Что такое непроизвольное внимание, примеры непроизвольного внимания
Внимание человека определяют многие факторы, как зависящие от него самого, так и факторы извне. Как раз это мы будем рассматривать на примерах непроизвольного и произвольного внимания.
Способность сосредотачиваться и концентрироваться играет важную роль в жизни человека. Она определяет не только уровень заинтересованности человека в чем-либо, но и уровень значимости. Человек всегда будет намного внимательнее к важным для него вещам, чем к второстепенным.
Умение концентрироваться – это сложный психологический процесс, который влияет на поведение личности и уровень ее адаптации в окружающем мире. Непроизвольное внимание можно назвать одним из видов обычного внимания, которое возникает под влиянием воздействующих факторов.
Такое внимание у человека возникает автоматически и контролировать его практически невозможно. Давайте разберем подробнее, что же такое непроизвольное внимание.
Содержание
- 1 Понятие непроизвольного внимания
- 2 Разновидности непроизвольного внимания
- 3 Причины возникновения непроизвольного внимания
- 4 Характерные особенности человеческого внимания
- 5 Произвольное внимание
Понятие непроизвольного внимания
Каждый из нас знаком с моментами, когда невольно отвлекаешься на что-то и обращаешь свое внимание на необычные объекты, громкие звуки и странные ситуации. Так наше сознание включает непроизвольное внимание, которое человек не в силах контролировать. Да это и не нужно.
Непроизвольное внимание свойственно в том числе и братьям нашим меньшим
Непроизвольное внимание обычно характеризуют как наиболее простую форму самого внимания в целом. Оно свойственно не только людям, но и животным в том числе.
Важная и основная черта такого вида внимания – отсутствие осознанности и сознательного выбора во время его проявления у человека.
Первые признаки непроизвольного внимания появляются у человека еще в раннем детстве, когда ребенок очень быстро и часто теряет интерес к чему-то новому, а с появлением другого воздействующего фактора может быстро переключиться на него.
Ребенку с трудом удается уделять внимание в равной степени одновременно нескольким вещам, и он всегда возвращается к одной. Таким образом его легко можно «переключать» между разными видами деятельности.
Непроизвольное внимание иногда называют пассивным в связи с тем, что оно возникает у человека неосознанно и независимо от его состояния. На появление такого вида внимания влияют следующие факторы:
- объективные (новизна объекта, его динамика, развитие и т.д.). Так непроизвольное внимание возникает реакцией на какие-нибудь новинки, которые могут удивить своей многофункциональностью или необычной формой;
- субъективные (личный интерес, склонности). Можно привести в пример покупку какого-то девайса или вещи, которую человек давно хотел приобрести. С покупкой такой вещи в дальнейшем его внимание будет невольно привлекать точно такая же вещь у других людей. Или, например, люди разных профессий будут заинтересованы различными объектами, относящимися к их роду деятельности. Так профессиональный архитектор будет непроизвольно обращать внимание на различную красивую архитектуру и т.д..
При проявлении непроизвольного внимания реакция человека всегда искренняя и несет в себе живой, эмоциональный отклик. Непроизвольное внимание – настолько естественный процесс, что человек даже не придает этому значения.
Минус такого внимания в том, что оно способно отвлекать нас от решения важных задач и вопросов, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности человека.
Разновидности непроизвольного внимания
На внимание непроизвольного характера могут влиять не только степень неожиданности и силы факторов, но и их контрастов. Так всем знакома ситуация, когда кто-то вдруг резко переходит с тихой речи на громкую. Это в одночасье привлекает внимание человека.
Непроизвольное внимание можно разделить на такие разновидности:
Не каждый раздражитель способен вызвать к себе интерес. Для этого нужно, чтобы он выделялся среди остальных воздействующих на человека факторов и обладал некоторыми особенностями.
Сила раздражителя играет важную роль в возникновении непроизвольного внимания. Чем сильнее раздражитель, тем больше внимания он к себе привлечет.
Причины возникновения непроизвольного внимания
Непроизвольное внимание возникает независимо от человека. Он не контролирует этот процесс, а лишь является его частью. Многие упрощают процесс возникновения данного вида внимания, хотя на самом деле здесь кроются серьезные психологические, физические, психофизиологические предпосылки и целый комплекс причин.
Человек обращает внимание на то, что для него более интересно
Все эти причины можно условно разделить на несколько групп:
- Характер внешнего раздражителя. Тут все зависит от силы и интенсивности воздействия на человека. Любой сильный раздражитель, такой как яркий свет, громкая музыка, сильный удар или звук сирены, провоцирует человека на внимание. При этом важен тот факт, что все эти раздражители влияют на человека относительно друг друга. Так, если человек чем-то сильно увлечен, допустим компьютерной игрой, он не будет замечать мелких раздражителей. То есть уровень их интенсивности не настолько велик, чтобы обратить на себя внимания. Если смотреть с другой стороны, человек может чутко реагировать на эти мелкие раздражители во время сна или чтения.
- Соответствие раздражителей внутреннему состоянию и потребностям человека. Так, например, обычный человек и фанат футбола будут по-разному реагировать на разговор об игре. Фанат невольно будет замечать и реагировать на диалог других людей на тему футбола, а также на другие различные раздражители, затрагивающие данную тематику.
- Установки личности и ее предшествующий опыт. То, в чем человек заинтересован больше всего, связанное с его повседневной, профессиональной деятельностью и хобби, привлекает внимание всегда вне зависимости от степени важности. Здесь в пример можно привести людей, которые называют себя перфекционистами. С такой установкой как «идеальность во всем» человек не может пройти мимо криво припаркованной машины и не бросить резкое замечание в адрес водителя. Так профессионального фотографа невольно привлечет красивое фото на стенде, и он обязательно остановится, чтобы лучше его разглядеть и так далее.
- Раздражители, влияющие на чувства личности. То, что человеку действительно интересно, вызывает у него определенный спектр эмоций и чувств. Эмоциональная реакция на разные раздражители и есть та главная причина возникновения непроизвольного внимания у человека.
Примеры непроизвольного внимания показывают, что оно может быть как полезно для человека, так и нести негативное значение. Такой вид внимания позволяет в нужный момент определить причину и самого раздражителя и принять определенные меры, чтобы от него избавиться. Также непроизвольное внимание облегчает возвращение людей в их привычную деятельность.
Негативный окрас оно несет в тех случаях, когда мешает человеку быть продуктивным и качественно выполнять поставленные задачи. В таких случаях будет присутствовать чуткое реагирование на малейшие раздражители. Например, шум из окна или громкие соседи.
Характерные особенности человеческого внимания
На внимание человека влияют различные характеристики и особенности, которые неразрывно связаны со всеми видами его деятельности. К таким характеристикам относят:
В некоторой мере на уровень внимательности человека также влияет его настроение. В разные моменты оно может определять то, что привлечет внимание человека в данную секунду. И каждый раз это могут быть абсолютно разные по своей форме и интенсивности объекты.
Произвольное внимание
Произвольное внимание – это сознательная концентрация внимания на том или ином объекте. В основном такое внимание зависит от уровня мотивации человека. Чем значимее для него объект, тем больше он будет уделять ему внимание.
Главными атрибутами, сопровождающими произвольное внимание, будут усидчивость и устойчивость. Чтобы добиться желаемых результатов, человеку потребуется включить свою психическую и умственную активность, осуществить волевое усилие и заставить себя сфокусироваться на деле.
Приведем в пример среднестатистического студента ВУЗа, который очень хочет закрыть сессию без долгов. Возможно ему не очень хочется, но он должен взять себя в руки и выучить всю нужную для этого информацию.
В таком случае студент будет сознательно себя фокусировать на решении данной задачи. Закрыть сессию будет являться для него мотивацией и мощным стимулом. Так возникает произвольное внимание.
Во время старательного выполнения поставленных задач важно помнить, что длительное фокусирование внимания приводит к сильной усталости и снижению продуктивности. Поэтому так важно делать небольшие перерывы в виде десятиминутных прогулок на свежем воздухе, зарядке и любых других физических упражнений.
Если человеку нужно отвлечься от интеллектуальной деятельности, то лучше сделать именно такие перерывы. Не следует переключаться с одной информации на другую. Так чтение книги не только не поможет расслабиться, но и еще больше утомит.
В этом видео вы узнаете, как концентрировать внимание:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Виды и свойства внимания
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 139781
- Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
- Следующая статья Внимание и его физиологические основы
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойственно и животным. Произвольное внимание — специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол».
К. Маркс писал: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…» ‘
Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным.
Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захватывающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным.
—————
1 Маркс К. Капитал. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.
Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.
2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.
3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание учеников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.
Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями; интересами. Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя):
«Это было 12 апреля 1061 г. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человел в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили с мест. Включили репродуктор. Передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непроизвольно и сохранялось без всякого напряжения с их стороны.
Интересами определяется и то обстоятельство, что одип человек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляции непроизвольного внимания школьников играют интересы. У школьника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных.
Поэтому у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром.
С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на колхозной ферме.Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес.
Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий.
1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.
2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу — слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит конкретную задачу — следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом случае школьник внимательно относится к ответу товарища, необходимость быть внимательным вполне осознана.
3. Привычные условия работы. Если школьник готовит урони в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.
4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. Па этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, по скольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.
5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в неблагоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значительно снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащегося.
Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов
Экспериментально показано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без каких-либо рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают предмет хуже, чем школьники, размещенные в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами;
Помимо произвольного и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания — послепроизволъное внимание. После-произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.
Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение о том, как он провел лето. Сначала работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отрывается, делает большие усилия, чтобы заставить себя работать, наконец сосредоточивается (произвольное внимание). Но постепенно ученик увлекся, пишет уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, и веселые игры. Школьник, захваченный воспоминаниями, торопится отразить их в сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно из приведенного примера, совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.
Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.
Прежде всего внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.
Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности внимания — это сила очага оптимального возбуждения и соответственно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться. Рассмотрите рисунок.
Что изображено на рисунке? На нем изображена усеченная пирамида, но мы видим ее то обращенной вершиной к нам, то уходящей вглубь. Такие двойственные изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.
Если человек активно действует с объектом (например, не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт какого-либо района по карте), то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько секунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреблять ими не следует, так как при частых -и длительных перерывах все- труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.
Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необходимо учитывать при проведении урока.
Состояние противоположное устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты — называют неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однотипные примеры по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внимания сильно страдает.
Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами — тахистоскопами (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой). На рис. 15 изображен буквенный тахистоскоп.
Опыты показали, что объем внимания взрослого человека —от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово (он схватывает слова, а не отдельные буквы). Формально объем внимания останется тем же (4—6 объектов), но букв человек воспримет уже не 4—6, а до 16, т. с практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое. воспринимать их целыми комплексами. Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбудимостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.
Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого ученика в отдельности, следить за их поведением и учебной деятельностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.
При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.
Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, находящимися в известкой степени торможения.
При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка — мастер спорта — свободно выполнит такое задание.
Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необходимо.
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у дежурного на пульте способность к переключению внимания!
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.
Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной системы.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большой перестройки характера деятельности. Однако при утомлении и однообразной работе переключение внимания полезно и необходимо.
Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью. Собственно говоря, рассеянностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.
Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. Таким был, например, Хлестаков, герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвлечении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У учащегося среднего и старшего школьного возраста подобная рассеянность приводит к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному и неглубокому познанию, несерьезному отношению к своим обязанностям.
Подобная рассеянность — результат плохого воспитания. Ребенок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его во время приготовления домашних заданий. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систематически повторяются, они также станут привычными. Рассеянность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и теряет всякий интерес к уроку.
Преодоление рассеянности учащихся требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, и вырабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно повседневно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только результаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процессе ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодолении рассеянности.
Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.
Как мы видим, указанные два вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.
Возникает вопрос: почему же столь концентрированное, сосредоточенное и устойчивое внимание считают недостатком? Ведь оно важное условие творческой, продуктивной работы. Все дело в том, что чрезмерная сосредоточенность часто приводит в жизни к серьезным последствиям — наблюдались случаи, когда погруженные в свои мысли рассеянные люди, ничего не замечая вокруг, получали травмы на улице, принимали не то лекарство, уходя, забывали выключить газ или запереть дверь. Один из ученых, в рассеянности заперев дверь, ключ бросил в урну, а горящий окурок засунул в карман и пришел в себя, когда от его костюма повалил дым.
Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявляется несколько в иной форме. Например, когда младший школьник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразительным. На уроках труда наблюдались случаи, когда чрезмерно увлеченный процессом строгания или опиловки металла школьник, вдруг придя в себя, обнаруживал с удивлением, что он почти всю заготовку превратил в стружку или опилки.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
— М.: Просвещение, 1980. — 352 с. С. 91-101.
- Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
- Следующая статья Внимание и его физиологические основы
Маркетинг внимания: 8-секундный обратный отсчет
Представьте, что у вас есть всего восемь секунд, чтобы найти самого крупного клиента, которого когда-либо видела ваша компания. Ну, это маркетинг внимания. Реальность такова, что наша человеческая биология просто не поспевает за веком смартфонов. Ученые даже заявили, что у людей более короткая продолжительность концентрации внимания, чем у золотых рыбок, благодаря нашим карманным компьютерам.
Если вы дочитали до этого места (в конце концов, продолжительность концентрации внимания золотой рыбки всего 9секунд), у нас есть несколько советов, как привлечь и удержать внимание вашей целевой аудитории.
Единицы внимания и почему они важны
Люди имеют ограниченное количество внимания в любой момент. К счастью, это возобновляемый ресурс, но он быстро расходуется. Внимание — это больше, чем просто сосредоточение на выполнении задачи: мы используем его, чтобы формировать и формировать общую картину жизни.
Тогда понятно, что внимание отнимает много энергии. Вы замечаете, что чувствуете себя истощенным и измотанным, когда у вас на тарелке сразу много дел? Психологи называют это «когнитивной нагрузкой», предполагая, что у нас есть пределы того, с чем наш мозг может когнитивно справляться.
Важно знать, что существует два основных типа внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание включается, когда мы слышим лай собаки или видим всплывающее уведомление о получении электронного письма. Произвольное внимание сознательно контролируется и требует значительно большего внимания, потому что мы используем его, чтобы игнорировать конкурирующие стимулы и концентрироваться на одной задаче.
Думайте о единицах внимания как о чашке кофе, которую вы пьете только в начале дня. Каждое отвлечение похоже на глоток из чашки. Прежде чем вы это осознаете, ваш кофе закончился, и вы чувствуете себя рассеянным и измотанным. Небольшой перерыв или прогулка могут снова наполнить вашу чашу.
Обладая этим знанием, мы можем понять, что люди, с которыми мы общаемся, имеют такое же конечное количество единиц внимания. Затем мы можем использовать это внимание, чтобы выделиться в загрязненном маркетинговом мире.
Привлекайте внимание и выделяйтесь
Интернет и сотовые телефоны требуют больше непроизвольного и произвольного внимания, чем когда-либо прежде в истории человечества. Так что же удивительного в том, что в среднем человек проводит на веб-странице 10-20 секунд, прежде чем уйти? Когда у вас есть только этот короткий промежуток времени, чтобы привлечь внимание вашей аудитории и продемонстрировать свои услуги, что вы делаете?
Это намного проще, чем вы думаете.
Поскольку вы тоже золотая рыбка, у вас есть преимущество в том, что вы находитесь в шкуре (или лучше сказать «ластах»?) вашей аудитории. Что заставляет вас покинуть веб-страницу? Вот несколько вещей, которые вы должны иметь в виду, когда вы разрабатываете стратегию, как создать сообщение для вашей целевой аудитории.
- Будьте ясны в своих сообщениях . Согласно исследованию Neilsen, страницы с четким ценностным предложением могут удерживать внимание людей намного дольше.
- Пишите коротко и понятно – Меньше значит лучше , в данном случае. Когда вы делаете свое сообщение кратким и содержательным, вы показываете, что цените время своей аудитории. Все начинается с создания истории, которая найдет отклик у вашей целевой аудитории на основе того, что они хотят, а не только того, что вы продаете.
- Сосредоточьтесь на UX и простоте навигации — Если вы приглашаете их захватывающей историей, не лишайте их опыта паршивым пользовательским интерфейсом. Ознакомьтесь с этой инфографикой, чтобы получить советы о том, как сделать свой веб-сайт потрясающим (или просто позвоните нам!)
- Используйте мультимедийные материалы, такие как видео — уделите особое внимание первым 8 секундам (помните золотую рыбку!)
PHOS Creative может помочь
Все еще думаете, как привлечь, увлечь и удержать внимание ваших клиентов? Не волнуйся! Есть много золотых рыбок, которых можно поймать, и мы можем помочь вам их поймать.
Внимание, технология и мозг
Вниманиечто такое произвольное внимание?
Иногда внимание требует усилий, а иногда практически без усилий. Например, нужно приложить усилия, чтобы прочитать или написать отчет, внимательно выслушать кого-то или упорядочить свои файлы. С другой стороны, вам не нужно прилагать особых усилий, чтобы смотреть телевизор, играть в видеоигры или проверять социальные сети; то, что вы видите и слышите, привлекает и удерживает вас там. Внимание, которое требует ваших усилий, называется произвольное внимание.
Произвольное внимание создает важные цепи мозга, называемые нисходящими путями. Эти пути берут начало в вашей префронтальной коре и укрепляют ваши «исполнительные функции» — ваши способности планировать, рассуждать, принимать правильные решения, регулировать свои эмоции, управлять временем, сопротивляться отвлечениям и добиваться своих целей.
Когда ваше внимание привлекают изображения или уведомления на экране, например, ваш легкий или не требующий усилий ответ называется i непроизвольное внимание. Вы используете разные мозговые цепи, называемые восходящими путями, которые берут начало в вашей сенсорной коре. Некоторые типы непроизвольного внимания могут помочь нам выжить — например, реакция испуга на сигнал приближающейся машины. Но только произвольное внимание выстраивает нисходящие пути из префронтальной доли мозга, которые помогают нам формировать привычки к успеху.
Наше повседневное использование произвольного и непроизвольного внимания на самом деле имеет множество нюансов, и почти все акты внимания в той или иной степени включают каждый из них. Но базовое понимание этого важного различия приводит к лучшему выбору, особенно в отношении экранного времени, для нас и наших детей.
ключ к самоконтролю
Что общего между отказом от обильного десерта, импульсивной покупкой или просмотром другого телешоу? Чтобы успешно противостоять каждому из этих искушений, вам нужно уметь сознательно переключать свое внимание с них на долгосрочную цель, которая в целом для вас важнее. Это требует усилий и является актом произвольного внимания. Ваша способность к самоконтролю, которую иногда называют «когнитивным контролем» или «стратегическим распределением внимания», зависит от силы вашего произвольного внимания.
Чтобы усилить произвольное внимание, нужно его тренировать. Точно так же, как сопротивление веса укрепляет мышцы, сопротивление отвлечению внимания усиливает произвольное внимание. Каждый раз, когда вы намеренно переключаете свое внимание с «горячего» стимула на более высокий приоритет, вы укрепляете нисходящие мозговые пути, развиваете самоконтроль и получаете большую свободу выбора в своей жизни.
ТехнологииТехнологии и добровольное внимание
Технологии — это сила, и, как любая сила, она может помочь нам или навредить. Мы можем использовать технологии, чтобы усилить произвольное внимание, например, посещая онлайн-курсы в колледже, читая электронные книги и используя фитнес-приложения. (Исследования показали, что физические упражнения — это не просто аналог умственных упражнений; они вырабатывают важные химические вещества мозга, которые облегчают поддержание произвольного внимания.) Или мы можем позволить технологиям ослабить наше произвольное внимание, погружаясь в деятельность, которая захватывает наше внимание. внимание невольно.
мгновенное избавление от стресса
Когда мы переутомлены, недостаточно мотивированы, озабочены или истощены иным образом, нам нужен перерыв. Если мы находимся в экосистеме с постоянными потребностями, ничего не изменится, за исключением экранов, которые повсюду.
Социальные сети, приложения и казуальные игры разработаны специально для того, чтобы привлекать и удерживать наше внимание. В состоянии ума, ослабленного из-за слишком большого давления, непроизвольное внимание берет верх. Мы скатываемся к привычкам избегания, прокрастинации и бегства от реальности.
Почему мы сопротивляемся произвольному вниманию
Даже когда мы регулируем себя и справляемся со стрессом в нашей жизни, требуется решимость справляться с повторяющейся или недостаточно стимулирующей работой. В соответствии с законом сохранения энергии, поскольку произвольное внимание требует усилия, мы будем чувствовать сопротивление тому, чтобы начать или продолжить работу, когда работа становится трудной или слишком скучной. Нам нужно использовать свои исполнительные функции, чтобы предвидеть собственное сопротивление, планировать заранее, применять стратегии и перехитрить похитителей внимания.
МозгКак привычки формируют ваш мозг
За последние несколько десятилетий многое из того, что мы думали о мозге, было опровергнуто. Одно новое открытие, имеющее важные последствия, заключается в том, что мозг продолжает расти на протяжении всей жизни. Это постоянное изменение формы мозга, называемое «пластичностью мозга», происходит каждый день, хотя в детстве оно происходит с гораздо большей скоростью (именно поэтому мы должны защищать детский мозг в самые первые годы его становления).
Пластичность работает следующим образом: ваши мысли и действия коррелируют с паттернами синапсов в вашем мозгу. Когда вы повторяете эти мысли и действия, эти шаблоны становятся путями. Хорошо это или плохо, но со временем ваши привычки формируют ваш мозг, чтобы ваш мозг поддерживал ваши привычки.
У ученых-мозговедов есть поговорка: «По мере возбуждения нейрона мозг перестраивается». Другими словами, мозг меняется в зависимости от наших мыслей и действий. Называть мозг «жестко подключенным» уже устарело. Хотя функционирование мозга и компьютеров в чем-то похоже, мозг является органическим, а не механическим. Неправильно называть структуру мозга «аппаратным обеспечением», а мысли — «программным обеспечением». Ваш мозг перестраивается, каждый день следуя схеме вашего выбора.
гены и обучение
Мы начинаем жизнь с разными способностями и талантами, которые, кажется, являются частью нашей ДНК. Но гены, влияющие на наш темперамент и черты, отличаются от генов, определяющих цвет наших глаз. Хотя мы рождаемся с генетической предрасположенностью к метаболизму определенных химических веществ в мозге, у каждого из нас есть индивидуальная история обучения, которая влияет на наш жизненный путь.
Наш порог для дофамина, химического вещества мозга, которое участвует в нашей способности сопротивляться отвлечению, является хорошим примером. Похоже, что около 20% населения имеют генетическую предрасположенность к более сильному, чем обычно, влечению к новизне. Сказать «нет» немедленным, убедительным вознаграждениям, таким как хорошо разработанные приложения и видеоигры, будет для них более сложной задачей. Но в цифровую эпоху у них будут и другие преимущества, поскольку они более склонны мириться с быстрыми изменениями и первыми осваивают новые технологии.
У каждого из нас есть своя уникальная, идентифицирующая химия мозга, точно так же, как у нас есть свое уникальное, идентифицирующее лицо и отпечаток пальца. И каждый мозг — это чудо со своим набором сильных и слабых сторон, а также своими собственными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в эпоху похитителей внимания.
Мозг, созданный для успеха
В своем знаменательном исследовании под названием «Зефирный тест» психолог Уолтер Мишель наблюдал за дошкольниками во взрослом возрасте. Он обнаружил, что когнитивный контроль — способность стратегически распределять внимание — определяет успех больше, чем любая другая способность, включая IQ. Подростки, которые могли отвернуться от «горячих» стимулов, в более позднем возрасте лучше себя чувствовали по широкому кругу показателей, включая здоровье, академические и карьерные достижения и отношения. Используя методы визуализации мозга, когда испытуемые были взрослыми, Мишель подтвердил, что части мозга, которые были наиболее развиты у тех, кто мог сказать «нет», были нисходящими путями, связанными с произвольным вниманием.
Другими словами, ваша способность выключать цифровое устройство — это ваша способность включить питание для вашего будущего успеха.
Ресурсы
Доббс, Д. (2013) Restless Genes, National Geographic , январь, 45-57. Описывает примерно 20% населения, у которых метаболизм дофамина отличается от гена «исследователя».
Доидж, Н. (2007) Мозг, который меняет себя. (Нью-Йорк: Penguin Books). Узнайте больше о пластичности мозга.
Гоулман, Д. (2013). Фокус. ( Нью-Йорк: HarperCollins). Описывает непроизвольное и произвольное внимание по названиям соответствующих им нервных путей, «снизу вверх» и «сверху вниз», а также преимущества сильных путей «сверху вниз», особенно в отношении исполнительных функций.
Кацуки, Ф. и Константинидис, К. (2014). Внимание снизу вверх и сверху вниз: различные процессы и перекрывающиеся нейронные системы, Невролог , октябрь, 20 (5) , 509-521. дои: 10.1177/1073858413514136. Научная статья о сложности нервных путей, которые соответствуют произвольному и непроизвольному вниманию.
Мишель, В. (2014). Зефирный тест. (Нью-Йорк: Little, Brown & Company). Знаменательное исследование, показывающее, что когнитивный контроль — преднамеренное, стратегическое распределение внимания — предсказывает будущий жизненный успех лучше, чем любой другой фактор.
Палладино, LJ (1999). Мечтатели, первооткрыватели и динамо-машины. (Нью-Йорк: Баллантайн). Описывает 20% населения, которые, по-видимому, по-разному метаболизируют дофамин в зависимости от их сильных и слабых сторон, включая изобретательность и дивергентное мышление.
Палладино, LJ (2015). Воспитание в эпоху похитителей внимания. (Бостон: Шамбала). Включает несколько глав, описывающих влияние экранного времени на произвольное и непроизвольное внимание, когнитивный контроль и мозг.
Паскуаль-Леоне А. и др. (2005). Пластиковая кора головного мозга человека. Annual Review of Neuroscience, 28, 377–401. doi:10.1146/annurev.neuro.27.070203.144216. Пластичность мозга человека происходит на протяжении всей жизни.
Петерсон, Ю.Е. и Познер, М. (2012). Система внимания мозга: 20 лет спустя», Annual Review of Neuroscience, 35, 73–89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525. После двух десятилетий исследований изображений мозга, в том числе около 5000 работ по визуализации внимания, Познер опубликовал обновленную версию своего окончательного обзора 1990 года, который был основан в основном на поведенческих исследованиях, теперь подтвержденных новыми данными визуализации мозга.
Познер, М. И. и Петерсон, С. Э. (1990). Система внимания человеческого мозга. Annual Review of Neuroscience, 13, 25–42.