Представители бихевиористской теории педагогического процесса: Бихевиористские теории учения

Содержание

Персональный сайт — 11. Бихевиористские подходы к учению

11.Бихевиористские подходы к учению.

Бихевиористские теории учения (законы Торндайка, «Оперантное научение» Скиннера).

Бихевиористский подход в психологии возник в конце 19 века в области теории учения, а в начале 20 века был провозглашен как общепсихологический и долго был ведущим течением в психологии. В 60-х гг. Б.Ф.Скиннер (представитель необихевиоризма) сделал попытку внедрить бихевиористскую теорию научения в практику образования, заложив одно из направлений программированного обучения. 
Бихевиористские теории учения (от английского слова behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются наобучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Предметом изучения было сделано поведение. Но поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. Движения, разумеется, участвуют в поведении, но последнее не может быть сведено к ним.

Больше того, собственно поведение часто состоит в том, чтобы не производить никаких движений. Не случайно это направление заслужило название «психология без психики». 
Вторая особенность бихевиористской теории учения – биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Так, основоположник бихевиористской теории учения Э. Торндайк пишет: «Развитие животного мира в этом отношении состоит в количественном росте и количественном усложнении того же самого процесса связи между ситуацией и ответной реакцией, присущего всем позвоночным и даже низшим животным, начиная хотя бы с миног и кончая самим человеком». Он считает, что основные характеристики учения «удивительным образом одинаковы почти на всей лестнице развития мира животных». В силу этого бихевиористы проводили свои исследования в области педагогической психологии в основном на животных. 
Настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста».
Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитоеS –>R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).
Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. 
Авторы этой концепции рассматривают обучение человека аналогично дрессуре животного. Животное в процессе дрессуры овладевает некоторым репертуаром поведения, создающим иллюзию разумности. В действительности же это чисто механистичное поведение, несколько расширяющее его природный бессознательный инстинкт. Это поведение известный российский физиолог И. П. Павлов назвал условным рефлексом. Образуется этот рефлекс по очень простой формуле: 
S – >R – стимул – реакция
или более сложной: 
стимул – реакция – подкрепление
В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности. 
Закон эффекта. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения; эффект удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к ее закреплению. Наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению. 
Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь.  
Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта. Так, у голодного голубя быстрей, чем у сытого, образуется связь между определенным цветом пятна и возможностью склевывания с него зерна: зерна на пятнах другого цвета крепко приклеены.

Итак, факторами любого учения являются:

  • напряжение потребности (закон готовности),
  • смежность стимулов и реакций,
  • повторная актуализация связи (закон упражнения),
  • подкрепление удачной реакции (закон эффекта),
  • степень различий стимулов и реакций,
  • систематизированность материала,
  • состав прошлого опыта.

Все перечисленные факторы являются лишь способствующими или неспособствующими учению, кроме подкрепления, которое является необходимым условием учения и без которого учение состояться не может.

Торндайк не различал усвоение конкретных знаний и умений и усвоение более общих познавательных операций. Он все сводил к первому и основным источником приобретения любого опыта считал обучение.

Структура учения по Скиннеру (программированное обучение):

1)      фаза получения знания (понятия, правила, примеры),

2)      фаза выполнения задания на применение знания,

3)      фаза получения подкрепления.

В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных», в качестве которых предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.  
Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных.

Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо – налево – налево – направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта.

Толмен описывал научение как изменение внутренних образов, знаков ситуации (когнитивные карты, планы, ожидания), составляющих механизм регуляции поведения на молярных уровнях, в отличие от молекулярных уровней поведения – мышечных, секреторных, нервных процессов, простых реакций.

Учение как приобретение новых планов, когнитивных карт поведения, осуществляется в проблемных ситуациях систематическим (когда предыдущий опыт знания субъекта позволяет выдвигать гипотезы о возможном направлении действия или хаотическим (когда прошлый опыт ограничен и совершенно не соответствует данной ситуации) образом.

Этим определяются и фазы учения:

1)      столкновение с ситуацией,

2)      выдвижение гипотез,

3)      реализация гипотез,

4)      получение подтверждения.

Основным фактором научения является подтверждение гипотезы, подтверждение правильности плана, а не подкрепление. Точнее, подкрепление «срабатывает» потому, что дает подтверждение, а не удовлетворение потребности.

Если подтверждение гипотезы происходит независимо от подкрепления, то имеет место и научение без подкрепления. Мотивация важна для учения, т.к. она важна для выполнения действий.

Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. Попытки построить все обучение на базе бихевиоризма оказались безуспешными

, так как только небольшой объем человеческого опыта (в основном его психомоторный компонент) можно формировать таким путем. При попытках формирования осознанного и разумного поведения без ущерба для развития других интеллектуальных компонент структуры личности: логического, лингвистического, аналитического, синтезирующего, наконец, социального и морального обойтись не удается.

 

Идеи бихевиористов в современных дидактических подходах

Возникновение бихевиоризма было обусловлено исторической необходимостью пересмотра предмета психологии и ее методологических основ. Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скинер и др) одними из первых решили разрушить все старые стереотипы и предложить в замен новый подход. Бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние на всю психологию в целом. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

В зарубежной психологии существует два подхода, две точки зрения на проблему психического развития и связи его с обучением:

1) теории, исходящие из признания независимости развития от обучения (воспитания). З.Фрейд, А.Л. Гезелл, Жан Пиаже

2) теории, отождествляющие эти два процесса, сводящие развитие к обучению. Теории научения. Нас интересует второй подход и идеи с ним связанные. Понятие в современной науке «научение» стало употребляться в педагогической психологии применительно к человеку для обозначения не столько процесса, сколько результата обучения (научение «учитель научил, а ученик научился»). Задача обучающего – учить с целью научиться.

Э. Торндайк «обучение — это и есть развитие». Им были сформулированы ряд законов научения, имеющих, по его мнению универсальный характер («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности») Однако бихевиористов не интересовало, как психическое развитие связано с обучением, они считали, что все связанное с психикой недоступно для объективного научного исследования и отождествляли развитие и обучение. При этом следует отметить исторические достижения бихевиористов в области обучения:

  • Были установлены многие закономерности выработки навыков;
  • Разработаны практические методики обучения, основанные на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получение разного рода подкрепления, обуславливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции.

Однако все методики обучения строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интеоризации деятельности. Т.о. из специфики обучения исключается один из его главнейших компонентов осознанность и интеоризация действий.

Методики активно разрабатывались Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществить процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. Программированное обучение составляет систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знания и навыков различными категориями учащихся. В настоящее время программированное обучение рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. Бихевиористами были разработаны основные системы программированного обучения: линейное (Скиннер), разветвленное (Краузер), адаптивное . Каждая из систем прежде всего решала вопрос об общем принципе управления, основанном на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения. Принцип обратной связи был реализован в двух формах – управление без ошибок (линейное программированное обучение) и управление — на основе типичных ошибок (разветвленное программированное обучение). Программированное обучение исходит из необходимости максимальной индивидуализации процесса обучения, при котором каждый ученик может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом в обучении. В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Можно выделить основные принципы и достоинства программированного обучения:

  • Дозированность учебного материала;
  • Активная самостоятельная работа самого ученика;
  • Постоянный контроль усвоения;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Возможность использования ТСО, АОС;
  • Возможность перевода на язык программирования любого материала.

Практический материал для анализа был представлен начальной образовательной школой (прогимназия) №10 г. Сарапула. В школе работает экспериментальная площадка по изучению и практическому применению системы развивающего обучения А.В. Занкова. В школе созданы образовательные программы по основным курсам начальных классов

Анализ программ на основе развивающего обучения Л.В. Занкова показывает наличие основных принципов программированного обучения, а именно:

  1. Каждая тема структурирована следующим образом: дается система заданий, вопросов поискового типа, которая ведет к раскрытию определенной единицы усвоения, после чего вводятся определения или правила.
  2. Происходит постоянная корректировка самостоятельной работы учащихся;
  3. Даются упражнения на применение знаний, полученных на предыдущих этапах;
  4. Многократное возвращение к теме (через определенные временные интервалы) ;
  5. Весь материал представлен в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения;
  6. Шаг усвоения – минимальная единица учебной информации. В случае неправильного решения предоставляется правильная информация;
  7. Дается несколько вариантов усвоения. На более сложном уровне, в случае ошибки учащиеся получают разъяснение допущенной ошибки, и ему излагаются необходимые знания и дается указание о повторном выполнении того или иного учебного задания.

Был проведен психолого-педагогический мониторинг, результатов академической успеваемости прогимназии №10 г. Сарапула. Результаты представлены в таблице:

Академическая успеваемость

Мы видим, что эффективность обучения по системе Занкова выше, чем при обучении по другим программам. Такие же результаты получены и при сравнении по основным учебным курсам: русский язык, математика, литература, окружающий мир, технология.

Таким образом, целостная система Л.В. Занкова развивая и совершенствуя принципы лучших представителей деятельностного подхода и программированного обучения позволяет:

  • обучать на высоком уровне каждого ребенка;
  • осознавать процесс обучения;
  • оптимизировать общее развитие ребенка;
  • отдавать приоритет теоретическим знаниям.

Бихевиоризм, ключевые термины, история, теоретики, критика и значение для обучения

Бихевиоризм — это психологическая теория, основанная на понимании наблюдаемого поведения. Теория утверждает, что корректировка или манипулирование окружающей средой субъекта заставит его реагировать наблюдаемым образом. Бихевиористы считают субъекта пассивным, а обучение — тем, что с ним происходит, а не активным участником обучения. Бихевиоризм играет роль в обучении, помогая учителям понять, как окружающая среда влияет на поведение учащихся, а также является инструментом управления поведением (9).0003 1 ).

Ключевые термины и определения

  1. Обусловливание : Акт обучения под влиянием окружающей среды. Обучение обычно измеряется наблюдаемым поведением и имеет два основных мотивационных фактора; классический и оперантный. При любом типе обусловливания игнорируются внутренние процессы, такие как мысли и чувства субъекта.
    • Классическое обусловливание : Обучение посредством ассоциации стимулов окружающей среды с определенным поведением. Этот тип обусловливания вызывает поведение, когда присутствует связанный стимул, независимо от того, существует ли исходный стимул или нет. Например, слово «тест» может ассоциироваться у ребенка с неприятным опытом и проявлять поведение избегания. Или слово шоколад с возбужденным поведением, таким как улыбка и подпрыгивание. В этих случаях слово является ассоциированным стимулом, вызывающим наблюдаемую поведенческую реакцию, а не самим стимулом. Классическое обусловливание связывает нежелательный или желаемый результат с определенным стимулом, который обычно нейтрален.
    • Оперантное обусловливание : Обучение на последствиях поведения. Добавление или удаление стимулов приведет либо к желаемому, либо к нежелательному результату для субъекта. Результат для субъекта называется подкреплением или наказанием, которое может произойти как положительным, так и отрицательным образом. Субъект корректирует свое поведение, чтобы либо избежать нежелательного результата, либо добиться желаемого результата. Чтобы быть эффективным, оперантное обусловливание должно повторяться, поскольку без напоминаний о последствиях для поведения поведение и связанные с ним ассоциации исчезнут. В следующих нескольких разделах есть несколько примеров этого.
  2. Наказание и поощрение : Эти два термина являются частью оперантного обусловливания. Они относятся к результату для субъекта процесса обусловливания. Поощрение является желаемым результатом для субъекта, в то время как наказание является нежелательным результатом. Впоследствии подкрепление обычно поощряет поведение, обеспечивая желаемый результат, в то время как наказание обычно препятствует поведению, обеспечивая нежелательный результат. Например, поощрение может поощрять такое поведение, как умение сидеть красиво, потому что вам скажут «молодец» (желаемый результат), в то время как наказание может препятствовать такому поведению, как подыгрывание, потому что вам скажут сесть у ног учителя (нежелательный результат).
  3. Негатив против позитива : В контексте бихевиоризма негатив означает удаление стимулов, а позитив означает добавление стимулов. Поскольку отрицательное часто ассоциируется с «плохим», а положительное часто ассоциируется с «хорошим», эти термины часто неправильно понимаются, когда они используются для бихевиористских принципов. Может помочь представление о терминах как о символах сложения (положительных) и вычитания (отрицательных).
  4. Положительное подкрепление : Принимая во внимание предыдущее обсуждение этих терминов, положительное подкрепление — это добавление стимулов для создания желаемого результата для субъекта. Примером положительного подкрепления является похвала или стикеры. Вводятся стимулы в виде похвалы или наклеек, которые приводят к желаемому результату для испытуемого (он чувствует себя хорошо). В результате поведение, вызвавшее желаемый результат введения стимула, усиливается.
  5. Положительное наказание : Это относится к добавлению стимулов для создания нежелательного результата для субъекта. Примером может быть написание строк, введение стимулов письма строк создает нежелательный результат скуки и раздражения. Результатом может быть то, что учащийся больше не участвует в поведении, которое привело к нежелательному результату.
  6. Отрицательное подкрепление : Наиболее часто неправильно понимаемое понятие в бихевиористской теории, отрицательное подкрепление относится не к нежелательным стимулам, а скорее к их устранению. Стимулы могут рассматриваться субъектом как хорошие или плохие. Отрицательное подкрепление часто возникает как реакция на нежелательное поведение субъекта, которое непреднамеренно подкрепляет поведение. Например, ребенок швыряет стул через всю комнату и отправляется в кабинет директора. Удаление из класса означает, что учащийся не должен сдавать тест. Это желаемый результат для ученика, в результате чего он повторяет поведение бросания стула в следующий раз, когда есть работа, которую он не хочет делать. В этом примере стимулом является нежелательная работа, и отправка директору удалила этот стимул, создав отрицательное подкрепление (9). 0003 6 ).
  7. Отрицательное наказание : Термин отрицательное, как уже упоминалось, относится к вычитанию или удалению стимулов, а наказание относится к нежелательному результату. Поэтому отрицательное наказание относится к вычитанию стимулов для создания нежелательного результата. Например, если ребенка держат на перемене, устранение стимулов игры на улице с друзьями приводит к нежелательному результату. Это должно препятствовать поведению, из-за которого их держали внутри, например, невыполнению работы или нарушению работы других членов класса.
  8. Радикальный бихевиоризм : Развитие бихевиоризма, созданное Скиннером для попытки довести концепцию внутренних процессов до теории. Ранние психологи не верили, что внутренние процессы влияют на обучение и что все обучение происходит из-за того, как контролировалась окружающая среда вокруг субъекта, что можно было измерить в наблюдаемом поведении. Однако радикальный бихевиоризм предполагает, что внутренние процессы важны и могут быть измерены наблюдаемым поведением.
  9. Графики подкрепления : В рамках работы Скиннера по пониманию того, как оперантное обусловливание влияет на поведение, он создал пять графиков, чтобы помочь понять различные способы применения оперантного обусловливания.
    • Непрерывное поощрение : Получение одного и того же поощрения после каждого выполненного действия, например, стикера за каждый правильный ответ.
    • Подкрепление с фиксированным интервалом : Получение подкрепления в одно и то же время каждый раз. Это может быть игра каждую пятницу для учащихся, которые последовательно выполняли определенное задание в течение всей недели.
    • Подкрепление с переменным интервалом : Подкрепление происходит с перерывами в случайном порядке. Такие как похвала и наклейка, когда ученик спокойно сидит каждые 3-7 дней, и не реже одного раза в неделю.
    • Поощрение с фиксированным соотношением : Учащиеся получают поощрение, когда они участвуют в определенном поведении определенное количество раз. Например, когда учащийся получает наклейку за определенное поведение во время каждого учебного занятия в течение дня.
    • Армирование с переменным коэффициентом : Учащиеся получают подкрепление, когда учащийся совершает какое-либо действие случайное количество раз. Например, учащийся может дать правильный ответ и получить наклейку каждые 3-7 раз.

Работа Скиннера может помочь педагогам узнать, когда лучше всего давать подкрепление, чтобы лучше всего избежать исчезновения. Его эксперименты показали, какие схемы подкрепления наиболее эффективны. Непрерывность хороша при выработке привычек, тогда лучше отступать к другим графикам. Было обнаружено, что как переменное, так и относительное подкрепление сильнее, чем фиксированное или непрерывное, при этом подкрепление с переменным соотношением с наименьшей вероятностью приведет к исчезновению желаемого поведения.

История и ключевые психологи в эволюции бихевиоризма

Бихевиоризм как зарождающаяся концепция впервые появилась в 1887 году, когда Иван Павлов провел свой знаменитый эксперимент с собаками. Фактический термин «бихевиоризм» был придуман Джоном Уотсоном в 1913 году, когда он представил статью, в которой объединил свою собственную работу с работой других психологов для создания целостной теории. Было четыре основных психолога, которые сыграли фундаментальную роль в развитии теории, каждый из которых опирался на работу друг друга. Бихевиоризм доминировал в психологическом мышлении в течение нескольких десятилетий. Хотя бихевиоризм уже не так широко цитируется и используется, он остается доминирующей теорией, лежащей в основе большей части психологического мышления.

Иван Павлов

Иван Петрович Павлов Работа была связана с пониманием классического обусловливания. Он провел серию экспериментов, чтобы понять, как можно манипулировать стимулами окружающей среды для корректировки поведения. Он пришел к выводам о том, как мозг учится в связи с его наблюдениями.

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849 — 27 февраля 1936) — русский физиолог.

В своих самых известных экспериментах он использовал колокольчик, чтобы сообщить собакам, что они собираются получить лакомство. Первоначально его исследование было связано с выработкой слюны для улучшения пищеварения, но он заметил, что у собак выделяется слюна в ожидании графика кормления, и заинтересовался тем, что происходит. Он начал измерять объем слюны, выделяемой собаками при предъявлении звукового раздражителя — звонка. Затем он измерил слюну, вырабатываемую с добавлением пищи. В течение нескольких повторений собаки ассоциировали звонок с ожиданием еды и выделяли слюну независимо от того, присутствовала еда или нет. Павлов пришел к выводу, что вы можете сочетать нейтральные стимулы с желаемыми стимулами, чтобы создать определенный результат наблюдаемого поведения. Павлов назвал эту связь раздражителей с определенным поведением условными рефлексами. Он создал модель «стимул-реакция», заключив, что мозг обучается в ответ на стимулы, создавая ассоциации между этими стимулами и определенным поведением.

Павлов продолжил изучение того, как корректировка параметров исследования, таких как продолжительность времени между звонком и угощением, или как рандомизация того, предлагалась ли еда, влияла на реакцию на стимулы.

Работа Павлова оказала следующее влияние на теорию бихевиоризма:

  • Изменение поведения проистекает из влияния окружающей среды
  • Обучение будет проявляться в наблюдаемом изменении поведения.
  • Все поведение исходит из формулы стимул-реакция.

Эдвард Торндайк

Эдвард Ли Торндайк был еще одной важной частью развития этой теории. Его исследования легли в основу понимания оперантного обусловливания. Он также создал модель обучения под названием Закон Эффекта.

Эдвард Ли Торндайк (31 августа 1874 — 9 августа 1949) — американский психолог.

Торндайк провел эксперименты на животных, чтобы измерить, сколько времени им потребовалось, чтобы научиться решать головоломку, например: нажать кнопку или потянуть за рычаг, чтобы получить желаемый результат — добраться до еды. Торндайк заметил, что благодаря практике животное узнает, какое поведение приводит к желаемому результату, и поэтому выполняет такое поведение быстрее.

На основе своих экспериментов он пришел к выводу, что поведение, приводящее к желаемым результатам, скорее всего, будет повторяться, в то время как поведение, приводящее к нежелательным результатам, со временем уменьшится и даже исчезнет. Торндайк назвал это Законом Эффекта. Его работа по-прежнему влияет на понимание поведения и обучения сегодня.

Торндайк также основал область педагогической психологии, опубликовав книгу по ней в 1903 году. Он работал над применением своих исследований в области преподавания и оказал влияние на пересмотр того, как обучение и наказание рассматриваются в классе.

Работа Торндайка оказала следующее влияние на теорию бихевиоризма:

  • Специфическое поведение будет формироваться в результате последовательного подкрепления.
  • Изменения в окружающей среде могут повлиять как на отрицательные, так и на положительные результаты.
  • Поведение, которое постоянно приводит к нежелательному результату для субъекта, исчезнет, ​​в то время как поведение, которое постоянно приведет к желаемому результату, будет увеличиваться.

Джон Б. Ватсон

Джону Бродусу Уотсону приписывают сбор работ других психологов и создание термина бихевиоризм. Уотсон был сосредоточен на применении научных основ в области психологии, заявляя, что поведение должно быть как наблюдаемым, так и измеримым. Внутренний мир людей нельзя наблюдать или измерить, и поэтому его нельзя использовать для понимания поведения. Он считал, что психология должна сосредоточиться на контролируемом и наблюдаемом поведении, чтобы к ней серьезно относились как к научной области. В то время как выводы Уотсона о неактуальности внутренних процессов в настоящее время широко игнорируются, его усилия считаются важными в движении к тому, чтобы психология воспринималась всерьез в научных кругах.

Джон Бродус Уотсон (9 января 1878 — 25 сентября 1958) был американским психологом.

Уотсон был первым психологом, использовавшим человека для проверки идей классической обусловленности. Маленький Альберт, 9-месячный младенец, подвергался воздействию громких звуков в сочетании со стимулами животных до тех пор, пока у него не возникала реакция страха на животное независимо от того, присутствовал громкий шум или нет. Его работа с Маленьким Альбертом сомнительна с этической точки зрения по сегодняшним стандартам. Работа также не будет считаться научно жизнеспособной, поскольку условия эксперимента не соответствуют современным ожиданиям лабораторных условий.

Уотсон внес следующий вклад в теорию бихевиоризма:

  • Объединил работы других важных психологов в общую теорию бихевиоризма.
  • Дальнейшее понимание того, как теория приблизит психологию к научной области.
  • Обучение должно быть наблюдаемым и измеримым, внутренние процессы не имеют значения, поскольку их невозможно измерить или наблюдать.

Б. Ф. Скиннер

Бурхус Фредерик Скиннер 9Работа 0015 продолжала развивать область бихевиоризма и была предпринята попытка расширить определение теории. Он создал концепцию радикального бихевиоризма и определил принципы подкрепления, создав модели графиков подкрепления.

Беррус Фредерик Скиннер (20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог.

Б. Ф. Скиннер считается отцом радикального бихевиоризма. Согласно Скиннеру, радикальный бихевиоризм — это «философия науки о поведении, рассматриваемая как самостоятельный предмет независимо от внутренних объяснений, ментальных или физиологических» (19).89, с. 122 2 ).

Скиннер отверг представление о том, что внутренние процессы не имеют отношения к обучению, и исследовал, как можно научно анализировать мысли и чувства. Его выводы заключались в том, что поведение является отражением внутренних процессов и поэтому может быть проанализировано. Попытка рассмотреть внутренние мысли и чувства стала известна как радикальный бихевиоризм, и применение этих идей сегодня широко используется в прикладном анализе поведения.

Скиннер работал над тем, чтобы лучше понять основные модели подкрепления, влияющие на поведение. Он определил различные виды подкрепления, упомянутые в разделе определений этого эссе.

Скиннер также был увлечен образованием и считал, что учителя должны хорошо понимать, как работает обучение. Он считал, что учащихся нужно рассматривать как активных участников обучения, а не как пассивных.

Вклад Скиннера в бихевиоризм по-прежнему широко используется сегодня:

  • Лучшее понимание того, как внутренние процессы способствовали развитию теории.
  • Лучшее понимание оперантного обусловливания, включая схемы подкрепления.
  • Практическое применение бихевиористской теории в классе и в образовательных учреждениях.

Критика бихевиоризма

Существует несколько критических замечаний и наблюдаемых ограничений теории бихевиоризма. Хотя эти концепции и принципы предсказывают наблюдаемые поведенческие реакции у людей, внутренние когнитивные процессы в значительной степени игнорируются. Кроме того, бихевиоризм определяет обучение как наблюдаемое поведение и ценит только обучение, приводящее к изменению поведения, что является лишь одним из аспектов обучения. Обучение происходит в рамках сложного набора критериев, и бихевиоризм сводит эти процессы к наблюдаемой причине и следствию.

Бихевиористы предполагают, что учащиеся пассивны и что учитель полностью контролирует обучение, которое происходит в зависимости от создаваемой ими среды, однако это лишает учащегося свободы действий, позволяющей осмысленно участвовать в собственном обучении. Ожидается, что учащийся будет вести себя ожидаемым образом в ответ на определенные стимулы, созданные учителем, и они просто сосуды, в которые наливается обучение ( 4 ).

В то время как Скиннер пытался исправить некоторые из вышеперечисленных проблем с помощью своей радикальной теории бихевиоризма, его попытки поместить такие понятия, как эмоции, мысли и сознательное состояние, в измеримые критерии терпят крах. Недостаток учета внутренних процессов означает, что причины определенного поведения в лучшем случае упрощаются, а в худшем игнорируются. К сожалению, попытка измерить поведение без учета лежащих в его основе причин не поможет адекватно понять человеческое поведение.

Однако, хотя сейчас считается, что бихевиоризм в значительной степени устарел, многие аспекты теории все еще активно используются или лежат в основе современных психологических концепций и убеждений.

Мотивация, обучение и другие последствия для обучения

Бихевиоризм считает, что создание правильной среды в сочетании с повторением навыков и заданий на получение знаний приведет к тому, что обучение произойдет, и именно так управление образованием осуществлялось на протяжении десятилетий. Хотя в настоящее время это менее распространено в классе, применение бихевиоризма в классе по-прежнему актуально с нескольких точек зрения. У учителя есть роль наполнения ученика знаниями, бихевиоризм помогает в этом по-разному.

Целью бихевиориста является создание среды с правильными стимулами, обуславливающими состояние обучения. Положительное подкрепление полезно для изменения поведения, и полезно ознакомиться с графиками подкрепления Скиннера, чтобы вы могли использовать лучшие методы в любом конкретном сценарии. Учителя могут использовать это понимание для создания среды, в которой поощрение работает на пользу учителю и учащемуся ( 7 ).

Педагоги могут использовать теорию бихевиоризма для повышения мотивации учащихся. Все учащиеся хотят чувствовать себя хорошо, поэтому использование графиков подкрепления для обеспечения такого опыта будет мотивировать учащихся корректировать свое поведение. Как инструмент управления поведением бихевиоризм по-прежнему очень актуален. Использование положительного подкрепления и графиков подкрепления для мотивации детей усердно стараться и делать все возможное — одна из самых полезных концепций теории.

Использование методов, описанных бихевиористами, как правило, более полезно для обучения, которое можно легко оценить или контролировать, наблюдая за поведением учащегося. Маршрутное обучение или обучение в стиле запоминания «навык и тренировка» — это распространенный стиль обучения, который лучше всего подходит для этой теории. Акцент на призах, хороших оценках и похвалах полезен для этих единиц обучения. Использование бихевиоризма в классе в качестве инструмента обучения хорошо подходит для научного или шаблонного обучения, такого как таблицы умножения и языки, которые полагаются на способность запоминать большой объем информации (9). 0003 3 ).

Полезные инструменты и системы, описанные Скиннером, включают:

  • Предоставление учащимся возможности понять ожидаемую от них задачу
  • Начните с нижней части лестницы – разбейте обучение на легко достижимые этапы, которые учащимся будет легче достичь.
  • Используйте повторение, чтобы помочь учащемуся закрепить предыдущие знания и поднять их на следующий уровень.
  • Используйте графики подкрепления, чтобы помочь учащимся понять, что они на правильном пути.
  • Начните с непрерывного подкрепления, затем, по мере улучшения мастерства учащегося, переходите к другим графикам, чтобы помочь учащемуся поддерживать обучение.

Стоит отметить, что уроки, которые требуют большего понимания и более глубокого изучения, меньше подходят для этих методов. Для этого вида обучения теория бихевиоризма лучше всего подходит для мотивации студентов к участию в обучении, а не как метод обучения, для которого заслуживают изучения другие теории обучения, такие как социальная когнитивная теория и конструкционизм (9). 0003 5 ).

Стратегии обучения, поддерживающие теорию бихевиористского обучения:

  • Упражнения.
  • Групповое обучение.
  • Вопрос и ответ.
  • Положительное подкрепление.
  • Обучение, основанное на компетенциях.
  • Геймификация.
  • Прямая инструкция.

Заключение

Хотя многие аспекты бихевиоризма в настоящее время широко дискредитированы, основные принципы и наблюдения обучения все еще широко используются сегодня. Концепция графиков подкрепления используется во многих моделях обучения и преподавания, и понимание того, как учащиеся реагируют и реагируют на стимулы окружающей среды и как это может повлиять на обучение и поведение в будущем, по-прежнему ценно. Понимание развития теории и того, как развивались размышления об этих идеях, полезно для понимания полезности теории в условиях классной комнаты, но следует помнить, что как система обучения теория лучше всего подходит для обучения, которое требует запоминания фактов, а не обучение глубокому пониманию. В качестве метода управления поведением большая часть теории по-прежнему полезна для преподавателей в современном классе.

Ссылки:

  1. Уотсон, Дж. Б., и Кимбл, Г. А. (2017). Бихевиоризм. Рутледж.
  2. Скиннер, Б.Ф. (1989). Последние вопросы в анализе поведения. Колумбус, Огайо: Меррилл.
  3. Мур, Дж. (2011). Бихевиоризм. Психологическая запись, 61 (3), 449-463.
  4. Стаддон, Дж. (2014). Новый бихевиоризм. Психология Пресс.
  5. Барг, Дж. А., и Фергюсон, М. Дж. (2000). За пределами бихевиоризма: об автоматизме высших психических процессов. Психологический вестник, 126(6), 925.
  6. Баум, В. М. (2017). Понимание бихевиоризма: поведение, культура и эволюция. Джон Уайли и сыновья.
  7. Голландия, Дж. Г. (1978). БИХЕВИОРИЗМ: ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ? 1. Журнал прикладного анализа поведения, 11(1), 163-174.

См. также:

  • Конструктивистская теория обучения
  • Теория нравственного развития – Пиаже
  • Теория социального обучения: Альберт Бандура

Теории обучения: определение и характеристики должен знать каждый преподаватель.

Сфера образования на протяжении многих лет была предметом изучения многих теоретиков. Следовательно, многие образовательные теории возникли в результате этих исследований с начала двадцатого века. Эти теории затрагивают вопросы, связанные с определением обучения, существующими типами, факторами влияния и даже стилями обучения. По этой причине, прежде чем приступить к описанию различных существующих теорий обучения, важно определить два понятия: обучение и теория обучения.

ОБУЧЕНИЕ

Обучение – это непрерывный и естественный процесс, которому человек подвергается каждый день его/ее жизнь. Эта концепция определяется прочным приобретением знаний, поведение, навыки или способности через практику, изучение или опыт.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Говоря о теории, мы должны сделать это, учитывая, что они возникают как ответы на вопросы, заданные исследователями. Итак, теория обучения определяется как набор различных концепций, которые наблюдают, описывать, объяснять и направлять процесс обучения людей и всего, что относится к этому процессу.

Определив эти понятия, мы представить теории обучения с большей актуальностью в академическом мире.

1. Теория поведенческого обучения

Бихевиоризм утверждает, что все стимулы сопровождаются реакцией, основанной на окружающей среде, в которой индивидуум. Обучение можно объяснить наблюдаемыми событиями, связанными с поведение и контекст, в котором происходит обучение. Исследования, касающиеся поведенческие теории основаны на экспериментальной психологии. Какой-то бихевиорист теоретиками являются Иван Павлов, Джон Ватсон и Б. Ф. Скиннер.

2. Когнитивная теория

Когнитивизм изучает то, как разум интерпретирует, обрабатывает и рука хранит информацию в памяти. Его основа заключается в получении знаний с детства, предполагая, что у детей есть упорядоченная структура для обработка информации. В этой теории индивиды являются активными субъектами в процесс их обучения. Основными авторами этой теории являются Жан Пиаже, Дэвид Осубель и Джером Бруннер.

3. Конструктивистская теория

Конструктивизм указывает на то, что обучение происходит не пассивно, а активно. Как следствие, знание есть конструкция человека как продукт его отношений со средой, собственными возможностями и предыдущими схемами. это один из наиболее часто используемых теорий сегодня и связана со следующими теоретиками: Жан Пиаже, Дэвид Осубель, Джером Брунер и Лев Выготский.

4. Теория осмысленного обучения

Теория осмысленного обучения была разработана американским психологом Дэвидом Осубелем. Эта теория предполагает, что человек связывает новые знания с теми, которыми он уже владеет. Осмысленное обучение основано на качественном изучении и понимании понятий, в отличие от заучивания или механического заучивания, которое основано на запоминании понятий без необходимости их понимания.

5. Теория исследовательского обучения

Теория Обучение через открытие было разработано американским психологом Джеромом Брунер. Подобно конструктивистской теории, исследовательское обучение поощряет участие личности в процессе обучения. Он считает эффективным обучение достигается, когда учащиеся сталкиваются с проблемой не только для ее решения, но и для передать его.

6. Социально-конструктивизм

Русский психолог Лев Выготский — ведущий теоретик социоконструктивизма. Эта теория характеризуется описанием обучения как процесса, в котором социальное взаимодействие является ключом к получению знаний. Процесс социализации играет решающую роль в обучении, а также в связи с предыдущим опытом.

7. Теория обработки информации

Это Теория постулирует, что люди являются информационными процессорами. Они не обязательно должны взаимодействовать с реальной средой, но их взаимодействие с субъективным представлением о них. Согласно этой теории, обучение достигается посредством когнитивных процессов. Эту теорию защищает теоретики Роберт Ганье и Ричард Майер.

8. Теория социального обучения

Теория социального научения представляет канадский психолог Альберт Бандура. Согласно этой теории, обучение достигается в результате умственного процессов и взаимоотношений с окружающей средой. Социальные детерминанты влиять на этот процесс, поэтому моделирование необходимо при обучении.

9. Теория множественного интеллекта

Создателем этой теории является американский психолог Говард Гарднер. Гарднер предполагает, что у каждого человека есть восемь видов интеллекта. Их развитие будет зависеть от культурного и экологического воздействия человека. По словам Гарднера, не все учатся одинаково, и обучение становится более эффективным, когда информация индивидуализирована и множественна.

Если вы хотите узнать больше об обучении и его видах, мы рекомендуем: Что такое обучение? и каковы его 15 типов?

Если вам интересно узнать о стилях обучения, мы рекомендуем: Что такое стили обучения? | 14 стилей обучения и их характеристики

Имя

Адрес электронной почты:

Ссылки

Эредиа-Эскорса, Ю., и Санчес Арадильяс, А. (2013). Teorías del aprendizaje en el contexto educativo [Электронная книга].

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts