Позитивизм как метод ввел в социологию
Позитивизм как метод ввел в социологию
Ответы к тестам СИБУПК
Буква С читается как Ц во всех словах в строчке:
Буква С читается как К в следующем слове:
Долгим не является слог:
Гласный перед гласным
Ударение падает на третий от конца слог в слове:
Две гласные, читаемые как один звук, − это …
Два варианта чтения имеет согласный:
Слово греческого происхождения:
Буква Iчитается как Й в следующем слове:
Сочетание –ti читается как –ци в следующем слове:
Ударение падает на второй от конца слог в слове:
Перед действующим лицом в пассивном залоге, если оно одушевленное должен ставиться предлог …
Все глаголы стоят в форме активного залога
Глагол, который обозначает действие, совершаемое по отношению к подлежащему, ставится в … залоге.
Глагол в форме 3 лица множественного числа пассивного залога
В какой группе все глаголы относятся к 1 спряжению
Термину соответствует определение
Действие, длящееся в прошлом, обозначается глаголом в форме
Глаголу соответствует перевод :
Глагол в форме повелительного наклонения
Глагол esse употреблен в предложении
В 3-ем склонении выделяются … подтипа.
Существительное 3 склонения
Все существительные относятся к одному склонению
Существительное 1 склонения
Тип склонения существительного определяется по форме … падежа
Термину соответствует определение
Существительное 2 склонения
Все существительные относятся к мужскому роду
Форма Gen pl (родительный падеж множественного числа)
Фразе соответствует перевод
Предложению соответствует перевод
Mos antiquior est quam lex.
Существительному mediocritas (середина) соответствует прилагательное
В предложении есть прилагательное в сравнительной степени
A) Duarum civitatum civis esse nostro iure nemo potest
B) Nihil est veritatis luce dulcius
C) Ius publicum privatorum pactis mutari non potest
D) Duas uxores eodem tempore habere non licet
Прилагательные 1,2 склонения в среднем роде склоняются по … склонению.
Все прилагательные стоят в сравнительной степени
Термину соответствует определение
Прилагательные 3-его склонения делятся на … группы
Существительному ius (право) соответствует прилагательное
Все прилагательные стоят в превосходной степени
Фразе соответствует перевод
Предложение содержит количественное числительное
Арабской цифре соответствует латинская
Фразе соответствует перевод
От числительных образованы существительные, вошедшие в состав лексики русского языка
Порядковые числительные согласуются с существительными и склоняются как …
Существительное 1 склонения.
M. vk. com
02.04.2019 15:22:56
2019-04-02 15:22:56
Источники:
Https://m. vk. com/topic-10932329_29432847
Позитивизм в социологии » /> » /> .keyword { color: red; }
Позитивизм как метод ввел в социологию
В социологии в 19 веке сложилось новое, а главное первое научное направление, названное учеными-социологами позитивизмом. Он возник в следствии того, что произошел отказ от простого рассуждения о социуме, и что не менее важно, была создана социальная теория.
Прежде всего оно заключалось в том, чтобы сформировать новую систему знаний об общественных отношениях, при этом основываясь на применении методов, а также законов в естественных науках.
Основоположником нового направления общественных наук стал Огюст Конт, который пропагандировал науку при изучении общества. Но при таком раскладе Конт ставил в противостоянии социологию и лжеучения, к которым он относил астрологию и подобные ей науки.
Рассматривать новое направление в социологии сразу принялись еще несколько ученых, с помощью которых позитивизм стал популярен уже в середине 19 века и стал изучаться большим количеством социологов и философов. Благодаря этому позитивизм стал приобретать значение более узкого направления, а именно оно стало использоваться как изучение методологии в естественных науках, для более глубокого рассмотрения общества. Но на новый уровень в научной деятельности позитивизм вывели Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер.
Сущность позитивизма
В основе позитивизма стояла задача с помощью аналитического и эмпирического метода нужно было изучать общественные явления. Только при таком раскладе она могла бы стать «позитивной» и благополучно решать поступающие проблемы, которые и по сей день существуют в обществе, опираясь при этом на различные научные методы.
Ученый Огюст Конт полагал, что достоверные сведения об обществе должны быть не только строгими, но и опираться на достоверные и обоснованные факты. Позитивизм определял тот факт, что общественные знания должны были отвечать научности и реальности, поэтому это знание нужно добывать при помощи методов естественных наук. Исходя из этого были задействованы такие методы, как сравнение, наблюдение, эксперимент, а также исторический и математический методы.
Готовые работы на аналогичную тему
Позитивизм наиболее полно проявлялся во многих направлениях, которые часто называли чертами позитивизма. Этими направлениями стали в основном:
- натурализм, органицизм, эволюционизм.
Не смотря на все различия все эти направления отличаются принципом редукционизма, смыслом которого было стремление объяснить различные явления жизни общества со стороны одного из факторов, которыми может стать, например, биологический или расовый признак.
Наиболее полноценно идеи позитивизма раскрывались в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением 20 века, которое опиралось прежде всего на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.
Неопозитивизм устремлялся к рассмотрению социальных явлений, при этом опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявлялось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм рассматривал субъективные факторы через поведение людей. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений и процессов в количественной характеристике.
Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.
Spravochnick. ru
09.01.2020 2:20:09
2020-01-09 02:20:09
Источники:
Https://spravochnick. ru/sociologiya/sociologicheskie_teorii/pozitivizm_v_sociologii/
Текст вопроса — Ответы — СибУПК — Социология — Ответы Социология РУК — Вопрос 1 Верно Баллов 1,00 из 1,00 Отметить. » /> » /> .keyword { color: red; }
Позитивизм как метод ввел в социологию
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 1.35 Mb.
Текст вопроса
Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением следующего типа социального действия:
Выберите один ответ:
Баллов: 0,67 из 1,00
Текст вопроса
К основным признакам социальной организации относятся:
Выберите один или несколько ответов:
A. иерархия отношений
B. формализация отношений и нормативная регуляция поведения членов данной организации
C. наличие единой цели
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Компонент организации, который считают самым главным, от которого зависят все составляющие организации, — это:
Выберите один ответ:
A. социальные технологии
C.
D. социальные льготы
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К основным компонентам социальной организации не относится:
Выберите один ответ:
C. члены организации
D. социальная структура
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
. . – это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Понятие «прогресс» не применимо к социальному институту:
Выберите один ответ:
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Выбрать правильный вариант утверждения:
Выберите один ответ:
A. социальное развитие имеет направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования;
B. социальное развитие связано с изменениями, непосредственно не несущими в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направленными ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса.
C. социальное развитие связано с возникновением, становлением, ростом, упадком, исчезновением, переходным периодом, переходным состоянием
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
. . — переход от традиционного общества к современному обществу, который принимает две основные формы, органическую и неорганическую.
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Автором концепции капитализма как глобальной мировой системы является.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
. . – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Опрос, направленный на изучение взаимоотношений в малой группе, — это:
Выберите один ответ:
A. стандартизированный опрос;
B. социометрический опрос
C. заочный опрос
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
В. типе вопроса респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответов.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Выберите один ответ:
A. теоретическое предположение, версия
B. проверенное фактами знание
C. утверждение о фактах, не имеющее эмпирического или логического обоснования
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
. — при проведении опроса — исследуемый носитель вербальной информации.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
. — вид социального опроса, предполагающий непосредственное общение исследователя и респондента.
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопросаВыберите один ответ:
A. сумма ответов респондента;
B. структурно организованный набор вопросов
C. оценка анкетером ситуации
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Определяющий фактор возникновения социологии как науки:
Выберите один ответ:
A. накопление опыта в развитии частных наук об обществе
B. изменение взгляда на общество, вытеснение религии и идеализма
C. развитие капитализма, буржуазная организация общества
D. применение статистики в изучении общественных явлений
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К функциям социологии не относится:
Выберите один ответ:
A. изучение социальных фактов и проблем
B. принятие управленческих решений
C. обоснование принятия управленческих решений
D. прогнозирование социальных тенденций
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Позитивизм как метод ввел в социологию:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Автор определения социологии как науки о человеческом обществе, о его статике и динамике – . .
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль:
Выберите один ответ:
Информации и информационных технологий
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Система социально приобретенных символов, ценностей, норм, способствующая организации жизнедеятельности, — это:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Выберите один ответ:
A. собственную группу как центр мироздания, а все остальные оценивает как имеющие к ней определенное отношение
Скачать 1.35 Mb.
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Выберите один ответ.
Topuch. ru
13.08.2017 0:14:34
2017-08-13 00:14:34
Источники:
Https://topuch. ru/vopros-1-verno-ballov-100-iz-100-otmetite-vopros-tekst-voprosa-v10/index3.html
ранний позитивизм в социологии конта и спенсера — МегаЛекции
ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении.
Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к
О.Конт как создатель социологии.
Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Конт ввел в научный оборот понятие «социология», обозначающее учение об обществе,которое он нередко называл социальной философией. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 году, в
47-й лекции «Курса позитивной философии». Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту,- это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками.
Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.
Конт пользовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.
Важнейшими работами Конта считаются «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики или социологический трактат об основах религии человечества».
В «Курсе позитивной философии» он формулирует и подтверждает два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.
Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).
Следующая концепция — это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам:
Математика
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Социология
Социология у Конта — самая молодая и самая сложная наука и поэтому должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит «исторический метод», с помощью которого выводят закономерности развития.
Социологию Конт делил на две части: социальную статику(законы функционирования социальной системы,идея порядка и гармонии) и социальную динамику(анализ законов социального развития, идея прогресса).
Прогресс, по Конту, это развитие по восходящей линии, которое подразумевает ряд изменений: материальное(улучшение условий жизни), физическое(совершенствование человеческой природы), интеллектуальное(переход от одной стадии социального развития к другой) и моральное(развитие нравственности).
Конт стал основателем первого направления в социологии — позитивизма, у которого в 19 веке было много сторонников.
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.
7. Спенсер как создатель социологии.
Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) — последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Его социологический труд -«Социальная статика». В 1860-1870гг. Г.Спенсер пытался объединить все теоретические науки того времени. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Общие черты социологии Спенсера:
1) широкое использование историко-сравнительного метода в обосновании социологических взглядов
2) Трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести логические обоснования.
Спенсер понимал под обществом совокупность индивидов, а если общество создается составляющими его индивидами и если его природа определяется природой самих людей, то, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.
Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.
Труд Спенсера «Основания социологии»(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей счоциологии наряду с О. Контом а также родоначальником органической теории общества.
8. Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии.
Основателем позитивизма как направления в социологии стал Огюст Конт.
Основными принципами позитивизма являются:
1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для всей действительности. Социальные и природные явления не имеют качественных различий
2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными.
3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок.
4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Позитивная социология целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.
Конт отрицательно относился ко всему разрушительному, провопоставляя духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее главной и общей в его мировоззрении.
Конт указывает 5 значений позитивного:
1. реальное в противовес химерическому
2. полезное в противовес негодному
3. достоверное в противовес сомнительному
4. точное в противовес смутному
5. организующее в противовес разрушительному
Место позитивного мышления можно понять в связи с законом трех стадий.
После прохождения обществом теологической стадии (общество стремится познать причины явлений, стремится к «абсолютному знанию» посредством сверъестественных факторов) и метафизической ( познание внутренней природы явлений посредством сущностей или абстракций), общество проходит позитивную(реальную,научную) стадию. Основной признак этой стадии в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.
Позитивное мышление далеко от эмпиризма и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов. Существование неизменных естественных законов — условие существования науки;их познание с помощью рационального предвидения — ее предназначение.
В позитивизме сложилось два направления: органическое (отождествляет общество с живым организмом и объясняет закономерности развития с помощью биологических законов) и механическое (объясняет закономерности развития через механические законы).
Именно с идей позитивизма, получивших широкое распространеие в 19 веке, началось развитие социологии как самостоятельной науки.
3. Клас. этап развития соц. Э. Дэркгейм и М. Вебер
Дюркгейм и французская социологическая школа.
Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 — 15 ноября 1917)-один из наиболее значимых представителей социологического позитивизма конца XIX -начала XX вв. ( основные работы — монографии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни»).
. Дюркгейм много сделал для институцианализации социологии как академической научной дисциплины, внес важный вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. Он создал один из первых социологических журналов «Социологический ежедневник», вокруг которого и объединилась французская социологическая школа. Школу отличает большая свобода взглядов.
В целом школе была присуща значительная степень единства метафизических подходов, близость идеям либерализма. Основное социальное кредо школы можно охарактеризовать как солидаризм. Школа внесла во французскую науку не присущий ей феномен коллективного творчества и авторства.
Объединяющими моментами были приверженность к требованиям объективности в социальном познании и акцент на изучении социальных институтов.
Школа Дюркгейма заложила новую традицию во французском обществоведении и благодаря высокой степени собственной интеграции ей удалось институцианализировать социологию как академическую дисциплину.
Двумя известными представителями Дюркгеймовской школы были Марсель Мосс (основная работа — «Опыт о даре Форма и основа обмена в архаических обществах»), который стал возглавлять школу и продолжать направление Дюркгейма после его смерти и Морис Хальбвакс (основные работы — «Рабочий класс и уровень жизни», «Эволюция потребления социальных и трудящихся классов»), который продолжил начатое Дюркгеймом изучение проблем, связанных с самоубийствами. Помимо этих социологов французскую социологическую школу представляли Анри Юбер, Робер Герц, Поль Фоконне, Гастон Ришар, Морис Линхард, Селестен Бугле.
Социология М.Вебера
Нетрадиционный тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законовприроды и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, — это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознанияклассическая социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как “общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное” и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.
Задача социолога, — считал М. Вебер, — разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мирасубъекта социального действия. Предметом изучения социологии должны быть только тесоциальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения иориентированы на других субъектов. Индивид должен быть в центре познавательного процесса, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают идеальные типы. Идеальные типы, по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как “капитализм”, “бюрократизм”, “религия” и т. д.
M. Вебер называет четыре видасоциального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха;ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха, аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим.
М. Вебер был убежден, что рационализация социального действия — это путь прогрессивного развития исторического процесса. Для рационализации общемировой цивилизации, полагал он, необходимо рационализировать способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления и образ жизни людей. Все это должно сопровождаться возрастанием социальной роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности. Капитализм, по М. Веберу, есть практическая реализация рациональности во всех сферах общественной жизни. Наиболее полно она воплощается в бюрократии как основном элементе управляющих структур.
Для того чтобы бюрократия не превратилась в “футляр покорности и послушания”, в “ярмо бесхозного рабства”, ученым разработаны требования к чиновникам аппарата управления: они должны быть лично свободны и подчиняться только служебному долгу; иметь устойчивую служебную иерархию; иметь твердо определенную служебную компетенцию; работать по контракту в соответствии с квалификацией; вознаграждаться постоянными денежными окладами; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; предвидеть свою карьеру; работать в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняться строгой единой служебной дисциплине и контролю.
В соответствии с учением о рациональности М. Вебером разработана типология власти, которая и ныне считается фундаментальной: харизматическая, традиционная, бюрократическая. в связи с этим ученый впервые в историиобществознания употребляет и анализирует понятие “легитимность власти”.
4. Понимание объекта и предмета соц-гия
Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки –это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки –это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.).
Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологического познания является общество.Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.
При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное»,которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальноевозникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие – закономерности социальных действий и массового поведения, третьи – законы и формы проявления социальной жизни и т. д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что в самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. Социология призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодействий, законы развития социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.
Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко социальной, ибо область ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.
Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно передать все особенности социологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.
Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Классический позитивизм. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
Постклассическая философия XIX–начала XX веков
контрольная работа
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное течение в буржуазной социологии. Еще Ульянов (Ленин) назвал позитивизм «презренной партией середины в социологии », поскольку все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии и социологии. Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, социология и философия не должны выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их изменением, развитием. Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта — одного из основных понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий, переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное познание. Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Пытаясь доказать «справедливость» позитивистской точки зрения, Конт выдвинул идеалистическую схему, согласно которой познание в своем историческом развитии проходит три стадии. На первой стадии (теологической) человек видит причину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил; на второй стадии (метафизической) он кладет в основу этих явлений некие абстрактные сущности (напр., природу), и только на третьей стадии (позитивной) он признает опытное, практически полезное знание. Эту схему Конт кладет в основу всего исторического процесса. По его мнению, прогресс общества — это простое развитие духовных способностей человечества. Враждебны материалистическому пониманию истории были взгляды и других представителей позитивизма. Спенсер выдвинул, например, так называемую органическую теорию общества. Уподобляя общество биологическому организму, он заявлял, что социальная жизнь стремится к равновесию сил, к гармонии классовых интересов. На этой основе социальные революции объявлялись им «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структуру науки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современной западной социологии.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря — нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии — минимизировать число этих законов.
Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная концепция: Конт придумал социологию — наука об обществе.
Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая концепция включает три раздела:
1. Социальная статика (государственные институты: семья, государство, церковь).
2. Социальная динамика.
3. Политика.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции государства: порождение общественного духа.
Идеальная структура правления — соединение церкви и государства.
Социальная политика: совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии должны уйти в сторону).
Философы и ученые — позитивные священники.
Так же Конт утверждал: основной метод науки — феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.
В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика, и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.
Таким образом, сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (О. Конт, Дж. Ст. Милль), научная картина мира (Г. Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Э. Мах, П. Дюгем), логический анализ языка науки (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап), лингвистический анализ языка (Дж. Райл, Дж. Остин, поздний Л. Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (К. Поппер, И. Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.
Делись добром 😉
Зарубежная философия ХХ века
2. Позитивизм и его модификации.
Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления…
Исторические формы позитивизма
1.2 Классический позитивизм — первая историческая форма позитивизма
Позитивизм как самостоятельное философское течение оформился в 30-е — 40-е гг. XIX в. Основная причина его появления заключалась в необходимости поиска обоснования взаимоотношений философии и науки того времени. Единственный выход…
Образы науки в современной философии науки
2.1 Позитивизм
При помощи слова/термина «позитивизм» в рамках науки «история философии» принято обозначать крупное мыслительное течение, приверженцами которого стали европейские учёные и философы XIX— XX вв…
Разновидности неопозитивизма
Логический позитивизм
Основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм сформировался в так называемом «Венском кружке» логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923г. в Венском университете под руководством М. Шлика (1882-1936)…
Разновидности позитивизма
Логический позитивизм
Основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм сформировался в так называемом «Венском кружке» логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923г. в Венском университете под руководством М. Шлика (1882-1936)…
Современная западная философия
Глава I. Позитивизм и его исторические формы
…
Феминизм и его идеология
Классический и постклассический феминизм
Классический феминизм, его становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран начиналось именно в середине XIX века…
Философия XX века
1. ПОЗИТИВИЗМ
Сам «термин «позитивизм» происходит от лат. positivus — положительный. Любутин К.Н. История западноевропейской философии: Учеб. пособие для вузов. — Екатеринбург, 2002. Появление «позитивизма» связано с именами французского философа О…
Философия Древнего Востока
3.4 Классический период
Классический период также называют индуистским, он начинается с 1000 года н.э.. В это время в Индии угасает буддизм и джайнизм. Возникают реалистические вишнуитские и шиваитские системы, которые в схоластической форме пытались доказать. ..
Философия науки: становление и основные этапы развития
2.1 Позитивизм
Позитивизм представляет собой философское учение, обосновывающее фундаментальную ценность эмпирического научного знания, эмпирических методов исследования, предлагающее инструментальное истолкование статуса теоретического знания…
Философия позитивизма О. Конта
Глава 1. Первый позитивизм
философия позитивизм конт эмпириокритицизм Несмотря на то, что в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить набор основных черт, позволяющих говорить о позитивизме как о движении мысли. 1. В противовес идеализму…
Философия позитивизма О. Конта
1.2 Д. С. Милль, и его позитивизм
Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806—1873), часто посещали английские радикалы, среди них — Рикардо и Бентам. «С вниманием и интересом я слушал их беседы, — вспоминал Джон в «Автобиографии»…
Философия позитивизма О. Конта
1.3 Эволюционистский позитивизм Г.
СпенсераЗначительную часть жизни Спенсер провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг. он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867)…
Философия позитивизма О. Конта
Глава 2. Второй позитивизм — эмпириокритицизм
В конце XIX в. позитивизм Конта — Милля — Спенсера постепенно сходят о сцены. В это время появляется, вторая форма позитивизма, которая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшественников…
Философия позитивизма О. Конта
Глава 3. Третий позитивизм — неопозитивизм (логический позитивизм)
В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил М. Шлик, собралась группа молодых ученых, поставивших перед собой смелую цель — реформировать науку и философию…
Позитивизм — Социология — Оксфордские библиографии
Введение
Позитивизм — это философия науки, предполагающая специфическую эпистемологическую, онтологическую и методологическую точки зрения. Огюст Конт был первым, кто изложил позитивистскую позицию социологии, утверждая, что (1) социальные явления — или социальные факты, как назвал бы их Дюркгейм — внешние и наблюдаемые для индивидуумов поддаются эмпирическому научному анализу и, таким образом, являются целью исследования. позитивистская социальная наука должна была бы (2) различать абстрактные социальные законы, лежащие в основе этих наблюдаемых фактов; (3) сосредоточиться не на причинах, особенно на конечных причинах, а на естественных отношениях между явлениями; и (4) создать свод кумулятивных знаний, которыми могли бы руководствоваться социальные инженеры, по аналогии с физикой или химией, направляющими инженеров-механиков или электриков. Со времен Конта позитивизм развился. Современные позитивисты, как и их критики, придают разные значения и акценты относительно широкому кругу практик и философских позиций, что привело к некоторой путанице в отношении того, что такое позитивизм, а что нет. Учитывая негативную коннотацию, которую позитивизм имеет во многих современных социологических кругах, особенно за пределами Соединенных Штатов, каждый раздел этой библиографии будет включать одну или две критические статьи, связанные с темой раздела. Кроме того, в более позднем разделе «Комментарий и критика» будут представлены основополагающие работы, подчеркивающие разнообразие критики позитивистской социологии. Возможно, самое важное обвинение, выдвигаемое против позитивизма, заключается в том, что он доминирует в дисциплине и особенно в самых престижных журналах, несмотря на то, что позитивизм имеет множество различных современных методологических и эпистемологических значений. Тем не менее, можно выделить несколько основных элементов, которые подчеркивают все позитивизмы. Во-первых, социология есть и должна быть наукой, поскольку изучать следует только те социальные факты, которые являются внешними и наблюдаемыми с помощью научных методов и инструментов. Во-вторых, что тесно связано с этим, социологическое исследование должно быть объективным, нейтральным по отношению к ценностям, отличным от религиозного, морального, политического или философского исследования. В-третьих, методы и инструменты должны быть надежными, проверяемыми и точными; хотя нет четкого набора методов, которых придерживаются позитивисты, многие позитивисты (часто называемые методологическими позитивистами) придерживаются количественного анализа. В-четвертых, теории должны быть абстрактными, обобщаемыми утверждениями с четко определенными понятиями, связанными своими отношениями. Хотя мало кто из позитивистов говорит о «законах», большинство считает, что цель теории — объяснить класс явлений. В-пятых, конечной целью является кумулятивное, объективное познание социального мира, его свойств и динамики.
Общие обзоры классического позитивизма
Невозможно провести четкую развилку между классическим и современным позитивизмом. Возможно, произвольная позитивистская мысль от Конта (Comte 1968) до логического позитивизма (Carnap 1934, Ayers 1959) может быть названа «классической», поскольку элементы продолжают формировать позитивизм сегодня, тем не менее эти ученые, как правило, не упоминаются и не используются в современной защите или сочинения о позитивизме. Философия Конта занимала центральное место в социологической работе как Спенсера (Spencer 1897) и Дюркгейма (Durkheim 1982). Оба социолога придерживались мнения, что существует эмпирический мир и что для его наблюдения следует использовать научные методы; оба написали текст специально о методах, причем Spencer 1961 сосредоточился на использовании историко-сравнительных методов для выработки первых принципов. Дюркгейм 1982 не предписывал конкретного метода, но убедительно доказывал, что социальные факты являются отдельными явлениями, отличными от психологических фактов, и установил логику научного исследования. На классическом этапе развития социологии в Европе и Соединенных Штатах большинство социологов воспринимали социологию как должное как науку. Например, Сорокин 1959 содержит общую теорию стратификации и мобильности, которая молчаливо предполагает, что эти явления обладают некоторыми неизменными идентифицируемыми качествами. Или, возьмем Sumner and Keller 1927, геркулесовы усилия по сбору данных о каждом известном обществе, чтобы все социологи могли черпать информацию из одного и того же места и можно было установить кумулятивное знание. Видение Конта, которое явно или неявно повлияло на социологию, в конечном итоге было оставлено с появлением логического позитивизма (Carnap 1934, Ayers 1959). По сути, логические позитивисты ставили методологию выше теории, логику выше абстракции и проверки. Во многих отношениях логический позитивизм сформировал то, что сегодня называется методологическим позитивизмом, поскольку они объединили эмпирические обобщения с теоретическими утверждениями. Заявление Макса Вебера о социологических методах (Weber 1946) дает критику позитивизма, в то же время закладывая основы современного интерпретативизма в социологии. С другой стороны, Popper 2002 предлагает одну из наиболее убедительных и уважаемых философских и научных критических анализов позитивизма.
Эйерс, А. Дж., изд. 1959. Логический позитивизм . Нью-Йорк: Довер.
Отредактированный сборник эссе наиболее актуальных логических позитивистов.
Карнап, Рудольф. 1934. Единство науки . Лондон: Кеган Пол.
Типичный пример логического позитивизма. В частности, Карнап акцентирует внимание на том, что часто называют единством науки или гносеологическим, онтологическим и методологическим положением о том, что все внешние, наблюдаемые явления поддаются научному измерению. Обнаруженная в так называемой Иерархии наук Конта, позиция единства науки лежит в основе аргумента о том, что социология является наукой.
Граф Огюст. 1968. Система позитивной политики . 4 тт. Нью-Йорк: Берт Франклин.
Полное и окончательное изложение Конта о позитивизме и социальных науках. Хотя все четыре тома информируют читателя, особое значение для его философии имеют первые сто страниц или около того. Первоначально опубликовано в 1851–1854 гг.
Дюркгейм, Эмиль. 1982. Правила социологического метода и избранные тексты по социологии и ее методу . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Первоначально опубликовано в 1895 году. Текст Дюркгейма о методах сосредоточен главным образом на эпистемологических и онтологических основах позитивистской социальной науки.
Поппер, Карл. 2002. Логика научных открытий . Лондон: Рутледж.
Первоначально опубликовано в 1934 году. Классическая работа по философии науки, которая ставит под сомнение принципы логического позитивизма, предлагая при этом критический анализ предположений научного исследования.
Сорокин Питирим. 1959. Социальная и культурная мобильность . Гленко, Иллинойс: Free Press.
Первоначально опубликовано в 1927 году. Пример формальной теоретической работы с вездесущими абстрактными утверждениями о стратификации и неравенстве в человеческих обществах. Хотя текст часто забывают, многочисленные общие современные теории стратификации и эмпирические исследования, по-видимому, подтверждают многие положения Сорокина.
Спенсер, Герберт. 1897. Принципы социологии . Нью-Йорк: Эпплтон.
Как это было типично для позитивистов, поиск самых основных элементов или принципов науки был важным шагом в построении совокупной совокупности знаний. Усилия Спенсера постепенно получили признание в некоторых уголках современной социологии, но они являются образцом позитивизма XIX века.
Спенсер, Герберт. 1961. Изучение социологии . Анн-Арбор: Univ. из Мичиган Пресс.
Первоначально опубликовано в 1873 г. Позитивистский текст Спенсера о социологических методах.
Самнер, Уильям Грэм и Альберт Г. Келлер. 1927. Наука об обществе . 4 тт. Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. Нажимать.
Качественный набор данных, который является кросс-культурным, с намерением предоставить социологам общий массив данных, из которых они могут черпать информацию и общаться друг с другом.
Вебер, Макс. 1946. Методы социальных наук. В Из Макса Вебера: Очерки социологии . Под редакцией Х. Герта и К. В. Миллса, 55–61. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Методологическое заявление Вебера, подчеркивающее концепцию Verstehen и интерпретативистский подход.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Позитивизм, социология и социальные исследования – ReviseSociology
Рожденные в эпоху Просвещения Позитивисты верят, что социология научна и может быть движущей силой социального прогресса.
В этом посте представлен краткий обзор позитивистских методов исследования, которые состоят из научного подхода к социальным исследованиям с использованием количественных данных для обеспечения объективности и надежности. (В отличие от интерпретативистского подхода к исследованиям, который отдает предпочтение качественным данным.)
Исторический контекст позитивизма таков, что он возник из эпохи Просвещения и промышленной революции….
Эпоха Просвещения относится к периоду европейской истории, охватывающему период с 1650 по 1800 год. В это время авторитет церкви подвергался сомнению, поскольку люди начали верить, что знания должны быть получены из науки, а не из Бога. Эпоха Просвещения стала свидетелем рождения современной науки, которая привела к массовым социальным изменениям. Следующие три основных убеждения (были и другие!) появились благодаря Просвещению:
- Основополагающие законы объяснили, как устроены вселенная и общество (это не было просто волей Бога)
Научные исследования могли бы раскрыть эти законы. - Все люди могли понять эти законы (в отличие от религиозной веры – воля Бога непознаваема)
- Законы можно было применить к обществу для его улучшения (вера в прогресс и стремление к счастью).
18 и 19ХХ века ознаменовались рядом новых научных открытий в области физики, химии и биологии. В первую очередь для студентов-социологов научные открытия приводят к новым технологиям, которые, в свою очередь, ведут к индустриализации или росту фабричного производства и строительству таких вещей, как железные дороги.
Это, в свою очередь, привело к значительным социальным преобразованиям, таким как урбанизация и рост того, что марксисты называли пролетариатом. Многих комментаторов с начала 19 века и далее беспокоило противоречие между огромными достижениями или прогрессом в науке и промышленности и очевидным ухудшением жизни большинства. По мере того как сотни тысяч людей хлынули в расширяющиеся промышленные центры городов, такие как Манчестер и другие места в Великобритании и Европе, эти новые городские центры столкнулись с новыми социальными проблемами, в первую очередь с бедностью, безработицей и социальными волнениями.
Именно в этом контексте Огюст Конт основал социологию. Конт в основном считал, что если мы сможем использовать научные открытия для улучшения производства посредством индустриализации, то мы сможем изучить социальный мир и выяснить, как построить лучшее общество, способное противостоять социальные проблемы, такие как бедность, отсутствие образования и преступность.
Огюст Конт (1798-1857): Основатель научной социологии (позитивизма) Огюст Конт – Основатель позитивистской социологииКонт ввел слово «социология» в 1839 году. Термин «социология» происходит от латинского слова Socius, означающего товарищ или партнер, и греческого слова logos, означающего изучение или науку. Таким образом, значение социологии есть наука об обществе.
Конт сосредоточил свои усилия на определении природы человеческого общества и законов и принципов, лежащих в основе его роста и развития. Он также работал над установлением методов, которые следует использовать при изучении социальных явлений.
Конт утверждал, что социальные явления могут быть подобны физическим явлениям, копирующим методы естественных наук. Он считал, что пришло время исследованиям социальных проблем и социальных явлений вступить в эту последнюю стадию. Так, он рекомендовал изучение общества называть наукой об обществе, т.е. е. «социология».
Общие идеи позитивизма, или Научный метод в применении к изучению социологии1. Позитивисты считают, что социология может и должна использовать для изучения социального мира те же методы и подходы, что и «естественные» науки, такие как биология. и физика используют для исследования физического мира.
2. Применяя «научные» методы, социологи должны, в конце концов, раскрыть законы, управляющие обществом и социальным поведением, точно так же, как ученые открыли законы, управляющие физическим миром.
3. Позитивисты считают, что хорошие научные исследования должны раскрывать объективные истины о причинах социальных действий – наука говорит нам, что вода кипит при 100 градусах, и это верно независимо от того, что думает исследователь – хорошие социальные исследования должны сообщать нам подобные вещи о социальном действии
4. Поскольку позитивисты хотят раскрыть общие законы, формирующие человеческое поведение, они заинтересованы в рассмотрении общества в целом. Они заинтересованы в объяснении моделей человеческого поведения или общих социальных тенденций. Другими словами, они заинтересованы в том, чтобы получить «большую картину».
5. Для этого позитивисты используют количественные методы, такие как официальная статистика, структурированные анкеты и социальные опросы. Статистические, числовые данные имеют решающее значение для позитивистских исследований. Позитивистам необходимо собирать статистическую информацию, чтобы проводить сравнения. И для того, чтобы выявить общие социальные тенденции. Гораздо сложнее проводить сравнения и выявлять социальные тенденции с помощью качественных данных.
6. Эти методы также позволяют исследователю оставаться относительно отстраненным от исследовательского процесса – таким образом, ценности исследователя не должны мешать результатам исследования, а знания должны быть объективными
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – Позитивизм и количественная социология Эмиль Дюркгейм – Отец-основатель социологииСовременная академическая дисциплина социология началась с работ Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Хотя Дюркгейм отверг многие детали философии Конта «позитивизма», он сохранил и усовершенствовал его метод. Дюркгейм считал, что социология должна быть в состоянии точно предсказать последствия конкретных изменений в социальной организации, таких как рост безработицы или изменение системы образования.
Дюркгейм считал, что основным средством исследования общества должен быть сравнительный метод, который включает сравнение групп и поиск корреляций или отношений между 2 или более переменными. Этот метод по существу направлен на установление причинно-следственных связей в обществе путем сравнения переменных.
Исследование самоубийства Дюркгейма (1897)Дюркгейм выбрал изучение самоубийства, потому что он думал, что если он сможет доказать, что самоубийство, очень личное действие, может быть объяснено социальными факторами, то, конечно, любое действие можно будет исследовать в таких прочь. Метод Дюркгейма заключался в сравнении распространенности различных социальных факторов с числом случаев самоубийств. Дюркгейм проделал эту работу настолько хорошо, что семьдесят лет спустя его исследование по-прежнему цитируется в учебниках как превосходный образец методологии исследования 9.0005
Отправной точкой для Дюркгейма был тщательный анализ доступной официальной статистики, который показал, что уровни самоубийств варьируются:
• От одной страны к другой — в странах, переживающих быстрые социальные изменения, уровень самоубийств был выше.
• Между разными социальными группами. У разведенных уровень самоубийств выше, чем у женатых.
• Между различными религиозными группами — у протестантов уровень самоубийств выше, чем у католиков
Дюркгейм отметил, что эти показатели были относительно стабильными во времени для каждой группы. Ставки могли повышаться или понижаться, но относительно друг друга они оставались стабильными. Дюркгейм предположил, что если бы самоубийство было совершенно индивидуальным делом, не затронутым влиянием социальных факторов, то было бы поразительным совпадением, если бы эти статистические закономерности оставались такими постоянными в течение длительного периода времени. Полностью индивидуальные решения должны приводить к случайному паттерну.
Дюркгейм использовал свои данные, чтобы вывести свою ныне известную теорию о том, что уровень самоубийств увеличивается, когда социальная регуляция или интеграция слишком слабы или слишком сильны. Социальное регулирование — это степень, в которой в обществе существуют четкие нормы и ценности, а социальная интеграция — это степень, в которой люди принадлежат обществу.
Несмотря на то, что этому исследованию уже почти 120 лет, уровень самоубийств по-прежнему варьируется в зависимости от уровня социальной интеграции и регулирования.
Позитивизм и социальные факты
Дюркгейм утверждал, что социальные тенденции — это «социальные факты» — это реальные явления, которые существуют независимо от людей, которые их составляют. Он утверждал, что, если бы социология ограничилась изучением социальных фактов, она могла бы быть более объективной. Он утверждал, что эти факты ограничивают людей и помогают нам делать прогнозы о том, как общества меняются и развиваются.
- Относится к людям так, как будто они пассивны и бездумны. Люди менее предсказуемы, чем предполагают позитивисты.
- Статистические данные, которые позитивисты используют для определения своих «законов общества», сами по себе могут оказаться недействительными из-за предвзятости в способе их сбора.
- Оставаясь отстраненными, мы на самом деле очень поверхностно понимаем человеческое поведение.
Если вам нравятся подобные вещи, вам может понравиться мой Theory and Methods Revision Bundle, специально разработанный для того, чтобы познакомить учащихся с разделами теории и методов в документах по социологии A level 1 и 3.
Включает:
- 74 страницы примечаний к ревизии
- 15 ментальных карт по различным темам теории и методов
- Пять эссе по теории и методам
- «Как писать методы в контекстных эссе».
Указатели и связанные сообщения
Этот пост был в первую очередь написан для студентов, изучающих обязательный модуль теории и методов второго года обучения.
Позитивизм часто противопоставляют интерпретативизму, и краткое изложение различий можно найти здесь: Позитивизм и интерпретативизм — очень краткий обзор.
Обычно они рассматривают социологию как науку, и вышеизложенный материал может быть использован в эссе на эту тему, и в том же духе они также считают, что социология может быть свободной от ценностей.
Функционалистов обычно считают позитивистами, особенно Эмиля Дюркгейма, ученика Конта.
Позитивисты обычно предпочитают количественные данные, поэтому другой связанный пост — «Официальная статистика в социологии»
позитивизм | Определение, история, теории и критика
Дэвид Хьюм
См. все СМИ
- Связанные темы:
- логический позитивизм принцип проверяемости научный протокольное предложение единая наука
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
позитивизм , в западной философии вообще любая система, которая ограничивается данными опыта и исключает априорные или метафизические спекуляции. В более узком смысле этот термин обозначает мысль французского философа Огюста Конта (1798–1857).
Как философская идеология и направление позитивизм впервые приобрел свои отличительные черты в творчестве Конта, который также дал название и систематизировал науку социологию. Затем она развивалась через несколько этапов, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, окончательно слившись в середине 20 века с уже существующей традицией, известной как аналитическая философия.
Основными утверждениями позитивизма являются (1) то, что все знания, касающиеся фактов, основаны на «позитивных» данных опыта и (2) что за пределами фактов находится сфера чистой логики и чистой математики. Эти две дисциплины уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком 18-го века Дэвидом Юмом как занимающиеся исключительно «отношениями идей», а на более позднем этапе позитивизма они были классифицированы как чисто формальные науки. С отрицательной и критической стороны позитивисты прославились своим отрицанием метафизики, то есть спекуляций о природе реальности, которые радикально выходят за рамки любых возможных свидетельств, которые могли бы либо поддержать, либо опровергнуть такие заявления о «трансцендентном» знании. Таким образом, в своей основной идеологической позиции позитивизм мирской, секулярный, антитеологический и антиметафизический. Строгое следование показаниям наблюдения и опыта — важнейший императив позитивизма. Этот императив отразился также во вкладе позитивистов в этику и моральную философию, которые в целом были утилитарными в той мере, в какой что-то вроде «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» было их этической максимой. Примечательно в этой связи, что Конт был основателем недолговечной религии, в которой объектом поклонения было не божество монотеистических вер, а человечество.
Античная философия отчетливо предвосхищает позитивизм. Хотя отношение, например, Протагора — софиста V века до н. ce, и в Пьере Бейле, его возродителе 17-го века. Более того, средневековый номиналист Уильям Оккам имел явное сходство с современным позитивизмом. Предшественником XVIII века, имевшим много общего с позитивистской антиметафизикой следующего века, был немецкий мыслитель Георг Лихтенберг.
Однако непосредственные корни позитивизма явно лежат во французском Просвещении, которое подчеркивало ясный свет разума, и в британском эмпиризме 18-го века, особенно в эмпиризме Юма и епископа Джорджа Беркли, которые подчеркивали роль чувственного опыта. . Конт находился под влиянием именно энциклопедистов эпохи Просвещения (таких как Дени Дидро, Жан д’Аламбер и др.) и, особенно в своем социальном мышлении, испытал решающее влияние основоположника французского социализма Клода-Анри, графа де Сен-Симона, чьим учеником он был в ранние годы и от кого само название позитивизм стеблей.
Позитивизм Конта ставился на утверждении так называемого закона трех фаз (или стадий) умственного развития. Существует параллель, как видел ее Конт, между эволюцией образов мышления во всей истории человечества, с одной стороны, и в истории развития индивидуума от младенчества до зрелости, с другой. На первом, так называемом теологическом, этапе явления природы объясняются как результат действия сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события вызваны чудесными силами или волей. Эту стадию Конт критиковал как антропоморфную, т. е. опирающуюся на слишком человеческие аналогии. Как правило, анимистические объяснения, сделанные в терминах волеизъявления душоподобных существ, действующих за видимостью, отвергаются как примитивные проекции неподдающихся проверке сущностей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вторая фаза, называемая метафизической, в некоторых случаях представляет собой просто обезличенную теологию: предполагается, что наблюдаемые процессы природы возникают из безличных сил, оккультных качеств, жизненных сил или энтелехий (внутренних совершенствующих принципов). В других случаях царство наблюдаемых фактов рассматривается как несовершенная копия или подражание вечным идеям, как в платоновской метафизике чистых форм. Опять же, Конт заявил, что никаких подлинных объяснений не приводит; Таким образом, вопросы, касающиеся конечной реальности, первопричин или абсолютных начал, объявляются абсолютно неразрешимыми. Метафизические поиски могут привести лишь к выводу, высказанному немецким биологом и физиологом Эмилем дю Буа-Реймоном: «Ignoramus et ignorabimus» (лат. «Мы есть и будем невежественными»). Это обман с помощью словесных приемов и бесплодного выставления понятий за реальные вещи.
Та плодотворность, которой ему не хватает, может быть достигнута только в третьей фазе, научной, или «позитивной», фазе — отсюда и название великого произведения Конта: Cours de philosophie Positive (1830–1842) — потому что она утверждает, что интересуется только положительными фактами. Задача наук и знания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности природы и общества и формулировать эти закономерности в виде (описательных) законов; объяснение явлений может состоять не более чем в подведении частных случаев под общие законы. Человечество достигло полной зрелости мысли только после того, как отказалось от псевдообъяснений теологической и метафизической фаз и заменило их неограниченным следованием научному методу.
В своих трех стадиях Конт сочетал то, что он считал описанием исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну над другой в виде пирамиды, Конт подготовил почву для логического позитивизма, чтобы «редуцировать» каждый уровень к нижестоящему. На фундаментальный уровень он поместил науку, не предполагающую каких-либо других наук, а именно математику, а затем упорядочил уровни над ней таким образом, что каждая наука зависит от наук, стоящих ниже нее по шкале, и пользуется ими. : так, арифметика и теория чисел объявляются предпосылками геометрии и механики, астрономии, физики, химии, биологии (включая физиологию) и социологии. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, дополняет содержание знаний науки или наук более низких уровней, обогащая, таким образом, это содержание последовательной специализацией. Психология, которая не была основана как формальная дисциплина до конца 19 века.X в., не вошла в систему наук Конта. Предвосхищая некоторые идеи бихевиоризма и физикализма ХХ века, Конт полагал, что психология, какой она была в его время, должна стать разделом биологии (особенно нейрофизиологии мозга), с одной стороны, и социологии, с другой. Как «отец» социологии Конт утверждал, что социальные науки должны идти от наблюдений к общим законам, подобно тому, как (по его мнению) это делают физика и химия. Он скептически относился к интроспекции в психологии, будучи убежден, что при внимании к собственным психическим состояниям эти состояния будут безвозвратно изменены и искажены. Настаивая таким образом на необходимости объективного наблюдения, он был близок к основному принципу методологии бихевиоризма 20 века.
Среди учеников или сочувствующих Конта были Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и криминалист, и Поль-Эмиль Литтре, Ж.-Э. Ренана и Луи Вебера.
Несмотря на некоторые принципиальные разногласия с Контом, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля, также логика и экономиста, следует считать одним из выдающихся позитивистов своего века.