Представление в психологии: Представление — Психологос

Представление как психический процесс — Блог Викиум

В психологии известен такой психический процесс, как представление, когда предметы с явлениями не принимаются в действительности, а воссоздаются благодаря предыдущему опыту. Представлением является вторичный образ или же воспроизведенный в памяти прошлый первый образ. Данный материал познакомит вас с определением, характеристикой и функциями представления.

Что такое представление?

Как уже говорилось ранее, под понятием «представление» подразумевается воспроизведение образа на основании предыдущего опыта. Представления являются связующим звеном между образами ощущений и восприятием, а также мыслительными и речевыми процессами. Представление позволяет видеть объекты со всех сторон: но не только те, которые непосредственно воспринимаются, но и те, которые относятся к обобщенному классу.

Изначально человек познает мир благодаря ощущениям и восприятию. Далее в организме возникает чувство возбуждения, которое со временем не пропадает бесследно. Именно поэтому сохраняются определенные последовательные образы, которые могут всплывать в дальнейшем.

Существует несколько видов представлений, среди них — память и воображение. В первом случае происходит воссоздание предмета или явления, с которыми человек уже сталкивался ранее. Во втором случае речь идет о выдумывании образов. Стоит отметить, что представление будет гораздо ярче, если прошлый опыт является богатым.

Основные трудности при исследовании представлений

В ходе познавательных исследований ученые столкнулись с рядом трудностей, среди которых:
• отсутствие объекта-раздражителя, с помощью которого можно было выявить особенности содержания представления;
• необходимость зафиксировать структуру представления: без прямого воздействия самого объекта это оказывается сложным.
Представление может легко уйти от сознания, если человек этого сам захочет. Формирование представления имеет особое значение и зависит от индивидуальных особенностей, прошлого опыта и установок человека. Если говорить о познавательной деятельности, то тут представление располагается между восприятием и мышлением.

Характеристика представлений

Представление является чувственно наглядным образом действительности, что делает его очень близким к образам восприятия. Основной особенностью представлений является то, что всплывающие мысленные образы являются переработанными и основываются на прошлом опыте. Именно поэтому представления не могут быть настолько яркими и наглядными, как образ восприятия.
Еще одним характерным свойством представлений является фрагментарность. Некоторые части представлений могут отсутствовать или же быть несколько приглушенными. А другие части, напротив, всплывают очень ярко. Подобное строение является абсолютной нормой для представлений — они могут быть неустойчивыми и непостоянными.

Представления являются наглядными, но при этом общие представления являются несколько обобщенными. Вторые образы уже не такие яркие как первые. Под фрагментарностью понимается непредставленность некоторых сторон и частей определенного предмета.

К основным функциям представления относятся сигнальная, регулирующая и настроечная. С помощью сигнальной происходит отображение в каждом случае образа предмета и краткой информации о нем. Функция, называющаяся регулирующей, отвечает за отбор информации о предмете, который ранее оказывал воздействие на органы чувств индивида. С помощью настроечной функции контролируется ориентация деятельности индивида при условии воздействия окружающего мира. Лучше понимать собственные эмоции и эмоции других людей поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Первый урок бесплатно!

Сущность представлений

21.05.2011

Представление — это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:

  • позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
  • обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
  • формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).

Представления есть продукт многофакторный, зависящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Основные свойства представлений

Наглядность. Человек представляет образ когда-то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с потерей ряда их опознавательных признаков, с «размытостью» очертаний. В этой связи наглядность представлений беднее наглядности восприятия, обеспечивающего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо будут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история предшествующего перцептивного опыта, воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта. Именно поэтому возник термин обобщенные представления.

Функции представлений

Сигнальная функция

состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого объекта, которые могут быть использованы в реальной деятельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми качествами, возможностью практического использования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта дополнительная информация играет роль сигналов, влияющих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность человека в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чиновник, опаздывающий на деловое совещание, почти автоматически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Так, если представление «рисует» картину преодоления какого-то препятствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек будет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т. п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной ценности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологической реакцией пациента, у которого в представлении формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать психическую напряженность, болевые ощущения, управлять сердечным ритмом. Все это основано на влиянии представления на органические процессы человека. Образы будущего желаемого состояния, возникающие в представлении, через подсознание управляют самочувствием.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-первых, выберет для этого топор или колун, но не молоток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «оживил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, подвешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. Подобные явления носят название идеомоторных актов (греч. idea — идея, образ; лат. motor — движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являются исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых движений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объясняют по-разному.

Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, поступающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Бернштейном. В соответствии с этим положением ведущую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуатируют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чувствительностью к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, используются для оценки его эмоционального состояния.

Ключевые слова: Представление

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы.

Мн., 2008.

Материалы по теме

Восприятие и представление

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Представление и воображение

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Понятие и его отличия от представления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Понятие и основные особенности представления

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Виды представлений и их сущность

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Индивидуальные особенности представлений

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Индивидуальные особенности представления и его развития

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Воображение как процесс преобразования представлений

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Теория социальных представлений: исторический план

Сводная информация о резюме

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.606
  • Опубликовано в Интернете: 30 июля 20209

Summary

. (SR) был разработан Сержем Московичем в 1961 году как социально-психологический подход, объединяющий индивидуальное мышление и чувства с коллективным взаимодействием и общением. СР понимаются как символические формы, возникающие в результате межличностной и медийной коммуникации. Это то, как люди думают, взаимодействуют с другими и формируют социальные объекты в своем взаимодействии с локальным миром.

В этом тексте представлен очерк истории теории социальной репрезентации (СТО) с использованием модели четырех периодов: во-первых, создание и инкубация во Франции, начиная с первой книги Московичи; во-вторых, открытие англоязычной академии примерно в 1980 году; в-третьих, институционализация и распространение с началом журнальных статей об эсеров и регулярных конференциях в 1992 г.; и, в-четвертых, нормализация примерно с 2000 г.

Первый период (1961–1984) начался с первой презентации Сержем Московичем своих идей во французском томе «La psychanalyse son image et son public». Это было переиздано в обновленной версии в 1976 и переведена на английский язык в 2008 г. Теория постулирует когнитивные и социальные факторы в генезисе и структуре СР. Они сопровождаются особыми стилями общения, отражающими личность и идеологию коммуникаторов. Вместе эти аспекты составляют здравый смысл.

Первый период был инкубационным, поскольку Московичи и его первые аспиранты, Клодин Херцлих, Дениз Жодле и Жан-Клод Абрик, опробовали эту концепцию в разных областях. Во второй половине этого периода Московичи и его сотрудники расширили теоретическую основу СТО, включив в нее идею согласованных и овеществленных доменов. Консенсуальная сфера общения характеризуется свободным обменом установками и мнениями, в то время как овеществленная сфера определяется институционализированными правилами. Московичи также постулировал процесс когнитивной полифазии. Под когнитивной полифазией он описал явление, при котором люди используют разные и даже противоречивые мысли по одному и тому же вопросу в зависимости от социальной среды, в которой они находятся.

1984 год ознаменовался публикацией книги для англоязычных ученых под редакцией Роберта Фарра и Московичи, в которой были собраны статьи с международной конференции 1979 года. различных зарубежных ученых. В период после 1979 г. по 1992 г. круг ученых, интересующихся СТО, расширился. 1980-е годы принесли концептуализацию закрепления Виллема Дойза как процесса социальной маркировки, теорию Абрика о центральных и периферийных элементах репрезентации и основание социальной психологии Хильде Химмельвейт.

Распространение было ускорено в 1992 г. основанием журнала Papers on Social Representations и началом двухгодичной серии международных конференций по социальным репрезентациям, начиная с 1992 г. Это увеличило международную известность СТО и помогло ученым организовать себя вокруг тем и формировать межнациональные исследовательские группы.

Период с 1992 г. до первого десятилетия нового века характеризовался увеличением количества эмпирических и теоретических исследований. Возник ряд теоретических направлений: исследование микрогенезиса СР на индивидуальном уровне, расширение структурной теории СР, обсуждение социально-конструктивных аспектов и социально-политического использования СТО, разработка диалогического подхода. к разуму и социальной жизни, а также предложение Московичи рассматривать крупномасштабные темы как фактор социального мышления.

Если период после 1992 года был временем институционализации, то время после рубежа веков можно назвать периодом нормализации. То есть период, когда СТО излагалась в главах справочников по социальной психологии и когда издавались специальные справочники и монографии. Начиная с этого периода становится практически невозможно дать даже поверхностный отчет о наиболее важных вкладах СТО в бурно развивающуюся область исследований и развития теории.

Ключевые слова

  • Социальные науки
  • Социальная психология
  • История психологии
  • Социальные представления
  • Социальная конструкция

Субъекты

  • История и системы психологии
  • Социальная психология
9002

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному контенту требует подписки

Живописное изображение и психология | Эстетическое мышление: философия и психология

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Matravers, Derek,

‘Изображенное представление и психология’

,

в Элизабет Шеллекенс и Питер Голди (ред. )

,

Эстетическое мыш ,

2011 г.,

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19 января 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199691517.003.0026,

, по состоянию на 13 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Aesthetic Mind: Philosophy and PsychologyAesthetics and Philosophy of ArtPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Aesthetic Mind: Philosophy and PsychologyAesthetics and Philosophy of ArtPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой статье исследуются взгляды философа-эстетика, симпатизировавшего психологии: Ричарда Воллхейма. Он разделен на три части. В первой излагаются взгляды Воллхейма на изобразительное изображение: на «вглядывание», «выразительное восприятие» и «визуальное наслаждение». Во второй части обсуждается связь между философией и психологией. Если мы рассматриваем первое как имеющее дело с конститутивными вопросами, а второе — с каузальными вопросами, то получается, что это отдельные исследования. Однако бывают обстоятельства, когда последний выглядит так, как будто он информирует первого. Взгляд Воллхейма на этот вопрос был разным; иногда он рассматривал запросы как отдельные, а иногда нет. В третьей части утверждается, что маловероятно, что психология сможет пролить свет на взгляды Воллхейма на графическую репрезентацию, и выражается скептицизм по поводу того, в какой степени исследования визуальных предпочтений имеют отношение к эстетике.

Ключевые слова: изобразительное представление, Вольхейм, визуальные предпочтения

Предмет

Эстетика и философия искусства Философия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts