Основные положения гуманистической психологии
29.05.2012
Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.
Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.
Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.
С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.
По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.
Основные положения:
- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
- Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
- Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
- Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
- ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
- отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
- каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».
Ключевые слова: Наука
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме |
---|
Возрастная психология как наука Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
О необходимости проведения научно-исследовательских работ … |
Виды и типовые задачи психологического исследования … |
Житейское и научное психологическое знание. Их соотношение и сравнительная характеристика. Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е. И. Горбачева, Е.Ю…. |
Проблема предмета психологии Карпов А.В., Общая психология |
Методы научного познания Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с…. |
Социальная психология в системе наук Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность
Содержание
- Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность
- Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности
- Гуманистическая психология кратко. Основные положения гуманистической психологии
Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность
Стремление понять своеобразие природы человека, его отличие от животных, стертое бихевиоризмом, и вместе с тем противостоять фрейдовскому учению, основанному на «низменных» страстях человека, породило гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, явившись антитезой традиционным взглядам и школам, имела огромное значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие разработанные гуманистами взгляды и идеи.
- 1. Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире людей. Эти методы были адекватны эпохе рыночной экономики, соотносились с практикой и реальностью. Одним из таких методов работы стала «клиентцентрированная терапия» К. Роджерса.
- 2. Единство теории и практики психотерапии, способствующее формированию основы для теоретических построений.
- 3. Создание новых методов исследования, таких, например, как наблюдение и интерпретация всей полноты внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.п.), биографический метод, существенно расширяющих и обогащающих методологический аппарат психологии.
- 4. Создание основы для развития методов групповой психотерапии для психически здоровых людей.
- 5 . Создание основы для возникновения психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека в более короткие, чем в психотерапии, сроки.
- 6. Расширение предмета изучения, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, оказание влияния на формирование па основе эклектичности действительно объективного взгляда на понимание природы человека, позволяющее с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.
Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности
Личность:
Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью! Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.
Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.
Гуманистическая психология кратко. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.
Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.
Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.
С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие . Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.
По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.
Основные положения :
- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
- Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
- Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
- Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы :
- ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
- отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
- каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».
Карл Роджерс, доктор философии: 1947 г. Президент АПА
Карл Р. Роджерс (1902–1987) считается одним из основателей гуманистической психологии. Он разработал подход к психотерапии, ориентированный на человека, также известный как клиентоцентрированный, и разработал концепцию безусловного положительного отношения, будучи пионером в области клинических психологических исследований.
Изначально Роджерс планировал стать священником и поступил в Союзную теологическую семинарию. В это время он посещал курсы педагогической психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета, где начал заниматься клинической работой с детьми, и решил переключиться на психологию на полную ставку (Роджерс, С., 19 лет).67). Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в 1931 году (Rogers, C., 1967). После окончания школы он начал работать в Рочестерском обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми. Его опыт работы терапевтом заложил основу для развития его клиентоцентрированного подхода к терапии (Rogers, C.
, 1967). Проработав некоторое время в Университете Рочестера, он стал профессором клинической психологии в Университете штата Огайо. Именно здесь он написал Консультирование и психотерапия 9.0008 (Rogers, C., 1967), в котором впервые было представлено его убеждение в том, что установление отношений с принимающим и понимающим терапевтом поможет клиентам решить свои проблемы и получить представление о своей жизни. Это стало известно как безусловное положительное отношение. Книга стала неожиданным хитом, и издатель рассчитывал продать менее 2000 экземпляров. По состоянию на 1967 год книга была продана тиражом более 80 000 экземпляров. Во время своего преподавания в Огайо он воспользовался неудовлетворенным спросом на курсы, которые обучали студентов тому, как работать с людьми, а не тому, как проводить эксперименты в лаборатории. Практикум, который он там разработал, был первым, в котором супервизируемая терапия была интегрирована в академическую подготовку будущих терапевтов (Rogers, C.
В 1945 году он перешел в Чикагский университет. Во время своего пребывания в Чикаго он увлекся научным изучением эффективности различных методов психотерапии. Психотерапия никогда не изучалась с научной точки зрения, потому что практикующие отказывались от того, чтобы третья сторона смотрела их сеансы терапии, чтобы количественно оценить и измерить их практику. Роджерс проанализировал стенограммы сотен терапевтических сеансов и проводил психометрические тесты клиентам до и после терапии, чтобы определить ее эффективность. Он разработал новые этические стандарты психотерапии, которые подчеркивали свободу действий клиента и конфиденциальность. Для записи сеанса требовалось согласие клиента, и терапевты не могли делиться информацией о клиенте с посторонними, кроме подтверждения того, что клиент находится на терапии. Эти методы сейчас широко распространены. Он опубликовал свои выводы из этих экспериментов в Клиент-центрированная терапия (1951) и Психотерапия и изменение личности (1954, Gendlin, E. T., 1988. Он также основал консультационный центр, связанный с университетом (Rogers, C., 1967).
Необходимость консультирования значительно увеличился после Второй мировой войны.Роджерс работал с United Service Organization над разработкой программы обучения других проведению недирективной терапии (Baker, D., 2012).Этот тип терапии был гибким и простым в освоении и позволял Государства относительно быстро увеличивают количество клинических психологов за короткий период времени9.0003
В 1957 году он оставил Чикагский университет, чтобы преподавать в университете Висконсин-Мэдисон, своей альма-матер. В 1963 году он переехал в Ла-Хойю, штат Калифорния, где стал резидентом Западного института поведенческих наук (WBSI). В 1968 году он покинул WBSI, чтобы помочь основать Центр изучения человека. К этому моменту гуманистическая психология стала самостоятельной и стала популярной в стране и все больше во всем мире (Rogers, C., 1967).
Роджерс был первым лауреатом Премии за выдающийся профессиональный вклад Американской психологической ассоциации. (Карл Р. Роджерс: награда за выдающийся профессиональный вклад, 19 лет).73). Цитата из награды гласит: «Его приверженность человеку в целом была примером, который направлял и бросал вызов практике психологии в школах, на производстве и во всем сообществе. Разрабатывая, практикуя, оценивая и обучая методу психотерапии и консультирования, который достигает самых корней человеческого потенциала и индивидуальности, он заставил всех психотерапевтов пересмотреть свои процедуры в новом свете.
В 1970-х и 1980-х годах он посвятил свое время внедрению гуманистических принципов в международную среду, чтобы помочь разрешить политическое угнетение и национальные социальные конфликты. Он ездил в Северную Ирландию, Южную Африку, Бразилию и Советский Союз, чтобы проводить экспериментальные семинары по коммуникации и творчеству. Вместе со своей дочерью Натали Роджерс и тремя другими психологами он также разработал серию программ для проживания под названием «Семинары по личностно-ориентированному подходу», которые были сосредоточены на межкультурных коммуникациях, личностном росте, расширении возможностей и обучении для социальных изменений. Он продолжал эту работу до своей смерти в 1987 (Гоулман Д., 1987).
Бейкер, Д. (2012). Размышления о Роджерсе. ПСИХИК СЕГОДНЯ, 25 (2). https://www.psychologicalscience. org/observer/reflections-on-rogers.
Карл Р. Роджерс: Награда за выдающийся профессиональный вклад (1973). Американский психолог, 28 (1), 71–74. https://doi.org/10.1037/h0020368
Гендлин, Э. Т. (1988). Некролог: Карл Роджерс (1902–1987). Американский психолог, 43 (2), 127–128. https://doi.org/10.1037/h0091937
Гоулман, Д. (1987, 06 февраля). Карл Р. Роджерс, 85 лет, лидер психотерапии, умирает. https://www.nytimes.com/1987/02/06/obituaries/carl-r-rogers-85-leader-in-psychotherapy-dies.html?pagewanted=all
Роджерс, К. (1967). Карл Р. Роджерс. В EG Boring & G. Lindzey (Eds.), История психологии в автобиографии, Vol. 5, стр. 341–384). Эпплтон-Сенчури-Крофтс. https://doi.org/10.1037/11579-013
гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты
Carl Rogers
Все СМИ
- Похожие темы:
- психология
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
гуманистическая психология , направление в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны их признавать и относиться к ним как к таковым. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», ставшего популярным в США в XIX в.60-е годы.
Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранний опыт и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.
Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.
Концепция личности является центральным фокусом для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».
Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди являются существами, которые испытывают и с которыми случаются переживания. Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизненную силу и страсть.
Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. Он подчеркивал позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Другой влиятельной терапией движения человеческого потенциала является метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном.