Поведение как психологическая категория и как свойство индивида
Статья
- формат docx
- размер 85.16 КБ
- добавлен 12 марта 2011 г.
Поведение как психологическая категория.
Девиантное поведение и его критерии.
Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации.
План.
Понятие «социальная норма».
Нормы в психологии.
Виды социальных норм.
Социальные отклонения.
18страниц, лекции.
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Прикладная юридическая психология
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Психология и право
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Психопедагогика в правоохранительных органах
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Юридична психологія та педагогіка
- Академическая и специальная литература
- Юридические дисциплины
- Академическая и специальная литература
- Юридические дисциплины
- Юридическая периодика и сборники
- Вестник кадровой политики МВД России
Смотрите также
- формат doc
- размер 114. 25 КБ
- добавлен 18 июля 2011 г.
Содержание. Предисловие. Глава I. Общие вопросы судебно-психологической экспертизы. Глава II. Судебно-психологическая экспертиза в европейских социалистических странах. Глава III. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Глава IV. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Глава V. Судебно-психологическая экспертиза несоверше…
Курсовая работа
- формат doc
- размер 37.65 КБ
- добавлен 27 октября 2011 г.
26 страниц. Содержание: Введение. Психологическая структура преступного действия. Психологическая характеристика преступной деятельности. Предпосылки и мотивация преступного поведения. Заключение.
Статья- формат doc
- размер 909 КБ
- добавлен 03 августа 2011 г.
— Москва, — 2011, — 181 стр. -ruDiplom.ru (автор неизвестен) Аннотация. Юридическая психология — отрасль и раздел психологии, которая изучает психологические особенности деятельности всех сторон юридических взаимоотношений. Юридическая психология отвечает на вопросы, связанные с тем, чем обусловлено то или иное поведение участников судебного процесса, формированием преступных наклонностей и преступного поведения, а также рассматривает психологич…
Статья
- формат doc
- размер 22.
- добавлен 19 января 2010 г.
Личность человека. Деятельность как категория психологии. Общение юриста как психологическая категория. Психический мир человека. Типология криминального поведения. Типология личности.
Шпаргалка
- формат doc
- размер 716.86 КБ
- добавлен 06 октября 2010 г.
Волгоградская академия государственной службы. ПЮЗ. Экзамен сдан 05.10.2010. 43 вопроса: Предмет юридической психологии. Психология преступного поведения. Дефекты социализации личности и их криминальные последствия. Дефекты психической саморегуляции и их криминальные последствия. Мотивы, цели, психологическая структура преступного деяния.
Психологические особенности несовершеннолетних преступников. Моделирование преступной деятельности и личности…Реферат
- формат doc
- размер 89.5 КБ
- добавлен 16 февраля 2010 г.
Содержание. Психологическая структура преступного деяния. Психологические особенности импульсивных преступных действий. Список использованной литературы. Объем: 16 стр.rn
Шпаргалка
- формат rtf
- размер 1.39 МБ
- добавлен 28 января 2012 г.
Ответы на экзаменационные билеты по юридической психологии, Саратов, СГАП 2012, 64 вопроса. Предмет общей психологии. Понятие о психике и ее основных функциях. Психика и сознание. Понятие о бессознательном. Классификация психических явлений. Природа психического. Проблема психофизиологического единства. Методы общей и юридической психологии. Ощущения, их виды и закономерности. Восприятия, их виды и закономерности. Мышление, его операции, виды. Пс…
Шпаргалка
- формат docx
- размер 172.08 КБ
- добавлен 21 мая 2011 г.
Система юридической психологии. Память. Виды и процессы памяти. История развития юридической психологии. Роль интуиции в решении задач. Работы В. Штерна и их влияние на развитие юридической психологии. Эмоции и воля. Антрополгические теории и их влияние на формирование науки юридическая психология. Темперамент и характер. Социологические теории и их влияние на формирование науки – юридическая психология. Восприятие. Виды и процессы восприятия. Ис…
Шпаргалка
- формат doc
- размер 143 КБ
- добавлен 27 октября 2010 г.
Акцентуация характера: типы, роль в генезисе противоправного поведения. Внимание: его виды и свойства. Аффект. Определение, признаки, динамика развития. Воля. Волевые качества Воображение. Определение, особенности функционирования Восприятие. Основные свойства и закономерности. Задачи судебно-психологической экспертизы Комплексная судебная медико-психиатрическая экспертиза. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Личность прест…
- формат doc
- размер 126 КБ
- добавлен 18 мая 2010 г.
Фондовая лекция 2008 г. по теме 3 -Общая социально-психологическая характеристика. Кафедра Психологии и криминологии ТЮИ МВД РФ. Понятие профессиограммы и основные психологические требова-ния к личности юриста. Социально-психологические особенности деятельности юриста и необходимые профессионально значимые личностные свойства и качества. Психологическая структура деятельности юриста. Факторы профессиональной пригодности юриста. Явление профессион…
Формирование аддиктивного поведения индивида — презентация онлайн
Формирование аддиктивного
поведения
2. Поведение как психологическая категория и свойство индивида
Поведение – процесс взаимодействия личностисо средой, опосредованный индивидуальными
особенностями и внутренней активностью
личности, имеющий форму преимущественно
внешних действий и поступков.
Общие характеристики поведения:
1. Мотивированность –внутренняя готовность
действовать, направляемая потребностями и
целями личности.
2. Продуктивность – реализация целей,
согласованность с конкретной ситуацией.
3. Адаптивность – соответствие ведущим
требованиям социальной среды.
4. Уровень активности – энергичность и
инициативность.
5. Эмоциональная выразительность – сила и характер
проявляемых эмоций.
6. Динамичность – выбираемый темп.
7. Стабильность – постоянство проявлений в
различное время ив различных ситуациях.
8. Осознанность – понимание своего поведения.
9. Произвольность – понимание своего поведения и
способность его объяснить.
4. Нормальное поведение
Это нормативно-одобряемое поведение, не связанноес болезненным расстройством, к тому же характерное
для большинства людей.
Аномальное поведение – это нестандартное,
нормативно-неодобряемое, патологическое поведение.
Критерии поведения:
1. Психопатологический – нормальное и
психопатологическое (с точки зрения существующей
болезни) поведение. Патология – любое отклонение от
медицинской нормы.
Девиантное поведение не является формой патологии,
оно рассматривается в ряду явлений, лежащих между
нормой патологией, как акцентуация характера,
ситуативные реакции, нарушение развития.
2. Социально- нормативный критерий – поведение,
соответствующее требованиям данного общества в
данное время, т.е. социальным нормам.
3. Уровень социальной адаптивности – успешная,
характеризующаяся оптимальным равновесием
между ценностями, особенностями индивида и между
правилами, требованиями социальной среды.
Девиантное поведение — отдельный поступок
или система поступков личности, нарушающих
сложившиеся в данном обществе социальнопсихологические, нравственные или культурные
нормы.
В. В. Ковалев выделяет делинквентность как
один из типов девиантного поведения.
Под девиантным поведением мы будем
понимать поведение, отклоняющееся от
социальных норм, но не противоправное.
К нему относятся прогулы занятий, уходы из
дома, бродяжничество, агрессивное поведение,
в том числе самоагрессия, суициды,
сексуальные девиации, аддиктивное поведение.
9. Особенности девиантного поведения
1. Отклоняющееся поведение это поведение,отклоняющееся от наиболее важных социальных норм.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая,
вызывают неодобрение, негативную оценку других
людей.
3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб
самой личности или людям.
4. Девиантное поведение не должно быть следствием
нестандартной ситуации, оно должно согласовываться с
направленностью личности.
10. Группы отклоняющегося поведения
1. Антисоциальное поведение, противоречащееправовым нормам.
2. Асоциальное поведение, уклоняющееся от
выполнения морально-нравственных норм,
непосредственно угрожающее благополучию
межличностных отношений.
3. Саморазрушительное поведение, отклоняющееся от
медицинских и психологических норм, угрожающее
целостности и развитию самой личности (агрессивное
поведение, аддикции, фанатическое поведение,
злоупотребление психоактивными веществами ).
11. Особенности девиантного поведения
5. Девиантное поведение характеризуется как стойкоповторяющееся (многократно или длительно).
6. Девиантное поведение должно рассматриваться в
пределах медицинской нормы, оно не отождествляется
с психическими заболеваниями.
7. Девиантное поведение сопровождается различными
проявлениями социальной дезадаптации.
8. Девиантное поведение носит характер выраженного
индивидуального своеобразия. Одни и те же виды этого
поведения выражаются по-разному у различных людей.
Аддиктивное поведение (англ. Addiction –
склонность, пагубная привычка) злоупотребление различными
веществами, изменяющими психическое
состояние, до формирования зависимости
от них.
Аддиктивное поведение является
разновидностью девиантного поведения.
Аддиктивное поведение интересует
представителей разных научных
школ.
Аддиктология – наука, изучающая
проблемы аддиктивного поведения
человека. Это междисциплинарная
наука, сочетающая в себе
медицинское, философское,
психологическое, социологическое
знание проблем аддиктивного
поведения.
Понятие «аддиктивное поведение»
синонимично понятию «зависимое
поведение», оно изучается в рамах
медицинского подхода и
определяется как состояние
периодической или хронической
интоксикации, вызываемой
повторным употреблением
естественных или синтетических
веществ.
Механизмы формирования зависимого поведения
разрабатывали психотерапевты Ц. П. Короленко и
С. А. Кулаков.
Психологическая составляющая зависимого
поведения нашла свое отражение в
Международной классификации болезней, в
которой рассматривается синдром зависимости
как «сочетание физиологических, поведенческих
и когнитивных явлений, при котором
употребление вещества или класса веществ
начинает занимать первое место в системе
ценностей индивида».
18. Характерные черты аддиктивной личности
Стремление обвинять невиноватых.Уход от ответственности в принятии решений и
взваливание ее на других.
Стереотипность, повторяемость поведения.
Сложивший стереотип изменения легко
предсказуем, но его трудно изменить.
Подчинение влиянию людей с аддиктивной
направленностью.
Тревожность, связанная с комплексом
неполноценности.
Основной характеристикой
синдрома зависимости является
потребность
(часто сильная, иногда
непреодолимая)
принять психоактивное вещество ».
В современном понимании аддиктивное
поведение это пристрастие, пагубная
привычка, порочная склонность. Оно
определяется как один из типов
деструктивного поведения с формированием
стремления человека к уходу от реальности
путем искусственного изменения своего
психического состояния посредством приема
некоторых веществ или постоянной фиксации
внимания на определенных видах
деятельности с целью развития и поддержания
интенсивных эмоций.
Аддикции могут быть и нормативными, к
примеру, любовная зависимость, трудоголизм.
Вариативность аддикций распространяется от
адекватных привязанностей, способствующих
самосовершенствованию, до расстройств
зависимого поведения.
Причина невозможности отказаться состоит
как раз в дефицитарности волевого
компонента поведения зависимой личности.
Для подростков термин «аддиктивное
поведение» указывает на то, что речь идет не о
болезни, а о нарушениях поведения
Появление зависимости служит
симптомом наличия некоторых
личностных дефицитов у человека и
отражает базовые трудности в
сфере саморегуляции, включающие
четыре основных аспекта
психологической жизни: чувства,
самооценку, взаимоотношения с
людьми и умения заботиться о себе.
Основной мотив поведения аддиктивной
личности – активное изменение
неудовлетворяющего их психического
состояния.
Подросткам не удается обнаружить в
реальной действительности сферы
деятельности, которые были им
эмоционально или интеллектуально
интересны.
Ученые выделяют значительно сниженную
активность аддиктивной личности в
обыденной жизни.
Тем не менее, зависимый подросток
может быть весьма активным и
мотивированным в областях жизни,
которые приносят ему
удовлетворение.
Естественные адаптационные
возможности зависимой личности
нарушены на
психофизиологическом уровне.
Первым признаком этих нарушений является
ощущение психологического дискомфорта при
встрече с трудностями. Такие люди обладают
низкой переносимостью фрустраций. В качестве
способа восстановления психологического
комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к
искусственному изменению психического
состояния, получению субъективно приятных
эмоций. Создается иллюзия решения проблемы.
Подобный способ ухода от реальности
закрепляется в поведении человека и становится
устойчивой стратегией взаимодействия с
действительностью.
В настоящее время учеными и практиками
обсуждается проблема аддиктивного поведения
с саморазрушающим, девиантным и
делинквентным поведением растущего
человека.
Саморазрушающее поведение не только
причиняет вред психическому, физическому
здоровью подростка, оно является препятствием
к личностному росту, в которой отмечается
тенденция к регрессу, возникновению и
фиксации механизмов психологической защиты,
нарушению процесса созревания когнитивных и
эмоциональных структур у подростка.
Аддиктивное поведение часто
сопровождается расстройством
нормативного поведения и
относится отечественными авторами
к девиантному поведению.
Исследование с целью выявления
роли влияния аддиктивного и
делинквентного поведения показало,
что во всех случаях аддиктивное
поведение предшествовало
делинквентному.
Психологический подход рассматривает
зависимое поведение в связи с
внутриличностном конфликтом,
деструкцией и саморазрушением
личности. Аддиктивным поведением
можно считать блокирование личностного
роста и деградацию личности.
Психиатрический подход аддиктивные
формы поведения рассматривает как
доболезненные особенности личности,
способствующие формированию
психических расстройств и заболеваний.
Зависимость можно считать
заболеванием, если:
Человек часто обращается к предмету,
определяющему зависимое поведение,
представляющее вред или опасность
для него или окружающих людей.
У человека наблюдается почти или
совершенно непреодолимое влечение к
предмету, определяющего зависимое
поведение.
Человек не в состоянии самостоятельно
отказаться от зависимого поведения.
В зависимом поведении личности
наблюдаются симптомы:
Самообман или отрицание своей
зависимости как защита личности.
Повышение толерантности.
Абстиненция – страдание при
отсутствии предмета зависимости.
По мнению ученых факторами, определяющими
своеобразие аддиктивного поведения, являются:
Психофизиологические особенности человека.
Семейная предрасположенность.
Типологические особенности нервной системы.
Тип характера.
Невротическое развитие личности
Стрессоустойчивость.
Бездуховность.
Отсутствие смысла жизни.
Неспособность принять ответственность за свою
жизнь на себя.
Аддиктивное поведение по сути
является ущербно-адаптивным
способом приспособления к
условиям деятельности и
общения.
Психофизическая суть
зависимого поведения
заключается в неумении
управлять своим эмоциональным
состоянием.
Аддиктивное поведение формируется у людей с
личностными дефицитами:
Стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля,
трудности регуляции собственного поведения и
прогнозирования последствий собственных действий.
Проблемы самооценки.
Недостаток самоуважения.
Снижение мотивации достижений.
Низкая способность к рефлексии и заботе о себе.
Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Агрессивность и нетерпимость.
Эмоциональная зависимость.
Склонность к регрессивному поведению.
Проблемы в межличностном общении.
Подчиненность среде.
Слабые адаптационные способности.
Здоровая личность относительно
близка к идеалу
самоактуализирующейся личности.
У аддиктивной личности процесс
самоактуализации заблокирован. Это
может означать: фрустрацию базовых
потребностей; индивидуальную
фиксацию на потребности низших
уровней; недоразвитие высших
потребностей или неблагоприятные
социальные условия.
Таким образом, если в силу
разных причин нормальная
самоактуализация через
творчество и духовность
невозможна, она может быть
подменена самовыражением
через аддиктивное поведение.
Под делинквентным поведением мы
подразумеваем стойкую вторичную
девиацию, проявляющуюся в
нарушении закона, совершении
преступлений.
В более широком смысле любое
отклоняющееся поведение, как
девиантное, так и делинквентное,
можно классифицировать как
дезадаптивное поведение.
Дезадаптация личности неприспособленность индивида к
социальной среде вследствие
несоблюдения целей и ценностных
ориентаций личности, а также
реализовывать свою индивидуальность.
Часто встречающаяся школьная
дезадаптация — вполне самостоятельный
феномен. В структуре общей социальнопсихологической дезадаптации она
может выступать как в роли следствия,
так и в роли причины.
Школьная дезадаптация — совокупность
признаков, свидетельствующих о
несоответствии социологического и
психофизиологического статуса
ребенка требованиям школьного
обучения, в результате чего овладение
школьными дисциплинами становится
затруднительным или невозможным.
В медицинской терминологии дезадаптация
рассматривается как клиническое
заболевание. Поскольку дезадаптация, как
школьная, так и социальная, может быть
связана нарушением психического здоровья
детей и подростков, то целесообразно
выделить наиболее часто встречающиеся
проявления реакций дезадаптации для
раннего выявления, диагностики и
профилактики этого вида отклонения и для
определения дальнейшего направления
деятельности.
Спасибо за внимание
специалистов в области психиатрии и психического здоровья
5 наиболее распространенных поведенческих проблем : Greater Lowell Psychiatric Associates, LLC: специалисты в области психиатрии и психического здоровьяРасстройства поведения могут сильно повлиять на жизнь человека. Независимо от того, поставлен ли вам диагноз с детства, вас беспокоят настораживающие признаки у близкого человека или вы распознаете симптомы в своей жизни, лучший способ лечения поведенческого расстройства — это быть полностью информированным.
Наша команда экспертов под руководством сертифицированного психиатра доктора Рональда Уинфилда из Greater Lowell Psychiatric Associates в Северном Челмсфорде, штат Массачусетс, специализируется на выявлении, лечении и управлении симптомами поведенческих расстройств, чтобы вы могли жить счастливой и успешной жизнью. .
Основы поведенческих расстройств
Поведенческие расстройства классифицируются как модель поведения, которая является разрушительной и вредной для вас и окружающих. Эти расстройства обычно диагностируются и лечатся в раннем детстве, но если их не лечить, они могут повлиять на вашу взрослую жизнь, затруднив поддержание здоровых отношений, постоянную занятость и другие функции типичного взрослого человека.
Некоторые факторы риска развития поведенческого расстройства включают, но не ограничиваются:
- Злоупотребление психоактивными веществами в детстве
- Низкая самооценка
- Злоупотребление психоактивными веществами у родителей
- Отсутствие родительского надзора в детстве
- Травматические события
- Воздействие токсичных веществ в детстве
- Отсутствие эмоциональной привязанности к родителям
- Общение со сверстниками, вовлеченными в девиантное поведение
Существует множество поведенческих проблем. Вот пять наиболее распространенных сегодня заболеваний у американцев:
1. Расстройство поведения
Расстройство поведения возникает, когда вы боретесь с антиобщественным поведением, соблюдаете правила и проявляете сочувствие к окружающим. Признаки этого расстройства обычно появляются в возрасте около 16 лет и включают:
- Начало физических ссор
- Участие в запугивании или угрозах своим сверстникам
- Кража
- Разрушение или взлом частной собственности
Другими показателями расстройства поведения являются отсутствие раскаяния, беспокойства, сочувствия или какой-либо эмоциональной реакции на ваши действия.
2. Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)
Дети естественным образом проявляют неповиновение и закатывают истерики. Когда такое поведение проявляется во взрослой жизни, это называется оппозиционно-вызывающим расстройством. ODD начинается в детстве с поведения, такого как частые сомнения в авторитетах, чрезмерные споры, отказ подчиняться и намеренное поведение, которое расстраивает других.
Если не диагностировать и не лечить в молодом возрасте, ОВР может проявляться в вашей дальнейшей жизни как чувство гнева на мир, чувство неправильного понимания, неприязнь к авторитетным лицам, особенно на работе, переход в оборонительную позицию, когда сталкиваешься с возражениями или отзывами, и обвинение других в этом. ваши действия.
3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
СДВГ, вероятно, является одной из наиболее распространенных поведенческих проблем у детей, подростков и взрослых. Его признаки и симптомы включают:
- Импульсивность
- Неспособность обращать внимание
- Отсутствие навыков тайм-менеджмента
- Перепады настроения
- Низкий порог фрустрации и проблемы с преодолением стресса
Эти симптомы могут привести к таким осложнениям, как финансовая нестабильность, безработица, частые проблемы с правоохранительными органами, злоупотребление психоактивными веществами или злоупотребление ими, а также нестабильные отношения.
4. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Если у вас ОКР, вы, вероятно, чувствуете, что тонете в постоянном состоянии беспокойства. ОКР характеризуется мыслями, действиями и импульсами, которые являются хроническими, неконтролируемыми и навязчивыми. Вы можете постоянно умываться и убираться, повторять фразы или молитвы, следовать строгому распорядку или постоянно считать и проверять.
Например, у вас может быть значительный страх или беспокойство по поводу микробов. Это может заставить вас навязчиво мыть руки, чтобы избавиться от любых потенциальных микробов, даже если ваши руки потрескались, покрылись волдырями.
Другие навязчивые идеи могут включать:
- Сильные сомнения и неуверенность
- Необходимость иметь вещи упорядоченными или симметричными
- Мысль о потере контроля или причинении вреда себе или другим
- Нежелательные агрессивные или сексуальные мысли
Обсессивно-компульсивное расстройство — это непреодолимое состояние, которое вторгается в вашу жизнь и нарушает ее нормальное функционирование. ОКР может привести к другим осложнениям, таким как биполярное расстройство, депрессия и тревога.
5. Поведенческая зависимость
Зависимость не ограничивается злоупотреблением психоактивными веществами. Зависимость возникает, когда ваш мозг ассоциирует удовольствие и активирует свой механизм вознаграждения при выполнении какой-либо деятельности. Есть много моделей поведения, от которых вы можете стать зависимыми, в том числе:
- Азартные игры
- Секс
- Интернет
- Покупки
- Видеоигры
- Пластическая хирургия
- Переедание
- Рискованное поведение
Если вы зависимы от одного или нескольких из этих видов поведения, вы можете пренебрегать семейными и рабочими обязанностями, использовать такое поведение как способ справиться с эмоциями, отрицать или скрывать свою проблему и продолжать такое поведение, несмотря на желание прекратить или прекратить назад. Все эти поведенческие зависимости могут привести к проблемам с вашими финансами и отношениями, а также угрожать вашей безопасности и здоровью в целом.
Лечение ваших поведенческих проблем
Независимо от того, с каким поведенческим расстройством вы страдаете, мы можем помочь вам справиться с симптомами и вылечить их. Мы предлагаем полный список вариантов лечения в зависимости от ваших конкретных потребностей, включая:
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
- Психотерапия и консультирование
- Управление лекарствами
Если вы считаете, что вы или ваш близкий боретесь с расстройством поведения, не стесняйтесь обращаться за нашей профессиональной помощью. Позвоните в наш офис сегодня или запишитесь на прием онлайн, чтобы начать свой путь к более счастливой и здоровой жизни.
Может ли ТМС помочь мне чувствовать себя лучше физически?
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это терапевтический подход, который может помочь при многих проблемах, включая депрессию. Может ли ТМС помочь вам чувствовать себя лучше физически? Знаки указывают на да! Читайте, чтобы узнать больше.
Подготовка к когнитивно-поведенческой терапии (КПТ): 3 шага
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — мощный инструмент для улучшения вашего психического здоровья. КПТ может помочь при депрессии, тревоге и многом другом. Если вы планируете начать CBT в ближайшее время, как вам следует подготовиться? Читай дальше.
Как бессонница влияет на ваше физическое здоровье
Неспособность спать по ночам — это больше, чем просто разочарование — бессонница также может быть вредна для вашего физического здоровья и хорошего самочувствия. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о физических последствиях бессонницы и о том, что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему.
5 Преимущества управления лекарствами
Могли бы вы получить выгоду от лечения психических заболеваний? Продолжайте читать, чтобы узнать необходимые вам факты о том, как медикаментозное лечение может уменьшить ваши симптомы и улучшить качество жизни.
4 признака СДВГ, которые могут имитировать другие состояния
Может ли у вас быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но из-за ваших симптомов вам может быть поставлен неверный диагноз? Читайте, чтобы узнать больше о симптомах СДВГ.
Запланировано для TMS? Вот чего ожидать
Если вы получили рекомендацию по транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для лечения проблем с психическим здоровьем, таких как глубокая депрессия, вам может быть интересно, чего ожидать. Читайте дальше, чтобы узнать, что вам нужно знать.
6 типов усвоенного поведения и почему некоторые из них так трудно изменить
| Приобретенное поведение против врожденного поведения | Типы на основе познания | Типы на основе сознания | Типы на основе перспективы | Наученное поведение и мозг | Важность в воспитании детей |
Что такое усвоенное поведение?
Наученное поведение – это поведение, которое не является врожденным, инстинктивным или «канализованным», а скорее приобретается в результате практики или определенного опыта с внешним событием.
Ученые и психологи считают, что человеческая способность к обучению является эволюционной адаптацией, которая позволяет нам приспосабливаться к изменяющимся условиям на краткосрочной основе.
Приобретенное поведение против врожденного поведения
В прошлом поведение животных изучалось и теоретизировалось без учета знаний о развитии и структуре нервной системы 1 .
Согласно традиционной точке зрения, врожденное поведение запрограммировано генами, а приобретенное поведение является более поздним развитием, гораздо более сложным и дорогостоящим с точки зрения генетического кода 2 .
Различие между врожденным и приобретенным поведением у людей в последние годы было сильно дискредитировано (хотя в учебниках по психологии это может не упоминаться).
Ученые больше не разделяют их на две отдельные категории поведения. Скорее, поведение варьируется от независимого от обучения до сильной зависимости от него 9. 0174 3 .
Врожденное поведение, или инстинктивное обучение, является канализированным, а это означает, что оно не так сильно зависит от обучения, тогда как усвоенное поведение в первую очередь является результатом предыдущего опыта.
Поскольку обучение является фундаментальным свойством всех центральных нервных систем, выученное поведение не требует большего количества нейронов, большего количества ДНК и не требует больших генетических затрат, чем строго канализированное поведение 4 .
Типы усвоенного поведения, основанного на познании
Обучение можно классифицировать по-разному. Здесь мы рассмотрим типы обучения, контролируемые различными системами человеческого мозга.
Наученное поведение может контролироваться рефлексивными или рефлексивными системами. Эти системы приводят к двум типам обучающего поведения – когнитивному обучению и привычному обучению.
Когнитивное обучение
Когнитивное обучение включает преднамеренную оценку окружающей среды для рефлексивного приобретения навыков поведения. Он использует взаимосвязь между несколькими сигналами в окружающей среде для построения когнитивной карты.
Этот тип обучения является гибким, но требует больше когнитивных ресурсов, поскольку использует сложные стратегии для построения внутренней модели среды, позволяющей планировать будущие действия.
Когда ребенок впервые учится кататься на велосипеде, он должен уделять пристальное внимание своему телу и координировать движения ног и рук, чтобы сохранять равновесие. Байкеры должны сознательно корректировать свои стратегии балансировки тела по мере изменения состояния дороги или по мере приближения к повороту, чтобы предотвратить падение.
Обучение езде на велосипеде — хороший пример когнитивного обучения.
Привычное обучение
Привычное обучение формируется в процессе обучения, называемом кондиционированием.
Когда действие неоднократно сочетается с результатом, формируется привыкание. Привычный тип поведения может формироваться в процессе обусловливания двух разных типов.
Если определенное поведение является произвольным, т. е. человек может его контролировать, обучение называется оперантным обусловливанием или инструментальным обусловливанием. Оперантное обусловливание, предложенное психологом Б. Ф. Скиннером, создает связанное обучение, сочетая нейтральный стимул с безусловным стимулом, чтобы вызвать произвольную реакцию.
Если действие является непроизвольной поведенческой реакцией, то этот процесс называется классическим обусловливанием. Открытое русским физиологом Иваном Павловым классическое обусловливание связывает нейтральный стимул с безусловной реакцией, чтобы непроизвольно вызвать инстинктивную реакцию.
Привычная форма научения, возникающая в результате обусловливания, оперантного или классического, негибкая. Он использует жесткие стратегии, основанные на прошлом опыте 5 .
Благодаря регулярной практике ребенок может привыкнуть к езде на велосипеде и делать это рефлекторно, не задумываясь.
Типы обучения, основанные на сознании
Осознанное обучение
Осознанное обучение — это приобретение явных знаний. Учащийся знает, что он получает и усваивает новую информацию.
Внимательное отношение к лекции и поглощение новой информации — пример сознательного обучения.
Бессознательное обучение
Бессознательное обучение — это неявное приобретение знаний. Учащийся может не осознавать, что он приобретает и сохраняет новые знания в своей памяти 6 .
Бессознательная форма обучения возникает, когда ребенок наблюдает, как его родители ругаются, и не осознает, что научился этому.
Типы обучения, основанные на перспективе
Индивидуальное обучение (Активное обучение)
Индивидуальное обучение предполагает прямое взаимодействие с окружающей средой, позволяющее почувствовать разницу между прогнозируемыми и фактическими результатами. Люди должны понимать через свои собственные действия и результаты (методом проб и ошибок) 7 .
Индивидуальное обучение происходит, когда малыш взаимодействует с новой игрушкой, которую он никогда раньше не видел. Ей нужно прикасаться к разным частям и нажимать разные кнопки, чтобы узнать, как она реагирует.
Обучение через наблюдение
Обучение через наблюдение не требует прямого взаимодействия. Люди приобретают новые знания, наблюдая за наблюдаемым поведением других. Этот тип обучения включает в себя подражание 8 и социальное обучение 9 .
В спорте обучение двигательным навыкам происходит посредством наблюдения. Инструкторы учат, демонстрируя, а учащиеся копируют то, что наблюдают 10 .
Обучение и мозг
Понимание того, как мозг взаимодействует с процессом обучения, может пролить свет на многие аспекты нездорового поведения человека.
Фобии и тревожные расстройства
При обусловливании страха нейтральные стимулы окружающей среды связаны с неприятными последствиями для формирования бессознательного обучения.
Психолог Джон Ватсон провел печально известный эксперимент, чтобы проиллюстрировать этот тип связанного обучения. В эксперименте каждый раз, когда маленькому Альберту показывали белую крысу, его пугал громкий шум. Со временем ребенок научился бояться звука и хотел его избегать 11 . Обучение было привычным и бессознательным.
Считается, что обусловленность страхом лежит в основе многих типов фобий и тревожных расстройств у людей 12 .
Психические расстройства
Стресс может сместить когнитивный тип поведения человека в сторону привычного типа 13 .
Во время угрожающих ситуаций этот сдвиг сохраняет когнитивные ресурсы и предотвращает колебания или задержки в принятии решений, что делает его высоко адаптивной чертой. Однако при этом жертвуются гибкость и когнитивные способности 14 .
Поскольку повторение также может превратить выученное поведение в привычку, хронический стресс, особенно в критические периоды развития мозга, может привести к этому сдвигу, даже если человеку не угрожает непосредственная опасность 15 .
Неспособность отключить привычные реакции, вызванные стрессом, играет важную роль в психических расстройствах, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и рецидив зависимости или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) 16 .
Детская агрессия и взрослая преступность
Агрессивное поведение у детей может развиться по-разному. Согласно теории социального научения, раннее воздействие агрессии является одним из наиболее распространенных способов, которыми ребенок учится действовать антагонистически.
Благодаря такому опыту ребенок может бессознательно приобретать агрессивные сценарии посредством индивидуального и наблюдательного обучения в g. Эти сценарии поощряют агрессию у ребенка и определяют его социальное поведение в дальнейшей жизни.
Агрессивные реакции могут быть вызваны сигналами окружающей среды и стать привычными при достаточно частом повторении. Если не смягчить этот кумулятивный процесс обучения, он может привести к стойкому агрессивному поведению во взрослом возрасте 17 .
Сопротивление наказанию
Стресс может сместить стратегию обучения детей с когнитивной на привычную и негибкую. Это может способствовать тому, что дисциплина, основанная на наказании, редко работает.
Стресс, вызванный наказанием, может сделать поведенческие подходы детей привычными, негибкими и трудно поддающимися изменению.
См. также: Замещающее обучение, Заместительное подкрепление
Ссылки
1.
Tierney AJ. Эволюция усвоенного и врожденного поведения: вклад генетики и нейробиологии в теорию эволюции поведения. Обучение животных & Поведение . Опубликовано в Интернете, декабрь 1986 г .: 339–348. дои: 10.3758/bf03200077
2.
Джонстон ТД. Выборочные затраты и выгоды в эволюции обучения. Успехи в изучении поведения . Опубликовано в Интернете 1982: 65-106. doi: 10.1016/s0065-3454(08)60046-7
3.
Рокни У, Ричардсон А.Г., Биззи Э., Сын Х.С. Моторное обучение с нестабильными нейронными представлениями. Нейрон . Опубликовано в Интернете, май 2007 г .: 653–666. doi:10.1016/j.neuron.2007.04.030
4.
Lehrman DS. Критика теории инстинктивного поведения Конрада Лоренца. Ежеквартальный обзор биологии . Опубликовано в Интернете, декабрь 1953 г .: 337–363. дои: 10.1086/399858
5.
Вирц Л., Богданов М., Швабе Л. Привычки в условиях стресса: механистическое понимание различных типов обучения. Текущее мнение в области поведенческих наук . Опубликовано в Интернете, апрель 2018 г.: 9–16. doi:10.1016/j.cobeha.2017.08.009
6.
Destrebecqz A, Peigneux P. Методы изучения бессознательного обучения. Прогресс в исследованиях мозга . Опубликовано в Интернете 2005: 69-80. doi: 10.1016/s0079-6123(05)50006-2
7.
Берк С.Дж., Тоблер П.Н., Баддели М., Шульц В. Нейронные механизмы обучения через наблюдение. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано в сети 26 июля 2010 г.: 14431-14436. doi:10.1073/pnas.1003111107
8.
Мельцофф А.Н., Мур М.К. Имитация лицевых и мануальных жестов новорожденными. Наука . Опубликовано в Интернете 7 октября 1977 г .: 75–78. doi:10.1126/наука.198.4312.75
9.
Гибсон СК. Теория социального обучения (когнитивная) и значение для развития человеческих ресурсов. Достижения в развитии человеческих ресурсов . Опубликовано в Интернете, май 2004 г .: 193–210. дои: 10.1177/1523422304263429
10.
Ходжес Н.Дж., Уильямс А.М., Хейс С.Дж., Бреслин Г. Что моделируется во время обучения через наблюдение? Журнал спортивных наук . Опубликовано в Интернете в марте 2007 г .: 531–545. дои: 10.1080/02640410600946860
11.
Харрис Б. Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог . Опубликовано в Интернете 1979: 151-160. дои: 10.1037/0003-066x.34.2.151
12.
Lissek S PhD, Levenson J BA, Biggs AL BA, et al. Обусловливание повышенного страха на социально значимые безусловные стимулы при социальном тревожном расстройстве. АДЖП . Опубликовано в Интернете в январе 2008 г .: 124–132. doi:10.1176/appi.ajp.2007.06091513
13.
Ким Дж.Дж., Ли Х.Дж., Хан Дж.С., Паккард М.Г. Миндалевидное тело имеет решающее значение для вызванной стрессом модуляции долговременной потенциации и обучения гиппокампа. Дж Нейроски . Опубликовано в Интернете 15 июля 2001 г.: 5222-5228. doi:10.1523/jneurosci.21-14-05222.2001
14.
Плессов Ф., Фишер Р., Киршбаум С., Гошке Т. Негибкая фокусировка в условиях стресса: острый психосоциальный стресс увеличивает защиту целей действия за счет снижения когнитивной гибкости с увеличением временной задержки до стрессора. Журнал когнитивной неврологии . Опубликовано в Интернете 1 ноября 2011 г.: 3218-3227. дои: 10.1162/jocn_a_00024
15.
Schwabe L, Dalm S, Schächinger H, Oitzl MS. Хронический стресс модулирует использование стратегий пространственного обучения и стратегии обучения «стимул-реакция» у мышей и человека. Нейробиология обучения и памяти . Опубликовано в Интернете в октябре 2008 г .: 495–503. doi:10.1016/j.nlm.2008.07.015
16.
de Quervain D, Schwabe L, Roozendaal B. Стресс, глюкокортикоиды и память: последствия для лечения расстройств, связанных со страхом. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в сети 24 ноября 2016 г.: 7-19. doi:10.1038/nrn.2016.155
17.
Дубов Э., Хьюсманн Л., Эрон Л. Смягчение агрессии и поощрение просоциального поведения у агрессивных младших школьников. Behav Res Ther . 1987;25(6):527-531. дои: 10.1016/0005-7967(87)
- -1
Обновлено Памелой Ли 26 апреля 2023 г.