Причины возникновения непроизвольного внимания: Причины возникновения непроизвольного внимания

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

45.Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может не вызывать интереса, но овладение этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет задачу, которая стоит перед ним, т. е. переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту часть работы.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали.

Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обусловливает успех действий. Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к ее отдельным деталям, композиции, цветовому оформлению и т. п. Ученик внимательно переписывает слова из книги в тетрадь, если ставит перед собой вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое арифметическое действие выполнить) ?»

Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических ошибок на грамматические правила, когда выполняют упражнение, в котором имеются пропуски в словах (соответствующие определенным орфограммам), нежели в тех случаях, когда те же слова пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что пропуск букв побуждает их ставить вопрос: «Что здесь надо писать?», в то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать перед ними. Хорошо известно, что, решая столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой каждый раз вопроса: «А здесь что надо делать?»

Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т. п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие. Осознание всего этого осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или что выполняется в данный момент. Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша. При выполнении практических действий возможность отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется. Отсюда Еытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.

Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.

Рассматривая внимательно картину, человек выполняет ряд действий, направленных на то, чтобы возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.

В школьной практике оба случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что никак не привлекает непроизвольного внимания, а все время требует волевых усилий. Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается. Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.

46. Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

47.Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

Виды ощущений

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

1. Экстерорецептивные ощущения — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

что это в психологии, условия возникновения, определение

Содержание

  • 1 Описание 
  • 2 Причины появления 
  • 3 Условия 
  • 4 Особенности 
  • 5 Детская внимательность
  • 6 Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное 
  • 7 Разновидности непроизвольного сосредоточения 
  • 8 Особенности человеческого реагирования 
  • 9 Отличия произвольного от непроизвольного
  • 10 Помощь психолога Дарьи Милай

Умение правильно концентрироваться и сосредотачиваться занимает ведущую роль в жизни каждого человека. Оно показывает степень его заинтересованности в каком-либо деле и уровень важности. Каждый из нас внимательно и трепетно относится к таким вещам, которые являются значимыми интересными. В этой статье я расскажу про непроизвольное пассивное внимание, дам определение этому термину, объясню, что это такое в психологии.  

Описание 

Это сложный психический процесс, который оказывает влияние на наше поведение и степень адаптации к окружающей среде. Непроизвольная сосредоточенность – это разновидность обычного внимания, она появляется автоматически под воздействием определенных факторов, держать ее под контролем невозможно. 

 

Очень часто в нашей жизни возникают моменты, на которые мы невольно отвлекаемся и пристально следим за необычными ситуациями, слишком громкими звуками и странными людьми. Именно так наше сознание приводит нас в состояние непроизвольного внимания, которое характеризуется как простейшая форма внимательности. Такая концентрация свойственна не только человеку, но и многим животным. 

Основная особенность такой сосредоточенности – отсутствие осознанного выбора в период ее проявления. При пугающем громком звуке мы непроизвольно поворачиваем голову в ту сторону, откуда он доносится — контролировать это мы не в силах. 

Самые первые признаки такого внимания возникают у детей, когда они быстро теряют заинтересованность к одним вещам при появлении других – более интересных. Малышу тяжело концентрироваться сразу на нескольких предметах одновременно, поэтому он вынужден возвращаться к наиболее понравившемуся.  

Также такую сосредоточенность можно назвать пассивной из-за того, что она появляется стихийно и не зависит от нашего состояния. На возникновения такой разновидности внимательности оказывают влияние следующие факторы: 

  • Объективные – это реакция личности на что-то новое, которое удивляет своими функциями или имеет необычную форму.
  • Субъективные – проявление интереса, склонность к чему-либо. Если человек приобрел телефон определенной фирмы, его невольно будет привлекать такая же вещь, которую он увидит у другого. Также это замечается в профессиональной сфере – архитектор всегда непроизвольно разглядывает архитектурные достопримечательности или фасады красивых зданий, прогуливаясь по улице. 

При невольном концентрировании мы производим искреннюю реакцию на ситуацию, действие. Основной недостаток такого внимания в том, что оно отвлекает нас от реально важных дел и решения проблем, которые требуют полной концентрации. Также такой вид плохо сказывается на нашей продуктивности.  

Причины появления 

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы. 

 

  • Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки. 
  • Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения. 
  • Соответствие интересам. Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.   
  • Влияние раздражителей на чувства. Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования. 

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться. Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.  

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив.  

Условия 

Такой механизм моментальной реакции формировался в процессе эволюции, он помогал слабым животным вовремя убежать от хищников, также он позволял хищным представителям фауны выслеживать добычу. Конечно, люди не боятся зверей, а чтобы добыть еду, они посещают магазины. Однако при неожиданном раздражителе мы откликаемся на него. Теперь я перечислю, что является условием возникновения непроизвольного внимания:

  • движения – предмет, который находится в покое, не несет в себе никакой опасности, поэтому не выступает в роле раздражающего фактора; 
  • воздействие – сильный звуковой сигнал или тихий шорох в пустой комнате, яркий неожиданный свет наше сознание воспринимает как угрозу; 
  • неизвестность – она может привести к неприятностям, поэтому мы реагируем на это событие. 

Особенности 

Самопроизвольная сосредоточенность – это первичная форма внимательности, которая возникает из-за внешних импульсов – явлений, людей, предметов.  

Я укажу главные особенности непроизвольного внимания: 

  • оно функционирует у нас на подкорке; 
  • личность не подготавливает себя к восприятию неожиданной ситуации; 
  • интенсивность отклика обуславливается формой раздражителя; 
  • небольшая продолжительность концентрации на моменте.

Детская внимательность

Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности. 

Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи.  

В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным. 

Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта. 

Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами.  

Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости. 

 

 

Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное 

Я опишу три основных разновидностей внимательности. С первой вы уже успели познакомиться: 

 

  • Непроизвольное. Это невольная концентрация сознания на каком-либо объекте. Возникновению такого реагирования способствуют эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. Это кратковременный отклик на какое-либо обстоятельство.
  • Произвольное. Это сознательная сосредоточенность на объекте, который интересен или приятен для личности. Эта разновидность тесно связана с силой воли. Если человек сосредотачивается на предмете, он прикладывает волевое усилие, которое поддерживает непрерывное внимание. Чтобы индивид обладал силой воли, ему необходимо иметь устойчивое психическое состояние. В период утомленности личности сложно сконцентрироваться. 
  • Послепроизвольное. Оно наступает после преодоления трудностей предыдущей разновидности. Человек привыкает ко всем сложностям объекта или деятельности, которые постепенно уже начинают вызывать у индивида интерес. 

Разновидности непроизвольного сосредоточения 

На этот вид внимательности оказывают влияние не только степень неожиданности и сила факторов, но и их контрастность. Очень знакомая ситуация, когда оратор резко меняет тихую и спокойную речь на громкую. Этот жест тут же привлекает и настораживает аудиторию. 

Самопроизвольное сосредоточение можно разделить на несколько типов: 

  • Привычное. Оно характеризуется постоянными интересами личности (в книжном магазине художник всегда идет к стеллажу с книгами об изобразительном искусстве).  
  • Невольное. Оно ориентируется на биологические потребности (голодный индивид при участии в разговоре внимательно слушает информацию о еде).
  • Вынужденное. Оно проявляется, когда на личность воздействуют интенсивные раздражители и повторяющиеся сигналы (пешеход оборачивается, когда видит на дороге машину скорой помощи или полиции с громкой сиреной). 

Однако не все объекты могут вызвать интерес. Они должны прежде всего выделяться на фоне остальных факторов, которые оказывают воздействие на индивида. Также такой предмет должен обладать отличительными особенностями. Чем раздражитель сильнее, тем ярче он привлечет к себе внимание окружающих. 

Особенности человеческого реагирования 

На нашу внимательность влияют разнообразные характеристики и особенности, которые имеют связь с нашей деятельностью, увлечениям. Я перечислю несколько характерных черт.

  • Способность переключиться. Это умение целенаправленно менять градус своей сосредоточенности с одного предмета на другой. Такая способность зависит исключительно от внешних факторов, так как человек может резко переключить свое внимание на иного наиболее важного объекта – это обычная отвлекаемость. Однако бывают случаи, когда человеку тяжело поменять предмет сосредоточения из-за сильно вовлеченности, так как при переходе он может думать о предыдущей деятельности и тем самым сосредотачиваться только на ней. 
  • Способность концентрации. Человек должен задерживать свой интерес на одном каком-либо деле или объекте на конкретное время. Чем сильнее концентрирование, тем лучше результат. Личность может концентрироваться на определенном предмете в течение получаса. Если же стараться усерднее, вы быстрее добьетесь успеха в работе и покажете отличные знания. 
  • Устойчивость. Данное понятие приблизительно схоже с предыдущим. Устойчивое психическое состояние – это умение человека на долгое время концентрироваться на конкретной деятельности, не меняя при этом ориентир. Благодаря такому качеству личность восполняет все свои пробелы в знаниях. 
  • Распыление. Способность правильно распределять свое время и фокусироваться сразу на нескольких делах. Порой такое распределение быстрее лишает сил, так как при решении одной какой-либо задачи, индивид в этот же момент должен думать и о другой. Если уровень развития человека высокий, значит, продуктивность будет максимальная. 
  • Объемность. Это количество предметов, задач, работы, которое может одновременно поместиться в сознании. Если индивид умеет в равной степени уделять время нескольким вещам, значит, он обладает очень высоким объемом внимательности. 

Помимо всех факторов, на возникновение своевременного сосредоточения влияет и настроение. В различные моменты именно оно определяет, на что отреагирует личность. 

 

Отличия произвольного от непроизвольного

Самопроизвольная внимательность требует оперативной коррекции поведения в постоянно изменяющейся среде. Произвольный вид подразумевает сознательное регулирование деятельности и имеет следующие особенности: 

 

  • поэтапность и целенаправленность – вся активность индивида направлена на достижение целей; 
  • собранность и организованность – личность заранее подготавливается к концентрации и старается сохранить ее, применяя силу воли; 
  • уравновешенность и устойчивость – деятельность может продолжаться долгое время, поэтому необходимо быть устойчивым, чтобы не прервать сосредоточение.  

 

В период длительного выполнения задач или решения проблем необходимо помнить о том, что долгое фокусирование на этих объектах приводит к быстрой утомляемости и снижению продуктивности. Поэтому я рекомендую делать маленькие перерывы, которые стоит проводить на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом, также можно выполнять зарядку, чтобы размять свое тело.

Личности необходимо отвлекаться от интеллектуальной деятельности. Но не стоит в период перерыва и отдыха переключаться на другое дело. Например, чтение книги не способствует расслаблению, а только еще больше утомляет.  

В этой статье я рассказала, что это такое – произвольное и непроизвольное внимание. Если вы чувствуете, что не можете сконцентрироваться ни на одном деле, не стоит решать эту трудность в одиночку, так как можно все гораздо усугубить. Я помогу вам решить проблемы со своей невнимательностью и определить причины нарушения внимательности.

Если вы решили бороться со своими трудностями самостоятельно, то рекомендую давать своему организму время на отдых, чтобы ваше тело смогло расслабиться, а мозг – перезарядиться. Также советую отказаться от вредной пищи и заняться физической активностью – спортом, фитнесом. 

Помощь психолога Дарьи Милай

Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:

  • развить свою продуктивность;
  • правильно фокусироваться на одной деятельности или задаче; 
  • преодолеть проблемы эмоционального уровня – гнев, разочарование;
  • научиться управлять непроизвольным и произвольным вниманием.

 

 

 

Нейронные механизмы непроизвольного внимания к акустической новизне и изменению

. 1998 сен; 10 (5): 590-604.

дои: 10.1162/089892998562997.

С Эстера 1 , К. Алхо, И. Винклер, Р. Няэтэнен

принадлежность

  • 1 Университет Барселоны, кафедра психиатрии и клинической психобиологии, Барселона 08035, ES. [email protected]
  • PMID: 9802992
  • DOI: 10.1162/089892998562997

C Escera et al. J Cogn Neurosci. 1998 Сентябрь

. 1998 сен; 10 (5): 590-604.

дои: 10.1162/089892998562997.

Авторы

С Эстера 1 , К. Альхо, И. Винклер, Р. Няэтэнен

принадлежность

  • 1 Университет Барселоны, кафедра психиатрии и клинической психобиологии, Барселона 08035, ES. [email protected]
  • PMID: 9802992
  • DOI: 10.1162/089892998562997

Абстрактный

Измерения поведенческого и связанного с событиями потенциала мозга (ERP) использовались для выяснения нейронных механизмов непроизвольного включения внимания новизной и изменением акустической среды. Поведенческие показатели включали время реакции (ВР) и точность выполнения (частота попаданий) в зрительной РТ-задаче с принудительным выбором, в которой испытуемые должны были различать нечетные и четные числа. Каждому визуальному стимулу предшествовал нерелевантный слуховой стимул, который случайным образом представлял собой либо «стандартный» тон (80%), либо немного более высокий «отклоняющийся» тон (10%), либо естественный, «новый» звук (10%). Новые звуки удлиняли ВУ на последовательные зрительные стимулы на 17 мс по сравнению с ВУ на зрительные стимулы, следующие за стандартными тонами. Отклоняющиеся тона, в свою очередь, снижали частоту попаданий, но существенно не влияли на RT. В ССП на девиантные тона можно было наблюдать отрицательное несоответствие (MMN) с пиком в 150 мс и второе негативное с пиком в 400 мс. Новые звуки вызывали усиленный N1 с вероятным перекрытием MMN и большой положительный ответ P3a с двумя различными субкомпонентами: ранний центрально-доминантный P3a с пиком на 230 мс и поздний P3a с пиком на 315 мс с правосторонним лобный скальп максимум. Настоящие результаты предполагают участие двух разных нейронных механизмов в запуске непроизвольного внимания к акустической новизне и изменению: механизм обнаружения переходных процессов, активируемый новыми звуками и отражающийся в N1, и механизм обнаружения изменения стимула, активируемый девиантными тонами и новыми звуками и отражается в ММН. Наблюдаемые дифференциальные отвлекающие эффекты слегка девиантных тонов и широко девиантных новых звуков подтверждают представление о двух отдельных механизмах непроизвольного внимания.

Похожие статьи

  • Модуляция внимания при обнаружении нерелевантных отклонений: одновременное исследование ERP/fMRI.

    Сабри М., Либенталь Э., Уолдрон Э.Дж., Медлер Д.А., Биндер М.Р. Сабри М. и др. J Cogn Neurosci. 2006 г., май; 18(5):689-700. doi: 10.1162/jocn.2006.18.5.689. J Cogn Neurosci. 2006. PMID: 16768370 Бесплатная статья ЧВК.

  • Электрические реакции показывают временную динамику мозговых событий во время непроизвольного переключения внимания.

    Эстера С., Яго Э., Алхо К. Эстера С. и др. Евр Джей Нейроски. 2001 Сентябрь; 14 (5): 877-83. doi: 10.1046/j.0953-816x.2001.01707.x. Евр Джей Нейроски. 2001. PMID: 11576192

  • Влияние непроизвольного слухового внимания на выполнение зрительных задач и активность мозга.

    Алхо К., Эстера С., Диас Р., Яго Э., Серра Х.М. Алхо К. и др. Нейроотчет. 1997 г., 20 октября; 8(15):3233-7. doi: 10.1097/00001756-199710200-00010. Нейроотчет. 1997. PMID: 9351649 Клиническое испытание.

  • Церебральные генераторы несоответствия негатива (MMN) и его магнитного аналога (MMNm), вызываемые звуковыми изменениями.

    Алхо К. Альхо К. Ухо Слушай. 1995 февраль; 16(1):38-51. дои: 10.1097/00003446-199502000-00004. Ухо Слушай. 1995. PMID: 7774768 Обзор.

  • Новизна P3: связанный с событием потенциал мозга (ERP) признак оценки мозгом новизны.

    Фридман Д., Цикович Ю.М., Гаэта Х. Фридман Д. и соавт. Neurosci Biobehav Rev. 2001 Jun; 25 (4): 355-73. doi: 10. 1016/s0149-7634(01)00019-7. Neurosci Biobehav Rev. 2001. PMID: 11445140 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Отвлечение на девиантные звуки модулируется контекстом окружающей среды.

    Parmentier FBR, Gallego L, Micucci A, Leiva A, Andrés P, Maybery MT. Parmentier FBR и др. Научный представитель 2022 г. 12 декабря; 12 (1): 21447. doi: 10.1038/s41598-022-25500-y. Научный представитель 2022. PMID: 36509791 Бесплатная статья ЧВК.

  • Навыки торможения у детей связаны с их латентностью P3a — результатами исследовательского исследования.

    Линнавалли Т., Лахти О., Торманен М., Терваниеми М., Коули БУ. Линнавалли Т. и др. Поведение Мозг Функц. 2022 1 декабря; 18 (1): 13. doi: 10.1186/s12993-022-00202-7. Поведение Мозг Функц. 2022. PMID: 36456950 Бесплатная статья ЧВК.

  • Общая фамилия усиливает наше предпочтение известным людям: мультимодальные данные ЭЭГ.

    Чжу С., Ян Дж., Ли Х., Юань Дж. Чжу С. и др. Когнин Нейродин. 2022 Декабрь; 16 (6): 1351-1359. doi: 10.1007/s11571-022-09784-4. Epub 2022 23 февраля. Когнин Нейродин. 2022. PMID: 36408066

  • Слуховое внимание сверху вниз модулирует нейронные реакции сильнее у нейротипичных, чем у молодых людей с СДВГ.

    Кваса Дж. А., Нойс А. Л., Торрес Л. М., Ричардсон Б. Н., Шинн-Каннингем Б. Г. Кваса Дж.А. и соавт. Мозг Res. 2023 1 января; 1798:148144. doi: 10.1016/j.brainres.2022.148144. Epub 2022 31 октября. Мозг Res. 2023. PMID: 36328068 Бесплатная статья ЧВК.

  • Прогностическая информация, основанная на намерениях, модулирует обработку слуховых отклонений.

    Видманн А., Шрегер Э. Видманн А. и соавт. Фронтальные нейроски. 2022, 28 сентября; 16:995119. doi: 10.3389/fnins.2022.995119. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 36248631 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Непроизвольные движения: причины, диагностика и лечение

Непроизвольные движения, такие как тремор или тики, могут быть результатом проблем с нервами или мышцами. Обратитесь за медицинской помощью, если у вас продолжаются непроизвольные движения, и вы не знаете, почему.

Непроизвольное движение происходит, когда вы двигаетесь неконтролируемым и непреднамеренным образом. Эти движения могут быть любыми: от быстрых подергивающихся тиков до продолжительного тремора и судорог.

Вы можете испытать эти движения практически в любой части тела, включая:

  • шею
  • лицо
  • конечности

Существует несколько типов неконтролируемых движений и причин. В некоторых случаях неконтролируемые движения в одной или нескольких частях тела могут быстро исчезнуть. В других случаях эти движения являются постоянной проблемой и со временем могут ухудшиться.

Существует несколько типов непроизвольных движений. Повреждение нерва, например, часто вызывает небольшие мышечные подергивания в пораженной мышце. К основным типам непроизвольных движений относятся следующие:

Поздняя дискинезия (ПД)

Поздняя дискинезия (ПД) — неврологическое состояние. Он возникает в головном мозге и возникает при применении нейролептических препаратов. Врачи назначают эти препараты для лечения психических расстройств.

Люди с TD часто демонстрируют неконтролируемые повторяющиеся движения лица, которые могут включать:

  • гримаса
  • быстрое моргание
  • высунутый язык
  • причмокивание
  • сморщивание губ
  • сморщивание губ

Есть несколько лекарств, которые показали некоторую эффективность. Вам следует поговорить с врачом, чтобы определить, какое лечение подходит именно вам.

Тремор

Тремор – это ритмичные движения части тела. Они возникают из-за спорадических сокращений мышц.

По данным Стэнфордской школы медицины, большинство людей испытывают тремор в ответ на такие факторы, как:

  • низкий уровень сахара в крови
  • алкогольная абстиненция
  • истощение

as:

  • Рассеянный склероз (РС)
  • Болезнь Паркинсона

Миоклонус

Миоклонус характеризуется быстрыми, ударообразными, подергивающимися движениями. Они могут возникать естественным образом:

  • during sleep
  • at moments when you’re startled

However, they can also be due to serious underlying health conditions, such as:

  • epilepsy
  • Alzheimer’s disease

Tics

Tics are sudden , повторяющиеся движения. Они классифицируются как простые или сложные, в зависимости от того, задействуют ли они меньшее или большее количество групп мышц.

Чрезмерное пожимание плечами или сгибание пальцев — пример простого тика. Повторяющиеся прыжки и взмахи руками — пример сложного тика.

У молодых людей тики чаще всего возникают при синдроме Туретта. Моторные тики, возникающие в результате этого расстройства, могут исчезать на короткие промежутки времени. Если вы живете с синдромом Туретта, вы также можете в некоторой степени подавить его.

У взрослых тики могут возникать как симптом болезни Паркинсона. Тики у взрослых также могут быть вызваны:

  • травмой
  • употреблением некоторых наркотиков, таких как метамфетамины

атетозом

Относится к медленным корчащимся движениям. По данным Стэнфордской школы медицины, этот тип непроизвольных движений чаще всего поражает кисти и предплечья.

Существует несколько возможных причин непроизвольных движений. Как правило, непроизвольные движения предполагают повреждение нервов или областей мозга, влияющих на координацию движений. Тем не менее, различные основные условия могут вызвать непроизвольные движения.

У детей

У детей наиболее распространенными причинами непроизвольных движений являются:

  • гипоксия или недостаток кислорода при рождении
  • ядерная желтуха, вызванная избытком пигмента, вырабатываемого печенью, называемого билирубином
  • церебральный паралич, представляющий собой неврологическое расстройство, влияющее на движения тела и мышечную функцию

Ядерная желтуха в настоящее время редко встречается в Соединенных Штатах из-за рутинного скрининга на билирубин у всех новорожденных.

У взрослых

У взрослых некоторые из наиболее частых причин непроизвольных движений включают:

  • Использование лекарств
  • Использование нейролептических препаратов, назначенных для психических расстройств в течение длительного периода
  • Опухоли
  • Травма головного мозга
  • Инсульт
  • ДеГенеративные расстройства, такие как болезнь паркинсона
  • Degerative Disorders, такие как болезнь паркинсона
  • .
  • генетические нарушения, включая болезнь Хантингтона и болезнь Вильсона

Обратитесь к врачу, если вы или ваш ребенок испытываете постоянные, неконтролируемые движения тела и не уверены в причине. Если у вас еще нет врача, инструмент Healthline FindCare может помочь вам найти врача в вашем районе.

Ваш прием, скорее всего, начнется с тщательного медицинского собеседования. Ваш врач, скорее всего, просмотрит вашу личную и семейную историю болезни, включая любые лекарства, которые вы принимали или принимали в прошлом.

Другие вопросы могут включать:

  • Когда и как начались движения?
  • Какие части тела поражены?
  • Что ухудшает или улучшает движения?
  • Влияет ли стресс на эти движения?
  • Как часто происходят движения?
  • Движения со временем ухудшаются?

Важно упомянуть любые другие симптомы, которые могут возникнуть у вас наряду с этими неконтролируемыми движениями. Другие симптомы и ваши ответы на вопросы врача очень полезны при выборе наилучшего курса лечения.

Диагностические тесты

В зависимости от предполагаемой причины ваш врач может назначить один или несколько медицинских тестов. Они могут включать различные анализы крови, такие как:

  • исследование электролитов
  • исследование функции щитовидной железы для исключения дисфункции щитовидной железы
  • анализ сыворотки на медь или церулоплазмин в сыворотке для исключения болезни Вильсона
  • серологическое исследование на сифилис для исключения нейросифилиса (СКВ) и другие сопутствующие заболевания
  • анализ уровня кальция в сыворотке крови
  • подсчет эритроцитов (эритроцитов)

Ваш врач может также запросить:

  • анализ мочи для исключения токсинов
  • спинномозговая пункция для анализа спинномозговой жидкости
  • МРТ или КТ головного мозга для поиска структурных аномалий
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

Психофармакологические исследования также могут быть полезны для диагностического тестирования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts