Примером инстинкта является: Ответ на вопрос ОГЭ 2019 Биология Часть 1 Задание 16Примером инстинкта является

Содержание

Инстинкты за книгой В.Р.Дольника «Непослушное дитя биосферы»

Психология \ Психология

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Содержание работы

В.Р. Дольник «Непослушное дитя биосферы»

Инстинкты

Выполнил:

Ельцов Дмитрий Владимирович

студент первого курса

отделения социальной работы

группа: ЮС12-01Б

г. Красноярск

Инстинкт собирателя

Во время прогулки люди, отдавшись инстинкту, очень часто собирают не нужные предметы.

Любовь к родине

Все люди также как и некоторые животные, например перелетные птицы, имеют инстинктивную любовь к родине. Причем инстинктивная родина – не обязательно место рождения, а место, где был проведен чувствительный отрезок детства.

Инстинкт охотника

Все мы знаем, что среди людей есть множество поклонников охоты. Для кого-то удовольствие состоит в убийстве добычи, для других важен сам процесс охоты, точность собственных действий. Но наш охотничий инстинкт в одном отличается от инстинкта хищного животного – мы не имеем врожденных программ методов охоты. Именно новые способы добычи позволили людям не конкурировать с другими хищниками.

Инстинктивная тяга к земле

Очень частым примером такого инстинкта является выход на пенсию человека и дальнейшее изменение его образа жизни. Человек переезжает на свежий воздух и начинает сажать и пересаживать деревья, кусты, различные кормовые культуры и т.д. В животном мире примером такого инстинкта могут служить муравьи-жнецы и муравьи, которые выращивают грибы на особых плантациях.

Инстинктивное, взаимное влечение собаки и человека

В жизни не редко встречаются случаи, когда дети, а иногда и взрослые испытывают ничем не обоснованное влечение к собаке.

До сих пор неизвестно где, как и когда был заключен союз между собакой и человеком. Известно только, что эту связь установили охотничьи племена и достаточно давно.

Орудия труда

В животном мире существует множество примеров инстинктивного использования орудий труда. Многие обезьяны, в том числе и человекообразные, используют палку для чесания, для проверки подозрительных предметов, а также для того чтобы сбрасывать плоды с высоко висящих веток деревьев.

Неприязнь к близкому виду или подвиду

При контакте с непохожими на нас людьми, срабатывает та же программа, что и у животных – неприязнь. Примером этого инстинкта могут являться различия в языке. А в животном мире, к примеру, у внешне одинаковых птиц различное звучание песен.

Детские инстинкты

Сосание молока это тоже сложный инстинктивный акт, как у людей, так и у животных. Инстинктивная программа маленького ребенка удерживаться, если его поднять. Древний инстинкт примата – найти мать и уцепиться за её шерсть.

Сюда же относится другой очень интересный инстинкт. Когда ребенок научился поворачиваться на бок, то он обязательно повернется лицом к стенке или более темному предмету. У хвостатых приматов, обследуя мир, детеныши держутся за хвост своей матери. У человека этот инстинкт выражается в том, что ребенок, когда волнуется, хватается юбку матери.

Инстинкт замещающего поведения

Примером из животного мира может быть конфликт между двумя петухами и вдруг один из них начинает клевать мнимые зерна. Пищевое поведение не вызывает никакой агрессии, поэтому драки удастся миновать. У человека также этот инстинкт имеет место быть. Если ребенку давать задачи возрастающей трудности, то он начнет менять тему, пытаться отвлекать человека различными способами.

Инстинкт воришки

Бывают случаи, что дети вроде бы имеющие все, что нужно, вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут абсолютно не нужные вещи, им важен сам факт запрета этого действия. Среди животных всем известны примеры с воронами.

Инстинкт консерватора

Животные, также как и многие люди очень консервативны. Излишняя склонность к консерватизму среди людей наблюдается у дебилов и детей в возрасте от 2х до 4х лет. Однако можно заметить, что пожилые люди привязаны к своему образу жизни и кардинальные изменения они воспринимают в штыки.

Инстинкт игры

Игра является проверкой врожденных программ – как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты и т.д. Дети играют в догонялки, борьбу, пап и мам и т.д. Практически все дети строили домики, шалаши, также как и приматы.

Инстинкт брахиатора

У человека и его предков сохранилась врожденная программа брахиации. Поэтому дети так сильно любят качели, поэтому частый сюжет сна – полет во сне. А также, наверное, всем знаком страх упасть в бездну во сне, столь частый для брахиатора страх промахнуться и разбиться.

Инстинкт самосохранения

Боязнь смерти. Программа, которая помогает узнавать главные, стандартные опасности.

Боязнь темноты

Инстинкт, которым наделены все дневные животные. Человеку уже давно не страшны нахождение в пустом доме и даже в лесу, однако, страх темноты все равно присутствует.

Восхищение хищниками

Программа заставила видеть хищника завораживающе прекрасным. Эта программа есть у многих животных. К примеру, для нас наши бывшие хищники – крупные кошачьи одни из самых красивых, грациозных существ.

Любовь к детям

Эта инстинктивная программа подразумевает не любовь к своим детям, что естественно, а именно любовь к детям вообще. Например, девочки-подростки жаждут нянчить детей. Этот инстинкт пошел еще от наших предков, которые жили не большими легко организованными группами. Дело в том, что среднестатистические матери часто не доживали до совершеннолетия своих детей, поэтому груз ответственности и заботы ложился на остальных членов группы.

Любовь к родителям

Эта инстинктивная программа имеет специфический характер, также как и запечатленный образ родины, образ родителя в глазах ребенка идеален и не подлежит никакому обсуждению. Однако эта программа действует до определенного возраста, до наступления половой зрелости. Например, у многих животных, когда ребенок достиг половой зрелости, семьи распадаются. Выводок начинает себя вести таким образом, что вызывает агрессивность со стороны родителей. У человека эта программа выражается в проблеме «отцов и детей». Однако так как человек в современном мире юридически полностью зависим от родителей, то семьи не распадаются.

Потребность в групповых пошумелках

Суть этой программы заключается в ритмичном грохоте, топоте, выкриках, общении и т.д. Например, в животном мире, а именно в тропиках, часто слышен пронзительный рев обезьян. Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, трясут деревья. Этим самым они показывают мощь и единство своей группы. У человека ярким примером являются фанаты на стадионах.

Клубы

Групповые демонстрации не единственная форма, а одна из многих форм группового поведения животных. Клуб охватывает один слой социальной структуры животных каждого вида. Например, собираются воробьи на дереве и чирикают. Также собрания ворон на деревьях в парках. У людей, почти все подростковые объединения являются клубами.

Инстинктивная тревога при встрече с бандами

Любое животное при встрече с бандами охватывает страх. Например, проходя мимо плотной группы молодых людей, нас инстинктивно охватывает страх.

Инстинкты, о которых не говорил В.Р. Дольник.

Пометка территории

Многие люди знакомы с такой ситуацией, когда кот или собака «помечает» территорию. У людей этот инстинкт тоже проявляется, конечно же, не в такой форме, как у животных, однако назначение этого инстинкта одно – ограничить своё от чужого.

Следование стае

Наиболее популярный пример в человеческом обществе это массовые демонстрации. Кроме того, не редким примером является рабочий коллектив или студенческая группа.

Чувство голода

При появлении чувства голода любое животное начинает обследовать окружающую среду в поисках любых сигналов, способных удовлетворить эту потребность.

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Выбери свой ВУЗ

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309
Полный список ВУЗов

Есть ли на самом деле инстинкты у человека или то, что можно назвать инстинктами? Или это всего лишь оправдание поведению? Или что-то ещё?

ЯР

3515 участников сообщества

Перед тем, как ответить, неплохо было бы сверить своё представление о «человеческих инстинктах» с несколькими разными источниками. Усложняется эта задача тем, что даже ученые не пришли к окончательному мнению. Значит, будем философствовать☺и думать сами…

Простейшим примером инстинктивного поведения является паттерн фиксированного действия (FAP), при котором последовательность действий от очень короткой до средней длины без вариаций выполняется в ответ на соответствующий четко определенный стимул. — Википедия

Только не говорите, что главное доказательство «человечество без инстинктов не смогло бы выжить!» Вы уверены, что это ваше мнение? Так легко свалить всё на «инстинкт», правда?☺

annа atоm  ·   ·

8,3 K

Galina Topchenkova

Общество

Читаю каждый день. Интересуюсь волками и антисоциа…  · 5 дек 2022

Есть ли на самом деле инстинкты у человека или то, что можно назвать инстинктами? Или это всего лишь оправдание поведению? Или что-то ещё?

У меня нет исчерпывающего ответа на этот вопрос. Это до сих пор открытый вопрос. В частности, его неоднозначность освещается кандидатом философских наук А.Е. Сериковым в научной статье от 2015 года «Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии» (cyberleninka(точка)ru). А вот кандидат биологических наук Е.П. Виноградова в онлайн-статье от 2015 года «Инстинкты. Они есть у человека или их нет?» (ethology(точка)ru) аргументировано приходит к выводу, что у человека нет инстинктов. Так что среди учёных отсутствует единое мнение о том, есть или нет инстинкты у человека или то, что можно назвать инстинктами. Учёными на данную тему до сих пор не предоставлено обществу бесспорных фактических сведений.

Перед тем, как ответить, неплохо было бы сверить своё представление о «человеческих инстинктах» с несколькими разными источниками. Усложняется эта задача тем, что даже ученые не пришли к окончательному мнению. Значит, будем философствовать☺️и думать сами…

У меня как раз своё, личное, представление (его можно назвать и личным мнением) о человеческих инстинктах. А разные источники мне говорят о том, что у разных людей, и у учёных в их числе, действительно нет окончательной позиции о человеческих инстинктах. И то, что уже ясно для одних учёных — ещё не ясно для других учёных. Да, значит будем сами мыслить, тем более вопрос размещён в экспертной теме «Общество».

Инстинкт = Врождённая потребность + ключевой стимул + фиксированный комплекс действий

Это похоже на формулу инстинкта из биологии, которая исходит из формулы инстинкта в этологии:

Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия

Тем не менее, это не единственные определения инстинкта и универсального определения инстинкта нет до сих пор.

Простейшим примером инстинктивного поведения является паттерн фиксированного действия (FAP), при котором последовательность действий от очень короткой до средней длины без вариаций выполняется в ответ на соответствующий четко определенный стимул. — Википедия

Именно австрийский зоолог и зоопсихолог, этолог Конрад Лоренц назвал программу действия «фиксированным комплексом действия» (ФКД). Это врождённая программа двигательной активности, которая удовлетворяет потребности. Только вот чем более организовано животное, тем меньшую роль для него играет программа фиксированного комплекса действий. Если не иметь в виду безусловные (врождённые) рефлексы, и это другая тема. Другая тема и условные (приобретённые) рефлексы, и человеческие привычки.

Только не говорите, что главное доказательство «человечество без инстинктов не смогло бы выжить!» Вы уверены, что это ваше мнение? Так легко свалить всё на «инстинкт», правда?☺️

И не говорю так. А значит, отвечаю на последний дополнительный вопрос о том, что так легко свалить всё на «инстинкт». Да, это правда, по крайней мере, для меня, и для автора, задавшего вопрос.

Чаще всего на инстинкт экивокают люди, которые:

  • перекладывают на него ответственность за свои мотивы и свой выбор действий
  • прикрывают им как фиговым листом свои мотивы и свой выбор действий
  • оправдывают своё недостойное поведение его диктатом
  • путают его с импульсивностью и/или отсутствием у них самоконтроля
  • ссылаются на него, чтобы целиком возложить на других людей неприятные обязанности

В человеке нет неизменно самозапускающейся в заданных условиях программы поведения с фиксированным алгоритмом действий. Иначе все люди не сильно отличались бы от запрограмированных на шаблонные действия биосоциальных роботов. Иначе все люди поступали бы аналогично в заданных условиях. К тому же их нельзя было бы привлекать к юридической ответственности за преступления. Так как инстинкт выступал бы как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

Человек — высокоорганизованное существо. Дееспособный человек не является покорно-ведомым носителем жёстких установочных моделей поведения. У него есть выбор тактик и стратегий для удовлетворения своих потребностей, желаний и морально-нравственные ориентиры.

И всё же, для меня является очевидным наличие у многих людей базового, доминирующего, фундаментального инстинкта. Это, за редким исключением, вполне регулируемый человеком инстинкт САМОСОХРАНЕНИЯ. У разных людей — разный уровень или порог инстинкта самосохранения. Например, у кого-то он сильно выражен, у кого-то ослаблен. Зачастую он не диктует людям свою волю, в основном выступая методом их адаптации. Ведь даже такой мощный инстинкт поддаётся его регулированию отношением человека к людям и жизни, к морально-нравственным принципам и так далее. Жизнь — не всегда главная ценность и главный идеал. Есть ценности и идеалы, за которые кто-то из людей готов отдать даже свою жизнь.

Мной не наблюдается инстинкт размножения и материнский инстинкт у ВСЕХ людей. А если и есть такие инстинкты у ВСЕХ людей, то многие из людей вполне способны их контролировать. Это больше напоминает не инстинкты, а осознанные потребности, и/или желания, и/или социальные установки. 

Напоминаю, во второй части ответа делюсь своим личным мнением, но в рамках темы о человеке и обществе.

2 оценили

  ·

1,2 K

annа atоm

5 дек 2022

Согласна с вашим ответом, Галина! Ещё слишком часто слово «инстинкт» используется не по назначению, становится слов… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Елена Мамаева

Биология

Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных…  · 25 сент 2022

Дискуссию о наличии или отсутствии у человека инстинктов — затевают обычно психологи или филологи. Для биологов этот вопрос давно решён.  Проблема в том, что понятие ИНСТИНКТА — различно для беспозвоночных и позвоночных с высоко… Читать далее

19 оценили

  ·

1,5 K

Лев Ивлев

подтверждает

29 сент 2022

Приятно когда на Кью есть адекватные авторы

Комментировать ответ…Комментировать…

Евгения Небова

Феминизм

Маркетолог, web-разработчик, в прошлом —…  · 2 окт 2022

Инстинктов, соответствующих выбранному вами определению, у человека либо нет совсем, либо (дискуссионное) есть бровный инстинкт (поднятие бровей при встрече с кем-то, кто вызывает симпатию). У людей есть рефлексы. Условные и без. .. Читать далее

1 оценил

  ·

620

Вася Пупкин

2 окт 2022

врожденные потребности? тоесть мы питаемся и в туалет ходим инстинктивно?))

Комментировать ответ…Комментировать…

Алексей Ватолин

Психология

Думать, познавать, разбираться, понимать…  · 23 сент 2022

Отличие человека от других живых существ — наличие разума и сознания. За счет этого человек способен регулировать, вплоть до подавления, спонтанные проявления функционирования нервной системы, в разных случаях по разному, но… Читать далее

Запись на консультацию: [email protected] О цене договоримся.

Перейти на vatolin-aleksei.narod.ru/ 3 оценили

  ·

551

Елена Мамаева

25 сент 2022

Неразумная кошка? Бессознательная собака? Вы серьёзно? С какого перепуга вы решили лишить животных, с высокоразвито. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Ефимова

Финансы

Финансовый консультант-методист(Санкт-Петербург):…  · 27 сент 2022  ·

Да, и первый из них — сохранение вида. Тут человек ничем не отличается от других животных. Большинство целей человека так или иначе связано с выживанием , продолжением рода и сохранением своего вида.

Нахождение цели. Методы накопления для вас — здесь и сейчас. Консультация

Перейти на t.me/FinPsyOK1134 оценили

  ·

644

Вася Пупкин

1 окт 2022

это совершенно не обязательно для самореализации и нормальной жизни.

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Яковлев

Образование

Развитие мышления и решение проблем (логика, ТРИЗ. ..  · 12 сент 2022

Я не представляю, как нужно понимать слово инстинкт, чтобы предположить, что их нет у людей. Конечно есть. Инстинкты продолжения рода, самосохранения, да масса примеров. Человеческое поведение в основном основывается на… Читать далее

Моя группа в ВК, в закрепе статья с ответами на самые популярные вопросы

Перейти на vk.com/intelligenceschool3 оценили

  ·

593

Светлана Чурякова

22 сент 2022

Если понимать так, как это определено в науке, а не в ваших представлениях, то получается именно, что нет, и ни… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Евгений Антонюк

Классику мы ценим за вневременную актуальность…  · 9 авг 2022

Зачем рассуждать абстрактно, начну сразу с примера. Потеря сознания  при болевом шоке трудно объяснить  результатом воспитания и оправданием поведения. Есть много чего, за что человек не может быть признан ответственным.  Челове… Читать далее

8 оценили

  ·

1,3 K

Игорь Савин

9 авг 2022

Потеря сознания не является актом поведения

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Данилов

В основном пребываю там: https://neobook.org/danil…  · 23 сент 2022

«Есть ли на самом деле инстинкты у человека или то, что можно назвать инстинктами?» Есть, безусловно. Это привычка. Банально сказано, но без инстиктов человечество не могло бы выжить. Фраза, которую Вы просили «не повторять»… Читать далее

4 оценили

  ·

137

Вары Грин (Vary Green)

23 сент 2022

> Есть взгляд, к которому я имею честь присоединиться, что инстикты – закономерный этап в возможной эволюции. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Тимофей Бондаренко

Профессиональный ученый, интересы самые разные…  · 23 сент 2022

Очень странный вопрос.  И кстати, определение «инстинкта» — странное. Начиная с того, что стимул — это триггер инстинкта, а не его составная часть. «врожденная потребность» — дополнительно запутывает вопрос.. «фиксированный» -… Читать далее

4 оценили

  ·

233

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Крылов

Инженер-энергетик  · 27 сент 2022

Бестия сапиенс, несомненно, разумное существо, кипящее инстинктами и эмоциями. Принимает решения, с горячей головы, потом сожалеет, опять рвётся в бой. Мы такие и этого не прибавить, не отнять. 

2 оценили

  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

10.

4: Врожденное поведение животных
  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    6676
  • Эта синеногая олуша действительно танцует?

    Ухаживание за голубоногой олушей заключается в том, что самец выставляет напоказ свои синие ноги и танцует, чтобы произвести впечатление на самку. Во время танца самец расправляет крылья и топает ногами по земле. Эти птицы рождаются с этим навыком, или они учатся ему?

    Врожденное поведение

    Поведение, которое строго контролируется генами с небольшим влиянием окружающей среды или без него, называется врожденным поведением . Это поведение, которое естественным образом проявляется у всех представителей вида всякий раз, когда они подвергаются определенному стимулу . Врожденное поведение не нужно изучать или практиковать. Их также называют инстинктивным поведением. Инстинкт — это способность животного выполнять определенное поведение при первом воздействии на него надлежащего стимула. Например, у собаки будет течь слюна в первый раз — и каждый раз — когда она подвергается воздействию пищи.

    Значение врожденного поведения

    Врожденное поведение жесткое и предсказуемое. Все представители вида ведут себя одинаково. Врожденное поведение обычно связано с основными жизненными функциями, такими как поиск пищи или забота о потомстве. Несколько примеров показаны на рис. ниже. Если бы животное выполняло такие важные действия неправильно, у него было бы меньше шансов выжить или размножаться.

    Примеры врожденного поведения. Это врожденное поведение необходимо для выживания или размножения. Можете ли вы объяснить, почему каждое поведение важно?

    Интеллект и врожденное поведение

    Врожденное поведение встречается у всех животных. Однако они менее распространены у видов с более высоким уровнем интеллекта. Люди — самый разумный вид, и у них очень мало врожденных моделей поведения. Единственным врожденным поведением человека являются рефлексы. Рефлекс — это реакция, которая всегда возникает при наличии определенного раздражителя. Например, человеческий младенец будет хватать предмет, такой как палец, который помещается в его ладонь. Младенец не может контролировать эту реакцию, потому что она врожденная. Помимо рефлексов, подобных этому, человеческое поведение приобретается – или, по крайней мере, под влиянием опыта – а не является врожденным.

    Врожденное поведение человека

    Все животные имеют врожденное поведение, даже люди. Можете ли вы подумать о человеческом поведении, которому не нужно учиться? Скорее всего, вам будет трудно думать о чем-либо. Единственные по-настоящему врожденные формы поведения у людей называются рефлекторными поведениями . Встречаются в основном у младенцев. Подобно врожденному поведению других животных, рефлекторное поведение человеческих младенцев может помочь им выжить.

    Примером рефлекторного поведения у младенцев является сосательный рефлекс. Новорожденные инстинктивно сосут сосок, который находится у них во рту. Легко увидеть, как развивалось это поведение. Это увеличивает шансы ребенка на кормление и выживание. Другим примером рефлекторного поведения у младенцев является хватательный рефлекс (9).0032 Рисунок ниже). Младенцы инстинктивно хватают предмет, помещенный в их ладонь. Их хватка может быть удивительно сильной. Как, по вашему мнению, такое поведение может повысить шансы ребенка на выживание?

    Одним из немногих врожденных поведенческих реакций человека является хватательный рефлекс. Встречается только у младенцев.

    Резюме

    • Врожденное поведение инстинктивно. Они контролируются генами и всегда происходят одинаково.
    • Врожденное поведение не нужно изучать или практиковать.
    • Врожденное поведение обычно связано с основными жизненными функциями, поэтому важно, чтобы они выполнялись правильно.

    Обзор

    1. Что такое врожденное поведение? Приведите пример.
    2. Что произойдет с человеком, который плохо выполняет врожденное поведение?
    3. Что такое инстинкт?

    Эта страница под названием 10.4: Innate Behavior of Animals распространяется под лицензией CK-12 и была создана, изменена и/или курирована Фондом CK-12 с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    ПОД ЛИЦЕНЗИЕЙ

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        Фонд СК-12
        Лицензия
        СК-12
        Программа OER или Publisher
        СК-12
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. источник@http://www. ck12.org/book/CK-12-Biology-Concepts

      Инстинкт и обучение | Encyclopedia.com

      КОНЦЕПЦИЯ

      Одной из самых увлекательных областей биологических наук является этология, или изучение поведения животных, в частности области этологии, связанные с инстинктами и обучением. Инстинкт — это стереотипное или в значительной степени неизменное поведение, типичное для определенного вида. Инстинктивному поведению не нужно учиться; скорее, он полностью функционален при первом выполнении. С другой стороны, обучение в этологическом контексте — это изменение поведения в результате опыта. Ясно, что различие между инстинктом и обучением вращается вокруг вопроса о том, действует ли животное, реагируя на конкретную ситуацию, на основе опыта или вместо этого руководствуется инстинктами, «зашитыми» в его мозгу. Разница, казалось бы, простая, но в изучении инстинкта и обучения нет ничего простого. Между чистым инстинктом и подлинным обучением существует множество серых зон, и в этой серой зоне есть увлекательная концепция, известная как 9. 0162 импринтинг, или обучение поведению в критический период в раннем возрасте, так что поведение становится постоянным.

      КАК ЭТО РАБОТАЕТ

      Инстинкт

      Отцами-основателями этологии (изучение поведения животных, включая его механизмы и эволюцию) были немецкий зоолог Конрад Лоренц (1903-1989) и голландский этолог Николаас Тинберген (1907-1988) . В дополнение к их раздельному вкладу в эту область, который мы обсудим позже, двое ученых вместе разработали теорию о том, что животные используют формализованные, жесткие последовательности действий в ответ на определенные раздражители. Эти последовательности они назвали паттернами фиксированного действия, или FAP.

      Изучая самцов колюшки, Тинберген обнаружил отличный пример FAP. Самцы этого вида узнают потенциальных конкурентов в виде других самцов колюшки, способных к размножению, по красной полосе на нижней стороне тела. Тинберген назвал красную полосу поведенческим релизером или простым стимулом, вызывающим FAP. (Стимул — это любой наблюдаемый факт или событие, непосредственно влияющее на активность или рост живого организма.)

      Этот конкретный FAP заставляет самца колюшки нападать на что-либо красное, даже если оно не является конкурентом. Таким образом, как заметил Тинберген, ревнивые самцы колюшки на самом деле пытались атаковать красные британские почтовые грузовики, когда могли видеть их через стекло своих аквариумов. Ясно, что FAP, такой как реакция на красную полоску, не является чем-то, что продумывает животное; скорее, это происходит автоматически, почти как если бы на животное воздействовали, вместо того, чтобы действовать само по себе.

      Были рассказы и научные исследования о животных, которые, казалось бы, действуют сверх служебного долга, воспитывая потомство других особей, даже принадлежащих к другому виду. Тинберген, например, наблюдал и фотографировал кардинала, кормящего детенышей гольяна у кромки воды. Такое поведение кажется альтруистичным, трогательным и даже вдохновляющим, но при всей значимости, которую мы склонны придавать ему с нашей человеческой точки зрения, это не что иное, как FAP. Скорее всего, птица потеряла собственное потомство и просто действовала по родительскому инстинкту, заставившем реагировать на вид открытых, вздернутых, голодных ртов. Так получилось, что открытый рты были вовсе не у его потомков, а у рыб, однако это не имело никакого значения в поведении кардинала, действовавшего по врожденному стереотипному образцу реакции.

      ДРУЖЕСТВЕННОЕ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ, КОНТРОЛИРУЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

      Это одна из характеристик инстинкта, понятие, практически синонимичное понятию FAP: существо, действующее по инстинкту, не думает о том, что оно делает, но ведет себя почти так, как если бы оно находилось под контролем какой-то внешней силы. Использование концепции «внешней силы», возможно, заставляет инстинкт казаться чем-то мистическим, хотя на самом деле это не так. Напротив, инстинктивное поведение — это просто механизм выживания в мозгу каждого представителя определенного вида, выработанный бесчисленными поколениями естественного отбора.

      Если определенное поведение способствует выживанию вида, естественный отбор благоприятствует ему. Другими словами, те особи вида, которые обладают тенденцией к определенному благоприятствующему выживанию поведению, выживают и передают свои гены другим, а те, кто не обладает этой тенденцией, — нет. Инстинкт выживания может быть направлен на выживание человека, его потомства или других.

      Тесно связано с инстинктом врожденное поведение животных, известное как рефлекс : простая, врожденная, автоматическая реакция части тела организма на раздражитель. Рефлексы помогают животным (включая человека) быстро реагировать на раздражитель, тем самым защищая их от вреда. Опять же, животное не думает о том, что делает. Если вы прикасаетесь к горячей плите или получаете удар током, вы не решаете отдернуть руку: вы отдергиваете руку от болезненного раздражителя быстрее, чем успеваете моргнуть. Как и в случае с инстинктом, рефлекс — это полезное для выживания поведение, над которым животное (в данном случае вы) мало что может контролировать.

      Врожденное поведение в сравнении с приобретенным поведением

      Инстинкт является врожденным, а это означает, что инстинктивное поведение и реакции присутствуют и совершенны у человека при рождении. Другими словами, человеку не нужно проходить какой-либо опыт, чтобы приобрести такое поведение. Например, у рыб есть врожденная способность плавать, тогда как большинству млекопитающих приходится учиться ходить. Довольно легко определить врожденное поведение, когда животное проявляет его при рождении, но в некоторых случаях врожденное поведение проявляется только в более позднем возрасте.

      В таких ситуациях может показаться, что улучшение способности существ выполнять врожденное поведение указывает на то, что животное обучается, тогда как на самом деле работает другой процесс. Например, куры проявляют врожденную склонность клевать как способ установления и поддержания иерархии доминирования. Это «иерархия», к которой люди часто обращаются в повседневной речи как к метафоре различных иерархий человеческого опыта, например, на рабочем месте. Хотя клевание является врожденным, способность цыплят выполнять его на самом деле улучшается по мере взросления.

      Старшие цыплята клюют лучше, чем младшие, но это не означает, что они научились чему-то на собственном опыте. Действительно, одним из признаков того, что клевание является врожденным для старых цыплят, является тот факт, что они постоянно улучшают свою способность клевать. С другой стороны, если бы они просто учились с практикой более точно клевать, можно было бы ожидать, что некоторые куры продемонстрируют более значительные улучшения, чем другие, точно так же, как некоторые люди играют в баскетбол (или поют или пишут стихи). лучше других. На самом деле произошло то, что способность к врожденному поведению просто улучшилась в результате роста: по мере взросления глаз и мышц цыплят улучшается их цель, но это не имеет ничего общего с опытом как таковым.

      Импринтинг

      Это один из примеров того, как инстинктивное и усвоенное поведение могут смешиваться, хотя в примере с клеванием на самом деле нет серой зоны; скорее, то, что на самом деле является врожденным поведением, просто кажется усвоенным. И все же между инстинктом и обучением действительно существует много серой зоны. Можно показать, что многие виды поведения, которые на первый взгляд могут показаться чисто инстинктивными, имеют эмпирический компонент, то есть некоторые аспекты поведения были изменены в результате опыта или обучения.

      Увлекательным примером того, как инстинкт и обучение могут быть размыты или объединены, является импринтинг, или обучение поведению в критический период в раннем возрасте, так что поведение становится постоянным. Лоренц, впервые разработавший теорию импринтинга, заметил, что только что вылупившиеся гуси учатся ходить, следуя за своими родителями, но его интересовало, как они отличают своих родителей от всех других объектов в окружающей их среде. Он обнаружил, что если он уберет родителей из поля зрения в первый день после вылупления птенцов и если в этот момент он пойдет впереди молодых гусей, они последуют за ним.

      Из этих экспериментов Лоренц сделал два вывода. Во-первых, в критический период после рождения гусята следуют за движениями своих родителей и узнают о них достаточно, чтобы узнавать их. Этот критический период короток: если он шел впереди трехдневных гусей, они были уже слишком стары, чтобы запечатлеться на нем. Во-вторых, Лоренц определил, что движение родителей должно быть поведенческим пусковым механизмом для импринтинга; таким образом, если бы крошечные гусята зафиксировались на другом движущемся объекте, они запечатлелись бы на этом.

      В этом примере мы можем видеть, что импринтинг имеет как врожденные, так и инстинктивные, и приобретенные компоненты. Склонность к запечатлению врожденна, но если бы сам акт запечатления был также врожденным, то он был бы одинаковым для всех особей внутри вида, а это не так. Подавляющее большинство гусят, конечно, импринтируют взрослых гусей, но в экспериментальных условиях (или в результате какой-то странной случайности в природе) возможно, что какой-то другой объект встанет между потомством и его родителями, заставив потомство запечатлеться. в теме.

      Когда импринтинг завершен, он приводит к многочисленным последствиям, более или менее автоматическим или неизбежным. Тем не менее, несмотря на все их автоматические, неизбежные качества, эти последствия являются результатом не врожденного поведения или инстинктов, а приобретенного поведения. Таким образом, обучение — это судьба, по крайней мере, до некоторой степени. Индивидуальный разум на ранней стадии подобен влажному бетону, на который можно нанести практически любой отпечаток. Однако, как только человек запечатлелся на чем-то или на ком-то, бетон начинает схватываться и твердеть вокруг оставленных в нем отпечатков.

      ПРИМЕНЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

      Работающий инстинкт

      Когда кенгуровая крыса слышит дребезжащий звук, даже если этот звук исходит от барабана, вентилятора или какого-либо другого безвредного приспособления, она совершает молниеносный маневр бегства в прыжке. Почему? Потому что его мозг интерпретирует дребезжащий звук как звук гремучей змеи, готовой к удару, и он действует автоматически. Другими словами, крыса-кенгуру не продумывает план действий; он просто движется. Он также никоим образом не действует на основе опыта: даже если он никогда не сталкивался с гремучей змеей, он отреагирует точно так же.

      Практически все инстинктивное поведение, как мы отмечали ранее, направлено на сохранение жизни особи или ее потомства и, таким образом, служит также сохранению жизни вида. Так обстоит дело с крысой, защищающейся от змеи, а также с матерью, когда ее детенышам угрожает опасность. Люди обычно не считают уток устрашающими существами, и в большинстве случаев они таковыми не являются, но попробуйте подойти где-нибудь рядом с утятами матери и понаблюдайте за ее реакцией. Она начнет шипеть, плеваться и угрожающе ковылять вперед, чтобы напугать любого потенциального злоумышленника. Если посторонний все еще достаточно безрассуден, чтобы продвигаться вперед, утка или гусь с готовностью превратятся в кричащую, хлопающую крыльями, кусающуюся и клюющую армию одного из них. Это поведение не отличается от матери к матери, но одинаково у всех матерей-уток, которые ощущают угрозу своим утятам, что является отличительной чертой инстинктивного действия.

      АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИЗЕРЫ.

      Во многих примерах инстинктивного поведения есть автоматический, почти роботоподобный характер. Если яйцо выкатывается из гусиного гнезда, гусыня вытягивает шею, пока нижняя сторона ее клюва не коснется яйца — действие, которое, как и все инстинктивные действия, явно направлено на выживание ее потомства. Предположим, что кто-то забирает яйцо, пока гусь тянется к нему: она продолжает тянуться, чтобы достать яйцо. Это может показаться не очень «умным», но, конечно, инстинкт не имеет ничего общего с интеллектом.

      Точно так же паук, готовящийся отложить яйца, плетет шелковый кокон особым образом, всегда одинаково и без учета внешних факторов. Она начинает с создания базовой пластины, затем строит стенки своего кокона, прежде чем откладывать в него яйца и закрывать его крышкой. Эти модели поведения настолько неизменны, что их невозможно изменить, даже если пауку нужно это сделать. (Трудно представить себе паука, «желающего» что-то сделать — термин, подразумевающий способность принимать решения и степень самосознания, присущую только высшим млекопитающим, особенно людям. )

      Если паука физически переместить после того, как он построил опорную пластину, он, тем не менее, начнет вращать стены и откладывать яйца, даже если у них нет опорной пластины, которая их удерживает. Яйца, таким образом, выпадут из нижней части незавершенной паутины, но паук продолжит работу, как и прежде, соорудив крышку для верха. К счастью для паука, у нее есть несколько коконов. Если она вернется к своей исходной завершенной базовой пластине, когда она готовится сплести следующий кокон, она не будет использовать базовую пластину, которую она уже сплела; скорее, как робот, она начнет с самого начала, крутя новую опорную плиту, как будто оригинала не было.

      Многие из этих автоматических действий запускаются релизером. Например, ярко-красное пятно на клюве взрослой чайки служит пусковым механизмом для ее потомства, которое клюет родительский клюв, чтобы добыть пищу. Для самки крысы в ​​период течки трение задней части тела служит пусковым механизмом для инстинктивного паттерна поведения, известного как лордоз . При лордозе самка сгибает передние ноги, опускает туловище, поднимает круп и отводит хвост в сторону. Эта поза, в свою очередь, действует как пусковой механизм для самца крысы, который инициирует совокупление — еще один пример инстинктивного поведения как сохранения жизни. Однако в этом случае сохраняется жизнь не отдельного человека, а всего вида, так как общение дает потомство.

      Сложные ситуации инстинктов и импринтинга

      Инстинкты настолько глубоко укоренились, что некоторые животные обладают тем, что кажется инстинктом эксплуатации или использования инстинктивного поведения других животных. Обычно мы думаем о паразитах как о микробах или, по крайней мере, не больше, чем о насекомых, но есть виды птиц, которых считают паразитами, поскольку они используют преимущества других видов. Когда люди метафорически говорят о другом человеке как о «паразите», на самом деле они имеют в виду, что этот человек эксплуатирует хорошее поведение других. Человеческий «паразит» никогда не должен платить, например, за обед в ресторане, потому что он или она может рассчитывать на хороших, порядочных людей, которые всегда оплатят счет. Точно так же паразитические виды птиц, такие как североамериканская коровья корова или европейская кукушка, могут полагаться на инстинктивную тенденцию других видов делать то, что должны делать все животные (и люди): заботиться о своем потомстве.

      Паразиты-птицы откладывают яйца в гнездо невольного хозяина, а затем улетают, «зная» инстинктивно (что на самом деле не то же самое, что знать в том смысле, в каком об этом думают люди) что их жертвы позаботятся о яйцах. Коровьи птицы и кукушки выработали привычку откладывать яйца в гнезда птиц, которые меньше их, а это означает, что их птенцы будут крупнее, чем потомство жертв. Это только усугубляет ущерб, причиняемый нарушителями: поскольку дети паразитов крупнее детей хозяев, это вызывает более мощное высвобождение инстинктивного пищевого поведения родителей-хозяев. Другими словами, потомство паразитов получает больше пищи, чем их хозяева. Что касается взрослых паразитов, то они давно ушли, отдав своих детенышей на попечение хозяев.

      ОШИБКИ ПРИ ПЕЧАТИ.

      Ситуация с паразитическими видами птиц является одним из примеров «темной стороны» инстинктов и механизмов обучения у животных. Другие примеры включают множество возможных ошибок, которые могут возникнуть при запечатлении. Такие ошибки возникают, когда животное либо не может получить отпечаток от соответствующей родительской фигуры, либо получает отпечаток от существа другого вида.

      В своих усилиях по созданию и сохранению своих территорий и привлечению самок самцы птиц данного вида разучивают определенную песню. Это происходит в критический период, когда, будучи птенцом, птица слышит песню своего отца и благодаря этому воздействию в конце концов вырабатывает свою собственную зрелую песню. Процесс этот длительный: неполовозрелая птица не начинает петь до следующей весны, когда она начинает пытаться сопоставить свою юношескую песню с той, которую она услышала от отца в критический период.

      Если в этот ранний критический период птенцу не дать услышать взрослую песню своего вида, у него никогда не разовьется видотипичная песня и, следовательно, сама его жизнь и его способность к размножению (что, в свою очередь, влияет на благополучие всего вида) находятся под угрозой. Птица может слышать песни других видов, но от этого ей мало пользы. По-видимому, существует сильно инстинктивный аспект того, чему птица может научиться в критический период, а также то, что птицы очень избирательны в отношении песен, производимых другими представителями их вида. Поэтому он выучивает либо правильную песню, либо вообще не учит.

      Почему импринтинг имеет решающее значение

      Импринтинг имеет решающее значение для развития животного, и не только потому, что акт импринтинга помогает животному научиться той или иной важной ранней функции, такой как ходьба. Помимо того, что происходит с животным в первые минуты его жизни, импринтинг повлияет на всю его судьбу как индивидуума, так и представителя своего вида. Предположим, животное запечатлелось на существе другого вида: это будет преследовать его всю оставшуюся жизнь, например, определяя его выбор партнера и поведение при ухаживании.

      Многие виды избегают социальных контактов с животными, не похожими на то, к которому они импринтировались. Другими словами, утенок, который правильно запечатлелся на своих родителях-утках, захочет проводить время с другими утками. С более широкой точки зрения природы и продолжающегося размножения форм жизни это хорошо, потому что помогает предотвратить попытки скрещивания между разными видами. Однако, если в результате какого-либо несчастного случая (или в результате воздействия искусственных условий, например, в эксперименте) животное запечатлелось на особи другого вида, это животное попытается ухаживать за представителем этого другого вида. позже в жизни — обычно с катастрофическими результатами.

      ТАРЗАН ЧЕЛОВЕК-ОБЕЗЬЯНА.

      Обсуждая критическую природу импринтинга, мы могли бы использовать всевозможные примеры животных, некоторые из которых мы обсуждали. Однако более убедительным является пример человека, хотя и вымышленного, который жил среди обезьян и пытался стать одним из них. Этот человек, конечно же, Тарзан, творение американского писателя Эдгара Райса Берроуза (1875–1950). Впервые появившись в Тарзан из обезьян (1914) и увековеченный в бесчисленных романах, фильмах, комиксах и мультфильмах, Тарзан является воплощением благородного дикаря или человека наедине с природой.

      Сын английского лорда, мальчик остается один в младенчестве в Африке после смерти родителей и воспитывается обезьяной, потерявшей собственного ребенка. Обезьяны называют его Тарзаном, что на их языке означает «белая кожа», и он растет одним из них. Позже он обнаруживает хижину своих родителей и оставленные там книги, учится читать, изучает английский язык и начинает раскрывать правду о своем происхождении. Став взрослым, он встречает и влюбляется в Джейн Портер, красивую молодую американку, которая, как и его родители, когда он был младенцем, была брошена неподалеку после мятежа на борту корабля. Джейн помогает открыть ему цивилизацию, и Тарзан в конце концов отправляется во Францию, Соединенные Штаты и другие далекие страны.

      В этой удивительной сказке можно найти предысторию других грубоватых персонажей американской литературы, прежде всего Бака, собака превратилась в волка в романе Джека Лондона (1876–1916) «Зов предков » (1903). Бак — особенно интересный пример с точки зрения биологических исследований, потому что Лондон, сторонник дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора, пытался показать общую эволюционную нить, связывающую собаку и волка и, следовательно, обезьяну и человека.

      Хотя Берроуз не так дидактичен, как Лондон, у него тоже была цель, цель, противоположная цели Лондона: показать, что человек, брошенный обстоятельствами, не зависящими от него, в мир животных, может утвердить свою человечность. Возможно, в сценарии Тарзана даже был классовый элемент, поскольку молодой Тарзан является отпрыском знати и в конечном итоге доказывает свое благородное происхождение, поднимаясь над обстоятельствами. (Это тоже тема, весьма далекая от сердца Лондона, который был социалистом.)

      Если оставить в стороне весь литературный анализ, есть ли правда, с точки зрения того, что мы знаем о запечатлении, инстинкте и обучении, в изображении Берроуза Тарзана? Ответ — громкое «нет». Если предположить, что мальчика могут вырастить обезьяны, он станет социализированным как обезьяна. Вполне уместно, что в одном из рассказов Берроуза Тарзан влюбляется в самку обезьяны, думая, что он принадлежит к тому же виду. Обезьяна, со своей стороны, признает разницу между ними и отвергает человека в пользу обезьяны-самца.

      В реальной жизни Тарзан был бы человеком только в биологическом смысле; в противном случае у него отсутствовали бы практически все человеческие качества. Мало того, что он будет дурно пахнуть (с нашей точки зрения) и покрыт волосами, он также будет совершенно незнаком с человеческой речью или даже с человеческими мыслительными процессами, которым необходимо научиться. Наиболее нелепой является мысль, что он найдет книги и признает их средством общения, не говоря уже о том, чтобы научиться их читать. Предположим, что у него было вырос как человек, но он никогда не видел ни книги, ни даже письменного слова. Даже если бы он был самым блестящим из когда-либо живших людей, он обращался бы с книгами, как обезьяна, — как с простыми вещами.

      Сравнение людей и животных

      Случай с Тарзаном является подходящим местом, чтобы завершить это обсуждение несколькими словами о людях и их месте в контексте большего концепции инстинкта, импринтинга и научения. Обладают ли люди инстинктами? Похоже, что да, поскольку мы склонны к определенным автоматическим, врожденным реакциям. Например, человеческие младенцы способны улыбаться в возрасте четырех недель, даже если они не знают, что «означает» улыбка. С другой стороны, люди не так склонны к инстинктивному поведению, как животные; в целом у высших млекопитающих и особенно у человека инстинктивные характеристики уменьшаются в пользу способности к обучению.

      Наши методы обучения сильно отличаются от методов низших животных, которые «учатся» способами, не задействующими сознательное мышление. Например, улитка при прикосновении втягивает голову обратно в раковину, но при повторном прикосновении без последующего вреда реакция отдергивания прекращается. Улитка испытала привыкание, тип поведения, при котором у животного развивается тенденция игнорировать раздражитель, который повторяется снова и снова. По-видимому, нервная система улитки «узнала», что раздражитель не является угрожающим, и остановила рефлекс.

      Это очень далеко от обучения в том виде, в каком его испытывают люди, особенно когда мы проходим первые несколько недель и месяцев жизни. Даже с самых ранних моментов своего существования — то есть еще в утробе матери — человек осознает себя так, как немногие животные, кроме млекопитающих, если таковые вообще имеются. Кроме того, самосознание человека в возрасте примерно двух лет выходит далеко за рамки любого представления о себе, которым обладают даже высшие формы млекопитающих. Из того, что мы можем различить, домашняя кошка или даже обезьяна не испытывают никаких мыслей, подобных 9.0162 Кто я? или Каково мое место в порядке вещей? (Конечно, почти каждый, у кого было домашнее животное, в тот или иной момент полагал, что кошка или собака были вовлечены в такого рода философские исследования, но это может быть просто антропоморфизмом — приписыванием животным человеческих качеств.) двухлетний ребенок уже формирует сложные суждения о своей роли в отношении мамы, папы, братьев и сестер, других родственников и домашних животных.

      ИМПРИНГИНГ У ЧЕЛОВЕКА.

      В то время как у людей меньше инстинктивных реакций, чем у большинства животных, и они гораздо более способны к обучению, чем любое другое существо, в области импринтинга мы не так сильно отличаемся от коров или даже птиц. Мы обсудили важность импринтинга у птиц, но следует отметить, что импринтинг не менее важен для копытных млекопитающих, таких как крупный рогатый скот или овцы, поскольку они склонны собираться в большие стада, где молодое животное можно легко отделить от матери. Точно так же и у людей импринтинг определенного рода имеет решающее значение.

      Люди не так жестко запечатлевают, как гуси, но достаточно ясно, что в уме младенца происходит некоторый тип импринтинга. Вполне возможно, что Тарзан, проведя год со своими человеческими родителями, может сохранить некоторые человеческие качества — но только потому, что это был первый год его жизни, когда разум по определению наиболее впечатлителен. Точно так же ребенок, проведший шесть или семь лет среди людей, будет настолько полно социализирован как человек, что он или она, вероятно, сохранит это человеческое качество, даже если его поместить среди обезьян.

      Со времен греков люди понимали, что частью того, что делает нас людьми, является контакт с другими людьми. Поэтому младенец, разлученный с матерью на длительный период в течение первого года жизни, может страдать серьезной умственной отсталостью; разлука на несколько месяцев может привести к непоправимому ущербу и даже смерти. Есть слишком много ужасных историй о людях, которые в результате пренебрежения, жестокого обращения или просто несчастья были вынуждены расти в той или иной форме изоляции и в результате страдали чахлостью. Обычно результат этой изоляции далеко не так привлекателен, как благородный дикарь, изображаемый в литературе или в таких фильмах, как 9.0162 Nell (1994), в котором Джоди Фостер играет молодую женщину, выросшую без общения с другими людьми.

      ГДЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

      Поведение животных. Университет Плимута, факультет психологии (веб-сайт). .

      Познание и обучение животных. Университет Тафтса (веб-сайт). .

      Дрессировка собак доктора П. Университет Висконсина — Стивенс-Пойнт (веб-сайт). .

      Гулд, Джеймс Л. и Кэрол Грант Гулд. Животный разум. New York: Scientific American Library, 1994.

      Instinct (веб-сайт). .

      Милн, Лорус Джонсон и Марджери Джоан Грин Милн. Поведение и обучение детенышей животных. Честер, Коннектикут: Globe Pequot Press, 1989.

      Роджерс, Лесли Дж. и Гизела Т. Каплан. Песни, рев и ритуалы: общение птиц, млекопитающих и других животных. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2000.

      Тинберген, Нико. Исследование инстинктов. Нью-Йорк: Clarendon Press, 1989.

      Топофф, Ховард Р. Читатель по естественной истории в поведении животных. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1987.

      «Где моя мамочка? Отпечаток в дикой природе и в операции «Миграция — Путешествие американских журавлей на север». Анненберг/Корпорация общественного вещания (веб-сайт). .

      КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

      ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ РЕЛИЗЕР:

      Простой стимул, вызывающий модель фиксированного действия или FAP.

      ЭТОЛОГИЯ:

      Изучение поведения животных, включая его механизмы и эволюцию.

      ФАПы:

      Фиксированные модели поведения или сильные реакции со стороны животного на определенные раздражители. FAP фактически является синонимом инстинкта.

      ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ:

      Обучение поведению в критический период в раннем возрасте, так что поведение становится постоянным.

      ВРОЖДЕННОЕ:

      Термин для описания поведения, которое присутствует и завершено внутри индивидуума и для изучения которого не требуется никакого опыта. Например, у рыб есть врожденная способность плавать, тогда как люди должны научиться ходить.

      About the Author

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts