Пример публицистического текста: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Правила и тонкости написания публицистических статей с примерами

Студенты всех специальностей и курсов в процессе обучения сталкиваются с необходимостью выполнения различных письменных проектов аналитического, исследовательского плана. Но некоторым из них ввиду своей «профессиональной принадлежности» приходится выполнять не просто научные работы, а непривычные для них тексты в публицистическом стиле. Сегодня мы расскажем об одном из них – публицистическая статья.

СОДЕРЖАНИЕ

Сущность и роль публицистических статей в жизни студента

Во время обучения в вузе студентов привлекают к научно-исследовательской деятельности. Данная мера проявляется в выполнении курсовых и научно-исследовательских работ, написании научных статей и участии в научных конференциях, написании и защите отчета по практике или дипломной работы и пр. Но у учащихся в рамках лингвистических или филологических профилей возникают дополнительные мероприятия по работе с текстами – подготовка публицистических статей.

Публицистическая статья представляет собой небольшой текст, чаще всего свойственный СМИ. Он носит информационный характер и освещает актуальные темы и тенденции в рамках конкретной отрасли, проблематики, науки и пр.

Характер и направление публицистической статьи

Данные материалы выполняют немаловажную функцию:

  • Описывают реальные и актуальные проблемы с акцентом оказываемое ими воздействие на объект;
  • Констатация проблемы и обращение на нее внимания, призыв к действиям, то есть мотивируют к развитию прогресса и разработке нового способа, решения;
  • Способствует разъяснению сложных моментов на простом и понятном языке без «заумных терминов».

Таким образом, публицистические статьи позволяют донести до общества существующие проблемы на простом и понятном для них языке, обращая внимание на суть явления, подчеркивая отношение автора к тематике с помощью лексических особенностей (эмоции, терминология, сленг и современные выражения и пр. ). Об особенностях публицистического стиля мы писали ранее.

Публицистические статьи заставляют людей задуматься относительно происходящих тенденций и проблем, пробуждают интерес к ним и провоцируют выработку инновационных подходов к их решению. Притом подобные материалы посвящаются сугубо значимым и актуальным темам.

В каких случаях студенты выполняют публицистические статьи?

В ходе учебной деятельности доминирующая часть студентов сталкивается с необходимостью выполнения научных статей, которые после их подготовки и проверки направляются для публикации в научный журнал или освещается в рамках научной конференции. Подготовкой публицистических текстов занимаются чаще всего студенты, осваивающие лингвистический профиль – журналистика, реклама и связи с общественностью, издательское дело, редакторское дело и пр. Также данные тексты свойственны политическим и управленческим профилям – политология, международные отношения, маркетинг и пр.

Поэтому чаще всего написанием публицистических статей занимаются студенты, так или иначе связанные с «пером», созданием текстов для СМИ, информационных интернет-каналов, а также по профилям, связанным с продвижением товаров/услуг и пр. Посредством публицистического стиля происходит «невидимое воздействие» на общество, социум, управление его эмоциями, настроением, действиями и пр. Поэтому для написания подобных работ требуются специфические знания и мастерство.

Некоторые студенты (преимущественно лингвистического жанра) начинают самостоятельно заниматься написанием публицистических материалов. Тематика подобных очерков совпадает с их интересами, а материалы нередко продаются на всевозможных биржах фриланса, приносят новому автору репутацию в определенных кругах (копирайтера) и приятный денежный бонус в виде дополнительного дохода.

Характерные черты публицистических статей

Публицистические статьи — это не просто небольшой информативный текст, а самый настоящий оригинальный жанр. В его основе лежат следующие особенности:

  • Отсутствие или минимальное количество сложных узкоспециализированных терминов, научных фраз и оборотов. Текст строится по принципам ясности и простоты, описывая все важные моменты, явления и тенденции в соответствующей форме путем тщательной переработки первоисточников;
  • Материалы публицистического жанра носят информативный характер, то есть они подчеркивают и описывают существующую проблему, акцентируя внимание на силе ее воздействия на объект. Здесь не приходится что-либо доказывать. Публицистические статьи обращают внимание на ранее выявленную проблему, отмечая ее важность, актуальность и особенности;
  • Публицистические статьи – это текст-рассуждение с конкретной позицией автора, которая будет прослеживаться в выводах и призывах. Притом без четкой аргументации в этом деле не обойтись, ведь «голословство» не приветствуется ни в одной отрасли;
  • Материалы посвящаются конкретной сфере деятельности или отрасли с углубленным изучением темы, проблемы. Автор должен тщательно разобраться в сути вопроса, тенденциях, ранее предпринимавшихся действиях. То есть в основе публицистической статьи будет лежать исследовательский материал, а выводы автора представлены в виде его субъективного мнения, аргументированного призыва к действиям для решения проблемы, то есть мотивация для поиска решения;
Принципы написания публицистической статьи
  • Основополагающими принципами подготовки публицистических материалов являются краткость и обоснованность. Первая черта проявляется в объеме материалов, а вторая – обязательным отражением конкретных фактов, подчеркивающих значимость проблемы, правоту автора и актуальность темы;
  • Сочетание логики и простоты. Публицистические статьи освещают проблему со всех доступных для автора ракурсов, полагаясь на конкретную базу данных. Притом проверять качество информации следует в первую очередь. Описание сути проблемы должно быть поэтапным (от ее постановки, раскрытия до финала – призыва к решению), простым и понятным для любого читателя. Публицистика – жанр, связывающий науку и разговорную речь, позволяющий трансформировать сложные тесты в простой и понятный вид. Притом без использования принципа научной аргументации при подготовке материалов не обойтись.
  • Массовость. Публицистические статьи ориентированы не на нужды и интересы конкретного индивида, а на привлечение сугубо общественного внимания на конкретную тему/проблему.

Таким образом, создание публицистических статей базируется на четкой доказательной базе (конкретных фактов, полученных аналитическим, экспериментальным, научным или иным путем), эмоциональной передаче и живости речи, смысловой доступности и образности (с использованием приемов художественной литературы).

То есть данный жанр стоит на стыке научного, разговорного и художественного стилей, помогает разобраться в ситуации и замотивировать к поиску инновационного решения.

Этапы подготовки публицистических статей

Выполнение публицистических статей у каждого автора (независимо от уровня его мастерства, опыта) проходит традиционные стадии: познание, рассуждение-исследование, обоснование и заключение. В рамках каждого этапа исследователь реализует определенный набор действий, о котором мы расскажем ниже.

Шаг №1. Выбор темы. В данном случае студент будет руководствоваться узостью осваиваемой профессии и собственными интересами. Первый критерий предполагает, что учащийся постигает «журналистские или управленческие азы» с акцентом на конкретную отрасль и ее специфику, поэтому общее направление уже задано. Второе – выбор конкретной актуальной и значимой проблемы для обзора.

Упростить поиск и выбор темы для написания публицистической статьи поможет анализ СМИ и современных тенденций, глобальных вопросов в рамках отрасли, практики, теории и пр. Для этого достаточно проанализировать новостную ленту, специализированные журналы и пр.

Шаг №2. Подбор информационной и доказательной базы. В данном случае студенту предстоит внимательно ознакомиться со всеми доступными для него первоисточниками: новости, СМИ, радио, научная литература, исследования и пр. Важно выбрать достоверные и обоснованные материалы, на которых можно обосновывать собственную позицию, мнению, призыв и пр. При этом все описываемые явления должны быть точными, реальными.

Шаг №3. Определение основных моментов публицистической статьи: что писать (констатация ключевых тезисов), какие аргументы использовать (обоснование авторской позиции), выводы (к чему призывать, на чем обострить внимание и пр.). Здесь автору предстоит спроектировать ход исследования. В данном деле важно глубокое понимание выбранной темы, наличие четкой и проверенной информационной базы, умение корректно выразить собственные мысли.

Обратите внимание, что публицистическая статья также будет иметь четкую (классическую) структуру: наименование (краткое, простое и емкое с акцентом на проблематику) — введение – с конкретизацией актуальности и значимости темы, основная часть – с описанием всех особенностей, тенденций, нюансов, сути, заключением – с отражением рекомендаций, частного мнения, побуждения к действиям и необходимости новшеств и пр.

Схема выполнения публицистической статьи

Шаг №4. Написание публицистической статьи. После тщательного изучения темы и «проникновения в суть, корень» необходимо незамедлительно взять ручку, лист бумаги и описать самое важное: текущие тенденции, констатировав проблему, а затем описав личную позицию, обосновав ее и призвав к действиям (поиску нового решения с акцентом на выявленные проблемы, недостатки действующих механизмов, инструментов). В этом и проявляется изюминка: автор через собственное мнение не только информирует общество относительно текущего положения дел в рамках науки/отрасли, но и подчеркивает недостатки и проблемы, призывая к поиску их решения, мотивируя тем самым к развитию научного и технического прогресса.

В процессе подготовки публицистического текста важно выделить проблему, обосновать и описать ее, призвать к решению. Притом предлагать конкретные действия, мероприятия, инновации автор не обязан.

Шаг №5. Вычитка, корректура и редактура, оформление. Миссия данного этапа состоит в подготовке грамотного, понятного текста с учетом его стилистических особенностей, действующих правил русского языка и возможностей автора. Притом написание публицистических статей будет происходить с учетом общих постулатов (стилистик, орфография, пунктуация, плагиат и пр.), а также с учетом индивидуальных параметров, выдвигаемых каждым конкретным издательством (где планируется разместить текст) – оформление, объем и пр.

В целом, схема выполнения публицистических текстов идентична подготовке научного исследования. Автору предстоит тщательно разобраться в рамках намеченной темы, спроектировать и спланировать ход мыслей, подобрать информационную и доказательную базу, а затем подчеркнув собственное мнение и позицию в рамках изучаемого вопроса эмоционально отметить необходимость перемен.

Таким образом, публицистические статьи помогают осветить насущные темы и проблемы, обратив внимание общества на основные моменты и нюансы, замотивировав их к правильным и необходимым действиям.

Пример публицистической статьи и ее анализ

Конечно, размер публицистической статьи может быть разным6 от пары страниц до десятка. Поэтому мы выделим особенности данного стиля на примере небольшого отрывка из публицистической статьи.

Образец публицистического материала (фрагмент статьи)

Итак, давайте проанализируем особенности данного отрывка и подчеркнем черты, присущие именно публицистическому стилю.

ПризнакПример (выдержка из статьи)Анализ, особенности публицистической статьи
Лексические особенностиСдавать экзамен без зачетки в кармане 

Отсутствие сложных научных терминов и доминирование простых слов, слов общего значения, наиболее распространенные формулировки, понятные каждому

 

Зачетка 

Использование жаргонных фраз, молодежного сленга, не присущего научному стилю

 

Давать урок, входит в Интернет 

Использование речевых клише, разговорного жанра и его элементов без жестких ограничений

 

Дышать полной грудью, грызть гранит науки 

Включение в текст художественных приемов, пословиц, народной мудрости, фразеологизмов (практически не свойственно научному стилю, но чаще применяется в художественной литературе и разговорной речи)

 

Морфологические особенности
 

В тексте статьи изучается вопрос о роли аудиторной работы и возможностях дистанционного образования – вполне актуальный вопрос, подчеркивающий возможности получения образования, наличие выбора и пр.

 

Совмещение нескольких стилей в одном тексте, что недопустимо в научном контакте при выполнении НИР и иных исследовательских материалов
Перерыва на обед, процесс получения и пр. 

Применение «отвлеченных форм» существительных для простоты текста и подчеркивания общей ситуации

 

Так не думает, садится, уже спит 

Применение глаголов в 3 лице единственного числа, то есть конкретизация действия главного героя с элементами индукции/дедукции, выделением частного мнения

 

Синтаксические особенности текстаСадится за клавиатуру компьютера, входит в интернет и пр. 

Повествовательная манера

 

Начинает грызть гранит науки в том месте, где ему указал профессор 

Побудительный жест с акцентом на саморазвитие главного героя, призыв к самообразованию, самомотивации

 

Сдавать экзамен без зачетки в кармане? 

Использование неполных предложений, при этом с понятным контекстом и смыслом. В научном стиле доминируют полные фразы и предложения, более точные и конкретные.

 

Таким образом, в публицистическом тексте будут практически отсутствовать ил и крайне редко использоваться профессионализмы, сложные обороты. Ему присуща простота и ясность изложения, обоснованность (в нашей статье явно отражается, что в образовании играет роль не условия – наличие аудитории, помещения, преподавателя и пр., а мотивация и желание развиваться), совмещение нескольких стилей.

Рекомендации для студентов по подготовке публицистических статей

Во-первых, сразу же отметим, что выполнение публицистических статей может быть предусмотрено в рамках учебного плана или же происходить сугубо по инициативе учащегося (цели различны: самосовершенствование, трудоустройство в издательство, продажа статей на биржах и пр.). При этом для подготовки качественного контента и материала автору необходимо разобраться с особенностями соответствующего жанра – публицистического стиля. Поэтому сперва изучаем правила, особенности данного способа изложения информации.

Во-вторых, публицистические статьи уместны сугубо в информационной среде. К студенческим работам, научной деятельности в целом они не имеют прямого отношения. С их помощью исследователь может разобраться в сложных моментах, нюансах, так как они будут освещены на более простом языке, доступном для простого обывателя и читателя.

В-третьих, выполняя публицистическую статью, необходимо опираться сугубо на проверенную информационную базу. То есть проверку ресурсов на критерии качества никто не отменяет. В основу публицистической работы кладут только достоверные, актуальные и надежные сведения, подчеркивающие проблему, причинно-следственные связи, следствия и пр.

В-четвертых, обязательно проверяйте материалы на плагиат. В публицистических статьях редко отмечают первоисточники в виде ссылок и сносок, поэтому требуется тщательная переработка информационной базы. Отражение авторства или особенностей первоисточника делается непосредственно в тексте с помощью приемов косвенной речи. При этом оригинальность такого материала может быть ниже, чем у научного текста. Притом повысить уникальность публицистического текста проще, ведь можно перефразировать в более простые схемы, использовать специфичные для темы приемы, положившись на собственный лексикон и ораторский опыт: порой достаточно пересказать на «простом человеческом языке» суть текста, минимизировав сложные категории, научные каноны и пр.

В-пятых, обязательно проверяйте текст на ошибки. Притом данная проверка может быть упрощена с помощью специальных сервисов (например, Орфограммка или сайтов по проверке текста на уникальность). Несмотря на смешанность жанров и стилей, корректность и грамотность никто не отменял. Тексты с ошибками не принимаются ни одной редакцией к публикации. Не лишним будет самоанализ рукописи.

В-шестых, обратите внимание на семантическое ядро публицистической статьи, а также наличие высокочастотных слов и запросов по теме, показатели читабельности и заспамленности. Данный ход повысить процент востребованности материалов, их читаемость и информативность, востребованность и цитируемость. Особое внимание уделите заголовку: он должен быть «цепляемым», привлекающим внимание, конкретным (подчеркивающим проблему) и интригующим одновременно.

В-седьмых, подготовка публицистической статьи чаще всего происходит в целях публикации или перепродажи. Поэтому немаловажно учитывать при ее создании требования «заказчика». Они могут затрагивать структуру, содержание, объем, доказательную базу, «ключи» и пр.

Студентам и начинающим авторам следует с предельной внимательностью и тщательностью подходить к написанию публицистической статьи. С ее помощью можно управлять социумом и основными процессами в отрасли, науке. Несмотря на свободу слова, о требованиях деликатности, корректности, достоверности и обоснованности забывать не стоит. Поэтому все заявленные мнения, гипотезы, предложения следует подчеркивать, полагаясь н принципы научной аргументации и результатах экспериментов.

Публицистические статьи – это уникальная возможность самореализоваться в информационной среде без страха экспериментировать со словами. Главное – делать это просто, искусно и обоснованно с учетом правил авторской этики.

Жанры устной разновидности публицистического стиля (упражнения)

 

Публичное выступление

 

Упражнение 1.

Прочитайте текст выступления барда и публициста А. Галича. Выявите стилистические особенности. Определите средства выразительности, используемые в тексте. Оцените мастерство автора. Выскажите свою точку зрения на содержание этого текста.

 

1. Была минута счастья в 1968 году. Весною того года безумцы из новосибирского Академгородка решили организовать у себя в Академгородке фестиваль песенной поэзии. Это был первый и последний фестиваль подобного рода. Я получил приглашение принять участие в этом фестивале.

…В Новосибирске на аэродроме еще лежал глубокий снег, и вот, стоя на снегу, встречали нас устроители этого фестиваля, держа в руках полотнища с весьма двусмысленной надписью: «Барды, вас ждет Сибирь!»

…Мы пели по двадцать четыре часа в сутки: мы пели и на концертах, мы пели и в гостинице друг другу, естест­венно, нас приглашали в гости, где опять-таки нам прихо­дилось петь. А в последний вечер состоялся большой концерт в зале Дома ученых. Зал вмещает около двух тысяч человек…

…Когда я подошел к залу Дома ученых, я увидел три больших и пустых автобуса и несколько черных начальственных «Волг». Один из устроителей фестиваля с перепуганным лицом прибежал ко мне и сказал, что… прибыло все новосибирское начальство, обкомовцы и привезли с собой три автобуса, и они собираются устроить обструкцию. Я… почему-то не очень испугался. Наоборот, я ощутил этакую веселую злость…

…Я выхожу на сцену и чувствую спиной ненавидящие взгляды этих самых молодчиков, буравящих меня сзади. .. Я начал свое выступление с песни «Промолчи», а потом… «Памяти Пастернака». Я спел эту песню. Аплодисментов не было. Зал молчал… зал начал вставать. Люди просто поднимались и стоя, молча смотрели на сцену. Это был знак не какого-то комплиментарного отношения к тому, что сделал я. Это была демонстрация в память Бориса Леонидовича Пастернака. Я оглянулся и увидел, что молодчикам тоже пришлось встать…

…Мне хочется закончить эту беседу песней «Памяти Бориса Леонидовича Пастернака».

Разобрали венки на веники,

На полчасика погрустнели,

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели…

 

Упражнение 2.

Напишите выступление в публицистическом стиле на одну из тем по культурологии, праву, политологии, истории искусства или по любому интересующему вас школьному предмету. Составьте тезисный план доклада (лекции). Выступите перед классом на уроке (на занятиях факультатива, кружка). Следите за соблюдением требований к написанию доклада (теста лекции) и к выступающему перед аудиторией.

 

Интервью

 

Упражнение 3.

Прочитайте текст интервью Л. Шеварова с Д. С. Лихачевым. Проанализируйте систему вопросов. Охарактеризуйте ответы. Выделите основную тему беседы. Сформулируйте позиции говорящих. Выскажите свое отношение к их позициям.

 

Пример выполнения задания

Данный текст интервью автор предваряет описанием обстановки и поведения Д. С. Лихачева. Описание и приведенный автором разговор академика по телефону подчеркивают облик настоящего русского интеллигента. Первый вопрос корреспондента как бы отталкивается от той обстановки, в которой ведется беседа. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

Я ЖИВУ С ОЩУЩЕНИЕМ РАССТАВАНИЯ

 

Пушкинский Дом. На дверях комнаты № 203 — висячий замок деревенского такого вида. Дмитрий Сергеевич дает мне ключи, я открываю кабинет. Здесь еще холоднее, чем в коридоре. Даже классики на портретах выглядят озябшими.

Лихачев ставит на стол маленький рефлектор. Во время нашей беседы Дмитрий Сергеевич будет следить за тем, чтобы тонкая струйка теплого воздуха текла в мою сторону.

В ноябре этого года Дмитрию Сергеевичу исполнится девяносто. Было бы глупо сказать, что он совсем не чувствует тяжести своих лет. Но вот палочку забыл дома и на второй этаж поднялся без нее. Дмитрий Сергеевич сидит за своим столом в пальто, я в куртке. На дверях — заботливо обернутое в полиэтилен объявление: «В верхней одежде просьба не входить».

Звонит телефон. Лихачев берет трубку:

—      Я слушаю вас… Позвоните по домашнему, здесь страшный холод… Да, это ужасно, потому что у нас огромный рукописный отдел и рукописи Пушкина. Они не переносят перемены температуры. Если сейчас затопят батареи, на рукописях будет осаждаться влага, на холодную бумагу. .. Да, пожалуйста. До свидания.

Дмитрий Сергеевич разминает застывшие пальцы, мы начинаем беседовать.

Сколько слов было о защите культуры — водопад! Инфляция слова, забалтывание высоких понятий — это же не менее пагубно для души и русского языка, чем партийная цензура. И результат тот же — немота. Тогда сказать было нельзя, а сейчас — нечего. Мне кажется даже, что люди в автобусе не общаются, а мычат друг на друга.

Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем…», «Ну, сейчас будем обедать…» Посто­янное «ну», привычка обращаться с понуканием вошли в язык. Помню, как в 37-м году, когда начались массовые аресты в Петербурге, вдруг я услышал, что на почте мне говорят «гражданин», милиционер говорит «гражданин», кондуктор в трамвае говорит «граждане», а говорили всегда «товарищ». А случилось то, что каждый человек был подозреваем. Как же сказать «товарищ», — а может быть, он шпион в пользу какой-нибудь Исландии?

—Это был официальный запрет?

—          Я не знаю, какой это был запрет, я его не читал, но это в один прекрасный день, как туча, надвинулось на город — запрещение говорить «товарищ» во всех офици­альных учреждениях. Я спросил у кого-то: почему вы мне раньше говорили «товарищ», а теперь «гражданин»? А нам, говорят, так указано было. Это было унизительно. Страна без уважения к другой личности. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают ругаться матом? Мне об этом очень трудно говорить, потому что я чувствую, что попадаю в русло нравоучительной беседы. Но у меня очень много писем по поводу мата или, как осторожнее говорили до революции, «трехэтажных выражений».

Брань вторгается в литературу. Когда в прошлом году я впервые увидел матерные слова под голубой обложкой «Нового мира», стало не по себе, стало просто страшно. ..

Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства.

«Собеседник» выпустил нецензурную газету год назад, как бы в шутку. Мальчики решились, но одного из авторов попытались всерьез привлечь к ответственности. Что тут началось! Чуть не вся литератур­ная и журналистская Москва поднялась на защиту «героя».

Не его защищать, а от него защищаться. То бесправие, в котором русский народ жил почти целый век, оно людей унижало. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность — кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман. Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом…

 

Упражнение 4.

 Представьте себя в качестве журналиста. Вам представилась чудесная возможность взять интервью у вашего кумира: артиста, певца, музыканта, художника, политического деятеля или интересного для вас человека. Определите тему интервью. Продумайте и составьте список вопросов, которые вы хотите задать интервьюеру. Запишите интервью. Обоснуйте выбор вопросов. Прочитайте интервью в классе, не забывая о правилах и приемах ведения интервью для журналиста.

 

Диспут, дискуссия

 

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Определите тему дискуссии, позиции оппонентов, какие способы доказательств используют спорящие, как проявляется их отношение к оппоненту. Попробуйте продолжить дискуссию. Приведите несколько доказательств в защиту той точки зрения, которая близка вам.

 

А: Если говорить откровенно, то меня не волнует классическая музыка XVII—XVIII веков. Только сочинения композиторов XX века оказывают воздействие, заставляют переживать. Шостакович, Прокофьев — их музыку я действительно, как мне кажется, понимаю.

Б: Шуман заметил, что различные эпохи слушают по-разному. И все же, не желая Вас обидеть, думаю, что Вашему восприятию музыки прошлого мешает определенная неразвитость художественного вкуса.

А: Я думаю, что современная классическая музыка — закономерный этап развития музыкальной культуры в целом, и то, что она мне более близка, — вполне естественная реакция. Крамской писал: «Разве позволительно в наше время… быть Тицианом?» Говоря это, он не отрицал гения Тициана, а утверждал, что характерный для Тициана художественный стиль в XIX веке уже устарел.

Б: Я все-таки считаю, что эстетическое сознание только тогда неодносторонне и достаточно развито, когда человек умеет восхищаться шедеврами прошлого столь же горячо и эмоционально, как и произведениями современности. Ведь от того, что существует Пикассо, вам не станут менее дороги Андрей Рублев, Гомер, Шекспир. Творчество композиторов не выросло на пустом месте. Все, что они сделали, связано с музыкальной культурой прошлого.

 

Упражнение 6.

Проведите диспут, выбрав одну из предложен­ных тем. Не забудьте, что создание устного текста также требует подготовки, как и письменного. Запишите свою позицию по выбранной теме, используя не только тезисы, но и доказательства.

 

— Определяют ли деньги жизнь человека?

— Трудно ли в молодости достичь успеха?

— Что определяет успех в жизни: трудолюбие, талант или случай?

— Можно ли честному человеку когда-нибудь лгать?

— Легко ли быть молодым?

— Связана ли современная музыка с музыкальным наследием прошлого?

— Тождественна ли справедливость с пользой боль­шинству?

 

Упражнение 7.

Подготовьте выразительное чтение нобелевской речи русского писателя И. Бунина. Проанализируйте содержание и форму данного текста. Определите цель автора, тему и идею лекции. Охарактеризуйте стилистические особенности.

 

Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи!

Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волне­ние от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов — для окончания этой неболь­шой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу.

Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

 

Упражнение 8.

Подготовьте выступление на одну из приведенных тем. Продумайте, какова будет основная мысль вашей речи, составьте тезисный план своего выступления, подберите примеры. Продумайте, каковы будут зачин и концовка текста. Озаглавьте текст.

 

Эти темы предлагал будущим ораторам великий рим­ский оратор Цицерон:

1. Надо ли стремиться к славе?

2. К чему надо стремиться больше — к славе или богатству?

3. Следует ли избегать бедности?

4. Справедливо ли мстить за обиды даже близким?

5. Достойно ли ради славы идти на смерть?

6. Боязнь и страх.

 

Упражнение 9.

Выберите один из афоризмов в качестве тезиса вашего выступления на конкурсе «Златоуст». Определите жанр выступления. Напишите план. Подумайте о том, какие аргументы и факты вы будете использовать для доказательства данного тезиса.

 

1. Если я знаю, чем ты занимаешься, я скажу тебе, что из тебя выйдет. (И. Гёте)

2. Гений не есть какое-либо одно дарование, это сочетание многих великих дарований. (Э. Уиппл)

3. Дружба может соединять лишь достойных людей. (Цицерон)

4. Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — это дружба. (Ф. Ларошфуко)

5. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (К. Гельвеций)

6. Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье. (О. Бальзак)

 

Упражнение 10.

Прочитайте тексты устных выступлений. Определите их жанр. Отметьте достоинства и недостатки, при необхо­димости исправьте. Озаглавьте тексты.

 

1. Люблю ли Пушкина? Да, мне его стихи нравятся. Я читаю произведения этого великого поэта. А его проза, хотя и гениальна, но, по-моему, простая и непрезентабельная. Читая ее, я забываю, кто ее автор, и сосредоточиваюсь на содержании.

Из прозы Пушкина больше всего нравятся «Повести Белкина», а из повестей— «Барышня-крестьянка». Мне импонирует простота, нежность и «острый ум» героини, «хэппи-энд» повести, а также необыкновенно красивая история любви будущих супругов, о которой они будут вспоминать всю жизнь.

И может быть, с годами мое отношение к Пушкину изменится, но на данный момент он такой далекий и близкий, такой простой и такой непонятный.

2. Лаврушенский переулок… Третьяковка… Для многих Третьяковская галерея — это выставка, художественный музей, сокровищница русского искусства. Для меня с ней связана масса личных впечатлений.

Моя мама, которая когда-то сама занималась в кружке при Третьяковке, часто водила меня туда. Мы подолгу стояли у картин, смотрели, разговаривали. Потом уже я с видом знатока рассказывала своим друзьям, что мне виделось в картинах. Окончила школу, училище, поступила в институт. Время ходить по выставкам было не так много. Все больше по библиотекам. И конечно, библиотека, которую я посещала больше всего, была Ушинка рядом с Третьяковской галереей. Какое-то время Третьяковка была закрыта, и мне приходилось довольствоваться фасадом, который, кстати, выполнен по эскизам одного из моих любимых художников Васнецова. Дальше совсем взрослая жизнь. Работа. С поднятием железного занавеса возможность поучиться у живых англичан. И образовательный центр Оксфорд Краун, где я заканчивала несколько курсов, находился в Лаврушенском переулке. И опять я топала по той же мощеной улочке и, одуревши от английской речи, выходила прогуляться на мост через Москва-реку. А иногда водила своих учителей-англичан по залам Третьяковской галереи. Я вообще люблю Москву. И когда ты находишься в центре, куда ни повернешь голову, всюду увидишь или купол церкви, или старинный особняк. Красота! А на Лаврушенском переулке, вспомните, почти все здания красные — красивые, даже одну из башен Кремля видно.

Я по красной брусчатке иду не спеша.

Вдали перезвон. Замирает душа.

В красный терем войду, и вдохнется легко:

Здесь Россия сама. Здесь уют и тепло.

Examples of «Journalistic» in a Sentence

journalistic

  • Advertisement

  • Advertisement

  • Объявление

  • Объявление

  • Реклама

Приведенные выше примеры использования слов были собраны из различных источников, чтобы отразить текущее и историческое использование. Они не отражают мнения YourDictionary.com.

Статьи по теме

  • Встраиваемые и встраиваемые: есть ли разница?

    Бывает трудно определить разницу между словами, которые пишутся одинаково или звучат одинаково (или почти одинаково) при произнесении. Возможно, вы видели, как вставляет , так и встраивает в письменном виде. Если это так, вам, вероятно, интересно, являются ли обе версии на самом деле словами и есть ли разница. Узнайте, что вам нужно знать, чтобы различать встраивание и встраивание на английском языке.

  • Как написать идеальный пресс-релиз (с шаблоном)

    Хорошо написанный пресс-релиз может обеспечить бесплатную рекламу продукта, услуги, благотворительной деятельности вашей компании, нового сотрудника, ребрендинга или другого объявления. Если это привлечет внимание нескольких журналистов, вы можете получить охват, который намного превышает ценность платной рекламной кампании. Без лишних слов давайте обсудим, как написать пресс-релиз, который привлечет внимание СМИ.

Также упоминается в

  • импакт-фактор
  • юридический обзор
  • вешалка
  • траст
  • Woolman
  • бревно1
  • шпилька1
  • сталь
  • hot·box 900·6 900·6 900·6
  • an·nals
  • cal·trop

Words near journalistic in the Dictionary

  • journaled
  • journaler
  • journalese
  • journaling
  • journalism
  • journalist
  • journalistic
  • journalistically
  • журналистика
  • привилегия журналиста
  • журналистика
  • journall

Как сделать комментарий к журналистскому тексту: 5 советов .

То есть углубляется в актуальный вопрос. Существует практика чтения, которую следует ценить: читать разные газеты и журналы . Некоторые библиотеки имеют несколько публикаций в своем ежедневном чтении.

Таким образом, контактируя с различными СМИ, читатель обнаруживает, что один и тот же факт может быть прокомментирован с разными нюансами. В академической сфере студент приобретает навыки и компетенции, связанные с чтением. Например, разрабатывает необходимые средства для подробного комментирования журналистского текста . Какие аспекты следует включить в анализ? В разделе «Обучение и исследования» мы объясняем это.

Содержание

  • 1 Указывает тип текста, в котором сгруппировано предложение
  • 2 Основная тема публицистического текста
  • 3 Структура публицистического текста
  • 4 Личная оценка и выводы
  • 5 Чтение и перечитывание текста

Указывает тип текста, в котором сгруппировано предложение

Как вы Вы можете видеть, читая газету, что существуют разные подходы к информативному содержанию. Новость – одна из самых известных формул. Подключайтесь напрямую к текущим событиям. Ответьте на главные вопросы, уточняющие факт: что, как, когда, где, почему, для чего … Вот некоторые из частых вопросов при подготовке новостного сообщения, в котором представлены противоречивые данные. Но есть и другие примеры, относящиеся к области журналистики.

Интервью построено на различных вопросах, на которые отвечает тот, кто берет на себя роль интервьюируемого. С другой стороны, можно подробно остановиться на интересующей теме путем подготовки всеобъемлющего отчета. Журналистика связана с поиском объективности, но она также ценит мнение. В авторской статье высказывается мнение профессионала, который подписывает текст своим именем . Есть и другие предложения, в которых ценится вклад автора, например колонка. Это формат, который можно интегрировать в качестве фиксированного раздела в публикацию.

Основная тема журналистского текста

Чтобы прокомментировать журналистский текст, важно внимательно прочитать его содержание. То есть информация, которую вы собираетесь комментировать, непосредственно присутствует в его структуре. Например, через подробный обзор можно указать ключевые аспекты: основная тема, второстепенные идеи, связность или порядок между точками, внесенными , внутренняя структура текста… Вполне вероятно, что само название текста дает первое представление о развитой теме.

Структура журналистского текста

Проанализируйте текст с полной точки зрения. Например, можно наблюдать, присутствует ли в тексте подпись автора . Если это автор с опытом работы в журналистике или если вы читали некоторые из его постов, вы сможете определить его собственный стиль. То есть знание автора дает вам более широкую перспективу в оценке текста. Что касается творческого стиля, возможно, вы сможете определить различные стилистические приемы, подчеркивающие красоту письма.

Личная оценка и выводы

Непублицистический текст имеет начало, развитие и, наконец, завершается синтезом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts