МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Консультация (младшая группа) на тему:
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.
Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика.Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов.
Виды внимания.
Различаются (Добрынин) три вида внимания:
-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;
Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях.Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.
-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями;
Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Еслинепроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное— с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.
Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.
Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.
Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может статьнепроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н. Ф. Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».
-3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.
В произвольном внимании выделяют:
волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;
выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;
собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;
спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.
Особенности развития внимания у детей
дошкольного возраста
Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания. Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однакопроизвольность познавательных процессов у детей 6–7 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.
Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.
Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
Итак, слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностейдошкольника. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приёмов его можно развить и скорректировать. Доказано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребёнка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребёнку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестаёт откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребёнка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.
Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений.Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.
В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.
Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, то к 6–7 годам она возрастает до 1,5–3-х часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольныеформы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание. Также возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше). Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старшийдошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям ввозрасте до трех лет практически недоступно;
5) в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
— расширяется объем внимания;
— возрастает устойчивость внимания;
— формируется произвольное внимание.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровеньразвития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля;
Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.
Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. Отнепроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ПСИХОГИМНАСТИКА
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
Смотри на руки
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.
Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?
1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
2) Для тренировки переключения и распределения внимания
задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.
Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.
Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Упражнение ПАЛЬЦЫ
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде Начали медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде Стоп прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Упражнение МУХА.
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3×3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.
Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток(например, до 4×4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.
Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.
Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.
фпитзмкунцзниакотелмартпомячв
трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо
квиалипшубаывакртьамамаоипсазш
отшмлорорвбуранстралгпалкани
одыраметлакаиогуавтобусшыгм
Упражнения на развитие распределения внимания
Можно предложить ребёнку одновременно считать в обратном порядке и повторять за вами физические упражнения.
Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке: Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…
Упражнение «Какой игрушки не хватает?»
Ребенку предлагают ряд предметов, каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов, задача ребенка – угадать, чего не хватает.
Рисование по рассказам.
Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребенку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребенка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.).
Данный метод рекомендуют использовать уже с 5 лет, подбирая рассказы в соответствии свозрастом ребенка. Пример рассказа: Пришвин М. «Золотой луг».
Упражнения могут быть различными, педагог придумать их может самостоятельно в зависимости от ситуации, например:
— Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер
. — Найдите одноцветные рисунки.
— Сосчитайте группы предметов по общему признаку.
Как видим, недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитиеопределённых качеств произвольного внимания. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.
Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.
Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях.
Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
Что такое произвольное внимание
Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.
Этот биологический процесс принято разделять на:
- непроизвольный
- произвольный
- послепроизвольный
Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.
Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.
Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.
Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.
Пример
Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.
Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Виды произвольного внимания
Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.
Вид произвольного внимания |
Характеристики произвольного процесса |
Волевое |
Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу. |
Выжидательное |
Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации. |
Сознательное |
Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека. |
Спонтанное |
Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия. |
В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.
При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.
Особенности произвольного процесса
Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.
Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:
- активной умственной деятельностью
- поэтапностью и логичностью
- осознанным подходом
- эволюционным происхождением
- наличием определенных условий для усвоения информации
Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.
Как повысить степень концентрацию ребенка
В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.
Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его. Для этого психологи, социальные работники, педагоги пользуются специальными методиками. Родители тоже могут участвовать в процессе тренировки.
Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:
- общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
- благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
- правильная постановка цели
- возрастные возможности, навыки и умения
- чередование физической и умственной деятельности
Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры.
Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.
Частые вопросы
Что такое произвольное внимание?
+
Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.
Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?
+
Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.
Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?
+
Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.
В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?
+
Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.
Заключение эксперта
Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 273
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Внимание, технология и мозг
Вниманиечто такое произвольное внимание?
Иногда внимание требует усилий, а иногда практически без усилий. Например, нужно приложить усилия, чтобы прочитать или написать отчет, внимательно выслушать кого-то или упорядочить свои файлы. С другой стороны, вам не нужно прилагать особых усилий, чтобы смотреть телевизор, играть в видеоигры или проверять социальные сети; то, что вы видите и слышите, привлекает и удерживает вас там. Внимание, которое требует ваших усилий, называется произвольное внимание.
Произвольное внимание создает важные цепи мозга, называемые нисходящими путями. Эти пути берут начало в вашей префронтальной коре и укрепляют ваши «исполнительные функции» — ваши способности планировать, рассуждать, принимать правильные решения, регулировать свои эмоции, управлять временем, сопротивляться отвлечениям и добиваться своих целей.
Когда ваше внимание привлекают изображения или уведомления на экране, например, ваш легкий или не требующий усилий ответ называется i непроизвольное внимание. Вы используете разные мозговые цепи, называемые восходящими путями, которые берут начало в вашей сенсорной коре. Некоторые типы непроизвольного внимания могут помочь нам выжить — например, реакция испуга на сигнал приближающейся машины. Но только произвольное внимание выстраивает нисходящие пути из префронтальной доли мозга, которые помогают нам формировать привычки к успеху.
Наше повседневное использование произвольного и непроизвольного внимания на самом деле имеет множество нюансов, и почти все акты внимания в той или иной степени включают каждый из них. Но базовое понимание этого важного различия приводит к лучшему выбору, особенно в отношении экранного времени, для нас и наших детей.
ключ к самоконтролю
Что общего между отказом от обильного десерта, импульсивной покупкой или просмотром другого телешоу? Чтобы успешно сопротивляться каждому из этих искушений, вам нужно уметь сознательно переключать свое внимание с них на долгосрочную цель, которая в целом для вас важнее. Это требует усилий и является актом произвольного внимания. Ваша способность к самоконтролю, которую иногда называют «когнитивным контролем» или «стратегическим распределением внимания», зависит от силы вашего произвольного внимания.
Чтобы усилить произвольное внимание, нужно его тренировать. Точно так же, как сопротивление веса укрепляет мышцы, сопротивление отвлечению внимания усиливает произвольное внимание. Каждый раз, когда вы намеренно переключаете свое внимание с «горячего» стимула на более высокий приоритет, вы укрепляете нисходящие мозговые пути, развиваете самоконтроль и получаете большую свободу выбора в своей жизни.
ТехнологииТехнологии и добровольное внимание
Технологии — это сила, и, как любая сила, она может помочь нам или навредить. Мы можем использовать технологии, чтобы усилить произвольное внимание, например, посещая онлайн-курсы в колледже, читая электронные книги и используя фитнес-приложения. (Исследования показали, что физические упражнения — это не просто аналог умственных упражнений; они вырабатывают важные химические вещества мозга, которые облегчают поддержание произвольного внимания.) Или мы можем позволить технологиям ослабить наше произвольное внимание, погружаясь в деятельность, которая захватывает наше внимание. внимание невольно.
мгновенное избавление от стресса
Когда мы переутомлены, недостаточно мотивированы, озабочены или истощены иным образом, нам нужен перерыв. Если мы находимся в экосистеме с постоянными потребностями, ничего не изменится, за исключением экранов, которые повсюду.
Социальные сети, приложения и казуальные игры разработаны специально для того, чтобы привлекать и удерживать наше внимание. В состоянии ума, ослабленного из-за слишком большого давления, непроизвольное внимание берет верх. Мы скатываемся к привычкам избегания, прокрастинации и бегства от реальности.
Почему мы сопротивляемся произвольному вниманию
Даже когда мы регулируем себя и справляемся со стрессом в нашей жизни, требуется решимость справляться с повторяющейся или недостаточно стимулирующей работой. В соответствии с законом сохранения энергии, поскольку произвольное внимание требует усилия, мы будем чувствовать сопротивление тому, чтобы начать или продолжить работу, когда работа становится трудной или слишком скучной. Нам нужно использовать свои исполнительные функции, чтобы предвидеть собственное сопротивление, планировать заранее, применять стратегии и перехитрить похитителей внимания.
МозгКак привычки формируют ваш мозг
За последние несколько десятилетий многое из того, что мы думали о мозге, было опровергнуто. Одно новое открытие, имеющее важные последствия, заключается в том, что мозг продолжает расти на протяжении всей жизни. Это постоянное изменение формы мозга, называемое «пластичностью мозга», происходит каждый день, хотя в детстве оно происходит с гораздо большей скоростью (именно поэтому мы должны защищать детский мозг в самые первые годы его становления).
Пластичность работает следующим образом: ваши мысли и действия коррелируют с паттернами синапсов в вашем мозгу. Когда вы повторяете эти мысли и действия, эти шаблоны становятся путями. Хорошо это или плохо, но со временем ваши привычки формируют ваш мозг, чтобы ваш мозг поддерживал ваши привычки.
У ученых-мозговедов есть поговорка: «По мере возбуждения нейрона мозг перестраивается». Другими словами, мозг меняется в зависимости от наших мыслей и действий. Называть мозг «жестко подключенным» уже устарело. Хотя функционирование мозга и компьютеров в чем-то похоже, мозг является органическим, а не механическим. Неправильно называть структуру мозга «аппаратным обеспечением», а мысли — «программным обеспечением». Ваш мозг перестраивается, каждый день следуя схеме вашего выбора.
гены и обучение
Мы начинаем жизнь с разными способностями и талантами, которые, кажется, являются частью нашей ДНК. Но гены, влияющие на наш темперамент и черты, отличаются от генов, определяющих цвет наших глаз. Хотя мы рождаемся с генетической предрасположенностью к метаболизму определенных химических веществ в мозге, у каждого из нас есть индивидуальная история обучения, которая влияет на наш жизненный путь.
Наш порог для дофамина, химического вещества мозга, которое было вовлечено в нашу способность сопротивляться отвлечению, является хорошим примером. Похоже, что около 20% населения имеют генетическую предрасположенность к более сильному, чем обычно, влечению к новизне. Сказать «нет» немедленным, убедительным вознаграждениям, таким как хорошо разработанные приложения и видеоигры, будет для них более сложной задачей. Но в цифровую эпоху у них будут и другие преимущества, поскольку они более склонны мириться с быстрыми изменениями и первыми осваивают новые технологии.
У каждого из нас есть своя уникальная, идентифицирующая химия мозга, точно так же, как у нас есть свое уникальное, идентифицирующее лицо и отпечаток пальца. И каждый мозг — это чудо со своим набором сильных и слабых сторон, а также своими собственными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в эпоху похитителей внимания.
Мозг, созданный для успеха
В своем знаменательном исследовании под названием «Зефирный тест» психолог Уолтер Мишель наблюдал за дошкольниками во взрослом возрасте. Он обнаружил, что когнитивный контроль — способность стратегически распределять внимание — определяет успех больше, чем любая другая способность, включая IQ. Подростки, которые могли отвернуться от «горячего» стимула, в более позднем возрасте лучше себя чувствовали по широкому кругу показателей, включая здоровье, академические и карьерные достижения и отношения. Используя методы визуализации мозга, когда испытуемые были взрослыми, Мишель подтвердил, что части мозга, которые были наиболее развиты у тех, кто мог сказать «нет», были нисходящими путями, связанными с произвольным вниманием.
Другими словами, ваша способность выключать цифровое устройство — это ваша способность включать питание для будущего успеха.
Ресурсы
Доббс, Д. (2013) Restless Genes, National Geographic , январь, 45-57. Описывает примерно 20% населения, у которых метаболизм дофамина отличается от гена «исследователя».
Дойдж, Н. (2007) Мозг, который меняет себя. (Нью-Йорк: Penguin Books). Узнайте больше о пластичности мозга.
Гоулман, Д. (2013). Фокус. ( Нью-Йорк: HarperCollins). Описывает непроизвольное и произвольное внимание по названиям соответствующих им нервных путей, «снизу вверх» и «сверху вниз», а также преимущества сильных путей «сверху вниз», особенно в отношении исполнительных функций.
Кацуки, Ф. и Константинидис, К. (2014). Внимание снизу вверх и сверху вниз: различные процессы и перекрывающиеся нейронные системы, Невролог , октябрь, 20 (5) , 509-521. дои: 10.1177/1073858413514136. Научная статья о сложности нервных путей, которые соответствуют произвольному и непроизвольному вниманию.
Мишель, В. (2014). Зефирный тест. (Нью-Йорк: Little, Brown & Company). Знаменательное исследование, показывающее, что когнитивный контроль — преднамеренное, стратегическое распределение внимания — предсказывает будущий жизненный успех лучше, чем любой другой фактор.
Палладино, LJ (1999). Мечтатели, первооткрыватели и динамо-машины. (Нью-Йорк: Баллантайн). Описывает 20% населения, которые, по-видимому, по-разному метаболизируют дофамин в зависимости от их сильных и слабых сторон, включая изобретательность и дивергентное мышление.
Палладино, LJ (2015). Воспитание в эпоху похитителей внимания. (Бостон: Шамбала). Включает несколько глав, описывающих влияние экранного времени на произвольное и непроизвольное внимание, когнитивный контроль и мозг.
Паскуаль-Леоне А. и др. (2005). Пластиковая кора головного мозга человека. Annual Review of Neuroscience, 28, 377–401. doi:10.1146/annurev.neuro.27.070203.144216. Пластичность мозга человека происходит на протяжении всей жизни.
Петерсон, Ю.Е. и Познер, М. (2012). Система внимания мозга: 20 лет спустя», Annual Review of Neuroscience, 35, 73–89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525. После двух десятилетий исследований изображений мозга, в том числе около 5000 работ по визуализации внимания, Познер опубликовал обновленную версию своего окончательного обзора 1990 года, который был основан в основном на поведенческих исследованиях, теперь подтвержденных новыми данными визуализации мозга.
Познер, М. И. и Петерсон, С. Э. (1990). Система внимания человеческого мозга. Annual Review of Neuroscience, 13, 25–42. Обновлено в 2012 г. Трехсторонняя «сеть внимания» Познера организована по функциям, нейрохимии и анатомии мозга: 1. Предупреждение (реакция тревоги; норадреналин; возбуждение ствола мозга и правое полушарие) и 2. Ориентирование (реакция на сенсорные события; холинергические реакции). ; теменная доля) непроизвольны. В противоположность этому, 3. Исполнительный (усиленный контроль; дофамин; средняя линия лобной/передней поясной коры) является произвольным.
Шульман, Г. Л. и Корбетта, М. (2011). Две сети внимания: идентификация и функционирование в рамках более крупной когнитивной архитектуры. В Cognitive Neuroscience of Attention, Second Edition , ed. Майкл Познер (Нью-Йорк: Guilford Press). Научная статья о нейронных основах двух типов внимания.
О времени: моделирование динамического произвольного внимания
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 2 0 объект > /Шрифт > >> /Поля [] >> эндообъект 3 0 объект > ручей приложение/pdfdoi:10. 1016/j.tics.2021.07.010