Примеры мнемотехники: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

Мнемотехника и её виды | Статья:

Что такое мнемотехники?

Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Это и позволяют сделать мнемотехники. Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники — связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Кому нужны мнемотехники?

В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно — помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.

Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.

Школьникам и студентам. Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.

Преподавателям. Когда преподаватель заглядывает в конспект — это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.

Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

Виды мнемонической информации

В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида:

  • образную,
  • речевую (текстовую)
  • точную.

К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой — воспринимаемая устная речь и читаемые тексты.

К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения.

Чем они отличаются друг от друга? Почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий — точные сведения — у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику?

Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в образ. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении (это служебные части речи, предлоги, глаголы и прилагательные).

Воссоздающее воображение — это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

Почему же речь запоминается хуже, чем образы? 

  1. В речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире.
  2. Образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее.

Здесь, как и везде, возможны исключения, у некоторых людей слуховые анализаторы развиты лучше, чем зрительные.

Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой.

Приемы мнемотехники

Ассоциация.

         Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация затрагивает, как-то связывается с уже знакомой. Эти процессы присущи всем людям и называются ассоциациями. Главная задача для запоминания– создать ассоциацию. И чем смешней, комичней и нереальней она будет, тем больше вероятность, что она запомнится, и быстрее и легче она в нужный момент возникнет в Вашем сознании. Муж моей подруги, собираясь в аптеку за лекарством под названием «5нок», нарисовал в голове образ. Но что-то у него, вероятно, не дорисовалось в памяти. В итоге, придя в аптеку, он попросил: «Мне нужно лекарство… что-то там про окорочка…»

Пример 1: Через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей или друзей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере Вы не забудете и обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада?

Решение: Вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь — кассира, подающего вам в окошко «гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

Пример 2: Вам нужно не забыть положить в дорогу в дорогу станок или эпилятор, ну или мужу электробритву. Как не забыть положить её?

Решение: Быстро представьте себе, что Вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти придуманную картину в течение 20-30 секунд. Позже Вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Подумайте о том, что Вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (Вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые Вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.) Таким образом, Вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят Вам о том, что и в какой последовательности Вы должны сделать.

Варианты метода ассоциаций:

Цепочка  — это самый сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом при помощи образов.

Пример: у Вас список продуктов: кофе, масло, ветчина, цыпленок, капуста, яйца, хлеб.

Решение: Исходя из первого же образа, который приходит в голову придумываем ассоциации. Допустим цыпленок, клюющий кофейные зерна. Пусть он вылупляется из яйца, которое находится в капусте, листья которой представляют собой бутерброды с маслом и ветчиной. Запомнив такой сюрреалистический образ, Вы совершенно точно купите все, что хотели.

Метод «мест». При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали именно этот метод. Они вспоминали все объекты, которые они видели по дороге,  по которой часто ходили в город. А потом к каждому «месту» они «привязывали» какой-то тезис или аргумент своей речи. Например, первый тезис соответствовал какой-то лавочке, второй – фонарю и т.д. А, произнося речь, они мысленно «проходили» этой дорогой и «забирали» у каждого объекта свою часть. С таким же успехом этот прием можно использовать и со списком покупок или дел на завтра.

Символизация. 

Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон.

Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона»), что-то бьющееся «Рюмка» и многие другие.

При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

Метод группировки

Человеческая кратковременная память не может удержать, как уже говорилось выше,  больше 5-9 элементов. По этому если нужно удержать в памяти информацию мозг её непроизвольно будет делить на части так, чтобы не превысить допустимую норму. Т.е. номер банковской карты 30637402710 в памяти будет разделен 30 63 740 27 10.

Метод акронимов – очень распространенный и простой прием, основанный на составлении сокращенных названий из первых букв слов. Этот метод в частности используется в названии многих организаций – ЮНЕСКО, ООН, РОО

Акростихи – это стихи, первые буквы каждого слова которых образуют слово, фразу или соответствуют первым буквам каких-то других слов.

  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
  • Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь
  • Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп
  • Иван родил девчонку, велел тащить пеленку…

Схематизация – изображение чего- либо в виде схем, чертежей, таблиц. Это не всегда упрощение, это может быть и обобщением информации.

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Для воспитателя это наиболее актуальная тема. Все мы знаем, что первый способ расположить к себе человека – это улыбнувшись, назвать его по имени – отчеству. Мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Тренируем память на работе

Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку, наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

Упражнение 3. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

использование, приемы и методы запоминания

Содержание статьи

Каждый день мы сталкиваемся с огромными потокам различной информации: текстовой, графической, цифровой, аудио или видео. Как быть, если возникла необходимость эту информацию сохранить, но под рукой не оказалось ручки и записной книжки?

Отвечая на этот вопрос, некоторые из вас вспомнят, что существую специальные способы, которые позволяют сделать запоминание быстрым и эффективным. А что это за волшебные инструменты и как их использовать? Рассмотрим ниже.

Мнемоника и мнемотехника. Что такое? Кому подходит?

Искусство запоминания — это и есть мнемоника. Мнемотехника — это набор приемов, способов и методов, для более эффективного и быстрого усвоения информации.

Каждый желающий, уже после первого ознакомления с базовыми принципами работы мнемотехники, сможет легко применить полученные знания на практике и получить отличный результат.

Прямо сейчас предлагаем провести интересный эксперимент. Ваша задача запомнить список из 15 незнакомых слов, прочитав его всего один раз:

  1. каша
  2. часы
  3. мяч
  4. блюдце
  5. ковер
  6. урна
  7. щетка
  8. кирпич
  9. кольцо
  10. бочка
  11. ракета
  12. медведь
  13. конфетти
  14. копье
  15. подушка

Теперь постарайтесь вспомнить все слова и зафиксировать результат на листочек. Позже мы еще вернемся к данному списку.

Но прежде, рассмотрим в чем состоит суть работы мнемотехники, а также проведем обзор самых распространенных техник для запоминания информации.

Секрет эффективного использования мнемотехники

Суть мнемотехники заключается в том, что мы необходимую для запоминания информацию преобразуем в визуальные образы, то есть представляем ее в виде картинок в нашем воображении, а затем уже удобным для себя способом сохраняем в памяти.

Дело в то, что мы очень хорошо запоминаем визуальную информацию. Это родной язык нашего сознания. Отличным примером этого является то, как запоминает маленький ребенок, который еще не умеет говорить, писать, читать.

При этом, используя приемы мнемотехники, важно создавать образы:

  1. Яркие. Чем насыщеннее, тем лучше.
  2. Крупные. Независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет в реальной жизни, то в воображении он должен быть крупным.
  3. Цветные. Лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
  4. Объемные. Не плоские, а как 3D-картинки.
  5. Детальные. Можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Например:

  • На цифру 2 (два) — образ ЛЕБЕДЬ, так как они визуально похожи между собой;
  • 0 (ноль) — СОЛЬ, так как созвучно.
  • 11 (одиннадцать) — БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ
  • Анна — ВАННА
  • Химия — МЕНДЕЛЕЕВ
  • грусть — ЗОНТИК

Мы представляем такие образы, которые легко представить в воображении. После чего уже переходим к самим приемам.

При этом большинство из них нам знакомы еще с детства. Однако они позволяют запоминать информацию лишь в маленьких количествах. Для работы с огромными объемами информации существуют другие способы мнемотехники.

Чтобы вы могли сравнить и ощутить эффективность, рассмотрим и те и другие техники.

Основные приемы мнемотехники

Хотите значительно улучшить память?

Предлагаем Вам ознакомитсья с нашей программой:

«Феноменальная память для занятых людей»

Вы будете со 100% точностью запоминать на неограниченный срок в 30 раз больше информации и в 5 раз быстрее для личной эффективности в обучении, работе и бизнесе.

    Программа подойдет вам, если Вы:
  • Быстро забываете то, что запомнили;
  • Устали от скучной и нудной зубрежки;
  • Забываете купить нужный продукт в магазине;
  • С трудом запоминаете адрес или номер телефона;
  • Часто повышаете свою квалификацию на курсах и тренингах;
  • Выступаете с речью и с трудом запоминаете текст доклада;
  • Составляете план на день, а потом забываете выполнить какое-либо дело;
  • При знакомстве быстро забываете имя собеседника;
  • Хотите предотвратить старческий маразм, болезнь Альцгеймера и сохранить ясный ум после 50 лет;

Подробнее узнать о курсе «Феноменальная память для занятых людей» можно по этой ссылке тут

АКРОСТИХОТВОРЕНИЕ

Этот способ позволяет зашифровать в начальных буквах слова, словосочетания или отдельной строки стихотворения какую-то информацию, напрямую не относящуюся к их содержанию.

Например: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Знакомо? Верно. Так, мы можем запомнить цвета радуги по порядку. Происходит это благодаря тому, что первая буква каждого слова совпадает с первой буквой цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

МНЕМОФРАЗА

Под этим способом подразумеваются словосочетания или предложения, которые позволяют запомнить какие-то правила в русском языке, геометрии или физики, или в различных других науках и областях.

Например:

Уж замуж невтерпёж. Таким образом мы запоминаем наречия, которые пишутся без мягкого знака.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Здесь идет употребление «одевать» и «надевать».

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

МНЕМОСТИХ

Это искусственно придуманный стих, который помогает легче запоминать определенную информацию

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть

Метод позволяет запомнить первые 7 знаков в числе Пи после запятой: 3,1415926. .

Теперь перейдем к способам, с помощью которых вы сможете запоминать большие объемы информации, имена людей, номера телефонов.

МЕТОД “ИСТОРИЯ”

Задача этого метода соединить визуальные образы в необычную, забавную, веселую, бредовую историю. Чем интереснее и необычнее она будет, тем лучше Вы запомните нужные слова.

Для примера возьмем список из 10 слов:

  1. кукла
  2. чайник
  3. трава
  4. кроссовок
  5. ворона
  6. крем
  7. табурет
  8. слон
  9. цветок
  10. перья

А теперь представьте, как Кукла взяла чайник и стала поливать из него водой траву. Из травы начал расти кроссовок, на который села ворона с кремом в клюве. Она сильно давит на тюбик с кремом и из него выдавливается табурет, на котором сидит жирный слон. У слона в хоботе зажат цветок. А вместо лепестков у цветка перья.

Этот подход к запоминанию очень доступный для понимания, легкий и не требующий особой подготовки как для взрослых, так и для детей.

МЕТОД «ЦЕПОЧКА»

Его суть заключается в том, что мы здесь уже не придумываем историю, а просто соединяем образы друг за другом.

Возьмем тот же список, который запоминали методом «История» и сравним:

Кукла держит чайник. Чайник на глазах зарастает травой. Из травы торчит кроссовок. Внутри кроссовка сидит ворона. Вместо крыла, у нее тюбик с кремом. Крем вытекает и капает на табурет. За ножку табурета держится слон. У слона вместо хвоста цветок. Из цветка торчат перья.

Таким образом, присоединяя последовательно один образ к другому, мы только что запомнили список из 10 слов.

В случае забывания одного звена цепочки, есть шанс, что воспроизвести оставшиеся не представится возможным.

Избежать такой неприятной ситуации поможет следующий способ.

МЕТОД «ЛОКАЦИЙ»

В мнемотехнике это самая продвинутая техника запоминания. Её суть заключается в том, что мы выделяем хорошо знакомые нам элементы в помещении, либо на маршруте в городе, а затем к этим деталям присоединяем нужные визуальные образы.

Часто можно встретить другие названия этого метода. Например, “Дворец памяти”, римских комнат, Цицерона, мест. Все это будет описанием одной и той же техники запоминания.

Давайте рассмотрим примеры локаций:

  1. В помещении: комод, шкаф, диван, стол, стул, компьютер.
  2. На маршруте: урна, остановка, дорожный знак, магазин.

Теперь возьмем помещение (каждый здесь может представить свою комнату) и выделим в нем 10 объектов. Затем запомним на них наш список из 10 слов.

  1. Выделяем: дверь, выдвижной ящик, раковина, кран, мультиварка, плита, вытяжка, стол, окно, батарея.
  2. Представляем: из двери торчит кукла. В выдвижном ящике стоит чайник. В раковине растет трава. Из крана наполовину торчит кроссовок. Мультиварку открывает ворона.

Крем расплавился на плите. В вытяжку засосало табурет. За столом сидит слон. На окне растет цветок. Батарея насквозь проткнута перьями.

Важно! Чтобы надежно закрепить информацию в нашем сознании, необходимо каждую связь образа с локацией удерживать в течение 5 секунд в воображении и только потом переходить к соединению следующих.

Единственным его минусом является то, что самое эффективное использование этого метода мнемоники возможно тогда, когда в голове есть уже готовые локации, то есть объекты заранее выделены.

Видео: мнемотехника и мнемоника

Практика применения

Любой навык необходимо закреплять на практике. Мнемотехника не исключение.

Поэтому сейчас мы вернемся к нашему эксперименту.

Ваша задача, уже опираясь на полученные знания, выбрать и попробовать запомнить список из 15 слов, что был в самом начале этой статьи, наиболее понравившимся методом. Для удобства дублируем слова:

  1. каша
  2. часы
  3. мяч
  4. блюдце
  5. ковер
  6. урна
  7. щетка
  8. кирпич
  9. кольцо
  10. бочка
  11. ракета
  12. медведь
  13. конфетти
  14. копье
  15. подушка

Теперь зафиксируйте результат и сравните его с первоначальным!

Не забудьте поделиться с нами в комментариях, какой техникой воспользовались, а также вашим результатом до и после.

Мнемотехника: определение, примеры и типы

Как запомнить длинный список элементов? Организуете ли вы их в группы, накладываете на них небольшую мелодию или рисуете картинки, чтобы проиллюстрировать их? Когда вы используете эти инструменты для улучшения памяти, вы используете мнемоники .

Определение мнемоники

Мнемоника — странное слово. Что это значит и почему мы его используем?

Мнемотехника , также называемая мнемоническими устройствами — это средства обучения, предназначенные для облегчения запоминания.

Эти устройства могут принимать форму изображений, песен, аббревиатур, графиков, ассоциаций и даже «дворцов разума».

Слово мнемоническое (произносится как не-МОН-ик) происходит от греческого слова mnēmōn , что означает памятливый . Это также связано со словом memory . Таким образом, мнемоническое устройство — это буквально запоминающее устройство .

Слово мнемоническое часто смешивают с двумя похожими словами: пневматический и пневматический . Несмотря на то, что они звучат одинаково, эти слова имеют очень разные значения. Пневмония (произносится как нью-МОН-ик) относится к пневмонии, а пневматический (произносится как нью-МА-тик) описывает что-то, что работает со сжатым воздухом или газом. Легко сделать ошибку в произношении!

Мнемонический метод обучения

Мнемотехника — популярный инструмент для обучения. Они часто используются в образовательных пространствах и людьми, пытающимися освоить новые концепции и навыки. Вот пример мнемоники в действии:

Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Мнемоническое выражение часто используется для запоминания названий планет по порядку. Первая буква имени каждой планеты становится первой буквой одного слова в выражении.

Моя очень образованная мать только что подала нам начос.

Соединение каждого слова в этом выражении с планетой облегчает запоминание полного списка планет.

Подобные мнемоники широко используются в школах. Они предоставляют стандартное запоминающее устройство для большого количества людей. Также может быть полезно создать свои собственные мнемоники. Создание мнемоники, уникальной для вашего стиля обучения, может помочь вам учиться и запоминать так, как вам удобно.

Рис. 1. Мнемотехника может помочь людям запомнить такую ​​информацию, как названия планет.

Важность мнемотехники

Мнемотехника — это больше, чем просто глупые песенки и каракули. Мнемотехника так популярна в образовании, потому что она улучшит вашу память, поможет понять сложные понятия и научит вас использовать новые стратегии обучения .

Допустим, ваш лучший предмет — искусство, но у вас проблемы с запоминанием списков и понятий на уроках биологии. С помощью мнемонических приемов вы могли бы использовать искусство для понимания биологии. Вы можете нарисовать декоративную диаграмму пяти таксономических царств, нарисовать портрет Грегора Менделя, проводившего ранние генетические исследования, и т. д.

Мнемонические приемы могут научить вас использовать то, что вы делать знать, чтобы понять то, что вы не знаете .

Типы мнемотехники

Мнемотехника бывает нескольких форм, соответствующих разным стилям обучения. Here is an overview of the basic categories of mnemonics:

  • Words and Letters
    • Acronyms
    • Expression/Word Mnemonics
    • Spelling Mnemonics
  • Music and Rhyme
    • Music
    • Rhyme
  • Visualization
    • Model Mnemonics
    • Image Mnemonics
    • Method of Loci
  • Chunking
    • Note Organization
    • Connections

Examples of Mnemonics

Now for some specific examples of each type of mnemonic device .

Слова и буквы

Слова и буквы составляют множество распространенных мнемонических приемов. Они могут помочь вам выучить правила правописания, упорядоченные слова, иерархические понятия и многое другое.

Акронимы

Акронимы — это слова, состоящие из первых букв других слов. Например, НАСА ( Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства ) — это аббревиатура, которая служит простой аббревиатурой. Вот полное определение:

Акронимы — это аббревиатуры, состоящие из первых букв слов в выражении.

Акронимы сокращают длинные цепочки слов и облегчают их запоминание.

В английском языке спектр видимого света часто делится на семь основных цветов, расположенных в порядке от самой низкой до самой высокой частоты:

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый .

Чтобы запомнить все цвета в правильном порядке (и обращаться к ним, не перечисляя их все), люди иногда сокращают список до ROY G. BIV .

Выражения и мнемоники слов

Подобно аббревиатурам, выражения и мнемоники слов объединяют начальные буквы группы слов. Однако вместо того, чтобы произносить комбинацию как отдельное слово, они создают новое, запоминающееся выражение, используя те же начальные буквы.

Порядок операций часто преподается на уроках математики с помощью аббревиатуры PEMDAS:

Скобки, Показатель степени, Умножение и деление, Сложение и вычитание .

Чтобы усилить этот порядок, используется второе выражение , которое соответствует тому же акрониму:

Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли .

Мнемоника правописания

Мнемоника правописания предназначена для того, чтобы помочь вам запомнить написание слов. Они могут относиться к написанию конкретного слова или к более широкому правилу правописания.

Одна из частых орфографических ошибок заключается в смешении s tationery (письменные принадлежности) и s tationary (неподвижный).

Поскольку слова произносятся одинаково и пишутся с разницей всего в одну гласную, написание можно легко забыть. К счастью, простая мнемоника правописания может помочь вам запомнить правило.

e в канцелярских принадлежностях означает конверт .

Рис. 2 — Потенциально очень полезно.

Музыка и рифмы

Мнемонические приемы иногда используют песни и стихи для запоминания. Это может включать преобразование концепции в небольшую мелодию или преобразование ее в строфу, в которой используются рифмы или аллитерации.

В песне ABC используются как музыкальные , так и рифмы, чтобы помочь детям запомнить алфавит. Он превращает утомительный список из 26 букв в простую мелодию и разделяет его на четыре строки, каждая из которых заканчивается рифмующимися буквами ( G, P, V, и 9).0009 Z ).

Музыкальные мнемоники

Музыкальные мнемоники часто превращают длинный список элементов в простую мелодию.

Сюда могут входить песни, перечисляющие 50 штатов США в алфавитном порядке, джинглы, объясняющие функцию вспомогательных глаголов, незаменимые аминокислоты на мелодию 9-й симфонии Бетховена — что угодно.

Мнемоника рифм

Возможно, песни вам не по душе, а вот стихи и рифмы — да. Рифмованные мнемоники используют рифмы, аллитерации и другие поэтические приемы, помогающие запоминать списки и понятия.

Возможно, вам знакома эта мнемоника правописания:

I перед e, за исключением после c, и когда звучит как «ау», в «сосед» и «вес».

Это устройство пытается объяснить запутанный и непоследовательный образец правописания на английском языке. Несмотря на то, что правило не идеально, это хороший пример рифмованной мнемоники. Схема рифмовки может облегчить запоминание паттерна в долгосрочной перспективе.

Визуализация

Мнемоники визуализации делают именно то, что вы могли догадаться: они визуализируйте концепции, чтобы сделать их более запоминающимися.

Рис. 3 – Визуализация мнемоники, моделирующая типы мнемоники.

Мнемоника визуализации использует модели, картинки и воображаемые места для облегчения запоминания.

Теперь более подробно о типах мнемоники визуализации.

Модельная мнемоника

Учебники по естественным наукам часто полны иллюстраций и диаграмм. Это примеры мнемоники модели .

Рис. 4 – Модель мнемоники, показывающая анатомию нейрона.

Приведенная выше мнемоника модели представляет собой помеченную диаграмму нейрона. Изображение увеличено и местами обрезано, чтобы была видна каждая часть ячейки. Есть так много отдельных частей, что было бы трудно выучить название и функцию каждой части без наглядного пособия. Изучение этих терминов, глядя на модель, делает структуру нейрона более ясной и легкой для запоминания.

Мнемоника изображений

Мнемоника изображения очень похожа на мнемонику модели. Они используют картинки и иллюстрации для облегчения запоминания. Этот тип мнемоники очень широк и открыт для творчества. Вы можете создавать мнемоники изображений, как хотите — все, что поможет вам достичь цели памяти!

Основное различие между мнемоникой изображения и мнемоникой модели заключается в том, что мнемоника изображения не должна напрямую представлять понятие . Вместо этого они могут просто проиллюстрировать его.

Порядок линнеевской таксономии:

Царство, Тип, Класс, Порядок, Семейство, Род, Виды.

Для запоминания этого порядка часто используются мнемонические слова и выражения:

Король Филипп воскликнул: «Ради всего святого!»

Метод локусов

Метод локусов представляет собой интересный тип мнемонического приема, поскольку он включает в себя изображение объектов в пространстве.

Это запоминающее устройство иногда называют «дворцом разума» или «дворцом памяти». Он использовался в качестве мнемонического приема римским философом Цицероном и вымышленным персонажем сэра Артура Конан Дойля Шерлоком Холмсом.

Допустим, вы составляете список продуктов и хотите запомнить все, что вам нужно купить в магазине. Если вы хотите использовать технику дворца памяти, вы можете представить себе стул, а затем представить все продукты, которые вам нужны, на стуле или вокруг него.

Рис. 5 — Что на нем может быть?

Разбивка на части

Когда вы «разбиваете» информацию на части, вы разделяете большую группу элементов на более мелкие и более запоминающиеся группы.

Фрагментирование — это запоминающее устройство, которое включает группировку элементов списка в более мелкие, более легкие для запоминания «фрагменты».

Вот как это может выглядеть.

Песня ABC — это не только музыкальная мнемоника и рифмованная мнемоника. Он также использует фрагментацию , разбивая группу из 26 букв на четыре меньшие группы.

Фрагмент 1: A B C D E F G

Блок 2: H I J K L M N O P

Блок 3: Q R S T U V

Блок 4: W X Y Z

Блок может также включать соединения примечаний и

Примечание Организация

Метод организации заметок по частям легко применим в школьной среде. Он включает в себя группировку и упорядочение заметок, чтобы их было легче изучать и запоминать.

Карточки являются примером организации заметок. Когда вы создаете карточки, вы разделяете свои заметки по теме на отдельные «фрагменты» информации. Вместо того, чтобы смотреть на страницу, полную заметок, вы можете учиться, проверяя себя по одному понятию за раз.

Используйте эту мнемонику, просматривая карточки в этом учебном наборе!

Соединения

Когда вы используете мнемонику соединения , вы присоединяете новую информацию, которую хотите запомнить, к старой информации, которую вы уже знаете.

Склеивание того, что вы пытаетесь узнать, с тем, что вы уже знаете, создает связь между двумя фрагментами информации. Всякий раз, когда вы думаете об одном, вы также думаете и о другом.

Авраам Линкольн написал и выступил с обращением в Геттисберге (1863 г.).

Как вы могли использовать мнемонику соединения, чтобы запомнить это?

Авраам Линкольн носил цилиндр. Вы можете использовать это, чтобы соединить две части информации: представьте себе или нарисуйте цилиндр на словах «Геттисбергский адрес». Теперь вы будете ассоциировать адрес Gettysburg с цилиндром, который вы уже ассоциировали с Авраамом Линкольном!

Различные типы мнемоники служат разным целям. Не каждый тип будет работать для всех. Возможно, музыка не поможет вам учиться, но модели и картинки помогут. Вы получите максимальную отдачу от своего обучения, если выберете и создадите мнемоники, которые соответствуют вашему стилю обучения.

Мнемотехника — ключевые выводы

  • Мнемотехника, также называемая мнемоническим устройством, представляет собой обучающий инструмент, предназначенный для облегчения запоминания.
  • Мнемонические приемы можно преподавать в качестве стандарта в классной комнате, или их может создавать отдельный человек в соответствии с определенным стилем обучения.
  • Мнемотехника может улучшить вашу память, помочь вам понять сложные концепции и научить вас использовать новые стратегии обучения.
  • Основные категории мнемотехники слова и буквы, музыка и рифма, визуализация, и фрагментация .

4 Мнемотехника для учащихся начальной школы

Использование мнемотехники — отличный способ помочь учащимся начальной школы усвоить и запомнить важную информацию. Если вы еще не знакомы, это устройства памяти, которые полагаются на язык или числа как на стратегию, позволяющую обмануть ваш мозг, заставляя его запоминать факты. Например, мнемонический прием, начинающийся со слов «Тридцать дней в сентябре, апреле, июне и ноябре…», может помочь учащимся запомнить, в каких месяцах 30 дней, а в каких — 31. Типы мнемонических приемов для учащихся начальных классов включают рифмы, акронимы. , мини-рассказы и ассоциации.

Хотите использовать мнемонические устройства для улучшения обучения вашего ученика? Вот четыре мнемонических приема для учащихся начальной школы:

Мнемонический прием № 1: стишки

Некоторым учащимся гораздо легче запомнить слова, чем факты из учебника. Рифмы — отличная мнемоника отчасти потому, что они тесно связаны с песнями и часто содержат броские формулировки, которые легко запомнить. Обучение вашего ученика общей рифмованной мнемонике может помочь ему запомнить ключевые факты, которые будут полезны на протяжении всего обучения. Примеры рифмованных мнемонических устройств включают:

  • Стихотворение, помогающее справиться с распространенной орфографической путаницей: «I перед E, кроме как после C, или когда звучит как A, как в соседнем и весовом».

  • Рифма, напоминающая о государственности Аляски и Гавайев: «59 год был датой, когда Аляска и Гавайи стали новыми штатами».

[СВЯЗАННО: Как расширить опыт вашего ученика с литературой]

Мнемонический прием № 2: акронимы

Аббревиатура использует буквы в определенном слове для формирования нового ключевого слова, такого как NASA или ATM. Запоминание ключевого слова может помочь вашему ученику вспомнить каждый аспект или шаг в группе или понятии. Например, во время теста знание того, что термины, которые они пытаются запомнить, начинаются с определенных букв, может помочь улучшить их память и снять стресс в день теста. Примеры сокращений, с которыми могут столкнуться учащиеся, включают:

  • Полезным способом запоминания цветов в спектре по порядку является «ROYGBIV», что означает красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый.

  • «ДОМА» поможет вам вспомнить названия пяти Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.

[СВЯЗАННО: Сохраняйте спокойствие и продолжайте учиться — как избежать срывов домашних заданий в этом учебном году]

Мнемоническое устройство № 3: мини-рассказы

Эта стратегия использует глупое предложение, чтобы помочь учащимся запомнить концепцию. Каждая первая буква во фразе соответствует аспекту концепции, которую необходимо запомнить. Подобно аббревиатурам, разница между ними заключается в самой фразе. Акронимы почти всегда представляют собой одно слово или очень короткую группу слов. Мини-рассказы, напротив, включают формулировку, которая выглядит как короткое предложение. Примеры таких мини-историй:

  • «Никогда не ешьте кислый арбуз», который поможет детям запомнить север, восток, юг и запад.

  • Римские цифры часто трудно запомнить, но фраза «Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко» может помочь учащимся запомнить этот ключ: I=1, V=5, X=10, L=50, C=100, D= 500 и М=1000.

  • Обычная математическая мнемоника — «Король Генрих умер, выпивая шоколадное молоко», — соответствует килограммам, гекто, дека, деци, санти и милли в метрической системе.

Мнемонический прием №4: ассоциации

Ассоциации основаны на связях, которые мы устанавливаем между звуками, буквами и значениями слов. Он сопоставляет слова, начинающиеся с одной и той же буквы — например, учащиеся могут помнить, что День памяти приходится на май, потому что эти два слова начинаются с буквы «м». Например, чтобы запомнить омонимы «принцип» и «принцип», учащиеся могут вспомнить, что «принцип» — это ваш приятель, а «принцип» — это правило.

[СВЯЗАННО: Как родители могут помочь учащимся ставить и достигать академических целей]

Несмотря на то, что учащиеся могут использовать общие мнемонические приемы, учащиеся также могут создавать свои собственные фразы и связи, основанные на элементах, относящихся к их повседневной жизни. Поощряйте вашего ученика определять аспекты своего обучения, которые ему кажутся сложными, и создавать ассоциации, которые могут помочь ему лучше вспомнить факты. Вы и ваш ученик можете использовать ключевое слово, которое необходимо запомнить, и составить из него стихотворение-акростих, или вы можете придумать визуальные или словесные личные связи, связанные со словом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts