Примеры восприятие: что влияет и как устроено

Их примеры:

Сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

2.Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны во втором подклассе.

Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс.

Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно, интересны для психологии.

Приведу примеры:

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.

Другой пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движение вполне бесполезными движениями рук, корпуса или кия.

Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не очень уверены.

Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

3.Третий класс неосознаваемых процессов образуют « надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

5. Ощущение и восприятие как различные формы отражения действительности.

   

Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.     Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному «ощущению» стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).     Мы никогда «не ощущаем», «не чувствуем» красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д.     На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.

Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Ощущение — это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

(Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.)

6. Виды ощущений. Подходы к классификации ощущений.

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.  По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.  Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.  Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. 

7. Общая характеристика и виды восприятия

Восприятие — психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элемент

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.

Восприятие пространства

Восприятие пространства — Образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

— восприятие отдаления,

— восприятие расстояния между объектами,

— восприятие направления,

— восприятие величины объектов,

— восприятие формы объектов.

Соответствующие примеры:

— мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска (мы еще раздумываем — идти до него или нет),

— мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым (у нас в планах сначала купить газету, а потом мороженое),

— прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро (мы сопоставляем направление вытянутой руки с местностью),

— вдали показались две темный фигуры, мы присмотрелись — фигуры маленькие, возможно, что это дети,

— присмотрелись к форме силуэтов, точно — дети.

Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты материального мира находятся в пространстве, также в пространстве происходят и разного рода явления, например стихийные бедствия или выборы в парламент. Пространственные свойства присущи всем предметам и многим явлениям.

Если берется один объект, то к его пространственным свойствам относятся величина и форма. Если объект рассматривается в связи с другими объектами, то сюда добавляется положение в пространстве, направление, расстояния.

Восприятие пространства — очень сложный процесс. Так, чтобы лишь оценить величину объекта, требуется сопоставить величину его изображения на сетчатке глаза с расстоянием до объекта. Чем больше изображение предмета на сетчатке глаза и чем при этом отдаленнее объект, тем большим он нам кажется.

Если взять два одинаковых объекта, например стулья, и один разместить ближе, а другой дальше, то эти стулья мы будем воспринимать одинаковыми по размеру. В этом случае размер изображения стульев на сетчатке будем различаться, однако наш мозг выполняет корректировку по расстоянию. Если взять два разных по величине объекта, например обычный стул и детский стульчик, и большой предмет разместить метрах в десяти от наблюдателя, а маленький — прямо под носом, то размер отображения маленького объекта на сетчатке может быть больше изображения большого, однако мы все равно видим, что маленький стул меньше большого.

Природа не наградила нас абсолютно точным восприятием размера объектов. Указанная выше корректировка осуществляется точно на расстоянии до 10-15 метров. Размеры более отдаленных объектов мы оцениваем значительно грубее. Нас выручает жизненный опыт. Наблюдая фигуру взрослого человека, стоящего на расстоянии ста метров от нас, мы понимаем, что он не может быть высотой пятьдесят сантиметров или трех метров. Если вдали мы видим менее очевидные объекты, например некий растущий куст, то мы оцениваем его размер в сравнении с рядом находящимися объектами. Нечего и говорить, что природа не одарила нас возможностью оценить хотя бы с точностью до порядка размеры небесных тел: луны, солнца и тем более звезд.

Способность довольно точно воспринимать размер объекта вне зависимости расстояния от него получило название явления константности восприятия размера.

Зрительное восприятие, хотя и очень хорошо справляется со своими обязанностями, тем не менее далеко от идеала. Помимо того, что на значительном удалении размеры объектов становится угадать сложнее, имеется и ряд других «недоделок».

Эти проблемы наиболее очевидно проявляются при наблюдении за так называемыми зрительными иллюзиями. Так, например, вертикальные линии нам кажутся больше таких же, но горизонтальных. Это объясняется тем, что мы, хотя и живем в трехмерном пространстве, тем не менее больше локомоций (движений всего тела целиком) совершаем в плоскости: ходим, бегаем, плаваем, едем на транспорте. Даже самолет большую часть времени проводит в горизонтальном полете.

Светлые объекты нам кажутся несколько больше темных. То, что расположено рядом с крупным объектом, кажется меньше. Выше расположенные объекты кажутся больше. Если рядом разместить трехмерный шар и двухмерный круг одинакового диаметра, то круг будет казаться больше. Есть и другие иллюзии.

Существует также константность восприятия формы. Если книгу повернуть боком, то нам не кажется, что некогда широкая книга стала размером с закладку. Также если собеседник слегка отвернул свое лицо — нам не кажется, что его лицо моментально стало безобразным. Физиологический механизм обеспечения константности восприятия формы изучен еще не до конца.

Восприятие формы в значительной степени зависит от нашего жизненного опыта. Если мы видели в своей жизни тысячу канализационных люков, то наблюдая сбоку очередной люк, изображение которого на сетчатке глаза имеет форму эллипса, а не круга, мы тем не менее более, чем уверены, что люк круглый. Хотя (теоретически) люк мог бы быть в форме эллипса.

Наше восприятие как бы поворачивает вещи, расположенные под углом. Своим сознанием мы уже понимаем истинную форму предметов. Мы идем по улице и видим круги и прямоугольники, а не эллипсы и параллелограммы. Это тоже одна из самых интересных особенностей нашего восприятия. Она почти целиком базируется на нашем жизненном опыте, потому что сугубо аналитически было бы очень сложно повернуть объект. Для того, чтобы можно было бы развернуть аналитически крышку колодца, надо было бы: оценить ширину эллипса, высоту эллипса, расстояние до самой ближней точки эллипса, расстояние до самой отдаленной точки эллипса. Даже если бы наше восприятие было способно с высокой точностью оценить эти величины, потребовалась бы обработка этой информации, весьма сложная. Однако мы уже знаем, что канализационные крышки круглые, поэтому отбрасываем все варианты эллиптических крышек и таким образом получаем, что диаметр круглой крышки равен ширине видимого эллипса. Этот замечательный результат дается лишь благодаря нашей способности вертеть в восприятии и сознании наблюдаемые объекты.

С отдалением воспринимаемого объекта его форма упрощается для нас, исчезают мелкие детали, углы скругляются. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.

В восприятии пространства активно участвует бинокулярное зрение. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами и когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого глаза будет несколько различно. Одно и то же мы видим под разными углами зрения. К тому же, что интересно, один глаз может видеть то, что не видит другой.

Можно провести небольшой эксперимент. Наблюдая большую толпу людей, например в метро или на площади, можно попеременно открывать один глаз и закрывать другой. Можно заметить, что некоторые люди, стоящие в отдалении, видны лишь одним глазом. В этом, кстати, состоит одна из основных проблем просмотра трехмерных фильмов через анаглифические очки (красно-синие): некоторые мелкие объекты могут замерцать красным или синим цветом, потому что для одного глаза изображение на пленке существует, а для другого нет.

Бинокулярное зрение — не единственная возможность, дающая нам способность оценивать расстояние до объектов. Если по той или иной причине человек смотрит лишь одним глазом, он все равно может оценивать расстояние до объектов. Дело в том, что глаз — оптическая система, как и объектив он вынужден перестраиваться для восприятия разных по удаленности объектов. Хрусталик напрягается и расслабляется (что называется аккомодацией), чтобы обеспечить адекватное сведение лучей. По величине этого напряжения наше восприятие также способно ориентироваться.

В этом, кстати, кроется вторая и самая критическая проблема так называемых 3d-фильмов. Дело в том, что современные технологии позволяют обманывать лишь бинокулярное зрение. Второй механизм остается не задетым — в начале сеанса глаз фокусируется на экране, и больше хрусталик свою форму существенно не меняет. Бинокулярное зрение для восприятия более точный и «авторитетный» инструмент, однако если его долго обманывать, возникает так называемая «3d-слепота» (трехмерные фильмы опять начинают казаться плоскими).

При восприятии пространства значение имеет свет и тень на наблюдаемых объектах. Особенно это важно при восприятии формы объектов. Если мы, например, вдали видим большой круглый объект неизвестного характера, то это может быть шар или цилиндр, лежащий боком. Если на круглом объекте мы не видим игры теней, то делаем вывод, что это, скорее всего, цилиндр. Если игра теней есть, при этом характерная для шара, делаем вывод, что это шар.

Игра теней настолько важна в животном мире, что некоторые живые существа в процессе эволюции обрели способность маскироваться с помощью манипулирования своей раскраской. У маскирующегося животного выступающие части (например спина) становятся более темными, а впадины наоборот осветляются. Бабочки наоборот с помощью раскраски своих крыльев делают их более объемными и заметными.

Восприятие пространства не ограничивается лишь зрительным восприятием. Также активно задействован слуховой и вестибулярный аппарат. Известно, что летучие мыши используют ультразвуковую локацию окружающего пространства, чтобы не врезаться в препятствия. То же делают и некоторые птицы, например стрижи саланганы, хотя уже и с помощью обычных звуков. Человек, конечно, обычно так не делает (хотя в некоторых случаях это оправдано, например при изучении пещер) — в основном мы применяем слух для определения направления на источник звука и оценки расстояния до него.

Вестибулярный аппарат, который, как известно, расположен во внутреннем ухе и имеет вид трех (по числу размерностей пространства) заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвнгательпыми мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. При быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом.

Существует и обратная связь между зрением и вестибулярным аппаратом. При продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов, проявляющаяся в оптико-вестибулярных рефлексах, входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.

Важно понимать, что восприятие пространства не делится на восприятие «визуального пространства» и «слухового пространства». Мы воспринимаем одно пространство. Визуальные, слуховые и прочие сигналы тесно переплетаются между собой, интегрируются в общую картину.

Восприятие пространства не ограничивается лишь восприятием расстояния, размеров и форм отдельных объектов. В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу, что еще более усложняет восприятие пространства. Такой сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации мозгового аппарата, осуществляющего центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Если немного копнуть в историю психологии, то в ней, как пишет С.Л. Рубинштейн, было две позиции по отношению к восприятию пространства. Было два лагеря: нативисты и генетисты. Сторонники нативизма считали, что восприятие пространства врожденно. Имелась при этом в виду врожденность не идеи пространства в духе априоризма, а аппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер.

Генетисты утверждали, что восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияния (В. Вундт) непространственных элементов — ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков.

«Нативисты в доказательство своего тезиса указывали на то, что еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятии или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где — то, т. е. в какой — то пространственности. Основной аргумент генетистов заключался в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых (пример сына В. Прейера, который тянулся ручкой, чтобы достать луну), и с возрастом развивается. Для разрешения вопроса пытались прибегнуть к помощи патологии. Наблюдения над восприятием пространства оперированных слепорожденных показали, что, когда пациент через двое суток после операции впервые открыл глаза, он видел «световое поле», через несколько дней — «полупрозрачные водяные шары», являвшиеся кругами светорассеяния от неправильной аккомодации. Но и через несколько недель удаленность видимых предметов оценивалась оперированными больными еще очень неточно: плоскостных и трехмерных фигур (круг и шар) они не различали; перспективного уменьшения отдаленных предметов на картине не понимали; движущиеся предметы казались им больше покоящихся. Нормальное восприятие пространственных свойств и отношений устанавливалось лишь постепенно, шаг за шагом.

Трудно решить, в чью пользу говорят эти результаты. Нативист мог бы сослаться на то, что с самого начала воспринималось «световое поле»; восприятие было пространственно. Но генетист мог констатировать, что восприятие пространства лишь постепенно уточнялось».

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

10 примеров визуального восприятия в повседневной жизни

Причина, по которой вы можете видеть эти буквы, отделять одно слово от другого и понимать предложение полностью, заключается в вашей способности визуального восприятия.

Зрительное восприятие происходит, когда глаза и нервная система, прежде всего мозг, объединяются, чтобы воспринимать, обрабатывать и интерпретировать то, что человек видит. Как показали исследования, мозг активно работает, чтобы придать смысл тому, что видят глаза, и определяет дальнейшие действия на основе зрительного восприятия [1] .

Некоторые исследования показали, что пробелы в способностях к зрительному восприятию являются причиной когнитивных нарушений, возникающих при дислексии и дискалькулии [2] . Они также показали, что работа над улучшением навыков визуального восприятия может помочь в улучшении распознавания работы, чтения и понимания [3] . В то время как другие исследования решительно опровергли это утверждение, показывая, что дефицит зрительного восприятия не является причиной каких-либо трудностей с чтением и пониманием [4] .

Примеры визуального восприятия

Зрительное восприятие становится важнейшим навыком, неосознанно или сознательно помогающим и подстрекающим нас во всем, от самых обыденных задач до более сложных. Мы можем найти различные примеры того же в нашей повседневной жизни сразу после пробуждения.

1. Надевание обуви и тапочек

Причина, по которой мы знаем, что надо надевать правую тапочку на правую ногу, а левую – на левую, заключается в том, что мы можем визуально воспринимать, обрабатывать, вспоминать и различать левую и правильные тапочки.

2. Одеваться

Затем, когда мы начинаем одеваться, зрительная память, построенная на основе всех наших визуальных восприятий, помогает нам находить носки, перчатки и туфли подходящего цвета.

3. Водительские и дорожные знаки

Когда человек за рулем, та же зрительная память помогает ему вспомнить, что большой красный знак с белой горизонтальной линией означает «не останавливайся». Это также визуальное восприятие, которое помогает им увидеть, что впереди может быть школа или зебра, что означает, что им нужно снизить скорость.

Зрительное восприятие помогает в пространственных отношениях и решении проблем. Так человек может выбрать кратчайший путь к месту назначения. Это также то, как человек может сказать, кто стоит ближе к нему.

4. Походы домой, на работу и в школу

Это зрительное различение, навык, развивающийся в результате многократного использования зрительного восприятия в окружающей среде, который помогает людям воспринимать и отличать свой дом, офис и школу от все остальные постройки рядом.

5. Знакомство с людьми

Когда мы входим в здание, тот же самый процесс помогает нам узнавать и отличать людей и лица, которых мы знаем и с которыми дружим, от тех, кого мы не знаем.

6. Распознавание их, даже когда они перевернуты

Зрительное восприятие помогает поддерживать постоянство размера и формы, т. е. понимание того, что даже если человек или объект могут казаться разными под определенным углом или с определенного расстояния, они все равно остаются прежними размер и форма. Если ребенок смотрит на мать вверх ногами, именно постоянство формы поможет ему узнать свою мать даже с того или иного ракурса.

7. Изучение алфавитов

Зрительная последовательная память, или запоминание правильной последовательности различных зрительных восприятий, помогает нам не только воспринимать буквы «б, в, а», но и помнить, что их правильный порядок в алфавите «а, б, в».

8. Учеба в классе

Учащиеся могут обращать внимание на доску, пока учитель пишет, потому что они могут блокировать визуальное восприятие любой другой вещи в классе, например, картинок, диаграмм, бюллетеней. доски, другие ученики и т. д. Впоследствии они могут делать заметки, потому что они могут воспринимать, а затем понимать то, что написано на доске.

9. Чтение и решение головоломок

Зрительное различение также помогает в решении таких задач, как «найти отличия». Во время чтения это помогает различать похожие буквы, такие как «p» и «q», «b» и «d», и даже цифры, такие как «9» и «6».

Если вы пойдете в зоопарк, вам понадобится визуальное различение, чтобы отличить оленя от жирафа.

10. Рисование и раскрашивание

Рисуя и раскрашивая, дети не забывают раскрашивать облака в синий цвет, а солнце в желто-оранжевый цвет, потому что они визуально воспринимают это как цвет солнца и облаков в реальной жизни и в другие картинки. Они могли запоминать эти ощущения и успешно вспоминать их во время рисования благодаря зрительной памяти.

Причина, по которой люди могут разгадывать кроссворды, разгадывать беспорядочные предложения и заполнять пропуски, когда есть пропущенная буква или слово, частично связана с их навыками визуального восприятия.

Что это значит, когда у вас высокое зрительное восприятие?

Когда люди пытались программировать компьютеры для понимания трехмерного мира, они поняли, какое чудо — это наше визуальное восприятие. Он легко способен воспринимать объекты всех их цветов, форм и размеров в трех измерениях в мгновение ока.

Этот чрезвычайно сложный процесс зрительного восприятия, запоминания и понимания всего происходящего происходит автоматически, почти без единой мысли.

Некоторые навыки зрительного восприятия присутствуют при рождении, но некоторые навыки более высокого уровня развиваются по мере роста ребенка. Зрительное восприятие играет важную роль в когнитивном, социальном и физическом развитии ребенка.

Многие исследования показали важность зрения для понимания и участия ребенка в социальных взаимодействиях [5] . Младенцы замечают выражение лица своих родителей или опекунов и могут различать счастливое и грустное к тому времени, когда им исполняется несколько месяцев. Младенцы начинают обращать внимание на лица, предметы и иногда даже на то, на что обращают внимание взрослые, к тому времени, когда им исполняется шесть-семь месяцев [6] .

Исследования показали, что навыки визуального восприятия играют важную роль в таких задачах, как концентрация внимания и обучение [7] . Кроме того, они также показали, что недостаточно развитые навыки зрительного восприятия могут привести к трудностям с чтением, письмом и зрительно-моторной интеграцией 9.0005[8], правописание [9] и даже математика [10].

Нельзя сказать, что обладая способностью видеть или зрительно воспринимать, человек сможет выполнять определенные задачи. Но научиться делать то же самое может быть более сложным и длительным процессом для человека.

Зрение — одно из основных чувств. Важно понять причины нарушения зрительного восприятия и, если возможно, обратиться за лечением. Если причина так проста, как близорукость, простой рецепт очков может восстановить зрение, устранив любые помехи зрительному восприятию.

Наш мозг похож на мышцу, которую можно укрепить с помощью упражнений и практики для выполнения определенных задач. Эта особенность мозга известна как нейропластичность [11] .

Эту особенность мозга можно использовать для улучшения навыков визуального восприятия. Существуют различные забавные способы, с помощью которых и дети, и взрослые могут улучшить свои навыки визуального восприятия, в частности, навыки визуального различения и зрительного закрытия.

Заключение

Зрительное восприятие — это сложная, часто само собой разумеющаяся когнитивная задача, которую наши глаза и мозг выполняют автоматически. Мы используем различные навыки визуального восприятия в нашей повседневной жизни практически во всем, что мы делаем. В то время как недостаточно развитые навыки визуального восприятия могут привести ко многим другим трудностям, можно улучшить свои навыки визуального восприятия с помощью различных инструментов, игр и занятий.

Ссылки

  1. Грегори, Р. Л. (1970). Умный глаз.
  1. Ченг, Д., Сяо, К., Чен, К., Цуй, Дж., и Чжоу, X. (2018). Дислексия и дискалькулия характеризуются общим дефицитом зрительного восприятия. Нейропсихология развития, 43(6), 497-507.
  1. Тот же, С.К.Л., Ализаде, Х., и Кушеш, М. (2009). Влияние обучения навыкам зрительного восприятия на эффективность чтения у учащихся с дислексией.
  1. Шовман М.М. и Ахиссар М. (2006). Выделение влияния зрительного восприятия на способность чтения дислексиков. Vision Research, 46(20), 3514-3525.
  1. Трестер, Х., и Брамбринг, М. (1992). Раннее социально-эмоциональное развитие слепых детей. Ребенок: уход, здоровье и развитие, 18(4), 207-227.
  1. Руба, А.Л., и Репачоли, Б.М. (2020). Понимают ли довербальные младенцы отдельные выражения эмоций на лице? Обзор эмоций, 12(4), 235-250.
  1. Инь, С. Х., Пак, М. Х., Хван, М. К., Нам, Г. Ю., и Квон, М. В. (2019). Исследование визуального восприятия персонажей с помощью отслеживания взгляда. Журнал Корейской ассоциации содержания, 19(6), 105-113.
  1. Чайир, А. (2017). Анализ навыков чтения и уровня зрительного восприятия первоклассников. Универсальный журнал образовательных исследований, 5 (7), 1113-1116.
  1. Гейтс, А.И. (1926). Изучение роли зрительного восприятия, интеллекта и некоторых ассоциативных процессов в чтении и правописании. Журнал педагогической психологии, 17 (7), 433–445. https://doi.org/10.1037/h0072810
  1. Цуй, Дж., Чжан, Ю., Ченг, Д., Ли, Д., и Чжоу, X. (2017). Восприятие визуальной формы может быть когнитивным коррелятом математических категорий более низкого уровня для подростков. Границы в психологии, 8, 1336.
  2. Конорски, Дж. (1948). Условные рефлексы и организация нейронов.

Примеры восприятия на рабочем месте и конфликтных ситуаций | Малый бизнес

Лиза Бигелоу

На рабочем месте конфликты и споры не существуют без уже существующих проблем восприятия. По словам адвоката по трудовым спорам Блейна Донайса, когда между двумя людьми существует проблема восприятия, каждый из них считает, что у них есть «несовместимые интересы». Выявление источника конфликта до того, как он перерастет в спор, например спор или судебный процесс, имеет важное значение для поддержания производительности.

«Просто работа» Vs. Карьерные устремления

  1. Огромная проблема восприятия и конфликта возникает, когда у коллег разные представления о своем профессиональном будущем. Возьмите двух сотрудников, Джейн и Алекс. Алекс стремится продвинуться вперед и часто проводит дополнительные часы в офисе, берется за дополнительные задания, и Джейн считает, что он «целуется». Джейн смотрит на эти действия — и на Алекса — с пренебрежением и, возможно, гневом. В то время как Джейн считает и боится, что Алекс выставляет ее собственную работу в невыгодном свете, Алекс может осуществить мечту всей своей жизни или, возможно, был без работы в течение нескольких месяцев, или у него могут быть личные проблемы, которые заставляют его работать. очень тяжело.

Личные проблемы

  1. Серьезные личные проблемы, такие как смерть, развод или заботы о воспитании детей, также имеют обыкновение находить свое место в нашей трудовой жизни. Например, Алекс может вернуться к работе после длительного периода безработицы. Возможно, он просрочил ипотеку или у него беременная жена. Алекс, благодарный за работу и чувствующий себя лучше после нескольких месяцев проблем, может с трудом понимать, почему Джейн не работает усерднее и не более благодарна за то, что у нее есть. Алекс может воспринимать Джейн как ленивую.

Культурные различия

  1. Культурные различия могут иметь огромное влияние на работу. Грасиэла Кениг из LatPro.com говорит, что различия между американской и североевропейской культурами и латиноамериканскими культурами настолько значительны, что их необходимо решать заранее. Например, латиноамериканские культуры придают большое значение ценности отношений и будут защищать их любой ценой; западные культуры отдают предпочтение прямоте и тайм-менеджменту. Игнорирование этих культурных подходов может поставить под угрозу гармонию на рабочем месте. Если Джейн, латиноамериканка, опаздывает на встречу, Алекс, житель Запада, может воспринять это как грубость. Тем временем Джейн может разговаривать с коллегой и не хочет заканчивать разговор, опасаясь поддаться часам.

Стили управления

  1. Стили управления также сильно влияют на восприятие рабочего места и конфликтные ситуации. Если менеджер не вмешивается в работу, он может быть воспринят как недостаточно заботящийся о работе своих сотрудников. С другой стороны, менеджер может быть настолько сосредоточенным на деталях и беспокойным, что его будут воспринимать как не доверяющего своим сотрудникам выполнять свою работу. Первое может привести к апатии со стороны тех, кто не мотивирован; последнее может вызвать негодование среди тех, кто есть. По иронии судьбы, Джейн и Алекс могут обнаружить, что они могут сойтись во мнениях по одному вопросу: неадекватности их босса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts