Предмет изучения аксиология: Аксиология – Гуманитарный портал

онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, праксиология, аксиология

Онтология (греч. оn, ontos — сущее, logos— учение) — философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. В классической философии онтология — учение о бытии как таковом, выступающее наряду с гносеологией, антропологией и др. базовым компонентом философской системы. В современной неклассической философии осуществляется интерпретация способов бытия с ее нефиксируемым статусом. Термин онтология был введен Р. Гоклениусом в работе «Философский лексикон» (1613) и — параллельно — И. Клаубергом (онтософия) как эквивалент понятию «метафизика» (1656). В практическом категориальном употреблении этот термин был закреплен Х. Вольфом.

Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Многие философские категории взаимообусловлены. Самыми общими являются категории «бытия» и «небытия». Все, что существует, составляет бытие, а то, чего нет, относится к небытию. Синонимы «бытия» — «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность», а «небытия»— «несуществование», «ничто». Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Гносеология (греч. gnosis — знание,logos— учение) — теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеология занимается поиском ответов на вопросы: насколько познаваем наш мир, как человек познает мир, каково соотношение истины и заблуждения, как подтвердить истинность наших представлений и др. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, и что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно.

Философская антропология — философское учение о человеке, его сущности, цели и смысле жизни. Современная философская антропология тесно связана с другими науками: собственно антропологией, исследующей естественно — историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей особенности человеческого существования; педагогикой — наукой о воспитании человека; психологией, изучающей особенности индивидуального поведения. Отличие философского учения от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида.

Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза — происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т. п. На рубеже XX—XXIвв. проблема человека становится центральной в философском знании. Особое внимание обращается к вопросам смысла жизни и ценностям человеческого существования, поскольку в современный период эти вопросы касаются не отдельной личности, а всего человечества.

Социальная философия— это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей или общественных идеалов, генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив общественного развития. Она изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на блок гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политологии и др. Задача социальной философии как фундаментального раздела философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество в его историческом развитии, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинная сущность, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом.

Праксиология — общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной природы и сущности человека, а также любых социальных систем и общества в целом, вычленение основных видов человеческой деятельности и их соотношения (особенно соотношения материальной и идеальной, познавательной деятельности), определение структуры и всеобщих характеристик всякой деятельности. Праксиология представляет собой теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных и социальных изменений.

Аксиология — философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни, это раздел философского знания об основных (универсальных) ценностях (целях и идеалах) человеческого бытия, таких как Жизнь, Добро, Справедливость, Истина, Польза и др. Им противостоят «антиценности» — Смерть, Ложь, Несправедливость, Безобразие, Вред и т. д. Содержание положительных и отрицательных ценностей конструируется на основе обобщения жизненного опыта индивида, социальной группы, всего общества, его истории путем придания определенным реальным образцам поведения людей статуса должного, необходимого, универсального.

Принятая система ценностей выступает в роли регулятора деятельности человека в системе его многообразных отношений с миром. Следование положительным ценностям утверждает специфически человеческое бытие, способствуя продлению вида Homo sapiens, давая ему адаптивные преимущества по сравнению с другими видами. Отказ от них ведет к деструкции человеческого бытия и резкому снижению адаптивного потенциала человечества в целом.

Разветвленными областями философии являются: философия науки, философия религии, философия языка, философия культуры, философия общества, история философии и др. Каждая из них обладает специфическими функциями. Философия едина и многообразна, человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизнедеятельности.

онтология, гносеология, философия природы, этика, эстетика, логика, аксиология, философская антропология, философия науки и техники, социальная философия.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или сту¬пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

Конспект по философии

Аксиология и логика – Платформа электронного обучения Университета Вахемо

Обзор урока
Ранее мы говорили, что философия имеет дело с самыми основными проблемами, с которыми сталкивается человечество. Аксиология — это философское учение о ценности, которая первоначально означала ценность чего-либо. Он включает в себя изучение моральных ценностей, эстетических ценностей, а также политических и социальных ценностей. Логика, с другой стороны, является философским исследованием аргументов, методов и принципов правильного рассуждения. На этом уроке мы обсудим аксиологию и логику как две другие основные области философии.

4.1 Аксиология

Занятие № 1: – Уважаемые учащиеся, что, по вашему мнению, такое аксиология? Перечислите любой вопрос, который, по вашему мнению, является аксиологическим вопросом. Покажите свой вопрос ученикам рядом с вами и обсудите ваши вопросы вместе.

Аксиология – это исследование или теория ценности. Термин аксиология происходит от двух греческих слов: «аксиос», что означает «ценность, ценность», и «логос», что означает «причина/теория/символ/наука/изучение». Следовательно, аксиология есть философское учение о ценности, которая первоначально означала ценность чего-либо. Аксиология задает философские вопросы о ценностях, касающиеся представлений о том, что человек или общество считает хорошим или предпочтительным, например:

  • Что такое значение?
  • Откуда берутся ценности?
  • Как мы оправдываем наши ценности?
  • Откуда мы знаем, что ценно?
  • Какая связь между ценностями и знаниями?
  • Какие виды значений существуют?
  • Можно ли продемонстрировать, что одно значение лучше другого?
  • Кому выгодны ценности?
  • И т. д.

Аксиология занимается вышеуказанными и связанными с ними ценностными вопросами в трех областях, а именно этике, эстетике и социальной/политической философии.

I. Этика

Занятие № 2: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете этику? Какие этические правила, принципы и стандарты вы знаете и соблюдаете и почему? Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами.

Этика, также известная как моральная философия, представляет собой науку, занимающуюся философским изучением моральных принципов, ценностей, кодексов и правил, которые могут использоваться в качестве стандартов для определения того, о каком человеческом поведении/действии говорится быть хорошим или плохим, правильным или неправильным. Этика имеет три основных направления: метаэтика, нормативная этика и прикладная этика. Этика поднимает различные вопросы, в том числе:

  • Что такое хорошо/плохо?
  • Что правильно/не правильно?
  • Правильный принцип или благая цель делают человеческие действия/поведение нравственными?
  • Является ли действие правильным, потому что его хороший конец, или оно хорошо, потому что его правильный принцип?
  • Являются ли моральные принципы универсальными, объективными и безусловными или относительными, субъективными и условными?
  • Какова конечная основа моральных принципов? Сверхъестественный Бог? Человеческий разум? Взаимный общественный договор? Социальный обычай?
  • Существует ли Бог? Если да, то является ли Он Благожелательным и Всемогущим?
  • Если Бог Милостив, почему Он творит зло? Если Бог не творит зла, значит, должен быть другой творец, ответственный за сотворение зла? Но если это так, то как может Бог быть Всемогущим творцом?
  • Почему мы чтим и соблюдаем правила морали? Ради нашей личной выгоды? Или ради других? Или просто ради выполнения нашего непогрешимого долга?

Этика, или этические исследования, может быть сгруппирована в три широкие категории: нормативная этика, метаэтика и прикладная этика.

Нормативная этика относится к этическим исследованиям, которые пытаются изучить и точно определить моральные правила, принципы, стандарты и цели, с помощью которых люди могут оценивать и судить о моральных ценностях своего поведения, действий и решений. Это аргументированный поиск принципов человеческого поведения, включая критическое изучение основных теорий о том, что хорошо, какие действия правильны, а какие заслуживают порицания. Консеквенциализм или телеологическая этика, деонтологическая этика и этика добродетели являются основными примерами нормативных этических исследований.

Метаэтика — высокотехнологичная философская дисциплина, которая занимается исследованием значения этических терминов, включая критическое изучение того, как этические заявления могут быть проверены. Он больше озабочен значениями таких этических терминов, как хороший или плохой, правильный или неправильный, чем тем, что мы считаем хорошим или плохим, правильным или неправильным. Моральный интуитивизм, моральный эмотивизм, моральный прескриптивизм, моральный нигилизм и этический релятивизм являются основными примерами метаэтических исследований.

Прикладная этика — это нормативная этика, которая пытается объяснить, обосновать, применить моральные правила, принципы, стандарты и позиции к конкретным моральным проблемам, таким как смертная казнь, эвтаназия, аборты, прелюбодеяние, права животных и т. д. на. Эта область нормативной этики называется прикладной, потому что специалист по этике применяет или использует общие принципы этики в попытке решить конкретные моральные проблемы.

II. Эстетика

Занятие № 3: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете и понимаете эстетику? Что Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами .

Эстетика — теория красоты. Он изучает особую ценность нашего художественного и эстетического опыта. Он имеет дело с красотой, искусством, наслаждением, сенсорными / эмоциональными ценностями, восприятием, а также вопросами вкуса и чувств.
Типичные эстетические вопросы:

  • Что такое искусство?
  • Что такое красота?
  • Какая связь между искусством и красотой?
  • Какая связь между искусством, красотой и истиной?
  • Может ли существовать какой-либо объективный стандарт, по которому мы можем судить о красоте художественных произведений, или красота субъективна?
  • Что такое художественное творчество и чем оно отличается от научного творчества?
  • Чем ценны произведения искусства?
  • Могут ли художественные произведения общаться? Если да, то что они сообщают?
  • Есть ли у искусства моральная ценность, обязательства или ограничения?
  • Существуют ли стандарты качества в искусстве?

III. Социальная/политическая философия

Занятие № 4: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете политику и общество? Какие политические и социальные правила, принципы и стандарты вы знаете и которым следуете, и почему? Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами.

Социальная/политическая философия изучает ценностные суждения, действующие в гражданском обществе, будь то социальное или политическое.
Следующие вопросы являются одними из основных социальных/политических философий, которые в первую очередь касаются:

  • Какая форма правления лучше?
  • Какая экономическая система лучше?
  • Что такое справедливость/несправедливость?
  • Что делает действие/суждение справедливым/несправедливым?
  • Что такое общество?
  • Существует ли общество? Если да, то как он возникает?
  • Как возникают гражданское общество и правительство?
  • Обязаны ли мы подчиняться всем законам штата?
  • Какова цель правительства?

4.2 Логика

Занятие № 5: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете и понимаете логику? Обсудите это со студентами рядом с вами.

Логика – это изучение или теория принципов правильного мышления. Он имеет дело с формулировкой правильных принципов рассуждения; и разработка научных методов оценки обоснованности и обоснованности аргументов. Среди различных вопросов, поднятых Logic, следующие:

  • Что такое аргумент; Что значит спорить?
  • Что делает аргумент действительным или недействительным
  • Что такое обоснованный аргумент?
  • Какое отношение имеют посылка и вывод в аргументе?
  • Как мы можем сформулировать и оценить аргумент?
  • Что такое заблуждение?; Что делает аргумент ложным?

Аксиология, предмет и кафедра

  • Мелвилл, Уэйн
  • ;
  • Кэмпбелл, Тодд
  • ;
  • Джонс, Дуг
Аннотация

В этой статье рассматриваются два пробела в литературе, связанные с кафедрами научных факультетов: аксиологические отношения между кафедрой и наукой, предметом и восприятием кафедры в отношении преподавания и обучения на своих кафедрах. В этой работе аксиология используется, чтобы понять, как ценности кафедры по отношению к субъекту повлияли на его собственную воспринимаемую способность вести обучение в своем отделе в реформированном дискурсе. Методология нарративного исследования использовалась для рассмотрения опыта председателя в развитии его личности на протяжении всей его жизни в форме двух историй: (1) отношения между кафедрой и наукой, субъектом, и (2) восприятие кафедры в отношении обучения учителей на кафедре. Результаты показали, что работа и карьера председателя в этом исследовании были созданы сильными элементами личной преемственности и точками стабильности вокруг оценки науки, предмета, даже когда эта оценка эволюционировала от большей сосредоточенности на эпистемических ценностях в начале его карьеры. карьеру, чтобы в дальнейшем в его карьере больше заботиться об универсальных ценностях, связанных с его наследием и его отделом.


Публикация:

Исследования в области естественнонаучного образования

Дата публикации:
июнь 2019 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts