Проблема некачественной прически лука | Артикул
Производители смычков, поставщики и музыканты все чаще сталкиваются с истончением и ломкостью волос смычков. Как возникла эта ситуация? Нэнси Пеллегрини сообщает
Странно, что инструменталисты, коллекционеры, энтузиасты и аукционисты могут часами, неделями, даже десятилетиями спорить о достоинствах Страдивари по сравнению с «дель Джезу», но те же самые эксперты часто отвергают луки как простые аксессуары . Действительно, виолончелист Пабло Казальс, по общему мнению, хвастался, что может воспроизвести такой же великолепный звук с палочкой худшего качества. Сегодня мы знаем лучше. Изготовление луков — это ремесло высочайшего уровня: качественные луки могут продаваться за сотни тысяч долларов, и коллекционеры рассматривают их как выгодное вложение.
Но даже при рассмотрении декоративных лягушек или соблазнительной выпуклости мы можем упустить из виду важный элемент — бант. Собранный с лошадей по всему миру и переработанный в основном в северном Китае, конский волос заставляет струны петь уже более тысячелетия, с тех пор, как конные воины Центральной Азии впервые провезли свои инструменты по Шелковому пути. И хотя большая часть конского волоса идет на промышленные щетки и кинокостюмы, оставшиеся пять процентов или около того, используемые в смычках для инструментов, подвергаются тщательному анализу, при этом решающими факторами являются цвет, пол лошади, национальность, климат и, что наиболее важно, личный вкус. Тем не менее, за последние несколько лет индустрия конского волоса услышала грохот недовольства, поскольку производители луков, музыканты и поставщики жалуются на истончение волос, увеличение их ломкости и изменение рынка. Является ли конский волос слишком спутанной проблемой для современной музыкальной среды?
Сначала давайте посмотрим на продукт. Монгольский конский волос завоевал международный рынок благодаря своему белому цвету, тонкости и популярности для производства различных смычков для скрипки, от дешевых до самых дорогих. С точки зрения объема продаж сибирские волосы занимают второе место, за ними следуют опоздавшие из Канады и Аргентины, а американские, английские и австралийские волосы занимают отдаленное место. Производители луков предпочитают более густую и эластичную шерсть лошадей, зимующих в холодную погоду, а покупатели обычно предпочитают самые светлые оттенки. «Сибирский конский волос, как правило, длиннее и белее», — говорит лондонский производитель луков Мэтью Колтман. «Мы используем его для луков самого высокого качества, а монгольский — для более дешевых луков». Поставщик конского волоса Zhang Lintao использует 80% монгольского волоса, а остальное — из Сибири. «Цвет чистый, а эластичность очень хорошая», — говорит он. Производитель смычков Скотт Цао из Scott Cao Violins в Калифорнии предпочитает более тонкие монгольские волосы для скрипичных смычков, но предпочитает более густые сибирские, канадские и английские волосы для виолончелей. «Более густые волосы дают более темный тон, и энтузиасты-виолончелисты, вероятно, также хотят, чтобы черные волосы были более сильными», — говорит он. «Контрабасисты также используют черные волосы или соль и перец».
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, насколько различные цвета влияют на тон , и индивидуальный выбор варьируется. Но оттенок — это только одно из соображений, а анатомия — другое. Кобылы сбрызгивают свои хвосты мочой, что делает шерсть жеребца чище, дороже и в целом более желанной. Поставщики шерсти также могут выбирать шерсть живых или мертвых животных, что опять же зависит от личных предпочтений. Лошади широко перерабатываются на мясо, клей (копыта) и ткань (кожа), а их хвосты являются частью упаковки. «Волосы из хвостов живых или мертвых лошадей обладают абсолютно одинаковыми физическими свойствами», — говорит канадский производитель луков Майкл Ванн. «И то, и другое будет работать идеально». Со своей стороны, китайские поставщики в подавляющем большинстве предпочитают живых животных. «Если животные уже мертвы, то волосы не получат никакого питания», — говорит поставщик луковых волос Чжан Цзянгай из Xinyuan Haiyang Musical Instruments. «Качество не очень хорошее». Однако Цао считает, что это психологический фактор. «Китайцы могут быть слишком разборчивы», — говорит он. «Это похоже на то, что все хотят есть живую рыбу, чтобы доказать, что она свежая, но если рыба недавно мертва, это так же хорошо» 9. 0003
Он признает, что время хранения является проблемой, и предлагает провести тест. «Если волосы вытягиваются до того, как ломаются, значит, они достаточно эластичны», — говорит он. «Если он легко ломается, качество теряется», — соглашается Колтман. «Если вы оставите волосы в шкафу на год, они станут ломкими», — говорит он. «Вы должны получить его немедленно». Но даже если можно избежать длительного хранения, производители луков не могут помочь влажности в своем районе. «Каждый магазин смычков или скрипок будет иметь свои собственные предпочтения, продиктованные их географическим положением», — говорит Ванн, объясняя, что конский волос быстро впитывает и выделяет влагу. «В магазинах в пустынных районах, где влажность может опускаться до семи процентов, возникают серьезные проблемы с ремонтом», — продолжает он. «Сухой конский волос порвется в сто раз быстрее, чем мокрый».
Выбор конского волоса, как и сама музыка, является искусством, а не наукой, и эмоциональная реакция играет большую роль. Но это не объясняет, почему современные производители и игроки имеют дело с некачественной продукцией. «Это серьезная проблема, — говорит производитель луков из Бостона Бенуа Роллан. «Я постоянно вижу музыкантов, которые приходят в экстренных случаях перед концертом, записью или прослушиванием, потому что где-то на земле им на смычок нацепили ломкие волосы. Проблема, похоже, широко распространена». Может, на нашей планете просто закончились хорошие волосы?
Вовсе нет, говорит мастер по обработке конского волоса из Йоркшира Майкл Соуден, впервые изучивший свое ремесло в 1959 году, и приписывает проблему небрежной сортировке. «Все гривы должны быть отсортированы от хвостов, затем должны быть разделены цвета, затем длина и, самое главное, качество хвостов», — говорит он, объясняя кропотливый процесс. «Если вы не сделаете это правильно, вы можете испортить 100-килограммовую партию очень дорогого волоса из хвоста, пропустив только один плохой хвост. Это не очень похоже, — продолжает он. «Но если бы хвост весил всего 1 кг, в партии было бы около 33 000 отдельных «известковых» или поврежденных волосков. Эти волосы должны быть удалены до начала перевязки (сортировки, мытья, дезинфекции и расчесывания). В противном случае таким компаниям, как мы, придется вывозить их самостоятельно, что сопряжено со значительными расходами».
И в этом как минимум часть проблемы. Поставщики закупают волосы со всего мира, но большая их часть укладывается и сортируется в китайской провинции Хэбэй. Процесс сложный и длительный: после нескольких циклов мытья и дезинфекции, включающих в себя взбивание волос палкой, чтобы ослабить грязь, костюмеры выполняют как минимум пять холодных ополаскиваний, прежде чем высушить их при естественном освещении и вычесать еще не- готовый продукт. Это еще до того, как начнется самая тщательная сортировка. Сухие, ломкие, спутанные, короткие, вьющиеся или ломкие волосы отправляются в промышленные щетки — только лучшие волосы должны превращаться в бантики, а сортировщики качества проводят для каждого пучка волос как минимум шесть отдельных проверок. Даже комплектация требует особой квалификации. Торговля когда-то состояла из семейных предприятий, в которых родители и дети могли годами изучать трудный процесс подготовки волос к продаже.
Но это может быть умирающее искусство. «В то время у поставщиков было много хороших волос, и они их продавали, — говорит Цао. «Затем рынок был наводнен, и многие из этих предприятий разорились». Более распространенным было изменение динамики семьи: дети все чаще уезжали из деревень в поисках работы в городе, а заниматься торговлей было некому. «Сортировка отнимает много времени, а стоимость рабочей силы в Китае растет», — говорит Каниса Ши из компании SieLam, специализирующейся на инструментах, аксессуарах и инструментах. «Молодые люди не хотят заниматься этим грязным семейным бизнесом, так как они не могут заработать много денег и хотят быть богатыми. Большинство небольших мастерских уже готовы». Это означает, что европейским и американским компаниям, которые платят одинаковую цену за монгольские или сибирские волосы, придется иметь дело с более низкими пучками. «До сих пор доступны волосы хорошего качества, но теперь они знают, как их классифицировать», — говорит Цао. «Они не будут продавать вам такие же дешевые волосы, как раньше: теперь вы платите те же деньги и получаете более низкое качество» 9.0003
Ванн согласен с тем, что в наши дни поспешная или небрежная сортировка является серьезной проблемой. «Короткие волосы среди пучков могут вызвать серьезное разочарование и нежелательную лексику на рабочем месте», — говорит он. «Нужно иметь возможность использовать каждый волосок в пучке». Роллан придерживается той же точки зрения. «Источники больше не кажутся надежными, — говорит он. «Я выбираю то, что могу использовать в каждой партии, и отправляю обратно менее качественные волосы. Я зажимаю каждый волосок и провожу его пальцами, чтобы оценить его силу и то, как он вибрирует. Я проверяю его правильную реакцию на кожу своих пальцев, чтобы оценить, какой будет его звуковая мощность, а также его реакция на игру». Он продолжает обвинять «недостаток компетентности» и желание продать все и вся. «Люди хотят быстрых результатов и не хотят тренироваться десятилетиями, чтобы изучить основы и детали ремесла», — говорит он. «Обязательство, надежность и стабильность — вот чего не хватает сегодняшнему рынку конского волоса».
Для тех, кто работает в отрасли, важно доверять своим поставщикам. «Очень много компаний в Интернете сами не занимаются сортировкой — они отправляют небольшие образцы, которые хороши, но после этого на 99% это мусор», — говорит Ши. «Я отвергаю эти образцы, но они просто отправляют их кому-то другому. Мы нанимаем собственных людей для сортировки», — продолжает она. «Во всем мире много плохих волос, поэтому вам нужно проверить процесс сортировки и очистки, прежде чем заказывать». «Обесцвеченные волосы имеют ровный цвет по всей длине, на них не видно пятен мочи, так они имитируют волосы жеребца, но они ломкие и быстро ломаются», — говорит Соуден. «В луке выглядит хорошо, но в действии никуда не годится». Некоторые недобросовестные поставщики волос добавляют обесцвеченные волосы в неотбеленные пучки. «Честные поставщики волос скажут вам, но новички, вероятно, нет», — говорит Цао. «Цвет выглядит очень белым, но волосы не очень хорошие».
Но у разных клиентов разные требования к . «Наши немецкие покупатели всегда покупают высококачественные волосы, но у китайских покупателей другие требования», — говорит Чжан Цзянгай. «Иногда для более низкой стоимости они смешивают конский волос и обесцвеченные волосы (в соотношении 8:2), а некоторые даже хотят полностью обесцвеченные волосы», — говорит он. «Если цена ниже, и никто не говорит производителям изменить ее, они подумают, что это нормально, и будут продолжать ее использовать».
Чжан Линьтао также признается, что продает обесцвеченные волосы по запросу. «Но необработанный конский волос лучше, потому что его эластичность и прочность выше, чем у обесцвеченных волос». Гуань Шанчи, вице-президент ассоциации производителей скрипок провинции Гуандун, также предостерегает от перегрева. «Китайские производители луков любят покупать волосы длиной 78–80 см, а европейцы хотят 90–95 см», — говорит он. «Некоторые поставщики волос замачивают волосы в горячей воде, чтобы сделать их длиннее. Европейские производители должны найти хороших поставщиков, а не поставщиков из Интернета», — продолжает он. «Качество не может быть гарантировано».
Однако по мере того, как Китай становится богаче, рынок становится более разнообразным. В то время как Цао признает, что качественные китайские поставщики получают гораздо большую прибыль, работая с зарубежными компаниями, китайские клиенты становятся все более искушенными. У Цао есть магазины как в Китае, так и в США, и он утверждает, что «люди будут платить больше за хорошие волосы, будь то любители или профессионалы» только в Китае. «Не в американском магазине». Он также говорит, что китайские музыканты часто настаивают на канадских или аргентинских волосах. «Даже мой китайский поставщик волос импортирует канадские волосы для китайских клиентов», — говорит он. «Раньше Китай был страной экспорта, но теперь он богатеет и становится страной импорта».
Поскольку получение качественных волос становится все более проблематичным, не пришло ли время для хорошей синтетической замены? Возможно нет. «В последний раз я использовал заменитель в 1970-х, — говорит Колтман. «Это был нейлон, и он был бесполезен». Цао считает, что недостатка в лошадях никогда не будет. «Это не похоже на древесину пернамбуко, которая находится под угрозой исчезновения и требует времени для роста», — говорит он. «Углеродное волокно может стать будущим лука. Но производство искусственных волос потребует много времени и энергии». Соуден говорит, что на рынке есть синтетические материалы, но они, как правило, низкого качества. «Чтобы нити удерживали канифоль, их нужно сбрызгивать клеем, что нецелесообразно», — говорит он. И хотя он предсказывает «огромный синтетический рынок для более дешевого лука, если он будет произведен правильно», он все же предпочитает настоящие луки. «Всегда будет хороший рынок для конского волоса», — говорит он. «У него есть определенное магическое качество, которое синтетика не может имитировать».
Однако этой магии нужна помощь. Недостаточное количество канифоли повлияет на «укус» или захват струны. Переприческа может быть некачественной, а использование слишком большого количества волос может приглушить звук. «Перечесывание волос — сложная часть нашего ремесла, которой долго и трудно научиться, — говорит Роллан. «Изготовителю луков нужно заново нарастить тысячи луков, чтобы иметь четкое представление о том, как выбрать волос и как нарастить лук, не повредив лук», — продолжает он. «Игровые качества лука во многом зависят от хорошей ленты для волос, хорошо сбалансированной и хорошо установленной». Конечно, некачественная конструкция имеет свои проблемы. «Если феррула слишком тонкая, она похожа на нож», — говорит китайский производитель луков Лю Чунъюй. «Это сломает конский волос». Кроме того, Цао напоминает нам, что волос смычка — это только одна часть музыкального уравнения. «Волосы очень помогут, но качественный бант даст лучший тон», — говорит он. «Это также то, как вы используете лук, канифоль и все остальное». Другими словами, покупатель остерегается, но не (всегда) вините волосы.
Эта статья была впервые опубликована в дополнении к журналу The Strad «Аксессуары» за 2013 год.
Смотреть: Изготовление лука — от начала до конца
Фото: Майкл Соуден
Маленькая мисс Боу — Etsy UK
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы гарантировать сохранение пользовательских данных безопасный. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 451 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.