретать новые предметы или объекты исследования, исследования и размышления, которые сами по себе хорошо вознаградят вас за ваш труд и время. Но никогда не упускайте из виду главное — развитие силы произвольного внимания».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts