Представителем гуманистической психологии являлся: Основные положения гуманистической психологии

Основные положения гуманистической психологии

29.05.2012

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения:

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:

  • ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
  • отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
  • каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Ключевые слова: Наука

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Возрастная психология как наука

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

О необходимости проведения научно-исследовательских работ

Виды и типовые задачи психологического исследования

Житейское и научное психологическое знание. Их соотношение и сравнительная характеристика.

Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е. И. Горбачева, Е.Ю….

Проблема предмета психологии

Карпов А.В., Общая психология

Методы научного познания

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Социальная психология в системе наук

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность

Содержание

  1. Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность
  2. Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности
  3. Гуманистическая психология кратко. Основные положения гуманистической психологии

Представителем гуманистической психологии являлся. Гуманистическая психология. Личность

Стремление понять своеобразие природы человека, его отличие от животных, стертое бихевиоризмом, и вместе с тем противостоять фрейдовскому учению, основанному на «низменных» страстях человека, породило гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, явившись антитезой традиционным взглядам и школам, имела огромное значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие разработанные гуманистами взгляды и идеи.

  • 1. Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире людей. Эти методы были адекватны эпохе рыночной экономики, соотносились с практикой и реальностью. Одним из таких методов работы стала «клиентцентрированная терапия» К. Роджерса.
  • 2. Единство теории и практики психотерапии, способствующее формированию основы для теоретических построений.
  • 3. Создание новых методов исследования, таких, например, как наблюдение и интерпретация всей полноты внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.п.), биографический метод, существенно расширяющих и обогащающих методологический аппарат психологии.
  • 4. Создание основы для развития методов групповой психотерапии для психически здоровых людей.
  • 5 . Создание основы для возникновения психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека в более короткие, чем в психотерапии, сроки.
  • 6. Расширение предмета изучения, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, оказание влияния на формирование па основе эклектичности действительно объективного взгляда на понимание природы человека, позволяющее с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.

Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности

Личность:

Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью! Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.

Гуманистическая психология кратко. Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие . Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения :

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы :

  • ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
  • отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
  • каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Карл Роджерс, доктор философии: 1947 г. Президент АПА

Карл Р. Роджерс (1902–1987) считается одним из основателей гуманистической психологии. Он разработал подход к психотерапии, ориентированный на человека, также известный как клиентоцентрированный, и разработал концепцию безусловного положительного отношения, будучи пионером в области клинических психологических исследований.

Изначально Роджерс планировал стать священником и поступил в Союзную теологическую семинарию. В это время он посещал курсы педагогической психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета, где начал заниматься клинической работой с детьми, и решил переключиться на психологию на полную ставку (Роджерс, С., 19 лет).67). Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в 1931 году (Rogers, C., 1967). После окончания школы он начал работать в Рочестерском обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми. Его опыт работы терапевтом заложил основу для развития его клиентоцентрированного подхода к терапии (Rogers, C.

, 1967).

Проработав некоторое время в Университете Рочестера, он стал профессором клинической психологии в Университете штата Огайо. Именно здесь он написал Консультирование и психотерапия 9.0008 (Rogers, C., 1967), в котором впервые было представлено его убеждение в том, что установление отношений с принимающим и понимающим терапевтом поможет клиентам решить свои проблемы и получить представление о своей жизни. Это стало известно как безусловное положительное отношение. Книга стала неожиданным хитом, и издатель рассчитывал продать менее 2000 экземпляров. По состоянию на 1967 год книга была продана тиражом более 80 000 экземпляров. Во время своего преподавания в Огайо он воспользовался неудовлетворенным спросом на курсы, которые обучали студентов тому, как работать с людьми, а не тому, как проводить эксперименты в лаборатории. Практикум, который он там разработал, был первым, в котором супервизируемая терапия была интегрирована в академическую подготовку будущих терапевтов (Rogers, C.

, 19).67).

В 1945 году он перешел в Чикагский университет. Во время своего пребывания в Чикаго он увлекся научным изучением эффективности различных методов психотерапии. Психотерапия никогда не изучалась с научной точки зрения, потому что практикующие отказывались от того, чтобы третья сторона смотрела их сеансы терапии, чтобы количественно оценить и измерить их практику. Роджерс проанализировал стенограммы сотен терапевтических сеансов и проводил психометрические тесты клиентам до и после терапии, чтобы определить ее эффективность. Он разработал новые этические стандарты психотерапии, которые подчеркивали свободу действий клиента и конфиденциальность. Для записи сеанса требовалось согласие клиента, и терапевты не могли делиться информацией о клиенте с посторонними, кроме подтверждения того, что клиент находится на терапии. Эти методы сейчас широко распространены. Он опубликовал свои выводы из этих экспериментов в

Клиент-центрированная терапия (1951) и Психотерапия и изменение личности (1954, Gendlin, E. T., 1988. Он также основал консультационный центр, связанный с университетом (Rogers, C., 1967).

Необходимость консультирования значительно увеличился после Второй мировой войны.Роджерс работал с United Service Organization над разработкой программы обучения других проведению недирективной терапии (Baker, D., 2012).Этот тип терапии был гибким и простым в освоении и позволял Государства относительно быстро увеличивают количество клинических психологов за короткий период времени9.0003

В 1945 году Роджерс и другие прикладные психологи объединились с академическими психологами для реорганизации АПА. Он был избран президентом в 1947 г. (Baker, D. 2012). Роджерс руководил расширением APA, включив в него клинических психологов, а также увеличением количества подразделений, что позволило психологам любого происхождения найти дом в APA. Как он вспоминал в мемуарах, «это были годы больших изменений и расширения психологии после войны, и я был глубоко вовлечен в формулировки относительно клинической подготовки, формирования Американской экзаменационной комиссии по профессиональной психологии и продолжающихся попыток устранить напряженность между психиатрией и психологией (Rogers, C.
, 1967)».

В 1957 году он оставил Чикагский университет, чтобы преподавать в университете Висконсин-Мэдисон, своей альма-матер. В 1963 году он переехал в Ла-Хойю, штат Калифорния, где стал резидентом Западного института поведенческих наук (WBSI). В 1968 году он покинул WBSI, чтобы помочь основать Центр изучения человека. К этому моменту гуманистическая психология стала самостоятельной и стала популярной в стране и все больше во всем мире (Rogers, C., 1967).

Роджерс был первым лауреатом Премии за выдающийся профессиональный вклад Американской психологической ассоциации. (Карл Р. Роджерс: награда за выдающийся профессиональный вклад, 19 лет).73). Цитата из награды гласит: «Его приверженность человеку в целом была примером, который направлял и бросал вызов практике психологии в школах, на производстве и во всем сообществе. Разрабатывая, практикуя, оценивая и обучая методу психотерапии и консультирования, который достигает самых корней человеческого потенциала и индивидуальности, он заставил всех психотерапевтов пересмотреть свои процедуры в новом свете.

Новатор в области исследования личности, пионер движения встреч и уважаемый овод организованной психологии, он произвел неизгладимое впечатление на психологию».

В 1970-х и 1980-х годах он посвятил свое время внедрению гуманистических принципов в международную среду, чтобы помочь разрешить политическое угнетение и национальные социальные конфликты. Он ездил в Северную Ирландию, Южную Африку, Бразилию и Советский Союз, чтобы проводить экспериментальные семинары по коммуникации и творчеству. Вместе со своей дочерью Натали Роджерс и тремя другими психологами он также разработал серию программ для проживания под названием «Семинары по личностно-ориентированному подходу», которые были сосредоточены на межкультурных коммуникациях, личностном росте, расширении возможностей и обучении для социальных изменений. Он продолжал эту работу до своей смерти в 1987 (Гоулман Д., 1987).

Бейкер, Д. (2012). Размышления о Роджерсе. ПСИХИК СЕГОДНЯ, 25 (2). https://www.psychologicalscience. org/observer/reflections-on-rogers.

Карл Р. Роджерс: Награда за выдающийся профессиональный вклад (1973). Американский психолог, 28 (1), 71–74. https://doi.org/10.1037/h0020368

Гендлин, Э. Т. (1988). Некролог: Карл Роджерс (1902–1987). Американский психолог, 43 (2), 127–128. https://doi.org/10.1037/h0091937

Гоулман, Д. (1987, 06 февраля). Карл Р. Роджерс, 85 лет, лидер психотерапии, умирает. https://www.nytimes.com/1987/02/06/obituaries/carl-r-rogers-85-leader-in-psychotherapy-dies.html?pagewanted=all

Роджерс, К. (1967). Карл Р. Роджерс. В EG Boring & G. Lindzey (Eds.), История психологии в автобиографии, Vol. 5, стр. 341–384). Эпплтон-Сенчури-Крофтс. https://doi.org/10.1037/11579-013

гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты

Carl Rogers

Все СМИ

Похожие темы:
психология

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гуманистическая психология , направление в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны их признавать и относиться к ним как к таковым. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», ставшего популярным в США в XIX в.60-е годы.

Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранний опыт и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.

Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.

Концепция личности является центральным фокусом для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».

Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди являются существами, которые испытывают и с которыми случаются переживания. Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизненную силу и страсть.

Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. Он подчеркивал позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Другой влиятельной терапией движения человеческого потенциала является метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts