Потворствующая гиперпротекция это: Рекомендации родителям от воспитателя Сергухиной И.А.

Рекомендации родителям от воспитателя Сергухиной И.А.

Одной из самых существенных проблем современного (да и не только современного) российского общества часто называют инфантилизм. Особенно  это касается поколения, чье детство прошло  в 90-х — разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве. Гиперопека, или гиперпротекция — чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Традиционно выделяют два типа гиперопротекции — потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперпротекция

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ошибкой в формировании детской психологии заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще — один из родителей). Для такого ребенка  характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты  характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям — когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка. Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче, оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте. Такого ребенка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребенка при таком типе взаимоотношений мнимая — развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в пределах узкой группы — членов семьи, в то время как в прочих коллективах  он испытывает серьезные трудности.

Этот тип отношений соотносится с либеральным типом воспитания — попустительство в поведении ребенка и идеализация его черт.

Доминирующая гиперпротекция

Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.  Доминирующая гиперпротекция  играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами и все это — серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются — в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля — закон. Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности. Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе — например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться. В итоге такой ребенок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения симбиоза с родителями не требуется серьезных умственных усилий, нужна лишь привязанность и послушание.

Последствия гиперопеки

В своей практике педагоги  часто встречаются с такими проблемами, когда мама или папа и сами не осознают, насколько их поведение нелепо смотрится со стороны и сколько проблем оно доставляет ребенку. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад — ибо в самом желании опекать и заботиться о ребенке нет ничего плохого.  Плохо, когда опека превращается в самоцель и парализует всю активность растущего человека.

Каковы же причины такого типа отношений в семье? Всё  кроется в психологических проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются, игнорируются. Бывает так, что один из родителей, как правило мама, сублимирует вытесненные переживания по поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсирует собственные неудачи на личном фронте, выражая это в излишней ласке и заботе о ребенке. Причинами гиперопеки также могут быть неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья. Есть особый класс родителей, которые  не реализовались  в какой-то сфере деятельности (в спорте, в профессии и пр.), и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи — заставляют его заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это может быть безразлично или даже противно. Немногие дети могут взбунтоваться, потому что их с пеленок приучают к жалости к родителю фразами типа «мне будет очень плохо, если ты так сделаешь». Ребенок выступает в роли средства реализации амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают (человек не может самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим» своего ребенка). Таким образом зачастую гиперопека -проявление чувства вины, испытываемого родителем. Причин для этого великое множество, от несчастливого детства мамы или папы до неудач в личной жизни. Иногда гиперопека связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи (например бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто возникают конфликты в воспитании, ребенку предъявляются противоречивые требования — один родитель ждет одних действия, второй — иных. В итоге тревожность и ребенка только усиливается.

Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все вышеперечисленное — робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии — тормозит нормальную социализацию ребенка. Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период (половое созревание). Возможны два варианта. Первый — личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем — и родителям и ребенку. Либо человек может смириться с ситуацией и так и остаться «маменькиным сынком», человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжелой действительности и её трудностям. В этом случае слом может произойти внешне незаметно, но внутренне человек уже навсегда останется таким, и даже если он будет пытаться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства знакомому с самостоятельностью и ответственностью.

Как победить гиперопеку

Способ победить гиперопеку — это дать детям советы и идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей.
Как показывает опыт, у уверенных в себе детей есть родители, которые в первую очередь учат и поддерживают, а не защищают и ограждают от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей — дать ребенку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в тоже время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребенок действительно в ней нуждается.
Трудно найти равновесие между развитием реальной независимости и возложением слишком большого количества обязанностей и ответственности детей. Ведь важно обеспечить ребенку защищенное детство, и даже в чем-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им все, что они хотят.

Эффективное воспитание — это равновесие между головой и сердцем, между предоставлением возможностей для изобретательности и состраданием, между поддержкой и абсолютной защитой.


Материал подготовил

воспитатель Сергухина И.А.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание, которого лучше бы не было: типы проблемного воспитания

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Если коротко, то описывают они так. Типы воспитания определяются следующими чертами родительского поведения. Первая — любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. Вторая черта родительского поведения — степень контроля за ребенком; она варьирует от авторитарного стиля до вседозволенности. Третья характеристика, выделяемая исследователями не столь четко, связана с такими феноменами, как избыточная опека, родительская тревога и избалованность детей. В своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. В скрытой гипопротекции контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция– сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).

Жестокое отношение обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается.

Важно понять, что описания всех этих типов воспитания нужны в первую очередь психологам, а не самим родителям: не потому, что они родителям не нужны, а потому что родители, которые так своих детей воспитывают, психологические и педагогические труды не читают. С другой стороны, знание этих проблемных типов воспитания психологам и педагогам полезны, поскольку во многих случаях дают рецепты, что с такими родителями им делать, когда те придут к ним на консультацию.

Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание– одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.

Модели осознанного воспитания

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания– также стоят перед выбором. Осознанное воспитание– это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как– правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра

Статья журнала Открытый доступ

Бельтюкова, Оксана; Новгородцева, Ирина; Ивутина, Елена; Мальцева Ирина

Семья – это первый социальный институт, в котором происходит обучение и воспитание человека. Она выступает важным фактором воздействия на ребенка, определяет динамику развития ребенка и способствует успешной социальной адаптации и интеграции в социум. Рождение ребенка-инвалида в семье может создать кризисную ситуацию, когда все члены семьи проходят определенные этапы, от нарастания напряжения до мобилизации внешних и внутренних ресурсов. Данное эмпирическое исследование показало, что родители, воспитывающие детей с РАС легкой степени, имеют положительное отношение к ребенку и стремление быть с ним на равных на фоне чрезмерной заботы и контроля. Детям в таких семьях, как правило, не хватает самостоятельности. Такой тип воспитания, называемый «доминантная гиперпротекция», приводит к формированию страха потерять ребенка.

Такой неустойчивый стиль воспитания затрудняет интеграцию и адаптацию ребенка в обществе. Для другой группы родителей, воспитывающих детей с атипичным аутизмом или РАС и сопутствующими органическими нарушениями, характерно нарушение воспитательного процесса в виде «попустительской гиперопеки». В исследовании изложены рекомендации для семей, воспитывающих детей с РАС, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, преодоление негативных установок, успешную интеграцию и адаптацию детей в социуме.

Предварительный просмотр

Файлы (266,3 КБ)

Имя Размер
AP_article_24252.pdf
md5:aefea3e89d95c30e47492b4f66fcaf36 «/>
266,3 КБ Скачать

Цитаты

Индексировано в

Дата публикации:
10 февраля 2022 г.
DOI:
Ключевое слово(я):
расстройство аутистического спектра семья приспособление интеграция.
Выходные данные:
Издательство Пенсофт.
Опубликовано в:
Труды АРФА: 5 стр. 153–163.
Лицензия (для файлов):
Creative Commons Attribution 4.0 International
Поделиться
Указать как
Экспорт
  • BibTeX
  • CSL
  • DataCite
  • Дублинское ядро ​​
  • DCAT
  • JSON
  • JSON-LD
  • GeoJSON
  • MARCXML
  • Менделей

Гарвард и Хогвартс | Мнение

НЬЮ-ЙОРК. В прошлую пятницу вечером, возможно, это была самая большая в стране вечеринка по поводу Гарри Поттера, которая проходила всего в паре миль от меня на Таймс-сквер. я не пошел. Но я забрал «Орден Феникса» в субботу днем ​​у продавца Barnes and Noble, который все еще носил черную ведьмину шляпу. И я держу пари, что многие из моих одноклассников были среди пяти миллионов человек, купивших их копии в субботу.

Почему студенты Гарварда ходят на фильмы о Поттере и читают книги? Теперь, когда унылые справочники временно отложены на лето, что нам предлагают 870 страниц эскапистской литературы? Во-первых, давно отмеченные параллели между Гарвардом и Хогвартсом больше не являются поверхностными в Ордене Феникса. Конечно, Анненберг по-прежнему имеет поразительное сходство с Хогвартсом из двух фильмов о Поттере. В Хогвартсе по-прежнему есть жилые дома, хотя его система сортировки (хитрые дети отправляются в Слизерин, умные — в Рейвенкло, смелые — в Гриффиндор, а все остальные — в Хаффлпафф) — это та вещь, которая привела Гарвард к рандомизации заданий факультетов в первую очередь.

. Но пятый год Гарри в школе кажется особенно знакомым.

В первые четыре года в Хогвартсе Гарри часто конфликтовал с ненавистным профессором, но директор школы Альбус Дамблдор присматривает за ним, а школьное учреждение на его стороне. Но не волнуйтесь. Все меняется в Книге V, поскольку Гарри должен бороться со злобной школьной бюрократией — в образе нового профессора, ставшего назначенным правительством «Верховным инквизитором Хогвартса», а затем директором школы.

Мы знаем, с чем там столкнулись Гарри и его друзья. Верховный инквизитор начинает в Хогвартсе кампанию по проверке профессоров, которых она подозревает в шарлатанах, посещая их занятия и беседуя с ними об их обучении и преподавательских привычках. Вскоре она смертельно оскорбила пару, в том числе профессора Трелони, которая говорит своему классу: «Меня оскорбили, конечно… Против меня были выдвинуты инсинуации. Выдвинуты необоснованные обвинения». Кто несет ответственность? «Заведение! Да, те, чьи глаза слишком затуманены Мирским, чтобы Видеть так, как вижу я, Знать так, как знаю я.

Конечно, нас, Провидцев, всегда боялись, всегда преследовали… Такова, увы, наша судьба… Профессора Хогвартса не имеют преимуществ пребывания в должности, и Инквизитор велит Трелони собирать вещи. Ходят слухи, что в следующей книге мы увидим, как она обвиняет Верховного Инквизитора в том, что он «Лорд Волан-де-Морт со средним магическим образованием».

Но новый Верховный Инквизитор не просто наживает врагов на факультете. Одним из первых ее указов в Ордене Феникса сразу же распускаются все внеклассные мероприятия. Было бы удобно, если бы политика была нацелена на то, чтобы предоставить студентам больше времени для занятий академическими науками, но это не так — просто Верховный Инквизитор хочет иметь возможность одобрить каждую студенческую группу до ее повторного формирования.

Гарри, однако, создает подрывную студенческую группу — довольно смело, поскольку дисциплинарное разбирательство в Хогвартсе ухудшилось. Еще до того, как Гарри поступит в школу на первый год, он должен предстать перед дисциплинарным слушанием в Министерстве магии, федеральном правительстве волшебников. Когда книга открывается (а на 870 страницах открытие занимает некоторое время), Гарри предстает перед Визенгамотом — Высшим судом волшебников, — который рассматривает возможность исключения его из Хогвартса по сфабрикованным обвинениям. Я предполагаю, что рекламная доска находится не в подземелье-зале суда десятью этажами ниже Университетского зала, но ее работа окутана тайной, как и у Визенгамота. Подобно злодеям в Кембридже, Гарри стоит с одним адвокатом перед группой различных высокопоставленных волшебников, которые голосуют за то, выгнать его или нет. К счастью, тайное разбирательство идет по пути Гарри.

Как раз вовремя, чтобы 15-летний Гарри вернулся, чтобы встретиться со своим первым поцелуем и первым свиданием с эмоциональной развалиной Чо Чанг. После этого Гарри смущенно рассказывает лучшим друзьям Гермионе и Рону: «Это она начала. Я бы не стал — она просто подошла ко мне — а потом она плачет прямо из-за меня». Здесь, через пять лет приключений Гарри в Хогвартсе, он наконец сталкивается с одной из проблем, с которой мы, студенты Гарварда, больше всего сталкиваемся – неумение обращаться с противоположным полом. Один критик New York Times беспокоится, что, поскольку «гормоны начали действовать в Хогвартсе, есть опасения, что это вызовет отвращение у читателей гимназии, если это не просто утомит детей».

Но читатели Гарварда обязательно найдут сочувствие в этих неуклюже сыгранных романтических авантюрах: согласно опросу, проведенному Службой здравоохранения Университета в этом году, мы, гарвардские старшекурсники, меньше, чем волшебники в любви, попадаем на сцену свиданий гораздо чаще, чем наши сверстники. в других колледжах. Может быть, инструкции Гарри о том, как получить первый поцелуй, следует включить в программу чтения для наших невежественных первокурсников,

. меньшинство, по крайней мере, используют свою энергию с пользой для других. Подруга Гарри, Гермиона, в этом году запускает кампанию за права рабочих в Хогвартсе. Хотя не будет преувеличением сказать, что студенческая активность Гермионы до сих пор является полным провалом, гарвардские агитаторы слишком хорошо знают, что добиться лучшего отношения к рабочим перед лицом бессердечной администрации могут занять годы. будет, возможно, Книгой VI или VII, прежде чем домашние эльфы увидят эту заработную плату и медицинские льготы. Но читатели Гарварда могут не сомневаться, что их соотечественники из Хогвартса сражаются вместе с ними.

Параллели между Хогвартсом в Ордене Феникса и Гарвардом в 2003 году, конечно, не идеальны. Что остается верным в каждой книге, так это то, что и Гарвард, и Дж.К. Серия книг Роулинг, разошедшаяся миллионами, вдохновила на создание фильмов, футболок и прочих атрибутов массовой одержимости.

Реклама

Но ни Гарри Поттеру, ни Гарвардскому университету не избежать недоброжелателей. Справедливости ради следует сказать, что утверждению о том, что «Гарвард полон левых элитистов», вероятно, больше доверяют, чем утверждению о том, что «Гарри распространяет дьявольские слухи». Но хотя вопли ненавистников Поттера о том, что книги, рассказывающие о волшебстве, сделают сатанистами молодежь нашей страны, явно неуместны, их почти религиозное рвение в гневе на нашего четырехглазого героя привело к тому, что серия книг стала наиболее часто оспариваемой книгой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts