Позитивные и деструктивные функции конфликта: 9.Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта

Содержание

9.Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта

Процесс и динамика конфликта

Позитивные стратегии направлены на “работу” с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия. Это выход человека или социальной группы из конфликта как позитивный, если в результате он/они действительно “освобождаются” от породившей конфликт проблемы таким образом, что ее переживание делает участников конфликта более зрелыми, психологически адекватными и интегрированными.

Общим признаком деструктивных стратегий является нежелание (человека или социальной группы) или неспособность “работать” со своей проблемой. Неготовность к принятию решений, к ответственности за них, страх за их последствия и потому надежда на то, что “все как-нибудь устроится само собой”.

Позитивные функции социальных конфликтов

Конфликт является плодоносной почвой для возникновения социальных изменений.

При помощи конфликтов удается примирить законные интересы людей. Большинство конфликтов не кончается тем, что одна сторона выигрывает, а другая проигрывает.

Благодаря уже описанным функциям, конфликт сплачивает группу.

Деструктивные функции социальных конфликтов

  1. Конфликт способен повергнуть общество в хаос.

  2. Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции.

  3. Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества.

  4. Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие.

Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт.

Такое усиление конфликта называют эскалацией.

Определение компонентов конфликта

Компонентами конфликтов являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы.

“Интересы” подразумевают под собой чувства людей относительно того, что является желаемым для них. Интересы обычно определяют образ мыслей и действия людей, они лежат в основе их установок, целей, стремлений.

Перед тем как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, эти интересы должны перейти в притязания, выражающиеся в формах поведения каждой стороны, стремления достичь или что-то превзойти.

Относительная депривация

– это опыт, получаемый одной из сторон, когда она терпит неудачу в достижении своих притязаний, и это является для нее тяжким ударом. Относительная депривация приводит к двум результатам:

1. Она наводит одну сторону на мысль о существовании несовместимых интересов.

2. Испытанные в подобных случаях фрустрация и унижение становятся источниками энергии, которая усиливает вероятность и интенсивность действий, направленных на ее преодоление.

Доверие, когда первая сторона верит в то, что вторая действительно заботится об интересах первой.

Недоверие означает, что одна сторона считает, что другая противостоит ее интересам или проявляет к ним равнодушие.

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта

или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта

, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний

1. Нет предполагаемого расхождения интересов, потому что уже известная альтернатива удовлетворяет притязаниям обеих сторон.

2. Притязания первой стороны поднимаются до такого уровня, что альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению, подобрать уже невозможно.

3. Притязания второй стороны достигают уровня, при котором невозможно подобрать альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению.

4. Взаимоприемлемая альтернатива более недосягаема, а оставшиеся альтернативы имеют характер игры с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает проигрыш другой.

Динамика конфликта

Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.

Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.

Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт.

Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.

Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.

Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.

Позитивные и деструктивные функции конфликта — Студопедия

Поделись  

Несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

ü конструктивные (положительные) функции конфликта;

ü деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Все конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта условно, в целях удобства изложения материала, можно разделить на общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы, и функции конфликта на личностном уровне, касающиеся влияния конфликта непосредственно на личность. Это означает:

1) конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению.

Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;

2) конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;

3) конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;

4) конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;

5) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;

6) конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.;

7) конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих, более разрушительных конфликтов;

8) конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения и взаимодействия между людьми или для того, чтобы наполнить новым содержанием старые нормы.

В рамках конструктивных функций на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности:

Ø конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в критических ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят, что «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;

Ø конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать проявлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п.;

Ø конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.;

Ø конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта;

Ø конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими;

Ø конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться;

Ø конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.

Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующем:

1) конфликт связан с насильственными методами его развертывания и разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители;

2) конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации;

3) конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов;

4) конфликт способствует дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социальному отчуждению социальных групп и общностей;

5) конфликт вызывает в обществе настроения пессимизма и упадка нравов;

6) конфликт может породить новые, более деструктивные конфликты;

7) конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

На личностном уровне деструктивные функции конфликта выражаются в следующих последствиях:

Ø конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса;

Ø конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;

Ø конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций и образцов поведения. В результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и (как крайний случай) суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 1990-х гг. таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире;

Ø конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;

Ø в качестве реакции на конфликт человек может «включать» свои защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

t отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;

t пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;

t жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление излишне жестких норм и принципов поведения в группе, слежка за другими;

t превращение дела в шутку. Этот принцип во многом проти­воположен предыдущему;

t разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

t постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.

Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (так же, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер.



Деструктивный и конструктивный конфликт: в чем разница?

Карьерные навыки

/

Командная работа

/

Конструктивный конфликт

Вы стоите в очереди за утренним кофе, и кто-то врезается перед вами.

Какова ваша реакция? Фото Ali Yahya на Unsplash

Конструктивный пример

A: Извините, мне кажется, вы только что подрезали передо мной.

B : О, извините, я не заметил, что вы стояли в очереди. Я пойду за тобой. Мои извинения.

Деструктивный пример

A : Как ты смеешь резать передо мной? Вернитесь в конец очереди и ждите, как и все остальные.

Б: Как ты смеешь так со мной разговаривать? Я не двигаюсь. Вы можете пойти в другое место, если это делает вас несчастным.

Иногда мы не осознаем, что находимся в конфликте, потому что думаем о конфликте только как о разрушительном или отрицательном.

Это не всегда так.

Деструктивный конфликт

Деструктивный конфликт может быстро перерасти из разногласий в токсичную ситуацию, особенно когда поведение включает: критика как личные нападки

  • Отвержение точки зрения других до того, как вы полностью поймете их позицию

  • Высмеивание или высмеивание позиции других

  • Игнорирование или увольнение других идей

  • Не согласен с Fun Bight

  • Отказ от рецептуры

  • 9003

    7878. СОЗДАЕТСЯ СОЗДАНИЕ. СПОРТИВНАЯ СОЗДАНИЕ813813138. СОЗДАЕТСЯ СПОРТИВНАЯ13813813 гг. которые способствуют положительным результатам, например:

    • Представление доказательств и аргументов в поддержку идей

    • Принятие вопросов и критики ваших идей как полезных для группы

    • Внимательное выслушивание точек зрения других

    • Просьба к другим представить доказательства, подтверждающие их решение, чтобы вы могли принять обоснованное решение

    • Основываясь на идеях и предложениях других лучшее решение

    • Быть готовым передумать

    Какое из этих утверждений НЕ отражает конструктивный подход к конфликту?

    Примите меры

    В следующий раз, когда вы окажетесь в дискуссии, связанной с расхождением во мнениях, задайте себе несколько вопросов:

    Чувствую ли я себя атакованным или эмоционально затронутым?

    Человек передо мной совсем не слушает, что я говорю?

    Мои собственные слова и отношение неуместны?

    Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, скорее всего, вы находитесь в разрушительном конфликте.

    В этом случае сделайте шаг назад и сосредоточьтесь на цели обсуждения. Осознание деструктивных тенденций — первый шаг к избавлению от вредных привычек.

    Лицензия:

    Нам важно ваше мнение.

    Этот байт помог мне лучше понять тему.

    Я уверен, что смогу применить полученные знания.

    Я бы порекомендовал этот Байт.

    Общайтесь с учениками Rumie

    Просматривайте больше материалов и присоединяйтесь к поддерживающему сообществу! Просматривайте больше контента, получайте поддержку, делитесь своим опытом и продолжайте учиться с помощью текстового и голосового чата!


    — Участник раздора

    Присоединяйтесь к нашему сообществу Discord Присоединяйтесь к Discord

    Автором этого байта является

    Конал Карран

    Инфраструктура и производственные системы

    Марион Генри

    Аналитик, аналитика и информация в Air Miles

    Мохаммад Ашрафул Ислам

    Ашраф

    Карьерные навыки

    /

    Командная работа

    /

    Конструктивный конфликт

    #карьера-навыки

    #работа в команде

    #конструктивный-конфликт

    #info

    О конфликте | DoDEA

    • CEDR Домашний
    • О CEDR
    • О конфликте
    • Почему CEDR
    • Услуги CEDR
    • Получить помощь
    • Часто задаваемые вопросы
    • Ресурсы

    Наш премьер-министр CEDR, мисс Эллен Уэйн, вышла на пенсию. Тем временем и до дальнейшего уведомления все запросы можно направлять в почтовый ящик CDER.

    Конфликт — это ситуация, в которой люди или группы действуют, полагая, что у них несовместимые и противоположные цели, ценности или интересы.

    Конфликт — нормальная и естественная часть жизни. Он возникает во всех сферах жизни, потому что у людей разные цели, приоритеты, обязанности, ценности и происхождение.

    Конфликт неизбежен.

    Конфликт имеет как деструктивные, так и созидательные стороны и последствия. Конструктивный конфликт является творческим и может привести к улучшению отношений и принятию более качественных решений.


    Разрушительный конфликт разрушает отношения, подрывает уважение и доверие и отнимает время и внимание от нашей миссии по обеспечению образцового образования. Узнать больше:

    • Характеристики конструктивного и деструктивного конфликта
    • Издержки деструктивного конфликта
    • Набор инструментов управления конфликтами CEDR. Как более конструктивно управлять конфликтами?
    • Научитесь эффективно слушать.
    • Узнайте о переговорах на основе интересов.
    • Научитесь вести беседы на сложные темы.
    • Свяжитесь с CEDR, чтобы поговорить о помощи в повышении ваших навыков или проведении беседы, встречи или другого сеанса решения проблем.

     

     


    ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТРУКТИВНОГО И РАЗРУШАЮЩЕГО КОНФЛИКТА
    Деструктивный конфликт Конструктивный конфликт
    Каждая сторона пытается «выиграть» Стороны пытаются найти решение
    Спорная тактика Творческое совместное решение проблем
    Антагонизм между партиями усиливается Рассматривает особые мнения
    Отношения портятся Отношения остаются уважительными, могут улучшиться
    Все более осуждающий Непредвзятые, исследовательские обсуждения
    Высокий уровень гнева, разочарования Маленькая отрицательная эмоция
    Эффективное общение снижается Общение открытое и честное
    Реальные проблемы часто не решаются Высококачественные результаты с учетом всей информации и потребностей
    , насколько это возможно
    Конфликт предотвращен и оставлен на гноение

    Наверх


    Плохо урегулированный деструктивный конфликт дорого обходится вам и работе вашей школы, округа и района.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts