Реферат на тему «Я — концепция личности»
Содержание
1. Понятие «Я» — концепции
2. Формирование «Я» — концепции
3. Структура Я-концепции
4. Роль Я-концепции в жизни личности
5. Самооценка как центр личности
6. Угроза Я — концепции
Список использованных источников
1. Понятие «Я — концепции»
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание».
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).
В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1).Таблица 1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Составляющая | Описание |
«Духовное Я»
Нужна помощь в написании реферата? Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Цена реферата
«Материальное Я»
«Социальное Я»
Нужна помощь в написании реферата? Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим Подробнее «Физическое Я»
| Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр. )
Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
Тело человека, его первичные биологические потребности |
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать реферат
- «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
- «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
- «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
- Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
- Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
- «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
- «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.
2. Формирование Я-концепции индивида
Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.
Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой.
3. Структура Я-концепции
Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.
4. Роль Я-концепции в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 2). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.
- Обеспечение внутренней согласованности личности.Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
- Определение характера интерпретации жизненного опыта.«Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
- Источник установок и ожиданий личности.«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 3). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
- ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
- чувством личной адекватности индивида;
- отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
5. Самооценка как центр личности
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.
Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать реферат
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
- Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
- Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
- Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.
6. Угроза Я — концепции
Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я — концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я — структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я — структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.
По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я — концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я — концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я — образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.
Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я — структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
Список использованных источников
1. «Я-концепция» У. Джеймса
2. «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Берне
3. Теория К. Роджерса о Я-концепции
4. Электронный источник — https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html
5. Электронный источник — https://psyera.ru/ya-koncepciya-2109.htm
Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
Жизнь 25 ноября 2020
Всё, что стоит знать о спорных, но очень влиятельных концепциях австрийского психолога.
О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.
Что такое психоанализ
Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданы австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков.
Психоанализ основан на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан с психодинамической терапией.
Также под психоанализом можно понимать любую из ряда теорий о человеческой личности, которые на основе анализа бессознательного в разуме человека пытаются найти глубинные причины психических проблем. Наиболее просто можно описать этот метод как «глубинную психологию».
Общей психоаналитической теории лечения не существует.
Ещё психоанализ можно считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.
Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.
Во многом психоанализ был попыткой примирить разошедшиеся направления в психологии того времени: философскую и научную. В конце концов он превратился в сложный набор идей и представлений, ищущих альтернативный ответ на вопрос «Что такое человек?»
Как появился психоанализ
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.
Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описан Фрейдом и другими авторами.
Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.
Также Фрейд заметил, что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».
Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.
С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал, что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.
Целью психоаналитической терапии Фрейда было высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».
Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.
Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.
Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia CommonsКак психоанализ повлиял на развитие психологии
В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.
Так, до Фрейда сны считались не заслуживающим внимания науки явлением. Однако его книга «Толкование сновидений» и изложенная в ней концепция вызвали бурный интерес к этой области человеческой жизни, сохраняющийся до сих пор.
В дальнейшем разработки Фрейда использовались, например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.
В несколько иной форме дело Фрейда продолжил его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.
Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.
Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.
Работы Юнга лежат в основе большинства современных психологических теорий и концепций. Например, он ввёл в оборот такие общеизвестные сегодня термины, как «архетипы личности» и «коллективное бессознательное».
В середине прошлого века психоанализ вошёл в тесное взаимодействие с искусством, гуманитарными науками и философией. Например, он оказал большое влияние на немецкий экспрессионизм, а тот, в свою очередь, во многом определил появление киножанра ужасов. Концепция Фрейда сильно повлияла на творчество таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини. Также фрейдизм играет значительную роль в фильмах «Основной инстинкт», «Вечное сияние чистого разума», «Антихрист», «Остров проклятых».
Посмотрите 📽😱🔪
- Почему нам нравится смотреть страшное кино и нормально ли это
Какие положения лежат в основе психоанализа
Сознание и бессознательное
Фрейд предложил модель человеческого разума, состоящую из трёх слоёв:
- Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
- Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
- Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.
Фрейд считал бессознательное особой областью психики, совершенно не похожей на реальность. Согласно ему, бессознательное оторвано от моральных установок и предубеждений, оно — хранилище тайных желаний и скрытых переживаний. Позднее Фрейд уточнил, дополнил и структурировал эту трёхчастную модель. Так появилась концепция «оно», «я» и «сверх‑я».
«Оно», «я» и «сверх‑я»
Изучение и интерпретация свободных ассоциаций привели Фрейда к новой концепции структуры личности из трёх составляющих: «оно», «я» и «сверх‑я».
- «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного.
- «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве.
- «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания.
В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.
Защитные механизмы
Фрейд считал, что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:
- Подавление — эго вытесняет тревожные или опасные мысли из сознания. Человек может просто «забыть» о реальной причине своего беспокойства — например, о травмирующем событии в детстве.
- Отрицание — эго заставляет человека не верить в происходящее или отказаться его признавать. Так, родители, которые потеряли ребёнка, нередко не хотят верить в реальность случившегося.
- Проекция — эго приписывает мысли и чувства человека кому‑то другому. Например, переносит скрытые фантазии и социально неприемлемые желания на других людей.
- Смещение — человек перенаправляет свою реакцию и меняет объект, вызывающий напряжение, на другой — более безопасный. Наиболее простой пример — сотрудник, на которого накричал начальник, вымещает свою злость на более слабом — подчинённом, ребёнке или собаке.
- Регрессия — человек откатывается назад в развитии в ответ на негативные эмоции. Например, шокированный взрослый ведёт себя как ребёнок.
- Сублимация — подобно смещению подменяет бессознательные устремления человека работой или хобби. Самый известный пример — перенаправление сексуальной энергии на занятия творчеством.
Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.
Интерпретация
Психоанализ избегает оценивания, его суть — в пояснении, а не в осуждении или одобрении. Психоаналитик не наставник, он «пустой экран». Это нужно для того, чтобы клиент мог работать над своим бессознательным без чужого вмешательства.
Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты:
- Тест Роршаха («чернильные пятна»). Сами по себе кляксы на изображениях абстрактны и ничего не значат. Важно, что в них увидит, спроецировав своё бессознательное, каждый конкретный человек.
- «Фрейдистские оговорки» (парапраксы). В психоанализе считается, что в оговорках проступают наши скрытые бессознательные желания. Например, ошибка в имени сексуального партнёра выдаёт реальный объект фантазий оговорившегося.
- Свободная ассоциация идей. Фрейд использовал этот метод для анализа первой (бессознательной) реакции человека на слова.
- Анализ сновидений. Фрейд признавал этот метод очень важным, так как считал, что сознание менее бдительно во сне и пропускает «наружу» подавленные переживания. У снов, согласно фрейдизму, есть явное (то, что мы помним или думаем) и скрытое (о чём это говорит на самом деле) значения.
После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.
Психосексуальное развитие
Фрейд предположил, что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.
- Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
- Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
- Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
- Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
- Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).
Согласно Фрейду, чтобы стать психологически здоровым человеком с полностью сформированными эго и суперэго, нужно пройти все эти стадии. В противном же случае можно «застрять» на одной из них, а это приведёт к эмоциональным и поведенческим проблемам во взрослом возрасте.
Комплексы
Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.
Какие направления психоанализа существуют сегодня
Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия. Например, сегодня в психологии не делается такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.
Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.
Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.
Так как психоанализ оказал огромное влияние на массовую культуру, некоторые ведущие представители неофрейдизма (Жак Лакан, Славой Жижек) проводят психоаналитические изыскания на её произведениях. Например, одна из книг Жижека называется «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)».
В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.
Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ. Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.
Почему психоанализ критикуют
Изначально разработки Фрейда приняли в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.
Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют фрейдистскую концепцию псевдонаукой.
Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считает, что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.
Оспаривается и концепция эдипова комплекса Фрейда.
Также есть сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.
Отмечается также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.
Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.
Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считал метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.
Кроме того, самого Фрейда упрекают в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснил, что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установили, что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».
Сегодня известно, что «Анна О.» страдала от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.
Существуют и субъективные факторы, из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.
- Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
- Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
- Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.
Однако существует и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.
Какие есть альтернативы психоанализу
Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.
Фактически альтернативой психоанализу стала психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.
Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.
Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.
Читайте также 🧐
- 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
- 6 мифов о ментальных расстройствах, в которые многие до сих пор верят
- Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
Как написать концепцию: лучшие практики и примеры | Блог
Тестирование концепции кажется довольно простым, пока вы не начнете им заниматься. Возможно, у вас появились идеи для проверки. Возможно, у вас даже есть макеты некоторых дизайнов. Но когда дело доходит до описания концепции в опросе, многим нужна помощь.
Частично причина в том, что некоторые начинающие исследователи рынка не до конца понимают разницу между идеей и концепцией.
Так в чем же разница между идеей и концепцией?
Проще говоря, идея — это концепция на ранней стадии, своего рода «неограненный алмаз». (да, мы используем отсылку к Аладдину). Он еще не определен четко и не содержит конкретных деталей. Например, если вы хотите протестировать продукт для плитки шоколада, вы можете еще не знать, как будет выглядеть упаковка или особенности обмена сообщениями.
Понятие, напротив, есть противоположное – четко очерченная идея (вероятно, настоящий «бриллиант»?). Концепция была утверждена и правильно определена. В примере с плиткой шоколада вы, вероятно, знаете, какого цвета будет упаковка, как вы опишете текстуру и вкус и многое другое.
Для многих слова «идея» и «концепция» взаимозаменяемы. Но в контексте опросного исследования вы должны знать, что построение концепции гораздо более детально, чем просто описание идеи. Подробнее об этом ниже!
Хотите узнать, что на самом деле требуется для тестирования концепции?
Прочтите эту статью , чтобы узнать о некоторых ключевых определениях, примерах использования и методах.Старые способы написания концепции больше не работают
В 90-х годах стандарты написания концепции были немного другими. Поскольку довольно много работы выполнялось вручную, сырые концепции приходилось подробно описывать потенциальным заказчикам. Исследователи обычно использовали шаблоны PowerPoint, которые содержали длинные описания концепций. Обычно требовалось одно описание концепции, чтобы содержать следующие вещи:
Вводный заголовок (например, «Вот новый продукт…»)
Описание инновации (например, что представляет собой продукт и что он делает)
Преимущества инновации (например, « Это продукт может помочь вам в этом…»)
Дополнительная информация (например, цена или важные предупреждения)
Заключительная строка (т. е. краткое предложение)
Изображение
Довольно много информации, нет?
А теперь представьте, что сегодня вы читаете столько текста. Готовы поспорить, что вы часто не читаете ничего, кроме вводного заголовка статьи. И когда у вас есть несколько понятий, изложенных таким образом в одном опросе, опыт респондента становится просто утомительным.
Подобные длинные концепции больше не работают в опросах. И вот почему:
Их написание требует много работы, особенно когда вы пишете о концепциях или продуктах ваших конкурентов. Это делает ваш инновационный процесс раздутым и чрезмерно сложным.
Вы никогда не сможете сообщить столько информации в реальной ситуации на рынке (например, когда люди на самом деле смотрят на ваш продукт на полке и должны принять решение). Таким образом, вы не знаете, предсказывают ли результаты вашего теста результаты на рынке.
Если ваша идея работает хорошо, вы не знаете, какие элементы концепции обеспечили эту эффективность (т. е. заголовок или изображение заставили людей выбрать концепцию?). То же самое происходит, если ваша концепция работает плохо.
Советы по написанию концепции современным способом
Как специалисты по модернизации исследований, мы хотели бы представить некоторые из наших собственных советов по написанию хорошей концепции. Эти советы помогут вам сделать вашу концепцию более читабельной, а опрос по тестированию концепции — более привлекательным.
1. Тест для мобильных устройств
Мир меняется, и способы участия людей в опросах тоже меняются. Люди проводят огромное количество времени в своих телефонах (да, мы смотрим на вас, кто сегодня провел в телефоне почти 6 часов). Таким образом, респонденты сегодня ожидают, что опросы будут создаваться с учетом мобильных устройств.
Поэтому мы рекомендуем вам создать шаблон для описания вашей концепции для лучшего мобильного использования. Это может означать, что ваши описания должны быть короткими и лаконичными, чтобы все предложения помещались на экране без необходимости прокрутки. Это также может означать, что вам следует инвестировать в платформы с мобильным интерфейсом (например, Upsiide 😏).
2. Представляйте только важную информацию
Респондентам не нужно читать длинные подробные описания. Откровенно говоря, это довольно скучно и не отражает того, как люди на самом деле читают сообщение о вашем продукте в реальной жизни. Вот почему вы должны сосредоточиться на представлении самой важной информации заранее. Например, если вы тестируете концепцию продукта, названия и описания концепции в 1 предложение должно быть достаточно.
3. Проверяйте по одному сообщению за раз
Заманчиво писать каждое сообщение и утверждение, описывающие ваш продукт. «Это полезно для здоровья, это веганское, это не жестоко». Но при тестировании концепции вы всегда должны думать об одной вещи, которая больше всего важна для вашего потребителя. Это может быть преимущество, вкус или потребительская потребность, которую удовлетворяет ваша инновация.
4.
Если у вас есть более одного потенциального сообщения, протестируйте их по отдельности.Если вы не уверены, с каким 1 сообщением следует работать, проверьте все потенциальные сообщения и утверждения в отдельных опросах. Таким образом, вы сможете четко понять, какой из них наиболее оптимален, и пойти с ним в следующих тестах.
5. Спросите себя: «Вам действительно нужны изображения?»
Мы считаем, что изображения не всегда необходимы при тестировании концепции. Например, однажды мы тестировали разные вкусы картофельных чипсов на Upsiide. В половине образцов были представлены изображения упаковки и полные письменные описания вкусов. Другая половина видела только описания ароматов.
Когда дело дошло до результатов, они оказались одинаковыми — то есть идея с чипсами работала почти одинаково, независимо от того, видели ли люди визуальные эффекты или просто описания вкусов. Это показывает, что вам не всегда нужны изображения в концептуальном тесте. На самом деле вы можете протестировать раньше и сэкономить время и деньги таким образом, получая те же результаты.
Однако есть некоторые отклонения; одно предостережение заключается в том, что изображения могут быть очень полезными, если вы хотите изобразить незнакомую концепцию.
Мы провели 2 исследования вкусов шоколадных батончиков в Великобритании: одно было чисто текстовым, а другое содержало изображения упаковки. S’mores показал себя намного лучше в тесте изображения по сравнению с тестом только текста. И мы думаем, что это потому, что люди в Великобритании плохо знают вкус S’mores (это скорее североамериканский вкус). В этом случае изображение помогло потребителям лучше понять вкус.
Пример хорошего описания концепции
Мы подумали, что было бы полезно, если бы вы увидели, как выглядит хорошее описание концепции.
Почему это описание концепции работает:
Оно короткое и лаконичное
Оно содержит наиболее важную информацию
Наличие изображения имеет смысл
900 26
Кстати, это не единственный способ представить ваши концепции на Upsiide. Поэкспериментируйте с 6 различными форматами и покажите свои идеи так, как вам нравится.
Тестирование концепции — это еще не все.
Теперь, когда вы знаете, как писать концепцию, пришло время улучшить свои навыки в других аспектах тестирования концепции. Если вы хотите научиться составлять хорошие вопросы для опроса, эта статья описывает некоторые из лучших практик.
А если вы хотите начать свой первый концептуальный тест самостоятельно, у Upsiide есть несколько хороших шаблонных решений, которые помогут вам настроить опрос. Перейдите сюда , чтобы узнать больше, и не забудьте применить советы и рекомендации из этой статьи!
Записная книжка
Представление о чем-либо, сформированное путем мысленного объединения всех его характеристик или деталей. . . . Конструкторский план, дизайн-проект. . . . Общее понятие или идея. . . .
С О Н С И Д Е Р:
Общее — Понятие, идея, дизайн, план
Конструкт — Мысленное объединение
Изъятие
Для формирования
Следующее [Из: Coons, 'Introduction to Psychology,
Разведка и применение']:
Концепция — это идея, представляющая класс объектов или событий. Это мощные инструменты, потому что они позволяют нам мыслить более абстрактно, без отвлекающих деталей.
Формирование концепции . Это процесс классификации информации по значимым категориям. По своей сути, формирование концепции включает в себя опыт с положительными и отрицательными примерами концепции (диапазон обучения в размере категорий «собака» и «кошка»). Взрослые чаще усваивают понятия, изучая или формируя правила. Например, треугольник должен быть замкнутой формы с тремя сторонами, состоящими из прямых линий. Изучение правил, как правило, более эффективно, чем примеры, но примеры остаются важными. Маловероятно, что запоминание ряда правил позволит непосвященному слушателю точно классифицировать панк, новую волну, фьюжн, сальсу, хэви-метал и рэп.
Типы понятий:
Конъюнктивное понятие . Он относится к классу объектов, имеющих более одного общего признака. Иногда называемые понятиями «и»: чтобы принадлежать к классу понятий, элемент должен иметь «Эта функция и эта функция и эта функция». Например, у мотоцикла должно быть два колеса, двигатель и руль.
Реляционные концепции . Они классифицируют объекты на основе их отношения к чему-то другому или отношения между признаками объекта. Больше, выше, слева, север, и вверх ногами — все это реляционные понятия. Другим примером является сестра , которая определяется как «женщина, рассматриваемая в ее отношении к другому лицу, имеющему тех же родителей».
Разделительные понятия . Они относятся к объектам, которые имеют хотя бы одну из нескольких возможных функций. Это « или-или понятий». Чтобы принадлежать, элемент должен иметь «эту функцию, или ту функцию, или другую функцию». В игре в бейсбол страйк — это либо замах и промах, либо подача по центру, либо фалбол. Качество «или-или» дизъюнктивных понятий затрудняет их изучение.
Прототипы . В дополнение к правилам и функциям большинство людей также используют прототипы или идеальные модели для определения концепций. Например, малиновка — модельная птица, а страус — нет. Это говорит нам о том, что не все примеры понятия одинаково репрезентативны. Как мы узнаем, когда линия пересечена от высокой чашки до вазы? Возможно, мы мысленно сравниваем предметы с «идеальной» чашкой. В результате определение понятий затруднено, когда мы не можем придумать прототип, соответствующий тому, что мы видим.
Понятия имеют два типа значений:
Денотативное значение . Денотативное значение слова или понятия есть его точное определение.
Коннотативное значение . Это его эмоциональный или личностный смысл. Коннотации чего-то одного могут быть разными.
Семантический дифференциал Осгуда . Метод, используемый для измерения коннотативного значения. Когда слова или понятия оцениваются по ряду шкал, большая часть их коннотативного значения сводится к измерениям «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и «активно-пассивно». Поскольку понятия различаются по этим измерениям, слова или фразы с примерно одинаковым денотативным значением могут иметь очень разные коннотации. Например, я добросовестный; вы осторожны; он придирается!
Оцените это слово: ДЖАЗ
Закругленный — Угловой
Сильный — Слабый
Гладкая — Шероховатая
Пассивный — Активный
Большой — Маленький
Горячий — Холодный
Плохо — Хорошо
Расслабленный — Напряженный
Сухой — Мокрый
Несвежий — Свежий
[Кун, Деннис. Введение в психологию, исследование и применение. Сент-Пол: West Publishing Company, 1989. Глава: Обучение и познание]
РЕФЕРЕНЦИИ
Понятие 1. общее понятие или идея; зачатие. 2. представление о чем-либо, образованное мысленным соединением всех его характеристик или частностей; конструкция. [< L concept(um) нечто задуманное . . . . capere захватить . . . . ] Зачатие 1. акт зачатия. 2. состояние зачатия. 3. оплодотворение, наступление беременности. 4. возникновение или начало. 5. что-то, что задумано: эта машина — концепция гения.