Примеры бессознательных действий: Приведите пример сознательных и бессознательных действий человека.

Есть 4 вида бессознательных действий, которые мы совершаем на полном автомате (Проверьте себя) / AdMe

Всем нам с детства знакомо стихотворение о «вагоноуважаемом глубокоуважатом». Мы привыкли оправдывать оговорки, описки и прочие ошибки банальной невнимательностью и усталостью. Но на самом деле многие случайности происходят не просто так.

Мы в ADME разузнали, какие знаки может нам подавать бессознательное, и поняли, что в простых ляпах, оговорках и жизненных проколах может прятаться тайный смысл. А в конце статьи вас ждет несколько пикантный бонус.

Забывание

Все мы периодически что-то забываем, будь то имена, номера телефонов или названия улиц. Но часто это происходит неспроста: таким образом проявляется наше нежелание выполнять какие-либо действия или общаться с определенными людьми. А еще подсознание может умело играть нашими воспоминаниями.

Один из молодых коллег Зигмунда Фрейда как-то процитировал ему стихотворение Иоганна Гете «Коринфская невеста». Известного психоаналитика что-то сильно смутило в декламации юноши, но он не мог понять что. Тогда мужчины отправились в библиотеку, чтобы свериться с текстом произведения в книге. К их удивлению, оказалось, что вторая строка звучала совсем по-другому. В итоге выяснилось, что предложение в стихотворении имело отношение к сватовству, в котором коллега недавно потерпел неудачу. Поэтому его мозг полностью заменил строку.

  • Когда я еще училась в школе, то в одном журнале прочитала статью о том, что можно написать письмо королеве Елизавете и получить от нее ответ. И это меня заинтересовало! Я составила текст, затем перевела его на английский и отправила письмо по адресу в Великобританию. Я не получила ответа и благополучно забыла об этой истории. Но на днях, листая ленту в Instagram, увидела пост о таких письмах и вспомнила в деталях, как я получила письмо, какое оно было, о чем там рассказывалось, а точнее, вспомнила статью из журнала, где это все описывалось. А воспоминание такое четкое, что я серьезно задумалась о том, получала ли я ответ. © maybeox / pikabu

Оговорки и опечатки

© Annapril / pikabu

Одна ошибка, а сколько смысла…

Бессознательное может раскрыться совершенно внезапно. И тогда то, что мы таим в самой глубине своей души, вдруг вырвется в сердцах во время разговора. Или, что тоже не редкость, проявится, когда мы что-то пишем. Конечно, современные мессенджеры подарили нам прекрасную возможность редактирования сообщений, но иногда мы просто можем не обратить внимания на опечатку.

Психолог Майкл Мотли провел одно из ранних исследований на тему оговорок. Его участников разделили на 3 группы и попросили прочесть про себя несколько пар слов. Это были так называемые спунеризмы — фразы, в которых слоги поменялись местами (например, «филиное куре» вместо «куриное филе»). Руководил исследованием в первых двух группах профессор средних лет, а в третьей — привлекательная молодая лаборантка.

Эксперимент показал, что мужчины делали намного больше оговорок в присутствии красивой девушки.

Причем это были довольно пикантные ошибки, например «повыть голому» вместо «помыть голову». Во время второго этапа исследования к пальцам участников подсоединили электроды, подключенные к аппарату, генерировавшему электроимпульсы. Мужчин обманули, заявив, что вероятность получить удар током — 70 %. В итоге при чтении они совершали ошибки, показывавшие, что у них на уме. Например, «Колин вольт» вместо «Волин кольт» и «ток Колька» вместо «кок Толька».

© LvNastya / pikabu

  • Девочка оговорилась и придумала мое любимое новое слово «матемация». Это когда тебя спрашивают, сколько еще подъемов на гору осталось, ты считаешь, понимаешь, что всего 5, и это мотивирует. © avrorastayler / twitter

  • Сегодня оговорилась и вместо «Когда у меня уже будут деньги?» сказала «Когда уже у меня будет ребенок?» © your_negative / twitter

  • «У меня, конечно, с головой все не в порядке», — оговорилась я. © weli_kaloj / twitter

  • Вместо того, чтобы попросить выйти на остановке, сказала маршрутчику «спокойной ночи». © Homelesss__ / twitter

  • В моей семье всегда были собаки, сейчас я завела кота и постоянно хочу его назвать собакой. В выражениях вроде «Ну вот что ты за собака такая?!»

  • Однажды в прокате сноубордов я долго и упорно утверждала, что мой рост — 186 см, хотя на деле 168 см. Мой муж и работник проката косо смотрели на меня и пытались убедить, что я не могу быть выше их. После 3 минут спора и покрасневших от напряжения лиц до меня наконец-то дошло.

Ошибочные действия

© pxfuel

Тело умеет врать так же мастерски, как и язык. Сам Зигмунд Фрейд ловил себя на том, что, приходя к пациентам, вставлял в замочную скважину ключ от своего дома. Он объяснял это тем, что относится к своим больным с особым трепетом и чувствует себя с ними как дома. Но и негативные эмоции могут приводить к подобного рода действиям. Например, неверный муж или жена может оставить открытой свою любовную переписку на ноутбуке или в смартфоне. Видимо, поговорка «Хочешь спрятать — положи на видное место» действительно правдива.

Зигмунд Фрейд в одной из своих книг приводил яркие примеры действий «по ошибке». Как-то раз его друг должен был отправиться за город, но не хотел ехать. При пересадке он случайно сел в поезд, который доставил его домой. А один из пациентов Фрейда, которому он строго-настрого запретил звонить возлюбленной, желая позвонить доктору, «в задумчивости» набрал неверный номер, который принадлежал его даме сердца.

  • Сидишь вечером. Проголодался. И такой думаешь: «Картошечки жареной, что ли, съесть?», а потом понимаешь, что уже поздно для нее, и идешь на кухню за апельсином. И возникает неловкое чувство, когда ты очнулся, сидя за столом и закусывая картошечку помидоркой.

    © grozavglaza / pikabu

  • «Королева я, королева», — настойчиво рассказывала я во сне всему лагерю после конкурса красоты, в котором я мало того что не выиграла, так даже и не принимала участия. © AnnaMalinovskaya / pikabu

  • У многих бывает такой момент в жизни, когда:
    1. Подходишь к холодильнику.
    2. Открываешь дверцу.
    3. Смотришь.
    4. Закрываешь дверцу.
    5. Уходишь.
    Я, кажется, нашла этому объяснение! Так вот. А что, если мы подходим к холодильнику не просто посмотреть и уйти, а убедиться: еда есть, жиры накапливать необязательно?
    © a9332 / pikabu

  • Делаю дома ремонт самостоятельно, так как кое-что умею, да и работаю на стройке (нравится мне это). Дошел до того, что сегодня неосознанно зашпатлевал бутерброд плавленым сыром, причем качественно! Когда осознал проделанное, долго нервно хихикал. © GrayGun / pikabu

Потеря и запрятывание вещей

Зная, что грядущая ситуация сулит что-то неприятное, мы можем начать прятать определенные предметы, как-то связанные с нею: студенческий билет и зачетку перед волнительным экзаменом, бумажное приглашение на вечеринку, куда совсем не хочется идти, и т. п. Но иногда якобы потерянные вещи, наоборот, становятся приятным сюрпризом.

А иногда возможно и исчезновение мотива. Например, между супругами нет нежных чувств. Жена дарит мужу книгу, которую он куда-то прячет и не может найти. Через полгода болезнь приковывает мать супруга к постели, и жена начинает за ней ухаживать. А муж, проникшись ее поведением, все-таки находит потерянный подарок.

  • Несколько дней назад купил себе мороженое, закинул в морозилку и совсем забыл о нем. Хотя мне кажется, что не забыл, а просто подсознание решило сделать подарок: «Смотри, это тебе!» © thedrunkmate / twitter

  • Вкратце содержание сна: задумался и заехал по пологому пандусу на крыльцо цветочного киоска. Остановился, так как на спуске были крутые ступени. Вышел, чтобы оценить ситуацию. Пока оценивал, машину угнали, так как я не заглушил двигатель. Бегу за ней и думаю: «Ключ-иммобилайзер оставил на сиденье, уйдет». Но фокус в том, что ключ всегда лежит в кармане, я ни разу его не доставал. А во сне подсознание скорректировало этот момент, иначе угон был бы невозможен! © ieasy / pikabu

Бонус: «Свекровь купила картину с „красивым солнцем и врезающимся в него метеором“»

© unknown author / imgur

А с какими из этих «звоночков» сталкивались вы?

AdMe/Психология/Есть 4 вида бессознательных действий, которые мы совершаем на полном автомате (Проверьте себя)

Философско-социологический факультет ПГНИУ — ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

УДК 111. 7

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Костарева Анастасия Александровна

аспирант, ассистент кафедры философии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-9324-9934

Анализируется соотношение сознательного и бессознательного через определение их диалектического единства. Диалектика сознательного и бессознательного пронизывает все сферы человеческой деятельности, однако вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор недостаточно разработанным. Диалектика сознательного и бессознательного в содержании субъективной реальности важна для понимания многих феноменов общественного и индивидуального сознания, таких как формирование стереотипов, социальных установок, предубеждений, особенностей мифологического мышления, которое характерно не только для прошедших эпох, но и для современности.

Сознательное и бессознательное как выражения единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления. Главными дифференцирующими признаками сознательного и бессознательного являются отрефлексированность / неотрефлексированность, представленность / непредставленность в поле актуального внимания, вербальная / невербальная форма выражения, преобладание понятийного или образного, формализуемость / неформализуемость и другие. Обсуждается понятие общественного бессознательного, отличное от коллективного бессознательного. Общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Оно представляет собой уже не только психологический феномен, а имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. В проблеме общественного бессознательного индивид рассматривается как личность, т.е. как комплекс потребностей, интересов, установок, целей, социальных по содержанию.

Ключевые слова: сознательное, бессознательное, диалектическое единство, общественное сознание, индивидуальное сознание.

Актуальность исследования бессознательного очевидна, это подтверждает, в частности, применение механизма манипулирования массовым сознанием, суть которого состоит «…в изучении и эксплуатации коллективных эмоций, настроений, инстинктов, образов и символов» [1, с. 98]. Вместе с тем определение содержания бессознательного позволяет избежать внутренних психологических противоречий, которые оказывают влияние на взаимосвязи социальных общностей, помогают развиваться процессу самосознания, что, как результат, служит залогом для формирования гармоничных отношений в социуме.

В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории. Намеки на наличие такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии, религии. В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона о знании как припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.

). Первым исследователем, придавшим проблематике бессознательного фундаментальное научное значение, стал К. Лейбниц. В его классификации к бессознательному относятся малые неосознаваемые восприятия в противовес осознанному восприятию (апперцепции). В немецкой философии XIX в. большое внимание данной проблеме уделяли такие философы, как И.Г. Фихте и Ф. Шеллинг. В их трактовке сфера бессознательного противопоставляется понятию «трансцендентальная субъективность» (у Фихте — «Я», у Шеллинга — «Абсолютное»). Они понимают бессознательную деятельность трансцендентального субъекта исключительно как «действие ради действия», однако связывают этот процесс с понятием практического разума либо с категорией интеллектуальной интуиции. А. Шопенгауэр, рассуждая о «действии ради действия», делает вывод о наличии абсолютно бессознательной воли, которая «не хочет ничего другого, как только хотеть». Согласно его выводам, сознание есть лишь «явление, сущность, являющаяся в нем, есть абсолютная бессознательность, “неразумие” воли».
Продолжает развивать этот подход Э. фон Гартман, в учении которого бессознательное синтезирует функции волюнтаризма Шопенгауэра и панлогизма Гегеля.

Во второй половине XIX в. трактовка понятия «бессознательное» существенно меняется после появления психоанализа. Принципиально важные результаты были получены Зигмундом Фрейдом, предложившим корректное психологическое определение бессознательного, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания. Фрейд установил некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного. Последователи психоанализа уже не противопоставляют бессознательное и сознательное, а обнаруживают его внутри структуры общественного сознания [2, с. 25].

В XX в. большой вклад в изучение вопроса соотношения сознательного и бессознательного вносит Мишель Фуко. По его мнению, в ключе современных воззрений противопоставляются историцизм и аналитика человеческого бытия. Процесс познания, по Фуко, включен в жизнь и общество, в язык, в историю, находит отражение в других формах общественной жизни, общественных типах и значениях бытия. Представления Фуко сводятся к тому, что соотношение когнитивного и исторического имплицитно включает проблему значимости бессознательного для сущности человека. Бессознательное в этом случае выступает двойником (тенью) сознательного. При этом сознательное идет рука об руку с бессознательным, развиваясь параллельно. По мнению Фуко, осознание бессознательного кроется в основании любой политики и этики в качестве личностно-человеческой и коллективно-человеческой деятельности.

Адепты франкфуртской школы переводят проблему бессознательного из метафизическсой и психологической области в сферу социальной философии. Так, в ранних работах Адорно в основные характеристики социума включено понятие «тотальность». В свою очередь, тотальность связана с рецепциями бессознательного в марксизме и коллективным бессознательным юнговской школы. Еще К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний, по Фрейду, есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей [3, с.  169]. Ю. Хабермас, исследуя этот вопрос, анализирует аспекты сочетания ценностей с так называемыми детерминантами бессознательности, характерными для идеологии. Комментируя подход З. Фрейда к концепции бессознательного, Ю. Хабермас стремится расширить его: и сознательные, и бессознательные мотивы можно представить как интерпретируемые потребности. В случае если такие потребности приводятся в символическом смысле, они имеют герменевтическое значение. «Бессознательное обозначает скорее класс всех мотивационных принуждений, происхождение которых необходимо интерпретировать как социально несанкционированное и которые являются основанием причинных связей в ситуациях негативных и анормальных моделей поведения» [3, с. 80]. При этом бессознательные мотивы не характерны для действующего субъекта. Если такие действия обусловлены бессознательным и имеют объективную значимость, так как они интерпретируются, то в этом случае они обладают статусом причины, потому что в сознании субъекта им выделена доминирующая роль. Таким образом, если исследователь установит связь между бессознательным и сознательным, этот процесс будет определяться как анализ, а исследователь получит статус аналитика.

В русской философской школе проблема бессознательного начала исследоваться в начале XX в. Это касается в первую очередь представителей «нового религиозного сознания» (Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Мережковский и их последователи). В этот период концепт бессознательного реализуется преимущественно в рамках метафизической традиции в противоположность психологическому или социологическому подходам. Русские философы рассматривали бессознательное в рамках вопроса о начале мира как хаоса.

В.В. Розанов рассуждает о «бессознательных инстинктах», лежащих в основе различных человеческих проявлений, причем не только примитивных, но и достаточно сложных. Так, он полагает, что любовь к своей земле и некоторое априорное отрицание всех иных земель и языков до знакомства с ними также коренится в инстинктах человека. «Только при позднейшей встрече с тем или иным фактом чужой жизни возникает отношение, основывающееся на разумности» [4, с.  380].

В советский период в области изучения бессознательного отечественная философия придерживается диалектико-материалистического направления, представленного такими отечественными мыслителями, как П.С. Автономова, А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Т.И. Бармашова И.Т. Бжалава, А.П. Бойко, Г.П. Велиев, Ф.Х. Гаджиев, П.Я. Гальперин, П.С. Гуревич, А.И. Дмитриев, Д.И. Дубровский, П.В. Симонов, А.Е. Шерозия, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.

Бессознательное с позиций диалектического материализма, современую форму которого автор рассматривает как научную философию, исследуется на основе представлений об отражении. Бессознательное — это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без прямого осознания [5, с. 95]. Выделяются два уровня бессознательного: психический и физиологический. По сути, с материалистических позиций о физиологических основах бессознательного писали еще И.М. Сеченов и И.П. Павлов

Так, И.М. Сеченов рассматривает бессознательное через темные, или смутные, ощущения. Ученый понимает их как ощущения, лишь частично или вовсе неосознаваемые. Он предвидел наличие «предощущений», ставших в более поздний период предметом специального экспериментального анализа. В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» он подчеркивал: «В прежние времена “психическим” было только сознательное, т.е. от цельного натурального процесса отрывалось начало, которое относилось учеными к элементарным психическим формам в область физиологии» [6, с. 208]. Далее Сеченов пишет, что переработка сырых впечатлений происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли [7, с. 392]. Ученый утверждает, что отсюда вытекает научная и философская неправомерность сведения психического только к сознательному.

И.П. Павлов отмечал, что «мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного» [8, с. 105]. Явление бессознательного ученый связывал с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью. Всякое познание рождается на основе тесного взаимодействия двух зон психики: сознания и бессознательного [9, с. 200]. По Павлову, сознание связано с участком коры головного мозга, который обладает повышенной возбудимостью, бессознательное — с пониженной.

По мнению Л.С. Выготского, в психическом уровне бессознательного правомерно выделять 3 подуровня: 1. Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших потребностей. 2. Более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться и в сферу бессознательного и происходить автоматически и т.д. 3. Высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской мысли, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека [10, с. 300].

Бессознательное в подавляющем большинстве случаев выступает как индивидуально-психическое. Однако в философии существует и понятие общественного бессознательного. Многими исследователями подчеркивается актуальность специального изучения бессознательного в общественно-социальных процессах [3, с. 199]. Первым попытку описать общественное бессознательное предпринимает Э. Фромм. Он пишет, что бессознательное в принципе детерминируется обществом, причем происходит это двояким образом: общество подвергает своих членов иррациональным потрясениям и одновременно снабжает их различными фикциями, с помощью которых истина деформируется и оказывается в плену у мнимой рациональности. Фромм показывает, как общество влияет на бессознательное и формирует у человека ложные ценности и представления [11, с. 120].

Следует заметить, что проблематика общественного бессознательного нередко не рефлексируется учеными. Одной из причин игнорирования понятия бессознательного в общественной жизни является отождествление его с понятием стихийного. Не исключено, что такое представление связано с высказыванием В. И. Ленина: «…инстинктивность и есть “бессознательность” (стихийность), которой должны прийти на помощь социалисты…» [12, с. 44]. Однако в дальнейшем, в результате разработки теории стихийности, данное противоречие было снято. Так, И.И. Камынин писал, что сознательное и стихийное следует рассматривать как понятия, обозначающие явления, которые лежат в различных плоскостях. Исходя из этого, данные понятия не могут выступать сопряженными категориями, но они диалектически сочетаются с понятиями бессознательного и сознательного. Организованное образует диалектическое единство со стихийным, в свою очередь, бессознательное — с сознательным, являясь по сути противоположными сторонами субъективной реальности и выражая ее принципиально разные «срезы» [13, с. 50]. Это говорит в пользу реальности бессознательного в общественной жизни и о необходимости его рассмотрения как отдельной проблемы. Советская философия наряду с индивидуальным сознанием утверждала наличие общественного сознания. Индивидуальное бессознательное по такому же принципу можно соотнести с бессознательным общественным. Однако же если процесс признания индивидуального бессознательного сопровождается игнорированием общественного среза, то в этом случае исследователь фактически отступает от принципа диалектического единства противоположностей. Результатом оказывается отрицание целостности субъективной реальности в единстве ее противоположных сторон — сознательного и бессознательного [13, с. 125].

Из сказанного выше следует, что общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Общественное бессознательное представляет собой уже не только психологический феномен, но имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. Оно включает не индивидуальные содержания, а коллективные, т.е. такие, которые присущи не одному индивиду, а целой группе индивидов, более того, целому народу и даже человечеству [13, с. 150].

С позиции общественного бессознательного индивид — это личность, которая рассматривается сквозь призму культурно-исторического опыта, социокультурной детерминированности. Социально ориентированная личность является субъектом бессознательного в общественной сфере опосредованно. Носителями общественного бессознательного выступают социальные общности — нации, этнические общности, партии и т.п.

Общественное бессознательное в историческом процессе можно рассматривать как фактор, обеспечивающий активность субъекта, которая выражена в непроизвольной и прямой реакции на воздействие социальной действительности, в ряде случаев проявляющийся как недостаточная степень осознанности этого влияния на основные характеристики социума: функциональные, содержательные и поведенческие [13, с. 35]. В зависимости от субъектов социальной активности и в соответствии с определенным уровнем общественного сознания Т.И. Бармашова выделяет следующие случаи соотношения осознанности и неосознанности: 1) неосознанность преобладает на обыденном уровне, проявляется в теоретическом отражении формальной действительности; 2) осознанность фиксируется на уровне обыденного сознания, а неосознанность актуализируется на теоретическом уровне; 3) неосознанность отмечается на уровне обыденного сознания, осознанность проявляется на теоретическом уровне; 4) осознанность на уровне обыденного и теоретического сознания [13, с.  37].

Бессознательное проявляется во многих сферах человеческой деятельности. Большое значение имеет бессознательное в научном творчестве, проявляясь в первую очередь в интеллектуальной интуиции, благодаря которой были сделаны значимые научные открытия. Исследование этого вида бессознательного позволяет лучше организовать интеллектуальную деятельность, расширить возможности человеческого мышления, максимально использовать резервы человеческого мозга [13, с. 37].

В искусстве опорной точкой для изучения бессознательного становятся художественные произведения. Роль бессознательного в творчестве наиболее четко актуализирована в определении искусства как социального допущения бессознательного. Л.С. Выготский отмечает значимость этого явления как в процессе создания художественного произведения, так и в ходе его восприятия.

Проблема бессознательного в прикладном аспекте проявляется в сфере уголовно-правовых отношений. Общеизвестно, что в основе преступлений, которые совершаются в состоянии аффекта (эмоционального перевозбуждения), лежит неосознанная психическая установка. Учитывание бессознательного в уголовно-правовом деле, криминалистике способствует не только борьбе с преступностью, но и в значительной степени предупреждению, профилактике правонарушений [14, с. 34].

Исследование проблем осмысления бессознательного, а также его диалектического единства с сознательным актуально в первую очередь для изучения многообразных явлений психической и социальной действительности, а также для философии. Помимо других задач эта требует более тщательного анализа общей теории сознания [13, с. 100].

Философское определение бессознательного как совокупности психических состояний и процессов, которые происходят без прямого участия осознания, позволяет характеризовать его как составную часть субъективной реальности, как сторону диалектического единства с сознательным.

Сложность проблемы бессознательного состоит в отсутствии общепринятого представления об исследуемом объекте. Бессознательное представляют как уровень психической деятельности или как один из способов существования сознания. Однако на самом деле изучать бессознательное можно только через сопоставление с его противоположностью — сознанием. Целесообразно говорить о единой диалектической системе отношений «сознание – бессознательное» в содержании субъективной реальности [13, с. 86]. Сознание, едва возникнув, уже предполагало бессознательное как неизменного спутника.

Можно привести пример с «детьми джунглей», лишенными в раннем детстве в силу каких-то обстоятельств человеческого общества и выросшими среди животных. У них не реализовалась способность к мышлению, потому что только социализация позволяет раскрыться как сознательному, так и бессознательному.

Если рассматривать бессознательное в целом, то следует признать его принадлежность как к низшим уровням психического отражения человека, так и к ее высшей форме — сознанию. Сознание отличает специфический человеческий способ отражения действительности; предстает как идеальное, включающее в себя не только рефлексивные формы. Рассматривая бессознательное в данном контексте, можно выявить не только его различия с сознанием, но и согласованность их функционирования. В связи с этим бессознательное выступает «философской категорией и раскрывается в трех моментах: природе, общественном явлении и мышлении» [13, с. 167].

Субъективная реальность структурно проходит через все ипостаси психического и представляет собой диалектическое единство сознательного и бессознательного, которые, в свою очередь, являются ее противоположными сторонами.

По отношению к сознанию бессознательное выполняет функцию физиологической защиты сознания от перегрузок [13, с. 76]. Выражаться она может в двух формах: 1) инстинкт; 2) социально значимая защита, направленная на сохранение душевного равновесия. Впрочем, защитные функции различных форм бессознательного нельзя рассматривать как только физиологические, биологические или социально ориентированные. Они неразрывно связаны между собой, хотя сознательное, по-видимому, играет в этой интеграции определяющую роль. Рассмотрим эти две функции на примерах из художественной литературы.

В романе Дж. Лондона «Мартин Иден» показано, как защитная функция инстинкта обращается против героя и оказывает ему «медвежью услугу». Однако в этом случае в итоге разум одержал страшную победу над природной бессознательностью.

«А он все плыл и плыл, словно хотел доплыть до ближайшего берега, который был за сотни миль отсюда. Это был бессознательный инстинкт жизни. Мартин перестал плыть, но, как только вода стала заливать рот, он снова заработал руками. “Воля к жизни”, — подумал он и презрительно усмехнулся. Да, у него есть воля, и воля достаточно твердая, чтобы последним усилием пресечь свое бытие. …Погрузившись, он начал вдыхать воду, как больной вдыхает наркотическое средство, чтобы скорей забыться. Но когда вода хлынула в горло и стала душить его, он непроизвольно, инстинктивным усилием вынырнул на поверхность и снова увидел над собой яркие звезды. …Это был последний удар, который наносила ему жизнь» [15, с. 77].

В случае, когда герой романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов пытается помочь Катюше Масловой, в судьбе которой в свое время сыграл неблаговидную роль, ему искренне кажется, что он делает это исключительно ради нее. В действительности он делал это преимущественно для себя: для него эта помощь была средством спасения своей личности, самоочищения, искупления вины, духовного воскресения. В известной степени здесь присутствует и неподдельное участие в судьбе Масловой, но складывается впечатление, что неосознанные побуждения героя имеют в основном эгоцентрическую направленность. Не столько Нехлюдов должен был сыграть роль помощника для Масловой, сколько она для него. Эти истинные мотивы, скорее всего, не осознаются героем, в качестве объяснительных мотивов он выдвигает те, которые возвышают его личность в собственных глазах, сглаживают конфликт между реальным и предполагаемым «Я» [16, с. 359].

Диалектическому взаимодействию сознательного и бессознательного подвержены все структурные элементы: мировоззрение, самосознание, система ценностных ориентаций, моральных, эстетических норм и многие другие. Так, в моральной сфере характер выбора предпочтительных нравственных ценностей не всегда осознается их носителем, по крайней мере, до конца, что и было продемонстрировано на примере произведения Л. Н. Толстого.

Имея единую функциональную заданность, но будучи противоположными взаимопредполагающими сторонами субъективной реальности, сознательное и бессознательное отличаются как характером функционирования, так и конкретными формами существования и проявления, а значит, и наиболее существенными признаками. Среди них формализуемость / неформализуемость, отрефлексированность / неотрефлексированность, вербальная / невербальная форма выражения [13, с. 70]. При этом в диалектике отношений сознательного и бессознательного есть взаимопереходы. Взаимодействие сознательного и бессознательного может быть разнообразным, оно может носить характер вытеснения, но также и быть в состоянии гармонии.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • Сознательное и бессознательное представляют собой диалектическое единство противоположных сторон субъективной реальности как единого, хотя и противоречивого целого.
  • С позиции научной философии идеалистические и дуалистические направления односторонне интерпретируют субъективную реальность, понимая бессознательное как обособленную сущность. Отчуждая чувственное, они интерпретируют разум как источник трансцендентальной реальности. В такой трактовке бессознательное предстает как темная сторона человеческой натуры, как непознаваемое, не подлежащее научной репрезентации.
  • С позиций идеалистических и дуалистических концепций бессознательное имеет лишь однонаправленную функциональную заданность, которая заключается в защите сознания от перегрузок; с позиции научной философии это односторонний подход, который не учитывает все функции бессознательного.
  • Сознательное и бессознательное как выражения диалектического единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления.
  • Бессознательное обеспечивает формирование широкого поля возможностей для творческой реализации человеческой личности.
  • Сознание, «питая» и в значительной степени формируя бессознательное, в какой-то мере способно его контролировать, а также определять общую стратегию человеческого мышления и человеческой деятельности, т. е. с позиций научной философии проявления бессознательного, будучи вписанными в жизнь человека как материального социального существа, не имеют совершенно автономного характера.

Список литературы

  1. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. 399 с.
  2. Fromm E. Discovery of the social unconscious. Oxford: Oxford University Press, 2010. 500 p.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2009. 608 c.
  4. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 372–582.
  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Либроком, 2000. 469 с.
  6. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. I: Физиология и психология. М.: АН СССР, 1952. 774 с.
  7. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  8. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 1. 394 с.
  9. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. 476 с.
  10. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. М.: АСТ, 2009. 416 с.
  11. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2012. 126с.
  12. ЛенинВ.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. М.: Эксмо, 2009. Т. 18. 525 с.
  13. Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2006. 378 с.
  14. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 33–36.
  15. Лондон Д. Мартин Иден. М.: АСТ, 2003. 364 с.
  16. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 355–368.

Получено 07.11.2016

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Костарева А. А. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в научной философии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 547–554. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554

Что является примером бессознательного действия? — Словарь

Примеры бессознательного поведения

Примеры бессознательных событий включают подавленные чувства, автореакции, комплексы и скрытые фобии . Исторически сложилось так, что чувства, мысли и реакции, которые находятся за пределами человеческого сознания, приписывались божественной роли в определении мотива или действия.

Дыхание сознательное или бессознательное? Дыхание — одна из немногих жизненно важных функций организма, которую можно контролировать.0005 контролируется как сознательно, так и бессознательно . Подумайте о том, чтобы использовать свое дыхание, чтобы надуть воздушный шар. Вы делаете долгий глубокий вдох, а затем выдыхаете воздух так сильно, как только можете, в воздушный шар.

Аналогично Что значит подсознательно?

: существующий в той части ума, о которой человек не знает : существующий в уме, но не осознаваемый и не ощущаемый сознательно. подсознание.

Что такое сознательное подсознание и бессознательное? Мы можем рассматривать сознание как три различных уровня: сознательное, подсознательное (или предсознательное) и бессознательное. … Сознание состоит из того, что мы осознаем в любой момент времени. Он включает в себя то, о чем мы думаем прямо сейчас, независимо от того, находится ли оно перед нашим сознанием или позади него.

Являются ли эмоции сознательными или бессознательными?

Эмоция — врожденный, мощный, и преимущественно бессознательный процесс . Он предупреждает нас о проблемах, но не беспокоит нас процессами, которые не требуют сознательного внимания.

В чем разница между бессознательным и сознательным? Сознательный разум содержит все мысли, воспоминания, чувства и желания, о которых мы знаем в любой момент. … Бессознательный разум — это резервуар чувств, мыслей, побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания.

Что означает сознательное дыхание?

Осознанное дыхание — это общий термин для методов, которые направляют осознание на дыхание . Эти методы могут быть направлены на улучшение дыхания, или основная цель может состоять в развитии внимательности. Дыхание человека контролируется сознательно или бессознательно.

Что еще можно сказать о подсознании? Какое другое слово для подсознания?

интуитивно внутренне
инстинктивно невольно
бессознательно врожденный
подсознательно непреднамеренно

Что означает полное сознание?

состояние сознания ; осознание собственного существования, ощущений, мыслей, окружения и т. д. … полная активность ума и чувств, как в бодрствующей жизни: приходить в сознание после обморока. осознание чего-либо таким, какое оно есть; внутреннее знание: сознание проступка.

Спит без сознания или подсознательно? Ваше подсознание работает в течение дня, когда вы бодрствуете и спите, но полностью берет на себя управление, когда вы спите. Свободное от вмешательства повседневной жизни и внешних раздражителей, ночью ваше подсознание имеет в своем распоряжении почти все ресурсы вашего мозга.

Какие 3 основных уровня сознания приведите примеры каждого?

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что поведение и личность возникают в результате постоянного и уникального взаимодействия противоречивых психологических сил, действующих на трех различных уровнях сознания: предсознательном, сознательном и бессознательном .

Как я могу все время быть в сознании? Вот четыре практики для повышения сознания:

  1. Пробуждение.
  2. Живи осознанно.
  3. Установить намерение.
  4. Действуйте осознанно.
  5. Пробуждение. Станьте более осведомленными о том, что происходит внутри вас, внутри других людей и в мире вокруг вас.
  6. Живите осознанно. Сознательно обращайте внимание на свои мысли и чувства.
  7. Установить намерение. …
  8. Действуйте осознанно.

Какие существуют 3 типа сознания?

Узнать больше.

Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательный, предсознательный и бессознательный .

Что такое сознательный страх? Хотя исследования обусловленности страха, включая генерализацию страха, были сосредоточены преимущественно на защитных физиологических реакциях, которые оценивались как страх, «страх» обычно относится к субъективному осознанию того, что мы боимся (сознательное чувство страха) в нашей повседневной жизни.

Как я могу быть эмоционально сознательным?

5 способов лучше осознавать свои эмоции

  1. Замечайте и называйте свои эмоции. Начните просто замечать различные эмоции, когда вы их чувствуете.
  2. Отследить одну эмоцию. …
  3. Создайте свой эмоциональный словарный запас. …
  4. Подумайте о связанных эмоциях, которые различаются по интенсивности. …
  5. Ведите дневник чувств.

Чувствуете себя без сознания? В психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда бессознательное определяется как резервуар чувств, мыслей , побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами сознательного понимания.

Что такое сознательные процессы?

психическая операция, о которой человек явно знает и часто контролирует . Сравните бессознательный процесс.

Подсознательны ли сны? Нью-Дели: Говорят, что наши сны являются зеркалом нашего подсознания . Вещи, которых мы боимся или часто не помним сознательно, проявляются в наших снах.

Как я могу сделать свое дыхание сознательным?

Практика осознанного дыхания в 3 простых шага

  1. Положите одну или обе руки на пространство под пупком.
  2. Либо сидя, либо лежа, с позвоночником в нейтральном S-образном изгибе, дышите вниз к рукам и нижней части живота, чувствуя там ощущение расширения при вдохе.

Полезно ли осознанное дыхание? Осознанное дыхание активирует реакцию организма на расслабление , что, в свою очередь, снижает кровяное давление, что, в свою очередь, снижает риск инсульта и улучшает здоровье сердечно-сосудистой системы. Это также хорошо для пищеварения и общего иммунитета, которые ухудшаются из-за стресса.

Как перестать осознавать свое дыхание?

Медитативное дыхание

  1. Медленно выдохните.
  2. Игнорировать вдох.
  3. Концентрируйтесь только на выдохе.
  4. Выдохните как можно больше воздуха, прежде чем снова вдохнуть.
  5. Сосредоточьтесь на расслаблении мышц лица, плеч и других мест, где вы чувствуете напряжение во время дыхания.

Что находится в подсознании? Подсознание банк данных всего , чего нет в вашем сознании. Он хранит ваши убеждения, ваш предыдущий опыт, ваши воспоминания, ваши навыки. … Каждый раз, когда у вас возникает идея или эмоция, воспоминание или образ из прошлого, это подсознание общается с вашим сознанием.

Как вы используете слово подсознание в предложении?

(1) Подсознательно винит себя в аварии . (2) Я полагаю, что подсознательно я реагировал на свое несчастливое детство. (3) Подсознательно она искала отца, которого никогда не знала. (4) Думаю, я должен был подсознательно знать, что между ними что-то происходит.

Какой антоним к слову подсознание? В отличие от ниже уровня сознательного осознания . сознательно . преднамеренно . намеренно . умышленно .

Ваш тайный разум: психиатр из Стэнфорда обсуждает прослушивание мотивационного бессознательного

Автор Марисса ФессенденОпубликовано

Зигмунд Фрейд популяризировал идею о том, что желания и мотивы бурлят в нашем подсознании и влияют на наше поведение в начале 19 века.00с. С тех пор неврологи и психиатры углубили свое понимание слоев разума. Психиатр из Стэнфорда Ганс Штайнер, доктор медицинских наук, исследует науку о мотивационном бессознательном в своем курсе непрерывного обучения в Стэнфорде в этом квартале.

В следующих вопросах и ответах он обсуждает захватывающие достижения в исследованиях мотивационного бессознательного, а также то, как оно проявляется в наших действиях и творческой работе.

Что такое мотивационное бессознательное и как оно соотносится с нашим традиционным пониманием бессознательного и сознательного разума?

В любой момент в нашем мозгу происходит несколько уровней активности. Мы можем разделить эти слои деятельности на сознательный разум, мотивационное бессознательное и бессознательный машинный язык. Ментальные процессы, которые находятся в нашем сознании и на которых мы можем сосредоточиться, определяются как сознательное мышление. Например, если вы смотрите фильм, ваше сознание может включать визуальные стимулы на экране, словесный диалог, фоновую музыку, звук того, как человек рядом с вами ест попкорн и т. д.

Слой умственной деятельности под нашим сознанием — это мотивационное бессознательное. Оно состоит из психических процессов, которые обычно действуют за пределами нашего осознания, но могут быть доступны, и, таким образом, мотивационное бессознательное можно сделать сознательным. Хотя мы обычно не осознаем бессознательной умственной деятельности, она оказывает существенное влияние на наше поведение, мнения и эмоциональные реакции. Например, ваши мотивационные бессознательные процессы будут определять ваше восприятие фильма и вашу эмоциональную реакцию на него.

Наконец, самым глубоким слоем психической деятельности является бессознательное мышление. Это психические процессы, такие как активность нейронов, которые никогда не доступны нашему осознанию и, как следствие, не могут быть осознаны. Это часть вашего мозга, которая контролирует ваше дыхание во время просмотра фильма.

Как психиатры оценивают и понимают мотивационное бессознательное у пациентов? Какие методы они используют?

При разговоре с пациентом психиатры обращают внимание на эмоциональный подтекст беседы. Именно эти эмоциональные подводные течения, не обязательно сами слова, могут дать представление о мотивационном бессознательном. Следуя этому эмоциональному потоку, психиатры могут получить доступ к бессознательным процессам, формирующим наше поведение.

Вторым инструментом, который психиатры используют для оценки мотивационного бессознательного, является анализ выражений лица. Хотя мы часто контролируем выбор слов, мы часто не замечаем небольших изменений в выражении лица и языке тела во время разговора. Это может быть очень полезным индикатором того, что происходит на бессознательном уровне.

Наконец, психиатры используют различные опросники, называемые психометрическими, для анализа репрессивных тенденций, эмоциональной реактивности и защит пациента. Защиты — это механизмы выживания, которые мы все используем, чтобы оградить себя от сложных вещей, о которых мы, возможно, не хотим думать. Понимая, как пациент справляется с неблагоприятными обстоятельствами и насколько сильно он может подавлять или отрицать негативные эмоции, психиатры могут лучше определить, как получить доступ к своему мотивационному бессознательному.

Современная психиатрия смогла исследовать мотивационное бессознательное благодаря достижениям в неврологии и открытиям психоанализа. Каковы некоторые из наиболее впечатляющих последних достижений в этой области?

Некоторые из самых впечатляющих достижений в этой области связаны с использованием изображений мозга для картирования областей познания. Теперь у нас есть доказательства того, что определенные области мозга активизируются, когда мы занимаемся внутренними задачами, а не сосредоточены на внешней среде. Это говорит о том, что различные когнитивные процессы, включая мотивационные бессознательные процессы, лежат в определенных областях мозга. Например, активизируются различные области мозга, когда субъекты занимаются автобиографической памятью, представлением будущего, теорией разума (представлением точки зрения другого человека) и принятием моральных решений. Понимание анатомической основы мотивационного бессознательного может иметь важные последствия для психиатрии и понимания психопатологии.

Вы изучали аспекты бессознательного и их связь с психопатологией и агрессией. Как наше мотивационное бессознательное проявляется в нашей личности и действиях?

Хорошим примером того, как мотивационное бессознательное проявляется в наших действиях, является знаменитый художник Рене Магритт. В детстве Магритт стал свидетелем трагической гибели своей матери. Став взрослым, в его картины постоянно проникали темы насилия и несколько тревожные образы. Тем не менее, он, казалось, не знал о связи между его картинами и его травмирующим детством. Хотя это не было его сознательным, преднамеренным намерением рисовать о смерти своей матери, его бессознательные психические процессы побудили его сделать это. Хотя это может быть более крайним примером, у всех нас есть бессознательные процессы, которые влияют на наше поведение, точку зрения, интерпретацию событий и эмоциональные реакции.

Можем ли мы получить доступ к нашему бессознательному, чтобы получить творческие идеи или мотивировать нас?

Есть несколько способов получить доступ к нашему бессознательному. Оговорки, или «оговорки по Фрейду», — это один из способов получить информацию о том, что происходит в нашем бессознательном. Обратить внимание на наши мемы, правила, по которым мы живем и которые формируют наше поведение, — это еще один способ получить информацию. заглянуть в наше бессознательное.

Сны также часто являются отражением того, что происходит в нашем подсознании. Таким образом, ведение журнала сновидений может быть мощным способом взглянуть на свое мотивационное бессознательное.

Выразительное письмо — еще один способ получить доступ к бессознательной умственной деятельности. Целью выразительного письма является запись потока сознания, движимого эмоциями, а не фактами. Делая это, мы часто можем получить доступ к психическим процессам, которые в противном случае могли бы оставаться ниже уровня осознания.

Наконец, наше мотивационное бессознательное может непреднамеренно проникнуть в нашу творческую работу, даже если мы этого не осознаем. Поэтому, обращая внимание на темы и закономерности в нашей творческой работе и на то, к какой творческой работе нас тянет, мы получаем доступ к нашему мотивационному бессознательному мышлению.

Ответы Штайнера были написаны с помощью Ребекки Холл и Кэрри Леонтис.

Ранее: Изучение основных причин психических заболеваний, Важность творчества и предубеждение против него и Как работает мозг во время импровизации
Фото Криса Нерс/Wellcome Images

Популярные посты

Категория:

Биомедицинские исследования