Принципы нравственного воспитания дошкольников: Принципы нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: советы и рекомендации

Что такое? Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это то, на чем основывается ключевая деятельность детских садов. Воспитатели учат малышей, что такое хорошо, а что такое плохо, чем грусть отличается от радости, почему нельзя обижать животных, зачем любить природу и т. д.

Зачем нужно? Первые зачатки нравственности в ребенке закладывают родители, а в детсаду их развивают и расширяют. Для этого воспитатели рассказывают сказки, устраивают тематические игры, создают проекты, приводят живых персонажей для общения с воспитанниками. Все это преследует определенные цели и задачи.

Оглавление:

  1. Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  2. Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста

У дошкольников интенсивно развиваются представления об этических нормах и формируются моральные качества.

Необходимо отводить значительное место нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста, поскольку оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым развитием личности.

Под нравственностью понимаются концепции этических явлений, помогающие детям разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», какие поступки допустимы, а от каких следует отказаться. Основной критерий морального развития — образ действий, отвечающий этическим нормам.

В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются общечеловеческие ценности, этические принципы, сформировавшиеся в ходе истории. В их число входят такие черты личности, как правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, уважительность.

Историческое развитие формирует также и новые нравственные нормы, ценностные ориентации и поведенческие паттерны. К ним относится уважительное отношение к государственности в целом, патриотизм, достойное исполнение обязанностей гражданина, социальная активность, сострадание, отзывчивость, интернационализм.

Этическое развитие представляет собой непрерывный процесс, но основы нравственности формируются в детском возрасте. Первые моральные навыки ребенок приобретает в семье. Они складываются под воздействием жизненного опыта и семейных этических ценностей, а также подходящей для возраста работы. Первоочередное значение имеет развитие нравственных чувств и моральных качеств.

На особом месте стоит эмоциональная отзывчивость — любовь к ближайшему окружению, формирующаяся у ребенка к пяти годам. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье предполагает приобретение навыков общения в быту, взаимной помощи, посильного труда, сотрудничества. Таким образом ребенок учится признавать авторитет старших и без возражений подчиняться их требованиям, что закладывает фундамент уважительного отношения к взрослым и послушания в качестве личностных характеристик.

Чтобы взаимодействие ребенка с ровесниками строилось на принципах гуманности, необходимо уделить внимание проблеме формирования дружеских отношений. Воспитатель должен приложить усилия для развития у дошкольников следующих черт: готовность к взаимовыручке и сотрудничеству, отзывчивость, эмпатия, умение считаться с чужими интересами и т.п.

Чтобы ребенок полюбил природу, место своего проживания, а затем и родную страну, необходимо обеспечить условия, вызывающие подобные эмоции и настроения. Для этого в арсенале воспитателя могут быть экскурсии, знакомство с произведениями искусства, этические беседы, мероприятия, освещающие исторические и природные достопримечательности страны.

Успех в формировании моральных качеств личности обусловлен оптимальным подбором средств, которые должны соответствовать воспитательным целям и задачам, возрастным характеристикам, уровню развития ребенка.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это одна из важнейших социальных проблем. Ребенок встроен в социум и подвергается воздействию окружающих условий, как положительных, так и негативных. Для защиты от влияния отрицательных факторов нужно заложить фундамент высоких этических принципов, культуры поведения, уважения к окружающим.

Ребенок должен приобрести твердый образ мыслей и незыблемые взгляды на жизнь. Воспитание и выработку убеждений необходимо осуществлять, начиная с раннего возраста, пока маленький человек только приступает к приобретению опыта.

Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью воспитательной работы является формирование совокупности моральных качеств, включающей

  • патриотизм;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • гражданственность;
  • гуманизм.

Воспитать человека так, чтобы он был счастливым — это формулировка идеальной цели морально-нравственного воспитания.

Дети, умеющие правильно оценивать и понимать чувства окружающих, для которых любовь, дружба, милосердие, доброта являются значимыми понятиями, обладают развитым эмоциональным интеллектом, не испытывают проблем в общении, более стойко выдерживают стресс и противостоят отрицательному воздействию внешней среды.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, поскольку именно в этот период развития особенно высока восприимчивость к усвоению этических норм и правил. Оно является существенным моментом формирования детской личности.

Духовно-моральное воспитание ребенка раннего возраста и дошкольника — это беспрерывный процесс постижения и усвоения общественных поведенческих моделей, в соответствии с которыми он будет координировать свои поступки в будущем. Итогом подобной воспитательной работы будет формирование потребности соблюдения норм поведения как важных правил межличностного взаимодействия, а не желания получить похвалу.

Фундамент нравственного воспитания дошкольника — установление гуманистичных отношений со сверстниками, развитие эмоционального интеллекта, опора на собственные чувства. Эмоции в этом возрасте являются очень значимыми, так как помогают откликаться на явления внешнего мира и вырабатывать свою позицию отношение к ним.

Вместе с взрослением становится богаче и разнообразнее эмоциональная сфера ребенка. Он осваивает язык чувств и эмоций, учится выражать свои переживания в форматах, допустимых в социуме, используя все многообразие невербальных и вербальных средств.

Одновременно ребенок овладевает навыками контроля — приобретает способность сдерживать излишне бурные эмоциональные проявления.

В пятилетнем возрасте, в отличие от двухлетнего, он уже сможет подавить рыдания и не выказать страх. Ребенок учится управлять своими эмоциями, придавать им социально принятую форму, осознанно использовать чувства.

Между развитием эмоциональной сферы и духовно-нравственным воспитанием прослеживается тесная связь. Для них характерна своя динамика. Ребенок выстраивает свое отношение к положительным и отрицательным феноменам (любви, зависти, дружбе, алчности и т.д.), формирует понимание хорошего и плохого, принимая за основу примеры из опыта.

Данный процесс развивается поступательно. По мере взросления продолжается становление отношения к ключевым понятиям жизни. Сопровождать и направлять ребенка на этом пути призван взрослый. Его задача — заложить основополагающие морально-нравственные нормы, показывая пример своим поведением.

Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Для осуществления воспитательной работы применяется особый инструментарий. Методами нравственного воспитания называются способы педагогического воздействия, используемые для формирования личности согласно целям и задачам нравственного воспитания.

В. Г. Нечаева разделяет способы морального-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на две основные группы:

  • Первая группа включает следующие методы: приучение, упражнение, организации деятельности, показ действия, пример другого ребенка или взрослого, наблюдение. Они призваны обеспечить формирование практического опыта социального поведения.
  • Вторая группа состоит из таких методов, как чтение художественных произведений, этические беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций и картин. Они ориентированы на формирование моральных суждений, представлений, оценок.

Метод убеждения, поощрение и наказание, положительный пример можно отнести, по мнению автора, к обеим группам.

В. И. Логинова классифицирует педагогические способы, базируясь также, как и В. Г. Нечаева, на стимуляции механизма морально-нравственного воспитания. Но ее систематизация является более полной.

Автор выделяет три группы воспитательных методов:

  1. Методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью).
  2. Методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа).
  3. Методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Воспитатель должен обязательно отметить нравственные проявления дошкольника. Поощрение в различных формах является стимулом духовно-нравственной активности ребенка, а также одним из методов коррекции его поведения и формирования этических ориентиров. Положительная оценка обеспечивает позитивный настрой и повышает статус среди ровесников.

Поощрять ребенка можно с помощью похвалы, благодарности, одобрения, награждения и т.п. Способами выражения могут выступать слова, улыбка, жесты, прикосновения, взгляд, мимика и др. Наказание — метод воспитания, который не должен входить в число обязательных. Категорически запрещено лишать ребенка прогулок, сна, приемов пищи. Нельзя применять физические наказания, унижать достоинство дошкольника резкими отрицательными оценками.

В воспитательной работе по формированию нравственности, помимо художественных, используются также следующие средства: природа, уход за животными и выращивание растений, общение, детская деятельность, окружающая среда.

Этические беседы, художественная литература, изобразительное и музыкальное искусство, кино — все это входит в группу художественных средств, с помощью которой наиболее плодотворно решаются проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку она эффективно формирует этические представления и способствует воспитанию чувств.

К средствам развития нравственности детской личности относится природа. С ее помощью активизируются гуманные проявления у детей. Она побуждает заботиться, помогать и защищать тех, кто слабее, формируя уверенность в собственных силах.

Необходимо отметить и такое эффективное средство, как общение ребенка с домашними животными. Контакт с питомцами помогает убрать агрессию, способствует формированию гуманности, великодушия отзывчивости, доброты. Регулярная забота о животных и каждодневное общение с ними прививают дошкольнику чувство ответственности за благополучие живого существа. Дети становятся внимательнее и добрее.

В число средств формирования нравственности входит собственная деятельность детей, труд, обучение, игра, творчество. Каждый вид занятий имеет отличительные особенности, используемые для решения различных задач нравственного воспитания. Общение играет особую роль в данной категории средств. С его помощью наиболее эффективно корректируются представления о морали и воспитании отношений и чувств.

В качестве средства духовно-нравственного воспитания может рассматриваться и атмосфера, окружающая дошкольника. Она должна быть насыщена гуманизмом, любовью, добротой.

Отлично зарекомендовавший себя метод нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, способствующая созданию среды для непринужденного общения и практического взаимодействия взрослых людей и дошкольников.

В процессе осуществление проектов активизируются разные виды деятельности детей, стимулируется их познавательная активность, развиваются умственные и творческие способности, навыки общения, пробуждается фантазия и воображение, воспитывается ответственность и самостоятельность.

К задачам проектной деятельности относятся:

  1. Разработка системы формирования патриотизма и основных элементов гражданственности у дошкольников.
  2. Пробуждение сопричастности и нравственного отношения к родным и близким, к малой родине и стране в целом, к культурным традициям своего народа, к природе родной земли.
  3. Привлечение родителей к процессу зарождения у дошкольников любви к природным и культурным богатствам родного края, к семье.
  4. Налаживание сотрудничества ДОУ с образовательными учреждениями культуры и социальными организациями района и области для повышения качества работы педагогов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ имеет особую специфику. Главная отличительная особенность заключается в том, что средой развития ребенка в этих учреждениях является детское общество, в котором осуществляется повседневная жизнедеятельность и организуются различные занятия.

Важнейшую роль играют труд и игра. Они представляют собой одновременно и метод, и средство воспитания.

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Это важнейший вид деятельности, который отвечает потребностям детей в движении, в действии, в осознании окружающей действительности. Если дошкольник развивается нормально, то играет он с увлечением и много. Именно поэтому игра считается одной из форм организации жизни детей. Она заполняет существование ребенка увлекательным содержанием, а также оказывает положительное влияние на поведение – упорядочивает и регламентирует его.

Много и сосредоточенно играющие дошкольники отличаются большей дисциплинированностью и организованностью. Захватывающая игра способна волшебным образом преобразить ребенка: дерзкий превращается в вежливого, молчаливый в разговорчивого, нелюдимый в общительного, неугомонный в спокойного.

Педагогическая деятельность по формированию нравственности нуждается в поиске новых продуктивных решений или переосмыслении уже существующих. К одним из эффективных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста относится сказка. Книги со сказочными историями можно найти в книжном шкафу каждой семьи. Родители читают их дошкольникам всех возрастных категорий, и детям они очень нравятся.

В ДОУ воспитанников знакомят со сказками, используя прослушивание и просмотр. Ребята могут смотреть мультфильмы, снятые по русским сказкам: Теремок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Репка, Три медведя, Колобок, Кот и лиса, Соломенный бычок и т.п. Любимы и популярны русские народные и авторские сказки: Иван Царевич и серый волк, Аленушка и братец Иванушка, Серая шейка, Царевна лягушка, Два мороза и многие другие.

Эти произведения дают возможность малышам получить первые знания о пространстве и времени, о взаимодействии людей с предметным миром и природой, осознать добро и зло, прочувствовать смелость и упорство.

Согласно русской педагогической традиции, уже более столетия сказка считается методом и средством воспитания, а не только образовательным и воспитательным материалом. Как известно, дети от трех до шести лет очень любознательны. В дошкольном возрасте начинается формирование патриотических чувств — любви к Отчизне, преданности ей, стремления работать ей во благо, нести ответственность за нее, беречь и приумножать природные и культурные ценности.

Многие известные педагоги считают, что у шести-семилетних детей могут быть сформированы достаточно стабильные поведенческие формы, отношение к окружающему миру, соответствующее впитанным этическим нормам и правилам.

Дошкольный возраст — важнейший этап в духовно-нравственном развитии личности. Для эффективного решения проблем формирования нравственности педагог должен опираться на системное использование методов и средств воспитательного процесса.

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

§ 1. Принципы нравственного воспитания

В основу нравственного воспитания слепых детей дошкольного возраста положены следующие принципы:

    1. Учет возрастных, индивидуальных и специфических особенностей, обусловленных утратой зрения.

    2. Требовательность и уважение к личности ребенка.

    3. Систематичность и последовательность требований, единство требований воспитателя, всего педагогического коллектива и семьи ребенка.

    4. Воспитание в коллективе.

    5. Упражнения в нравственных поступках.

В содержании работы воспитателя с детьми отражается жизнь современного общества, стремления и чаяния народа, борьба за мир. У детей воспитывается любовь к людям, к труду, к Родине.

Воспитание детей в коллективе – очень важный принцип работы со слепыми детьми. Самое сложное – организация коллектива и коллективных действий, требующих согласованности, самоконтроля и контроля за деятельностью товарища. На занятиях со слепыми детьми этого добиться очень трудно. Нужна специальная предварительная подготовка и постоянная помощь воспитателя. Важно, чтобы возникающие ростки коллективных действий и чувств детей не были разрушены из-за трудностей ориентировки на основе осязательного и слухового контроля и самоконтроля. Воспитатель содействует развитию общения детей, взаимопомощи, возникновению товарищеских чувств, зарождающихся в совместных играх и труде.

При воспитании нравственных качеств пользуются целой совокупностью методов, определяемых и выбираемых в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями слепых детей. Это особенно важно в условиях дошкольного воспитания в группах при школах слепых, так как дети, приходящие в группы, кроме слепоты, часто имеют другие нарушения, вызванные различными заболеваниями и накладывающие отпечаток на весь характер отношений в коллективе. Например, у слепых детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы есть и трудности в поведении: им трудно сосредоточиться, они легко отвлекаются, не умеют подчиняться воспитателю, требуют постоянного внимания воспитателя как во время занятий, так и в свободное время. Педагогически запущенные дети также требуют своеобразного, индивидуального подхода.

Если в работе с педагогически запущенными слепыми детьми воспитатели сначала применяют по преимуществу методы показа, основанные на подражании, то по мере развития детей начинает применяться разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы.

Принцип требовательности в отношении слепых детей заслуживает особого внимания, так как требовательность без скидок на слепоту при уважении к личности ребенка и вере в возможности его развития является принципом, определяющим место слепого ребенка в жизни.

Требовательность воспитателя к слепому ребенку вырабатываету него веру в свои возможности. Особенно это важно для тех слепых детей, которых в семье всячески ограничивали, которым не давали действовать самостоятельно.

Роль воспитателя в осуществлении этого принципа особенно велика. Воспитатель помогает слепому ребенку овладеть программными знаниями и умениями, ставит такие задачи, которые ему понятны и которые он может выполнить.

Важной стороной нравственного воспитания является создание условий для выполнения требований воспитателя. Это способствует возникновению и развитию у детей привычек культурного и организованного поведения.

Принцип планомерности, систематичности, последовательности педагогических воздействий, единства требований воспитателя и родителей является очень важным в воспитательной работе со слепыми детьми дошкольного возраста. В нравственном воспитании слепых детей особенно часто имеет место несоответствие и несогласованность приемов воспитания в семье и в школе. Нормы поведения, усвоенные детьми в дошкольной группе, часто не поддерживают в семье, что ведет к разрушению многих навыков нравственного поведения. У ребенка создается представление о том, что требования, предъявляемые к нему воспитателем, могут не выполняться. Или, что еще хуже, ребенок начинает понимать, что дома не обязательно следовать требованиям, которые предъявляются к нему в дошкольной группе. Он начинает приспосабливаться. Такой ребенок может быть послушным, вежливым и исполнительным в своей группе и дерзким, ленивым дома.

Воспитателю необходимо знать нравственный уровень своих воспитанников для того, чтобы последовательно ставить перед ребенком задачи и постепенно преодолевать недостатки.

15 моральных ценностей для детей, которые помогут сформировать хороший характер

Воспитайте просоциального ребенка, уверенного в себе, доброго, сострадательного и ответственного.

Изображение: Shutterstock

Моральные ценности для детей — это важнейшие принципы, которым дети должны учиться с раннего детства. Они подобны руководящим принципам, которые помогают человеку сделать выбор между правильным и неправильным или хорошим и плохим. Понимание этих ценностей имеет решающее значение для принятия честных, заслуживающих доверия и справедливых решений в повседневной жизни.

Следование нравственным идеалам может помочь детям развить приятный характер и приятную личность. Вы, как родитель, и ваша семья играете важную роль в том, чтобы направлять, поддерживать и поддерживать своих детей на пути развития моральных ценностей.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о важности привития моральных принципов детям и о том, как вы можете привить их своему ребенку.

Важность моральных ценностей у детей

Привитие ребенку моральных ценностей будет иметь следующие положительные эффекты.

  1. Помогает создать положительный характер с такими чертами, как сострадание, уважение, доброта и смирение.
  1. Помогает ребенку различать правильное и неправильное, хорошее и плохое. В конечном итоге это может способствовать рациональному мышлению и непредвзятому суждению.
  1. Обеспечивает перспективу, которая формирует отношение и убеждения к различным аспектам жизни.
  1. Повышает уверенность в себе и помогает сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях.

Изображение: Shutterstock

  1. Позволяет детям направить свою энергию в нужное русло.
  1. Работает как моральный компас, который помогает им избежать негативного влияния сверстников, социальных сетей или общества в целом, когда они становятся подростками или взрослыми.

По теме: Влияние социальных сетей на детей: положительное и отрицательное

  1. Помогает установить высокие стандарты социальной жизни, которые помогают развитию общества в целом.

От раннего детства до взрослой жизни нравственное развитие проходит непрерывную эволюцию благодаря поддержке и руководству семьи.

Способы привития детям моральных ценностей

Привитие моральных ценностей вашему ребенку — это развитие положительных черт характера. Вот как вы можете поддержать их.

  1. Будьте для них образцом для подражания: Проповедь ребенка бесполезна, если вы не практикуете то, что проповедуете. Дети лучше учатся, наблюдая за окружающей их обстановкой. Подавайте хороший пример, следуя добродетелям, таким как честность, смирение, ответственность и сострадание.
  1. Делитесь моральным опытом: Моральные сказки на ночь на такие темы, как честность, справедливость, готовность помочь и т. д. — это хорошо, но еще лучше делиться позитивным опытом из реальной жизни. Поделитесь такими случаями из своего жизненного опыта, чтобы познакомить вашего ребенка с этой моралью.
  1. Помогите им попрактиковаться в обучении: Позвольте детям применить эти значения на практике. Например, покажите им, как быть смиренным, вежливо разговаривая с другими, помогая нуждающимся или избегая хвастовства своими добрыми делами и т. д.

Изображение: Shutterstock

  1. Признание хорошего поведения: Поощряйте хорошее поведение надлежащим образом. Это положительное подкрепление не обязательно должно быть подарком. Вы можете обсудить положительное поведение вашего ребенка со своей семьей и рассказать о том, что сделал ваш ребенок, и о том, как это повлияло на него. Когда семья хвалит ребенка, это повышает его уверенность и самооценку.

Связанный: 7 эффективных способов поощрения позитивного поведения у детей

  1. Общайтесь четко и эффективно: Сообщайте о моральных ценностях так, чтобы ребенку было легко их интерпретировать. Упростите его на языке, который ребенок может легко понять. Вы можете использовать примеры из жизни ребенка и научить его моральным ценностям, стоящим за этим, и их возможному влиянию.
  • Разумное использование СМИ: СМИ и их влияние на детей и подростков могут быть положительными или отрицательными. Ориентирование вашего ребенка в средствах массовой информации может помочь ребенку извлечь полезные моральные знания. Например, вы можете посмотреть с ребенком фильм или прочитать статью в Интернете, отражающую высокие моральные нормы и положительный эффект. Вы можете попробовать это со старшими детьми.

Итак, какие основные моральные ценности должны усвоить дети?

15 Моральные ценности для детей

Вот список моральных ценностей, которые родители должны стараться прививать своим детям.

1. Благодарность

Благодарность — это готовность выразить признательность и благодарность за то, что у вас есть. Это начинается с удовлетворения. Развивайте в своем ребенке удовлетворенность и благодарность, обучая его быть благодарным за то, что у него есть в жизни. Научите их никогда никого и ничего не принимать как должное.

2. Честность

Дети читают в книгах, что «честность — лучшая политика». Но чтобы узнать его истинное значение, им нужно постоянно его практиковать. Ребенок может воспитать честность, будучи правдивым по отношению к своим родителям, учителям и окружающим. Познакомьте ребенка с тем фактом, что всегда лучше принять ошибку честно, а не лгать, чтобы скрыть ее. Покажите им, как они могут начать с маленьких шагов, например, быть честными со своим учителем и одноклассниками.

Консультант педиатр и неонатолог доктор Нима Шреста говорит, «То, чему ребенок учится в свои ранние годы, становится тем, чем он становится во взрослой жизни. Если их научили быть честными, уважать других и относиться к другим с добротой, они в конечном итоге станут взрослыми, которые вырастут и будут ценить отношения со своей семьей, коллегами и сотрудниками. Они также научатся проявлять доброту к окружающим и быть честными в отношениях».

3. Делиться

Делиться — значит заботиться. Таким образом, ребенок должен знать, как важно делиться с теми, кто в них нуждается. Делиться — это действие, которое должно прорастать из бескорыстия. Вы можете научить своего ребенка делиться своими вещами/ресурсами с другими людьми, которые могут отчаянно нуждаться в этих вещах. Поощряйте ребенка делиться своими игрушками со своими братьями, сестрами и двоюродными братьями или жертвовать книги, еду и одежду менее привилегированным детям.

Краткий факт

Совместное поведение малышей и детей младшего возраста, по-видимому, в значительной степени зависит от отношения родителей (1).

4. Эмпатия

Эмпатия рассматривается как способность, с которой человек может понять проблемы, проблемы и заботы другого человека. Это как поставить себя на чье-то место. Чтобы воспитать чутких детей, вы должны сначала проявить к ним сочувствие. Выслушивайте их заботы, вопросы и проблемы и старайтесь им помочь. Приходите к обоюдно согласованным решениям.

5.

Сострадание

Изображение: Shutterstock

Сострадание — это чувство любви и заботы, которое вы испытываете по отношению к другим. Это на шаг впереди эмпатии, поскольку вы не только чувствуете чувства другого человека, но и стремитесь помочь ему с его проблемами. Развитие этой положительной эмоции поможет вашему ребенку развить позитивные отношения с окружающими.

Краткий совет

Регулярно работайте волонтером со своим ребенком в учреждениях по уходу за престарелыми и других сообществах, чтобы научить его состраданию на практике (2).

Связано: 20 лучших веселых совместных игр для детей

6. Сотрудничество

Сотрудничество — это акт оказания помощи другим для достижения цели, которая часто является взаимной. Сотрудничество дома — это первый шаг к развитию чувства сотрудничества. Совместное выполнение домашних дел и выслушивание проблем друг друга — это некоторые акты сотрудничества, которым должна следовать семья. Такие действия помогают растущему ребенку думать «мы», а не «я».

7. Уважение

Маленькие дети должны научиться уважать каждого человека, независимо от возраста, касты, вероисповедания, религии, этнической принадлежности, убеждений и различий во взглядах. Это важный шаг к развитию здоровых социальных и профессиональных отношений, когда ребенок вырастает. Вежливое общение с водителем школьного автобуса или домработницей — это пример, который вы можете подать своему ребенку.

8. Равенство

Равенство является неотъемлемой частью нескольких моральных ценностей, таких как справедливость. Равное отношение ко всем людям с точки зрения прав, возможностей и статуса необходимо для искоренения мыслей о превосходстве. Вы можете подать правильный пример, позволяя ребенку играть с другими детьми, независимо от их социальных различий.

9. Справедливость

Справедливость дает ребенку возможность противостоять несправедливому поведению и отношению. Это помогает им сделать выбор между правильным и неправильным, а затем выбрать правильный путь. Подавайте пример справедливости прямо у себя дома. Например, установите одинаковое время отключения света для ребенка и его брата или сестры без каких-либо исключений. Вы могли бы вежливо объяснить, почему старейшины получают дополнительное время, чтобы бодрствовать, поскольку они должны свернуть все домашние дела.

10. Смелость

Изображение: Shutterstock

Готовность делать трудные вещи в сложных ситуациях называется смелостью. Эта этическая практика готовит человека поступать правильно. В следующий раз, когда ваш ребенок проявит смелость пожаловаться на одноклассника, который запугивал нового ученика, похвалите его за смелость. Скажите им, что вы гордитесь тем, что знаете, что они мужественны.

11. Принятие

Это способность принимать разницу во взглядах с другим человеком. Это расширяет кругозор ребенка и помогает взглянуть на ситуацию относительно по-другому. Например, если ребенок и его брат или сестра расходятся во мнениях по какому-то вопросу, попросите их спокойно и без предрассудков выслушать мнения друг друга. Научите их принимать точку зрения другого человека и находить наилучшее решение в ходе обсуждения.

12. Щедрость

Она играет жизненно важную роль в становлении вашего ребенка добрым и социально ответственным человеком. Щедрый ребенок будет готов отдавать свое время и помогать другим щедро и независимо от каких-либо условий. Пусть ваш ребенок протянет руку помощи тем, кто в ней нуждается. То немногое, что они могут сделать, пусть делают.

См. также: 13 эффективных способов научить детей совместному использованию вещей и их важности

13. Ответственность

Лучший способ сделать вашего ребенка ответственным — это самому подавать пример. Несколько обязанностей, которые вы можете взять на себя дома, — это мыть посуду, наполнять пустые бутылки с водой, хранить обувь в специально отведенных местах, проводить время с семьей и соблюдать распорядок дня. Вы можете помочь им учиться лучше, назначив им обязанности и похвалив их, когда они выполнят все поставленные задачи.

Совет

Не хвалите и не награждайте ребенка за каждое рутинное задание и действие. Это поможет им понять, что от них ожидают этих повседневных обязанностей (2).

14. Настойчивость

Настойчивость – это акт приложения настойчивых усилий для достижения цели или достижения. Обучение настойчивости — это знакомство вашего ребенка с отношением «никогда не сдавайся». Внедряйте его в повседневную жизнь. Например, если ребенок получает плохие оценки, то вместо того, чтобы ругать его, мотивируйте его продолжать работать, пока он не достигнет лучших оценок. Осыпайте словами мотивации, когда это возможно, чтобы научить ребенка быть настойчивым.

15. Самоконтроль

Изображение: Shutterstock

Самоконтроль играет важную роль, помогая детям контролировать свои мысли, слова, действия и эмоции. Такие дети не действуют импульсивно и избегают гневных реакций. Развивайте самоконтроль, пропагандируя ценность терпения и самоконтроля. Например, в следующий раз, когда вы почувствуете гнев или раздражение из-за инцидента, контролируйте свои эмоции и действуйте спокойно. Это подаст правильный пример самоконтроля вашему ребенку.

1. Что произойдет, если дети не будут следовать моральным ценностям?

Дети, сталкивающиеся с моральной нищетой, не могут чувствовать чужую боль, когда кто-то страдает, или участвовать в чьем-то счастье. Отсутствие эмпатии и ценностей может привести к совершению преступлений (3). По данным Министерства юстиции США, отсутствие у детей моральных ценностей может привести к преступлениям среди несовершеннолетних и насилию.

2. Как моральные ценности влияют на поведение ребенка?

Моральные ценности могут помочь развить положительные черты характера и поведения. Дети с моральными ценностями могут стесняться своего поведения и пытаться самоподкреплять позитивное поведение, более приемлемое для общества. Они склонны быть честными и брать на себя ответственность за свои действия. Они склонны избегать аморального поведения, неприемлемого родителями, школьными властями или обществом (4).

3. Какую роль играет школа в формировании нравственных ценностей и характера ребенка?

«Большую часть дня дети проводят в школах вместе со сверстниками и учителями. Школа может стать отправной точкой в ​​обучении их терпению, доброте, честности, любви и уважению. Школы выступают первым обществом, где дети учатся жить в гармонии друг с другом, относиться ко всем с добротой, уважать других. Таким образом, обучение детей моральным ценностям в школе может помочь укрепить их уверенность в себе и научить их работе в команде и сотрудничеству» 9.0118 полагает доктор Шреста.

Вот некоторые из основных моральных ценностей для детей, которые помогают им формировать оптимистичную личность. Эти ценности помогают сформировать сильные идеи, убеждения и правильное отношение, чтобы превратиться в нравственно сильных и непоколебимых людей. Вы можете начать преподавать рано, чтобы проложить правильный путь для вашего ребенка. Кроме того, вкладывайте свое время и усилия в нравственное развитие вашего ребенка. В целом моральные ценности представляют собой эмоциональные качества и переживания человека, направляя нас в правильном направлении и мотивируя нас следовать правильным путем.

Основные указания

  • Для детей жизненно важно усвоить моральные ценности.
  • Благодарность, честность, умение делиться, уважение, сотрудничество и сострадание — одни из самых важных моральных ценностей, которыми должен обладать ребенок.
  • Обмен моральным опытом, общение и признание хорошего поведения могут помочь привить детям моральные ценности.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

  1. Как родители влияют на раннее нравственное развитие.
    https://greatergood.berkeley.edu/article/item/how_parents_influence_early_moral_development
  2. Воспитание заботливых, уважительных и этичных детей.
    https://www.gse.harvard.edu/sites/default/files/parent_ethical_kids_tips_. pdf
  3. Отсутствие морального руководства вызывает преступность и насилие среди несовершеннолетних (Из книги «Преступность среди несовершеннолетних: противоположные точки зрения», стр. 107-117, 1997 г., изд. А.Э. Сэдлера) — См. NCJ-167319).
    ttps://www.ojp.gov/ncjrs/virtual-library/abstracts/lack-moral-guidance-causes-juvenile-crime-and-violence-juvenile
  4. Нравственное развитие детей.
    https://www.psychologydiscussion.net/psychology/moral-development/moral-development-in-children-psychology/2441

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Рецензент
  • Автор
  • Эксперт

Моральные аспекты школы

Надежность, уважение, ответственность, справедливость, справедливость, честность, забота — эти понятия лежат в основе хорошего характера. Тем не менее, это высокие слова, которые трудно оценить молодым людям или учителям поставить в качестве учебных целей.

Амитай Этциони, социолог из Университета Джорджа Вашингтона и лидер в области воспитания характера, сформулировал концептуальную основу, которая помогает превратить развитие характера в доступные навыки как для учителей, так и для учащихся. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на конкретных чертах характера, он выделяет два основных навыка, эмпатию и самодисциплину, которые являются предпосылками для развития характера. Сочувствие позволяет ребенку ценить точку зрения и чувства другого, ощущать нарушения справедливости и заботы и лучше отличать правильное от неправильного. Самодисциплина дает возможность действовать и откладывать или даже отказываться от удовлетворения, чтобы оставаться приверженным набору ценностей или целей. Вместе эти навыки составляют основу нравственного поведения.

Забота о безопасности и порядке в школах привела к созданию множества программ по предотвращению насилия, от обучения разрешению конфликтов до металлодетекторов и охранников. Мы считаем, что такие программы, хотя и имеют благие намерения, являются неполными. Недостающим элементом профилактических программ является развитие характера с помощью навыков эмпатии и самодисциплины. Без этих навыков мы рискуем, что школы превратятся в замкнутые, репрессивные институты, построенные на страхе, а не на отзывчивости. Воспитание эмпатии и самодисциплины — наша лучшая надежда на установление этики, основанной на общих правах и обязанностях.

  • Изучите базовые навыки принятия решений и прогнозирования.

  • Откладывать удовлетворение и преодолевать препятствия.

  • Разработайте последовательный набор положительных ценностей, которые они смогут воплотить в жизнь.

  • Узнайте, как вести себя ответственно.

  • Возможность успешно проверить свои навыки.

Кроме того, нам необходимо структурировать всю учебную деятельность в контексте развития. То, что эмпатия и самодисциплина значат для детей, меняется с возрастом, жизненным этапом и опытом.

Противостояние вызовам

Современные дети сталкиваются с чрезвычайно сложной социальной средой. Они сталкиваются с растущим экономическим неравенством, растущим признанием насилия и жестокого обращения, чувством разочарования в правительстве и акцентом общества на личных интересах и материальных благах. Слишком многие молодые люди чувствуют себя безнадежными, беспомощными и бессильными.

Такие чувства и опыт подрывают способность детей помогать другим, доверять и видеть значимые возможности для своего будущего. Молодых людей легко соблазнить материальной культурой, которая способствует мгновенному удовлетворению. А насилие, которое они видят вокруг себя, снижает их чувствительность к собственной боли и боли других.

Хотя эту среду создали взрослые, наши дети ярче всего проживают противоречия между нашими словами и нашими делами. Если мы хотим справиться с кризисом характера, который мы наблюдаем у наших молодых людей, мы должны противостоять этим обстоятельствам в нашем окружении. Дети – это зеркала, в которых мы можем видеть свое отражение. Мы должны считать себя и наших социальных, образовательных и политических лидеров ответственными за то, чтобы жить в соответствии с такими ценностями, как надежность, уважение, ответственность, справедливость, справедливость, честность и забота. Взрослые должны продемонстрировать молодежи, что можно жить своими ценностями и выступать за более справедливое и ответственное общество.

Но и взрослые должны помочь школам стать нравственными сообществами, в которых учащиеся познают ценности, которыми мы дорожим. Наше представление о школе как о нравственном сообществе, воспитывающем эмпатию и самодисциплину, сегодня является исключением. Чтобы сделать такие школы обычным явлением, потребуются согласованные усилия местного школьного сообщества и населения в целом.

  • Школьное сообщество совместными усилиями разрабатывает, четко формулирует и прославляет основные моральные ценности. Члены школьного сообщества могут разработать миссии, кодексы ответственности и общие моральные ценности. Таким образом, у учащихся возникает ощущение, что они вносят свой вклад в общее благо. Чтобы побудить учащихся жить в соответствии с этими ценностями, мы можем выделить время для руководства сверстниками, перекрестного обучения, ухода за растениями и животными и украшения школы. Мы можем показывать плакаты и эссе, посвященные эмпатии и самодисциплине. Мы можем участвовать в регулярных ритуалах, подчеркивающих заботу, таких как сопоставление первокурсников со старшими учениками для ориентации и проведение собраний признания, посвященных заботе как взрослых, так и студентов.

  • Взрослые демонстрируют положительные моральные ценности в своей работе друг с другом и со студентами. Дети, особенно подростки, часто видят противоречия в ценностях, которыми живут взрослые. Мы не можем устранить все противоречия, но мы можем помочь смоделировать нравственное поведение, разработав кодекс поведения для нашей собственной работы — в качестве учителей, администраторов, членов школьного совета, родителей и даже работников столовой.

  • Школа является центром местного сообщества. Союзы, которые мы создаем с родителями, бизнес-лидерами и членами сообщества, укрепляют структуру моральной поддержки, которая необходима детям для развития характера. Мы можем держать школьное здание открытым по вечерам и в выходные дни и планировать занятия, занятия и программы для всех возрастов. Мы можем поощрять родителей и членов сообщества делиться своим опытом.

  • Учащиеся развивают навыки постановки целей, решения проблем, сотрудничества, разрешения конфликтов и принятия решений. Мы можем помочь детям развить социальные навыки и моральные ценности посредством моделирования, прямого обучения, опыта и постоянной практики. Норма Хаан и ее коллеги обнаружили, что, хотя дети могут мыслить в терминах глубокой эмпатии и морали, им не хватает навыков разрешения моральных конфликтов. Чтобы освоить эти навыки, например, на уроке истории, учащиеся могут совместно изучать стратегии, которые настоящие дипломаты используют для разрешения международных конфликтов.

  • Учащиеся участвуют в принятии решений в своем классе и школе. Мы должны предоставить учащимся соответствующие возрасту возможности участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Практика демократии жизненно необходима. Даже очень маленькие дети могут участвовать в собраниях класса для обсуждения правил и моральных ценностей. Учащиеся старших классов могут работать в комитетах по отбору новых преподавателей, быть представителями в комитете по улучшению школы и встречаться с комитетами факультетов для рассмотрения новых курсов.

  • Преподаватели используют метод решения проблем для дисциплины. Чтобы развить самодисциплину, детям нужны структуры и ограничения с четкими последствиями, которые бы определяли их поведение. Мы усиливаем заинтересованность учащихся и чувство ответственности, когда привлекаем детей к разработке правил и последствий. Начиная с дошкольного возраста, мы можем обучать и использовать навыки управления конфликтами и посредничества, а также использовать дисциплинарные проблемы и конфликты как возможности для улучшения социальных навыков учащихся.

  • Школьные сообщества предоставляют возможности для оказания услуг — в школе и за ее пределами. K–12 служебное обучение дает возможность развить эмпатию и практиковать самодисциплину. Маленькие дети могут взять на себя ответственность за природную зону рядом со школой. Учащиеся старшего возраста могут работать волонтерами в домах престарелых и общественных организациях, принимать активное участие в общественных и политических организациях, обеспечивать лидерство среди сверстников или обучать младших школьников. стандарты — вопросы о корнях насилия, экономического неравенства и экологических кризисов. Мы должны позволить учащимся принимать собственные обоснованные решения и предпринимать ответственные действия. Учащиеся должны почувствовать себя частью решения, а не оставаться пассивными наблюдателями.

  • Студенты и сотрудники ценят разнообразие культур и верований как благодаря обучению, так и личному опыту. Мы можем помочь всему школьному сообществу развить эмпатию, последовательно расширяя границы семейных, религиозных, классовых, культурных, национальных или расовых групп. Мы можем поощрять обсуждение литературы и предлагать прямой контакт с людьми разного возраста или культуры, тем самым обеспечивая общую основу для разрешения разногласий и развития отношений заботы. Благодаря телекоммуникациям учащиеся и взрослые могут сотрудничать с людьми из других сообществ, штатов и стран.

  • С каждым ребенком лично связан как минимум один заботливый взрослый. Такие отношения поддерживаются небольшими школами или «домами» внутри школ. Наставники, репетиторы и взрослые консультанты должны сотрудничать со студентами на долгосрочной основе. Молодым людям нужны структура и руководство, но им также нужны соответствующие их развитию возможности идти на риск и преодолевать неудачи. Эмпатия и самодисциплина развиваются благодаря практике в реальных жизненных ситуациях.

Характер и значение

По сути, воспитание характера помогает молодым людям развить чувство социальной ответственности — личного вклада в благополучие других и в будущее планеты.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts