Архетипы персонажей в литературе | Литературные архетипы
Какими могут быть герои книг? Как написать правдоподобный характер? Собрали для вас подробный справочник
Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.
Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.
Содержание
- Архетипические персонажи
- Сюжетные архетипы
- Несколько архетипических сюжетов в одном произведении
- Сюжетные штампы
Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.
Архетипические персонажи
В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют:
женские персонажи;
мужские персонажи.
Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».
Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.
Мужские персонажи
Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг:
Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо.
Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром».
Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку.
Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми.
Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью.
Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины.
Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.
Женские персонажи
В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей:
Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I».
Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола.
Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений.
Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации.
Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи.
В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.
Сюжетные архетипы
Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории.
Взросление
Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера».
Месть
По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.
Жертвенность
Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.
Загадка
Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности.
Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи».
Искушение
Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами.
Любовь
Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро».
Открытие
Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Преображение
Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого.
Преследование
Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Противостояние
Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война».
«Из грязи в князи»
Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого.
Путешествие
Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец».
Разложение
Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Спасение
Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».
Несколько архетипических сюжетов в одном произведении
Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение».
Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.
Сюжетные штампы
При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов:
Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке.
Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем.
Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни.
Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами.
Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории.
Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей.
Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.
Опубликовать свою книгу |
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге:
Как написать хоррор?
Как писатели справлялись с выгоранием
Атмосфера в произведениях
Как привлечь читателей на авторскую страницу ЛитРес
Женские архетипы и стиль — гайд • Журнал DRESS
Что такое архетипы и откуда они взялись
В июле 1919 на своем докладе в Лондоне швейцарский психиатр Карл Густав Юнг впервые использует слово «архетип», даже не догадываясь, что его теория скоро станет основой для психологического анализа личности, а позже – поможет формировать собственный стиль.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Daniela Gregis
Архетип – это совокупность сценариев и установок человека, которые определяют его тип мышления и поведение в разных ситуациях. Архетип допустимо назвать социальной ролью.
Принято считать, что Юнг выделял определенное число архетипов – где-то фигурирует число 7, где-то – 12. Правда в том, что сам Юнг никогда не ограничивал количество архетипов, подчеркивая – архетипов столько, сколько социальных ролей существует в обществе. А значит – бесчисленное множество.
В 1991 году авторы Кэрон Пирсон и Хью Марру опубликовали модель Пиррсон-Марра, которая была построена на основе теории Юнга, но сокращена до 12 архетипов. Конечно, авторы модели не стремились внедрить ее в область моды и стиля, но мир моды подхватил идею и адаптировал ее.
Так появились вспомогательные термины:
- Архетип в одежде – создание уникального гардероба и составление образов на основе психологического типа личности. Применяется, как способ создания собственного имиджа и как инструмент, для управления реакциями и впечатлениями.
- Архетип бренда – стратегия, построенная на присвоении бренду определенной модели поведения. Определяет, как будет выглядеть бренд в глазах потребителей, выстраивать коммуникацию и формировать корпоративную культуру. Например, компания Crocs – это архетип творец. В своей работе они руководствуются созданием чего-то уникального, кастомного, концептуального. А модный дом Balenciaga – архетип бунтарь: нестандартные решения, необычные сочетания, смелые формы.
Balenciaga
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архетипы брендов в этом материале затрагивать не будем – сосредоточимся на архетипах личности и разберемся, как можно передать их в одежде и как они могут помочь в выборе своего стиля.
12 архетипов личности
Каждый из предложенных Пирсоном и Марру архетипов – это уникальный набор поведенческих характеристик, стремлений и привычек, которые могут и должны проявляться во внешнем виде.
Какие есть 12 архетипов в одежде:
- герой;
- правитель;
- заботливый;
- искатель;
- мудрец;
- славный малый;
- простодушный;
- маг;
- бунтарь;
- творец;
- эстет;
- шут.
Рассмотрим подробно каждый архетип, познакомимся с основными характеристиками и разберемся, как построить на основе этих данных свой персональный стиль.
В каждом из архетипов мы оставим краткое описание – оно поможет тебе провести самоанализ и понять, какой из 12 вариантов тебе ближе.
Герой
Другие названия: спаситель, воин, лидер.
Характеристика: архетип Герой – это человек, который стремится доказать свою ценность и делает это благодаря смелости и умению выходить из сложных ситуаций. Старается сделать мир лучше и всегда приходит на помощь тем, кто в беде.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слабые стороны: бывает слегка высокомерным, всегда отстаивает свою позицию, от чего кажется излишне принципиальным.
Как одеваться архетипу герой
Общие рекомендации: обрати внимание на минимализм, вещи понятной формы со структурированным силуэтом. Одежда должна быть комфортной, не стесняющей движения, но при этом четкой, не расслабленной.
Paco Rabanne
Подходящие ткани: гладкие и плотные, например, кожа. Уместны также грубая вязка, модная сейчас сетка, трикотаж, хлопок.
Цветовая гамма: серый и черный, все варианты приглушенных оттенков, спортивные динамичные цвета – яркие, сочные.
Украшения: отлично смотрятся аксессуары с намеком на военный стиль, а также скромные, но оригинальные аскетичные варианты.
Примеры архетипа Герой: Китнисс в фильме «Голодные игры» в исполнении Дженнифер Лоуренс, Элис (Мила Йовович) в «Обитель зла. Возмездие».
Дженнифер Лоуренс
Мила Йовович
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Правитель
Другие названия: управленец, босс, король, политик.
Характеристика: не нужно даже проходить тест на архетип, чтобы понять, что правитель – человек власти, престижа и богатства. Правителю важно контролировать и наводить порядок и не менее важно – иметь статус.
Слабые стороны: правители не умеют делегировать и руководствуются принципом: хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам.
Как одеваться архетипу правитель
Общие рекомендации: выбирайте вещи с идеальной посадкой и четкими границами. Одежда должна быть симметричной, хорошо держать форму и демонстрировать дороговизну, даже если куплена на распродаже в масс-маркете. При этом допустимо подчеркивать женственность – игриво открыть ключицы, например.
Elie Saab
Подходящие ткани: те, что держат форму и демонстрируют статусность женщины. Подойдут костюмная шерсть, мех, бархат, плотный шелк, джерси, трикотаж.
Цветовая гамма: глубокая. Уместны бордо, черный, белый, синий, а в качестве акцентов золото и серебро. Отлично смотрится изумрудный, а также благородные бежево-коричневые тона.
Украшения: заметные, крупные, в дворцовой тематике – колье из жемчуга, крупные серьги. Часы и браслеты – статусные, брендовые, очки – с укрупненной оправой.
Примеры архетипа Правитель: Миранда Пристли (Мерил Стрип) в «Дьявол носит Prada», Элейн (Шарлиз Терон) в «Опасном бизнесе».
Мерил Стрип
Шарлиз Терон
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Заботливый
Другие названия: ментор, мать, няня, помощник, родитель.
Характеристика: архетип женщины Заботливый – это неутолимая тяга к обереганию и защите. Это щедрые и сочувствующие личности, что особенно проявляется в отношении выбранного объекта заботы. Именно заботливый архетип – люди, которые идеально попадают с подарком и всегда дарят то, что нужно конкретному человеку.
Слабые стороны: всегда жертвуют собой в угоду другим.
Как одеваться архетипу заботливый
Общие рекомендации: главное для заботливого архетипа, чтобы одежда была аккуратной. Прослеживается легкая консервативность, поэтому все образы симметричные, статичные и без резких углов.
Jil Sander
Ткани: могут быть стабильными и хорошо удерживающими форму или немного эластичными. Подходящими материалами будут, например, твид, кашемир, хлопок, лен и трикотаж.
Цвета: сдержанные, консервативные. Лучше всего подходят приглушенные оттенки, а также все варианты нюда.
Украшения: сдержанные и традиционные, такие как нить жемчуга на шею или классические золотые серьги.
Примеры архетипа в кино: Кейтилин Старк (Мишель Фэйрли) в сериале «Игра престолов», Джейн Эйр (Миа Васиковска) в одноименном фильме 2017 года.
Мишель Фэйрли
Миа Васиковска
Искатель
Другие названия: странник, скиталец, исследователь.
Характеристика: архетип личности Искатель – это свободные женщины, которые не обременяют себя ограничениями. Оптимистично настроенный тип, в любой ситуации видящий позитив. Всегда в движении, а главной целью ставит поиск смысла жизни.
Слабые стороны: часто отстранены от общества. До последнего не могут найти свое место в жизни.
Ralph Lauren
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как одеваться архетипу искатель
Общие рекомендации: свобода самовыражения и отсутствие четких границ – вот основа для гардероба архетипа искатель. Стиль строится на многослойных образах, асимметрии, одежде комфортной и свободной. Гармонично смотрятся в образе вещи из категории унисекс.
Ткани: хлопок, замша, флис, мягкая кожа. Уместны будут материалы с эффектом поношенности.
Цвета: природные, мягкие. Оливковый, хаки, бежево-коричневые оттенки, цвета с выцветшим эффектом, припыленные оттенки.
Украшения: приближенные к природе. Подойдут детали в этническом или морском стиле, а также характерные для сафари направления. Можно добавить и что-то технологически-приключенческое: подвеску в виде компаса, например.
Примеры архетипа искатель: Ева Рохас (Пенелопа Крус) в фильме «Сахара», Шерил (Риз Уизерспун) в картине «Дикая».
Пенелопа Крус
Риз Уизерспун
Мудрец
Другие названия: философ, учитель, эксперт.
Характеристика: архетип Мудрец всегда в поисках ответов на вопросы. Он хочет знать, как устроен мир, обладает критическим мышлением и склонностью к анализу. Для этого типа характерны спокойствие и хладнокровие – даже когда мир вокруг рушится, они сохраняют беспристрастность.
Слабые стороны: может быть теоретиком – погружаться и изучать, но не действовать.
Как одеваться архетипу мудрец
Общие рекомендации: спокойствие и закрытость – вот, какие ощущения вызывается одежда архетипа мудрец. Стиль строится на свободе, цельности и минимализме. Отлично подчеркивают особенности характера вещи унисекс. Мудрецам подходят брючные костюмы, платья-рубашки и одежда прямого кроя.
Ткани: удерживающие форму, а также хлопок, шерсть, трикотаж.
Цвета: доминирует серая, черная и белая палитра. Из цветных – темные оттенки базовых цветов. Гардероб лучше строить на низкоконтрастных сочетаниях.
Украшения: минималистичные. Отлично вписываются в образ очки – корректирующие или стилевые.
Примеры архетипа Мудрец: Линда (Джулианна Мур) в фильме «Учитель английского», Грэйс (Сигурни Уивер) в «Аватаре».
Джулианна Мур
Сигурни Уивер
Славный малый
Другие названия: партнер, сирота, работяга, добрый сосед.
Характеристика: архетип личности славный малый – это социальный и погруженный человек. Женщины с таким складом характера часто разделяют феминистские взгляды и активно участвуют в их продвижении. Главное в жизни человека с архетипом партнер – равноправие.
Слабые стороны: попытки слиться с другими людьми часто заставляют человека потерять себя.
Как одеваться архетипу славный малый
Общие рекомендации: женский архетип славный малый гармоничен в простой одежде со свободной посадкой. Категорически не подходит приталенная одежда, а также наряды с четкими линиями и углами. Один из самых подходящих вариантов – оверсайз.
Celine
Ткани: которые не держат форму. Могут быть мягкими и пластичными, либо грубыми. Деним, кожа, хлопок, трикотаж – уместный выбор.
Цвета: приглушенные. Гармоничны все оттенки синего и зеленого, а также серый, коричневый, бежевый, розовый.
Украшения: простые и немного инфантильные – фенечки, браслеты, подвески. Хорошо впишутся в образ аксессуары, позаимствованные у стиля хиппи.
Примеры архетипа Славный малый: Элис (Джулианна Мур) в фильме «Всё ещё Элис», Ева (Бри Ларсон) в фильме «Просто помиловать».
Джулианна Мур
Бри Ларсон
Простодушный
Другие названия: мечтатель, идеолог, романтик, наивный.
Характеристика: архетип Простодушный мечтает жить в утопии: идеальный мир, идеальная работа, идеальный муж. Все должны быть райским. При этом отвечать за создание таких условий этот архетип не хочет. Всегда надеется на авось.
Слабые стороны: может быть излишне наивным.
Anna Sui
Как одеваться архетипу простодушный
Общие рекомендации: рекомендуется строить гардероб на основе свободных форм с размытыми границами. Приветствуется динамика, а также обилие украшений – воланы, рюши, оборки.
Ткани: мягкие и пластичные. Впишутся в гардероб кашемир, шерсть, трикотаж, кружева.
Цвета: преобладает светлая палитра. Подходит молочный, все варианты пастели и нежных тонов. В качестве базовых можно использовать серый и коричневый.
Примеры архетипа простодушный: принцесса Анна (Одри Хепбёрн) в фильме «Римские каникулы», Саммер (Зои Дешанель) в «500 дней лета».
Одри Хепбёрн
Зои Дешанель
Маг
Другие названия: провидец, визионер, волшебник.
Характеристика: архетип Маг – это женщина, которая верит в силу Вселенной и всегда ждет от нее отдачи. Стремится менять внутренний мир, чтобы тем самым поменять все вокруг себя. Маги очень духовны и стараются реализоваться именно в этой сфере.
Слабые стороны: попытки преобразить мир часто превращают магов в манипуляторов.
Roberto Cavalli
Как одеваться архетипу маг
Общие рекомендации: архетип Визионер и его стиль одежды – это свободные вещи с обилием драпировок и летящих деталей. Гармонично смотрится в образе одежда сложного кроя, когда нельзя на первый взгляд определить, как именно устроена та или иная вещь.
Ткани: тонкие, пластичные, поддающиеся драпировкам. Подойдут шелк, тонкий трикотаж, мех, шифон.
Цвета: самый характерный цвет – черный, а также другие мистические варианты вроде фиолетового или бордового. Цветовые сочетания глубокие, темные, с низким контрастом.
Украшения: с магической составляющей. Медальоны, перстни, состаренные металлы, полудрагоценные камни и минералы. Хорошо впишется в образ все странное и непривычное.
Примеры архетипа маг: Беллатриса Лестрейндж (Хелена Бонем Картер) в франшизе «Гарри Поттер», госпожа Малкин (Джулианна Мур) в фильме «Седьмой сын».
Хелена Бонем Картер
Джулианна Мур
Бунтарь
Другие названия: революционер.
Характеристики: архетип Бунтарь – это противодействие во всем. Женщина такого типа стремится изменить привычный ход вещей, бросить вызов и эпатировать. Ей нравится быть «дрянной девчонкой» – в таком амплуа архетип чувствует себя лучше всего.
Слабые стороны: велик риск поддаться влиянию темной стороны души и стать реальным преступником.
Saint Laurent
Как одеваться архетипу бунтарь
Общие рекомендации: стиль архетипа Бунтарь – это эпатаж и хаотичность. Отлично подчеркивает бунтарский дух асимметрия и другие проявления авангарда, деконструктивизма. При этом важно, чтобы границы вещей были четкими и выразительными – все обтекаемое и драпирующееся не подходит этому архетипу.
Ткани: которые держат форму. Подойдет плотный хлопок, толстый трикотаж, кожа, деним. Для акцентов или вечерних луков можно использовать металлик.
Цвета: преимущественно темные. В качестве акцентов используется яркий красный. Гармоничны будут темные оттенки, а также любые варианты контрастов.
Украшения: все смелое и немного байкерское, гранжевое. Кастеты, модные сейчас украшения в виде цепей, булавки, крупные броши с тематическим дизайном.
Примеры архетипа бунтарь: Домино Харви (Кира Найтли) в фильме «Домино», Джиа (Анджелина Джоли) в одноименной картине 1998 года.
Кира Найтли
Анджелина Джоли
Творец
Другие названия: создатель, новатор, фантазер, экспериментатор.
Характеристика: Творцы своим главным смыслом делают самовыражение и обязательно в материальной форме. Женщинам такого типа важно создавать что-то материальное и делать это частью истины. Находят себя в творчестве и других делах, связанных с воображением.
Слабые стороны: склонны к перфекционизму во всех сферах жизни.
Viktor & Rolf
Как одеваться архетипу творец
Общие рекомендации: запутанный и творческий – так можно охарактеризовать архетип Творец. Стиль строится на сложных формах, которые выглядят как арт-объекты. Приветствуется все новаторское и концептуальное, креативное.
Ткани: любые, но лучше всего подойдут нестандартные фактуры и разные нетипичные для одежды материалы.
Цвета: сочные, яркие. Хорошо подчеркивают натуру творца разные необычные сочетания оттенков и неожиданные контрасты. Можно адаптировать в образах приемы из художественной области – добавить немного акварели, например.
Украшения: идеально впишется в образ украшение, сделанное в технике хендмэйд. Также стоит присмотреться к концептуальному искусству в создании аксессуаров – идея для творца куда важнее формы.
Примеры архетипа творец: Мэгги (Энн Хэтэуэй) в ленте «Любовь и другие лекарства», Герда (Алисия Викандер) в фильме «Девушка из Дании».
Энн Хэтэуэй
Алисия Викандер
Эстет
Другие названия: любовник, коммуникатор, энтузиаст.
Характеристика: архетип Любовник – это женщина, всегда имеющая объект очарования. Она желает восхищения, да и сама восхищена всем вокруг. Комфортно чувствует себя только когда проявляется в любви: дружеской, романтической или даже духовной.
Слабые стороны: стремится угодить всем, теряя себя.
Dolce & Gabbana
Как одеваться архетипу эстет
Общие рекомендации: в основу стиля Эстета ложатся силуэты, которые выделяют красоту женского тела. Все вещи в гардеробе архетипа изысканные, с акцентами на достоинствах. В отличие от большинства других архетипов, эстет всегда выделяет гендерную принадлежность одежды.
Ткани: мягкие, элегантные. Подчеркнуть чувственность Любовника поможет шифон, кашемир, вискоза, шелк.
Цвета: нежные или чувственные. Одинаково гармоничны будет алая палитра и пастель. Черный цвет подойдет в качестве акцентного.
Украшения: изысканные. Каждая деталь должна выдавать чувственность, женственность и утонченность.
Примеры архетипа эстет: Лу (Эмилия Кларк) в фильме «До встречи с тобой», Роза (Кейт Уинслет) в «Титанике».
Эмилия Кларк
Кейт Уинслет
Шут
Другие названия: джокер, клоун, юморист.
Характеристика: женщина архетипа Шут – человек веселья, причем любит смеяться больше над другими. Юмор помогает преодолеть все испытания, которые подкидывает судьба. Тип очень зависит от эмоций и впечатлений, а без них – может заскучать.
Слабые стороны: шуты могут быть немного легкомысленными, что заметно влияет на становление личности и жизнь в целом.
Как одеваться архетипу шут
Общие рекомендации: подчеркнуть легкий характер поможет необычная одежда с нотами деконструктивизма, гротеска. Гармоничны в образа вещи хаотичных форм, с яркими деталями и гипертрофированными элементами.
Ткани: любые. Если вещь имеет характерный для гардероба шута крой, не имеет значения, из чего она отшита. Иногда имеют место нестандартные материалы – модная сейчас сетка, блестки, пластик.
Moschino
Цвета: яркие. Лучше, если это будут чистые оттенки без примесей, которые выглядят дерзко и пестро. Отлично вписывается неон. Допустимы неожиданные контрасты.
Украшения: любые яркие и креативные: солнцезащитные очки яркой отделкой, огромные серьги кислотного цвета, бусы и ожерелья нестандартной формы.
Примеры архетипа шут: Эль (Риз Уизерспун) в фильме «Блондинка в законе», Дина Майлз (Мелисса Маккарти) в картине «Душа компании».
Риз Уизерспун
Мелисса Маккарти
Вопросы
Обязательно ли следовать рекомендациям, которые даны по моему архетипу? Насколько это вообще полезная информация?
Гардероб разных архетипов – это просто ориентир, который поможет в поиске стиля. Вещи, подобранные по психологическому типу личности, будут отражать особенности твоего характера и транслировать их окружающим. Они подчеркнут тебя, как личность.
Но, если ты не хочешь демонстрировать свой архетип, следовать рекомендациям необязательно. Возможно, тебе не понравятся рекомендации стиля, которые дает теория архетипов. Поэтому рассматривай архетипы просто, как один из источников идей для формирования своего стиля.
В поиске стиля ты можешь воспользоваться другими инструментами, например, теорией Кибби – там стиль строится на внешних данных.
Как определить архетип человека?
Есть тесты, которые помогают разобраться в себе и понять, какой из архетипов тебе ближе. Чаще же, достаточно проанализировать свое поведение в разных ситуациях и жизни в целом и соотнести его с описаниями архетипов. Можно подумать, какая социальная роль тебе чаще всего ближе — и определить свой архетип личности исходя из этого.
Какой стиль у архетипа бог?
Мы говорим про архетипы, которые предложены Пирсоном и Марру – в их классификации архетипа Бог нет. Лучше ориентироваться именно на теорию этой пары ученых – она адаптирована для людей, далеких от психоанализа и отлично отражает сущность разных людей.
Журнал DRESSВсе о выборе одежды и своего стиля — стильные инструкции и примеры от редакции DRESS.
Написать свое мнение
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!
15 примеров архетипов, которые сделают ваш текст более выразительным
Ищете примеры архетипов, чтобы сделать ваш текст более ярким?
Готовы создать завораживающих персонажей, которых ваши читатели не смогут забыть?
Тогда вам понравится то, что вас ждет впереди!
Теперь архетипы — это элементарный инструмент для вашего письма, потому что они помогают вам создавать ярких персонажей, которые по-прежнему реалистичны и реалистичны.
Итак, если вы готовы вывести свое повествование на новый уровень, мы собрали 15 примеров архетипов, которые помогут вам сформировать героев, любовников и преступников вашей следующей дразнящей сказки.
Давайте углубимся.
Что такое архетип?
Архетип — это литературный прием, используемый для создания персонажей, обладающих определенными качествами и поведением.
Читатели отождествляют себя с этими характеристиками и относятся к ним, потому что у них есть ожидания для каждого типа персонажей. Когда ожидания читателя оправдываются, он больше вкладывается в сюжетную линию.
Происхождение архетипа
Термин «архетип» взят из работы швейцарского психолога Карла Юнга.
Так вот, Юнг считал, что все люди рождаются с бессознательным набором знаний и образов и разделяют его.
И поскольку у всех нас есть эти паттерны в нашем подсознании, мы распознаем эти архетипические фигуры, когда видим их, и знаем, какие характеристики их определяют.
Архетипы в писательстве и повествовании
В контексте письма и повествования архетипы помогают писателям создавать интересные истории, которые поражают читателей на примитивном уровне.
В результате вы найдете архетипы в литературе, сказках, мифологии, религии, психологии, социологии, философии, искусстве, кино, телевидении, маркетинге, политике и многом другом.
3 типа архетипов с примерами
В повествовании используются три вида архетипов.
Характерные, ситуационные и символические.
Рассмотрим каждый.
Архетип персонажа
Архетип персонажа — наиболее распространенный тип архетипа, используемый в литературе.
Архетипами персонажей являются такие фигуры, как:
- Воин (Уильям Уоллес в «Храбром сердце»)
- Антигерой (Дон Дрейпер из Безумцев)
- Сирота (Симба из Короля Льва)
Каждый персонаж играет определенную роль в истории.
Ситуационный архетип
Ситуационные архетипы — это обстоятельства, обычно используемые во многих жанрах и рассказах.
Например:
- Воссоединение с потерянной любовью — это ситуационный архетип, который можно найти в любовном романе.
- Битва между добром и злом — ситуационный архетип, распространенный в приключенческих историях.
Символический архетип
Символические архетипы — это объекты или места в истории, которые представляют (или символизируют ) нечто более глубокое.
Например, символика светлого и темного может представлять собой сюжетную линию добра и зла.
Автор может представить героя рассказа в яркой и воздушной обстановке, например, на открытом воздухе на пляже или в солнечном саду.
Злодей этой истории может дебютировать в темноте, например, в переулке возле захудалого бара поздно ночью.
Светлый и темный фон символизируют природу каждого персонажа.
12 архетипических персонажей с примерами архетипов из литературы, поп-культуры и других источников
Далее следует наш простой для понимания список архетипических персонажей.
Каждый из этих персонажей поставляется со своим собственным набором примеров архетипов из литературы, фильмов, телевидения и рекламы, которые помогут закрепить ваше понимание архетипов.
Запомнить:
Эти примеры — лишь малая часть того, что есть.
По правде говоря, независимо от того, пишете ли вы следующий великий американский роман или разрабатываете архетип бренда для своего бизнеса, существует множество способов использовать архетипы, чтобы рассказать историю.
Тем не менее, давайте проанализируем эти 12 архетипических персонажей.
1. Любовник
Архетип Любовника страстно стремится создать связь со своим сердечным желанием, чего бы это ни стоило.
- Сильные стороны: романтика, убежденность, преданность
- Слабые стороны: идеализм, страх быть отвергнутым, готовность пожертвовать всем
- Описательные слова: желание, близость, чувственность
- Примеры персонажей: Росс Геллер из «Друзей», Шарлотта из «Секса в большом городе», Ромео и Джульетта
- Примеры брендов Lover: Victoria’s Secret, Chanel, Alfa Romeo
- Отраслевые примеры: ароматы, вина, экзотические путешествия
2.
ГеройАрхетип Героя преодолевает многочисленные испытания, внутренние и внешние, чтобы добиться справедливости и спасти положение. Обычно они владеют навыком, хотя он может быть неразвитым.
- Сильные стороны: мужество, решительность, честь
- Слабые стороны: гордость, отчужденность, тщеславие
- Описательные слова: честный, целеустремленный, сильный
- Примеры персонажей: Люк Скайуокер из «Звездных войн», Джон Сноу из «Игры престолов», Ахиллес из «Илиады 9»0056
- Примеры брендов Hero: Nike, BMW, Red Cross
- Отраслевые примеры: спортивная одежда, услуги экстренной торговли, такие как сантехника и электричество, наружное и тактическое снаряжение
3. Преступник
Архетип Преступника — мятежник, с причиной или без нее. Они не соответствуют статус-кво или общественным ожиданиям. Они всегда сомневаются в авторитетах.
- Сильные стороны: независимость, упорство, находчивость
- Слабые стороны: воинственный, мстительный, отсутствие статуса
- Описательные слова: разрушительный, революция, освобождение
- Примеры персонажей: Ханс Соло в «Звездных войнах», Китнисс Эвердин в «Голодных играх», Бэтмен в «Темном рыцаре»
- Примеры брендов Outlaw: Harley-Davidson, Diesel (джинсовая мода), Virgin (Ричард Брэнсон)
- Отраслевые примеры: автомобилестроение, боди-арт, альтернативная одежда
4. Обыватель
Архетип обывателя — это дружелюбный соседский парень или девушка, который просто хочет принадлежать и ведет довольно простую жизнь.
- Сильные стороны: поддерживающий, аутентичный, близкий
- Слабые стороны: невнятная личность, базовая, наивность
- Описательные слова: средний, приземленный, скромный
- Примеры персонажей: Доктор Ватсон из «Шерлока Холмса», Лесли Ноуп из «Парков и зон отдыха», Ник Кэррауэй из «Великого Гэтсби»
- Примеры брендов Everyman: Ikea, Target, Budweiser
- Отраслевые примеры: семейная жизнь, комфортная еда, повседневная одежда
5.
ПравительАрхетип Правителя — это тот, кто обладает властью над другими, будь то эмоциональная, финансовая, юридическая или политическая. Они могут использовать свою силу во благо или во зло.
- Сильные стороны: ресурсы, лидерство, сила.
- Слабые стороны: подозрительность, превосходство, контроль
- Описательные слова: харизма, красноречие, властность
- Примеры персонажей: Дон Корлеоне из «Крестного отца», Т’Чалла из «Черной пантеры», тетя Салли из «Приключений Гекльберри Финна»
- Примеры марок линейки: Mercedes-Benz, Rolex, Louis Vuitton
- Отраслевые примеры : бренды класса люкс, торжественная одежда, отели
6. Волшебник
Архетип Волшебника — это просветленная фигура мистической силы, которая воплощает мечты в реальность. Они предлагают путешествие трансформации, где обычное становится необычным.
- Сильные стороны: харизматичный, творческий, знающий
- Слабые стороны: продажность, высокомерие, идеализм
- Описательные слова: дальновидный, открытие, мистический
- Примеры персонажей: Гэндальф из «Властелина колец», Дамблдор из «Гарри Поттера», Морфеус из «Матрицы»
- Примеры торговой марки Magician: Disney, Tesla, косметика MAC
- Промышленные примеры: развлечения, красота, здоровье
7. Невинный
Архетип Невинного чист сердцем с намерениями всегда добрыми, а не злыми. Они верят в лучшее из других, даже когда сталкиваются с доказательствами, говорящими об обратном.
- Сильные стороны: доброта, оптимизм, энтузиазм
- Слабые стороны: ранимый, наивный, скучный
- Описательные слова: верный, искренний, полезный
- Примеры символов: Форрест Гамп, Дороти в «Волшебнике страны Оз», Скаут в «Убить пересмешника»
- Примеры торговых марок Innocent: Dove, Aveeno, Whole Foods
- Отраслевые примеры: органические продукты, чистящие средства и услуги, свежие продукты
8.
МудрецМудрец — это мудрец, образ матери или архетип наставника. Они являются проводником для главного героя.
- Сильные стороны: мудрость, опыт, проницательность
- Слабые стороны: осторожный, медлительный, самоуверенный
- Описательные слова: знание, анализ, руководство
- Примеры персонажей: Йода из «Звездных войн», мистер Мияги из «Каратэ-пацана», Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят»
- Примеры брендов Sage: Google, PBS, MIT
- Отраслевые примеры: новости и СМИ, школы и университеты, консультанты
9. Воспитатель
Архетип Заботливого человека бескорыстен, он присматривает и заботится обо всех остальных.
- Сильные стороны: верность, щедрость, бескорыстие
- Слабые стороны: подверженность эксплуатации, наивность, отсутствие личных амбиций
- Описательные слова: поддержка, забота, сочувствие
- Примеры персонажей: Мэри Поппинс, Алиса из группы Брейди, Кэлпурния из «Убить пересмешника»
- Примеры брендов Caregiver: Суп Кэмпбелл, Всемирная федерация дикой природы, Pampers
- Отраслевые примеры: здравоохранение, некоммерческие и благотворительные организации, экологические организации
10.
ИсследовательИсследователь — типичный персонаж, всегда готовый к приключениям. У них есть основное желание исследовать неизвестное, независимо от опасности.
- Сильные стороны: любопытный, целеустремленный, предприимчивый
- Слабые стороны: r estless, ненадежный, безрассудный
- Описательные слова: смелый, волнующий, независимый
- Примеры персонажей: Индиана Джонс, Гек Финн из «Приключения Гекльберри Финна», Одиссей из «Одиссеи»
- Примеры марки Explorer: Jeep, Patagonia, Red Bull
- Примеры из отрасли: экстремальные виды спорта, приключенческие путешествия, снаряжение для активного отдыха
11. Шут
Архетип Шут — забавный парень, который делает всех счастливыми. Он обеспечивает комическое облегчение в напряженных ситуациях или иногда указывает на универсальные истины в сюжетной линии.
- Сильные стороны: смешной, обезоруживающий, проницательный
- Слабые стороны: неприятный, поверхностный, неуважительный
- Описательные слова: непочтительный, озорной, симпатичный
- Примеры персонажей: Чендлер Бинг из «Друзей», Санчо Панса из «Дон Кихота», R2D2 и C3PO из «Звездных войн»
- Примеры брендов Jester: Old Spice, Dollar Shave Club, M&Ms
- Отраслевые примеры: производство напитков, детские услуги, пивоваренные компании
12. Творец
Архетип Творца — это провидец или художник, преуспевающий в создании нового искусства или вещей, которые приносят ценность и красоту миру.
- Сильные стороны: творчество, исполнение, убежденность
- Слабые стороны: самоуверенность, целеустремленность, перфекционизм
- Описательные слова: провокационный, предпринимательский, смелый
- Примеры персонажей: Вилли Вонка из «Чарли и шоколадная фабрика», доктор Джекил из «Доктора Джекила и мистера Хайда», Зевс из «Илиады 9». 0056
- Примеры брендов Creator: Apple, Lego, Crayola
- Отраслевые примеры: технологии дизайна, маркетинг, письмо
В чем разница между архетипами, стереотипами, стандартными персонажами, тропами и клише?
Есть некоторые литературные термины, похожие на архетипы, но означающие разные вещи. Различия между ними не всегда очевидны, а иногда и пересекаются.
Стереотипы
Стереотипы – это чрезмерно упрощенные, общие и обычно негативные характеристики, применяемые к группе людей.
Стереотип «тупой спортсмен» — один из таких примеров.
Вспомните Стифлера из фильмов «Американский пирог» или Эндрю Кларка из «Клуба завтраков».
Стандартные персонажи
Вы можете описать стандартного персонажа одним предложением, и люди будут точно знать, о каком персонаже вы говорите.
Часто они не являются центральными в сюжете, но сценаристы иногда включают их в качестве фона для главного героя или для продвижения сюжетной линии вперед.
Примерами могут служить Рассеянный профессор, такой как доктор Дэниел Джексон в «Звездных вратах» или доктор Маркус Броди в «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе».
Тропы
Тропы — это обычные элементы письма, которые так часто используются в рассказах, что читатели привыкли их ожидать.
В каждом жанре есть свои ожидаемые образы.
Глубоко обеспокоенный главный детектив в детективном романе — обычный образ. Вспомните Филипа Марлоу в романах Рэймонда Чендлера или Гарри Босха в книгах Майкла Коннелли.
Клише
Клише — это идеи или детали, используемые так часто, что стали скучными или неэффективными.
Подумайте о девушке в беде, которую нужно спасти, например, Хани Райдер в фильме о Джеймсе Бонде «Доктор Ноу» или Олив Ойл в телевизионном мультфильме «Попай».
Важность использования архетипов в письме
1. Помощь в развитии персонажа
Вы можете использовать архетипы разными способами, но наиболее распространенным является набросок или структура черт характера.
Если вы знаете, как ваш человек действует, думает, чувствует и т. д., когда приходит время писать, у вас есть что-то конкретное, с чем можно работать. Вам не нужно создавать своего персонажа с нуля.
2. Направлять развитие сюжета
Вы знаете, какими качествами и характеристиками обладают ваши персонажи.
Теперь вы можете погрузиться в историю.
Используйте ситуационные и символические архетипы, чтобы дать волю своим творческим сокам и создать что-то уникальное, что привлечет внимание читателя.
3. Чтобы помочь вашим читателям
Архетипы работают так хорошо, потому что читатели идентифицируют себя с ними, не осознавая, что они это делают.
Когда вы создаете персонажа из архетипа Героя, читатели имеют общее представление о том, чего они могут ожидать от этого персонажа.
Это дает им возможность сосредоточиться на вымышленном мире, который вы создаете, чтобы развлечь их.
Архетипы не убирают тайну того, что произойдет, а улучшают впечатления читателя, позволяя ему более полно погрузиться в уникальные детали, которые делают вашу историю особенной.
Вдохновили ли вас эти примеры архетипов?
Архетипы помогут вашей истории выделиться.
В условиях изобилия контента в сегодняшнем занятом и подключенном мире вам нужно преимущество, чтобы вас заметили.
Используйте эти архетипы для создания персонажей, которые зацепят ваших читателей и удержат их внимание, будь то ваша первая электронная книга или пост в блоге для вашего бизнеса.
Итак, что вы думаете?
Не пора ли добавить немного характера вашему письму?
Какие архетипы вы будете использовать в первую очередь?
11 лучших примеров архетипов в литературе
Архетипы — это инструменты, используемые в литературе для представления общих аспектов человеческой природы и жизни в целом. Мы часто видим, как архетипы четко исследуются в старой литературе, но эти архетипы продолжают использоваться во всех типах литературы, от детских книг до любовных романов и фанфиков.
В то время как мы изучаем эти архетипы в книгах, пьесах и рассказах таких писателей, как Шекспир, Диккенс и де Мопассан, современные писатели также могут использовать эти представления о человеческой природе для развития своих собственных персонажей и сюжетов.
Что такое архетипы в литературе?
В литературе есть два набора архетипов: Персонаж и Ситуация. Архетипы характера — это именно то, что описывает этот термин. Персонажи в истории выполняют различные специфические функции на протяжении всего сюжета, и именно эти функции определяют, к какому архетипу они подходят. Ситуационные архетипы описывают, как определенные ситуации разыгрываются в истории. Архетипы персонажей помещаются в архетипы ситуаций. Вместе они создают историю.
Архетипы персонажей
Герой
Герой истории может быть мужчиной или женщиной. Этот персонаж призван быть «хорошим парнем» истории. Они доброжелательны, честны, благородны и имеют страсть к справедливости. Они борются с любыми силами зла, которые окружают их. Этот архетип представляет наше подсознание.
Все герои имеют определенные характеристики. Эти характеристики включают:
- Необычные ситуации, связанные с их рождением
- Они покидают свою семью или район, где они выросли, чтобы жить с другими людьми
- Какое-то событие, иногда трагическое, направляет их в своего рода приключение
- У него или у нее есть сверхъестественная помощь
- Они должны проявить себя во время своего поиска
- Смерть героя часто сопровождается какой-то духовной наградой
В некоторых случаях герои рассказов используются для демонстрации морали и ценностей общества. Герой помещается в архетипы ситуации, которые общество поймет и где герой может изобразить, какими общество хочет, чтобы люди были похожи.
Примерами литературных героев являются Беовульф, Гарри Поттер, Китнисс из серии «Голодные игры» и Д’Артаньян из «Трех мушкетеров».
Фигура матери
В литературе фигура матери — это персонаж, который обеспечивает психологическую или физическую защиту или заботу о других персонажах. Этот персонаж не обязательно должен быть старым, как Матушка Гусыня. Она может быть другом, который помогает герою справиться с его задачей, или она может быть тем, кто совершает самоотверженный поступок в истории.
Хотя все мы думаем о фигуре матери по-своему, ее роль не обязательно должна соответствовать стандартным социальным нормам. Например, фигура матери в «Гамлете», которая оказывается матерью Гамлета, не бескорыстна. Ей трудно отложить в сторону свои желания и потребности, чтобы помочь своему сыну. Когда фигура матери ведет себя в соответствии с культурными ожиданиями, это позволяет читателю увидеть некоторые из благочестивых качеств, которыми мы можем обладать.
Архетип фигуры матери может быть:
- Воспитание
- Самооболевающие
- Учителя
Некоторые примеры мать фигуры в популярной литературе включают:
- MA Joad in Grapes of Wrath
- Demeter in Greek Mythology
- 5.
Невинный
У этого архетипа есть и другие имена. Иногда этого персонажа называют юношей, мистиком или наивным. Этот персонаж олицетворяет наше желание сохранить молодость в старости. Это показывает личность, которую не изменили опасности, разврат или печальные переживания, происходящие в мире. Они хотят быть счастливыми больше всего на свете и хотят того же для всех. У них нет такой способности желать своим врагам ужасных вещей — невинные верят в хорошее во всех.
За этим архетипом стоит цель вдохновить даже самого апатичного зрителя сделать выбор в пользу добра. Однако по сравнению с архетипом героя невиновный нейтрален. У них нет особого квеста или сложной истории. Они просто являются представителями добра.
Некоторые примеры невинного архетипа:
- Пиппин Тук во «Властелине колец»
- Единорог в «Последнем единороге»
- Белоснежка в «Белоснежке»
Наставник
Архетип наставника часто является защитником. Больше всего они защищают главного героя, но также предлагают помощь напарникам и второстепенным персонажам. Их цель — помочь герою добиться успеха в поставленной перед ним задаче.
Этот тип персонажа часто изображается как мудрый старик или женщина, но это не является обязательным требованием для архетипа. Даже в более современных книгах этот архетип выполняет множество функций, помогая герою. Например, Q в сериале о Джеймсе Бонде является наставником группы. Благодаря своим гаджетам и бесконечной поддержке потребностей Бонда он позволяет Бонду достигать своих целей. Йода из франшизы «Звездные войны» и Гэндальф из «Властелина колец» — другие яркие примеры архетипа наставника.
Напарник
Напарник — это инструмент, который автор часто использует, чтобы представить свое мнение о главных героях, будь то протагонист или антагонист. Напарники ассоциируются с героями и злодеями. Они также часто являются каналом для комического облегчения.
Главной характеристикой напарников является их абсолютная верность герою или злодею, с кем бы они ни были связаны по сюжету. Хотя изначально вы можете не думать о приятелях как о смелых персонажах, они часто пишутся, чтобы совершать грандиозные жесты, например, бросаться навстречу опасности, чтобы защитить героя. Это показатель некоторых реальных жизненных ситуаций. Есть много историй, связанных с самоотверженными поступками для друзей и незнакомцев.
Некоторые популярные примеры помощников:
- R2D2 в «Звездных войнах»
- Робин в «Бэтмене»
- Доктор Ватсон в «Шерлоке Холмсе»
Козел отпущения за все, что идет не так в этой истории. Еще в Библии козлы отпущения были частью литературы в течение достаточно долгого времени. Одним из ярких примеров козлов отпущения в современной литературе являются трибьюты в серии «Голодные игры».
Эти дани должны заплатить окончательную цену за предыдущие восстания.Этот персонаж не всегда является главным персонажем и может быть представлен многими персонажами или даже коллективной группой, которая несет ответственность за действия других.
Злодей
Любимыми персонажами некоторых людей являются злодеи в сказках. Как и герой, этот архетип персонажа обычно хорошо продуман и играет большую роль на протяжении всей истории. Их единственная цель — сбить героя или представить литературную причину его поиска. Они являются антагонистами в истории.
Большая часть литературы придерживается структуры «добро против зла», которая противопоставляет одного или нескольких людей другому человеку или группе. Злодей, скорее всего, не существовал бы без героя, и наоборот. Они нужны друг другу как две стороны одной медали.
Их путешествия часто сопоставляются со сходством, под которым они почти могли бы объединиться. Некоторые популярные злодеи:
- Дарт Вейдер в «Звездных войнах»
- Дмитрий и Иван в «Братьях Карамазовых»
- Саурон в «Властелине колец 9»0056
Архетипы ситуаций
Путешествие
Весь сюжет истории вращается вокруг путешествия, которое предстоит пройти главному герою или персонажам. Это путешествие может быть эмоциональным, умственным или физическим, или путешествие может быть смесью этих типов.
Этот процесс побуждает героя открыть свою истинную природу или природу своего существования. На протяжении всего путешествия герой и злодей, вероятно, встречаются или вступают в бой несколько раз, усиливая их потребность побеждать друг друга. Одним из ярких примеров этого путешествия является стремление Фродо разрушить единственное кольцо силы. Его сопровождают его приятели, ему помогает и ведет его наставник, и он взаимодействует с несколькими злодеями. Злодеев в его путешествии много: кольцо, Саурон, Голлум и даже однажды Борамир. Он встречает фигуру матери в лице эльфийской королевы Галадриэль.
Инициация
По мере того, как главный герой проходит свое путешествие, он или она сталкивается с ситуациями, в которых он или она растет и взрослеет. Эта зрелость может быть результатом хорошего или плохого опыта. Продолжая пример Фродо, он начинает как невинный хоббит, который никогда не покидал Шира, несмотря на то, что читал рассказы Бильбо о его приключениях. Однако к концу «Властелина колец» Фродо вырос эмоционально и духовно в результате всех испытаний, которые ему пришлось пережить. Каждая из этих проблем является архетипом ситуации инициации.
Добро против зла
Как упоминалось выше, сюжетные линии с героями и злодеями вращаются вокруг какого-то квеста добра против зла. Некоторыми хорошими представлениями о борьбе добра и зла являются «Белоснежка и семь гномов», где Белоснежке бросает вызов злая королева; Властелин колец, как обсуждалось выше; и «Король Лир» Шекспира.
Падение
Во многих, но не во всех историях главный герой переживает падение в результате неправильного выбора или поступка. Это может дать возможность для искупления позже в истории, или это может быть финалом истории. Некоторые герои не могут отскочить после падения. Возьмем, к примеру, Эдипа из «Царя Эдипа».
Другой пример — мистер Рочестер в «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Мистер Рочестер совершил ошибку, не высказав Джейн откровенности о своей психически больной жене и думая, что сможет должным образом позаботиться о своей жене.