Представление о личности в психологии: Общее представление о личности

Содержание

Общее представление о личности. История исследований личности. Теории личности-1 (Немов Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 13. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ (с.335-367)

Краткое содержание

Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия – следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.
Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.


Рис. 56. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица – личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.

Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E), где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; Р – внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е – социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= Е(Р). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: B = F(P,E).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых – преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11),
Таблица 11
Выборка из пяти факторов-черт, включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела

отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Пример такого профиля приведен на рис. 58.

Рис. 58. Гипотетический пример личностного профиля, получаемого на основе применения 16-факторного опросника Кеттела. Справа и слева даны качественные характеристики факторов, составляющие (по горизонтали) пары прилагательных, характеризующих соответствующий фактор. Слева латинскими буквами отмечены условные обозначения факторов в опроснике Кеттела

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли1 (1МейлиР. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.), достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе – неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
6. Мягкость – черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.
10. Реализм – аутизм.
11. Сила воли – безволие.
12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность – неуверенность.
15. Взрослость – инфантилизм.
16. Тактичность – бестактность.
17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
18. Веселость – грустность.
19. Очарованность – разочарованность.
20. Общительность – необщительность.
21. Активность – пассивность.
22. Самостоятельность – конформность.
23. Экспрессивность – сдержанность.
24. Разнообразие интересов – узость интересов.
25. Чувствительность – холодность.
26. Серьезность – ветреность.
27. Честность – лживость.
28. Агрессивность – доброта.
29. Бодрость – веселость.
30. Оптимизм – пессимизм.
31. Смелость – трусость.
32. Щедрость – скупость.
33. Независимость – зависимость.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.


Личность в отечественной психологии: используемые подходы в изучении

В сжатом теоретическом обзоре, представленном ниже, можно проследить становление и последующее развитие социально-психологической проблематики личности в отечественной психологии, в ее теоретических подходах, подходы к изучению личности в отечественной психологии, а также прикладные исследования уже современной психологической науки.

Психология личности на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий

На границе девятнадцатого и двадцатого столетий по причине поляризации общественных, идеологических и научных сил, сформировавшихся в России, произошла перемена парадигмальных установок. Воззрения ведущих психологов распределились по трем направлениям: естественно-научному, эмпирическому и экспериментальному. Так случилось, в первую очередь, под очевидным влиянием международных (зарубежных) научных течений, таких как бихевиоризм, позитивизм и неотомизм, на отечественные психологические направления. Именно поэтому в начале двадцатого столетия российская психология в чисто содержательном плане не была абсолютно единой, так как не существовало общих методологических оснований для ее постепенного развития. Но наиболее значимо в этот период выделяется стремление к диалогу теорий, культур и концепций. Для данного временного периода более важным было появление самой идеи личности; превращение просто человека уже в личность рассматривалось, как некая идеальная модель, как социально предпочтительный итог развития.

Этот период изучения проблематики личности, в первую очередь, напрямую связан со стартом разработки культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в которой был намечен путь, ведущий к преодолению разрыва между объяснительной и описательной психологией в трактовке личности исключительно как «вершинной проблемы» психологической науки и т.д. Касательно эмпирического направления, проблема личности представлялась в трудах Н.Х. Весселя, А.Л. Нечаева, Г.И. Челпанова, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского и прочих.

Этап, начавшийся после революции, был напрямую связан с социалистическим переустройством социума, и касательно изучения личности отличался имеющимися довольно острыми методологическими противоречиями и даже кризисными ситуациями: управление образовательной сферой поручили Наркомпросу, а управление научной сферой – ГУСу (Государственному ученому совету). Идеологическим основанием работы созданных управленческих структур были мировоззренческие идеи, а также понятия марксизма, которые и определили подходы к изучению личности как к некоему средству, необходимому для реализации идеи коммунизма.

 Идеи личности именно в этом временной период развивались под оказываемым влиянием со стороны разноплановых научных теорий и методологических направлений: методологии марксизма, педологии, психотехники, психоанализа, поведенческой психологии. Выросла роль социального заказа, выдвинутого государством педологии – «воспитать нового индивида», который бы подчинялся интересам классовой борьбы. К реализации этой задачи приложили руку П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый, М.Я. Басов, А.С. Залужный и прочие. Педологическое движение стало действительно масштабным в научном и организационном планах. Научно-теоретические основания педологического знания были разделены на такие направления, как биогенетическое, рефлексологическое и социогенетическое.

Замечание 1

Был востребован тезис о нужности изучать индивида как активного деятеля, но в психологической науке все также преобладала тенденция биологизации человека.

Самой взвешенной можно назвать позицию Л.С. Выготского (1896-1934 гг. ). За основу изучения детей он взял целостный генетический подход. Он развивал общее представление о социальной ситуации как о неотъемлемом факторе развития личности. В осознании социальной детерминации Выготский синтезировал концепции таких научных деятелей, как Ж. Пиаже и Э. Кассирер. Пиаже воспринимал социальную детерминацию непосредственно через социальный опыт, который усваивался человеком в процессе его социализации.

Определение 1

В данном случае под понятием

«опыт» имеется в виду культура, общечеловеческие способы действий, использование символов, орудий, и Пиаже выделяет в социальном опыте, в первую очередь, культуру, и рассматривает психическую деятельность как ее непосредственное присвоение.

В концепции, разработанной Кассирером, символы и знаки напрямую относятся к характеристикам сознания и, в отличие от его представлений, Выготский использовал символ как базовую характеристику взаимодействия, а также как его актуальное средство и орудие.

Заканчивая исследование высших психических функций, которые трактуются в качестве высших форм поведения, Выготский подчеркивал, что по своему содержанию процесс культурного развития вполне может характеризоваться, как развитие личности и мировоззрения ребенка.

Определение 2

Ученый считал, что личность – это социальное понятие, что она охватывает надприродное, историческое в индивиде, что она охватывает единство поведения, которое, в свою очередь, отличается признаком овладения.

Определение 3

Образование конкретной личности – это важная предпосылка овладения поведением и, вследствие этого, развитие той либо иной важной функции в каждом случае производно от общего развития личности в целом и, в свою очередь, обусловлено им.

Главенствующее связующее звено между органической жизнью и, собственно, жизнью личности, находится в культурном развитии эмоций человека и его влечений, то есть в овладении эмоциональной сферой, в опосредствовании ее мышлением и культурными средствами.

Являясь орудиями психической деятельности, знаки сначала используются прочими индивидами, в процессе уже совместной деятельности человек усваивает логику применения знака, и после начинает использовать его в собственной деятельности.

Получается, что возникновение психических процессов индивида является продуктом его деятельности. Вначале социальная, внешне опосредованная, она только в будущем превращается в индивидуальную – психологическую и внутреннюю, сохраняя при этом свою принципиальную структуру. Лишь такое осознание интериоризации в качестве перехода от межличностных (интерпсихических) форм действий к внутренним (интрапсихическим), как перенесение социального отношения в психологическое, разъясняет механизм возникновения психических процессов по логике действий, сформировавшихся в общественной практике.

В момент социалистического переустройства социума в работах психологов раскрывалась глубочайшая связь процесса развития личности и социальных условий, но насколько своеобразно трактуются как социокультурные факторы, так и механизмы их влияния.

Замечание 2

В нашем государстве инструментами, формирующими личность нового индивида, начинают выступать идеология, а также воспитание в советской школе.

Во временной период одержавшего победу социализма и последующего строительства коммунизма развитие психологии личности характеризуется наибольшей догматичностью. Согласно Постановлению ЦК ВКП(б) 07.1936 года была директивно «закрыта» педология.

Ушедшая из жизни социума свобода уходила также и из жизни психологии как науки. Исследователи, занимавшиеся изучением истории психологической науки, такие как А.В. Брушлинский, А.А. Никольская, А.И. Ждан, Е.А. Будилова, В.А. Якунин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, считали, что пришедшая эпоха сталинских репрессий значительно запугала и «отобрала» творческую инициативу у ученых, так как направления научных исследований стали определятся исключительно партийными установками. Руководящие структуры старались превратить психологию в своеобразный рупор классовых, идеологических и марксистских догм. Данный период характеризовался развитием психологии в направлении нахождения условий формирования строителя «коммунистического завтра».

Осознание личности на этом этапе определялось исключительно логикой сохранения идеи личности столкновении с социумом, «убивавшим» личностное в человеке. Образовавшаяся стратегия борьбы за идею личности с каким-либо внешним противником демонстрировала борьбу непосредственно против самой идеи личности, так как осуществлялась подмена настоящего изучения феномена «личность» замещающим и принимаемым так называемым «образом личности», который бы соответствовал запросам действующей идеологии.

Прорабатываемая в этот период идея личности проявляется в таких формах, как проявление политико-идеологического редукционизма в виде поиска неких признаков настоящего «советского человека», «творца коммунизма», формирования «советского менталитета». Проявления чисто физиологического редукционизма, как очевидной подмены психологических личностных особенностей биологическими чертами, такими как сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, а также проявление философско-методологического редукционизма.

В данный период сформировался подход к расшифровке социальной и биологической детерминации психического, что дало возможность четко разграничить общебиологические, социально-психологические и чисто психологические аспекты в изучении личности и, в первую очередь, ее активности. Был положен старт поиска научных подходов к реализации марксистского положения о социальной сущности человека. В исследованиях таких ученых деятелей, как М.Я. Басов, П.П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, были выдвинуты новые гипотезы и концепции осознания природы психической активности субъекта.

Понятия С.Л. Рубинштейна о личности

С.Л. Рубинштейн считал, что социальная детерминация основывается на положение К. Маркса о личности как о совокупности социальных отношений, в которые данная личность включена, то есть условия жизнедеятельности обязаны учитываться в детерминации психических процессов, как процессов физиологических. И, получается, что именно условия жизни в физиологическом исследовании являются раздражителями в психологическом исследовании – как абсолютно объективные жизненные обстоятельства, которые точно осознаются, либо, по крайней мере, могут быть в той или иной степени осознаны людьми.

Замечание 3

Рубинштейн сравнивал влияние жизненных условий с влиянием физиологических раздражителей, открывая детерминацию в качестве воздействия внешних обстоятельств через внутренние условия и психические состояния субъекта.

Рубинштейн занимался исследованием личности в аспекте внутренних и внешних условий ее становления.

Он думал, что единство личности и деятельности состоит вот в чем: личность, проявляя в собственной деятельности те либо другие свойства (среди которых может быть направленность, характер, способности и другое) через деятельность устанавливает их очевидную связь, в деятельности конкретная личность структурируется по-другому, нежели в своем собственном психическом складе, она получает целостность с помощью связи мотивов, результатов и целей.

Определение 4

Рубинштейн определял деятельность, как непосредственное взаимодействие, как некую связь, которая подчиняет субъект детерминации внешних условий. Особенности выражения личности в ее деятельности, согласно С.Л. Рубинштейну, зависят от поставленных целей – сознательных характеристик деятельности.

Сознание выступает в роли не просто элемента структуры деятельности, являющегося некой целью, но и определяющей способностью действующей конкретной личности, при помощи которой личность соотносит внутреннюю детерминацию с внешней, исходящей непосредственно из общественного бытия, жизнедеятельности данной личности, общественных условий и сознания. Именно поэтому цель рассматривается именно как личностное образование, которое находится в тесной зависимости от личностной позиции в общем, как один из возможных способов взаимосвязи между личностными и процессуальными аспектам психической деятельности, так как она включена в состав личностного аспекта и осуществляет действенный контроль над неосознаваемыми мотивами.

Понятие личности отечественными психологическими деятелями объясняется как некая характеристика либо уровень развития индивида. Большая часть авторов, среди которых В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.И. Рейнвальд, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие, указывают на социальное качество как на одно из базисных свойств личности. Но последующая разработка данного понятия и дальнейшие попытки формирования представлений о структуре личности приводят, в основном, к тому, что понятие личности оказывается неразделимым с понятием «конкретный индивид», а свойства личности описываются уже как индивидуальные характеристики.

Причину данного явления описал Э.В. Ильенков. Он утверждал, что тайна человеческой личности именно потому столетиями и оставалась для научного мышления загадкой, потому что ее разгадку постоянно искали совсем не там, где эта личность существует по-настоящему. А она существовала и существует в пространстве довольно реальном – там, где располагаются все те вещи, по отношению к которым и через которые тело человеческое связано с телом другого индивида «как бы в одно тело», как выражался Б. Спиноза, в единый «ансамбль», как считал К. Маркс, в единое культурно-историческое образование, как трактует современность, — в «тело», которое создано совсем не природой, а собственным трудом человечества, преобразующего эту природу в свое личное «неорганическое тело».

Во время пятидесятых-шестидесятых годов двадцатого века пристальное внимание уделялось проблеме изучения индивидуальных психологических различий в трудах Б.М. Теплова (1896-1965 гг.), а также представителей его школы В.Д. Небылицына, Н. С. Лейтеса. Теплов в своих трудах по индивидуально-психологическим различиям развивал важную идею психологии личности – идею направленности данной личности, которая обнаруживает себя саму в склонностях к деятельности определенного рода. Он говорил, что человек – это творец собственной индивидуальности, не занижая при этом роли его природных предпосылок и особенностей индивидуально-психологического порядка.

Замечание 4

Выстраивая целостную концепцию индивидуальности, Теплов провел разносторонний анализ жизни, а также творчества знаменитых русских композиторов и великих полководцев, но он не думал, что одаренность – это привилегия исключительно великих личностей.

А.В. Петровский (1924-2006 гг.) полагал, что для периода пятидесятых-шестидесятых годов двадцатого века характерен строго «коллекционерский» подход, который трактовал личность в качестве набора качеств, свойств, характеристик, черт, особенностей человеческой психики, а уже с середины шестидесятых начались попытки отыскать общую структуру личности. На прошедшем в 1969 году Всесоюзном симпозиуме по проблемам личности понятие «личность» трактовалось как биосоциальное существо, а также рассматривалось уже с позиций структурного подхода. После этого критика данного подхода заключалась в следующем – исследователями в личности выделялись и биологическая, и социально-обусловленная подструктуры, а это, в свою очередь, уже приводило к тому, что между такими понятиями, как «личность» и «человек», «личность» и «индивид», ставился явный знак равенства. По личному мнению Петровского, биологическое существует в личности в некой превращенной форме как социальное.

В.С. Мерлин (1898-1982 гг.) на основе неких принципов многозначных связей и иерархической организации сформировал собственную динамичную структуру личности, которая состоит из системы индивидуальных свойств (сюда входят биохимические, нейродинамические и общесоматические свойства) организма, системы индивидуальных психических свойств (психодинамические (то есть свойства определенного темперамента) и психические свойства личности), а также системы социально-психологических индивидуальных свойств (социальные роли, исполняемые в коллективе и группе, социальные роли, которые исполняются в социально-исторических общностях). Согласно Мерлину, процесс развития личности выражается в увеличении тенденции много-многозначности данных связей. Имеющиеся много-многозначные связи раскрывают невозможность прямого сведения как биологического к социальному, так и социального к биологическому в конкретной личности.

К.К. Платонов (1906-1984 гг.) воспринимал личность в качестве динамической системы, которая развивается во времени, изменяющей состав включенных в нее отдельных элементов и, соответственно, связей между ними. Для выявления неких подструктур личности он использовал такие критерии:

  • Отношение социального и биологического, приобретенного и врожденного, содержательного и процессуального.
  • Внутренняя близость определенных черт личности, входящих в каждую из подструктур.
  • Инструмент ее формирования (обучение, воспитание, управление, тренировка).
  • Реально существующая иерархическая зависимость данных подструктур.
  • ·Исторические критерии, которые используются для сущностного понимания личности (личность как совокупность психических свойств, личность как собственный опыт индивида, биологизация отдельной личности, социологизация данной личности.

Использование этих критериев помогло К.К. Платонову выявить в структуре личности такие базисные подструктуры: социально обусловленная подструктура направленности, а также отношений личности, проявляющейся как моральные черты (это желания, склонности, интересы, идеалы, стремления, мировоззрение, убеждения), образовывающиеся в процессе воспитания человека. Следующая подструктура опыта соединяет знания, умения, навыки, привычки, которые приобрелись в процессе обучения, под очевидным влиянием биологически, а также генетически обусловленных свойств данной личности. Следующая подструктура (третья) – это индивидуальные отличия психических процессов либо функций, таких как эмоции, память, мышление, ощущения, восприятие, воля, чувства, появившиеся под очевидным влиянием уже биологического фактора и в процессе их управления. Четвертая подструктура состоит из биопсихических свойств (возрастных и половых свойств, типологических свойств, то есть темперамента), сформировавшихся в процессе тренировки. Согласно Платонову, свойства личности, которые входят в данную подструктуру, намного сильнее зависят от физиологических особенностей головного мозга, а социальные влияния их исключительно субординируют, а также компенсируют.

Все известные личностные свойства могут отыскать собственное место в означенных подструктурах.

Пример 1

Заинтересованность – в первой, начитанность – во второй, решительность – в третьей, возбудимость и истощаемость – в четвертой, и большая часть свойств находится уже на пересечениях данных подструктур и является конечным результатом их взаимосвязей. К примеру, морально-воспитанная воля личности, как очевидная взаимосвязь первой и третьей подструктур, музыкальность личности, как взаимосвязь сразу второй, третьей и четвертой подструктур.

В трудах Б.Г. Ананьева (1907-1972 гг.), сформировавшего позицию интеграции сведений о индивиде, представлена развернутая характеристика таких понятий, как «личность», «индивид», «субъект деятельности». Он сделал вывод, что конкретные свойства личности планомерно развиваются абсолютно на всем протяжении жизненного пути любого человека, формируя его личную биографию. Ученый имел мнение, что для верного понимания личности нужен анализ социальной ситуации развития конкретной личности, ее статуса, занимаемой социальной позиции.

Статус личности объективен, он может четко осознаваться конкретной личностью более или менее адекватно либо совершенно неадекватно, активно либо пассивно. И именно статус данной личности определяет ее конкретное место в социуме. Социальная позиция демонстрирует субъективную, деятельную часть положения личности в определенной социальной структуре, уровень и содержание которой обусловлены полным содержанием деятельности данной личности.

Начиная с трудов Ананьева, характеристика человека в качестве субъекта деятельности считается основополагающей. Введение в психологическую науку категории субъекта деятельности можно считать более чем продуктивным, так как оно помогло раскрыть способ организации жизни личности. В данный период времени была осознана важность построения общепсихологической теории личности, так как категория субъектности показывает личность не только индивидуально, но и типологически.

Типологическими критериями выступили определенные уровни активности личности, которые раскрыли меру субъектности. Выстраивание типологии с помощью категории субъекта жизни и деятельности осуществлялось на пересечении научных интересов таких разделов психологии, как общая и социальная. И это давало возможность пояснить, как именно личность отражает, выражает, а также реализует в своей личной и общественной жизни некие общественные тенденции.

В конце семидесятых годов прошлого века ориентированность на структурный подход к проблематике личности меняется на тенденцию использования системного (либо структурно-системного) подхода. Этот подход просит выделения системообразующих признаков личности, в исследованиях выделяются и обосновываются уже эффекты «самодвижения деятельности» (согласно Леонтьеву), «выхода личности из кризисных ситуаций» (согласно Братусю), «неаддитивности в индивидуальной деятельности и обществе» (согласно Петровскому) и т.д.

В теоретических разработках показывается стремление научных деятелей установить некие «ядерные» характеристики личности, статическое изучение личности меняется на требование ее динамического осознания, а после и понимания личности как системного качества либо системного образования (согласно Леонтьеву и Ломову). Высказанные В.Н. Мясищевым, А.Г. Ковалевым, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, В.С. Мерлиным и прочими учеными структуры личности остались в большой степени только многомерными теоретическими примерами.

Концепция личности по А.Н. Леонтьеву

А.Н. Леонтьев считал личность внутренним моментом развития предметной деятельности.

Определение 5

Он полагал, что личность – это особое человеческое образование, которое так же не способно быть выведено из его приспособительной деятельности, как не способны быть выведены из нее его сознание либо его человеческие потребности.

Потребности, сознание и личность индивида, согласно Леонтьеву, «производятся» — то есть формируются общественными отношениями. Особенности же конкретного человека (тип его нервной системы, определенный темперамент, имеющиеся природные задатки, приобретенные при жизни знания, навыки, умения, а также привычки) меняются в результате формирования личности и не определяют ее. Они сохраняются исключительно в качестве индивидных особенностей и проявляют себя только на уровне механизмов, реализующих данную личность. Они являются некими условиями и предпосылками формирования личности, но задать определенное направление ее последующего развития либо ее дальнейшую деформацию способны только в совокупности с определенными отношениями окружающих.

Замечание 5

Чуть позже Леонтьев дополнил свое понимание понятия «личность». Он уточнил, что личность как индивид – это некое особое качество, которое приобретается индивидом в социуме, в совокупности отношений, общественных по собственной природе, в которые данный индивид вовлекается.

Личность есть нечто системное, и из-за этого «сверхчувственное» качество, хотя истинным носителем данного качества выступает достаточно чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными, а также приобретенными свойствами. С данной точки зрения проблематика личности образует другое психологическое измерение, совершенно отличное от измерения, в котором проводятся исследования одних либо других психических процессов, некоторых свойств и состояний человека. Это исследование его места, его собственной позиции в системе, которая является системой социальных связей, общений, открывающихся ему. Это исследование всего того, ради чего человек и применяет врожденное ему, а также затем приобретенное им.

Вывод

Получается, что именно Леонтьев вынес за существовавшие рамки содержания понятия личности психические процессы, состояния и свойства каждого человека. Он трактовал личность в качестве психологического новообразования, порожденного проживанием в социуме.

Составляющими личность и при этом одновременно формами ее настоящего бытия являются общественные отношения, в которые втянут субъект в процессе его деятельности. В основе личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, которые выражаются в соподчиненности их конкретных мотивов. Развитие, последующая трансформация и дальнейшее смещение мотивов образуют человеческую жизнь как жизнь личности.

Описывая реальность, которая находится за понятием личности, Леонтьев постарался обнаружить ее реальные «образующие». Им была представлена концепция развития личности как некоего системного качества человека. В отличие от существовавших отечественных концепций понятия личности, концепция этого ученого отличается не просто большой долей абстрактности, но и общим основанием, утверждающим, что личность человека «производится» — то есть создается социальными отношениями.

Несмотря на то, что в основе представлений отечественных психологических научных деятелей лежит, все-таки, марксистский постулат о социальной сущности человека, как о некой совокупности социальных отношений, толкование этих самых отношений разнится. Так, на взгляд Леонтьева, личность формируется социальными отношениями, в которые человек вступает в своей собственной предметной деятельности. Категория такой деятельности индивида в этом случае перемещается на главный план, так как конкретно деятельность индивида является первоначальной единицей психологического анализа личности, а не действия, и не операции либо блоки данных функций. Так как последние определяют деятельность, а не саму личность.

Понятие о деятельности как о некой единице психологического анализа личности является базисным теоретическим постулатом Леонтьева, на основании которого он и производит разделение понятий «индивид» и «личность».

Определение 6

Индивид – это целостное, абсолютно неделимое, обладающее собственными особенностями генотипическое образование, тогда как личность является также целостным образованием, но не данным чем-то либо кем-то, а уже произведенным, сформированным в результате различной предметной деятельности.

Следующий теоретический постулат Леонтьева – это обращенное им положение Рубинштейна о внешнем, которое работает через внутренние условия. Леонтьев считал, что, если субъект жизни владеет самостоятельной силой реакции, другими словами, собственной активностью, то тогда верно утверждение о том, что внутреннее (сам субъект) действует непосредственно через внешнее и этим меняет само себя. Получается, что развитие личности демонстрируется в виде некого процесса взаимодействий нескольких деятельностей, которые вступают друг с другом в иерархические отношения.

Личность является сочетанием иерархических отношений деятельностей, их отличность состоит в том, что данные иерархии деятельностей формируются их собственным развитием, и именно они образуют ядро личности. Согласно Леонтьеву, есть мотивы-стимулы, которые побуждают, очень эмоциональные, но не наделенные смыслообразующей функцией, и смыслообразующие мотивы либо мотивы-цели, которые также побуждают деятельность, но в данном случае придают ей некий личностный смысл. Конкретно иерархия смыслообразующих мотивов и является мотивационной сферой личности.

Он считал, что структура личности является достаточно устойчивой конфигурацией основных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Внутренние отношения основных мотивационных линий формируют словно общий психологический портрет личности.

Все это дало возможность Леонтьеву выявить базисные параметры личности:

  • Широта связей индивида с миром (через его деятельности).
  • Степень иерархизованности данных связей, которые преобразуются в иерархию смыслообразующих мотивов либо мотивов-целей.
  • Общая структура данных связей, либо мотивов-целей.

Процесс образования личности согласно Леонтьеву предполагает и развитие процесса образования целей, а также развития неких действий индивида. Действия, все более и более обогащаясь, словно перерастают тот круг деятельностей, которые ими реализуются, и вступают в некое противоречие со сформировавшими их мотивами, считал Леонтьев.

Появление личности как системного качества согласно Леонтьеву происходит из-за того, что индивид в совместной деятельности с прочими индивидами меняет мир, и поэтому данное изменение приводит к преобразованию самого себя, превращаясь в личность. Стоит сказать, что критерий психического по Леонтьеву находится не в теле субъекта, а в пространстве вне его – в специальной структуре взаимодействия индивида с окружающим предметным миром. Именно из-за этого центральная в трактовании понятия мотива идея его положения вне индивида- как принадлежащего строго внешнему миру некого предмета потребности – направляется против замыкания деятельности психики во внутреннем пространстве субъективного опыта.

Личность в психологии: определение и типы

Это не просто клише: важна личность.

Он влияет на то, как другие относятся к нам, и как мы относимся к ним. Наш интеллект и относительные привилегии могут привести нас далеко в жизни, но выдающаяся личность приведет нас к общему успеху. Люди уделяют много внимания личности, даже говоря о тесте индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI), описывая себя.

Как мы развиваем нашу личность? И что происходит, когда наша личность немного не в себе?

  • Что такое личность?
  • Какие основные теории личности в психологии?
  • Каковы характеристики личности?

Множество людей, среди которых выделяется один улыбающийся, pixabay.com

Определение личности в психологии

Что такое личность и как она развивается?

Личность — это набор повторяющихся характеристик, которые создают в ком-либо индивидуальность и постоянство. Уникальное и индивидуальное поведение и наши устойчивые реакции в различных ситуациях составляют нашу личность.

Когда метро остановилось на 20 минут из-за отключения электричества, вы, возможно, посмеялись, написали смс своему начальнику и полезли в телефон за новостями или развлечениями. Однако другой пассажир, возможно, раздражался и раздражался до конца дня. То, как мы реагируем на определенные ситуации или раздражители, является частью нашей личности.

Теории личности в психологии

Понимание развития личности в психологии породило несколько влиятельных теорий.

Психоаналитическая теория личности Фрейда

Фрейд считал, что наша личность находится под влиянием нашего детского сексуального развития и наших бессознательных желаний, конфликтов и мотиваций. Усилия нашего разума выражать наши поиски удовольствий или агрессивные побуждения приемлемым и свободным от чувства вины способом являются основой нашей личности.

Фрейд считал, что большая часть нашего разума скрыта от нас. Его представление о разуме можно сравнить с айсбергом. Часть айсберга, которая находится над водой, — это сознательный разум. Это то, что мы полностью осознаем. Прямо под водой находится предсознание, туманная область, где мы можем восстановить мысли или эмоции, которые находятся за пределами нашего сознания. Оставшаяся часть айсберга, уходящая глубоко под воду, — это наше бессознательное, где хранятся наши желания, воспоминания и побуждения.

Неофрейдистские теории личности

Хотя идеи Фрейда оставили неизгладимый след в области психологии, они подвергались резкой критике в свое время и остаются таковыми по сей день. Тем не менее Фрейд продолжал вдохновлять многих важных мыслителей. Его работы легли в основу психодинамических, или неофрейдистских, теорий личности, а также работ таких психологов, как Карл Юнг, Карен Хорни и Альфред Адлер.

Неофрейдисты соглашались с важностью опыта раннего детства и бессознательного и поддерживали такие фундаментальные понятия, как ид, эго и суперэго. Однако они не придавали такого большого значения сексуальным мотивам, ссылаясь на социальные отношения и окружение как на сильные мотивирующие элементы. У них также было гораздо более богатое представление о бессознательном, поскольку они считали, что оно содержит больше, чем подавление и фрустрацию.

Гуманистическая теория личности

Вместо того, чтобы сосредоточиться на управлении нашими темными желаниями, как это делал Фрейд, гуманистическая теория личности сосредоточилась на самореализации и нашем внутреннем желании совершенствоваться и расти. Согласно этой теории, нами движет иерархия потребностей .

Иерархия потребностей по сути представляет собой пирамиду. Внизу находятся наши основные, физиологические потребности. Как только они удовлетворены, мы можем двигаться вверх по лестнице к таким потребностям, как безопасность, общение, карьера и личный потенциал.

Самоактуализация и самопревосхождение — цели гуманистической теории. Мы удовлетворяем потребность в самореализации, реализуя свой потенциал. Мы достигаем самопреодоления, когда реализуем нашу цель за пределами себя.

Я-концепция является важной характеристикой гуманистической теории. Если мы определяем себя негативно, у нас часто негативное представление о мире. Если у нас есть позитивная самооценка, мы часто также позитивно воспринимаем мир.

Теория черт личности

Теория черт занимается моделями поведения и мотивации, называемыми чертами . Он утверждает, что люди состоят из индивидуализированного коктейля черт, и на нашу личность влияет то, где мы находимся по шкале каждой черты. Двумя важными чертами личности в ранних исследованиях теории черт были интроверсия-экстраверсия и стабильность-нестабильность. Однако сегодняшние исследователи установили более широкий базовый набор, называемый «большой пятеркой факторов»: добросовестность, доброжелательность, невротизм, открытость и экстраверсия. Эти факторы сохраняются в разных культурах и встречаются у людей разного происхождения.

Большая пятерка характеристик личности согласно теории черт:

  • Добросовестность — куда мы попадаем по шкале дисциплинированности, организованности и импульсивности.
  • Доброжелательность — наш уровень готовности помочь, сотрудничества и доверия.
  • Нейротизм — где мы попадаем по шкале беспокойства, удовлетворения и безопасности.
  • Открытость — насколько мы изобретательны, практичны или независимы.
  • Экстраверсия — наш уровень общительности или скрытности.

Теория черт хорошо предсказывает чью-то среднюю добросовестность или покладистость в разных ситуациях, но не может точно предсказать, как человек поведет себя в конкретной ситуации. По этой причине тесты, предназначенные для измерения личностных качеств, вызывают некоторую критику.

Социально-когнитивная теория личности

Эта теория фокусируется на поведении и мыслях в социальном контексте. Он рассматривает личность как частично продукт обусловленности, а частично как нашу врожденную реакцию и интерпретацию данного события или ситуации. Наш прошлый опыт, воспоминания и предсказания работают вместе, чтобы произвести наше поведение. Наше познание или то, как мы интерпретируем прошлый опыт, — это то, как мы можем предсказывать поведение в подобных ситуациях в будущем.

Прошлый опыт общения с агрессивным коллегой (опыт) вызывает у человека чувство страха (воспоминание). Это вызывает у них опасения во взаимодействии с будущими коллегами (прогноз).

Развитие личности в психологии

Давайте посмотрим, как каждая теория интерпретирует различные факторы, влияющие на развитие личности в психологии.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Фрейд считал, что личность развивается на протяжении пяти стадий психосексуального развития; оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. У каждого этапа есть связанная с ним эрогенная зона, из которой проистекает наша мотивация. Эрогенные зоны — это области повышенного возбуждения или стимуляции в теле. Если наши потребности остаются неудовлетворенными или чрезмерно удовлетворяются, мы можем в конечном итоге зациклиться на определенной стадии развития.

  1. Оральная стадия сосредоточена во рту, который получает удовольствие, пищу и информацию, сосая или кусая.

  2. Анальная стадия сосредоточена на кишечнике и направлена ​​на поиск приемлемых способов удовлетворения наших биологических потребностей.

  3. Фаллическая стадия сосредоточена на гениталиях, особенно на половом члене. На этом этапе ребенок мужского пола должен управлять своим желанием матери и обидой на отца, что приводит к «эдипову комплексу» и «тревожности кастрации», т. Е. Страху наказания за эти противоречивые желания. Говорят, что дети женского пола испытывают пенису завидуют на этом этапе.

  4. Латентная стадия сосредоточена на бездействии сексуальных чувств. Здесь дети сосредотачиваются на развитии знаний, отношений, ценностей и навыков за пределами семьи.

  5. Стадия гениталий сосредоточена на гениталиях и растущем сексуальном интересе. У человека развивается зрелый сексуальный интерес и растущая забота о благополучии других и общества.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая теория подчеркивала важность среды для развития личности. Во враждебной или антагонистической среде мало или совсем нет средств для удовлетворения наших больших или даже основных потребностей. Те, кто вырос в зонах конфликтов, по-прежнему будут озабочены удовлетворением своих основных потребностей в еде, сне и достаточном жилье, прежде чем они смогут перейти к рассмотрению образования, отношений или карьеры. Если мы растем в семье, где нас оскорбляют, мы можем стать боязливыми или пессимистичными в наших личных отношениях. Однако теоретики-гуманисты утверждали, что люди в основе своей хороши и естественным образом стремились бы к самореализации, если бы окружающая среда поддерживала их потребности.

Теория черт личности

Теория черт предлагает потенциальный биологический элемент в развитии личности. Изучая черту экстраверсии по сравнению с интроверсией, исследователи обнаружили, что лобные доли менее активны у людей с более экстравертным типом личности. Были также доказательства более высокого уровня активности дофамина в мозгу экстравертов. Исследования показали, что люди с более высокой реактивностью нервной системы, как правило, были более тревожными, застенчивыми и замкнутыми, а те, у кого большие лобные доли, были более добросовестными.

Теоретики черт также считают, что наша личность продолжает развиваться и стабилизироваться во взрослой жизни.

Социально-когнитивная теория личности

Эта теория подчеркивает важность окружения и предыдущего опыта в развитии личности. Большая часть нашего поведения отражает то, как мы обрабатывали предыдущий опыт, и то, чему мы научились благодаря обусловленности. Это включает в себя то, чему мы научились благодаря нашей семейной ячейке, сообществу и культуре.

Социально-когнитивные теоретики также предполагают взаимодействие генов и окружающей среды, утверждая, что наши генетически или биологически обусловленные черты могут быть уменьшены или усилены природой нашей окружающей среды.

Личность в психологии — основные выводы

  • Личность — это набор повторяющихся характеристик, которые создают индивидуальность и постоянство в ком-либо.

  • Психоаналитическая теория личности Фрейда полагала, что личность основывается на усилиях нашего разума, направленных на то, чтобы приемлемым образом выразить наши поиски удовольствий или агрессивные побуждения.

  • Неофрейдистские теории личности соглашались с Фрейдом во многих пунктах, но имели более богатую концепцию бессознательного и придавали меньшее значение сексуальным побуждениям.

  • Гуманистическая теория личности считает, что мы руководствуемся иерархией потребностей и сосредоточены на нашем внутреннем желании самосовершенствоваться.

  • «Большая пятерка факторов» в теории черт личности — это добросовестность, доброжелательность, невротизм, открытость и экстраверсия.

Значение, определения, природа и типы личности

Само слово «личность» происходит от латинского слова «личный», которое относится к театральной маске, которую надевают артисты для того, чтобы проецировать

Значение Личности

Само слово личность происходит от латинского слова «личный », которое относится к театральной маске, которую носят исполнители, чтобы либо проецировать разные роли, либо замаскировать свою личность. По сути, личность — это характерные модели мыслей, чувств и поведения, которые делают человека уникальным. Считается, что личность возникает внутри человека и остается достаточно постоянной на протяжении всей жизни.

Это совокупность поведения человека по отношению к себе и другим. Он включает в себя все о человеке, его физическом, эмоциональном, социальном, умственном и духовном строении. Это все, что есть в человеке.

Определения личности

(1) Согласно Watson , «личность — это сумма действий, которые могут быть обнаружены путем реальных наблюдений в течение достаточно длительного периода времени, чтобы дать достоверную информацию». Таким образом, Уотсон делает акцент на поведении индивидуума и говорит, что личность есть не что иное, как полезный эффект, который человек оказывает на человека, вступающего с ним в тесный контакт.

(2) Согласно Мортон Принц , «Личность представляет собой совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также предрасположенностей и склонностей, приобретенных опытным путем.

( 3) Согласно Allport , «Личность представляет собой динамическую организацию внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде».0186 (4) Согласно Р. Б. Кеттеллу , «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек будет делать в данной ситуации».

Характеристики личности

Важную роль играют черты и модели мышления и эмоций, а также следующие фундаментальные характеристики личности:

1. Последовательность:- Как правило, в поведении присутствует узнаваемый порядок и регулярность. По сути, люди действуют одинаково или сходным образом в различных ситуациях.

2. Психологические и физиологические:- Личность – это психологическая конструкция, но исследования показывают, что на нее также влияют биологические процессы и потребности.

3. Поведение и действия:- Личность не только влияет на то, как мы двигаемся и реагируем в окружающей среде, но и заставляет нас действовать определенным образом.

4. Несколько выражений:- Личность проявляется не только в поведении. Это также можно увидеть в наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других социальных взаимодействиях.

Теории типов личности

Теории типов — это ранние взгляды на личность. Эти теории предполагают, что существует ограниченное число «типов личности», которые связаны с биологическими влияниями, в том числе:

  1. Тип А: — перфекционист, нетерпеливый, конкурентоспособный, одержимый работой, ориентированный на достижение, агрессивный, подверженный стрессу.
  2. Тип B:- низкий уровень стресса, уравновешенный, гибкий, творческий, адаптирующийся к изменениям, терпеливый, склонный к прокрастинации.
  3. Тип C:- очень добросовестный, перфекционист, с трудом проявляет эмоции (положительные и отрицательные).
  4. Тип D:- чувство беспокойства, печаль, раздражительность, пессимистический настрой, негативный разговор с самим собой, избегание социальных ситуаций, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым, мрачность, безнадежность

Теории черт личности

Теории черт склонны рассматривать личность как результат внутренних характеристик, которые имеют генетическую основу и включают:

  1. Приятный:- заботится о других, сопереживает, любит помогать другим
  2. Добросовестность:- высокий уровень вдумчивости, хороший контроль импульсов, целенаправленное поведение
  3. Стремление угодить:- любезность, пассивность и согласие.
  4. Экстраверсия:- возбудимость, общительность, разговорчивость, напористость и высокая степень эмоциональной экспрессивности.
  5. Интроверсия:- тихий, сдержанный.
  6. Нейротизм:- испытывает стресс и резкие смены настроения, чувствует тревогу, беспокоится о разных вещах, легко расстраивается, с трудом приходит в себя после стрессовых событий.
  7. Открытость:- очень креативен, открыт для новых экспериментов, сосредоточен на решении новых задач.

Оценка личности

Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для продвижения психологической теории и исследований и повышения вероятности того, что мудрые решения будут приняты в прикладных условиях, например, при выборе наиболее перспективных людей из группы работы заявители.

Подход, используемый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что значительная часть наблюдаемой изменчивости поведения одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают конкретными основополагающими личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Параметры личности

Удобно использовать ряд теранов для обозначения определенных компонентов аспектов личности, которые мы можем пожелать оценить. Эти термины и их значения кратко обсуждаются ниже:

1. Характер: Черты характера — это аспекты индивидуального поведения, которым придается определенная социальная ценность. Честность, готовность к сотрудничеству, бережливость, доброта и лояльность — все это ярлыки социальных добродетелей. Образовательные и религиозные организации всегда заботились о привитии таких добродетелей.

2. Адаптация:- Педагоги и психологи уже давно интересуются концепцией адаптации. Подход к психической гигиене, применяемый как в школе, так и вне ее, направлен на развитие «хорошо приспособленных личностей». Плохая адаптация, которую он распознает у людей, не вписывающихся в социальную группу или ведущих несчастливую и непродуктивную жизнь.

3. Темперамент:- С первых дней наблюдатели за человеческой природой отмечали заметные различия в уровне энергии, преобладающем настроении и общем стиле жизни. Литераторы и люди науки в равной степени предложили системы.

4. Интересы:- Человек делает разнообразный выбор в отношении деятельности, которой он занимается. К одним он проявляет предпочтение, к другим отвращение. Оценка этих тенденций искать или избегать определенных видов деятельности составляет область измерения интересов.

5. Отношение:- Индивид реагирует с энтузиазмом и отвращением не только к деятельности, но и к социальным группам, социальным институтам и другим аспектам своего мира. Эти реакции с их различными ответвлениями составляют совокупность индивидуальных установок.

Теории личности

Поиск природы личности будет неполным, если мы не упомянем некоторые важные теории личности. Это помогает нам классифицировать людей по некоторым категориям в соответствии с их личностными характеристиками и дает основу для оценки их личности. Теории личности в целом можно разделить на четыре широкие категории в соответствии с их подходом.

(1) Теории, использующие типовой подход:- К этой категории относятся взгляды Гиппократа, Крестшмера, Шелдона и Юнга. Они считают, что человеческие личности можно разделить на несколько четко определенных типов, и каждого человека можно отнести к тому или иному типу в соответствии с его личностными чертами.

(2) Теории, основанные на подходе черт:- В этой категории стоит упомянуть теорию личности Кеттелла. Этот подход основан на математическом анализе и количественной оценке составляющих личности и помогает прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации.

(3) Теории, которые принимают типы, а также черты характера:- Теория личности Айзенка принадлежит к этой категории. Он идет на шаг впереди подхода, принятого Кеттеллом. Он не только упоминает черты личности для оценки личности, но и пытается дать определенные типы личности.

(4) Теории, которые принимают развитие или психоаналитический подход:- Это теории, которые пытаются объяснить рост и развитие личности. К этой категории относятся психоаналитическая теория Фрейда и теория индивидуальной психологии Адлера. Подытожим точки зрения вышеупомянутых теорий.

Подход к развитию личности

1. Взгляд Фрейда:- Анатомия личности Фрейда построена вокруг концепций Ид, Эго и Супер-Эго. Каждый из этих аспектов личности связан с двумя другими. Давайте подумаем о них.

  • Id:- Это грубая, дикая и аморальная основа мужской личности. Он состоит из таких амбиций, желаний, склонностей и аппетитов индивидуума, которые руководствуются принципом поиска удовольствий. Оно не знает законов, не следует правилам и думает только об удовлетворении своих потребностей и аппетитов.
  • Эго:- Если бы необработанный Ид был предоставлен самому себе, это привело бы к катастрофическим последствиям. Следовательно, есть Эго, которое действует как полицейский, чтобы остановить незаконную деятельность Ид. Это исполнительная единица с правом вето. Он следует принципу реальности и действует разумно, контролируя выбор и решая, какие аппетиты должны быть удовлетворены и каким образом они должны быть удовлетворены.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts