Пример синквейна по истории: Как составить синквейн по истории? Что такое синквейн по истории? Примеры?

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Фошенко Наталья Николаевна

УДК 372.893

Н. Н. Фошенко


N. N. Foshenko

Фошенко Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия имени И. С. Никитина», г. Воронеж, Россия.

Foshenko Natalia Nikolaevna, teacher of history and social studies, MBOU «Gymnasium named after I. S. Nikitin», Voronezh, Russia.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


PRACTICAL APPLICATION OF TECHNIQUES OF CRITICAL THINKING IN HISTORY LESSONS AND OBSHESTVOZNANIE AS ONE OF THE TECHNIQUES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Аннотация. Статья посвящена примерам использования методов критического мышления на уроках истории и обществознании, как одним из способов повышения интереса к предмету, расширения кругозора обучающихся, а также развитию познавательных универсальных учебных действий.

Annotation. The article is devoted to examples of the use of critical thinking methods in history and social studies as one of the ways to increase interest in the subject, expand the horizons of students, as well as the development of cognitive universal educational actions.

Ключевые слова: критическое мышление, метод «Кластер», метод «Таблица», метод «Рыбий скелет», метод «Синквейн», метод «Дерево предсказаний», метод «Круги на воде», Метод «Взаимоопроса», Метод «До-После».

Keywords: critical thinking, «Cluster» method, «table» method, «Fish skeleton» method, «Sinquain» method, «tree of predictions» method, «Circles on water» method, «inter-Question» Method, «Before-After» Method.

В условиях нынешнего времени современная система образования направлена на достижение нового, более совершенного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем, согласно ФГОС. Учитель и ученик стали равноправными соучастниками творческого процесса. Учитель, в новой системе ФГОС стал мастером, организующим творческий процесс, развивает у детей способности творческого мышления, умения рассуждать и мыслить, формирует способность к саморазвитию. Для того чтобы сделать уроки истории и обществознания более интересными, и для реализации современных педагогических задач урока, я часто использую технологии критического мышления.

Вспомним из педагогики, что же это за интересный педагогический прием?

«Мышление – это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового» [1].

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, искать новые идеи и методы [1].

В своей работе, я хотела бы поделиться примерами использования методов критического мышления [2, 3, 4].

1.     Метод «Кластер».

Данный метод оформляется в виде грозди или планет со спутниками (в центре главные смысловые единицы – словосочетания, факты, ассоциации и т.д.). Он может оформляться на листке или в тетради каждого ученика.

Пример: Урок Обществознания 8 класс ФГОС, под редакцией Л. Н. Боголюбова, п. 2. Общество, как форма жизнедеятельности людей. Задание ученикам: Прочитать пункт 2, параграф 2 и составить самостоятельно в тетради кластер по данному пункту (рис. 1).

2.     Метод «Таблица».

Данный метод требует от ученика не просто читать, а отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста, искать нужную информацию.

Пример: Урок истории России в 9 классе, в рамках ФГОС (Л. М. Ляшко, О. В. Волобуев, В. Симонова), п. 3. Внутренняя и внешняя политика 1801-1811 гг. По ходу изучения темы ребята заполняют таблицу (рис. 2).

3.     Метод «Фишбоун» или «Рыбий скелет».

Данный метод, представляет графический скелет: Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока (рис. 3). Записи – краткие, в виде слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: верх – причины, низ – следствия и т. п.

Пример: Составление «Рыбного скелета» по теме: Раздробленность Руси (Глава 2, п. 11). Учебник Россия в мире. О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. Базовый уровень 10 класс.

4.      Метод «Синквейн»

Синквейна (фр. сл. – стихотворение, состоящее из пяти строк) – это рефлексивное осмысление ребенком изученного материала. Ученик изучает информацию на уроке и составляет 5 строк по правилам:

  1. Название темы.
  2. Описание темы (два прилагательных), характеризующих понятие.
  3. Три глагола, связанное с понятием.
  4. Фраза, описывающая суть изучаемого понятия.
  5. Одно слово, характеристика сущности, выражающее личное отношение.

Пример: Синквейн по теме «Жанна д’Арк» (История Средних веков 6 класс).

  1. Жанна д’Арк.
  2. Отважная, неординарная.
  3. Сожгли, канонизировали, реабилитировали.
  4. Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне.
  5. Дева Орлеанская.

5.     Метод «Дерево предсказаний».

Правила работы с данным методом заключается в графическом изображении дерева: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (рис.

4).

Пример: На уроке обществознания 8 класс (ФГОС), под редакцией Л. Н. Боголюбова, п. 5. Глава 1. Личность и общество. Тема: «Как стать личностью».

Был задан вопрос: «Что нужно сделать для того чтобы стать личностью?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: учится, развиваться, заниматься самообразованием, общаться, посещать разные кружки, обладать личностными качествами и т.д.).

6.     Метод «Круги на воде».

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Приведем последовательность работы по данному методу.

Выбрать любое ведущее слово, записать это слово в столбик и написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы.

Рабство

Р-результат

А-активность

Б-бремя

С-счастье

Т-творчество

В-время

О-обязанность

7.     Метод «Взаимоопроса».

Предполагает парную работу, где учащиеся на уроке читают текст или отрывок документа друг другу, по основным частям текста задаются вопросы разного уровня, уточняя информацию.

Пример: Учебник История России 7 класс авт. И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосов (ФГОС) п 4. Начало реформ. Избранная рада. По ходу прочтения основных частей текста, учащиеся задают вопросы друг другу:

  1. В чем важное значение обряда венчания на царство (Когда и кто присутствовал?)?
  2. Когда и почему венчание Ивана Грозного с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?
  3. Раскройте причины и историческое значение восстание москвичей.
  4. Кто входил, каковы отличия и когда была созвана Избранная рада?
  5. Какое влияние имел митрополит Макарий и священник Сильвестр на Ивана Грозного?

8.      Метод «До-После».

Данный метод используется для актуализации знаний, формирует умение прогнозировать события; учит соотносить известные и неизвестные факты и выражать свои мысли. Часть «До» заполняется в начале урока. Ученики пишут свои предположения по теме. Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, прочитан текст и т.д. Затем ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Пример. История России 8 класс (ФГОС) п. 22-23 Культура России во второй половине XVIII в. Вопрос «Каких вы знаете ученых, писателей и художников второй половине XVIII века?». «До» – «Я слышал, только о М. В. Ломоносове и Н. М. Карамзине». «После» – «Узнал о …».

Список литературы

  1. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст]. / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб. : Издательство «Альянс “Дельта”», 2003.
  2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: Методическое пособие [Текст]. / И. В. Муштавинская, Г. А. Трофимчук. – СПб. : ИРО «Смена», 2004.
  3. Орлова, В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст]. / B. А. Орехова. – М. : КНОРУС, 2009. – 200 с.
  4. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе [Текст]. / Е. А. Трубинова. // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 946-948.

класс ««Рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления»

Мастер-класс: «Рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления»

Аналитическая справка

Данный мастер-класс адресован учителям-предметникам и молодым специалистам с целью повышения мотивации к овладению на уроке рефлексивной деятельностью обучающихся школьников.

В ходе мастер-класса будет объяснено понятие рефлексии, представление о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроках истории, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности.

Мастер-класс проводится с применением технологии критического мышления.

Цель: повысить мотивацию педагогов и молодых специалистов к овладению рефлексивной деятельностью с последующим применением на уроках.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «рефлексия»;

  • Дать представление о рефлексии;

  • Показать варианты проведения рефлексии на уроках;

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование: карточки с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал», смайлики настроения, презентация «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», карточки с примером составления синквейна и диаманты.

Планируем результат: практический навыки, информационный материал в форме краткого резюме, итогов по теме «Рефлексия» — Синквейна.

Ход мастер-класса

1. Организационный этап

Учитель: — Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Сначала я попрошу вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на том смайлике, эмоция которого вам наиболее импонирует.  А теперь оцените своё эмоциональное состояние.

2. Раскрытие темы мастер-класса

Учитель: — Тема нашего мастер-класса «Организация рефлексии на уроках истории в основной школе как средство развития критического мышления». ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое «рефлексия»? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

3. Рефлексия содержания мастер класса

Учитель: — Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Учителя заполняют первую колонку «Знаю».

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

Учитель: — Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните в таблице графу «Хочу узнать». Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Учителя заполняют графу «Хочу узнать».

4. Содержание мастер-класса

Учитель: — Слово рефлексия происходит от латинского слова reflexio – обращение назад. Оно означает умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми способами организации рефлексии на уроках истории и обществознания.

Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач:

  • организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории;

  • развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера;

  • формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности.

Учитель: — Уважаемые коллеги прошу вас обратить внимание на экран интерактивной доски. Мы с вами попытаемся вспомнить курс школьной программы по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». На слайдах будет представлен тестовый материал, связанный с хронологией Великой Отечественной войны. Ваша задача внимательно прочитать и ответить на вопросы, обозначенные на слайдах.

Учителя выполняют задания со слайдов презентации «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».

Учитель: — Уважаемые коллеги, а теперь давайте обратимся снова к смайликам, имеющимся у вас на столах, и оценим ваше эмоциональное состояние по окончании выполнения данного задания.

Учителя оценивают свое эмоциональное состояние после выполнения тестового задания.

Учитель: — Коллеги, а теперь обратите внимание, на ваших столах имеются примеры составления синквейна и диаманты. Мы попытаемся с вами составить синквейн и диаманту на тему «Война».

Как это делать

Название

Существительное

Описание

Два прилагательных

Действия

Три глагола

Чувство

Фраза

Повторение сути

Синоним

Пример синквейна

Название

Япония.

Описание

Прекрасная, далёкая.

Действия

Конфискует, перераспределяет, владеет.

Чувство

Государство: верховный собственник на землю.

Повторение сути

Буддизм.

Пример диаманты

Тема (существительное)

Реформация.

Определение (2 прилагательных)

Религиозная, европейская.

Действие (3 причастия)

Провозглашающая, обновляющая, подчиняющая.

Ассоциации (4 существительных)

Крещение, причастие, церковь, вера.

Действие (3 причастия)

Устанавливающая, принимающая, ликвидирующая.

Определение (2 прилагательных)

Первая, средневековая.

Тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки).

Контрреформация.

Учителя составляют пример синквейна и диаманту на тему «Война».

Учитель: — Кто хотел бы зачитать, что у вас получилось?

Аудитория слушает, какие синквейны получились у их коллег.

Учитель: — А теперь заполните, пожалуйста, третью графу «Узнал» в таблице, которую мы начали заполнять в начале урока.

Учителя заполняют графу «Узнал».

Учитель: — Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями от сегодняшнего мероприятия. А начните выражение своих мыслей с фразы «Сегодня на мастер-классе я узнал (-а)…».

Учителя делятся своими впечатлениями от мастер-класса.

Учитель: — Спасибо за работу, уважаемые коллеги.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts