Причинно следственная связь это что: Метафизика причинности

Содержание

10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.

10.1 Понятие

Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях. Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь. Причинно-следственная связь — это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями.

Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия. На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе — философские категории необходимости и случайности. Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия — преступный результат.

10.2 Условия

Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие.

О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии. Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной — отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

10.3 Теории причинно-следственной связи

Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг). Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности. Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

— главные события. Ими нужно считать такие события, которые больше чем другие повлияли на наступление преступного результата;

— менее главные события.

Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).Было предложено все события разделить на три группы:

— явления, которые послужили материалом для нового явления;

— факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

— условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство — ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток — внутреннее убеждение следователя и судьи.

4) Теория ближайшей причины. Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины. Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

10.4 Значение причинной связи

Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.

1. Понятие о причинно-следственных связях.

Логика: конспект лекций

1. Понятие о причинно-следственных связях

Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.

Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой. Приведем пример: «Ударила молния — лес загорелся». Очевидно, что здесь причиной является молния, если именно она спровоцировала пожар. Без такой причины следствия быть не могло. Конечно, можно говорить о том, что пожар мог начаться в результате поджога, однако в таком случае причиной стал бы поджог.

Следствие — это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей.

Именно на таком соотношении причины и следствия построен профессиональный процесс многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину. Например, пожарные приступают к тушению пожара, только когда более-менее ясно, от чего возник пожар и где. В противном случае риск для жизни повысился бы в несколько раз. Конечно, окончательно причина возгорания, будь то поджег, неисправность электропроводки или неосторожное обращение с огнем, становится ясна только по окончании тушения, но первоначально она должна быть определена хотя бы примерно.

Работник правоохранительных органов, выезжая на место происшествия, первым делом определяет причины этого происшествия. Если поступил сигнал об убийстве, необходимо проверить, является ли происшедшее на самом деле преступлением.

То есть определяется причина смерти. При этом отсеиваются версии о самоубийстве, несчастном случае, смерти от болезни и т. д. После этого (если установлено, что убийство имело место) определяется уже причина совершения преступления — корысть, месть и т.  д.

Спасатели, приезжая на место вызова, вначале определяют причину несчастного случая, для того чтобы разработать наиболее эффективную тактику спасения. Если речь идет о падении с высоты, автомобильной катастрофе или другом травматичном событии, появляется необходимость в особом порядке транспортировки. Так, например, шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника должны быть зафиксированы на случай, если имеются повреждения позвоночного столба. Виды оказываемой первой помощи также зависят от того, какое именно событие привело к возникновению опасных ситуаций, получению травм. Очевидно, что спасатели определяют причины произошедших событий для наиболее эффективной организации помощи гражданам.

На первый взгляд может показаться, что определение причины не важно, не имеет большого значения, однако приведенные выше примеры говорят об обратном. Установление причины необходимо, так как в противном случае оперативный работник милиции искал бы несуществующего преступника, расследуя стечение обстоятельств, похожее на преступление (стоит ли говорить, что установление причины — большая часть оперативной работы), а пожарные и спасатели не справлялись с работой.

Таким образом, причиной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие.

Раскрытие причинной связи между явлениями представляет собой сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями. Из этих методов чаще всего используются четыре: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Нередко в научном исследовании применяются сочетания этих методов, но для уяснения сути вопроса следует рассмотреть их отдельно{12}.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 2. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫВОДЫ ОСНОВЫВАЮТСЯ КАК НА СВЯЗЯХ МЕЖДУ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, ТАК И НА ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ ПРОСТЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

§ 2. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫВОДЫ ОСНОВЫВАЮТСЯ КАК НА СВЯЗЯХ МЕЖДУ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, ТАК И НА ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ ПРОСТЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В традиционной логике основными умозаключениями этого типа считали так называемые непосредственные умозаключения и категорический

§ 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи

§ 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи Причинной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие. Раскрытие причинной связи между явлениями — сложный, многогранный процесс, включающий

§ 2. Этика производства следственных действии

§ 2. Этика производства следственных действии Следственные действия, в процессе которых следователь получает и проверяет доказательства, регулируются законом на различном уровне детализации. Сам уголовно-процессуальный закон, о чем говорилось выше, в ряде случаев

§ 2. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫВОДЫ ОСНОВЫВАЮТСЯ КАК НА СВЯЗЯХ МЕЖДУ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, ТАК И НА ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ ПРОСТЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

§ 2. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫВОДЫ ОСНОВЫВАЮТСЯ КАК НА СВЯЗЯХ МЕЖДУ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, ТАК И НА ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ ПРОСТЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В традиционной логике основными умозаключениями этого типа считали так называемые непосредственные умозаключения и категорический

III РЕЗОЛЮЦИИ О МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ОБЩЕСТВАМИ СОПРОТИВЛЕНИЯ

III РЕЗОЛЮЦИИ О МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ОБЩЕСТВАМИ СОПРОТИВЛЕНИЯ Новому Генеральному Совету дано специальное поручение создать международные профессиональные союзы.С этой целью в течение одного месяца после конгресса ему надлежит составить обращение, которое

45.

 Понятие о причинно-следственных связях

45. Понятие о причинно-следственных связях Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего

46. Методы установления причинно-следственных связей

46. Методы установления причинно-следственных связей Метод сходства заключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного

ЛЕКЦИЯ № 18 Методы установления причинно-следственных связей

ЛЕКЦИЯ № 18 Методы установления причинно-следственных связей 1. Понятие о причинно-следственных связях Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия. Причиной

2. Методы установления причинно-следственных связей

2. Методы установления причинно-следственных связей Метод сходства заключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного

3. Душа как причинно–целевой принцип

3. Душа как причинно–целевой принцип а) Из приведенной выше четырехпринципной характеристики всякой вещи в отношении души остается указать еще на причины и цели.Что касается причины, то Аристотель, избегая платонического суждения о самодвижности души, формально

2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности

2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное. Это не предмет

Web of Causation: что это такое и как его внедрить?

Если вы работаете медсестрой или преподавателем в сфере общественного здравоохранения, вы слышали, использовали и обучались по паутине причинно-следственных связей. Сеть причинно-следственных связей состоит из множества элементов и является ключевой концепцией общественного здравоохранения — все медицинские специальности должны использовать ее на занятиях и в клинических условиях.

Что я хочу исследовать и поощрять, так это обучение и использование Интернета на других курсах и в клиниках в дополнение к курсам по общественному здравоохранению — его следует использовать на курсах педиатрии, родовспоможения, медицинско-хирургического и психиатрического ухода. Обнаружение основной причины проблемы со здоровьем может привести к профилактике. Профилактика болезней помогает справиться с текущим кризисом в области здравоохранения, с которым мы сталкиваемся.

Понимание сети причинно-следственных связей и социальных детерминант

По данным Всемирной организации здравоохранения – Сектор гигиены окружающей среды, дети в возрасте до 5 лет и взрослые в возрасте 50–75 лет больше всего страдают от окружающей среды, и мы, медсестры и другие медицинские работники, регулярно подвергаемся этому нечего оценивать и учитывать тот факт, что 80% нашего здоровья напрямую зависит от того, где мы живем, работаем и играем (Magnan, 2017).

Паутина причинно-следственных связей — это просто паутина, и она должна выглядеть как запутанная паутина, поскольку все причинно-следственные факторы взаимосвязаны, и редко бывает один причинно-следственный фактор для какой-либо болезни или болезни. Как медсестры, мы должны стремиться изменить несколько факторов, чтобы увидеть изменения. К сожалению, мы фокусируемся только на изменении одного фактора и, следовательно, не видим желаемых изменений, что приводит к повторным госпитализациям, обострениям и смертям, увеличению расходов на здравоохранение и возникновению недоверия к системе здравоохранения. У нас, к сожалению, такой подход и в классе.

Хорошо известно, что 80% нашего здоровья находится в прямой зависимости от того, где мы живем, работаем и развлекаемся. Поскольку этот процент тревожно высок, все медсестры должны задавать вопросы о социальных детерминантах здоровья нашим пациентам (независимо от если это медицинская хирургия, педиатр, операционная или общественная госпитализация). При поступлении и на протяжении всего пребывания в больнице следует задавать вопросы обо всех элементах, чтобы способствовать укреплению здоровья клиента, и мы также должны включать их в наши основные занятия по уходу и в клинических условиях.

Понимание сети на практике

Разберем пример. В приемное отделение поступил пациент с жалобами на одышку, головокружение, утомляемость, усиливающуюся в течение последних двух недель. Пациент утверждает, что за последние две недели использовал спасательный ингалятор чаще, чем за последние два года.

Что мы обычно спрашиваем? Актуальны ли его вакцины? Он путешествовал в последнее время или был рядом с кем-то больным? Мы следуем стандартному протоколу и заказываем рентген грудной клетки, 12 отведений, возможно, КТ без контраста, общий анализ крови/BMP и, наконец, мазок на грипп, а теперь и на COVID. Больного переводят на респираторный этаж для наблюдения.

Чего не хватает в оценке?

Мы не спрашиваем, где они живут, работают и развлекаются. Вопросы, которые мы могли бы начать задавать:

  • Они устроились на новую работу? Используют ли они на работе надлежащие средства индивидуальной защиты, сталкивались ли они с новым химическим веществом дома или на работе?
  • Они переехали в новый дом/квартиру, где в здании есть асбест, свинцовая краска, курильщики/наркотики? Они живут рядом с химическим или бумажным заводом?
  • Проживают ли они в групповом доме/приюте? Надежна ли их машина и находится ли она в хорошем рабочем состоянии?
  • Есть ли у них доступ к здоровой пище? Смогли ли они получить какие-либо предписанные лекарства?

Этот список можно продолжить, но крайне важно оценить целостный жизненный опыт пациента. Что, если причина основных жалоб на здоровье на самом деле была вызвана новым местом жительства, которое находится в одном квартале от фабрики по производству бумаги, и пациент оставил все окна открытыми для свежего воздуха?

Путем включения вопросов и методов прямой оценки, относящихся конкретно к социальным детерминантам здоровья, во все основные курсы медсестер, мы можем начать с того, что новое поколение медсестер будет решать и реализовывать результаты ведущих исследований.

[S04] Причина


В науке и повседневной жизни мы часто заинтересованы в поиске причин и использовании их для объяснения вещей и управления ими. Однако природа причинности является сложной философской темой. Некоторые люди думают, что причинность — это передача энергии, другие думают, что причинность — это вопрос манипулирования. Есть даже философы, отрицающие существование причинности. Здесь мы обсудим некоторые полезные концепции для осмысления причинно-следственной связи в повседневной жизни и отложим в сторону более спорные вопросы. (Если вас интересуют эти вопросы, см. раздел о причинно-следственных связях в Стэнфордской энциклопедии философии.)

§1. Немного полезной терминологии

Мы часто говорим о причинности двумя разными способами. Прежде всего, существует сингулярная причинность , которая представляет собой отношение между двумя конкретными событиями, где конкретное событие — это какое-то действие или событие в какое-то конкретное время или место. Вот некоторые примеры единственной причинности:

  • От ее пения разбиваются окна.
  • Вирусная инфекция стала причиной его смерти.

Но мы также говорим о общая причинность как отношение между двумя типами событий, например:

  • Курение вызывает рак.
  • Тяжелые упражнения вызывают потливость, жажду и усталость.

Кажется разумным думать, что необходимо анализировать общую причинно-следственную связь. с точки зрения единственной причинности. Таким образом, «события типа X вызывают события типа Y» может быть понимается примерно как «конкретные события типа X с высокой вероятностью вызовут определенные события типа Y».

Эти понятия о причинных связях также весьма полезны:

  • Событие X причинно необходимо для события Y тогда и только тогда, когда Y не произошло бы, если бы X не произошло.
  • Событие X является каузально достаточным для события Y тогда и только тогда, когда одного только присутствия X достаточно, чтобы вызвать Y.

Так, например, нагрев газа причинно достаточен, но не необходим для повышения его давления — вы также можете увеличить его давление, сжимая газ. Нажатие выключателя света может быть причинно необходимо для включения света, но этого недостаточно, поскольку также требуется электричество.

  • Иногда причинный фактор может быть заметным или иметь отношение к эффект, даже если он не является ни необходимым, ни достаточным, т.е. тяжелая работа может быть причинно-значимым фактором , который является частью объяснения того, почему студент прошел, но, по-видимому, это не является ни необходимым, ни достаточным.
  • Мы также можем провести различие между инициированием и постоянных или структурных причин. Пусковая причина – это причина, которая приводит в движение цепь событий. которые приводят к эффекту. В то время как постоянная причина — это некоторое статическое состояние которая способствует следствию только в сочетании с вызывающей причиной.

Например, предположим, что в комнате, наполненной легковоспламеняющимися газами, произошел взрыв. Причиной срабатывания может быть событие, когда кто-то зажигает матч в комнате, и присутствие газов было бы постоянной причиной. Сходным образом, постоянная причина конкретного бунта, возможно, придется сделать с высоким уровнем безработицы, с инициирующей причиной, являющейся некоторым конкретным событием, таким как, возможно, кого-то избивает полиция.

§2. Причинность и причинные механизмы

Вселенная содержит объекты и процессы на различных уровнях. Более крупные объекты, такие как галактики, состоят из звезд и планет, а общества состоят из более мелких объектов, таких как отдельные люди. Точно так же процессы высокого уровня, такие как проводимость электричества, состоят из процессов более низкого уровня, таких как движение электронов. Чтобы объяснить причинность, недостаточно просто знать, что А является причиной В, нам нужна теория, объясняющая, как А вызывает В.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts