Принцип детермінізму: Принципы детерминизма и его польза

Принципы детерминизма и его польза

27 января 2022 Ликбез Жизнь

Рассказываем, почему фатализм — это другое.

Что такое детерминизм

Детерминизм — это теория о взаимосвязи и взаимообусловленности. Согласно ей, поступки человека, природные и социальные явления можно объяснить предшествующими событиями и законами природы. Ещё так называют веру в предопределённость всего происходящего.

Обычно считается, что детерминизм полностью исключает свободу воли. Однако не стоит путать его с понятиями предсказуемости и судьбы и приравнивать к фатализму. Последний основан на мистической убеждённости в неотвратимости событий. Детерминизм же объясняет предопределённость будущего законами природы.

Что о детерминизме думает современная наука

В науке детерминизм переживал периоды подъёма и упадка. С XVII века учёные противопоставляли теорию мистике и вере в волю случая. Они считали, что всё во Вселенной можно предсказать путём сложных вычислений. Однако в первой половине XX века открытие принципов относительности и неопределённости пошатнуло эти представления.

Вновь интерес к детерминизму у учёных появился в 1960‑е годы из‑за развития нейронаук. Результаты экспериментов по изучению активности мозга заставили исследователей сомневаться в реальности свободы воли. Оказалось, что при принятии решения наши действия могут опережать мозг на несколько секунд. Например, когда из двух кнопок надо выбрать одну и нажать на неё. Поэтому некоторые современные учёные полагают, что наше поведение зависит от колебаний уровня гормонов серотонина и дофамина.

Однако не все разделяют эту точку зрения. Критики считают, что подобные опыты никак не относятся к процессу принятия решений, а лишь фиксируют спонтанные движения. Также есть мнение, что опережающая активность связана с особенностями работы мозга. У него бывают пиковые моменты, когда человек соображает очень быстро, если это требуется.

Наконец, эксперименты вообще не фиксируют опережающих действий при принятии более сложных решений. Например, когда испытуемым предлагают пожертвовать деньги.

Чему детерминизм может нас научить

Хотя статус детерминизма в современной науке неоднозначен, эта концепция всё ещё может быть полезной.

Мы не можем контролировать всё на свете

Наше понимание мира очень далеко от объективного. Мы плохо знаем Вселенную и самих себя, не можем изменить прошлое и игнорировать законы природы. Мы даже не уверены в том, что сами принимаем решения. Примите мысль, что вы не можете контролировать всё и вся.

Не стоит переживать из‑за прошлого

Детерминизм в социальных науках нашёл выражение в идее исторической преемственности. Этот принцип означает, что человек и общество зависят от тех условий, которые им передало предыдущее поколение. Мы не можем повлиять на место и время своего рождения, на то, что дано нам природой, на поступки, которые уже совершили. Значит, и переживать из‑за этого не стоит.

Будущее тоже непредсказуемо

Детерминисты прошлого считали: чтобы спрогнозировать будущее Вселенной, достаточно знать её первоначальное положение и все действующие в ней силы. Однако сегодня как сторонникам, так и противникам этой концепции понятно, что для этого нужен такой интеллект, который вряд ли может существовать.

Не стоит ждать, что всё будет складываться так, как вы задумали. Жизнь непредсказуема, и нужно уметь адаптировать планы к меняющимся обстоятельствам.

Тем не менее мы несём ответственность за свои поступки

Далеко не все детерминисты отрицают моральную ответственность. Некоторые из них считают, что именно детерминизм помогает человеку трезво оценивать себя и мир и предвидеть результаты своих действий. Ещё с XVII века существует концепция компатибилизма. Её сторонники полагают, что детерминизм совместим со свободой воли. Хотя будущее Вселенной предопределено, люди всё ещё могут поступать в соответствии с собственным разумом. Точка в споре о том, сами ли мы принимаем решения, ещё не поставлена. Поэтому именно нам жить со своими поступками и отвечать за них, если придётся. И выбор у нас есть только здесь и сейчас.

Читайте также 🧐

  • Квантовая психология: правда ли наш разум связан со Вселенной
  • Синергетика: правда ли существует закон, объясняющий всё на свете
  • Выбора нет? Существует ли свобода воли

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Детерминизм – Гуманитарный портал

Детерминизм — это философское учение (см. Философия) о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности (см. Сущее, Мир). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом — теологический детерминизм, природой — натуралистический детерминизм, или космосом — космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. Понятие), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов

науки (см. Наука), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других.

В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. Бытие). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика (см.  Синергетика) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. Методология) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. Общество), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см.  Деятельность). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм. Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

Детерминизм | Определение, философы и факты

Г. Э. Moore

Просмотреть все медиа

Похожие темы:
свобода воли и моральная ответственность биологический детерминизм компатибилизм индетерминизм экономический детерминизм

Посмотреть весь связанный контент →

детерминизм , в философии и науке тезис о том, что все события во Вселенной, включая человеческие решения и действия, причинно неизбежны. Детерминизм предполагает, что в ситуации, когда человек принимает определенное решение или совершает определенное действие, невозможно, чтобы он или она могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали.

Детерминизм в этом смысле обычно понимается как несовместимый со свободой воли или предполагаемой властью или способностью людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Философы и ученые, отрицающие существование свободы воли на этом основании, известны как «жесткие» детерминисты.

Еще из Britannica

свобода воли и моральная ответственность: детерминизм

Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свобода воли в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1919 гг.)58), который считал, что действовать свободно означает только то, что человек действовал бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле он не мог бы так решить), и американский философ Гарри Франкфурт, утверждавший, что действие свободно сводится к отождествлению или одобрению собственных желаний (даже если эти желания таковы, что человек не может не действовать в соответствии с ними).

Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.

Либертарианство уязвимо перед так называемым возражением «понятности», которое указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистически неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину. Следовательно, если человеческие действия недетерминированы, свободы воли не существует.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Принцип детерминизма — Введение Детерминизм – это философия, согласно которой все события, будь то

Введение

Детерминизм — это философия, согласно которой все события, связанные с неодушевленной материей или сознательными

существами, такими как люди, полностью определяются предыдущими событиями. Другими словами, детерминизм

утверждает, что если бы вы полностью знали физическое состояние Вселенной в любой данный момент и

все физические законы, вы могли бы (в принципе) прекрасно предсказывать будущее — включая так называемое

‘ свободные» действия человека.

Детерминизм — одна из самых больших проблем как в философии, так и в физике; большинство людей,

включая ученых, хотят верить в свободную волю, и большинство также считают, что наука предполагает

детерминизм; между тем, современная физика ужасно усложнила проблему, потому что квантовая

механика имеет недетерминированные элементы — и она также не оправдывает веру в свободную волю.

Итак, в настоящее время детерминизм остается нерешенной и спорной гипотезой. Является личным

психология определяется природой и/или воспитанием, или есть что-то вроде «духа», который свободен?

Если нет, то как мы можем привлечь людей к ответственности за их действия? Как мы можем наказывать людей за их

действия, если у них нет свободы воли? Если мы подобны машинам, имеет ли смысл мораль?

А если детерминизм неверен, то что тогда с наукой? Если некоторые события не определяются полностью причинно-следственной связью, то откуда они берутся и как мы можем что-то доказать?

История детерминизма

Детерминизм был разработан греческими философами в 7-м и 6-м веках до н.э.

философами-досократами Гераклитом и Левкиппом, позже Аристотелем, и главным образом стоиками.

Западная традиция: Детерминизм на Западе часто ассоциируется с ньютоновской

физикой, которая изображает физическую материю Вселенной как действующую в соответствии с набором фиксированных, познаваемых

законов. Ньютоновская механика, как и любые последующие физические теории, являются результатами наблюдений

и эксперименты, поэтому они описывают «как все это работает» в пределах допуска. Однако старые

западные ученые считали, что если между наблюдаемой причиной

и следствием обнаружена какая-либо логическая связь, то за ней должны стоять и какие-то абсолютные законы природы. Вера в совершенные законы природы

, управляющие всем, вместо того, чтобы просто описать то, что мы должны ожидать, привела к поиску набора

универсальных простых законов, которые управляют миром.

Восточная традиция: понятие детерминизма появилось на Востоке в буддийской доктрине

Взаимозависимого происхождения. Это теория Будды о причине всех вещей. Теория утверждает, что

все действия во вселенной зависят от комплекса причин, ни одна из которых не может быть устранена

без устранения действия. Никакое следствие не существует независимо от множества причин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts