Потребностей пирамиды маслоу: Пирамида потребностей Маслоу: главные принципы и структура

Содержание

Пирамида потребностей Маслоу: главные принципы и структура

  • ForbesLife
Фото Getty Images

О пирамиде Маслоу слышал практически каждый человек, но что она представляет из себя и какова ее структура, знает гораздо меньше людей. Почему в оригинальной теории Абрахама Маслоу никаких треугольников не было и в помине, специально для Forbes Life рассказывает психолог Алия Сабирзянова

В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал статью «Теория человеческой мотивации», в которой предположил, что в основе человеческого поведения находится иерархия потребностей.

Теория стала популярной и сегодня известна практически каждому как пирамида Маслоу. При этом сам Маслоу никогда не представлял свою иерархию потребностей как пирамиду, она появилась позже, когда теорию адаптировали для бизнеса. 

Закончили чтение тут

Например, в книге Кейта Дэвиса «Человеческие отношения в бизнесе» иерархия была представлена в виде лестницы, по которой перемещается работник, поднимаясь с рядовых до руководящих позиций. Дэвис внес значительное изменение в классическую теорию Маслоу: связал потребности в самоактуализации исключительно с самореализацией, которая, по его мнению, возможна в результате трудовой деятельности. А главное, он предположил, что если человек продвигается по карьерной лестнице, то у него преобладают потребности в признании, уважении и самореализации, а если же он длительное время просто работает на одном месте, то у него преобладают только базовые физиологические потребности.

Все это категорически расходилось с теорией Абрахама Маслоу. 

Материал по теме

Пирамиду в 1960 году придумал психолог Чарльз МакДермид, который пытался найти ответ на вопрос, как достичь максимальной мотивации сотрудников при минимальных затратах. Он предположил, что одни сотрудники вкладывают в дело креативность и стремятся самореализоваться, в то время как другие озабочены базовыми потребностями — тем, как заработать на простую жизнь. И, следовательно, мотивировать их нужно совершенно по-разному. Его предположение позволяло компаниям выстроить систему мотивации сотрудников, значительно экономя при этом. 

Интерпретации Дэвиса и МакДермида во многом исказили классическую теорию иерархии потребностей, которая стала восприниматься как пирамида потребностей. Это, несомненно, сделало ее очень популярной, но лишило импульса для дальнейшего научного развития.

В работах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность» Маслоу сформулировал основные принципы своей теории: потребности, а именно состояние их частичного и полного неудовлетворения, оказываются движущей силой мотивации. Сами потребности никогда не могут быть удовлетворены абсолютно, поэтому человек всегда оказывается мотивирован. При этом все они находятся в жесткой иерархии, и удовлетворение потребностей с каждого нового уровня возможно только после того, как удовлетворены, пусть и не в полной мере, предыдущие. 

Материал по теме

Изначально Маслоу выделил пять потребностей, в число которых вошли физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и признании, самоактуализации. Через несколько лет психолог дополнил свою теорию, изменив потребность в любви на потребность в принадлежности, и добавил потребность в познании и потребность в эстетике. На сегодня классическая пирамида Маслоу выглядит следующим образом: 

  • Физиологические потребности. Здоровый организм в первую очередь стремится к самосохранению и обеспечению потребностей, которые будут обеспечивать выживание, а именно в еде, воде, сне, сексе. Согласно Маслоу если они не удовлетворены, то мотивация человека направлена только на то, как их реализовать. Все остальное отходит на второй план. В то же время регулярное удовлетворение физиологических потребностей будет способствовать тому, что человек сможет сконцентрироваться на улучшении своей жизни.
  • Потребность в безопасности. Упорядоченная жизнь, стабильное существование, спокойная работа, отсутствие тревог и проблем — все это относится к потребности в безопасности. По мнению Маслоу, если человек все время живет в ожидании опасности даже при полностью удовлетворенных физиологических потребностях, его не заботит ничего, кроме необходимости избавиться от ощущения тревоги.
  • Потребность в принадлежности. По теории Маслоу, эту потребность стимулирует чувство одиночества и желание делиться с близкими людьми своими надеждами, переживаниями, успехами. Важным здесь становится то, что человека понимают, слышат, принимают как партнера, друга, коллегу.
  • Потребность в уважении и признании. Высокая оценка достоинств, признание заслуг — естественная потребность каждого человека. Маслоу в своей теории разделял потребности в уважении окружающих и самого себя на две группы. Первая группа — желания и стремления, которые связаны с личными заслугами, успехами и достижениями. Признание тут приносит чувство независимости, уверенности в себе и ощущение свободы. Вторая группа — потребности признания престижа и репутации, выражаемые в уважении со стороны окружающих. При этом Маслоу отмечал, что важно в первую очередь опираться именно на личное признание, основанное на объективных заслугах, а не на общественное признание (которое может быть льстивым).
      
  • Потребность в познании. Маслоу считал, человека закономерно влечет все таинственное, неизведанное, необъяснимое. То, что известно и не вызывает вопросов, не представляет интереса, навевает только скуку. Стремление к получению новых знаний, умений, навыков. Поиск ответов на философские вопросы о смысле жизни, рождается именно из этой потребности. 
  • Эстетические потребности. Способность видеть прекрасное, искать гармонию через соприкосновение с музыкой, театром, картинами, красотой природы. По мнению Маслоу, именно удовлетворение эстетических потребностей способно вызывать у человека интенсивные эмоциональные переживания.  
  • Потребность в самоактуализации.
    Самоактуализация становится стремлением к реализации потенциальных возможностей, что служит самым сильным мотивом для личностного роста. Согласно теории Маслоу, это не эгоистичная потребность, а гуманистическое желание принести пользу обществу, создав для него нужный «продукт» — песню, картину, поэму, машину, программу. Вместе с тем самоактуализация будет обязательством перед самим собой стать тем, кем человек способен быть. 

Значительно позже, в работах «К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год), Маслоу разделил потребности на низшие (физиологические и потребность в безопасности) и высшие (все остальные). Низшие потребности одинаковы почти для всех людей, в то время как высшие могут быть реализованы достаточно индивидуально, и именно они во многом способствуют формированию ценностных ориентаций личности.

Самой высшей потребностью психолог считал самореализацию, которая, к сожалению, не имеет достаточно четкого определения. При этом, по подсчетам Маслоу, потребности в самореализации достигает около 1-2% всех людей. Именно эти изменения, в которых сам автор теории отошел от четкой иерархичности, сегодня стали одной из причин критики, которой современные ученые подвергают пирамиду Маслоу.

Материал по теме

Основной причиной критики теории оказывается ее жесткая иерархичность. Многие современные исследования приходят к выводу, что, конечно, потребности влияют на нашу мотивацию, но при этом они не находятся в иерархической структуре — например: потребность в эстетическом созерцании может превосходить потребность в безопасности.

Другой причиной критики пирамиды Маслоу выступает актуальность потребностей, приведенных в классической теории. Так, в 2010 году группа исследователей эволюционной психологии предложила видоизменить верхушку пирамиды и считать наивысшими потребностями поиск партнера, удержание партнера и воспитание детей. Еще одной важной причиной критики становится то, что классическая теория не учитывает культурные различия, которые во многом могут влиять на важность и значимость потребностей.

Несмотря на критику, теория Маслоу остается популярной: ей ищут подтверждения, опровергают ее, опираются на нее. Причина довольна проста — иерархическая модель потребностей была сформулирована достаточно ясно и понятно, она легко воспринимается и отражает главные мотивы и стремления людей. Важным стоит считать и абсолютно новаторский для своего времени подход. Именно Абрахам Маслоу помог формированию гуманистического направления в психологии, ведь в его теории на первый план выходило все позитивное и уникальное в природе человека. 

Пирамиду Маслоу используют в маркетинге и рекламе — определяя потребности целевой аудитории, на ее основе разрабатывают программы поддержки для персонала. Но речь идет скорее об отсылках к теории Маслоу, а не ее классическом прочтении. 

Материал по теме

Иерархическую пирамиду можно использовать и для самоанализа, чтобы заметить и понять свои потребности. В современной психологии продолжают говорить о важности потребностей и их реализации. Так, у каждой школы психотерапии сформирован определенный пул потребностей, с которыми она работает. Например в схема-терапии фокус направлен на эмоциональные потребности (привязанность и безопасность; независимость, компетентность и идентичность; свобода выражать чувства; спонтанность и веселье; самодисциплина и самоконтроль). Логотерапия ориентируется на мотивацию к физическому выживанию, получению радости, персональной аутентичности, справедливости, к созданию смыслов. Гуманистические психологи (по Карлу Роджерсу) уделяют особое внимание вере в свое я, открытости к другим и свободе быть собой. 

Поиск стандартизированного и единого для всех списка потребностей продолжается. А теория Маслоу остается примером того, что происходит даже с самой интересной и новаторской теорией, которая не получает должного научного развития. 

  • Алия Сабирзянова

    Автор

#психология #маркетинг #теория

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Как использовать иерархию потребностей Маслоу в бизнесе и маркетинге

По определению известного западного экономиста и маркетолога Филиппа Котлера, маркетинг как набор инструментов и концепций во многом базируется на удовлетворении потребностей. Зная, как работает механизм возникновения этих потребностей, можно создавать и продвигать востребованный у конкретной аудитории продукт. Обычно для этого маркетологи используют теорию пирамиды Маслоу.

Что такое пирамида потребностей

Это упрощенное описание теории иерархии потребностей человека, которую разработал американский психолог Абрахам Маслоу. Идея в том, что у каждого человека есть множество желаний и потребностей, но все их можно разделить на пять групп.

  1. Физиологические: потребность в еде, воде, обеспечении естественных нужд человека.

  2. Потребность в безопасности. В эту группу входят как нужда не беспокоиться о своем здоровье и жизни, так и потребность быть в комфорте с психологической точки зрения. Еще в нее включают желание стабильности существования — возможность человека планировать и постепенно достигать целей.

  3. Социальные потребности. Это нужда в общении, любви, желании создать семью и заботится о других, отношения с другими людьми.

  4. Престижные. Нужда в признании значимости человека другими. Потребность в самоуважении, карьерном продвижении, возвышении над другими людьми в условных рейтингах и соревнованиях.

  5. Духовные. Поиск смысла жизни, самоидентификации, мудрости.

Маслоу считал, что человек движется по категориям потребностей, словно по лестнице: сначала удовлетворяет физиологические потребности, то есть нужду первого уровня, а затем уже у него возникает потребности следующих уровней.

Важно: никто не утверждает, что последовательность возникновения потребностей может быть только такой. Речь идет лишь о степени мотивации. Например, голодный человек может желать престижа. Но с большей долей вероятности он сначала удовлетворит потребность в еде, а уже затем будет добиваться признания от других.

Примечательно, что понятие пирамиды потребностей ввел не автор теории Маслоу. Первоисточник возникновения такого представления ученые не знают, но в научных работах часто звучит Филип Котлер — якобы он предложил модель потребностей в виде пирамиды для простоты понимания теории.

Сейчас теория трансформировалась, а маркетологи часто изображают пирамиду с большим количеством деталей. Например, делают семь ступеней:

  1. Сначала идут физиологические потребности.

  2. Потребность в безопасности.

  3. Социальная потребность — желание любви и принадлежности к какой-то группе.

  4. Потребность в признании — человек хочет добиться уважения от других.

  5. Познавательные потребности — желание изучать мир, приобретать и развивать навыки.

  6. Эстетические потребности — стремление к красоте.

  7. Духовные потребности — исследование своей личности, поиск смысла жизни.

Относиться к теории иерархии потребностей стоит с долей скепсиса, потому что ее не получается проверить научными методами, например, провести количественное исследование. Это не более чем теория, на которую можно опираться при построении маркетинговых гипотез. Но каждую из них следует проверять на практике.

Свои идеи Маслоу проверял, исследуя биографии известных творческих личностей, например, Авраама Линкольна и Альберта Эйнштейна. При этом он игнорировал тех, кто также добился больших успехов в высших ступенях пирамиды потребностей, но был лишен других благ. Например, творил или занимался философией в условиях опасности и голода.

Как используют теорию потребностей в маркетинге

Людьми в разное время движут разные потребности, считал Котлер, ссылаясь на Маслоу. Если опираться на теорию потребностей, то нет смысла предлагать голодному человеку удовлетворить потребность в любви, а тому, кто не чувствует себя в безопасности, искать смысл жизни. Опираясь на эту теорию, пирамиду Маслоу используют для анализа рынка и сегментации целевой аудитории.

Анализ рынка. Нужно определить, потребности какой целевой группы удовлетворяет товар или услуга. А затем выяснить, достаточно ли на рынке людей, находящихся на этой ступени потребностей.

Например, предприниматель решил открыть недорогой фастфуд в спальном районе — что-то простое и даже не очень качественное, но при этом значительно дешевле аналогов. По Маслоу это основание пирамиды, удовлетворение физиологических потребностей.

Значит, нужно изучить достаток и поведение потребителей: насколько они голодны, позволяет ли их доход удовлетворять потребность в пище теми продуктами, что сейчас продаются в этом микрорайоне, насколько им комфортно будет покупать пищу, которую предлагает бизнес. Узнать это можно с помощью интервью с представителями предполагаемой целевой аудитории.

Если на рынке присутствует много потребителей с низким доходом, которые не могут удовлетворить потребность в пище, то открытие точки с недорогим фастфудом — гипотеза, которую стоит проверить. Если нет, нужно или искать другой район, или переделать продукт под иные потребности целевой аудитории.

Сегментация аудитории. Опираясь на теорию Маслоу, можно сформулировать маркетинговые коммуникации и отсечь ненужную аудиторию. Например, когда ресторан приглашает на светский вечер с дегустацией вин, этим он как бы говорит: «Мы работаем только для тех, кто находится на высших ступенях пирамиды потребностей». Люди, которым нужно быстро удовлетворить голод, вряд ли обратят внимание на креатив ресторана, и бизнесу не придется тратить рекламные ресурсы на лишнее взаимодействие.

Создание креативов. Понимание, на каком уровне потребностей находится целевая аудитория, пригодится и для продвижения продукта. Зная мотивы покупателей, можно генерировать маркетинговые продукты под их нужды.

Например, если аудитория бизнеса удовлетворяет физиологическую потребность в еде, то в рекламе логично будет использовать слоганы с упором на скорость и доступность: «Накормим за одну минуту», «Работаем 24 часа». Если у аудитории потребность в познании, то привлекать ее стоит не лозунгами, а полезной рассылкой и блогом с интересными статьями.

Задача маркетинга — найти актуальную потребность и показать, как бизнес удовлетворит ее.

Чем еще иерархия потребностей может помочь бизнесу

Теорию Маслоу в бизнесе можно использовать не только для изучения и привлечения клиентов. Еще она помогает лучше понять сотрудников, разобраться, чем их мотивировать и как сделать их работу комфортнее.

Для этого в компании нужно создать систему сбора информации. Например, у соискателей уточнять мотиваторы на собеседовании, а для действующих сотрудников внедрить практику one-on-one бесед с руководителями или периодических онлайн-опросов.

Если у сотрудника не удовлетворены физиологические потребности и есть проблемы с безопасностью, бесполезно мотивировать его признанием и другими факторами с высших ступеней пирамиды, лучше подумать о повышении его дохода.

Верно и обратное — если базовые потребности сотрудника удовлетворены, а он теряет мотивацию к работе, нужно проработать другие уровни пирамиды. Например, выяснить, все ли в порядке у работника с принадлежностью к группе — принимает ли его коллектив, нет ли проблем в общении.

Если все в порядке, следует поработать с уровнями познания и признания. Может быть, предложить сложные задачи или отправить его на курсы повышения квалификации. Ведь если человеку в работе все понятно, то скоро работа ему наскучит — то есть появится потребность в познании.

Руководителю нужно постоянно отслеживать, на каком уровне в иерархии потребностей находятся его сотрудники. И регулировать их нагрузку и мотивацию. Значит, продуктивность в коллективе будет сохраняться на постоянно высоком уровне, а текучесть персонала из-за неудовлетворенности снизится.

Роман Казаков Автор медиапортала Русской Школы Управления

Маслоу 2.0: Замена пирамиды потребностей парусной лодкой потребностей

К 50-летию со дня смерти Абрахама Маслоу новая смелая книга представляет собой обновленную версию его теории потребностей, интегрируя ее с последними достижениями в области эмпирической психологии. . Но что именно представляют собой эти новые, ориентированные на рост потребности людей?

Пирамида потребностей Маслоу, несомненно, является одним из самых знаковых психологических образов. Перепечатанная бесчисленное количество раз, пирамида изображает физиологические потребности, такие как дыхание, пища и вода, в основании пирамиды. Следующий слой — это безопасность и защищенность, затем идут любовь и принадлежность, затем самооценка и уважение, а наверху — самореализация.

Как только вы его увидите, идея пирамиды потребностей останется с вами. Это интуитивно понятно, это запоминается — и это неправильно. Как изображение человеческих потребностей, пирамида потребностей Маслоу ошибочна по двум причинам: это не пирамида Маслоу . А потребности не образуют пирамиду .

Во-первых, довольно удивительно, что сам Абрахам Маслоу никогда не создавал пирамиды потребностей. Родившийся в Бруклине, штат Нью-Йорк, в 1908 году, Маслоу до сих пор считается одним из самых влиятельных психологов двадцатого века, который действительно особенно известен своей теорией человеческих потребностей. Реагируя на зверства Второй мировой войны, Маслоу хотел разработать психологию человеческого потенциала, добра в каждом из нас и того, что людям в конечном итоге необходимо для процветания.

Однако форма пирамиды нигде не встречается в трудах Маслоу. Группа ученых-менеджеров в конце 50-х и начале 60-х годов нарисовала пирамиду как мнемонический знак для менеджеров, стремящихся к «максимальной мотивации при минимальных затратах». Таким образом, пирамида не имеет ничего общего с самим Маслоу, а скорее культовая форма, распространенная через учебники по менеджменту и бизнес-консультанты, стремящиеся продать пирамиду как инструмент для извлечения мотивации из ничего не подозревающих сотрудников.

Во-вторых, научное сообщество уже несколько десятилетий назад осознало, что, хотя у людей, безусловно, могут быть психологические потребности, эти потребности не выстраиваются в четкую иерархию. Кроме того, список потребностей, представленный Маслоу, был оспорен более новыми, более эмпирически подтвержденными теориями.

В смелой новой книге под названием Transcend — The New Science of Self-Actualization психолог Скотт Барри Кауфман стремится снова сделать Маслоу актуальным, сохранив здоровое ядро ​​своей теории, интегрируя свои идеи с разработками эмпирической психологии. которые произошли за пять десятилетий с тех пор, как Маслоу скончался в Менло-Парке, Калифорния, 8 июня 19 года.70, когда его страстное желание пересмотреть свою теорию было неудачно остановлено из-за сердечного приступа со смертельным исходом.

Кауфман утверждает, что та часть теории Маслоу, которая выдержала испытание временем, — это различие между двумя типами потребностей. Во-первых, это потребности дефицита , которые доминируют в нашей мотивации и перевешивают любые более высокие потребности, когда их срочно не хватает. Если я под водой и мне начинает не хватать кислорода, самореализация — не первое, о чем я думаю. Единственная потребность, которая меня волнует, это необходимость снова дышать. Чем более сомнительной становится физическая потребность, тем больше она занимает наш разум. Голод — мощная мотивация. Однако, пока мой доступ к воде, еде и крову кажется безопасным, я мало о них думаю. Таким образом, дефицитные потребности активизируются главным образом тогда, когда нам их не хватает.

Однако человеческое существование — это не просто пассивная реакция на недостатки. Как незабываемо сказал персонаж фильма Соломон Нортап в «, 12 лет рабства, »: «Я не хочу выживать. Я хочу жить.» Мы, люди, не просто машины для выживания, а активные и ориентированные на рост люди, стремящиеся принять вызов, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У человека есть тенденция к самореализации, «актуализации в том, чем он является потенциально», как выразился Маслоу. В этом стремлении реализовать себя мы руководствуемся тем, что Маслоу назвал потребностями роста. В то время как потребности дефицита обусловлены страхами, тревогами и стремлением погасить то, чего нам не хватает, потребности роста тянут нас к тому, что мы находим интригующим и ценным. Они являются источниками внутреннего удовлетворения, к которым нас тянет, когда нам не нужно беспокоиться о простом выживании.

Пирамида не отражает этого фундаментального различия между дефицитом и потребностями роста. Вместо него Кауфман предлагает парусник. Жизнь — это не проект или соревнование; это путешествие по «огромному голубому океану, полному новых возможностей для смысла и открытий, но также опасностей и неопределенности». Корпус лодки — это то, что удерживает нас на плаву, обеспечивая защиту от волн. Он представляет дефицит потребностей, необходимых для выживания. Кауфман предлагает три таких потребности: чувство безопасности, чувство принадлежности и не быть отвергнутым другими, а также защита нашей самооценки. Другими словами, нам нужно чувствовать себя в безопасности как в физической сфере, так и в сфере межличностных отношений, а также в наших отношениях с самими собой.

Но одного защитного тела недостаточно для реального движения. Кауфман цитирует Сенеку: «Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет попутным». Что нам нужно сделать, так это открыть свой парус и осмелиться принять жизнь и направить наши усилия на актуализацию самих себя. Что касается потребностей, ориентированных на рост, Кауфман снова предлагает три: исследование, любовь и цель. Мы исследуем окружающую среду только ради удовольствия, мы хотим чувствовать глубокую связь и любовь с другими, и мы ищем цели, достойные достижения, чтобы активизировать нашу деятельность. Таким образом, потребности роста не изображаются в виде пирамиды, на которую нужно взобраться; в конечном счете, они о том, чтобы открыться жизни, осмелиться относиться к жизни как к поиску. Конечно, чем крепче корпус, тем легче смело раскрывать паруса.

Однако я осмелился бы выйти за рамки вклада Кауфмана, предложив еще три потребности, чтобы заполнить парус лодки. В 1970 году, в том же году, когда Маслоу скончался, Эдвард Деси, молодой психолог, вдохновленный Маслоу, получил докторскую степень в Университете Карнеги-Меллона. Вскоре к нему присоединился Ричард Райан, и этот динамичный дуэт профессоров, руководствуясь масловианским видением людей как внутренне мотивированных существ, активно следующих своим внутренним мотивам, целям и ценностям, основал Теорию самоопределения. Исследования вокруг этой теории резко возросли, особенно за последние два десятилетия, когда количество эмпирических статей по теории исчисляется тысячами, и она применяется в самых разных контекстах: от образования, психологии труда и спортивного коучинга до пропаганды здорового образа жизни и воспитания детей. , и это лишь некоторые из них. Это сделало теорию самоопределения одной из наиболее эмпирически подтвержденных теорий мотивации и благополучия, доступных в психологии.

В основе теории лежит идея о том, что у людей есть три психологические потребности: автономия, компетентность и привязанность. Автономия как потребность связана не с независимостью и обособлением от других, а с чувством воли: нам, людям, нужно чувствовать, что мы являемся авторами своей собственной жизни, одобряя свои собственные действия, а не вынуждены что-то делать. Компетентность — это чувство удовлетворения, которое мы получаем, когда учимся и становимся лучше в чем-то, а также чувство мастерства от того, что мы находимся на вершине своей игры и добиваемся цели. Родственность — это глубокие, взаимовыгодные отношения в жизни. Доказано, что хроническое неудовлетворение этих потребностей вредит нашей мотивации, приводя к отклонениям, депрессии и другим психологическим отклонениям. Однако удовлетворение трех потребностей в сотнях исследований было связано с повышением активности и вовлеченности, повышением внутренней мотивации и улучшением самочувствия.

Мое личное знакомство с теорией самоопределения началось на речном теплоходе в Москве в 2012 году. Посещая конференцию по психологии, я только что услышал программную речь профессора Райана, когда увидел его в баре на речном теплоходе, где проходил обед на конференции. Ручной. Я решил подойти к нему. Оглядываясь назад, он отнесся ко мне на удивление ободряюще, учитывая, что я был студентом, который только что впервые услышал о теории, которую он и сотни других разрабатывали десятилетиями, и в наивной юношеской гордыне я уже предлагал дерзкую ревизию вся теория.

Короче говоря, полгода спустя я вместе с семьей сел на самолет в Рочестер, штат Нью-Йорк, чтобы переехать туда и присоединиться к группе исследования мотивации Райана и Деси. Мое собственное исследование было сосредоточено главным образом на психологических потребностях и смысле жизни, чтобы продемонстрировать, что три потребности в автономии, компетентности и родственности важны не только для нашего чувства благополучия, но и для нашего чувства смысла жизни. Они действительно кажутся высшими потребностями, которые Маслоу пытался определить, которые выходят за рамки простого выживания и указывают путь к тому, что делает нашу человеческую жизнь действительно стоящей.

В исследовании смысла жизни мне посчастливилось жить в то время, когда это стало законной темой для эмпирических исследований, когда появилось множество новых исследований природы и источников смысла. Здесь психологическая наука, наконец, стремится воплотить в жизнь видение Маслоу. Он не довольствовался простым перечислением психологических потребностей людей. В более поздние годы он работал над гуманистической революцией в психологии. В одном из этих черновиков Маслоу признается, что его конечная цель — изложить «последствия открытия того, что человек имеет высшую природу и что это является частью его сущности». Он хотел работать над созданием мира, в котором каждый из нас иметь средства, чтобы превзойти простое стремление к выживанию и лучше соприкоснуться с тем, что находится выше нас.

Послание Маслоу к нам, сформулированное Кауфманом, состоит в том, что «каждый из нас способен к трансцендентности в этой короткой, страдающей, но иногда чудесной жизни». Лучшие ангелы нашей природы уже живут внутри каждого из нас. Как выразился Маслоу, «люди могут быть прекрасными благодаря своей человеческой и биологической природе». Нам просто нужно убедиться, что каждый из нас находится в безопасном месте, где поддерживается врожденная тенденция к росту и удовлетворяются наши основные потребности. Худшие качества человека — пассивность, эгоизм, агрессивность — обычно являются реакцией на то, что его основные потребности слишком долго не удовлетворялись.

Маслоу хотел демократизировать возможность жить ориентированной на рост жизнью, устранив препятствия на пути к ней, такие как материальный дефицит, эмоциональная холодность и институты, разрушающие наши мечты. Это наследие Маслоу, за которое стоит бороться: создать культуру и институты, поддерживающие способность каждого из нас расти и становиться лучшими версиями самих себя. Это делается путем обеспечения того, чтобы как можно больше людей могли расти, жить и работать в среде, которая способствует удовлетворению наших основных психологических потребностей.

Хотите читать больше подобных сообщений? Присоединяйтесь к моему списку рассылки, чтобы получать обновления о новых сообщениях:

Никакого спама, только рассылка при появлении новых сообщений. Вы можете отказаться от подписки в любое время.

Обработка…

Успех! Вы в списке.

Упс! Произошла ошибка, и мы не смогли обработать вашу подписку. Пожалуйста, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Нравится:

Нравится Загрузка…

4 Различия между пирамидой Маслоу и базовыми психологическими потребностями из теории самоопределения

4 Различия между пирамидой Маслоу и базовыми психологическими потребностями из теории самоопределения

«Пирамида Маслоу» — одна из самых известных идей в психологии. Абрахам Маслоу сформулировал основу этой идеи в своих публикациях «Теория мотивации» (1943) и «Мотивация и личность» (19).54).

Короче говоря, эта идея подразумевает, что у людей есть иерархически упорядоченные основные потребности, необходимые для здорового развития. Эта идея оказалась интуитивно привлекательной, поскольку стала очень популярной как в психологии, так и за ее пределами. О том, что он популярен в психологии, свидетельствует тот факт, что его практически нет ни в одном вводном справочнике по психологии. О том, что он стал популярным за пределами психологии, свидетельствует, среди прочего, тот факт, что шутка, в которой Wi-Fi была добавлена ​​как новая базовая потребность в

Пирамида Маслоу сразу понятна почти всем. Поэтому неудивительно, что мы регулярно получаем вопросы о том, чем пирамида Маслоу отличается от господствующей сейчас в психологии теории мотивации — теории самоопределения (SDT, см. Ryan & Deci, 2017). В конце концов, эта теория также постулирует основные потребности, необходимые для здорового развития. Ниже я отвечаю на этот вопрос с 4 разных точек зрения.

Теория Маслоу

Маслоу сформулировал 5 категорий человеческих потребностей, которые, по его мнению, были иерархически упорядочены. На рисунке ниже показаны эти потребности в их предполагаемом пирамидальном расположении.

Пирамида Маслоу предполагала, что физиологические потребности, такие как достаточное количество кислорода, пищи, воды и т.п., являются самыми основными потребностями человека. Он заявил, что это дефицитных потребностей . Под этим он имел в виду, что если они недостаточно выполнены, им отдается высший приоритет. Если они должны быть выполнены, то внимание человека по Маслоу переключается на уровень вверх. Уровень потребности в безопасности. И так работает вверх. Согласно Маслоу, психологические потребности становятся важными только после того, как удовлетворены «базовые потребности», а самоактуализация становится важной потребностью только тогда, когда удовлетворены все основные потребности.

Три основные психологические потребности из теории самоопределения 

Эти три универсальные базовые психологические потребности из ТСД: 

  1. потребность в автономии : потребность иметь возможность выбирать для себя то, что вы делаете, иметь возможность поддерживать то, что вы делаете, иметь возможность делать то, что вы считаете интересным или важным.
  2. потребность в компетентности : потребность чувствовать себя эффективным, способным и становиться лучше в деятельности, которой мы занимаемся в нашей жизни и которая важна для нас.
  3. потребность в родстве : потребность чувствовать связь с другими, принадлежать, чувствовать, что другие заботятся о вас и иметь возможность что-то значить для других.

Пирамида Маслоу и теория самоопределения имеют нечто общее. То есть оба основаны на базовых потребностях человека, необходимых для здорового развития. С точки зрения содержания, также, по-видимому, существует определенное существенное совпадение между потребностями Маслоу и теорией самоопределения. Поэтому совершенно очевидно, что люди задаются вопросом, в чем сходство и различие между Маслоу и теорией самоопределения. Но различия существенны. Ниже я описываю 4 важных отличия.

1. Существуют значительные различия 

На первый взгляд, между Маслоу и SDT есть существенные сходства. Потребность в награде и любви напоминает потребность в отношениях. Но существенные различия между обоими наборами потребностей больше, чем может показаться на первый взгляд. Прежде всего, SDT фокусируется только на основных психологических потребностях, в то время как Маслоу также фокусируется на других, таких как физиологические потребности.

Во-вторых, Маслоу считает потребность в самоуважении базовой, а ТСД — нет. SDT рассматривает потребность в самооценке как замену потребностям. Это означает, что эта потребность проявляется только тогда, когда фрустрируется выполнение основных потребностей (автономия, компетентность, связанность). В более широком смысле потребности в признании и признании не близки к базовым потребностям SDT, а скорее напоминают потребность в статусе, которая представляет собой внешнее стремление, связанное с неудовлетворенностью основных потребностей.

В-третьих, потребность в самореализации не отражена в СДТ. В то время как Маслоу рассматривает самоактуализацию как потребность, СДТ рассматривает самоактуализацию как описание того, что происходит, когда удовлетворяются три основные потребности.

2. Маслоу предполагает иерархию, а СДТ – нет

Еще одно важное отличие состоит в том, что Маслоу предполагает иерархию потребностей, а СДТ – нет. Маслоу считает, что его «высшие» потребности становятся важными только тогда, когда удовлетворены «низшие» потребности. SDT предполагает отсутствие последовательности. Три основные потребности важны на протяжении всей жизни, и нет никакой приоритетности в отношении того, насколько они важны. SDT также предполагает отсутствие строгого иерархического порядка между базовыми психологическими потребностями и другими базовыми потребностями (такими как потребность в безопасности и материальном благополучии).

SDT заявляет, что даже в (например) небезопасных ситуациях и ситуациях крайней бедности и голода людям по-прежнему необходимы автономия, компетентность и солидарность для надлежащего функционирования и благополучия.

3. Маслоу сосредотачивается на силе потребностей, а SDT на степени удовлетворения потребностей

Маслоу предполагает (как и многие другие теоретики мотивации), что сила потребностей является предиктором благополучия и функционирования людей. СДТ этого не делает. SDT предполагает, что степень, в которой человек чувствует, что потребности удовлетворяются, является предиктором благополучия и функционирования независимо от того, насколько сильны эти потребности. То, что могут быть различия в силе потребностей, не отрицается в SDT. Но SDT предполагает, что эти различия в силе связаны со степенью, в которой потребности были фрустрированы в прошлом.

4. Большая эмпирическая поддержка ТСД, небольшая поддержка Маслоу

Маслоу был основателем и представителем движения гуманистической психологии. Одной из сильных сторон этого движения было выдвижение множества новых идей о психологии. Была слабость в проверке этих идей с помощью хороших научных исследований. Было проведено мало хороших исследований пирамиды Маслоу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts