www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Потребности в психологии, взгляды Симонова и Леонтьева.
Потребности в психологии это? Классификация Симонова П.В. Взгляды Леонтьева А.Н. Определения. Связь с мотивами. Ошибки в понимание потребностей.
Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас с Вами продолжение цепочки статей, раскрывающих психические процессы человека. И поговорим мы с Вами о потребностях!
Блок 1. Потребности. Что хочет человек?
Если бы такой вопрос задали бы интервьюеры на улице прохожим, то полученные ответы вполне могли бы звучать подобным образом. При этом каждый пункт предполагает, что человек этого хочет не только для себя лично, а также и для «СВОИХ», количество которых может разниться от одного человека до всего населения нашей планеты. Чаще всего, «СВОИ» — это нуклеарная семья. Перечисленные ниже потребности не являются организованными в иерархии, а представляют собой обычное перечисление.
- Быть в безопасности. Чтобы никто и ничто не угрожало жизни и здоровью. Как для себя, так и для «СВОИХ».
- Есть и пить вкусно, много, качественно, разнообразно.
- Опорожнять кишечник и мочевой пузырь без задержек в комфортном месте.
- Секса. Разнообразного качества, количества и с разными партнерами.
- Здоровья.
- Денег.
- Зрелищ. Побольше грандиозности, масштабности. Путешествий. Развлечений.
- Столкновение с чем-то новым, порождающим положительные эмоциональные переживания.
- Получать удовольствие.
- Быть в комфорте, наличие благополучия.
- Чувствовать свою индивидуальность. Это и профессиональные занятия, и хобби, и увлечения. Самореализация.
- Разнообразных событий, чтобы было интересно. Для ощущения потока жизни. «Прыжки» по событиям.
- Испытывать легкий стресс, напряжение, которое быстро проходит. Чтобы жизнь не казалась полностью беззаботной.
- Чувствовать себя важным и значительным.
- Чувствовать себя лучше других.
- Уважения и почитания со стороны окружающих.
- Быстро избавляться от возникающих неудобств, дискомфорта (физического и психологического характера).
- Любви. Нежности. Дружеского отношения. Заботы.
- Преодолевать трудности, барьеры. Размер и высота барьеров варьируют в зависимости от уровня энергетики субъекта.
- Признания своих трудов и достижений.
- Говорить и быть услышанным.
- Справедливости по отношению к себе.
- Чтобы кто-то искренне заботился о нем и самому проявлять заботу о ком-то.
- Убежать от выбора, от необходимости делать выбор.
- Делать добро. Даже в тех случаях, когда объект всего лишь один человек или, например, представитель флоры или фауны.
- Отсутствие ограничений со стороны окружающего мира, в том числе социума.
- Соответствовать социальным ожиданиям значимой группы людей. Быть в тренде, в моде.
- ВЛАСТИ. Влияния. Возможности оказывать воздействие на поведение людей.
- Быть в состояние измененного (подавленного или сверх возбуждённого, частично отключенного) сознания. Отключить социальный цензор. Это алкоголь, курение, наркотики, стимуляторы, ингибиторы, виды деятельности, занятия, сопряженные с риском.
Блок 2. Потребности. Чего не хочет человек?
- Испытывать угрозу существования.
- Быть объектом насилия.
- Испытывать боль.
- Испытывать жажду и голод.
- Испытывать сексуальную депривацию.
- Одиночества.
- Испытывать разочарование.
- Испытывать унижения.
- Испытывать страдания душевные и физические.
- Испытывать дискомфорт. Чувствовать себя нехорошо.
- Жить скучно, серо.
- Испытывать тоску, печаль.
- Испытывать бессилие.
- Чувствовать себя ущербным.
- Напрягаться, делать что-то, что требует существенных усилий воли.
- Быть изгоем.
- Критики.
- Болезней.
- Умереть.
- Неуважительного отношения к себе.
- Быть бедным.
- Ненависти со стороны окружающих.
- Несправедливости по отношению к себе.
- Глубоко и целенаправленно думать, размышлять.
- Брать на себя ответственность, обязательства.
- Наказаний.
- Ограничений условной свободы.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 3. Потребности. Определения.Давайте дадим определения ключевым понятиям!
3.1. Что такое инстинкт?Инстинкт — это генетически детерминированное автономное влечение, обладающее значительной силой, которое реализуется в виде последовательных определенных поведенческих актов, направленных на обеспечение, сохранения и продолжения жизни субъекта.
3.2. Что такое нужда?Нужда — это переживание отсутствия ресурсов, необходимых для продолжения жизнедеятельности.
3.3. Что такое потребность?Потребность — это осознанная либо неосознанная необходимость в изменении своего психического и физиологического состояния через получение/сохранение доступа к внешним ресурсам (объектам, взаимодействиям), к внутренним ресурсам (мыслям, переживаниями), а также через избавление от доступа к ресурсам.
Потребности человека не только формируются в процессе индивидуального развития на основе генетически и/или культурно опосредованных предпосылках.
Потребности жестко предопределены и детерминированы необходимостью выживания.
Предпосылки в свою очередь лишь создают потенциальные возможности для возникновения и актуализации потребностей. Реализованные потребности в свою очередь становятся предпосылками для формирования новых потребностей. Жизнедеятельность человека отсекает какие-то возможности, но в тоже время открывается перспектива!
Например, потребность в курении у человека возникает только после того, как возник некий опыт курения, а потребность, которая стала источником данного опыта, представляла из себя осознанную либо неосознанную необходимость подростка в общении, самоутверждении, сопричастности референтной группе, например, своих друзей, лидеров своего отряда в лагере отдыха.
Блок 4. Потребности. Классификация по Симонову П. В.
Существуют разнообразные классификации потребностей человека. Так Симонов П. В. предложил собственную классификацию в рамках потребностно- информационного подхода, эволюционного подхода. Классификация опирается на данные психофизиологии, нейрофизиологии, психофармакологии, нейрохимии, зоопсихологии, нейробиологии.
Данный подход к проблеме достаточно всеобъемлющий, учитывает множество экспериментов, которые были проведены на животных. Потребности по Симонову различаются по происхождению. Могут быть витальные, зоосоциальные и саморазвития.
4.1. Витальные потребности.1. Пищевая и питьевая.
2. Оборонительные. Пассивно-оборонительные (страх, тревожность). Активно-оборонительные (агрессия).
3. Гомеостатические потребности (дыхание, кровообращение, терморегуляция, регуляция сна и бодрствования).
4. Экономия сил (лень).
5. Груминг (уход за телом).
4.2. Зоосоциальные потребности.1. Половые (субъект выступает в качестве брачного партнера). Потребность в сексе.
2. Родительское поведение (субъект выступает в качестве родителя или ребенка).
3. Территориальное поведение (субъект выступает в качестве хозяина территории или пришельца).
4. Сопереживания (способность постижения психологического состояния другого субъекта с помощью отражения в собственном эмоциональном опыте).
5. Формирование групповой иерархии (субъект выступает в качестве лидера или ведомого). Потребность в получении ВЛАСТИ. Потребность занять определенное место в обществе.
6. Потребность следовать нормам (субъект, нарушающий нормы будет наказан). Нормы поведения, нравственные, эстетические. Законодательные нормы. Усвоенные нормы становятся поведенческими шаблонами.
4.3. Потребности в саморазвитии ориентированы в будущее.1. Исследовательское поведение. Потребность в получение новой информации.
2. В свободе. В свободе передвижения. В свободе выбора.
3. Потребность в вооруженности. Подражательное поведение. Потребность управлять событиями. Потребность быть компетентным. Имитационное или подражательное поведение приводит к формированию навыков и умений. Язык с речью – это следствие подражания ребенка взрослым людям.
4. Потребность в вооруженности. Игровое поведение также формирует навыки и умения. Потребность в спорте, в занятиях определенными физическими упражнениями. Игровое поведение развивает логику, способность к творчеству, воображение.
Все эти потребности не являются объективными иерархическими построениями по типу спирали, пирамиды. Нет монолитной зависимости возникновения одних потребностей от удовлетворенности других. Одни потребности не являются объективно высшими по сравнению с другими у человека. Так, например, потребность в групповой иерархии может оказаться сильнее потребностей: пищевой, питьевой, половой.
Утверждение, что всем людям сначала нужна еда, секс и развлечения не выдерживает научной критики.
Так, «обычный» человек, план поведения которого ранее формировался витальными, частично зоосоциальными потребностями и в саморазвитии, при смене жизненного контекста способен трансформироваться в сжатые сроки при актуализации ранее не свойственных ему потребностей, которые начинают доминировать над другими.
Заказать тренинг «Победить начальника»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 5. Потребности. Взгляды А. Н. Леонтьева.А. Н. Леонтьев различал потребности:
«В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде».
5.1. Потребность и мотив.
Потребности проявляются в деятельности в конкретной ситуации и выражаются в предмете, становятся ключевым фактором, влияющим на формирование мотивов человека.
Статья «Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?»
Мотив поведения определяется направлением реализации потребности. На один и тот же мотив оказывают влияние несколько потребностей.
5.2. Субъективная иерархия потребностей.Существует собственная иерархия потребностей у отдельного субъекта. В конкретный промежуток времени та или иная потребность является доминантной. Происходит смена потребностей в зависимости от изменений контекстов, жизненных ситуаций. И процесс этот динамичный. Личность переживает свои потребности с помощью эмоций, которые окрашивают также желания, интересы. После реализации потребности возникает эмоциональная оценка степени и качества удовлетворения. Потребности взаимосвязаны с системой ценностей личности и происходит смена доминант в их взаимовлияниях.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»
Так, желание общения с другом Васей определено ценностным наполнением такого общения. В этом общении удовлетворяются потребности в экономии сил, исследовательские, сопереживания, в свободе, подражательном поведении. Если Вася – друг, он ценен и важен, то после какой-то разлуки острее осознается желание в общении с ним. Если потребность была удовлетворена и с другом Васей вместе провели субъективно значимое время, то ценность такого общения снижается, что влияет на смену деятельности. В силу того, что для человека потребности имеют конкретное выражение в виде желаний, часть потребностей может и не осознаваться.
5.3. Овеществление потребностей.Потребности человека принимают форму, наполняются содержанием в процессе жизнедеятельности в обществе, благодаря в большой степени осознанию. Происходит эволюция потребностей в течении жизни человека. Чем в большей степени личность становится включенной в разнообразные межличностные и общественные отношения, тем в большей степени дифференцированы потребности. Именно деятельность человека является формой проявления потребностей, реализации их. Принцип такой: «когда я увижу, что ты делаешь в течении продолжительного времени, смогу сделать предположение о твоих потребностях».
5.4. Ошибки в понимании потребностей.Говорить о том, что существуют биологические и социальные потребности у человека не совсем корректно в тех случаях, когда речь идет не о новорожденных и больных с патологиями мозга. Любая так называемая биологическая потребность опосредована социумом. А с другой стороны так называемые социальные и идеальные потребности имеют в основе филогенетическую природу, предопределяются генетическим эволюционным эхом. Тем не менее данное разделение прочно закрепилось в культуре в виде штампа. Осознание этого стереотипа поможет продвинуться в понимание личности человека, выявления и дифференцирования его потребностей.
На этом мы остановимся! Тема до конца и не раскрыта, но мы ограничены рамками блога. Вы познакомились с кратким изложением темы про потребности человека. В тоже время основные положения здесь представлены и полагаю, что этого будет достаточно для общего понимания, если Вы не специалист в области психологии!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки этой статье, пусть Ваш позитив будет отражением Ваших установок в жизни! И напишите свой комментарий, поделитесь с людьми своим мнением, это важно, поверьте!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Якимов Владислав! Пока!
Все статьи сайта
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
потребностей | Психология Вики | Фэндом
в: Маркетинг, оценка, потребности
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.
Содержание
- 1 Психологическое определение
- 2 Определение объектива
- 3 Другие представления
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
Психологическое определение
Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.
Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.
Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.
Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или в разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.
Объективное определение
Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности человека отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.
По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.
Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:
- Достаточное питание и вода
- Соответствующий защитный кожух
- Безопасная рабочая среда
- Безопасная физическая среда
- Надлежащая медицинская помощь
- Безопасность в детстве,
- Значимые первичные отношения с другими
- Физическая безопасность
- Экономическая безопасность
- Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
- Надлежащее базовое и межкультурное образование.
Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».
Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.
Другие представления
Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.
В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги
Профессор Дьердь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или его/ее удовлетворяющих факторов), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие).
Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-всеобщим и общесознательным существом, и д) человек свободен.В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, изложенные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]
Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.
Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.
См. также
- Мотивация достижений
- Мотивация членства
- Биологический императив
- Тяга
- Внешняя мотивация
- Основные потребности человека
- Потребности службы здравоохранения
- Человеческие данности
- Внутренняя мотивация
- Иерархия потребностей Маслоу
- Система потребностей Мюррея
- Потребность в удовлетворении
- Необходимость утверждения
- Потребность в познании
- Оценка потребностей
- Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
- Иерархия потребностей Невиса
- Воспитание
- Психологические потребности
- Специальные потребности
- Анализ потребностей в обучении
Ссылки
- ↑ 1. 0 1.1 «Necesidades humanas» — Хулио Болтвиник (на испанском языке)
- ↑ cnvc:: Домашняя страница Центра ненасильственной коммуникации
- ↑ cnvc:: Список потребностей
Дополнительная литература
- Ян Гоф (1994) Экономические институты и удовлетворение человеческих потребностей . Журнал экономических вопросов. об. 28, нет. 1 (9 марта), стр. 25-66.]
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Основные психологические потребности – что нам нужно, чтобы чувствовать себя в этом мире как дома
Ежедневно мы соприкасаемся со своими физическими потребностями. Неудобные ощущения, такие как усталость или голод, — это способы, которыми наше тело призывает нас удовлетворить наши потребности. Психологические потребности направляют нас аналогичным образом – когда они не удовлетворяются, возникают неприятные эмоции. Но по сравнению с нашими физическими потребностями их игнорирование не влечет за собой прямых фатальных последствий. Это становится проблемой: в конечном итоге мы становимся менее опытными в решении наших психологических потребностей.
В современной психологии существуют разные теории относительно точного количества и типов основных психологических потребностей. Некоторые предлагают определенную иерархию психологических потребностей, в то время как другие постулируют сочетание многих различных эквивалентных потребностей. Широко известный подход психолога Клауса Граве особенно хорошо основан на эмпирических данных. Он содержит следующие четыре основные психологические потребности
1. Потребность в привязанности
Наша потребность в привязанности играет особенно важную роль в первые несколько лет нашей жизни, когда наше выживание зависит от помощи других. Если у нас есть опекун, на которого мы можем положиться (например, мать или отец), мы создадим основу доверия не только к ним, но и к другим людям и отношениям в целом. Без надежного контактного лица в первые несколько лет шансы на развитие расстройства привязанности или психологического расстройства в более позднем возрасте выше. Наш первый опыт взаимоотношений формирует нас на всю оставшуюся жизнь.
Даже годы спустя, когда мы становимся взрослыми и самостоятельными, наша потребность в привязанности играет важную роль в нашем благополучии. Иногда, может быть, вы также боролись с ситуациями, когда вы чувствовали себя одиноким или скучали по кому-то? В эти моменты, вероятно, ваша потребность в привязанности дает о себе знать.
2. Потребность в ориентации и контроле
Чувствуя связь и защиту со стороны нашего контактного лица, мы вскоре становимся любопытными и развиваем новые желания, в том числе: способность самостоятельно формировать свою жизнь, понимать и влиять на наше окружение и принимать собственные решения.
Мы нарушаем эту потребность, когда постоянно переживаем, что ситуации вокруг нас непредсказуемы, или когда начинаем верить, что не можем влиять на происходящее вокруг нас. В нашем детстве может возникнуть неудовлетворенная потребность, когда, например, отсутствие справедливых и последовательных правил, которые в противном случае могли бы дать нам руководство, вызывает ощущение непредсказуемости всех вещей вокруг нас. Точно так же во взрослой жизни такие события, как смерть любимого человека или неоднократная потеря работы, могут испортить веру в то, что мы действительно контролируем свою жизнь.
3. Потребность в повышении самооценки
Наверняка вы испытывали, как приятно достигать личных целей или получать комплименты за что-то важное для вас. Это ваша потребность в «повышении самооценки», чтобы зайти поздороваться. Это стремление, знакомое нам с детства, воспринимать себя как компетентных, хороших и ценимых другими. Эта потребность удовлетворяется по-разному: например, если мы растем в среде, которая верит в нас и признает усилия, которые мы вкладываем в вещи. В то же время мы знаем, и люди сообщают нам, что наши неудачи не уменьшают нашу ценность, а скорее помогают нам расти и учиться. Мы все знаем, как сложно полностью удовлетворить эту потребность — по-настоящему поверить в свою самооценку.
4. Потребность в увеличении удовольствия и избегании боли
Увы, прокрастинация! Уклоняться от своих обязательств часами напролет, не ходить в спортзал, заниматься меньше, чем планировалось изначально… Все это на первый взгляд кажется ленью, а на самом деле это в первую очередь самое нормальное выражение базовой человеческой потребности. Все мы с момента рождения стремимся к приятным впечатлениям, таким как прием пищи, отдых, занятия хобби и т. д. Эти вещи делают нас счастливыми и довольными окружающим миром.
Однако умение справляться с неприятными ощущениями и ответственностью является очень важной вехой взросления. Преодоление этих ситуаций в определенной степени побуждает нас к достижению наших долгосрочных целей. Если мы хотим получить хорошую оценку, в какой-то момент нам придется научиться мотивировать себя — и при этом выдерживать приемлемый уровень неположительных эмоций.
Удовлетворение потребностей делает человека удовлетворенным
На самом деле все просто. Если наши основные потребности удовлетворены, мы чувствуем себя хорошо. Мы испытываем положительные чувства, такие как радость, удовлетворение или гордость. Может быть, вам знакомо чувство комфорта и радости, когда вы снова видите важного человека спустя долгое время? Скорее всего, именно в этот момент ваша потребность в привязанности удовлетворяется. Точно так же вы, вероятно, также знаете удовольствие от путешествия, чувствуя себя далеко, независимо и свободно? Здесь ваша потребность в контроле приносит заслуженное удовлетворение.
Ваши потребности не могут быть удовлетворены 24/7
Конечно, мы не можем постоянно и оптимально удовлетворять наши основные потребности. В определенных ситуациях и фазах жизни, например, после переезда в новый город или расставания, наши основные потребности могут быть временно нарушены. Обычно со временем мы можем создать необходимые условия, чтобы вернуться к нормальной жизни и удовлетворить все наши потребности. Например, найти новых друзей или связаться со старыми друзьями.
Тем не менее, эти трудные этапы необходимы для повышения личного роста и обучения, время от времени. Кроме того, в такие моменты мы больше, чем когда-либо, обретаем уверенность в себе и своих способностях справляться с трудностями, которые встречаются на нашем пути.
Желания, которыми регулярно пренебрегают, говорят о другом
Хитрость заключается в том, чтобы выяснить, насколько много: если основные потребности не удовлетворяются постоянно, это сопровождается не только устойчивыми негативными чувствами и напряжением, но и повышенным предрасположенность к психическим расстройствам. Если наша потребность в привязанности фрустрируется в течение длительного времени, например, из-за отсутствия социальных контактов, мы с большей вероятностью будем страдать от острого чувства одиночества. И это может усилить развитие депрессивного расстройства.
Еще одна проблема возникает, когда различные основные потребности в долгосрочной перспективе противоречат друг другу. Например, вступление в новые отношения удовлетворяет потребность в привязанности и в то же время нарушает потребность в самостоятельном контроле.
В этих случаях важно обратиться к своим желаниям и признать их, а также подумать, как мы можем примирить наши индивидуальные потребности.
Почему неудовлетворенные потребности нашего детства тяжелее
Проблематично, когда наши основные потребности постоянно не удовлетворяются в детстве. Может быть, мы чувствовали, что не можем ни на кого положиться, или чувствовали, что другие постоянно обесценивают нас. В этом случае наши потребности оставались постоянно активными и временами контролировали наше поведение — очень похоже на то, как неудовлетворенные физические потребности, такие как голод или жажда, не исчезают просто так. Они даже делают нас менее восприимчивыми к моменту, происходящему вокруг нас.
Если в детстве наша потребность в самоуважении сильно фрустрируется, мы можем чрезмерно сосредоточить свое поведение на ее удовлетворении, например, стремясь к выдающимся успехам.
Прошлое уже нельзя изменить. Но мы все еще можем справляться со своими неудовлетворенными потребностями из раннего детства и находить здоровые, удовлетворяющие решения о том, как справляться с ними сегодня. Вот почему это важная тема практически в любой психотерапии.
Джек ищет настоящую любовь, Джилл предпочитает путешествовать в одиночестве
Хотя у всех нас одинаковые потребности, важность каждой потребности сильно различается для каждого человека. Одни потребности просто важнее для нас, чем другие. В равной степени то, какие стратегии лучше всего удовлетворяют эти потребности, зависит от нашего опыта обучения и нашей личности. В то время как автономия одного человека священна, и путешествия в одиночку в течение нескольких недель подряд — лучший способ зарядить свои батареи, другой человек предпочитает интимные, стабильные отношения «времени наедине».
Кроме того, значимость индивидуальных потребностей может увеличиваться или уменьшаться на определенных этапах жизни. Одним из примеров этого является желаемое отделение от родительской опеки, которое обычно начинается с полового созревания: здесь потребность в самоопределении особенно сильна, а потребность в привязанности к опекунам, матери и отцу, временно отходит на задний план. Иными словами, потребность в самоопределении превращается во временный приоритет.
Первый шаг к самореализации: понимание и определение наших потребностей
Для вашего благополучия важнее всего узнать себя и свои потребности. Чтобы узнать, что поддерживает вас в их удовлетворении. Ваши чувства дают вам важную подсказку.
Шаг #1 : В каких ситуациях вы чувствуете себя особенно довольным или умиротворенным? Среди близких друзей? Когда вы достигаете чего-то важного для вас? Когда ты прижимаешься к кровати с книгой?
Шаг № 2 : Подумайте, какая потребность может возникнуть в таких ситуациях.