Всеобщая декларация прав человека: пережиток прошлого или документ будущего?
Helen James / swissinfo.chВсеобщая декларация прав человека 1948 года (ВДПЧ) возникла из желания сделать все, чтобы ужасы Второй мировой войны больше не повторялись. Агрессия России против Украины снова ставит этот вопрос на повестку дня. В 2023 году Декларации исполняется 75 лет, поэтому мы решили вспомнить, как она появилась, и понять, актуальна ли она еще сегодня?
Этот контент был опубликован 01 марта 2023 года
Вторая мировая война была самой ужасной в истории человечества. Всего погибло около 70 млн человек, в том числе 50 миллионов мирных жителей. Нацистская Германия уничтожила около 6 млн евреев — две трети еврейского населения Европы. Гражданское население подвергалось бомбардировкам, были почти уничтожены такие города, как Дрезден и Гамбург. Людей превращали в рабов, военные преступления, такие как массовые изнасилования, стали обычным явлением.
Как произошло такое расчеловечивание? И почему сейчас это происходит вновь? Это еще предстоит понять историкам. Пытаясь найти выход из такой ситуации, Организация Объединенных Наций, которая пришла на смену полностью дискредитировавшей себя Лиге Наций, решила сделать все, чтобы ничего подобного больше не повторилось. Было решено дополнить Устав ООН набором принципов, гарантирующих права каждого человека вне зависимости от того, в какой стране он живет. Таким образом, в основу этого документа был положен универсалистский принцип неотъемлемых прав, сформулированных в виде Закона.
Как родилась Декларация?
Вопрос принятия ВДПЧ был рассмотрен уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году и затем передан в Комиссию по правам человека, предшественницу нынешнего Совета ООН по правам человека, расположенного в Женеве. Она впервые собралась на свое заседание в январе 1947 года в Нью-Йорке и создала комитет по подготовке текста Декларации. Возглавила его Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Д. Рузвельта. Все члены комитета сыграли свою важную роль в подготовке проекта Декларации, но именно Э. Рузвельт была признана настоящей «движущей силой» процесса создания Декларации.
Показать больше
С ее точки зрения, это должна была быть своего рода Magna Carta прав человека. При этом она опиралась на опыт Великой хартии вольностей (Magna Charta Libertatum), на документ, возникший в июне 1215 года и включавший в себя ряд требований английской знати к королю Иоанну Безземельному. Кроме того, документ фиксировал и защищал ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Свою важную роль сыграли и другие женщины, например Хансе Мехта (Hansa Jivraj Mehta) из Индии, которая входила в состав подкомиссии по положению женщин.
Именно ей приписывают заслугу в плане изобретения известной формулировки «все люди рождаются свободными и равными». Окончательный проект Декларации был передан в Комиссию по правам человека, которая тогда работала в Женеве. Этот документ, известный как Женевский проект, был разослан всем 58 государствам-членам ООН, а 10 декабря 1948 года на заседании в Париже Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ) в том виде, в котором мы ее знаем сегодня.
«Волшебный текст»
В Декларации говорится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» и что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В ней указано, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и что никто не должен содержаться в рабстве. Декларация также относит к правам человека свободу передвижения, свободу слова и свободу собраний и объединений.
Показать больше
По словам Верховного комиссара ООН по правам человека австрийца Фолькера Тюрка, ВДПЧ «является всеобъемлющим, волшебным текстом», а юрист из ЮАР Наванетхем Пиллэй, которая была Верховным комиссаром по правам человека с 2008 по 2014 год, называет его «вдохновляющим документом. Представьте себе, что он значил для меня и для всех тех, кто жил при апартеиде и знал только действие расистских законов», — указала она в интервью порталу SWI swissinfo.ch. «Это очень много значило — получить систему общепризнанных стандартов прав человека, гарантирующих, что все эти права принадлежат всем без исключения людям».
- Элеонор Рузвельт была признана настоящей «движущей силой» процесса принятия Декларации. Keystone
- 10 декабря 1948 года на заседании в Париже Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ) в том виде, в котором мы ее знаем сегодня. Keystone / Str
- Подкомиссия по положению женщин проводит свою пресс-конференцию. Слева направо: Анжела Юрдак, Ливан; Фридерика Калиновски, Польша; Бодгиль Бегтруп, Дания; Минерва Бернардино, Доминиканская Республика; Ханса Мехта, Индия. 14 мая 1946 года UN Photo
- Доктор П.К. Чанг, делегат от Китая в Экономическом и Социальном Совете, был ключевым членом редакционного комитета Всеобщей декларации прав человека. 1949 г. UN Photo
- Юрист Рене Кассен из Франции, сын еврейского торговца, был также членом редакционного комитета. В 1968 году он получил Нобелевскую премию за свою роль в разработке ВДПЧ и в целом за свою работу в области укрепления прав человека. Alamy Stock Photo
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была первым договором, напрямую вытекающим из ВДПЧ. Она была принята 21 декабря 1965 года, в том же году, когда Мартин Лютер Кинг-младший возглавил марш за гражданские права в Алабаме. Magnum Photos /Bruce Davidson
- 20 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила два Пакта о правах человека.
- 18 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В том же году т.н. иранская революция привела к резкому ухудшению в этой стране положения женщин. Keystone / Str
- Сержиу Виейра де Мелло из Бразилии, третий Верховный комиссар ООН по правам человека (с 2002 по 2003 гг.), погиб вместе с двадцатью своими сотрудниками во время взрыва в отеле Canal 19 августа 2003 года в Ираке. На фото он изображен в мае 2002 года в качестве Временного администратора ООН в Восточном Тиморе. Afp / Weda
Фил Линч, директор женевской НПО «Международная служба по правам человека» (ISHR), говорит, что Всеобщая декларация прав человека «оказала решающее воздействие на людей и на социум во всем мире, информируя и вдохновляя на разработку и реализацию соответствующих национальных законов и политики, подкрепляя своим авторитетом движения за права человека, играя роль важнейшего правозащитного инструмента и закрепляя универсальные ценности, которые объединяют человечество и создают условия для достойной жизни всех людей».
В начале была ВДПЧ
Сегодня ВДПЧ рассматривается в качестве базовой основы международного правочеловеческого законодательства. Ее принципы были развиты в целом ряде международных договоров, включая Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD, 1965), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW, 1979), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) и Конвенцию о правах ребенка (1989).
Показать больше
Наванетхем Пиллэй рассматривает Всеобщую декларацию как «глобальный основной закон», устанавливающий фундаментальные принципы социального бытования, из которых и проистекают все упомянутые конвенции и пакты. Некоторые страны, например Южная Африка при Н.
Кто осуществляет мониторинг?
В июне 1993 года ООН организовала и провела в Вене Всемирную конференцию по правам человека. Ее главным итогом стала Венская декларация и Программа действий, направленные на усиление и совершенствование работы в области укрепления прав человека во всем мире. Венская декларация также призвала к укреплению потенциала ООН в области мониторинга процесса обеспечения соблюдения прав человека, включая учреждение должности Верховного комиссара ООН по правам человека. Эта должность и была создана в декабре 1993 года.
Сейчас у ООН есть множество способов мониторинга правочеловеческой ситуации, она может и надавить на те или иные страны и заставить их все-таки выполнять свои обязательства, проистекающие из ВДПЧ. Специальные структуры следят за тем, как государства применяют у себя положения Конвенции по правам человека, а специальные докладчики и миссии по установлению фактов, состоящие из независимых экспертов, изучают конкретные вопросы прав человека или ситуации в тех или иных странах. Например, Комитет по правам ребенка недавно рассмотрел выполнение семи странами Договора о правах ребенка, выразив, среди прочего, серьезную озабоченность по поводу практики телесных наказаний в Азербайджане и сексуального насилия в отношении девочек в Боливии. Ожидается, что на нынешней сессии СПЧ ООН в Женеве эти страны отчитаются о том, как они выполнили соответствующие рекомендации ООН.
Показать больше
Специальные докладчики, например, недавно призвали президента Зимбабве отклонить законопроект, который, по их словам, серьезно ограничит право на свободу собраний и объединений.
Все эти органы и эксперты отчитываются перед Советом по правам человека, который собирается в Женеве не менее трех раз в год. Выступая на этой неделе на сессии Совета ООН по правам человека в Женеве, министр иностранных дел Швейцарии Иньяцио Кассис решительно осудил факты нарушения Россией прав человека в Украине.«С момента вторжения в соседнюю страну год назад Россия постоянно нарушает права украинского народа», — указал Иньяцио Кассис в своей речи, посвященной 75-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. «В будущем мы должны будем исключить возможность, когда одно государство лишает людей (другого государства) их основных прав и свобод. К сожалению, начиная с 1948 года мир уже накопил значительное количество таких рецидивов». По словам швейцарского министра, мир обвиняет сейчас «российских оккупантов в неизбирательных убийствах украинских гражданских лиц и осуждает за нанесение бомбовых ударов по объектам инфраструктуры электро- и водоснабжения.
Показать больше
Швейцария готова помочь найти решение проблемы такого рода актуальных примеров нарушений прав человека. Но все другие страны должны поддержать в этом Швейцарию Мы продолжаем наблюдать разрыв между обязательствами государств и тем, что происходит на самом деле», — подчеркнул министр во время своего выступления в Женеве в понедельник 27 февраля 2023 года. Напомним, что в прошлом 2022 году Федеральная прокуратура Швейцарии создала специальную рабочую группу для сбора свидетельств украинских беженцев о российских военных преступлениях в Украине.
Нуждается ли Декларация в обновлении?
«Я бы сказала, что необходимо ее обновить, надо прописать другие права, которые не были тогда закреплены так хорошо, как следовало бы. Я имею в виду права коренных народов, права женщин, права детей. В остальном я полностью доверяю ВДПЧ как стандарту совершенно бесспорных принципов» — говорит Наванетхем Пиллэй. Фил Линч считает, что ВДПЧ нуждается не только в обновлении, но и в реализации, с тем чтобы как государства, так и негосударственные субъекты, нарушающие права человека, могли бы быть привлечены к ответственности.
Показать больше
Он говорит, что для этого необходимо наличие национальных законов и конституций, закрепляющие права человека, нужны независимые суды и трибуналы, а также «активное и независимое гражданское общество и правозащитники». Нынешний Верховный комиссар по правам человека Ф. Тюрк говорит, что Декларацию следует рассматривать «не как пережиток», но как свод основополагающих принципов, которые и сегодня дают ответы на все нынешние и будущие проблемы. Отвечая на наш вопрос на пресс-конференции в декабре 2022 года о том, изменил бы он что-нибудь сейчас в Декларации, составленной 75 лет назад, он сказал, что скорее призвал бы более активно интерпретировать ее в свете современных проблем. «Я бы сказал каждому мировому лидеру сегодня: пожалуйста, прочитайте Всеобщую декларацию прав человека, используйте ее и считайте, что это обязательное для вас руководство к действию».
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo. ch
Показать больше
70-летие Всеобщей декларации прав человека и ее влияние на развитие международного права
Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, 70 лет тому назад, основана на уроках Второй мировой войны и неисчислимых бедствиях, с которыми столкнулось человечество: глобальным конфликтом, массовыми зверствами и разрушениями, атомной бомбардировкой, преступлениями геноцида. 70 лет – это сравнительно короткий промежуток времени. Однако он дает нам основание для того, чтобы подвести некоторые итоги сотрудничества государств в сфере прав человека и развитии международного права за прошедший период и поразмыслить об их перспективах.
Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в годы «холодной войны», когда отношения между государствами резко обострились, а их подход к обсуждаемым вопросам носил, зачастую, не только различный, но и противоположный характер[1].
Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «равенство», «справедливость», «социальный прогресс» и многих других. Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как равенства и демократии, они носят классовый характер, а права и свободы человека, как и социальный прогресс, можно обеспечить лишь путем построения социализма и коммунизма. Тем не менее, противоположные позиции государств по этим и многим другим вопросам не помешали сторонам идти на взаимные уступки и существенные компромиссы, чтобы согласовать свои противоречивые позиции. Они закрепили во Всеобщей декларации вышеупомянутые так называемые «классовые» категории при понимании того, что все они должны осуществляться в рамках существующего строя. Этот документ впервые в истории человечества провозгласил широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, которые ранее не закреплялись в международных документах.
Каким же образом участникам переговоров удалось принять Всеобщую декларацию прав человека? Этому способствовало ряд факторов. Во-первых, государства исходили из того, что документ будет принят в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, носящей только рекомендательный характер. Во-вторых, в преамбуле Декларации прямо отмечалось, что она провозглашается в качестве лишь «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В-третьих, состав Комиссии по правам человека ООН, которой было поручено разработать этот документ, состоял из видных ученых, дипломатов, государственных и общественных деятелей, известных склонностью к поиску компромиссов и высоким уровнем знаний.
Немаловажным обстоятельством было привлечение к работе над проектом Декларации сотрудников отдела прав человека ООН во главе с канадским профессором Дж. Хамфри, который наряду с французским ученым Рене Кассеном подготовил один из проектов Декларации. Все они первоначально обсуждались группой в узком составе, поскольку разработать и согласовать такой документ Комиссией в составе 18 человек было практически невозможно. Окончательный проект Декларации, голосовался в Комиссии постатейно и не все статьи документа принимались единогласно. Окончательная редакция Всеобщей декларации прав человека была одобрена 10 декабря 1948 года. 48 странами-членами ООН. Социалистические страны, а также ЮАР и Саудовская Аравия при голосовании воздержались. Западные страны единодушно голосовали за принятие Декларации, хотя многие перечисленные в ней права, там не соблюдались. Особенно это относится к США, где не только на практике, но и в законодательном порядке существовала расовая дискриминация, а негритянское население страны было лишено элементарных прав.
Глава советской делегации Вышинский А.Я., объясняя мотивы голосования, ссылался на то, что Декларация нарушает суверенитет государств и может быть использована для вмешательства в их внутренние дела[2]. ЮАР воздержалась при голосовании в связи политики геноцида, проводимой в стране, а Саудовская Аравия не могла поддержать документ, признающий равенство мужчин и женщин.
Принятие Всеобщей декларации стала итогом рассмотрения и согласованная различных мнений и точек зрения. В ее разработке и одобрении принимали участие не только европейские страны, но и такие развивающиеся государства как Китай, Египет, Индия, Ливан, Уругвай, Чили и многие другие. Это особо важно отметить и потому, что некоторые ученые и государственные деятели высказывают мнение, что принципы и нормы, закрепленные в Декларации, отражают, в основном, западную позицию, а сам документ основан на «европейских ценностях» и не является «всеобщим», поскольку содержит права и свободы, возникшие и развивающие, главным образом, на европейском континенте[3].
В разработке Декларации, как отмечалось, принимали участие западные, социалистические и развивающиеся страны, которые выработали компромиссный документ, отражающий, в целом, их общую точку зрения. Ценности и права, содержащиеся в нем, являются отражением вклада различных цивилизаций и культур. Этот вклад отмечали представители многих государств при принятии Декларации.
Так, делегация Бразилии заявила, что «Декларация не представляет собой отражение взглядов какого-либо одного народа или какой-либо группы народов. Она не является и продуктом какого-либо конкретного политического учения или философской системы. Она была выработана в результате интеллектуального и духовного сотрудничества представителей многих народов. Этим определяются ее ценность и интерес, и это придает ей большой моральный вес»[4].
Представители Китая, Пакистана и ряда других развивающихся стран отмечали, что их страны и соответствующие цивилизации оказали влияние на эволюцию идей о правах человека[5].
Как подчеркивается в Программе развития Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека, закрепив «общие ценности человечества», вобрала в себя разнообразные культурные и политические традиции и воззрения и, будучи принята консенсусом, представляет собой «общий для всех народов и всех государств наивысший стандарт»[6].
Следует признать, что во время принятия Декларации большинство в Организации Объединенных Наций составляли западные страны. Однако Пакты о правах человека, в договорном порядке закрепившие каталог прав человека, провозглашенный во Всеобщей Декларации, разрабатывались и принимались Организацией Объединенных Наций, когда подавляющее большинство в ней составляли развивающиеся страны. Многие статьи этих документов содержат положения, которые были предложены именно развивающимися странами и отражают содержание Декларации.
Эта Декларация оказала влияние на содержание ключевых международных конвенций по правам человека, ее положения подтверждались и развивались на различных международных форумах. В этой связи следует отметить Вторую Всемирную Конференцию по правам человека, которая проходила в Вене 25 лет назад, в 1993 году. Принятая на этой конференции Венская декларация и Программа действий подчеркивают. «что все права человека универсальны, неделимые, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы»[7].
Как известно, Всеобщая декларация не содержит положений о наблюдательном, контрольном или ином механизме за соблюдением ее положений. Этот вопрос частично был решен на Венской конференции по правам человека, которая рекомендовала Генеральной Ассамблее учредить пост Верховного комиссара по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН в том же 1993 году приняла резолюцию, учреждающую такую должность[8], одной из целью которой явилась «необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека».
Принятая 70 лет назад в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация является сегодня одним из важнейших источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Ее положение в результате обычной и договорной практики государств стали обязательными для всех участников международных отношений. В настоящее время более чем 100 национальных конституций, принятых после 1948 года, содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее воздействием.
Большое влияние оказала Декларация и на содержание многих статей Конституции нашей страны, принятой 25 лет назад, в 1993 г. Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» содержит практически весь перечень норм в области прав человека, которые были закреплены во Всеобщей декларации. Она впервые в истории нашей страны провозгласила естественный характер прав человека, который был закреплен в ст. 1 Всеобщей декларации. Особо примечательным является то, что Конституция России признала общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составной частью ее правовой системы, которые имеют преимущество перед национальным законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В этой связи важно отметить, что Всеобщая декларация содержит нормы, ставшие в настоящее время jus cogens, то есть обязательными для всех государств.
Выполняя свои международные обязательства согласно Конституции, Россия должна соблюдать все принципы и нормы, закрепленные во Всеобщей декларации.
Годы, прошедшие после принятия Всеобщей декларации, свидетельствуют о том, что этот документ оказал и оказывает все возрастающее воздействие на развитие международного права.
Во Всеобщей декларации не получили закрепление принципы и нормы, относящиеся к созданию и функционированию механизма контроля за соблюдением прав человека. Однако эти вопросы под воздействием Декларации были разрешены в процессе разработки и принятия Пактов о правах человека и ключевых международных конвенций о правах человека.
Длительное время государства не могли договориться о создании развернутого контрольного механизма применительно к Пакту об экономических, социальных и культурных правах. Это в основном объяснялось тем, что многие участники международных отношений относили социально-экономические права не к юридическим нормам, а только к необязательным стандартам, к достижению которых должны стремиться государства. Однако вскоре, после крушения колониальной системы и качественного изменения состава ООН, произошло кардинальное изменение позиции мирового сообщества. Новый подход, исходящий из того, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, находит свое закрепление во многих международных документах.
Признание международным сообществом неделимости и взаимозависимости всех прав человека имело решающее значение в их межгосударственной защите. Это признание привело к принятию в 2008 г. Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Таким образом, членам ООН потребовалось почти 60 лет после принятия Всеобщей декларации, чтобы одобрить принципы и нормы деятельности контрольного механизма применительно к социально-экономическим и культурным правам.
Деятельность контрольного механизма, учрежденного после принятия Всеобщей декларации, свидетельствовала о том, что многие государства, не являющиеся участниками договоров в сфере прав человека, не попадают под контроль существующего механизма. Между тем признание принципов и норм, содержащихся во Всеобщей декларации в качестве обязательных, потребовало универсализации такого механизма.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15 марта 2006 г. «Совет ООН по правам человека» создала механизм универсального периодического обзора за соблюдением прав и свобод человека всеми государствами-членами ООН[9].
Согласно этому механизму государства должны выполнять свои обязательства не только на основании Устава ООН и международных договоров по правам человека, но и также исходя из положений Всеобщей декларации[10].
Под влиянием Декларации изменяется содержание ряда принципов международного права. В современном мире происходит, в частности, сужение внутренней юрисдикции государств и ограничение их суверенитета. Приняв Всеобщую Декларацию, а затем Пакты о правах человека, государства взяли на себя международно-правовые обязательства, которые ранее полностью относились к их внутренней компетенции и, тем самым, вывели такие дела из сферы действия п. 7 ст. 2 Устава ООН. Последующее принятие ключевых международных соглашений в рассматриваемой сфере и Статута Международного Уголовного Суда свидетельствуют о том, что многие вопросы, которые ранее относились к внутренней компетенции государств и исключительно к их суверенитету, стали подвергаться международно-правовому регулированию. Сфера действия внутренней юрисдикции государств постоянно сужается, а их суверенитет ограничивается принципами и нормами международного права[11].
Всеобщая декларация оказала осязаемое влияние на развитие многих отраслей международного права. Провозгласив основные права и свободы, а также такие принципы как принцип недискриминации, принцип равенства прав мужчин и женщин и другие, она предвосхитила многие нормы заключенных в последствии международных договоров.
Свобода действий государств во внешних отношениях и внутренних делах стала ограничиваться принципами и нормами международного права, их договорными обязательствами. Государства не имеют права в противовес взятых на себя обязательств принять, например, законы нарушающие Всеобщую Декларацию или Пакты, и ограничивать тем самым права и свободы граждан.
В настоящее время на основе Декларации создана разветвленная система международных договоров, охватывающие основные права и свободы человека, накоплен значительный нормативный пласт, сформировалось большое число принципов и норм, многие из которых стали общепризнанными и приобрели характер jus cogens. В то же время выявились серьезные недостатки в функционирующей системы, массово нарушаются права и свободы человека, недостаточно плодотворно функционирует конвенционный контрольный механизм.
Опыт обсуждения Всеобщей декларации, а затем и Пактов, показывает, что даже в период «холодной войны», когда разрабатывались эти документы, государствам удавалось достигать соглашений, казалось бы, по неразрешенным проблемам. При этом государства не отказывались вести по ним переговоры и в, конечном счете, достигали компромиссов.
При разработке Всеобщей декларации западным и социалистическим странам не удалось, например, достигнуть согласия о включении в документ право каждого на собственность.
Однако, в последствии после длительных согласований, почти в течение 20 лет, им удалось включить это право в Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
История международных отношений показывает, что в самых сложных ситуациях, когда между странами существуют даже непримиримые противоречия, можно достигнуть согласия по самым сложным вопросам. Для этого необходимо идти на взаимные уступки и взаимоприемлемые компромиссы, учитывающие интересы всех участников переговорного процесса. И, самое главное – не отказываться от переговоров, ссылаясь на «решенность» того или иного спора или невозможность достичь по нему взаимоприемлемого решения. Для этого нужна политическая воля вовлеченных в конфликт сторон и готовность искать взаимоприемлемые решения на основе учета интересов всех сторон.
В текущем столетии мир вступил в новую эпоху своего развития. Международные отношения второй половины XXI века будут радикальным образом отличаться от современных. Нынешнее обострение межгосударственных отношений, как это бывало неоднократно в прошлом, сменится разрядкой международной напряженности. Есть все основания полагать, что усилия государств будут сосредоточены на обеспечение прав и свобод человека.
Если предыдущие столетия характеризовались борьбой государств за раздел, а затем за передел уже разделенного мира, то текущий век может стать столетием прав человека. Для этого надо совершенствовать всю систему международных отношений и уже сейчас приступить к обсуждению ряда важных документов в данной сфере.
На наш взгляд, настало время для разработки Декларации универсальных прав человека, а затем на ее основе – единого Пакта или Хартии прав человека. Особое внимание следует уделить развернутому определению ряда прав и свобод и наметить четкие пределы их ограничений. Особенно это важно в связи с научно-техническим прогрессом и внедрением новых технологий. Это, в первую очередь, относится к свободе слова, неприкосновенности личности, праву на образование и многим другим.
Всеобщую декларацию прав человека необходимо привести в соответствие с текущими реалиями. За 70 лет мир во многом изменился. Устарели многие положения, не только этого документа, но и целого ряда международных договоров, включая Устав ООН. Так, расширился перечень принципов, закрепленных в ст. 2 Устава ООН, а ее цели, перечисленные в первой же статье этого основополагающего договора, стали общепризнанными принципами современного международного права.
Поэтому в будущей Декларации необходимо зафиксировать не только права и свободы человека, провозглашенные в целом ряде международных документов за прошедшие 70 лет, но и новые принципы и нормы международного права в этой сфере. К ним относятся те, которые зафиксированы в ключевых международных соглашениях по правам человека, как, например, принцип защиты прав ребенка, принцип защиты прав инвалидов и многие другие.
В этой связи следует иметь в виду, что ряд принципов международного права в рассматриваемой сфере только складываются и не нашли еще закрепления в международных соглашениях. В первую очередь, речь идет о принципе международной защиты прав неграждан, принципе уважения лиц пожилого возраста и целого ряда других. Их развернутое определение в новой Декларации несомненно будет способствовать улучшению положения с осуществлением вышеупомянутых прав.
Представляется, что отдельный раздел Декларации целесообразно посвятить принципам деятельности международного контрольного механизма в сфере прав человека.
Совершенно очевидно, что в предлагаемой Декларации должен быть развернутый перечень международных преступлений, совершение которых влечет за собой преступные нарушения прав человека. В этом отношении в современном международном праве есть определенные пробелы. Показателен в данном случае является Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая 70 лет назад, 9 декабря 1948 года, накануне одобрения Всеобщей декларации[12]. Совершенно неприемлемыми в настоящее время являются статьи о денонсации Конвенции (ст. XIV), возможности прекращения ее действия (ст. XV), право государств не распространять закрепленные в ней положения «на все или некоторые территории, за ведение внешних отношений, которых она ответственна» (ст. XII).
В настоящее время общепризнанно, что геноцид представляет собой международное преступление, а принцип уголовной ответственности физических лиц закреплен в Статуте Международного Уголовного Суда и других международных соглашениях. Этот принцип распространяется на все государства, независимо от каких-либо причин, в том числе неучастия в указанной Конвенции.
Естественно, что сложный и многогранный процесс разработки и принятия Декларации универсальных прав человека может занять длительный промежуток времени. На данный момент многие государства не готовы приступить к его реализации. Но ситуация в мире стремительно меняется. И то, что кажется нереальным сегодня может осуществиться в ближайшее время. И в этом отношении исключительно важно, что на основе такой Декларации легче будет разработать и принять единую Хартию прав человека.
Мировому сообществу следует добиваться, чтобы XXI век вошел в историю как столетие всеобщего и повсеместного соблюдения основных прав и свобод личности, торжества демократии и всеобщего мира, принципов и норм международного права.
[1] Мовчан А.П. «Международная защита прав человека». М., 1958. С. 41-145; Островский Я.А. «ООН и права человека». М., 1968. С. 40-122; Карташкин В. А. «Холодная война и развитие международного права». Обозреватель. № 5. 2016. С. 3-6.
[2] Вышинский А.Я. «Вопросы международного права и международной политики». М., 1951. С. 379-390.
[3] Шестаков Л.Н. «Ислам и права человека». / Вестник МГУ, серия 11, Право. 1977. № 5. С. 60-68; Лукашева Е.А. «Конфликт культур: универсализм прав человека и традиционные ценности / Диалог культур: социальные, культурные, политические и ценностные аспекты». М. 2015. С. 68-73.
[4] Study on promoting Human rights and fundamental freedoms through a better understanding of traditional Values of humankind, Human Rights Council, Geneva 1 June 2012. P. 10-12.
[5] Ibid. P. 10 – 12.
[6] UNDP. Doing Justice: How informal justice systems can contribute, December 2006. P. 33 – 35.
[7] Всемирная конференция по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1995, С. 25.
[8] См. Резолюция Генеральной Ассамблеи 48/141 «Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека» от 20 декабря 1993 г.
[9] См. подробнее: Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. «Универсальные механизмы защиты прав человека». М., 2013. С. 44-54.
[10] Резолюция Совета ООН по правам человека 5/1 от 18 июня 2007 г.
[11] Карташкин В.А. «Права человека и принципы международного права в XXI веке». М., 2018. С. 49-67.
[12] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 260А (III) от 9 декабря 1948 г.
Автор:
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, Российской Федерации, главный научный сотрудник ИГП РАН Карташкин В.А.
Иллюстрации: pixabay.com
Биоэтика для мира — PMC
Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека преследует далеко идущие цели и встретила широкую оппозицию
В 2003 г. государства-члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО; Париж, Франция), которая позиционирует себя как «лаборатория идей» и «установитель стандартов», решила разработать глобальное заявление по биоэтике. Всего после двух лет переговоров участвующие комитеты представили окончательный вариант Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (ВДБПЧ) на утверждение Генеральной ассамблее ЮНЕСКО (ЮНЕСКО, 2005 г.). Декларация, ставшая первым таким документом, устанавливающим глобальные стандарты биологической и медицинской этики, вызвала сопротивление и недовольство, особенно потому, что она объединяет биоэтику с правами человека — темы, которые некоторые предпочли бы рассматривать отдельно.
Многие специалисты по этике, особенно из стран южного полушария, считают UDBHR важным документом, который повысит качество исследований во всем мире и продвинет высокие этические стандарты во многих странах, где стандартов в настоящее время не существует. Но многие критики считают, что Декларация в лучшем случае представляет собой беззубую формулировку расплывчатых принципов, а в худшем — потенциальный источник вреда, который нанесет вред исследованиям и усилиям общественного здравоохранения. Кроме того, критики утверждают, что, издав руководящие принципы по вопросам биоэтики, ЮНЕСКО вышла за рамки своей области знаний и своего мандата.
По словам Хенка тен Хаве, директора отдела ЮНЕСКО по этике науки и технологии, причиной декларации было явное отсутствие руководящих принципов биоэтики в развивающихся странах — из более чем 190 государств-членов Организации Объединенных Наций (ООН), только около 50 имеют национальные комитеты по биоэтике. «Три четверти всех наших членов не имеют национального комитета по биоэтике, поэтому нет органа, который бы советовал правительству, что делать в этой области», — сказал тен Хав, получивший образование врача и философа. UDBHR заполнит этот пробел — действительно, ЮНЕСКО не новичок в биоэтике, оставившая свой след Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека в 1919 году.97 (ЮНЕСКО, 1997 г.).
Под давлением стран Латинской Америки и Балтии акцент в Декларации сместился с акцента исключительно на биоэтике на права человека. Многие развивающиеся страны, не имеющие четко сформулированной биоэтики, не говоря уже об инфраструктуре прав человека, осознали острую потребность в биоэтике, основанной на правах человека. На дебатах по UDBHR в 2005 г. в Париже, Франция, до принятия Декларации «прозвучал страстный призыв одного аргентинца, который сказал: «Ссылка на биоэтику без учета прав человека — это не биоэтика», — вспоминал Майкл Если, бывший координатор Программа США по этическим, правовым и социальным последствиям проекта «Геном человека» и в настоящее время на пенсии. Эта цитата уловила дух нового движения за слияние биоэтики и прав человека, сказал Йесли. Этот акцент UDBHR «немного добавит к тому, что они имеют в Европе. Но если вы отправитесь в другие страны, где права человека постоянно оспариваются, и где нет очень хорошо развитой структуры для обсуждения этических вопросов, это придаст принципам биоэтики большее влияние», — сказал тен Хав.
UDBHR представляет 15 принципов, включая уважение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод, а также приоритет личных интересов и благосостояния над интересами науки и общества (см. врезку). Моника Серра, биоэтик и судебный стоматолог из Государственного университета Сан-Паулу, Бразилия, полна похвал. «UDBHR имеет самый широкий охват по сравнению с любым другим документом по биоэтике, существовавшим до него», — сказала она. «Это первый международный документ по биоэтике, принятый правительствами, который обязывает правительства… создавать комитеты по этике и продвигать образование в области биоэтики». Серра, который работал консультантом Программы ЮНЕСКО по обучению этике, но не был связан с UDBHR, сказал, что включение в документ социальной ответственности, включая доступ к здравоохранению и основным лекарственным средствам, является примером инновации, отражающей потребности развивающиеся страны.
Принципы Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека
Статья 3: Человеческое достоинство и права человека
Человеческое достоинство, права человека и основные свободы должны полностью уважаться.
Интересы и благополучие личности должны иметь приоритет над исключительными интересами науки или общества.
Статья 4: Польза и вред
При применении и развитии научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следует максимизировать прямые и косвенные выгоды для пациентов, участников исследований и других затронутых лиц и любой возможный вред таким лицам должно быть сведено к минимуму.
Статья 5: Самостоятельность и личная ответственность
Должна уважаться автономия лиц в принятии решений, при этом они несут ответственность за эти решения и уважают автономию других. В отношении лиц, не способных к осуществлению автономии, должны быть приняты специальные меры для защиты их прав и интересов.
Статья 6: Согласие
Любое профилактическое, диагностическое и лечебное медицинское вмешательство должно осуществляться только с предварительного, свободного и осознанного согласия заинтересованного лица, основанного на адекватной информации. Согласие должно, когда это уместно, быть прямо выраженным и может быть отозвано заинтересованным лицом в любое время и по любой причине без ущерба или ущерба.
Научные исследования должны проводиться только с предварительного, свободного, выраженного и осознанного согласия заинтересованного лица. Информация должна быть адекватной, предоставляться в понятной форме и должна включать способы отзыва согласия. Согласие может быть отозвано заинтересованным лицом в любое время и по любой причине без какого-либо ущерба или ущерба. Исключения из этого принципа должны делаться только в соответствии с этическими и правовыми стандартами, принятыми государствами, в соответствии с принципами и положениями, изложенными в настоящей Декларации, в частности в статье 27, и международным правом в области прав человека.
В соответствующих случаях исследования, проводимого в отношении группы лиц или общины, может быть запрошено дополнительное согласие законных представителей заинтересованной группы или общины. Ни в коем случае коллективный договор сообщества или согласие лидера сообщества или другого органа власти не должны заменять информированное согласие человека.
Статья 7: Лица, не способные дать согласие
В соответствии с национальным законодательством особая защита предоставляется лицам, не способным дать согласие:
Разрешение на исследования и медицинскую практику должно быть получено в соответствии с наилучшими интересами заинтересованного лица и в соответствии с национальным законодательством. Однако заинтересованное лицо должно быть максимально вовлечено в процесс принятия решения о согласии, а также об отзыве согласия;
исследование должно проводиться только для его или ее непосредственной пользы для здоровья, при наличии разрешения и условий защиты, предусмотренных законом, и если нет альтернативы исследования сопоставимой эффективности с участниками исследования, способными дать согласие. Исследования, которые не несут потенциальной прямой пользы для здоровья, должны проводиться только в порядке исключения, с максимальной осторожностью, подвергая человека только минимальному риску и минимальному бремени, и если ожидается, что исследование принесет пользу здоровью других людей в той же категории, при соблюдении условий, предусмотренных законом и совместимых с защитой прав человека человека. Отказ таких лиц от участия в исследованиях следует уважать.
Статья 8: Уважение уязвимости человека и личной неприкосновенности
При применении и развитии научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следует учитывать уязвимость человека. Следует защищать лиц и группы особо уязвимых лиц и уважать личную неприкосновенность таких лиц.
Статья 9: Частная жизнь и конфиденциальность
Следует уважать частную жизнь заинтересованных лиц и конфиденциальность их личной информации. Насколько это возможно, такая информация не должна использоваться или разглашаться для целей, отличных от тех, для которых она была собрана или для которых было получено согласие, в соответствии с международным правом, в частности международным правом в области прав человека.
Статья 10: Равенство, справедливость и беспристрастность
Принципиальное равенство всех людей в достоинстве и правах должно соблюдаться, чтобы с ними обращались справедливо и равноправно.
Статья 11: Недискриминация и недопущение стигматизации
Ни одно лицо или группа лиц не должны подвергаться дискриминации или стигматизации по какому-либо признаку в нарушение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод.
Статья 12: Уважение культурного разнообразия и плюрализма
Необходимо уделить должное внимание важности культурного разнообразия и плюрализма. Однако такие соображения не должны использоваться для ущемления человеческого достоинства, прав человека и основных свобод или принципов, изложенных в настоящей Декларации, или для ограничения их сферы действия.
Статья 13: Солидарность и сотрудничество
Солидарность между людьми и международное сотрудничество в этих целях следует поощрять.
Статья 14: Социальная ответственность и здоровье
Содействие здоровью и социальному развитию своего народа является главной целью правительств, которую разделяют все слои общества.
Принимая во внимание, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека, независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения, прогресс науки и техники должен способствовать:
доступ к качественной медицинской помощи и основным лекарственным средствам, особенно для здоровья женщин и детей, поскольку здоровье необходимо для самой жизни и должно рассматриваться как социальное и человеческое благо;
доступ к адекватному питанию и воде;
улучшение жилищных условий и окружающей среды;
устранение маргинализации и исключения лиц по любым основаниям;
сокращение бедности и неграмотности.
Статья 15: Совместное использование выгод
Выгоды, полученные в результате любых научных исследований и их применения, должны быть разделены с обществом в целом и внутри международного сообщества, в частности с развивающимися странами. При реализации этого принципа выгоды могут принимать любую из следующих форм:
особая и постоянная помощь и признание лиц и групп, принявших участие в исследовании;
доступ к качественному медицинскому обслуживанию;
предоставление новых диагностических и терапевтических методов или продуктов, полученных в результате исследований;
поддержка медицинских услуг;
доступ к научно-техническим знаниям;
оборудование для наращивания потенциала для исследовательских целей;
другие виды пособий, соответствующие принципам, изложенным в настоящей Декларации.
Преимущества не должны представлять собой неправомерные стимулы для участия в исследованиях.
Статья 16: Защита будущих поколений
Необходимо уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетическую конституцию.
Статья 17. Охрана окружающей среды, биосферы и биоразнообразия
Следует уделять должное внимание взаимосвязи между людьми и другими формами жизни, важности надлежащего доступа и использования биологических и генетических ресурсов, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.
(Источник: ЮНЕСКО, 2005 г.)
Не все согласны. Джордж Аннас, эксперт по медицинскому праву в Бостонском университете (Массачусетс, США) и соучредитель Global Lawyers & Physicians (также в Бостоне), неправительственной группы, продвигающей биоэтику на международном уровне, не считает, что UDBHR необходим. Он считает знаковой Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ; Организация Объединенных Наций, 1948) охватывает все вопросы, поднятые новой декларацией, и действует как договор, в отличие от в значительной степени желательного UDBHR. «Какими бы обескураживающими и обескураживающими ни были многие современные вызовы, особенно те, которые связаны с глобальным терроризмом, международными исследованиями в области генной инженерии и клонирования человека, а также обеспечением всех основных медицинских услуг, Всеобщая декларация прав человека действительно дает миру повестка дня и философия», — сказал он.
… Декларация встретила противодействие и недовольство, особенно в связи с тем, что она объединяет биоэтику с правами человека…
Точно так же Ричард Эшкрофт, руководитель отдела медицинской этики Имперского колледжа в Лондоне, Великобритания, не впечатлен UDBHR. «Я не думаю, что документ нанесет значительный вред. Но я не думаю, что это принесет какую-то важную пользу», — прокомментировал он. «Я считаю, что слияние биоэтики и прав человека не просто целесообразно, оно необходимо. Но я не уверен, что документу ЮНЕСКО удастся объединить эти два дискурса». Во-первых, неясно, что представляют собой права человека, сказал он, и их объем остается спорным — например, имеют ли эмбрионы права человека. «В то время как дебаты о правах человека обычно принимают юридическую форму, аргументы в области биоэтики, как правило, принимают философскую форму, поэтому они ведутся по-разному, а иногда и противоречиво», — добавил Эшкрофт. «Заявления о правах человека — это позитивные декларации того, что является обязательным, в то время как документы по биоэтике часто носят исследовательский или спекулятивный характер, споря о том, что может быть или не быть допустимым или необходимым».
…многие критики считают, что Декларация является в лучшем случае беззубым изложением расплывчатых принципов, а в худшем – потенциальным источником вреда…
Новая декларация ЮНЕСКО является улучшением как ВДПЧ, так и существующих правил биоэтики, поскольку в ней рассматриваются новые вопросы, десять Имейте. «Всеобщая декларация прав человека была принята задолго до развития биоэтики. Биоэтика возникла именно благодаря появлению наук о жизни и возрастающей мощи медицины. Необходимо конкретизировать права человека в конкретных принципах биоэтики, чтобы дать руководство в области медицины и здравоохранения». Он объяснил, что глобализация и интернационализация научных исследований ставят перед развивающимися странами новые этические проблемы, сославшись на широко обсуждаемый инцидент в середине XIX века.90-е годы, когда американские исследователи изучали вертикальную передачу ВИЧ с помощью группы плацебо-контроля в Африке (Lurie & Wolfe, 1997). Такие исследования не были бы разрешены в США, где доступна эффективная, но дорогостоящая терапия. Серра также добавил, что UDBHR отменит такие двойные стандарты в исследованиях, продвигая концепцию транснациональных обзоров с участием комитетов по этике во всех вовлеченных странах.
Неудивительно, что UDBHR затрагивает как биоэтические, так и политические компоненты, учитывая процесс ее разработки. Рождение Декларации стало танцем между правительственными и биоэтическими группами в рамках Программы ЮНЕСКО по биоэтике, в котором приняли участие Международный комитет по биоэтике (МКБ), Межправительственный комитет по биоэтике, представители неправительственных организаций, Межведомственный комитет ООН по биоэтике, представители национальных комитетов по биоэтике, правительственные эксперты и другие группы. Как сказал тен Хав: «Что мы делаем в ЮНЕСКО, так это пытаемся связать, скажем, научную экспертизу с принятием политических решений. У нас есть, я думаю, лучшие специалисты по биоэтике в Международном комитете по биоэтике… Но государства-члены должны принять текст. У правительственных экспертов, участвующих во втором этапе процесса, будет своя политическая повестка». В конце концов, сказал он, все это является частью искусства политических переговоров и компромиссов, чтобы сделать окончательный текст Декларации приемлемым для всех правительств.
«UDBHR имеет самый широкий охват по сравнению с любым другим документом по биоэтике, существовавшим до него»
Однако Удо Шукленк, соредактор журналов Bioethics и Developing World Bioethics и председатель отдела биоэтики и государственной политики в Глазго Каледонский университет, Великобритания, раскритиковал включение политиков, не обученных медицинской этике. «Суть в том, что когда они, наконец, закончили работу над документом, его передали политикам — назначенным правительством «экспертам» по биоэтике, которые, насколько я понимаю, вообще не являются экспертами. И сюрприз, сюрприз, потому что эти люди не являются экспертами в области биоэтики, они фактически сделали этот документ документом по правам человека», — сказал он. «Организация Объединенных Наций — это Организация Объединенных Наций, права человека — это конец всего, что связано с этикой. В результате любой другой подход к этическому мышлению был практически исключен из документа». Точно так же Эшкрофт считает, что UDBHR ограничен тем фактом, что формулирует принципы, с которыми в конечном итоге могут согласиться все государства ЮНЕСКО. «Документ выглядит как мощный международный консенсус по вопросам биоэтики, пока вы его не прочитаете и не поймете, что после всех торгов и дебатов осталось немногое, и многие люди или даже многие страны сочли бы, что необходимо более сильное заявление, » он сказал. «Если да, то какую силу этот документ имеет в международных отношениях или праве?»
На самом деле UDBHR не будет предотвращать или предотвращать этические ошибки или правонарушения, подобные тем, которые были совершены южнокорейским исследователем стволовых клеток Хван Ву Соком. Хотя Декларация призывает к созданию независимых и междисциплинарных комитетов по этике, в южнокорейском национальном комитете по биоэтике, контролирующем исследования Хвана, не было специалистов по этике, а были только люди, связанные с политической системой, по словам тен Хаве. Но Матти Хейри, профессор биоэтики и права в Институте медицины, права и биоэтики Манчестерского университета, Великобритания, прокомментировал: «Любой набор этических принципов для исследований предотвратил бы [этот скандал], если бы дело обстояло так, что правила или декларации могут предотвратить сомнительные действия. Это не вариант. Мы можем осуждать действия постфактум, ссылаясь на них, и, возможно, наказывать виновных».
Несколько специалистов по этике также подвергли ЮНЕСКО критике за то, что она не объединила усилия со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ; Женева, Швейцария) и ее руководителем по вопросам этики Александром Капроном. Джон Уильямс, выступая лично, а не в качестве директора отдела этики Всемирной медицинской ассоциации (Ферне-Вольтер, Франция), утверждает, что ЮНЕСКО ущемляет права ВОЗ. «У ВОЗ явно есть полномочия работать над вопросами здравоохранения, и биоэтика, безусловно, занимает центральное место в вопросах здравоохранения. Так что есть, по крайней мере, общий или совместный мандат», — сказал он. «Кажется, это означает, что ВОЗ должна была принимать непосредственное участие в разработке любой декларации по биоэтике. Кажется, это было не так».
…глобализация и интернационализация научных исследований ставят перед развивающимися странами новые этические проблемы…
В ответ на запрос о комментариях по окончательному тексту Декларации Капрон сослался на анализ ВОЗ более раннего проекта в 2004 г., в котором говорилось, что предлагаемая Декларация «ослабляет обязательства в области прав человека» и была слишком широкой и неточной в отношении изложения принципов и норм в области прав человека. Анализ также подверг критике отсутствие каких-либо положений о мониторинге и отчетности, необходимых для выявления нарушений. Хотя окончательный вариант Декларации содержал некоторые изменения, Капрон прокомментировал по электронной почте, что «некоторые из основных проблем, очевидно, остаются актуальными».
Как сказал тен Хав: «Совершенно ясно, что мистер Капрон оспаривает то, что мы работаем в этой области, но я думаю, если вы понимаете систему, не нам принимать такого рода решения; это зависит от государств-членов». Именно по этой причине, сказал он, Декларация имеет авторитет, поскольку ее поддерживают правительства, представленные через ЮНЕСКО: «Правительство Китая, правительство Индии, правительство США договорились об одном и том же наборе принципов».
Хотя UDBHR технически не имеет юридических полномочий, нередко такие заявления включаются в национальное законодательство и судебные решения. Шукленк обеспокоен тем, что Декларация может быть преобразована — «без особых размышлений» — в государственную политику в развивающихся странах. «То, что в конечном итоге проникнет в законодательство и регулирование, как только дело дойдет до критической ситуации, пойдет на край света и затронет миллионы людей», — сказал он. Кроме того, он критикует ЮНЕСКО за то, что она не определяет универсальные этические принципы, а вместо этого отражает ценности западных обществ, поддерживая индивидуальные права и автономию. «Это явно индивидуалистический документ, в котором мало что говорится об ответственности перед сообществом».
Шукленка, например, беспокоит статья 4 UDBHR, в которой говорится, что «…прямые и косвенные выгоды для пациентов, участников исследований и других затронутых лиц должны быть максимальными, а любой возможный вред таким лицам должен быть сведен к минимуму». В теории это звучит красиво, сказал он, «но поскольку не все участники исследования получают пользу от исследований, эта статья может сделать невозможным проведение рандомизированных клинических испытаний». Точно так же Шукленк раскритиковал статью 3, в которой говорится, что «интересы и благополучие личности должны иметь приоритет над исключительными интересами науки или общества». Он сказал: «С Декларацией ЮНЕСКО мы не могли изолировать людей, потому что это помешало бы личным свободам. В статье просто говорится, например, что ваша заинтересованность в полете в Лос-Анджелес имеет приоритет над интересами общества, чтобы защитить себя от последующей эпидемии, которая потенциально может убить миллионы людей. Это нелепо». Он ожидает, что политики в развитых странах будут игнорировать UDBHR, но утверждает, что проблемы могут возникнуть в развивающихся странах.
Хотя технически UDBHR не имеет юридических полномочий, нередко такие заявления включаются в национальное законодательство и судебные решения. не может исчерпывающе охватить все возможности», — сказала она. А статья 27 предусматривает, что внутреннее законодательство может иметь преимущественную силу над принципами Декларации в интересах общественного здравоохранения или защиты прав и свобод, указали десять человек.
В целом, однако, тен Хав считает, что UDBHR является «полезным инструментом для привлечения внимания к биоэтике». По его словам, сторонники биоэтики в слаборазвитых странах могут настаивать на переменах, отметив, что многие их правительства уже одобрили Декларацию. По словам Серры, многие критики упускают из виду потенциальную пользу, которую может принести Декларация: «UDBHR имеет статус документа ЮНЕСКО, что само по себе придает вес, важность и уважение. Несмотря на некоторые недостатки, UDBHR поможет государствам установить руководящие принципы и поможет людям задуматься об этических ценностях. Это будет способствовать созданию лучшего мира».
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека
Растущее число научных практик выходит за пределы национальных границ, а необходимость установления универсальных этических принципов, охватывающих все вопросы, возникающие в области биоэтики, и необходимость способствовать возникновению общих ценностей все чаще становится предметом международных дискуссий. Необходимость нормотворческих действий в области биоэтики ощущается во всем мире, и ее часто высказывают сами ученые и практики, а также законодатели и граждане.
Государства несут особую ответственность не только в отношении биоэтической рефлексии, но и в отношении разработки любого законодательства, которое может последовать. В области биоэтики, в то время как многие государства разработали законы и постановления, направленные на защиту человеческого достоинства, прав и свобод человека, многие другие страны желают установить ориентиры и иногда не имеют для этого средств.
На своей 31-й сессии в 2001 г. Генеральная конференция предложила Генеральному директору представить «технические и юридические исследования, проведенные в отношении возможности разработки универсальных норм биоэтики».
По просьбе Генерального директора Международный комитет по биоэтике (МКБ) подготовил проект доклада МКК по отчету МКК о возможности разработки универсального документа по биоэтике, который был завершен 13 июня 2003 г. В отчете рассматривается некоторые вопросы биоэтики, которые могли бы быть рассмотрены в международном документе, и иллюстрирует, как разработка такого документа может способствовать и поддерживать международные усилия, направленные на обеспечение этических принципов в вопросах, связанных с последними научными достижениями. В отчете исследуется вероятная форма и сфера охвата инструмента, а также его ценность с точки зрения образования, распространения информации, повышения осведомленности и общественных дискуссий.
МандатНа своей 32-й сессии в октябре 2003 г. Генеральная конференция сочла «своевременным и желательным установить универсальные стандарты в области биоэтики с должным учетом человеческого достоинства, прав и свобод человека в духе культурного плюрализма, присущего биоэтике» (32 C/Res. 24).
Генеральная конференция также предложила «Генеральному директору продолжить работу по подготовке декларации об универсальных нормах биоэтики путем проведения консультаций с государствами-членами, другими заинтересованными международными организациями и соответствующими национальными органами и представить ей проект декларации на своей 33-й сессии» (32 C/Res. 24).
Какой инструмент?Что касается формы документа, то Международный комитет по биоэтике (МКБ) – поддержанный государствами-членами во время Генеральной конференции – явно высказался в пользу документа декларативного характера, по крайней мере на начальном этапе, который лучше всего подходит в постоянно меняющемся контексте и позволит достичь максимально широкого консенсуса между государствами-членами.
Форма документа не препятствует тому, чтобы его содержание вносило вклад в свод общепризнанных общих принципов биоэтики (таких как человеческое достоинство, солидарность, свобода исследований, уважение частной жизни, конфиденциальность, недискриминация, информированное согласие, честность исследований и интеллектуальной честности) в той мере, в какой эти принципы относятся к биоэтике. Наконец, документ по биоэтике должен привлечь пристальное внимание к важности повышения осведомленности, информации, образования, консультаций и публичных дебатов.
Какая процедура?Очевидно, что ЮНЕСКО не могла в одиночку взяться за такое дело. Если бы первые шаги по разработке декларации были поручены Международному комитету по биоэтике (МКБ) в тесном сотрудничестве с Межправительственным комитетом по биоэтике (МКБ), только участие всех заинтересованных сторон могло бы гарантировать, что все различные представления об этических учитывались и юридические вопросы.