Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Социальная психология выделяет 4 основных стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения противоречий и послеконфликтная стадия.
Предконфликтная стадия конфликта
На этом этапе возникает некая ситуация, при которой растет напряженность в отношениях между потенциальными участниками конфликта. Она обусловлена уже существующими противоречиями.
Например, начальник попросил сотрудника выполнить сверхурочную работу, которая не входит в прямые обязанности сотрудника. Сотрудник недоволен тем, что ему придется потратить свой выходной на выполнение этой задачи, потому что в прошлый раз такая сверхурочная работа не была дополнительно оплачена. Далее он может ограничиться своими недовольствами, но выполнить работу и тогда конфликт не наступит, или он может открыто заявить свой отказ, который скорее всего приведет к нарастанию конфликта.
Непосредственно конфликт
На этом этапе участники конфликта начинают противостоять друг другу. Возникает инцидент, то есть самая первая стычка конфликтующих сторон. В нашем примере таким инцидентом можно считать первый открытый отказ сотрудника выполнять сверхурочную работу. Начальник в свою очередь угрожает лишить сотрудника премии за отказ подчиниться. Возникает противостояние сторон.
Противостояние может войти в стадию эскалации, то есть продолжить нарастать, или остаться на прежнем уровне. Например, в случае эскалации сотрудник ответит начальнику, что обратится в профсоюз. Если же конфликт остается на прежнем уровне, то сотрудник просто уйдет, хлопнув дверью.
Если эскалация продолжается, то в конечном итоге она приводит к такому противоборству, когда сама причина конфликта уже не важна для участников. Важно только причинить максимальный ущерб сопернику.
Стадия разрешения противоречий
Эта стадия самая сложная для всех участников конфликта. Им предстоит переоценить свои взаимоотношения и найти пути разрешения проблемы.
Конфликтующие пытаются просчитать какова цена конфликта и цена выхода из него и что для них предпочтительнее:
- Каковы будут затраты энергии, сил, времени, денег. Если конфликт продолжится?
- Какой ущерб будет нанесен обеим сторонам?
- Какие потери они понесут?
Например, начальник объективно понимает, что сотрудник важен для компании и его увольнение принесет больше вреда, чем пользы. В это же время сотрудник понимает, что дальнейшее противостояние приведет к невозможности карьерного роста. Участники конфликта решают договориться. Сотрудник соглашается выполнить сверхурочную работу, а начальник соглашается оплатить ее дополнительно.
Послеконфликтная стадия
После завершения конфликта у каждого из участников остается некий след в эмоциональном состоянии оппонентов: обида и разочарование или гордость за свои действия. Взаимоотношения между конфликтующими меняются и уже не будут такими же, как были до начала конфликта.
Предконфликтная стадия, стадия развития, стадия разрешения, формы завершения конфликта, послеконфликтная стадия.
Развитие конфликта проходит три стадии –
Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.
Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует “переоценке ценностей” с учетом происшедших перемен.
Вторая фаза – выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо искать примирения; либо эскалация, подолжение конфликта.Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.
Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.
Ответы на I часть Задания для самостоятельной работы
Составьте схему, в которой охарактеризуйте и сравните основные стадии и фазы развития конфликта
Фазы | Стадии |
1) начальная фаза | Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта |
2) фаза подъема | Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение |
3) пик конфликта | Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. |
4) фаза спада | Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов |
Фазы и стадии практически аналогичны друг другу, это видно из представленной схемы
Стадия конфликта – Иренеес
Гренобль, май 2009 г.
Аналитическая модель для оценки целесообразности вмешательства.
Модель этапов конфликта разработана британской организацией по разрешению конфликтов «Реагирование на конфликт» и помогает расположить текущий момент в более длительных временных рамках и тем самым выбрать подходящий момент для действия.
Конфликты со временем меняются и проходят разные стадии активности, интенсивности, напряженности и насилия. На самом деле каждый конфликт состоит из нескольких меньших конфликтов и независимых историй. Если вы посмотрите, например, на файлы Южноафриканской комиссии правды и примирения, вы обнаружите, что большая проблема репрессий при режиме апартеида разделена на множество различных дел, таких как Четверка Крэдока, Троица Морока и многие другие. Эти отдельные случаи составляют всю часть «Борьба» . На самом деле сопротивление апартеиду то усиливалось, то ослабевало и взаимодействовало с репрессиями со стороны режима. Распознавание этих этапов помогает лучше понять конфликт, а также использовать возможности для вмешательства.
Инструмент следует использовать в начале аналитической фазы. Некоторые моменты более благоприятны для вмешательства, чем другие. Временами, когда возникает вакуум власти, можно вызвать реакцию со стороны многих различных акторов, чтобы заполнить этот пробел. Примером может служить сообщение о смерти Лорана-Дезире Кабилы в ДРК в 2001 году. Это сообщение создало новую динамику для мира, и многие организации по разрешению конфликтов потратили много времени, чтобы убедиться, что эта возможность была использована (1). Разрыв во власти открылся, и ситуация могла развиваться по-разному. Открылась возможность переговоров между воюющими группировками, в результате которых было заключено новое мирное соглашение. Другой пример из Южной Африки, когда де Клерк выиграл выборы, подул новый политический ветер. Встречаются и обратные ситуации, когда закрывались посольства Франции в Руанде и закрывались каналы для диалога. Когда одна фаза переходит в другую, конфликты либо плохо управляются (усугубляются), либо разрешаются (облегчаются)
RTC различает следующие этапы:
Наращивание
Несовместимость целей между двумя или более сторонами, которая может привести к открытому конфликту.
Конфликт еще не является частью общего вида, но нарастает на полях. По крайней мере, одна из сторон знает о потенциальной конфронтации. Напряжение в отношениях между сторонами и/или желание избежать контакта.Противостояние
Конфликт стал более открытым. По крайней мере, одна сторона считает, что есть проблема: сторонники могут начать участвовать в демонстрациях или вести другие конфронтационные действия. Периодические драки/низкий уровень насилия. Каждая сторона собирает ресурсы/находит союзников с расчетом на усиление конфронтации и насилия. Натянутые отношения, поляризация между сторонниками каждой стороны => стереотипизация
Кризис
Пик конфликта, максимальное напряжение/насилие. Нормальное общение между всеми сторонами, вероятно, прекратилось. Публичные заявления принимают форму обвинений (связать позиции, интересы, потребности)
Результат
Так или иначе конфликт завершится либо военной победой, либо урегулированием, например, в результате вмешательства посредника или переговоров. Одна сторона может уступить требованиям другой стороны, потому что их потери слишком значительны. Другой вариант заключается в том, что власть или третья сторона навязывают прекращение боевых действий (миротворчество, поддержание мира, принуждение к миру ООН). Уровни напряженности, конфронтации и насилия несколько снижаются с возможностью урегулирования. Перейдем ли мы к постконфликтному этапу или к новому циклу, зависит от того, насколько обе стороны удовлетворены решением.
Постконфликтный
Снижение напряженности и более нормальные отношения. Переход или трансформация отношений ? Если вопросы/проблемы, возникающие из-за несовместимых целей, не были должным образом решены, этап возвращается к другому доконфликтному этапу.
Преимуществом этого инструмента анализа конфликтов является то, что он помогает визуализировать динамику конфликта. Они помогают расположить текущий момент в более длительных временных рамках и тем самым выбрать подходящий момент для действия. Они также помогают выявлять повторяющиеся события, позволяя предотвращать их, предвосхищая уже наблюдаемые сценарии. Инструмент, наконец, позволяет установить некоторые отношения между причинами и последствиями. Вы видите, например, что после Шарпевиля в Южной Африке в 1976, насилие резко возросло.
Недостатком этого инструмента является то, что восприятие событий никогда не бывает нейтральным, а субъективным.
1. Источник: Fischer, S. et al. Работа с конфликтами, навыки и стратегии действий, Zed books 2000
2. Класке Дейкема обсуждает инструмент «Этапы конфликта» в курсе «Анализ конфликтов» в рамках магистерской программы «Международное сотрудничество и многоязычная коммуникация». в университете Стендаля в Гренобле.
Пять (5) основных стадий конфликта
Стадии конфликта: Конфликт обычно означает негативность. Это столкновение, спор или разногласие, насильственное или нет, между двумя или более противостоящими людьми или группами. Когда возникает конфликт, говорят, что стороны находятся в разногласиях и несовместимы друг с другом из-за существующей проблемы. Проще говоря, конфликт характеризуется отсутствием мира и наличием разногласий. Конфликт не обязательно должен быть насильственным.
Таким образом, конфликт может носить насильственный или ненасильственный характер. Он носит насильственный характер, если стороны конфликта отстаивают свою позицию путем применения физической и крайней силы или движения. Если ненасильственный конфликт остается неразрешенным, он может перерасти в насильственный в зависимости от своего характера. Конфликт можно найти среди групп и отдельных лиц, и это неизбежный фактор жизни.
доконфликтная стадия конфликта
Рекомендуется: страны с наибольшим количеством ядерного оружия в мире
Типы/классификация конфликтов на основе сторон
Конфликт может существовать между отдельными лицами или группами. Конфликт классифицируется по масштабу и сторонам следующим образом:
1. Внутриличностный конфликт: Это способ конфликта, существующий внутри человека. Обычно это относится к принятию решений, когда, например, культурная, религиозная и другая адаптация противоречит убеждениям человека.
2. Межличностный конфликт: Это тип конфликта, существующего между человеком и другим. Эта категория обычно менее обременительна для урегулирования, чем конфликты с участием групп.
3. Межгрупповой конфликт: Это конфликт, который существует между определенной группой и одной или несколькими другими группами. Прийти к разрешению такого масштаба конфликта непросто, поскольку в него вовлечено множество людей с разными полномочиями, взглядами, мнениями и интересами.
Рекомендовано: Страны с лучшей системой образования в мире 2022
4. Межгрупповой конфликт : Под этой категорией понимается конфликт, который существует между данной группой или организацией и другой группой или организацией.
Конфликт в целом не лишен положительного эффекта, поскольку в большинстве случаев он может способствовать укреплению отношений и обнаружению проблем и лазеек в существующей организации и отношениях. Стадии конфликта классифицируются от развития конфликта до пика его эскалации, а затем вплоть до разрешения или иным образом.
Существует пять стадий конфликта; латентная стадия, воспринимаемая стадия, ощущаемая стадия, манифестная стадия и последующая стадия.
Рекомендовано: Самые опасные виды спорта в мире 2022: Топ-10 самых смертоносных
Стадии разрешения конфликтов фактов и интересов, не говоря уже о его осознании. Латентная стадия – это первая стадия конфликта. На этом этапе конфликт уже существует, но стороны еще не осознают его существование.
В этом смысле факты, составляющие основу конфликта, таковы, что если бы они узнали об этом, стороны были бы недовольны. На данном этапе конфликт еще не возник, потому что еще нет знания и осознания существующих фактов.Этапы разрешения конфликтов
Этот этап также известен как этап нестабильного мира. Неустойчивый мир может быть основан на экономическом равнодушии, силе, ценностях, интересах и так далее. Отдельные лица и организации могут сознательно или подсознательно осознавать свое безразличие, но не рассматривать возможность принятия мер в связи с этим или не признавать это конфликтом. Следовательно, конфликт будет оставаться в латентной стадии до тех пор, пока из него не будут решены вопросы. На латентной стадии существующий конфликт может пробудиться или никогда не пробудиться.
2. Стадия восприятия: От слова «воспринимается» стороны на этой стадии начинают узнавать и осознавать существующее положение, способное перерасти в конфликт. Эту стадию иногда называют стадией эмерджентности. Чтобы возникла воспринимаемая стадия, она может быть вызвана событием. Говорят, что именно в этот момент и возник конфликт.
Какие есть стадии конфликта
Рекомендуется: преимущества и недостатки медицинских технологий
3. Стадия ощущения: Это стадия стресса и беспокойства. На этом этапе конфликт уже не просто воспринимается, но ощущается обеими или одной из конфликтующих сторон. На этом этапе, после открытий, конфликт начинает обостряться. Здесь стороны начинают анализировать конфликтные области, их масштабы и влияние на обе стороны. Стороны начинают воспринимать друг друга как соперников, вопрос начинает расширяться, стороны начинают корректировать свою позицию, а их отношения начинают страдать.
4. Стадия манифеста: На этой стадии конфликт между сторонами становится очевидным. Они начинают вносить очевидные коррективы и конфронтации как мотивированные и направленные характером существующего конфликта. На данном этапе конфликт больше не сохраняется сторонами только для себя; они скорее начинают действовать и распространяют свое несогласие на другую сторону. Это стадия, на которой конфликт облачается в свои полные одежды.
5. Последующая стадия: Это общая исходная стадия конфликта. На этом этапе происходит деэскалация конфликта. Стороны могут приступить к рассмотрению решения и предпринять необходимые шаги для его актуализации; в противном случае конфликту, возможно, придется добиться разрешения. Исходом конфликта может быть либо роспуск, либо разрешение. Там, где это решение, стороны должны определить решение своего конфликта, как правило, путем компромисса.
В таком случае конфликт эффективно управляется. Там, где оно разрушает, оно разрушительно; стороны должны были определить решение своего конфликта путем роспуска и прекращения. Здесь нет беспроигрышного исхода. Конфликт может закончиться тем, что он не будет разрешен или даже растворен. Обычно это наблюдается, когда сторонами конфликта являются группы, в отличие от конфликта, существующего между отдельными лицами. Совокупность того, что следует после сеанса конфликта, известна как последствие, независимо от того, оказывается ли оно положительным или отрицательным.
Рекомендуется: Как сделать ваши отношения веселыми и интересными
Стороны, которые действительно хотят разрешить свой конфликт, должны быть готовы скорректировать свои позиции. Конфликтом можно эффективно управлять, не допуская его эскалации. Там, где это внутриличностный конфликт, могут быть проведены консультации и оценки, чтобы прийти к разрешению. Для межличностных и межгрупповых конфликтов стороны могут прийти к разрешению с помощью таких методов разрешения конфликта, как сотрудничество, метод избегания и приближения, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж и так далее. Судебный процесс также является методом, при котором характер конфликта подлежит судебному разбирательству.
Следует отметить, что некоторые конфликты природы могут никогда не разрешаться, а управляться. Например, когда существует предполагаемая конкуренция между двумя производственными организациями, имеющими схожие цели. Представляется, что эффективность каждого приема зависит от характера, обстоятельств и стадии конфликта.
Таким образом, ни один из них не является более эффективным, чем другой, но чтобы быть эффективными, методы должны использоваться правильно. Стадия последствий распространяется на шаги, предпринятые сторонами в конфликте для предотвращения дальнейшего возникновения конфликта. Это также распространяется на понесенные убытки или выгоды, полученные в результате возникновения конфликта и его разрешения.
Рекомендовано: преимущества и недостатки многопартийной системы
Заключение
Конфликт, если на него не обратить внимание, может привести к эскалации. Поскольку конфликт неизбежен, отдельные лица и группы должны иметь открытые стратегии для управления возможными конфликтами. Там, где есть возможность предотвратить возникновение или эскалацию ожидаемого конфликта, лучше всего выбрать эти стратегии.
А где его нет, то цель управления конфликтами еще не побеждена.