Развивающие игры по методике Монтессори — основные направления развития ребенка в системе Монтессори
29 Июля 2021
Система обучения и воспитания итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори имеет своих сторонников по всему миру.
Знаменитая женщина помогала социализироваться малышам с интеллектуальными отклонениями. Это происходило с помощью специальных упражнений и игровой практики. Позже новую методику педагоги и родители стали использовать и для обычных детей. Ее основа – вектор на самостоятельность, концентрацию внимания, координацию и упорядоченность движений, выделение приоритетов и развитие чувства самоуважения.
Основные направления развития ребенка в системе Монтессори
Игры Монтессори направлены на широкое использование всех составляющих жизнедеятельности детей.
Наиболее важные из них:
- Практика. Знания, опыт, навыки, умения приобретаются только в процессе настойчивого практического обучения.
- Чувственное восприятие. Окружающий мир познается через органы чувств. Их необходимо развивать.
- Умственные упражнения. Математика – первооснова для всех остальных наук.
- Общение, язык, вербальные контакты. Социализация начинается именно с них.
- Космос. Способности детей должны «работать» на приобретение будущих профессий.
Примечание. К последнему пункту программы относятся занятия по таких прикладным наукам как физика, химия, биология. Широко используются игры и с целью освоения навыков по рисованию, музыке и языкам. Пособия родители могут изготовить самостоятельно.
Игры Монтессори своими руками для детей
Главная задача – научить малышей справляться с любыми проблемами собственными силами.
Игра на развитие мелкой моторики с помощью игры «Золушка»
Занятие направлено на усовершенствование мелкой моторики.
Игра развивает глазомер, помогает самостоятельно решать жизненные задачи за счет концентрации внимания, развития речи, координации движений, упорядоченности действий и сортированию признаков.
Прикладной материал: подносы, миски, крупы, кухонные, столовые приборы, палочки для еды.
Сюжетная основа «Золушки»:
- Миски ребенок выкладывает по краям подноса.
- Высыпает на его середину семена фасоли, гороха, бобов.
- Последовательно сортирует семена по отдельным мискам.
Наставник показывает – как необходимо проделать работу.
Спрашивает малышей – знают ли они названия семян?
В чем их схожесть и различия по цвету, форме и ощущению?
Помощь должна быть минимальной. Сортировку каждый ребенок заканчивает самостоятельно. Награда в конце игры – похвала или символический подарок. После этого семена можно сварить. Пусть дети их попробуют и определят их вкусовые качества. Завершение занятия – уборка мусора, протирание подноса и стола влажной тряпкой, распределение по местам инструментов. Все эти действия малыши производят без помощи со стороны взрослых.
Различные варианты игры Монтессори для детей:
- Сортировка семян на ощупь.
- Игра с мелкими видами круп – гречкой, рисом, манкой.
- Использование пяти-шести видов различных круп.
- Сортировка семян с помощью пинцета или восточных палочек.
Примечание. Играть в «Золушку» может как один ребенок, так и группа малышей.
Обучающая игра «Шнуровка»
Игра развивает мелкую моторику, глазомер, учит навыку работать самостоятельно, помогает концентрации внимания и координации движений, настраивает на определенный порядок действий, дает представление о шитье с помощью иглы.
Используемые материалы – шнурки разного цвета, фигурки из картона.
Сюжетная канва:
- С помощью шнурка и картонной заготовки-образца ребенку необходимо зашнуровать второй «ботинок».
- Начало игры – наставник показывает, как шнурки проходят через отверстия. Ребенок должен освоить правило очередности продевания двух разных концов шнурка.
- Малыш самостоятельно выполняет задание на образце из картона. За правильную шнуровку его следует похвалить.
- После неправильной шнуровки ребенок расшнуровывает свой ботинок, а затем по вашему образцу пробует проделать снова всю работу без ошибок.
- Если урок усвоен полностью, можно приступить к обучению завязывания бантиков. Покажите, как это делается на образце. Ребенку предстоит научиться всем последовательным действиям от вас. Возможно, придется показать пример развязывания и завязывания несколько раз – до полного усвоения урока малышом.
- Ребенок учится шнуровать свою настоящую обувь, завязывая бантики. За каждую удачную попытку – похвала.
Обратите внимание. Необходимо приучать детей к аккуратности и завершенности действий. Пусть они сами убирают мусор, все используемые в игре инструменты и материалы, а рабочую поверхность протирают тряпкой.
Более сложные дидактические игры Монтессори:
- Изучение усложненных вариантов шнуровок – малыш пробует самостоятельно освоить незнакомую шнуровку по представленному образцу.
- Подготовка и показ шаблонов – матрешки, жирафа, слона, домика. Изучение шнуровки узорами – стилистика «шитья» или «вышивки».
Освоенные навыки дети должны тщательно закрепить с помощью регулярных повторных занятий.
Обучающая игра «Косы»
Игры Монтессори для детей 4-5 лет помогают тренировать концентрацию внимания, развивают моторику пальцев и координацию глаз и конечностей.
Материалы – заготовки из картона. К ним крепятся нитки для плетения. Изготавливаются самостоятельно или покупаются в торговой сети.
Сюжет:
- Малыш получает заготовку с волосами.
- Наставник показывает на своем образце, как следует заплетать косу.
- Малыш заплетает на своей «картонке» косу и получает за это поощрение.
- При наличии ошибок, наставник предлагает распустить сою косу, внимательно рассмотреть ваш пример и заново включиться в рабочий процесс.
- После того, как задача выполнена на «отлично», покажите, как следует завязывать на косе бантик. По вашему примеру ребенок пробует сделать то же самое.
- Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое. Поощрение – похвала.
Приучайте детей после занятий убирать мусор, все пособия, материалы и инструменты, протирать самостоятельно тряпочкой рабочие поверхности.
Усложнение игровых задач:
- Плетение большого количества косичек.
- Сложный процесс плетения в четыре-пять прядей.
Закрепление навыков – в повторении игры через день, на протяжении недели.
Обучающая игра «Аккуратные ручки»
Задача игры Монтессори 5-6 лет – «шлифование» внимания, мелкой моторики, координирование «работы» глаз и конечностей, обучение стрижке ногтей.
Для проведения игры вам потребуются «картонные» руки, на которых нарисованы ногти.
Этапы:
- Малыш берет в руки макет из картона.
- Наставник рассказывает о необходимости регулярного подстригания ногтей, и показывает изображение для наглядного сравнения с пальцами ребенка. Объясняет, что ногти можно подстричь с помощью ножниц.
- Ребенок слушает важные сведения о соблюдении правил безопасности. Ногти следует стричь не слишком близко к коже. Линия отреза на макете помогает правильно усвоить урок. Демонстрация – на заготовке наставника.
- Малыш самостоятельно чертит линию отреза на «опытном» картонном образце. Хвалите его за каждое правильное действие.
- Покажите, как отрезаются ногти с помощью ножниц или щипчиков. Затем ребенок выполняет это действие сам.
После занятия дети должны тщательно убрать за собой. За соблюдение чистоты и гигиены похвалите его.
Перечень более сложных вариантов игры:
- Выполнение вышеперечисленных действий при помощи ножниц.
- Подстригание ножницами «ногтей» на макете без линий отрезов.
Цветовая раскраска и разработка украшений для ногтей – обязательный вариант для девочек.
Развитие сенсорики у детей
С чем проводятся игры по методике Монтессори? Подойдет практически любой канцелярский материал – бумага, картон, краски, карандаши, пластилин и т. д.
Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»
Задача – развить моторику пальцев верхних конечностей, координацию, творческое мышление.
Материал – «разукрашка», бумага разного цвета, журналы.
Этапы игры:
- Разукрашивание картинок с помощью бумажных клочков – введение в курс дела.
- Практическое применение (отрывание) цветного клочка и приклеивание к рисункам. Наставник показывает, как это необходимо делать.
- Самостоятельная творческая работа малыша. По завершению – поощрение.
Конечный этап занятия – уборка материалов и инструментов. Вытирание стола.
Другие варианты:
- Использование мятых шариков из бумаги. Материал следует мять и делать из него шарики для приклеивания. Задание для ребенка – сделать объемное изображение овечки.
- Использование бумажных полосок. Их необходимо скатать «в улитку», а затем приклеить.
Примечание. Бумажные орнаменты красиво смотрятся. Такие виды занятий помогают детям максимально развивать сой творческий потенциал.
Игра на внимательность «Веселый садовод»
Дидактическая игра по методике Монтессори развивает моторику, зрительную память и внимание.
Используемые материалы – яблоки, груши или апельсины одного сорта.
Сюжетная линия:
- Ребенок видит разложенные на столе десять яблок одного сорта. Они схожи между собой, но имеют незначительные различия.
- Наставник на примере одного яблока демонстрирует конкретные отличия – пятнышко, окрас, форма и т. д.
- Малыш делает то же самое с другим яблоком – озвучивает конкретные отличия.
- Наставник перемешивает все яблоки и предлагает ребенку найти среди них найти то, которое он словесно описывал.
По окончанию занятия – уборка от мусора и пособий. Малыш должен протереть стол и проверить, все ли вещи разложены по местам. Для усиления эффекта в игре могу участвовать все члены семьи.
Усложненная игра:
- Использовать несколько десятков фруктов.
- Играть с более мелкими образцами – орехами, сливами, крыжовником.
Игру можно использовать в индивидуальном порядке или для небольшой группы детей.
Семейная игра «Букет для мамы»
Занятие развивает моторику пальцев, сенсорные способности, память и внимание.
Используются цветы из сада или полевые цветы. Необходима для занятия также ваза и вода.
Как играть:
- Разложить на ровной поверхности цветы.
- Налить в вазу воду до определенного уровня.
- Показать детям, как обрезать нижние листья и кусочки стеблей, выравнивать по длине все цветы.
- Распределить цветочки цветы по одному.
- Продемонстрировать, как дарятся цветы с пожеланиями добра и счастья.
- Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
- Ему необходимо повторить за вами весь ритуал дарения.
Взаимодействуйте с малышами так, чтобы они учились сами замечать свои ошибки и исправлять их. После занятия – наведение порядка и расстановка букетов по комнатам дома.
Игра, развивающая сенсорику – «Чудесный мешок»
Задача – развивать мелкую моторику пальцев, сенсорику, тактильную память, координацию внимания.
Для занятия подготовьте плотный мешок, различные мелкие предметы, игрушки, канцелярские принадлежности и т. д.
Как играть:
- Сложите в тканевый мешок самые различные предметы из дерева, пластмассы и стекла – фигурки, флакончики, камешки, игрушечки.
- Ребенок должен рукой найти один из предметов, ощупать его и рассказать – что это, как выглядит, из какого материалам сделан.
- Правильность или ошибочность суждения проверяется после того, как предмет вынимается из мешка.
Игра рассчитана на участие всей семьи – по очереди. Родители учат на практике, как следует точно, емко и красочно описывать словами предметы.
Игра для развития зрительного восприятия «Простые паззлы»
Цель – развитие моторики, концентрации, памяти и внимания.
Используется прикладной материал – открытки и ножницы.
Построение игры:
- Разложить на ровной поверхности открытки. Ребенку следует выбрать одну из них.
- После этого он должен рассмотреть эту открытку и запомнить то, что видит на ней.
- Разрежьте картинку на пять-десять частей и перемешайте их.
- Ребенок складывает кусочки в цельную картину.
- Для усложнения задания, разрежьте открытку большее количество частей – многоугольников.
Начинать игру следует из более простых вариантов, постепенно усложняя задания. Разрезанные картинки храните в отдельных конвертах – для повторного их собирания. Игры такого вида хорошо развивают мышление и зрительную память.
По окончанию занятия ребенок должен самостоятельно собрать весь дидактический материал по конвертам, сложить их в отведенном месте, убрать мусор и протереть стол тряпочкой.
Как играть в игры по Монтессори
Главным принципом этой системы следует считать обучение детей самостоятельности. Чем больше ребенок свободен в своих действиях и поступках, тем выше потенциал развития. Творчество и результативность проявляется лишь в «открытом» социуме, где запретов минимум и максимум ответственности за свои действия.
Игра – это всего лишь благоприятная возможность для оптимального проявления индивидуальных способностей малышей.
Самостоятельность во время игры и после нее – катализатор активного отношения к жизни. И это все на фоне постоянного обучения порядку, аккуратности, целесообразности. Меньше мусора – меньше ресурсных затрат на убирание рабочего/учебного места. Образовательный и воспитательный процесс – две стороны одной медали.
Некоторые специалисты относят методику Монтессори к альтернативному образованию. Но, существует ли у игры вообще альтернатива? Можно долго спорить на эту тему, однако речь может идти лишь о правильном выборе конкретной игры, ее положительных или негативных сторонах для вашего малыша.
Результативность определяется практикой, а она в системе Монтессори очень высокая. И это факт, который отрицать бессмысленно.
Рабочее, игровое место – важный аспект методики Монтессори
Малыши проводят в игре много времени. Поиск удобного, комфортного формата детской мебели – далеко не праздный вопрос для большинства родителей. Специалисты единодушно сходятся во мнении, что «растущие стулья» с набором настроек идеально решают проблему игрового пространства. Это разумная экономия времени и ресурсов и забота о здоровье детей.
Вернуться к списку публикаций
основные принципы и суть методики раннего развития
Учёба в монтессори-классах построена так, чтобы ребёнок приобретал знания самостоятельно, а педагог всеми силами помогал ему в этом. Под помощью подразумевается не штудирование учебников, а предложения разнообразных видов деятельности, объяснения, ответы на вопросы и в целом доброжелательное отношение.
Метод Монтессори основан на том, что во время работы ребёнок должен находиться в нормальных, привычных для него условиях — скажем так, в естественной среде. Не стоит создавать какую-то «особую атмосферу» в учебном классе, так как это будет нереалистично. Наша задача — научить ребёнка действовать в той среде, которая будет окружать его в течение жизни.
Система предлагает три типа уроков:
1. Индивидуальные
Суть занятия состоит в том, что учитель в индивидуальном порядке подбирает для ребёнка учебный материал, который, во-первых, будет привлекать малыша визуально; во-вторых, будет иметь специфический внешний вид, отличный от всего остального, что окружает ребёнка в настоящий момент; и, наконец, в-третьих, позволит ребёнку самому оценить правильность или неправильность собственных действий.
Если все три условия соблюдены, то можно даже ничего не объяснять ребёнку — в большинстве случаев дети додумываются сами, как использовать учебный материал. Если же этого не происходит, то никто не запрещает вам помочь ребёнку, направив его мысли в нужное русло.
Необходимо отметить, что во время таких занятий всё внимание педагога должно быть сосредоточено только на одном ребёнке, другие не должны вмешиваться.
2. Групповые
Алгоритм мало отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что в работе принимают участие несколько детей, достигших примерно одного уровня.
3. Общие
К занятию приобщены все дети. Такой вид работы мало распространён, так как для общих занятий необходимо, чтобы все дети имели примерно одинаковый уровень знаний по предмету, чтобы кто-то не был «лучше», а кто-то — «хуже». Обычно общие занятия проводятся, когда все начинают учить новый предмет, например, биологию, или хотя бы новую тему, никак не связанную с предыдущей.
В школе Монтессори классы имеют возрастную систему. Переход в следующий класс осуществляется не в течение года, как мы привыкли, а в зависимости от того, как ребёнок усваивает программу. Повторимся, что никаких сжатых сроков нет, поэтому никто не может ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Соответственно, никаких чётких целей на год в таких учебных заведениях нет. Программа даётся на три года и ребёнок занимается так, как ему удобно, ведь все мы индивидуальны, и Монтессори понимала это.
Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работ.
Малыш может работать самостоятельно либо же в компании других детей. При этом младшие помогают старшим, а старшие заботятся о младших. Однако существует нерушимое правило: если ребёнок в зоне один, то никто не должен ему мешать.
Обучение детей по методике Монтессори предполагает чёткое зонирование пространства. Это делается и в садиках, и в школах. При этом дети не ограничены в перемещениях между зонами. Знания дети получают в ходе самостоятельной деятельности. Малыши не сидят за учебниками. Конечно, книги у них есть, и они используются по назначению, однако о той зубрёжке, к которой мы привыкли, не может идти и речи.
АМИ Монтессори | Международная ассоциация Монтессори США
Развитие вашего ребенка
Основой метода обучения Монтессори являются четыре уровня развития. На каждом уровне связанные с ним человеческие склонности и характеристики сообщают, как лучше всего подготовить среду для оптимального обучения.
«Я обнаружил, что в своем развитии ребенок проходит определенные фазы, каждая из которых имеет свои особые потребности. Характеристики каждой из них настолько различны, что переходы от одной фазы к другой некоторые психологи описывают как «возрождения».
~ Доктор Мария Монтессори (Четыре уровня образования, стр. 1)
Ниже приводится описание четырех уровней:
Первый уровень (от рождения до 6 лет):
«Что это? ”
«В ребенке есть особая чувствительность, которая заставляет его впитывать все вокруг себя, и только эта работа по наблюдению и впитыванию позволяет ему приспособиться к жизни. Он делает это благодаря бессознательной силе, существующей в детстве… Первый период жизни ребенка — период адаптации».
~ Доктор Мария Монтессори («Впитывающий разум», стр. 57)
Характеристики Первого Плана:
- Период физического и «духовного» строительства
- Потребность чувствовать себя любимой и защищенной
- Разум сам не выбирает
- Период адаптации к окружающей среде
- Развитие способности к официальному общению
- Развитие координированного движения
- Спонтанное физическое движение
- Использование органов чувств важно
- Работать отдельно или параллельно
- Потребность в целенаправленной работе
Второй план (от 6 до 12 лет):
«Почему или как это?»
«Поскольку было сочтено необходимым дать так много ребенку, давайте дадим ему видение всей вселенной. Вселенная — впечатляющая реальность и ответ на все вопросы. Мы будем идти вместе по этому жизненному пути, ибо все вещи являются частью вселенной и связаны друг с другом, образуя единое целое».
~ Доктор Мария Монтессори (Воспитание человеческого потенциала, стр. 5)
Характеристики второго плана:
- Максимальный потенциал для интеллектуального развития
- Относительно спокойный и стабильный
- Исчезновение округлых детских контуров тела и лица
- Потеря зубов
- Более прочный и менее болезненный
- Готов перейти от конкретного обучения к абстрактному обучению
- Используйте воображение
- Нужно больше внутреннего, чем внешнего заказа
- Приключения
- Чувство справедливости
- Социальный; «Стадный инстинкт»
- Большая работа
- Поклонение «Герою»
Третий уровень (от 12 до 18 лет):
«Кто я?»
«С подростком никогда нельзя обращаться как с ребенком, потому что это этап жизни, который он преодолел. Лучше относиться к подростку так, как будто он имеет большую ценность, чем он показывает на самом деле, чем так, как если бы он имел меньше, и дать ему почувствовать, что его достоинства и самоуважение игнорируются».
~ Доктор Мария Монтессори (От детства к юности, стр. 72)
Характеристики третьего плана:
- Идеализм
- Необходимость узнать свое предполагаемое призвание
- Большие перемены и относительная нестабильность
- Половое созревание
- Быстрые физические и эмоциональные изменения
- Эмоциональный и чувствительный
- Нужна питательная среда
- Потребность в уважении
- Снижение интеллектуальных способностей
- Абстрактное обучение
Четвертый уровень (от 18 до 24 лет):
«Что мне делать?»
«Культура и образование не имеют границ и пределов; теперь человек находится в той фазе, когда он должен решить для себя, как далеко он может продвинуться в культуре, которая принадлежит всему человечеству».
~ Доктор Мария Монтессори (Четыре уровня образования, стр. 14)
Характеристики Четвертого плана:
- Духовная, эмоциональная и нравственная независимость
- Подумайте о месте и вкладе в общество и человечество
- Иметь личные интересы
- Оценка социальной политики
- Персональная ответственность
Последние новости
Основы Монтессори: планы развития
Приучение к туалету: метод Монтессори
Школа Монтессори Санта-Крус • 20 фев, 2023 •
Процесс приучения маленьких детей к туалету требует времени, но не должен быть пугающим. Вот некоторые ключевые аспекты туалета по методу Монтессори.
Независимость: основа свободы
06 фев. 2023 •
Узнайте, как Монтессори помогает детям стать независимыми, чтобы они в конечном итоге могли стать свободными.
Материалы в центре внимания: шкаф с цепочкой из бисера
Валери Олсон • 23 января 2023 г. •
Математические материалы Монтессори Цепочка из бусин Монтессори предлагает удивительный набор интеллектуальных возможностей для детей от самых маленьких до тех, кто находится в начальной школе.
Дисциплина: позитивный путь
02 января 2023 г. •
Позитивная дисциплина хорошо согласуется с философией Монтессори и помогает нам перейти от наказания или поощрения к доброте и в то же время твердости.
Роли и цели: Руководство Монтессори
Валери Олсон • 19 декабря 2022 г. •
Учителя Монтессори подобны проводникам, помогающим детям отправиться в путь открытий, предлагая корректировки и изменения курса по мере необходимости.
Сила и потенциал: чувствительные периоды
Валери Олсон • 05 декабря 2022 г. •
У маленьких детей есть возможность овладеть новым навыком, достичь глубокого понимания и отточить свои способности.
Готовы к Вселенной: география для начальной эпохи
Школа Монтессори Санта-Крус • 10 октября 2022 г. •
Когда дети в возрасте шести лет поступают в начальную школу Монтессори, они претерпевают большие изменения. В то время как раньше они хотели и должны были исследовать свое непосредственное окружение на сенсорном уровне, теперь они хотят и должны исследовать, используя свой интеллект и воображение. Изучение географии приобретает совершенно новый смысл в этом возрасте, когда дети очарованы мельчайшими частицами и самыми большими звездами. Они хотят знать, почему времена года различаются в Северном и Южном полушариях. Им любопытно, что сделало Гранд-Каньон. Они хотят знать, почему океанские течения влияют на погоду. Это желание знать, почему побуждает детей открывать отношения и функции, а не просто изучать факты. Они также очарованы экстримом и выдающимся. Их тянет к очень большому и очень маленькому. Они спрашивают Почему? Зачем? Как это связано? Вселенная Дети младшего возраста питают всепоглощающий интерес ко всему! Чтобы удовлетворить эту всеохватывающую жажду причин всего, мы начинаем со вселенной.
Постижение мира: знакомство с географией в классе детского дома
Школа Монтессори Санта-Крус • 03 окт, 2022 •
Между средствами массовой информации и семейными поездками маленькие дети сталкиваются со всевозможными разговорами об их планете. Они могут слышать такие фразы, как «кругосветное путешествие», «как вращается мир» или «другая сторона света». Маленькие дети усваивают эту информацию, но им все еще нужен конкретный опыт, чтобы понять, что вообще означает «мир»! Более 100 лет назад доктор Мария Монтессори наблюдала, как детей младшего возраста привлекали глобусы, которыми пользовались дети постарше. Благодаря тщательным наблюдениям доктор Монтессори пришла к пониманию того, как маленькие дети жаждут конкретного понимания таких понятий, как мир, земля и земной шар. Бетонные материалы В Монтессори мы предлагаем конкретные материалы, чтобы дети могли получить точное представление об этих абстрактных понятиях. Начнем с небольшого глобуса. Поверхность земли покрыта мелкой наждачной бумагой, а поверхность воды покрыта гладкой синей краской, поэтому дети могут тактически исследовать распределение поверхности земли и воды на планете Земля. С глобусом дети буквально понимают форму планеты и лучше понимают такие фразы, как «обойти вокруг света». У нас также есть набор материалов, чтобы дети могли узнать о различных формах суши и воды. Дети могут наливать воду в красиво созданные модели острова, озера, полуострова, залива, перешейка, пролива, мыса, залива, архипелага или системы озер. Вода течет в акваторию (окрашена синим цветом) и движется по суше (окрашена коричневым цветом). Когда дети узнают названия этих наземных и водных форм, они также изучают папки с фотографиями реальных наземных и водных форм со всего мира. В классах Монтессори также есть второй глобус, чтобы показать, как поверхность земли делится на континенты. Каждый континент окрашен в свой цвет (зеленый для Африки, красный для Европы, оранжевый для Северной Америки, розовый для Южной Америки, коричневый для Океании и белый для Антарктиды). Цветовое кодирование континентов остается одинаковым во всех материалах, что помогает с ассоциациями и запоминанием. После того, как дети усвоили эту концепцию различий между сушей и водой на земном шаре, мы показываем им плоскую карту-головоломку, разделенную на восточное и западное полушария, где каждый континент (обозначенный цветом, как указано выше) является отдельной частью головоломки. Эта карта-головоломка континентов дает детям возможность увидеть все континенты сразу, как они смотрят на двухмерную карту. Мы также предлагаем карты каждого континента, чтобы показать политические разделы, образованные странами. Каждая часть головоломки представляет собой страну, а ручка для сбора части находится в столице страны. Сначала дети используют эти карты-головоломки очень чувственно, разбирая карты и собирая их обратно. По мере того, как дети вовлекаются в этот опыт, мы начинаем знакомить их с названиями континентов, а затем и стран. Маленькие дети легко усваивают этот словарный запас и с удовольствием выучивают названия всех стран. Когда дети становятся старше, им также нравится решать дополнительные задачи, иногда даже закрывая глаза, ощупывая всю часть головоломки, а затем называя страну! Воспитание признательности Хотя все это впечатляет, важно помнить, что наша цель не в том, чтобы превратить детей в ходячие энциклопедии. Даже когда дети могут достичь довольно удивительных интеллектуальных навыков, эти способности являются побочным продуктом. Наша цель — предложить маленьким детям мероприятия, которые помогут им понять свое место в мире, осознать единство человечества и оценить невероятные различия между людьми, являющиеся результатом физической географии и творческих усилий и изобретений людей. Чтобы помочь в этом, мы делимся коллекциями фотографий человеческой жизни, организованных по континентам. Эти картины предлагают впечатления от различных современных культур, образа жизни и традиций. Картины отражают общность человеческих потребностей и большое разнообразие способов, которыми люди удовлетворяют эти потребности. Фотографии освещают региональную еду, сельское хозяйство, жилье, транспорт, повседневную жизнь, традиции и физическую географию, представленную в виде достопримечательностей, климата, флоры и фауны. По мере того, как дети развивают отношения с окружающим миром, они также могут больше узнавать о различных местах в мире, включая климат, растения и животных. Часто дети любят начинать создавать свои собственные карты, тщательно обводя кусочки карты-головоломки, раскрашивая и обозначая континенты и страны. В Монтессори-образовании дети усваивают огромное количество знаний по географии! Но мы сосредоточены на том, чтобы дать детям возможность развивать конструктивные и творческие отношения со всем миром, а также любовь к тому, как наша планета предлагает разнообразный дом всему человечеству. Запланируйте тур, если хотите узнать больше о подходе Монтессори к образованию.
Социальные потребности в начальной школе
Валери Олсон • 26 сент. 2022 г. •
В начальные годы может показаться, что наши дети сосредоточены только на друзьях (и заклятых врагах!). Мы слышим о том, что произошло на перемене или с кем они сидели за обедом. Они возвращаются домой с подробными отчетами о том, как их обидели. Легко начать задаваться вопросом, что они действительно изучают в школе! В Монтессори мы всегда стараемся понять, что происходит в процессе развития, поэтому мы можем удовлетворить потребности детей и предложить лучшие формы поддержки. Когда мы рассматриваем детей в возрасте от шести до двенадцати лет, совершенно очевидно, насколько сильно они сосредоточены на сверстниках! Физические изменения Когда дети приближаются к шестилетнему возрасту, легко увидеть физические изменения среднего детства. Их волосы становятся более грубыми. Они теряют эту мягкую детскую кожу. У них начинают выпадать первые зубы. Их тела становятся более вытянутыми. Как будто наши дети буквально стали грубее! Кроме того, они обладают невероятной физической выносливостью и могут кататься на велосипедах, плавать, лазить по деревьям и играть в игры от рассвета до заката. Эта вновь обретенная прочность означает, что они с меньшей вероятностью будут суетиться из-за царапин, синяков или падений. Часто кажется, что опрятность и чистота больше не имеют значения, и мы можем постоянно предлагать напоминания о том, чтобы расчесать волосы, переодеться, почистить зубы или даже принять душ. Фокус на друзьях В дополнение к этим физическим изменениям дети младшего возраста также меняют свое отношение к другим. Они развивают свой моральный компас в период своей жизни, когда их мышление все еще довольно черно-белое. В результате они регулярно пытаются оценить то, что происходит у всех вокруг них. Это когда болтовня может занять центральное место. Когда они приходят, чтобы сообщить о чьих-то действиях, они часто пытаются выяснить, был ли выбор, сделанный другими, правильным или неправильным. Дети начальных классов пытаются разобраться в правилах, в том числе в том, как организована группа: кто ведет, кто следует и на какие жертвы приходится идти. Кроме того, дети младшего возраста начинают хотеть выходить за рамки своей семьи. Это когда мы начинаем видеть их отдельно от нас как родителей. Они могут идти вперед по тротуару или неохотно держаться за руки. То, что раньше было долгим прощанием в начале дня, превращается в быструю волну, когда они идут по тротуару. Им хочется вытянуться за пределы дома и даже за школьные стены. Они, кажется, постоянно просят игр и ночевок. Иногда может быть трудно не отставать от того, что происходит в их социальном мире! Все эти сдвиги являются частью нормального развития. На самом деле, для детей младшего возраста не просто приятно общаться со своими сверстниками: это необходимо для их социально-эмоционального развития. Это когда дети пытаются выяснить, кто они по отношению к своим друзьям. Поддержка Монтессори В Монтессори, вместо того, чтобы работать против этого развития, мы используем его в своих интересах. Вместо того, чтобы отводить это социальное время на обед или перемены, мы даем уроки небольшим группам детей и поощряем сотрудничество. Когда вы придете понаблюдать за нашими начальными классами, вы можете увидеть горстку детей, вместе выполняющих шаги деления в длинное число, когда они ориентируются, если 23 равно 2425, или двух учеников, строящих развитие событий на временной шкале американской истории, или руководство, помогающее четырем детям сортировать существительные по тому, являются ли они общеупотребительными, правильными, абстрактными или конкретными. Для детей младшего школьного возраста работа со сверстниками имеет невероятную ценность. Социальное обучение стоит на первом месте и открывает двери для интеллектуальных и академических занятий. Неохотного писателя может вдохновить друг, который хочет вместе написать историю. Наблюдение за тем, как одноклассники строят периодическую таблицу, может вызвать интерес к изучению элементов как строительных блоков материи. Присоединение к группе, изучающей древний Египет, может вызвать радость погружения в историю на всю жизнь. В Монтессори мы также признаем, что детям младшего возраста необходимо выходить за рамки семьи и школы, чтобы практиковаться в принятии шагов в более широком мире. Чтобы удовлетворить эту потребность, мы предлагаем студентам возможность организовать экскурсии на основе их интересов. Небольшая группа может договориться об интервью с местным историком, посетить музей, чтобы увидеть стиль искусства, который они изучают, или организовать поездку в магазин, чтобы собрать материалы для проекта. Поддержка на дому Несмотря на то, что может быть трудно принять некоторые изменения, которые происходят в начальной школе, это прекрасное время, чтобы отпраздновать этот новый уровень независимости. Дети начального возраста более способны, чем когда-либо прежде! Ключ в том, чтобы найти работу и обязанности, которые импонируют их ощущению, что они больше не считаются «маленькими детьми». Дома мы можем изучить возможности для большей ответственности. Они могут взять на себя ответственность за домашнего питомца, которая включает в себя обеспечение наличия и наличия необходимых принадлежностей для домашних животных. Планирование похода в зоомагазин для покупки необходимых принадлежностей — один из способов взять на себя больше ответственности. В конце концов, они могут захотеть взять на себя дополнительную работу или обязанности, например, прополоть сад, косить траву или складывать дрова. Их физическая выносливость может быть подарком, поскольку они берутся за большую работу дома. Когда ваш ребенок приходит домой и жалуется на последнее социальное событие в школе, сделайте глубокий вдох и помните, что это развитие! Признайте их чувства и не поддавайтесь искушению решить социальную драму дня. Быть вдумчивым и размышляющим слушателем позволяет нашим детям обрабатывать и размышлять о том, что они переживают в своем маленьком обществе практики. Если что-то звучит особенно тревожно, полезно спросить, не нужна ли им помощь в решении того, что их ждет. Иногда наши дети просто хотят выразить свое недовольство, мало чем отличаясь от тех случаев, когда мы приходим домой с работы и просто хотим немного пожаловаться. Тем не менее, также полезно сообщить нашим детям, что мы можем поддерживать активное и уважительное общение и решение проблем. Хотя может показаться, что наши первоклассные дети сосредоточены только на друзьях, это естественная и здоровая часть их развития. Во многих отношениях они экспериментируют и практикуют то, что значит жить в обществе. Наше терпеливое понимание и поддержка сослужат им хорошую службу и дадут надежду на будущее.
От независимости к взаимозависимости
Валери Олсон • 05 сен, 2022 •
В Монтессори мы много говорим о независимости. Тем не менее, один из менее известных или понятных аспектов Монтессори заключается в том, что независимость не является конечной целью. Как люди, мы замечательные, уникальные личности. Но мы не существуем в изоляции. Мы живем среди других замечательных, уникальных личностей! Однако для того, чтобы эффективно жить в сообществе с другими людьми, мы должны быть в состоянии действовать независимо. Другими словами, прежде чем мы сможем предложить помощь другим или сделать себя полезными, мы должны быть в состоянии удовлетворить свои собственные потребности. Как мы можем быть независимыми и взаимозависимыми одновременно? Мы все хотим делать выбор для себя, пользоваться своей свободой и нести ответственность за свою жизнь. В то же время мы также хотим быть частью чего-то. Мы созданы, чтобы быть независимыми и быть в сообществе. Эти две потребности не исключают друг друга, а фактически действуют во взаимосвязи друг с другом. У нас есть врожденное желание быть автономными и принадлежать. Когда мы развиваем способность действовать за себя, делать выбор, контролировать себя и брать на себя ответственность, мы можем действовать, внося свой вклад в жизнь общества. Мы видим, что нужно сделать, и делаем это, потому что у нас есть необходимые для этого навыки. Мы можем работать с другими для создания решений или производства товаров и услуг. Мы можем быть частью сообщества, действуя и беря на себя ответственность за свои действия, каждый из которых может внести свой вклад, потому что у всех нас есть необходимые для этого навыки. Какое это имеет отношение к детям и Монтессори-образованию? С самого раннего возраста дети пытаются контролировать свою жизнь. Дети пытаются обрести функциональную независимость от рождения примерно до трех лет. В классах Монтессори мы предлагаем маленьким детям всевозможные возможности для развития навыков, которые помогают им удовлетворять свои основные потребности. Но мы не останавливаемся на достигнутом! Мы также предоставляем так много способов, которыми дети могут заботиться о других и об их окружении. Как только дети освоят переливание из одного кувшина в другой, они смогут наливать воду в вазу и расставлять цветы, чтобы украсить класс. Научившись подметать, они быстро замечают разлив и спешат помочь с уборкой. Когда кто-то изо всех сил пытается застегнуть куртку, он гордится тем, что использует свои навыки на службе кому-то другому. Когда дети вступают в начальные годы, это служение другим часто принимает несколько иную форму, отчасти потому, что дети начального возраста развивают свою интеллектуальную независимость. Таким образом, их вклад часто включает в себя применение этих вновь обретенных интеллектуальных навыков. Они могут заметить, что одноклассник изо всех сил пытается понять шаги в математической задаче, и предложить поддержку. Или, когда друзья находятся в конфликте, они могут предоставить посредничество, чтобы помочь каждой стороне выслушать точку зрения других. В подростковом возрасте молодые люди готовы работать над тем, чтобы стать социально и экономически независимыми. Они хотят определить свое место в обществе, бороться с реальными проблемами и внести полезный вклад. Таким образом, подростковые программы Монтессори предлагают подросткам возможность развиваться и чувствовать себя уверенно в своих способностях, а также участвовать в реальных и значимых социальных начинаниях.