Клише: что это такое в русском языке
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ0-9
Избегать клишированных и штампованных фраз советуют в каждом учебнике или руководстве по составлению текстов. Считается, что они ухудшают качество текста и мешают его воспринимать. Чаще всего так и есть: при прочих равных нешаблонный, интересный контент легче читается.
Что такое клише и штампы
- Клише. Это фиксированные речевые обороты, которые используются совершенно бездумно. Часто к ним относятся канцеляризмы: громоздкие нечитаемые конструкции, делающие речь официальной и тяжеловесной. Вот, например, «осуществить волеизъявление» – канцеляризм. Причем чаще всего и клише, и канцелярские обороты можно заменить другими, более простыми и легко читаемыми – «приказать» к примеру.
- Штампы. Иногда их называют синонимом клише. Но понятия понемногу расходятся: штамп – это газетный оборот, который настолько затаскали, что он потерял смысл или перестал вызывать что-то, кроме раздражения. «Автоледи», «люди в белых халатах» или «черное золото» – все эти выражения когда-то были свежими и новыми, но с тех пор успели затереться и совершенно потерять индивидуальность. Штампованная речь скучная и пресная, к ней неинтересно прислушиваться.
Примеры клише и штампов в русском языке
Перечислить здесь полный список не выйдет: примеров слишком много и в художественном, и в публицистическом языке. Например, «сердца стучат в унисон» – образец штампа, а по набившей оскомину фразе «индивидуальный подход к каждому клиенту» можно догадаться, что это клише. В русском языке бесконечное количество примеров, познакомиться с ними можно в словарях и публицистических работах, посвященных чистоте речи и качеству текстов. Общее правило такое:
- словосочетание, которое кажется броским, но на деле используется в каждой второй некачественной статье и почти лишено смысла, – это штамп;
- готовый шаблонный оборот текста, на котором при чтении либо спотыкаешься, либо вообще не замечаешь его, пропуская как информационный шум, – клише.
Кстати, словосочетание «информационный шум» можно назвать штампом.
Влияние на качество текста
Вне зависимости от вида текста шаблонные и клишированные обороты влияют на его качество. Какое-то небольшое количество штампов и клише, скорее всего, останется даже в хорошей статье, полностью вытравить приевшиеся словесные формы сложно. Но, если их становится слишком много, текст начинает проседать сразу по нескольким направлениям.
- Читаемость. Шаблонные обороты воспринимаются как шум. Читатель или вовсе их не замечает и пропускает взглядом, или старается вчитаться и путается. Второй вариант характерен для текстов, которые старались написать серьезным языком и в результате перебрали с канцеляризмом. А если текст непонятный или не несет пользы для читателя, то он бесполезен – людям от него никакого прока. Встречается и обратная ситуация, когда автор, пытаясь отойти от клише, описывает простые вещи слишком вычурно, непонятно. Выглядеть это может, конечно, ярко, но его никто не поймет: так просто не говорят.
- Продвижение. Если задача текста – продавать и убеждать, шаблонные обороты только помешают ему работать как надо. Читатель просмотрит его и уйдет, потому что в текстовом массиве не найдется ничего, что его бы зацепило. А ведь правильный продающий текст должен цеплять, и делается это отнюдь не за счет штампов. Кроме того, поисковые системы натренированы искать в текстах воду и оценивать бессмысленные текстовые блоки как низкокачественные. Так что штампованный текст не поможет продвижению, а навредит – и SEO, и конверсии.
- Примеры правильных и неправильных оборотов. Если заменять штампы на другие, непривычные фразы, текст только усложняется и становится еще более нечитаемым. Авторам предлагают другой выход – упрощать и сокращать, выбрасывать шаблоны и пользоваться фактами. Известный редактор и публицист Максим Ильяхов, которого иногда называют «главредом Рунета», выпустил про это несколько книг, их рекомендуют начинающим копирайтерам. На сайте редактора много примеров, как писать надо, а как не стоит.
- «Наши сотрудники – профессионалы своего дела» звучит неинформативно. Фразу можно сделать ярче и одновременно полезнее, добавив в нее реальные достижения. «Наши сотрудники увеличили продажи вдвое за год» выглядит намного лучше.
- «Индивидуальный подход к каждому» уже ни о чем не говорит. Пишите как есть, например «каждому клиенту предоставляем личного менеджера».
- Иногда целую конструкцию можно заменить одним-двумя словами. «Решение было принято» на «мы решили».
Частые ошибки при написании текстов
Избавиться от штампов и клише можно за счет вычитки. А ведь есть ошибки, которые встречаются не реже, но ухудшают текст и мешают его пониманию. Часто они вытекают как раз из шаблонности: люди так стремятся пользоваться твердыми конструкциями, что забывают о согласованности. Метафорически они составляют речь из кубиков и не слишком заботятся о том, чтобы те стояли ровно.
- Неправильная временная форма. «Временные» ошибки встречаются постоянно, особенно в сочетании со штампами. Неверное сочетание, например, прошедшего и настоящего времени ломает текст, лишает его стройности. Если действие происходит в настоящем, не переходите на прошлое время ни с того ни с сего. А еще встречается совершенно неправильный с точки зрения языка оборот «был бывшим». Если человек или предмет бывший, то он в любом случае «был»: это тавтология и речевая ошибка.
- Несогласованность. Части предложения должны быть согласованы между собой, иначе фраза в лучшем случае портит облик текста. В худшем становится совершенно нечитаемой. Выход здесь один: учиться согласовывать речь и избегать слишком сложных оборотов. Представьте себе разговор со знакомым и подумайте, сказали бы вы так, если бы просто общались. От всех ошибок это не убережет, например в деепричастных оборотах ошибаются и в разговорной, и в письменной речи. Но такой мысленный эксперимент хотя бы избавит вас от громоздких несогласованных конструкций. Частая ошибка – калька с английского. Например, «мы имеем отсутствие»: легко догадаться, что такое клише в русский пришло из другого языка.
- Неверное применение слов. Бывает, что само слово теряет свое значение, и его начинают использовать неправильно. Например, «функционал». Сейчас его постоянно используют в значении «функциональность», хотя изначально это математическое понятие, которое к функциям техники отношения не имеет. Часто путают слова «адресат» и «адресант», «конкурентный» и «конкурентоспособный». Чтобы такого не происходило, нужно периодически освежать словарный запас и сверяться со словарями.
Как улучшать тексты и убирать клише
Тексты пишут быстро, глаз в процессе устает и уже не выцепляет ошибки, которые вредят читаемости. Да и научиться их замечать сложно. В помощь автору существуют книги и сервисы, которые помогут убрать из речи клише или научиться их распознавать.
- «Главред». Это проект Максима Ильяхова. Бесплатный сервис проверяет тексты на соответствие инфостилю, подсвечивает ошибки и штампы, канцеляризмы и громоздкие конструкции. Тексту сразу выносится оценка. Считается, что ей лучше быть выше 8.
- Нора Галь. Переводчица и писательница Нора Галь известна книгой «Слово живое и мертвое». Простым языком она рассказывает о канцеляризме, о неправильном употреблении слов, о том, как сделать письменную речь живее и интереснее. Эти советы, в отличие от рекомендаций инфостиля, подходят и для публицистических, и для художественных текстов.
- Факты. Заменяйте штампы на реальные факты. Не нужно писать «профессиональные сотрудники», если вы можете рассказать, в чем именно их профессионализм и почему они заслуживают доверия. Избитое «низкие цены» замените на примеры. Допустим, некий предмет в вашем магазине стоит дешевле, чем у конкурентов. Расскажите о нем. Факты, в отличие от клише, уникальны и оживляют текст.
- Упрощение. Длинные и сложные конструкции хороши, если вы пишете курсовую работу. Но, если предполагается, что текст будут читать, от них надо отказаться. Заменяйте сложные слова на аналогичные простые, избавляйтесь от нагромождений. Не «сувенирные изделия», а «сувениры», не «таким образом», а просто «так», а часто вводные фразы и вовсе можно опустить.
- Глаголы. В живом тексте много глаголов и действия. Начинающие авторы, бывает, злоупотребляют отглагольными существительными, которые заканчиваются на -оние, -ение, -эние, -ие, причастиями и деепричастиями. А они усложняют текст. Если это возможно, старайтесь использовать вместо них глаголы. Не «проводилось тестирование», а «тестировали», не «оказывает содействие», а «содействует». Но без фанатизма: заменять «начинающего» на «человека, который начинает» тоже не стоит. Пользуйтесь в первую очередь здравым смыслом и простым принципом: текст должен быть понятным и легко читаться.
Другие термины на букву «К»
КлоноводКоды ошибокКоды перенаправленияКоллтрекингКомьюнитиКонверсияКонтекстная рекламаКонтентКэш
Все термины SEO-Википедии
Теги термина
(Рейтинг: 5, Голосов: 8) |
Находи клиентов. Быстрее!
Работаем по будням с 9:30 до 18:30. Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день до 10:30.
Приложи файл или ТЗ
Нажимая кнопку, ты разрешаешь обработку персональных данных и соглашаешься с политикой конфиденциальности.
Работаем по будням с 9:30 до 18:30. Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день до 10:30.
Нажимая кнопку, ты разрешаешь обработку персональных данных и соглашаешься с политикой конфиденциальности.
наверх
Штампы в речи и клише, которые портят ваш текст. Примеры заезженных фраз
Всем привет, с вами снова Юлия — главный редактор “Миратекст”. В прошлый раз я рассказывала об оформлении заголовков, а в этой статье поговорим о речевых клише.
Согласно толковому словарю Ушакова:
Клише — шаблонное выражение, избитая мысль.
Штамп — слова и выражения, которые всем надоели (даже зафиксировано выражение «мыслить штампами»). Также может называться – «словесный мусор».
Канцеляризм – или “бюрократический язык”, “язык политиков” – те слова и словосочетания, которые применяются в документах, деловой переписке.
Чем больше в интернете статей — тем больше шаблонов. Я не буду доказывать, что это плохо. Вместо доказательств я собрала лишь небольшую часть выражений, которые за 6 лет работы с текстами изрядно надоели. Они давно не работают, они ни в чем не убеждают, и даже хуже — они раздражают.
Бонусом здесь будет завуалирован ответ на частые жалобы с формулировкой “редактор снизил мне оценку, но текст без ошибок и в нем ничего не исправлено! Разберитесь!”.
Небольшой список речевых клише, на которые я обращаю внимание:
- самый широкий спектр дизайнерских решений;
- оптимальный выбор;
- особой популярностью пользуются;
- их отличительной особенностью является;
- разнообразие цветовых решений;
- отличается экологичностью;
- цены приятно удивят;
- у нас работают профессионалы своего дела;
- принять соответствующие меры;
- на сегодняшний день;
- одна из наиболее востребованных;
- индивидуальный подход;
- общеизвестно, что;
- ни для кого не секрет;
- по праву считается;
- широкий ассортимент;
- непревзойденное качество;
- высокий профессиональный уровень;
- гарантированный результат;
- квалифицированная помощь;
- команда профессионалов;
- в кратчайшие сроки;
- если вас интересует;
- по этой причине;
- в последнее время … пользуются все большим спросом;
- в настоящее время;
- основной плюс использования;
- экологичные материалы;
- в магазине вы можете купить;
- в каталоге представлены различные;
- вы сможете подобрать те изделия;
- важным моментом является;
- стоит подойти со всей ответственностью и серьезностью;
- обратите внимание на следующие моменты;
- стоит отметить, что;
- в подобных случаях обязательно необходимо;
- стоит помнить, что;
- какими преимуществами и особенностями они обладают;
- осуществлением такого вида услуг;
- подчеркнет индивидуальность;
- он представляет собой;
- сэкономит ваше время, нервы и деньги;
- по телефону, указанному на сайте;
- мы используем современные технологии;
- исходя из личных предпочтений;
- на любой вкус и кошелек;
- не отходя от компьютера;
- не вставая с дивана;
- продукт высокого качества;
- по оптимальной цене;
- с учетом всех пожеланий клиента;
- обратиться к опытным профессионалам;
- давно стали неотъемлемой составляющей жизни современного человека;
- по демократичным ценам;
- обратившись к нам, вы можете быть уверены;
- с указанием стоимости и сроков оказываемых услуг;
- в соответствующем разделе на нашем сайте;
- не лишним будет;
- никого не оставляют равнодушным;
- и это не удивительно;
- вовсе не странно, что;
- представлена информация;
- интуитивно понятный интерфейс;
- предлагаем качественный сервис;
- достаточно лишь зайти на сайт, выбрать товар и оформить заказ;
- высокое качество приобретаемых товаров;
- примите во внимание предоставленную нами информацию;
- наша компания предлагает вам;
- наш менеджер свяжется с вами в любое удобное время;
- получить исчерпывающую информацию;
- показать свой высокий социальный статус;
- обращать пристальное внимание;
- несколько основных критериев;
- достаточно задать в поисковике;
- того, что подойдет конкретно вам;
- привлекает с каждым годом все больше;
- наиболее предпочтительным вариантом;
- бюджетной стоимостью;
- не составит большого труда;
- сегодня совсем не сложно;
- длительный срок эксплуатации;
- получите бесплатную консультацию;
- на выгодных условиях приобрести;
- является ответственным и серьезным шагом;
- выбирая…, следует учитывать;
- вниманию покупателей предлагаются;
- неотъемлемый атрибут;
- таким образом;
- должное качество;
- выйти на должный уровень;
- можно сделать вывод, что;
- примите во внимание рекомендации из данной статьи;
- наши сотрудники – профессионалы своего дела;
- имеется большое количество вариантов, значений, среди которых каждый подберет для себя оптимальный исходя из;
- почему выгодно покупать в интернет-магазине: нет необходимости платить за аренду площадей, нанимать дополнительный персонал и платить ему заработную плату;
- менеджеры с радостью проконсультируют и ответят на все ваши вопросы;
- данный… является.
Весь этот список мы добавили в алгоритм проверки водянистости. Теперь в нашей базе уже 669 фраз.
Почему клише и штампы в копирайтинге в большинстве случаев – это плохо? Потому что эти фразы и слова делают статью обычной, рядовой, скучной и похожей на тысячи других, убивают оригинальность и исключают эмоции.
Некоторые фразы, слова и словосочетания копирайтер, как правило, может просто убрать или заменить синонимами по смыслу, некоторые штампы — конкретизировать цифрами, фактами. Я не призываю совсем их убирать, если они правда уместны и стиль канцеляризм требует и любит заказчик (может, он у вас политик и для него это имеет большое значение?). Можете написать без них — хорошо, не можете — попробуйте перефразировать, заменить, если совсем никак — используйте, но чем реже, тем лучше, не злоупотребляйте штампами. Текст ваш, и как делать, в какой форме его преподносить – решать только вам.
Еще одна рекомендация: замечайте и заменяйте конструкции там, где можно, на глагол в настоящем времени, удаляйте возвратные глаголы. Например: “Заводом производится молоко” можно улучшить как “завод производит молоко”; “Команда одержала победу” меняем на слова “Команда победила!” Не забывайте, кто ваш читатель – это обычный человек, который устал от штампов.
Несколько примеров возможной замены клише:
Плохо (но часто встречается) | Лучше заменить таким способом |
У нас вы на выгодных условиях можете приобрести различные платья, юбки, куртки, брюки и т.д. А цены вас приятно удивят! | У нас — вся самая модная одежда сезона 2019. Платья — от 500 руб! |
Особой популярностью пользуются плюшевые халаты, их отличительными особенностями являются мягкость, сохранение тепла. | Наши клиенты обожают плюшевые халаты: в них тепло и уютно, а еще они очень мягкие и нежные! |
На странице www.zonty.cam представлены зонты в широком ассортименте. Достаточно зайти на сайт, выбрать товар и оформить заказ. | Посмотрите, какие оригинальные зонты есть на сайте www.zonty.cam. |
В последнее время посудомоечные машины пользуются все большим спросом. К их выбору стоит подойти со всей ответственностью и серьезностью. | 7 важных критериев для удачного выбора посудомоечной машины. |
В каталоге представлены самые разнообразные курточные ткани, на любой вкус и кошелек | Новые поставки курточных тканей от производителя: мембрана, изософт, альполюкс, дюспо. |
В общем, друзья-копирайтеры, не время халтурить. Время активно работать креативным отделом мозга и нести полезный контент в массы, избавляться от языка чиновников, штампов, давать миру только самое лучшее и защищать красивый русский язык, меняя мышление людей 🙂
Дополняйте мой список словосочетаний в комментариях — наверняка, если собрать все примеры из рунета от копирайтеров и тщательно поискать, можно поставить какой-нибудь рекорд по времени скроллинга страницы. Сделаем интернет лучше и уберем шаблонность и штампы из статей долой!
Свежих вам идей и мыслей для статей!
Штампы в речи и клише, которые портят ваш текст. Примеры заезженных фраз
старых имен, записанных на новых почтовых марках
Автор Питер Ягмайе
Изменения официального или неофициального названия страны — как правило, в результате революции, смены правительства или референдума — обычно точно отражаются в надписях выпуски марок соответствующей страны.
Однако из-за различных обстоятельств, таких как нехватка времени, расходы, связанные с печатью новых марок или избыточный запас, некоторые почтовые марки продолжали носить прежнее название своей страны в течение периода после смены названия.
Так было с маркой Russia Scott 6016Bc, беззубцовой стандартной маркой номиналом 2 рубля с изображением атомного ледокола на карте Арктики и севера России.Connect With Linn’s Stamp News:
Зарегистрируйтесь на нашем информационном бюллетене
, как мы на Facebook
. Следуйте за нами на Twitter
месяцев после распада Советского Союза 26 декабря 19 г.91. Однако на нем есть кириллическая надпись «СССР», что на английском языке переводится как СССР (Советский Союз).
Это создало интересную ситуацию, когда надпись на марке относилась к несуществующей нации к моменту ее выпуска.
Эта марка является третьим тиражом одного номинала из стандартной серии из четырех марок 1984 года (Россия Скотт 5286-5289). Надпись с датой «1984» сохранилась на оригинальной марке и двух последующих тиражах марки 2r.
Оригинальный тираж этой марки (Scott 5287) был выпущен 5 сентября 1984 г. Он перфорирован и напечатан на мелованной флуоресцентной бумаге более светлого серо-черного оттенка.
Второй тираж этой марки (Scott 6016B) был выпущен 22 августа 1991 г. Она перфорирована, но напечатана на обычной бумаге.
Остаются две загадки: почему третий тираж (Scott 6016Bc) был выпущен после распада Советского Союза и почему в то время не было переиздано ни одной другой марки из этого стандартного набора.
После распада Советского Союза кириллические надписи были изменены с «CCCP» на «??????» (в переводе на английский язык как Россия) на почтовых марках ее посткоммунистического правопреемника, Российской Федерации.
Первые марки с этой надписью были выпущены 10 января 1992 года в ознаменование зимних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в Альбервиле, Франция (Scott 6056-6058).
Латинская надпись Российской Федерации на почтовых марках изначально была «РОССИЯ».
Прошло несколько лет, прежде чем 12 октября 2006 г. он был изменен на английскую надпись «RUSSIA». Российская Федерация и ее флаг 2 мая 2013 г. (United Nations-New York Scott 1064).
Эта марка ООН была выпущена более чем через 21 год после распада Советского Союза. Предыдущая запись, представляющая Россию в этой серии ООН, была маркой Советского Союза и его флага, выпущенной 20 и 19 сентября.85 (456).
Другой, но связанный пример несоответствия между названием страны и датой, касающейся Советского Союза и России, можно найти на 7-копеечной новогодней марке, выпущенной 8 декабря 1991 г. (Скотт 6050), около двух с половиной недель. до распада Советского Союза.
На марке имеется надпись «CCCP» и надпись «1992» в связи с наступающим новым годом.
Однако к моменту наступления 1992 года Советского Союза уже не было, и, как уже упоминалось, надпись «CCCP» на российских марках была заменена.
Существуют и другие образцы марок, выпущенных после смены правительства, но до сих пор носящих прежнее официальное название страны.
Одним из ярких примеров является Иран Скотт 2000-2003, набор из четырех марок, выпущенных 20 апреля 1979 года в память об Исламской революции, которая произошла примерно за два месяца до этой даты.
Исламская революция заменила монархическую форму правления, правившую страной на протяжении тысячелетий, и привела к общенациональному референдуму о создании Исламской республики 1 апреля 19 года.79, который изменил официальное название страны с Ирана на Исламскую Республику Иран.
Набор, о котором идет речь, был выпущен через несколько недель после смены названия; однако на этих марках до сих пор стоит надпись «ИРАН».
Только 21 июля 1979 года новое официальное название страны было отражено на ее марках как на персидском, так и на английском языках. Это произошло в последнем выпуске серии «Региональное сотрудничество и развитие», долгосрочной совместной серии выпусков с Турцией и Пакистаном (Иран Скотт, 2020–2022 гг.).
Иран выпустил марку между этими двумя датами 5 июня 1979 г. (Scott 2019) в ознаменование создания Исламской Республики в результате национального референдума.
По иронии судьбы, эта марка также не использовала официальное название страны в своей надписи и снова выбрала надпись «IRAN», хотя французская надпись «Republique Islamicique» была включена отдельно в нижнюю часть марки.
Латинские надписи для нового официального названия страны, начиная с Ирана, Скотта 2020 г. и далее, менялись и чередовались между полным и сокращенным официальным названием страны: «Исламская Республика Иран» и «И.Р. Иран» в английских надписях и «Republique Islamicique d’Iran» и «R.
Лишь несколько лет спустя английская надпись «I.R. Иран» последовательно использовался на марках Ирана.
Эти примеры из двух стран остаются интересным сравнением случаев, когда выпуск марок медленно адаптируется к изменяющимся условиям в стране, что приводит к изменению названия страны.
Можно даже представить, что они представляют собой альтернативную историю, в которой, например, Советский Союз продолжал существовать в 1992 году или в которой Иран официально сохранил свое светское название после революции 1979.
Борьба с туберкулезом в Республике Сербской Почтовые акцизные марки: Марки Восточной Европы
Марки, а также вулканы и горячие источники, которые они изображают, часть привлекательности Исландии Марки Мира
Включите JavaScript для просмотра комментарии на базе Disqus.
Распродажа галерей Spink Shreves — 114 Страница 27
|