Предубеждение в психологии это: что это простыми словами, примеры, причины

24. Предубеждения и предрассудки как психологические предпосылки интолерантного отношения к другим.

16.5.2. Предубеждение, предрассудок и дискриминация

Мы предлагаем разделять понятия «предубеждение» и «предрассудок». Предубеждение представляет собой установку, сформировавшуюся по отношению к определенной социальной или этнической группе. Причем установка может быть осознанной или неосознанной. Предрассудок же – более сложное психическое образование. Кроме трех вышеперечисленных компонентов он включает оценочный компонент, то есть предполагает «рассуждение» об отношении к той или иной социальной группе, оценку свойств этой группы, неоправданное осуждение этой группы (негативный характер эмоций) или неоправданное восхищение группой (позитивный характер).

Предубеждение выражается в осторожном, подозрительном отношении, недоверии, отсутствии дружелюбия, открытости, избегании установления деловых контактов. Т. Нельсон (Т. Nelson) считает, что предубеждение означает не только негативные эмоции, направленные на чужую группу, но и предпочтение, пристрастие по отношению к собственной группе (127, с. 78). В поведении человека предубеждение может быть заметно по большой социальной дистанции между партнерами по общению, закрытых позах, доминантности, избеганию контакта глаз и прикосновений. Источником предубеждения, как правило, служит стереотип – обобщенное представление о ком-либо. Предвзятое отношение часто направлено на людей, отличающихся от большинства.

В латинском языке термины «предубеждение» и «предрассудок» обозначались одним словом, лингвистических и смысловых различий не существовало. Предрассудок проявляется в негативной оценке личности, поведения, норм и ценностей иной культуры. Человек с предрассудками открыто высказывает свое отрицательное отношение к людям, незаслуженно осуждает и порицает их.

Г. Олпорт в своей книге «Природа предрассудка» определял предрассудок как «антипатию (резко негативное чувство), основанную на ошибочной и жесткой генерализации.

Предрассудок можно чувствовать и выражать. Он может быть направлен против группы в целом или против индивида, поскольку он является членом этой группы» (221). Предрассудок – это интенсивное негативное чувство, основанное на генерализации носителя предрассудка относительно группы, к которой принадлежит человек – объект, или мишень, предрассудка. Предрассудок является аффективным компонентом межгрупповой установки. Кроме того, наличие негативного предрассудка в отношении чужой группы определяется не столько по негативным чувствам, сколько по отсутствию позитивных. Существует две степени выраженности предрассудков: а) очевидные формы предрассудков, проявляющиеся в сильных негативных эмоциях; б) скрытые, завуалированные формы предрассудков, основанные на отсутствии позитивных чувств в отношении чужих групп (127, с. 25).

Предрассудок может основываться и на позитивной установке в пользу своей группы. В таком случае он рассматривается как 

внутригрупповой фаворитизм.

Т. Нельсон выделяет следующие особенности предрассудка:

– имеет место в отношениях между группами;

– включает оценку (позитивную или негативную) группы;

– является предвзятым восприятием группы;

– основывается на реальных или воображаемых характеристиках группы (127, с. 28).

Термин «дискриминация» произошел от латинского слова «discrimination» – различение. Дискриминация предполагает ограничение или лишение прав определенной категории людей по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям. Если предубеждения и предрассудки представляют собой стереотипы ложной интерпретации поведения, то дискриминация – это устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Существует пять основных видов предрассудков и дискриминации.

1.  Расизм – поведение, основанное на ложной теории о существовании «высших» и «низших» рас.

2. Шовинизм – крайняя форма национализма, пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам остальных, национальное чванство, сознательное разжигание национальной вражды, поведение, проявляющееся в дискриминации других народов.

3. Сексизм – поведение, опирающееся на убеждение в превосходстве одного пола над другим (мужчин над женщинами или наоборот).

4. Гомофобия – иррациональный страх и негативные предубеждения по отношению к гомосексуалистам.

5. Эйджизм – возникновение предрассудков и дискриминации по отношению к возрастным группам, как правило, пожилым людям.

Источниками дискриминации являются представления о неравенстве людей и групп, страх быть отвергнутым меньшинством.

Д. Майерс описывает ситуацию, которая произошла в Иллинойсе в середине 90-х гг. Группа студентов-гомосексуалистов из университета объявила, что девизом одного весеннего дня будет: «Если ты – гей, надень сегодня голубые джинсы». Когда указанный день наступил, многие студенты, до того носившие джинсы, проснулись утром с твердым намерением надеть шорты или слаксы. Группа «геев» пришла к выводу: установки по отношению к гомосексуалистам таковы, что многие скорее откажутся от своей обычной одежды, чем позволят заподозрить себя в гомосексуальности (99, с. 434).

Д. Майерс отмечает, что хотя расовые предрассудки в США заметно снизились по сравнению с началом 1940-х гг., однако они все еще существуют как в явной, так и в скрытой форме. В других странах открытая этническая враждебность также встречается довольно часто: периодически обостряются конфликты в бывшей Югославии между сербами, хорватами и косовскими албанцами. Перманентные конфликты длятся несколько десятилетий в Испании, Северной Ирландии, России.

Исследования показывают, что люди оценивают информацию в соответствии со своими предубеждениями. Так, в эксперименте Э. Джонса (E.Jones) и Р. Конлера (R. Konler), проведенного в конце 50-х гг. в США накануне повсеместного распространения десегрегации, было показано, что участники эксперимента запоминают правдоподобные аргументы, поддерживающие их позицию (за или против десегрегации), и неправдоподобные аргументы, защищающие противоположное мнение (12, с. 183).

Люди, как правило, не осознают своих предубеждений и предрассудков или не хотят признаваться в них. Так, в 1974 г. американские психологи Г. Бахр (G. Bahr) и Б. Чэдвик (В. Chadwick) опрашивали белых американцев, выясняя их отношение к индейцам. Практически все опрошенные заявили, что индейская культура должна стать частью общеамериканской культуры, но в то же время подавляющее большинство родителей отметили, что не приветствовали бы дружбу своих детей с индейскими детьми (71, с. 448).

16.5.3. Тендерные предрассудки

Американские психологи обнаружили, что тендерные предрассудки намного сильнее расовых. Данная тенденция была показана в нескольких экспериментах.

Например, в эксперименте, проведенном Ф. Голдбергом (P. Goldberg) в 1968 г., девушки-студентки колледжа должны были прочесть несколько научных статей и оценить, насколько компетентно они написаны и хорошим ли стилем. Одним студенткам дали статьи, подписанные мужскими именами, а другим – те же самые статьи, но подписанные женскими именами. Девушки оценивали статьи намного выше, когда видели, что автор – мужчина (12, с. 423). В данном случае отчетливо выступает исторически сложившийся признак подавления – самоуничижения, когда женщины с предубеждением относились к женщинам.

Целью эксперимента, описанного Д. Майерсом в 1983 г., было показать, что роль лидера в группе выполняют чаще мужчины. Исследователи предъявляли студентам фотографии «группы выпускников университета, работающих в одной команде над исследовательским проектом». Затем им предлагали высказать свои первые впечатления и ответить на вопрос, кто из этой команды внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект.

В результате, когда группа на фотографии состояла только из мужчин, испытуемые выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту же позицию. Но когда в центре стола сидела женщина, ее игнорировали. Каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины вместе взятые! Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было в равной степени характерно не только для женщин и мужчин, но и для феминисток и нефеминисток (99, с. 443).

16.5.4. Источники предубеждений

Ученые отмечают, что с раннего детства у людей, ставших объектом жестоких предрассудков, формируется низкая самооценка. Г. Оллпорт называет шесть источников предубеждений (авторство седьмого принадлежит Д. Майерсу).

1. Личная заинтересованность.

 Она возникает тогда, когда человек воспринимает некую группу людей как источник потенциальной угрозы. Главными причинами предубежденности в данном случае являются соприкосновение с неизвестным, непонятным, угрожающим и борьба за выживание.

2. Конформность. Человек следует за мнением большинства своей группы, неприязненно относится к представителям других групп, хотя они и не представляют для него угрозы, но являются иными, чужими, малоизвестными.

3. Перенаселенность крупных городов. Как правило, в тесноте и перенаселенности крупных городов коренные жители склонны винить эмигрантов. Так, в начале XX в. в США жертвами предубеждений и дискриминации были ирландцы, итальянцы и евреи, затем на смену им пришли африканцы и пуэрториканцы. В настоящее время американское общество настроено против эмигрантов из Мексики и Центральной Америки.

4. Конфликтные ситуации и ситуации соперничества. Эти ситуации возникают в случае военного конфликта двух государств. Люди испытывают страх и предубеждение к народу, населяющему враждебное государство, поскольку ожидаются враждебные и агрессивные действия.

5. Боязнь неизвестного. Такая реакция возникает при встрече человека с незнакомцем, принадлежащим к другой культуре, одетым в национальное платье, говорящим на неизвестном языке, отличающимся своеобразным поведением (жестами, ритуалами, обычаями). Человек может воспринимать поведение незнакомца как угрозу для себя.

6. Самоподтверждающиеся прогнозы. Предубеждения дают возможность человеку делать такие прогнозы. Этот парадокс заключается в том, что человек, имеющий предубеждения против определенной группы людей, своим поведением провоцирует их на поступки, подтверждающие его предубеждение (71, с. 454—457).

7. Степень религиозности и фанатизма. Этот источник предубеждений называл Майерс. Он отмечал, что у верующих наблюдается больше расовых предрассудков, чем у неверующих; у тех, кто принадлежит к традиционным конфессиям христианства, больше предрассудков по сравнению с теми, кто исповедует менее традиционные верования. Исследования установили, что те, для кого религия олицетворяет открытый поиск и свободу, мало подвержены предрассудкам. Те, для кого религия связана с готовыми ответами на основные проблемы бытия и жестким ограничением личной свободы, сильно подвержены предрассудкам (см. теорию догматической личности М. Рокича).

Если под религиозностью понимать принадлежность к церкви или готовность внешне соглашаться с верованиями, тогда чем сильнее религиозность, тем сильнее развиты расовые и прочие предрассудки. Но если оценивать глубину религиозности, тогда у самых набожных людей предрассудки оказываются наименее выраженными (99, с. 450). По выражению Г. Олпорта, «роль религии парадоксальна: она создает предрассудки и уничтожает предрассудки» (221, с. 413).

Таким образом, возникает замкнутый круг: интолерантность к неопределенности приводит к предубеждению, а предубеждение усиливает интолерантность.

Предубеждение – это негативная установка по отношению к людям исключительно на основании их национальности. Предубеждение основано на стереотипах восприятия, трактующих иной этнос в негативно окрашенных тонах.

Предрассудок – это заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их национальности. Предрассудок проявляется в негативной оценке их личности, поведения, норм и ценностей их культуры.

Предрассудки основаны на стереотипах интерпретации поведения. В этнических предрассудках заложены неверные, ошибочные атрибуции поведения людей, принадлежащих к другому этносу. Непонимание причин поведения зачастую приводит к опасениям, страхам, отчужденности по отношению к чужим для нас людям. Последствиями предубеждений и предрассудков являются ксенофобия, дискриминация, экстремизм.

Ксенофобия – навязчивый страх, боязнь незнакомых людей, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образуценностям).

Ксенофобия выражается в виде страхов, подозрительности, недоброжелательности ко всем «чужим». Она становится массовым явлением, заметно возрастающим в последнее время в России.

Дискриминация – негативное поведение или призывы к негативному поведению по отношению к людям исключительно на основании их национальности.

Дискриминация – это стереотип поведения, основанный на ложной каузальной атрибуции. Но это не единственный стереотип этнического поведения. Наука знает множество положительных стереотипов поведения, таких как обычаи и традиции гостеприимства, вежливого и тактичного поведения и пр.

Крайними выражениями дискриминации являются экстремизм и терроризм.

Экстремизм – это приверженность крайним, преимущественно насильственным, средствам достижения целей.

Социальные предубеждения

Негативный стереотип — это и есть предубеждение. Будучи отрицательной установкой в отношении определенной социальной группы, предубеждение содержит в себе негативные эмоции, которые порождают нетерпимость, несправедливость, грубость, безнравственность и т. д., словом, враждебное поведение.

Как правило, наличие предубеждений у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируется. Кроме того, при опросах большинство людей вообще отказывается признать их и у себя, и даже у представителей своей группы (например, этнической). Разумеется, это вовсе не означает, что в данном случае предубеждения действительно отсутствуют, свидетельствуя скорее о другом — о том, что с позиции современных социальных норм иметь предубеждения «не принято», а значит стыдно!

Поскольку у всех нас имеются социальные стереотипы (они неизбежны, даже более того -необходимы), то все мы в той или иной мере обладаем предубеждениями. Другое дело, что у различных людей могут существовать предубеждения в отношении различных групп: у одних расовые, у других гендерные, у третьих классовые, а у четвертых — и те, и другие, и третьи одновременно. Поэтому если вы не испытываете никаких отрицательных чувств, общаясь с представителями другой расы, то это еще не основание полагать, будто вы свободны от предубеждений. Лучше вспомните (если у вас, конечно, «традиционная», т.е. нормальная сексуальная ориентация), что вы чувствовали при виде парочки «нетрадиционно» ориентированных влюбленных, проще говоря, гомосексуалистов?

Демонстрация или, напротив, сокрытие предубеждений во многом зависит от господствующих в обществе норм, которые, в свою очередь могут быть обусловлены политическими или идеологическими реалиями. Так, например, тоталитарные режимы даже специально культивируют и поощряют предубеждения в виде классовой, национальной или расовой ненависти. Но нетерпимость редко ограничивается одним объектом ненависти. В коммунистическом СССР и в фашистской Германии уголовно преследовались и физически уничтожались (не говоря уже о моральном уничтожении) не только классовые или национальные группы, но и гомосексуалисты. Кстати, интересное, неожиданное и парадоксальное объяснение ненависти к гомосексуальности дает психоанализ. С точки зрения психоаналитической теории нетерпимость к гомосексуальности наиболее характерна для тех людей, которые испытывают острую бессознательную тревогу по поводу собственной латентной (скрытой) и вытесненной гомосексуальности. Другими словами, человек, бессознательно испытывающий чувство неопределенности относительно собственной психологической половой принадлежности, процесс окончательной гендерной идентификации которого так и не завершился, становится самым неистовым гонителем гомосексуалистов. Он бессознательно боится и ненавидит собственные гомосексуальные импульсы и проецирует свой страх на явных гомосексуалистов, борется с ними и тем самым борется с собой. И чем сильнее давление собственной бессознательной гомосексуальности, тем жестче и отчаяннее борьба.

Но предубеждения могут и должны контролироваться не только обществом и властью, но и самими индивидами, поскольку помимо объективных существуют еще и субъективные, т.е. коренящиеся в индивидуальной психике причины их возникновения.

Как полагает Патрисия Девайн (1989), в реакции предубеждения можно выделить два компонента: неосознанный, автоматический и осознанный, а следовательно, поддающийся контролю. При встрече с представителями определенной социальной группы, в отношении которой у человека имеются стереотипы, эти когнитивные схемы спонтанно активизируются. И с этим ничего не поделаешь. Но далее, считает П. Девайн, человек в состоянии активно сдерживать содержащиеся в стереотипе негативные представления. Если же этого не делать, то последует реакция предубеждения. Поэтому процесс избавления от предубеждений напоминает борьбу с вредными привычками (Майерс Д., 1997). Если ничего не делать, то они сохранятся, но если сознательно решить с ними покончить, то, может быть, от них удастся избавиться.

П. Девайн убеждена также в том, что подавление предубеждений может ослабить и их основу — социальные стереотипы, от которых, в конечном счете, тоже можно избавиться. Конечно, последнее утверждение автора вызывает большие сомнения, т. к. исчезновение стереотипов возможно лишь в том случае, если изменяться сами принципы человеческой (и не только) познавательной деятельности. Но это уже совершенно фантастическое предположение, поскольку других известных науке принципов познания просто не существует. Поэтому лучше давайте перейдем к обсуждению причин предубеждений.

Теории предубеждений

Теорий, старающихся объяснить причины возникновения предубеждений и дискриминации, создано немало. Работающие в различных отраслях обществознания ученые каждый с точки зрения своей науки, выделяют социальные, экономические, психологические предпосылки предубеждений. При самом общем подходе их можно разделить на два вида: ситуационные причины (т.е. связанные с любыми внешними обстоятельствами) и диспозиционные (т.е. внутриличностные). Поскольку в «чистом виде» ни одни, ни другие причины выделить нельзя, то исследователи, обсуждая эту проблему, кладут в основания своих классификаций другие критерии. Д. Майерс, например, называет социальные, эмоциональные и когнитивные источники предубеждений (1997).

Гордон Оллпорт, пожалуй, более других исследовавший эту проблему, в своей работе «Природа предубеждений» (1954) называет и анализирует 6 типов теорий происхождения предубеждений. В данном случае мы может соответственно говорить о 6 видах предпосылок предубеждений: исторические и экономические, социокультурные, ситуационные, психогенные, феноменологические, «заслуженная репутация».

Прежде чем начать знакомиться с названными Оллпортом источниками предубеждений, стоит еще раз подчеркнуть, что данное деление очень условно.

Исторические и экономические предпосылки. Один из основных постулатов исторической науки гласит, что без прошлого нет настоящего. В приложении к обсуждаемой здесь проблеме это означает, что многие из существующих ныне предубеждений уходят корнями в историческое прошлое. Конфликты, войны, поражения, случившиеся давно, а порой и очень давно, могут служить причиной предубеждений, имеющихся у современных людей. Негативные установки и сопровождающие их соответствующие аффективные реакции могут передаваться из поколения в поколение, утратив при этом всякое, даже внешне рациональное обоснование. Травмированное этническое самосознание не дает себе забыть об обидах прошлого, храня память о них в фольклоре (например, «незваный гость хуже татарина») на протяжении вот уже нескольких столетий. Десятилетия в сознании россиян культивировалось и сохранялось предубеждение против «помещиков», «купцов», «буржуазии», «спекулянтов», «кулаков», «белофиннов», «фрицев», «япошек» и т. д.

Американские исследователи обнаруживают корни расистских предубеждений против негров в США также в давних исторических событиях своей страны: времена рабства, долгое доминирование белых, использование голосов черных избирателей политическими проходимцами и т. д.

Социально-экономические факторы можно одновременно рассматривать и как исторические, и как ситуационные причины. Например, марксистская теория социальных конфликтов объясняет предубеждения господствующих классов против угнетаемых как прием, облегчающий эксплуатацию трудящихся. Таким образом, предубеждения всегда были выгодны правящим классам, поскольку оправдывали угнетение и эксплуатацию.

Это положение марксизма нашло подтверждение в исследованиях Карла Ховланда и Роберта Сирса (1940), обнаруживших, что линчевание негров на юге США особенно часто происходило в периоды экономического спада в сельском хозяйстве (Майерс Д., 1997, Браун Р., 2001). Следовательно, неблагоприятная экономическая ситуация активизировала предубеждения белых против черных. Словом, как замечает Д. Майерс, экономическое благополучие способствует этническому миру. Но можно сделать даже более общий вывод: экономическое процветание способствует социальному миру в целом.

Ситуационные причины. Вообще создается впечатление, что негры в истории США постоянно оказывались в роли «социального громоотвода» или «козла отпущения» (о теории «козла отпущения» у нас еще будет случай поговорить в контексте другого подхода). Так, скажем, Джеймс Инверарити в своем исследовании (1976) обнаружил, что в конце Х1Х в. усиление предубеждений против черных, выливавшиеся в суд Линча, происходило во время выборных политических кампаний. В это время политическая борьба угрожала расколом белому большинству, а всплеск предубеждений против черного меньшинства препятствовал расколу и способствовал сплочению белых (Щитов Н., 2002). Одновременно происходило и смещение агрессии: внутригрупповая агрессия, угрожавшая единству «Мы», трансформировалась в межгрупповую и направлялась на «Они», т. е. на негров.

Таким образом, ситуационные объяснения, что явствует из самого названия, основывается на учете тех событий или конкретной обстановке, которые могли послужить причиной предубеждений. Реакция на конкретную социальную, экономическую, историческую ситуацию формированием массовых или, по крайней мере, групповых (как в экспериментах М. Шерифа) предубеждений объясняется конформизмом. Связь здесь простая — чем острее межгрупповое напряжение, тем выше уровень конформизма, что с одной стороны, усиливает групповую сплоченность, а с другой — способствует формированию «образа врага».

Помимо экономических кризисов и политических схваток оживлению предубеждений способствует, конечно же, ситуация военного времени. Воюющие стороны очень быстро формируют в отношении друг друга самые мрачные, и в то же время карикатурные предубеждения, которые сохраняются и после окончания войны. Достаточно вспомнить, какими чертами и характеристиками наделяли противников во время Второй мировой войны в воюющих странах. В российском обществе лишь относительно недавно ослабли предубеждения относительно немцев и японцев. Точно такие же процесс происходили в США, Японии, Англии, Германии, Франции. Хотя процессы везде были одинаковыми, но имеются и различия между тем, как они проходят в тоталитарных и в демократических странах: в Северной Америке интернированным японцам местные жители и даже общественные организации выражали сочувствие и оказывали помощь (Майерс Д., 1997). Все это было немыслимо в условиях тоталитарных режимов в Германии и в СССР. С началом «холодной войны» изменилась национальность «образа врага», но сам «образ» остался и с каждым витком гонки вооружений приобретал все более и более жуткий вид.

Психогенные причины. С позиции психогенного подхода истоки предубеждений следует искать в самих носителях этих предубеждений, точнее в психических проблемах, которые у них имеются. В первую очередь — это неразрешенные внутренние конфликты, препятствующие нормальной социальной адаптации. Таким образом, психические патологии людей и выступают причиной имеющихся у них предубеждений.

Психогенная концепция создавалась в рамках двух теоретических направлений -необихевиоризма и психоанализа. Поэтому, несмотря на имеющееся сходство в самом подходе, их базовые постулаты существенно различаются. Так, необихевиористский взгляд на проблему сформировался на основе теории фрустрации — агрессии Нила Миллера и Джона Долларда (1939, 1941). В самом общем виде социальная предвзятость здесь объясняется условиями человеческого существования. Ведь фрустрации являются неотъемлемой частью человеческой жизни, избежать неудач и разочарований никому не удавалось и не удастся. А коль скоро это так, то жизненные лишения, утраты и неудовлетворенность приводят к озлоблению людей, вызывают неконтролируемые приступы ненависти и враждебности, которые и выплескиваются против социальных меньшинств.

Таким образом, беззащитные группы меньшинств оказываются в положении удобной мишени для вымещения социальной озлобленности, другими словами, в роли «козла отпущения». В условиях, когда реальный источник фрустрации по разным причинам недоступен для отмщения за неудачи и потери, ненависть и враждебность переадресуются, или «смещаются» на самых слабых и беззащитных. Банкротство, разорение, потеря работы, рост цен, недоступность материальных или социальных благ — эти и другие факторы фрустрации побуждают людей искать «врагов».

Но поскольку «враг», т.е. причины кризисов и разочарований — это объективные экономические и социальные законы, институты власти, правящие классы и т.д., то все эти силы невозможно обличить, персонифицировать. Но даже в том случае, когда имеется понимание, что источниками фрустрации являются власть имущие и поддерживаемый ими социальный порядок, агрессия против них направляется редко, потому что страшно. Куда проще и безопаснее обнаружить «врагов» среди национальных меньшинств: чернокожих, евреев, цыган, «лиц кавказской национальности» и т.д., гомосексуалистов, душевнобольных, ВИЧ — инфицированных и т. п. и выплеснуть на них скопившуюся агрессию. Таким образом, наиболее слабые и уязвимые оказываются в положении «козла отпущения».

Психоаналитическое объяснение основывается на очень известном в прошлом исследовании Теодора Адорно и его коллег «Авторитарная личность» (Adorno T. at all., 1950). Дефекты личностного развития, выражающиеся в высоком уровне тревожности, невротическом беспокойстве, детской неуверенности — вот что, согласно данному подходу, лежит в основе предубеждений. Т. Адорно пришел к выводу, что с позиций теории личности З. Фрейда авторитарная личность характеризуется наличием жесткого, требовательного Сверх-Я, слабого Оно и неразвитого Я. Люди именно такого психического склада являются носителями предубеждений. У них консервативные политические и социальные установки, они раболепны и пресмыкаются перед властью, силой, но в то же время жестоки и агрессивны по отношению к слабым, беззащитным, ко всем, кто ниже их. Таким образом, они боятся и ненавидят слабых и боготворят сильных. Отсюда у них постоянная потребность в «сильной руке». Они дисциплинированны и исполнительны, им свойственны подозрительность и нетерпимость к любым отклонениям от привычных порядков и норм, страх перед новым.

Как видим, психологический портрет авторитарной личности, описанный т. Адорно, точь-в-точь повторяет облик человека массы, каким его видел Г. Лебон.

Пик популярности и влияния теории авторитарной личности пришелся на 50-60-е гг. ХХ в. Впоследствии она не раз подвергалась самой суровой критике. Но, как полагает Д. Майерс, несмотря на все критические выпады в адрес исследования Т. Адорно имеется достаточно много научных подтверждений истинности его положений (Майерс Д., 1997).

Социокультурные причины. Мнение Т. Адорно о диспозиционных причинах социальной предвзятости оспаривалось главным образом с позиций так называемого социокультурного подхода, иначе говоря, опять-таки с ситуационистских позиций.

Выше, говоря о ситуационных факторах предубеждений, мы отмечали роль каких-то конкретных исторических ситуаций в активизации стереотипов и предубеждений. Социокультурный подход в качестве самого мощного ситуационного фактора рассматривает саму тенденцию социальных изменений.

Действительно, общества, особенно современные, постоянно развиваются, одни быстро, другие — медленно. Но и в том, и в другом случаях, человек не поспевает за социальными изменениями. Адаптационные возможности психики ограничены, поэтому большие массы людей, не успевая изменяться и приспосабливаться к меняющемуся миру, оказываются в состоянии социальной дезадаптации. Таким образом, урбанизация, ускорение темпа жизни, ее усложнение, разрушение традиций, изменение роли и функции семьи, распад привычных социальных связей, изменение норм морали и поведения — все это приводит к массовой невротизации, порождает тревогу и беспокойство. Карен Хорни называет это социальное состояние «базальной тревогой» (Хорни К., 1995). Пытаясь избавиться от тревоги и ощущения нестабильности, человек может демонстрировать враждебность и агрессию против тех групп в обществе, чьи нормы и ценности кажутся непонятными, чужими, а оттого еще более пугающими.

Феноменологическое объяснение причин предубеждения. Если вспомнить феноменологический принцип понимания и познания, то станет ясно, что с позиции данного подхода необходимо искать диспозиционные, т.е. внутриличностные источники предубеждений. Дело в том, что с позиций данного подхода одно и то же событие или поведение будет по-разному воспринято различными людьми. На интерпретацию человеком любого факта оказывает влияние его прошлый опыт, избирательность восприятия информации, его ценности и предпочтения, социальные сравнения и т.д. Собственное видение ситуации подталкивает человека к субъективным выводам и оценкам, результатом чего могут стать предубеждения, предвзятое отношение к определенным социальным группам. Названые факторы могут действительно играть какую-то роль в формировании предубеждений, но, скорее всего, несущественную, вспомогательную. Ведь предубеждения свойственны не только отдельным людям. Их носителями являются все слои общества. Таким образом, массовый, социальный характер предубеждений свидетельствует о том, что одно и то же социальное явление многими людьми воспринимается и интерпретируется одинаково, а не наоборот.

Теории заслуженной репутации. Одинаково негативному восприятию группами друг друга с точки зрения теории заслуженной репутации, способствует то обстоятельство, что группы, к которым сложилось предвзятое отношение, действительно обладают определенными характеристиками, вызывающими неприятие со стороны других групп. Проще говоря, сторонники этого подхода полагают, что те группы меньшинств, которые не любят, сами заслужили это своим поведением, провоцируя к себе неприязнь и враждебность. И действительно, реальные факты свидетельствуют в пользу такого подхода. Так, например, исследования показывают, что отрицательное отношение к ирландцам в США в Х1 Х, начале ХХ вв. было обусловлено тем, что выходцы из Ирландии отличались от других этнических групп пьянством, драчливостью, нежеланием работать в сочетании со спесивостью, отсутствием бытовой культуры (проще говоря, грязью и неустроенностью места проживания). И хотя теперь почти все это в прошлом, тем не менее и в современных США уровень заболеваний, связанных с употреблением алкоголя у ирландцев в 25 раз выше, чем у итальянцев и в 50 раз выше, чем среди евреев. (Росс Л., Нисбетт Р., 2000). Отношение к цыганам — еще один пример, свидетельствующий в пользу данной теории. В обществах, где ценностью является производственная деятельность, образ жизни цыган, добывающих средства к существованию полузаконными и незаконными способами, разумеется, вызывает неприязнь и даже враждебность.

Каждая этническая или субкультрная группа имеет свои «особенности», которые и подпитывают предубеждения. Праздность, пьянство, скупость, хитрость, вспыльчивость, мстительность, неряшливость, хвастовство — любая из этих черт, если она достаточно отчетливо выражена и характеризует группу, может вызывать раздражение, неприязнь и предубеждения окружающих.

Все это, разумеется, не оправдывает ненависть, преследование и уж тем более, уничтожение каких-то социальных групп, но дает возможность понять одну из причин межгрупповых предубеждений и дискриминации.

Отметим в заключение, что ни одна из приведенных здесь причин не дает исчерпывающего объяснения происхождения предубеждений. Мы уже не раз подчеркивали, что любое социальное явление обусловлено многими факторами. Предубеждения и дискриминация не являются исключением. Поэтому, чтобы понять тот или иной паттерн межгрупповой враждебности необходимо искать и исследовать не одну-единственную причину, а их совокупность.

Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранить
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801557.001.0001/acrefore-97801557-e-263; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать резюме. членов, которые могут выражаться как в отрицательной, так и в положительной (например, патерналистской) оценке и создают или поддерживают иерархические статусные отношения между группами. Истоки предубеждений включают индивидуальные различия в личности и идеологических предпочтениях, опыт социализации, связанный с воздействием различных социальных норм, и функциональные способы, которыми группы относятся друг к другу. Предубеждение можно измерить непосредственно с помощью самоотчетов или косвенно с помощью моделей поведения или с помощью таких методов, как методы задержки ответа. Более того, неявное предубеждение, которое активируется автоматически, можно отличить от явного предубеждения, установки, которую люди знают и которую они могут контролировать. Оба типа предубеждений предсказывают дискриминацию — различное отношение к группе или ее членам — но сила этих отношений варьируется в зависимости от множества контекстуальных факторов (например, социальных норм). Из-за широкого спектра сил, формирующих предубеждения, и функциональной природы предубеждений предрассудки бывает трудно изменить. Среди наиболее действенных способов уменьшить предубеждения — стратегии, способствующие частым позитивным контактам с членами другой группы; поощрять людей классифицировать других таким образом, чтобы подчеркнуть общую групповую идентичность; или изменить автоматические ассоциации, лежащие в основе неявной предвзятости. Изучение предубеждений продолжает оставаться важной и активно исследуемой темой в социальной психологии, при этом современные подходы все чаще рассматривают более широкий спектр микро- (например, генетики) и макроуровня (например, культуры) сил, которые формируют природу предрассудков и его влияние на дискриминационное поведение.

Keywords

  • attitudes
  • discrimination
  • diversity
  • implicit bias
  • ideology
  • intergroup contact
  • intergroup relations
  • social cognition
  • social identity
  • stereotyping

Subjects

  • Social Psychology

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Войти

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному контенту требует подписки

Предрассудки и дискриминация | Введение в психологию

Цели обучения

  • Дать определение и привести примеры предубеждений, стереотипов и дискриминации

Человеческий конфликт может привести к преступности, войне и массовым убийствам, таким как геноцид. Предубеждения и дискриминация часто являются первопричиной человеческих конфликтов, что объясняет, как незнакомцы доходят до такой степени ненависти друг к другу, что причиняют другим вред. Предрассудки и дискриминация затрагивают всех. В этом разделе мы рассмотрим определения предрассудков и дискриминации, примеры этих понятий и причины этих предубеждений.

Рисунок 1 . Предубеждения и дискриминация происходят по всему миру. (a) Знак 1939 года в оккупированной немцами Польше предупреждает: «Полякам вход воспрещен!» (b) Афроамериканец пьет воду из специального «цветного» фонтана в Оклахоме в 1939 году, в эпоху расовой сегрегации как практики дискриминации. с) член баптистской церкви Вестборо, широко известная как группа ненависти, занимается дискриминацией на основе религии и сексуальной ориентации. (кредит b: модификация работы Администрации безопасности ферм США; кредит c: модификация работы JCWilmore/Wikimedia Commons)

Понимание предрассудков и дискриминации

Как мы уже говорили во вступительной истории Трейвона Мартина, люди очень разные, и хотя у нас много общего, у нас также есть много различий. Социальные группы, к которым мы принадлежим, помогают формировать нашу идентичность (Tajfel, 1974). Некоторым людям может быть трудно примириться с этими различиями, что может привести к предубеждениям по отношению к людям, которые отличаются от других. Предубеждение — это отношение и чувство к человеку, часто отрицательное, основанное исключительно на его принадлежности к определенной социальной группе (Олпорт, 19 лет).54; Браун, 2010). Предубеждение распространено против людей, которые являются членами незнакомой культурной группы. Таким образом, определенные виды образования, контактов, взаимодействий и выстраивания отношений с представителями различных культурных групп могут снизить склонность к предрассудкам. На самом деле, простое представление о взаимодействии с представителями разных культурных групп может повлиять на предубеждение. Действительно, когда участников эксперимента просили представить, что они положительно взаимодействуют с кем-то из другой группы, это приводило к усилению положительного отношения к другой группе и увеличению положительных черт, связанных с другой группой. Кроме того, воображаемое социальное взаимодействие может уменьшить тревогу, связанную с межгрупповыми взаимодействиями (Crisp & Turner, 2009).). Какие примеры социальных групп, к которым вы принадлежите, способствуют вашей идентичности? Социальные группы могут включать пол, расу, этническую принадлежность, национальность, социальный класс, религию, сексуальную ориентацию, профессию и многое другое. И, как и в случае с социальными ролями, вы можете одновременно быть членом более чем одной социальной группы. Примером предубеждения является негативное отношение к людям, которые не родились в Соединенных Штатах. Хотя люди, придерживающиеся такого предвзятого отношения, не знают всех людей, которые не родились в Соединенных Штатах, они не любят их из-за их статуса иностранцев.

Можете ли вы вспомнить предвзятое отношение к группе людей? Как развивалось ваше предубеждение? Предубеждение часто начинается в форме стереотипа , то есть негативного мнения о людях, основанного исключительно на их принадлежности к группе, независимо от их индивидуальных характеристик. Стереотипы чрезмерно обобщаются и применяются ко всем членам группы. Например, кто-то, придерживающийся предвзятого отношения к пожилым людям, может полагать, что пожилые люди медлительны и некомпетентны (Cuddy, Norton, & Fiske, 2005; Nelson, 2004). Мы не можем знать каждого отдельного человека пожилого возраста, чтобы знать, что все пожилые люди медлительны и некомпетентны. Таким образом, это негативное убеждение чрезмерно распространено на всех членов группы, хотя многие из отдельных членов группы на самом деле могут быть подвижными и умными.

Другой пример широко известного стереотипа касается представлений о расовых различиях среди спортсменов. Как отмечают Hodge, Burden, Robinson и Bennett (2008), черные спортсмены-мужчины часто считаются более спортивными, но менее умными, чем их белые коллеги-мужчины. Эти убеждения сохраняются, несмотря на ряд громких примеров обратного. К сожалению, такие убеждения часто влияют на то, как к этим спортсменам относятся другие и как они оценивают себя и свои возможности. Независимо от того, согласны вы со стереотипом или нет, стереотипы, как правило, хорошо известны внутри данной культуры (Девайн, 19 лет).89).

Иногда люди действуют на основании своего предвзятого отношения к группе людей, и такое поведение известно как дискриминация. Дискриминация — это действие по отношению к индивидууму, в основном отрицательное, в результате его принадлежности к определенной группе (Allport, 1954; Dovidio & Gaertner, 2004). В результате наличия негативных убеждений (стереотипов) и негативных установок (предубеждений) в отношении определенной группы люди часто плохо относятся к объекту предубеждений, например исключают пожилых людей из своего круга друзей. В таблице 1 обобщаются характеристики стереотипов, предубеждений и дискриминации. Вы когда-нибудь подвергались дискриминации? Если да, то как вы себя чувствовали при таком негативном обращении?

” The three items are “stereotype,” “prejudice,” and “discrimination.” Stereotype’s “function” is “Cognitive; thoughts about people”; its “connection” is “Overgeneralized beliefs about people may lead to prejudice”; its “example” is ‘Yankees fans are arrogant and obnoxious.” Prejudice’s “function” is “Affective; feelings about people, both positive and negative”; its “connection” is “Feelings may influence treatment of others, leading to discrimination”; its “example” is “I hate Yankees fans; they make me angry.” Discrimination’s “function” is “Behavior; positive or negative treatment of others”; its “connection” is “Holding stereotypes and harboring prejudice may lead to excluding, avoiding, and biased treatment of group members”; its “example” is “I would never hire nor become friends with a person if I knew he or she were a Yankees fan.”»>
Таблица 1. Связь стереотипов, предубеждений и дискриминации
Товар Функция Соединение Пример
Стереотип Познавательный; мысли о людях Чрезмерно обобщенные представления о людях могут привести к предрассудкам. «Фанаты «Янкиз» высокомерны и неприятны».
Предубеждение Аффективный; чувства к людям, как положительные, так и отрицательные Чувства могут влиять на отношение к другим, что приводит к дискриминации. «Я ненавижу фанатов янки; они меня злят».
Дискриминация Поведение; положительное или отрицательное отношение к другим Наличие стереотипов и предрассудков может привести к исключению, избеганию и предвзятому отношению к членам группы. «Я бы никогда не нанял человека и не подружился с ним, если бы знал, что он фанат Янки».

До сих пор мы обсуждали стереотипы, предубеждения и дискриминацию как негативные мысли, чувства и поведение, потому что они, как правило, являются наиболее проблематичными. Однако важно также отметить, что люди могут иметь позитивные мысли, чувства и поведение по отношению к отдельным лицам на основе членства в группе; например, они будут проявлять предпочтение к людям, похожим на них самих, то есть к тому же полу, расе или любимой спортивной команде.

Ссылка на обучение

Что бы вы сделали? Видео демонстрирует понятия предрассудков, стереотипов и дискриминации. На видео социальный эксперимент проводится в парке, где три человека пытаются украсть велосипед под открытым небом. Раса и пол вора разнообразны: белый подросток, черный подросток и белая женщина. Кто-нибудь пытается их остановить? Обращение с подростками в видео демонстрирует концепцию расизма.

Попробуйте

Виды предрассудков и дискриминации

Когда мы встречаем незнакомцев, мы автоматически обрабатываем три элемента информации о них: их расу, пол и возраст (Ito & Urland, 2003). Почему эти аспекты незнакомого человека так важны? Почему мы вместо этого не замечаем, дружелюбны ли их взгляды, улыбаются ли они, их рост, тип одежды, которую они носят? Хотя эти вторичные характеристики важны для формирования первого впечатления о незнакомце, социальные категории расы, пола и возраста дают массу информации о человеке. Эта информация, однако, часто основана на стереотипах. У нас могут быть разные ожидания от незнакомцев в зависимости от их расы, пола и возраста. Какие стереотипы и предубеждения вы придерживаетесь в отношении людей другой расы, пола и возраста?

Расизм

Расизм — это предубеждение и дискриминация в отношении человека, основанного исключительно на его принадлежности к определенной расовой группе (например, по отношению к афроамериканцам, американцам азиатского происхождения, латиноамериканцам, коренным американцам, американцам европейского происхождения). Каковы некоторые стереотипы различных расовых или этнических групп? Исследования показывают, что культурные стереотипы американцев азиатского происхождения включают холодность, хитрость и умность; для латиноамериканцев холодный и неразумный; для американцев европейского происхождения, холодных и умных; а для афроамериканцев агрессивны, спортивны и чаще нарушают закон (Devine & Elliot, 19 лет).95; Фиске, Кадди, Глик и Сюй, 2002 г . ; Соммерс и Элсворт, 2000 г.; Диксон и Линц, 2000).

Расизм существует для многих расовых и этнических групп. Например, машины чернокожих обыскивают во время остановок значительно чаще, чем белых, особенно когда чернокожие ездят в преимущественно белых кварталах (это явление часто называют «DWB» или «вождение в то время как чернокожие»). Ройек, Розенфельд и Декер, 2012)

Американцы мексиканского происхождения и другие латиноамериканские группы также становятся объектами расизма со стороны полиции и других членов сообщества. Например, при покупке товаров с личным чеком покупателей-латиноамериканцев чаще, чем белых, просят предъявить официальное удостоверение личности (Dovidio et al., 2010).

В одном случае предполагаемого преследования со стороны полиции несколько полицейских Ист-Хейвена, штат Коннектикут, были арестованы по федеральным обвинениям из-за, как сообщается, продолжающихся преследований и жестокого обращения с латиноамериканцами. Когда появились обвинения, мэра Ист-Хейвена спросили: «Что вы делаете сегодня для латиноамериканского сообщества?» Мэр ответил: «Возможно, я съем тако, когда пойду домой, я еще не совсем уверен» («East Haven Mayor», 2012). подчеркивая интерес к пищевому продукту, стереотипно ассоциируемому с латиноамериканцами.

Расизм распространен по отношению ко многим другим группам в Соединенных Штатах, включая коренных американцев, американцев арабского происхождения, американских евреев и американцев азиатского происхождения. Сталкивались ли вы с расизмом по отношению к какой-либо из этих расовых или этнических групп? Знаете ли вы о расизме в вашем сообществе?

Одна из причин, по которой современные формы расизма и предрассудков в целом трудно обнаружить, связана с моделью двойственного отношения (Wilson, Lindsey, & Schooler, 2000). У людей есть две формы установок: эксплицитные установки, которые являются сознательными и контролируемыми, и имплицитные установки, которые бессознательны и неконтролируемы (Devine, 19).89; Олсон и Фацио, 2003). Поскольку придерживаться эгалитарных взглядов социально желательно (Plant & Devine, 1998), большинство людей не проявляют крайних расовых предубеждений или других предубеждений в отношении своих явных взглядов. Однако измерения имплицитных установок часто свидетельствуют о расовых предубеждениях или других предубеждениях (Greenwald, McGee, & Schwartz, 1998; Olson & Fazio, 2003).

Ссылка на обучение

Пройдите один из тестов на неявные ассоциации о социальных установках. Эти тесты были созданы Гарвардом и предназначены для регистрации неявных установок или скрытых предубеждений, о которых мы можем даже не подозревать.

Просмотрите этот интерактивный материал об эффекте обстрела и рассмотрите его последствия для снижения сегрегации.

Сексизм

Сексизм — это предубеждение и дискриминация по отношению к людям по признаку их пола. Как правило, сексизм проявляется в том, что мужчины предвзято относятся к женщинам, но любой пол может проявлять сексизм по отношению к своему или другому полу. Как и расизм, сексизм может быть незаметным и его трудно обнаружить. Распространенные формы сексизма в современном обществе включают ожидания гендерных ролей, например, ожидание того, что женщины будут заботиться о домашнем хозяйстве. Сексизм также включает в себя ожидания людей относительно того, как должны вести себя члены гендерной группы. Например, ожидается, что женщины будут дружелюбными, пассивными и заботливыми, а когда женщины ведут себя недружелюбно, напористо или пренебрежительно, их часто не любят за нарушение их гендерной роли (Rudman, 19).98). Исследование, проведенное Лори Рудман (1998), показывает, что, когда женщины, соискатели работы, продвигают себя, они, скорее всего, будут считаться компетентными, но их могут не любить и с меньшей вероятностью наймут, потому что они нарушают гендерные ожидания из-за скромности. Сексизм может существовать на социальном уровне, например, при приеме на работу, возможностях трудоустройства и образовании. Женщины с меньшей вероятностью будут наняты или продвинуты в мужских профессиях, таких как машиностроение, авиация и строительство (рис. 2) (Blau, Ferber, & Winkler, 2010; Ceci & Williams, 2011). Вы когда-нибудь сталкивались или были свидетелями сексизма? Подумайте о работе или карьере членов вашей семьи. Как вы думаете, почему существуют различия в работе женщин и мужчин, например, больше женщин-медсестер, но больше мужчин-хирургов (Betz, 2008)?

Рисунок 1 . У женщин теперь есть много рабочих мест, ранее закрытых для них, хотя они по-прежнему сталкиваются с проблемами в профессиях, где доминируют мужчины. (кредит: «Национальная гвардия»/Flickr)

Эйджизм

Люди часто формируют суждения и ожидания в отношении людей на основе их возраста. Эти суждения и ожидания могут привести к эйджизму или к предубеждениям и дискриминации по отношению к людям исключительно на основании их возраста. Подумайте об ожиданиях, которые вы возлагаете на пожилых людей. Как чьи-то ожидания могут повлиять на чувства, которые они испытывают к людям из старших возрастных групп? Эйджизм широко распространен в культуре США (Nosek, 2005), и распространенное эйджистское отношение к пожилым людям заключается в том, что они некомпетентны, физически слабы и медлительны (Greenberg, Schimel, & Martens, 2002), а некоторые люди считают пожилых людей менее привлекательными. Чанг, Каннот, Леви, Ван, Ли и Леви (2020) сообщили о взаимосвязи между эйджизмом и последствиями для здоровья за более чем 40-летний период в странах по всему миру. В 11 областях здравоохранения люди старше 50 лет чаще всего сталкивались с эйджизмом в форме отказа в доступе к медицинским услугам и возможностям трудоустройства. Однако некоторые культуры, в том числе некоторые азиатские, латиноамериканские и афроамериканские культуры, как за пределами, так и внутри Соединенных Штатов, вызывают уважение и почет у пожилых людей.

Как правило, эйджизм проявляется в отношении пожилых людей, но эйджизм также может проявляться в отношении более молодых людей. Какие ожидания вы возлагаете на молодых людей? Ожидает ли общество, что молодые люди будут незрелыми и безответственными? Raymer, Reed, Spiegel и Purvanova (2017) исследовали эйджизм в отношении молодых работников. Они обнаружили, что пожилые работники поддерживали негативные стереотипы о молодых работниках, полагая, что у них больше характеристик дефицита работы (включая восприятие некомпетентности). Как эти формы эйджизма могут повлиять на молодых и пожилых людей, которые претендуют на должность продавца?

Гомофобия

Другой формой предубеждения является гомофобия : предубеждение и дискриминация лиц исключительно на основании их сексуальной ориентации. Как и эйджизм, гомофобия является широко распространенным предрассудком в американском обществе, к которому многие люди относятся терпимо (Herek & McLemore, 2013; Nosek, 2005). Негативные чувства часто приводят к дискриминации, такой как исключение лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) из социальных групп и избегание соседей и коллег из числа ЛГБТ. Эта дискриминация также распространяется на работодателей, которые намеренно отказываются нанимать квалифицированных соискателей из числа ЛГБТ. Испытывали ли вы или были свидетелем гомофобии? Если да, то какие стереотипы, предвзятое отношение и дискриминация были очевидны?

Копать глубже: исследование гомофобии

Некоторые люди очень страстно ненавидят негетеросексуалов в нашем обществе. В некоторых случаях людей пытали и/или убивали просто потому, что они не были натуралами. Этот страстный ответ заставил некоторых исследователей задаться вопросом, какие мотивы могут существовать у гомофобных людей. Адамс, Райт и Лор (1996) провели исследование, изучающее этот вопрос, и их результаты оказались откровением.

В этом эксперименте студентам мужского пола дали шкалу, которая оценивала, насколько они гомофобны; для участия в эксперименте были привлечены те, у кого были экстремальные баллы. В итоге 64 мужчины согласились участвовать и были разделены на 2 группы: мужчины-гомофобы и мужчины-негомофобы. Обе группы мужчин были снабжены плетизмографом полового члена, прибором, который измеряет изменения притока крови к половому члену и служит объективным показателем сексуального возбуждения.

Всем мужчинам были показаны фрагменты видео сексуального характера. В одном из этих видео было сексуальное взаимодействие между мужчиной и женщиной (прямой клип). В одном видео показаны две женщины, занимающиеся сексом (лесбийский клип), а в финальном видео показаны двое мужчин, занимающихся сексом (гей-клип).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts