Признаки гиперактивности: Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Содержание

Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.

Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.

Разновидности СДВГ

Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.

Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.

В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.

Возможные причины гиперактивности ребенка

Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.

Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.

К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.

К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.

Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.

Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Заболевания, при которых развивается СДВГ

К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.

Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.

Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.

Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.

Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.

К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка

Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.

Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.

Диагностика и обследования при СДВГ

Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.

К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
  • реоэнцефалография проводится с целью оценки состояния сосудистого русла и кровоснабжения головного мозга;
  • нейросонография (ультразвуковое исследование внутричерепных структур) с целью визуализации структурных изменений головного мозга;
  • компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга используются с целью обнаружения органического поражения головного мозга. Стоит подчеркнуть, что эти два метода не являются взаимозаменяющими для большинства патологий, т.е. одни отклонения лучше диагностируются при помощи компьютерной томографии, другие – при помощи магнитно-резонансной.

Что делать при СДВГ

В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.

Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.

Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.

Лечение СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.

Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.

Источники:

  1. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
  2. Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Признаки гиперактивности у ребенка до года, ее проявления в 4 месяца.

Признаки гиперактивности у ребенка до года, ее проявления в 4 месяца.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;

Клиника восстановительной неврологии. Об авторе

Дата публикации: 22 июня, 2019

Обновлено: 28 марта, 2022

Симптомы СДВГ проявляются большинства у детей в сознательном возрасте в 5-8 лет или ближе к подростковому периоду. Пик синдрома гиперактивности у детей приходится на 12-13 лет. Однако встречаются случаи, когда гиперактивного ребенка видно по симптомам до года.

Таблетки, которая избавляла бы от гиперактивности, не придумали, так как проблема развивается из-за особенностей строения мозга. Но с помощью вовремя принятых мер и правильной терапии, проявления СДВГ сводятся к минимуму.

Это позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начато лечение – тем выраженнее положительные результаты принесет. Поэтому, когда у новорожденного малыша проявляются признаки гиперактивности, начинать лечение нужно сразу.

Содержание статьи:

  • 1 Признаки
    • 1.1 Причины
  • 2 Как отличить СДВГ от характера ребенка?
    • 2. 1 Диагностика и лечение
      • 2.1.1 Методы коррекции и профилактики рисков СДВГ
  • 3 Список использованной литературы

Признаки

Распознать симптомы гиперактивности в младенчестве до 1 года достаточно сложно. Однако уже с 1 месяца обращает на себя внимание неадекватная активность:

  • С рождения у малыша нарушен режим сна. Грудничок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь.
  • Бесцельные движения ручками и ножками выдают гиперактивность у ребенка в 2-4 месяца. Постоянные дрыганья, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дергающиеся движения.
  • Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни должен насторожить врачей.
  • Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении, особенно при переходе с грудного молока на смеси.
  • Постоянные крики и плач без явной причины при гиперактивности, начнутся у ребенка в 1,2 месяца и продолжатся даже у годовалого.
  • Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности, часто с ревом и даже агрессией.
  • Малыш отвлекается на любые яркие вещи, игрушки, но не способен зафиксировать внимание на них и минуту, тянется, чтобы взять в ручки и тут же бросает, потеряв интерес.
  • Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
  • Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей, кричит в их присутствии, отказывается контактировать.
  • Легко впадает в истерику и крип при малейшем раздражении. Спровоцировать плач может громкий хлопок, включенный в темном помещении цвет, громкий голос человека, звуки, издаваемые домашними животными.
  • Раннее физическое развитие. Малыши с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Точно сказать, как будут проявляться симптомы гиперактивности до года у конкретного ребенка невозможно, так как маленькие дети все разные, выявить болезнь сложно.

Сразу несколько описанных выше признаков, замеченных за одним малышом, должны вызвать обеспокоенность у родителей. Окончательно понять, что у ребенка гиперактивность, так же сложно, как и распознать любую другую болезнь мозга.

Причины

СДВГ – результат сбоев в развитии и работе мозга. У основного числа пациентов, предрасположенность к такому расстройству закладывается еще в период беременности. Однако проблема может развиться и позже, в первые месяцы жизни, под влиянием внешних факторов.

Причины развития гиперактивности у детей в год:

  • Высокий тонус мускулатуры матки с угрозой преждевременного прерывания беременности.
  • Генетическая предрасположенность (кто-то из ближайших родственников в детстве страдал подобным синдромом).
  • Эпизоды внутриутробной гипоксии.
  • Неправильный образ жизни матери при вынашивании. Курение, алкогольные напитки, неправильная, вредная еда, приводят к врождённым патологиям.
  • Частые стрессы, испытываемые женщиной при беременности.
  • Роды до 38 недель.
  • Слишком затянувшиеся или наоборот, – стремительные, роды.
  • Использование препаратов для стимулирования родовой деятельности матки.
  • Патология нервной системы у мамы.
  • Перенесенные в первые недели жизни инфекционные заболевания.
  • Неправильное применение медицинских инструментов при родовспоможении.
  • Серьезное нарушение рациона кормящей мамы.
  • Отравление химикатами и солями металлов.

Причин, по которым может развиться гиперактивность и проявиться ее симптомы и признаки у ребенка до 1 года, много. И каждая угрожает ему в период беременности женщины или в первые недели жизни. Поэтому ради здоровья малыша, постарайтесь избежать в это время опасных ситуаций.

И все равно, в каком возрасте будут отмечаться первые признаки гиперактивности, предугадать невозможно.

Как отличить СДВГ от характера ребенка?

Далеко не всегда излишняя активность и подозрительные проявления характера говорят о заболевании. Они вполне могут оказаться проявлением характера. В таком случае, только внимательное наблюдение подскажет, требуется ли лечение.

Здоровый малыш:

  • Активно и много играет, ползает, но потом устает. Периоды активности сменяются спокойным затишьем.
  • Длительность сна соответствует норме по возрасту. Засыпает грудничок быстро и без криков.
  • Не проявляет агрессию по отношению к близким людям и другим детям его возраста.
  • Легко отвлекается при истерике на внешний раздражитель, например, яркую игрушку.

При подобном поведении, часть терапевтических мероприятий, направленных на успокоение нервной системы тоже пойдет на пользу, но необходимости в них нет.

Диагностика и лечение

Установить диагноз при обращении к педиатру невозможно. Особенно это касается проявления симптомов и признаков синдрома гиперактивности у детей, младенцев до года.

Обязателен осмотр как минимум, тремя специалистами:

  • педиатром, самый первый шаг;
  • детским неврологом для выявления и исключения других проблем;
  • психологом, чтоб отличить гиперактивность от черт характера.

При этом, простым осмотром изучение состояния не заканчивается. В обязательном порядке, при подозрении на симптомы синдрома гиперактивности (СДВГ) у младенцев до 1,5 лет проводятся:

  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихическое исследование;
  • беседа с родителями о симптомах гиперактивности, проявлявшихся у ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 месяцев, чтобы отследить динамику развития;
  • заполнение специальных опросников.

В столь юном возрасте, когда малыш не может даже говорить, точно определить болезнь сложно.

Чтоб исключить наличие других заболеваний, кроме как гиперактивности, у детей 9 месяцев – 1,5 лет,  проводятся:

  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови;
  • осмотр специалистами разной направленности: эпилептологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом.
Методы коррекции и профилактики рисков СДВГ

Крайне редко, при проявлении признаков и симптомов гиперактивности у 3 месячного ребенка, прибегают к медикаментозной терапии, для детей обычно используются более мягкие методы лечения:

  • Регулярный мягкий успокаивающий массаж перед сном.
  • Добавление в ванночку с водой отваров трав с успокаивающим эффектом.
  • Проявлять больше ласки, тактильного контакта от обоих родителей. Чаще брать на руки, играть, разговаривать.
  • Разговаривать только спокойным голосом, без резких изменений интонации.
  • Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребенок уже начинает ползать.
  • Стараться оберегать грудничка от стрессов, громких звуков, резкой смены освещения.
  • Пространство, в котором находится малыш, сделайте максимально безопасным. Уберите опасные предметы, заклейте острые углы, установите заглушки на розетки.
  • Кормите малыша правильно. На 3-4 месяц к материнскому молоку должны добавиться необходимые прикормы.  Давайте качественные, натуральные продукты. Подольше не давайте сладкую или сахаросодержащую еду.

При появлении симптомов гиперактивности в столь юном возрасте, правильной комплексной терапией, какая применяется для младенцев, со временем удастся сгладить основные патологические проявления.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Гиперактивный ребёнок, какой он…?

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь гиперактивному ребенку?

Под гиперактивностью принять понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводят к конфликтам в семье и детском саду.

Очень многие резвые, шустрые дети, на которых взрослые спешат навесить ярлык гиперактивности, вполне управляемы. Хотя и требуют определенного подхода. Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого — от своевольного?

Кратко я бы ответила так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. То есть при всей своей внешней активности внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет — туда он и понесется.

Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».

Гиперактивные же дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающее. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки, но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, то что будет дальше, а не потому что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Очень четко выявляется разница между действительно неуправляемыми и своевольными детьми на психокоррекционных занятиях. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны (скажем, отказывается разыграть сценку, как у него испортилось настроение, поскольку тогда придется продемонстрировать свои капризы). Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. В лучшем случае можно уговорить его разыграть подобную историю не про себя, а про какого-то другого мальчика или девочку. Или про зверька.

Гиперактивный же ребенок не даст отрицательной реакции на такое задание, а с удовольствием зайдет за ширму. Через минуту он, правда, может выбежать оттуда, но не из чувства стыда. Просто его понесло дальше. У такого ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить.

Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводить до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что начинает драться. Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, у них отсутствует интерес к занятиям, требующим внимания, системы. Обратите внимание на выставку детских рисунков, рисунки гиперактивных детей отличаются своей незаконченностью, быстрой штриховкой линий, отрывистыми линиями.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно не может сдерживаться. Кричать на него — все равно, что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Когда в семье рождается больной ребенок, а гиперактивность — это заболевание, родные обычно задаются вопросом «В кого он такой?» А за ним явно или скрытно просматривается вопрос: « Кто виноват?» Так в чем причина возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

Помощь гиперактивному ребенку — это очень сложный процесс и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению.

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия — тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям, больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушить, но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. В то же время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? Но ребенку выполнять ваши требования ещё труднее.

Возбудимому ребёнку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя ещё хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить момент, когда он начинает перевозбуждаться, но ещё не перевозбудился окончательно.

Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт, что-нибудь успокаивающее, расслабляющее.

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными — особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай»), либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пустоту.

Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. Это банальная истина. Но почему-то у многих родителей «трудных» детей она вызывает негодование. Им хочется, чтобы дети учились «просто так». Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Это данность, которую придется принять, даже если вам глубоко противно. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-то, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих поступков. Безусловно, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает верить предупреждениям взрослых.

Никогда не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы — им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».

Нарушение координации развития (диспраксия) у детей

Нарушение координации развития (DCD), также известное как диспраксия, представляет собой состояние, влияющее на физическую координацию. Это приводит к тому, что ребенок выполняет повседневную деятельность хуже, чем ожидалось для его возраста, и кажется, что он двигается неуклюже.

Считается, что DCD примерно в 3 или 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и иногда заболевание передается по наследству.

Эта тема посвящена ДЦД у детей, хотя это состояние часто вызывает проблемы во взрослом возрасте.

Узнайте больше о DCD у взрослых.

Симптомы DCD

Ранние вехи развития ползания, ходьбы, самостоятельного кормления и одевания могут быть задержаны у маленьких детей с DCD. Рисование, письмо и спортивные результаты также обычно отстают от ожидаемого для их возраста.

Хотя признаки заболевания присутствуют с раннего возраста, дети сильно различаются по скорости своего развития. Это означает, что определенный диагноз DCD обычно не ставится, пока ребенку с этим заболеванием не исполнится 5 лет или больше.

Узнайте больше о симптомах DCD у детей.

Когда обращаться за медицинской консультацией

Если вас беспокоит здоровье или развитие вашего ребенка, поговорите с семейным врачом или патронажной медсестрой либо с медсестрой, врачом или координатором по особым образовательным потребностям (SENCO) в школе вашего ребенка.

При необходимости они могут направить вашего ребенка к участковому педиатру, который проведет его оценку и попытается выявить любые проблемы развития.

Узнайте больше о диагностике DCD у детей.

Причины DCD

Выполнение координированных движений — сложный процесс, в который вовлечено множество различных нервов и частей мозга.

Любая проблема в этом процессе потенциально может привести к проблемам с движением и координацией.

Обычно непонятно, почему координация не развивается так же хорошо, как и другие способности у детей с ДЦД.

Однако был выявлен ряд факторов риска, которые могут увеличить вероятность развития DCD у ребенка.

К ним относятся:

  • рождение преждевременно, до 37-й недели беременности
  • рождение с низкой массой тела при рождении
  • наличие семейного анамнеза DCD, хотя неясно, какие именно гены могут быть вовлечены в это состояние
  • мать употребляет алкоголь или наркотики во время беременности

Лечение DCD

Лекарства от DCD нет, но ряд методов лечения может помочь детям справиться с их проблемами.

К ним относятся:

  • обучение способам выполнения действий, которые им кажутся трудными, например, разбиение сложных движений на более мелкие части и их регулярное выполнение
  • легче держать

Хотя DCD не влияет на интеллект ребенка, он может затруднить его обучение, и ему может потребоваться дополнительная помощь, чтобы не отставать в школе.

Лечение DCD будет адаптировано для вашего ребенка и обычно включает совместную работу нескольких различных медицинских работников.

Хотя физическая координация ребенка с DCD остается ниже среднего, с возрастом это часто становится менее серьезной проблемой.

Однако трудности в школе, особенно при написании письменных работ, могут стать гораздо более заметными и потребовать дополнительной помощи со стороны родителей и учителей.

Узнайте больше о лечении DCD у детей.

Диспраксия или DCD?

В то время как многие люди в Великобритании используют термин «диспраксия» для обозначения трудностей с движением и координацией, которые впервые появляются у маленьких детей, этот термин реже используется медицинскими работниками.

Вместо этого большинство специалистов в области здравоохранения используют термин нарушение координации развития (DCD) для описания состояния.

Медицинские работники обычно предпочитают этот термин, поскольку диспраксия может иметь несколько значений.

Например, диспраксия может использоваться для описания двигательных трудностей, которые возникают в более позднем возрасте из-за повреждения головного мозга, например, в результате инсульта или травмы головы.

Некоторые специалисты в области здравоохранения могут также использовать термин «специфическое нарушение двигательной функции развития» (SDDMF) для обозначения DCD.

Видео: детская диспраксия — история Джеймса

Это видео о диспраксии, инвалидности, которая может повлиять на движения и координацию.

Последнее рассмотрение СМИ: 1 сентября 2021 г.
Срок рассмотрения СМИ: 1 сентября 2024 г.

Помогите нам улучшить наш сайт

Если у вас диспраксия, не могли бы вы помочь нам сегодня?

Примите участие в нашем опросе

Последняя проверка страницы: 28 августа 2019 г.
Дата следующей проверки: 28 августа 2022 г.

СДВГ и добавление симптомов: невнимательность, гиперактивность и импульсивность

, написанные участниками редакции WebMD

В этой статье

  • Невнимание
  • Hyperactivity
  • . знаете, есть СДВГ? Может быть, они невнимательны. Или они могут быть гиперактивными и импульсивными. У них могут быть все эти черты.

    Существует три группы симптомов:

    1. Невнимательность
    2. Гиперактивность
    3. Импульсивность

    Симптомы СДВГ обычно проявляются в раннем возрасте: в среднем около 12 лет. Но они могут появиться намного раньше. Некоторым детям диагноз ставят к 3 годам.

    Невнимательность

    Вы можете не заметить этого, пока ребенок не пойдет в школу. У взрослых это может быть легче заметить на работе или в социальных ситуациях.

    Человек может откладывать дела на потом, не выполнять такие задачи, как домашняя работа или работа по дому, или часто переключаться с одного незавершенного дела на другое.

    Они также могут:

    • Быть неорганизованными
    • Недостаточно сосредоточенными
    • Трудно обращать внимание на детали и склонны совершать ошибки по невнимательности. Их работа может быть грязной и казаться небрежной.
    • Имеют проблемы с поддержанием темы во время разговора, не слушают других и не соблюдают социальные правила
    • Забывают о повседневных делах (например, пропускают встречи, забывают принести обед)
    • Легко отвлекаются на такие вещи, как тривиальные звуки или события, которые обычно игнорируются другими.
    • Им трудно ладить с другими, потому что они не могут читать чувства и настроение людей
    • Много мечтают
    • Слишком заняты своими мыслями, чтобы слышать вас

    Гиперактивность

    Это может меняться с возрастом. Вы можете заметить это у дошкольников. Симптомы СДВГ почти всегда проявляются до средней школы.

    Дети с гиперактивностью могут:

    • ерзать и извиваться, когда сидят
    • часто вставать, чтобы ходить или бегать
    • Много бегайте или карабкайтесь, когда это неуместно. (В подростковом возрасте это может выглядеть как беспокойство.)
    • Им трудно спокойно играть или заниматься тихими хобби
    • Всегда быть «в пути»
    • Чрезмерно говорить

    Малыши и дошкольники с СДВГ, как правило, постоянно находятся в движении, прыгают на мебель и им трудно участвовать в групповых мероприятиях, требующих от них сидения на месте. Например, им может быть трудно слушать историю.

    Дети школьного возраста имеют похожие привычки, но вы можете заметить их реже. Они не могут усидеть на месте, много извиваться, ерзать или много говорить.

    Гиперактивность может проявляться чувством беспокойства у подростков и взрослых. Им также может быть трудно заниматься тихими делами, когда вы сидите неподвижно.

    Импульсивность

    Симптомы этого включают:

    • Нетерпение
    • Трудно ждать, чтобы говорить или реагировать

    Человек может:

    • Им трудно дождаться своей очереди.
    • Выпалите ответы до того, как кто-то закончит задавать им вопрос.
    • Часто перебивайте или навязывайтесь другим. Это часто происходит так часто, что вызывает проблемы в социальных или рабочих условиях. Друзья могут разозлиться на них или задеть их чувства, потому что они могут действовать необдуманно.
    • Начать разговор в неподходящее время.

    Импульсивность может привести к несчастным случаям, таким как опрокидывание предметов или столкновение с людьми. Дети с СДВГ также могут совершать рискованные поступки, не задумываясь о последствиях. Например, они могут карабкаться и подвергать себя опасности.

    Многие из этих симптомов время от времени возникают у всех детей младшего возраста. Но у детей с этим расстройством они случаются часто — дома и в школе или в гостях у друзей. Они также портят способность ребенка функционировать, как другие дети того же возраста или уровня развития. [Самопроверка] Есть ли у моего ребенка симптомы СДВГ?

    Получение диагноза

    Единого теста на СДВГ не существует.

    Врач вашего ребенка захочет узнать о его симптомах и о том, когда они начались. Они могут захотеть провести некоторые тесты, чтобы исключить другие проблемы со здоровьем, которые могут изменить поведение вашего ребенка. Они также могут отправить вашего ребенка к специалисту по детскому психическому здоровью, например, к детскому психологу или психиатру, для более детального осмотра. Эти врачи могут попросить поговорить с другими взрослыми в жизни вашего ребенка, такими как тренеры или учителя. Только тогда, если ваш ребенок соответствует критериям СДВГ, ему будет поставлен диагноз.

    Врачи проверяют поведение, которое:

    • Нетипично для возраста человека. (Однако большинство детей могут вести себя таким образом в тот или иной момент.)
    • Отрицательно влияет на способность человека функционировать дома, в социальной среде или на работе.

    У них также должны постоянно проявляться как минимум шесть из перечисленных выше симптомов:

    • В течение как минимум 6 месяцев
    • И как минимум в двух условиях, например, дома и в школе

    Долгосрочная перспектива

    В целом гиперактивность имеет тенденцию к снижению с возрастом. Но невнимательность имеет тенденцию сохраняться и во взрослой жизни.

    Лечение может помочь. И очень многие дети с СДВГ в конечном итоге приспосабливаются. У некоторых — примерно от 20% до 30% — есть проблемы с обучением, которым лечение СДВГ может не помочь.

    По мере взросления у некоторых подростков, страдающих этим расстройством с детства, могут возникать периоды беспокойства или депрессии. Когда в школе или дома требуется больше требований, симптомы СДВГ могут ухудшиться.

    У ребенка с гиперактивным поведением могут появиться симптомы других деструктивных расстройств, таких как оппозиционно-вызывающее расстройство.

    Эти дети особенно подвержены риску бросить школу. Если вы обеспокоены, поговорите со своим врачом или врачом вашего ребенка о вариантах лечения. Могут помочь лекарства, поведенческая терапия и другие тактики.

    Гиперактивность, невнимательность, комбинированные признаки СДВ

    Что вызывает СДВГ?

    СДВГ — это биологическое расстройство головного мозга, которое, согласно исследованиям, вероятно, является генетическим. Исследователи подозревают, что ген, участвующий в создании дофамина, химического вещества, контролирующего способность мозга поддерживать регулярное и постоянное внимание, может быть прослежен до синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ). Другими словами, это не вызвано плохим воспитанием, слишком большим количеством сахара или видеоигр.

    Как диагностируется СДВГ?

    Постановка диагноза СДВГ может быть сложным процессом. СДВГ — это тонкое неврологическое состояние с тремя различными подтипами — невнимательный, гиперактивный/импульсивный и комбинированный тип — и не существует единого теста, определяющего, присутствует ли СДВГ у взрослого или у ребенка. Профессиональный диагноз обычно следует после тестов на симптомы и опроса, тщательного сбора анамнеза и оценки состояний, обычно диагностируемых наряду с СДВ, включая оппозиционно-вызывающее расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, тревогу, расстройство настроения и расстройство аутистического спектра.

    Каковы симптомы СДВГ?

    Симптомы СДВГ или СДВ у взрослых и детей обычно включают:

  • Гиперактивность, которая может быть физической, словесной и/или эмоциональной
  • Импульсивность, которая может проявляться как безрассудство
  • Суетливость или беспокойство
  • Дезорганизация и трудности с расстановкой приоритетов задач
  • Плохое управление временем и слепота во времени
  • Частые перепады настроения и эмоциональная дисрегуляция
  • Забывчивость и плохая рабочая память
  • Проблемы с многозадачностью и исполнительной дисфункцией
  • Неспособность контролировать гнев или разочарование
  • Проблемы с выполнением задач и частое промедление
  • Отвлекаемость
  • Сложность в ожидании очереди

Чтобы получить более подробную информацию о симптомах СДВГ у взрослых и детей, пройдите тест на симптомы СДВГ для взрослых или тест на симптомы СДВГ для детей.

Какие бывают типы СДВГ?

СДВГ — это неврологическое состояние, характеризующееся постоянным характером невнимательности и/или гиперактивной импульсивности, которое мешает повседневной деятельности как минимум в двух условиях — например, в школе и дома. Это влияет на детей и взрослых, мальчиков и девочек и людей всех слоев общества. Вышеуказанные симптомы представляют собой широкий спектр симптомов, связанных с СДВГ, хотя симптомы различаются для каждого подтипа. 1 СДВГ включает три подтипа:

  • невнимательный тип
  • гиперактивный или импульсивный тип
  • комбинированный тип

Симптомы СДВГ у детей отличаются от симптомов СДВГ у взрослых. Но это универсально: если вы узнали себя или своего близкого человека в следующих симптомах СДВГ, и эти симптомы постоянно нарушают жизнь в различных условиях, обратитесь к своему медицинскому работнику для постановки диагноза и принесите результаты тестов на симптомы СДВГ ниже с вам на обзор.

[Бесплатное руководство: Может ли у моего ребенка быть СДВГ?]

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 2 , по крайней мере шесть из следующих симптомов СДВГ должны нарушать ежедневное функционирование двух или более параметры, необходимые для постановки диагноза.

Симптомы СДВГ: невнимательность Контрольный список СДВ

  • Неспособность уделять пристальное внимание деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьных, рабочих или других занятиях
  • С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр
  • Кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую
  • Не выполняет инструкции и не выполняет школьные задания, домашние дела или обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР) или непонимания инструкций)
  • Имеет трудности с организацией задач и действий
  • Избегает, не любит или не хочет заниматься задачами, требующими постоянного умственного напряжения (такими как школьная или домашняя работа)
  • Теряет вещи, необходимые для работы или занятий (например, игрушки, школьные задания, карандаши, книги или инструменты)
  • Легко отвлекается на посторонние раздражители
  • Забывчивый в повседневной деятельности

Чтобы получить более подробные сведения о симптомах невнимательности СДВГ или СДВ у взрослых и детей, пройдите Тест на симптомы СДВ для взрослых или Тест на симптомы СДВ для детей.

[Бесплатная загрузка: Подробное руководство по невнимательному СДВГ]

Симптомы СДВГ: гиперактивный и импульсивный контрольный список

  • Непоседа руками или ногами или извивается на сиденье
  • Покидает место в классе или в других ситуациях, когда ожидается сохранение места
  • Чрезмерно бегает или карабкается в ситуациях, в которых это неуместно (может ограничиваться субъективным чувством беспокойства у взрослых)
  • Ему трудно спокойно играть или заниматься досугом
  • Появляется «на ходу» или ведет себя так, как будто «приводится в движение двигателем»
  • Много говорит
  • Выпалил ответы до того, как вопросы были закончены
  • С трудом ожидает своей очереди
  • Перебивает или вторгается в других (например, вмешивается в разговоры или игры)

Чтобы получить более подробные сведения о симптомах гиперактивного/импульсивного СДВГ у взрослых и детей, пройдите Тест на симптомы гиперактивного/импульсивного СДВГ для взрослых или Тест на симптомы гиперактивного/импульсивного СДВГ для детей.

Симптомы СДВГ редко исчезают с возрастом; примерно две трети детей с СДВГ становятся взрослыми с СДВГ. 3 Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что распространенность СДВГ среди взрослых выросла на 123% в период с 2007 по 2016 год, и что число диагнозов среди взрослых росло в четыре раза быстрее, чем число диагнозов СДВГ среди детей в Соединенных Штатах. 4 Тем не менее, многие взрослые не получают диагноз СДВГ до тех пор, пока диагноз не поставлен одному из их детей. Некоторым взрослым может показаться бессмысленным ставить диагноз, если СДВГ не помешал им вступить в брак, сделать карьеру или завести детей. Но неуправляемые симптомы СДВГ могут привести к потере работы, конфликту в отношениях и злоупотреблению психоактивными веществами. Лучшее понимание СДВГ и трех его подтипов может помочь детям и взрослым поставить точный диагноз и провести эффективное лечение.

Недавнее исследование 5 показало, что СДВГ у взрослых проявляется двумя подтипами: невнимательный и эмоциональный. Исследователи обнаружили, что эта система предлагает более клинически значимый подход к диагностике симптомов СДВГ у взрослых, чем текущие критерии DSM-V, основанные на исследованиях, проведенных на детях в возрасте от 6 до 12 лет. исследование того, как симптомы СДВГ меняются и развиваются с возрастом, и, в частности, как эмоциональная дисрегуляция влияет на взрослых с СДВГ.

Точно так же стратегии лечения взрослых с СДВГ заслуживают дальнейшего изучения. Исследование, проведенное в Нидерландах, недавно показало, что у пожилых людей с СДВГ наблюдалось улучшение симптомов при приеме низких доз стимулирующих препаратов, которые хорошо переносились и не вызывали клинически значимых сердечно-сосудистых изменений. 6

Источники по симптомам СДВГ

1 Синдром дефицита внимания/гиперактивности. Национальный институт психического здоровья (2019). https://www.nimh.nih.gov/health/topics/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/index. shtml

2 Симптомы и диагностика СДВГ. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание. Американская психиатрическая ассоциация (2013). https://www.(d(.gov/ncbddd/adhd/diagnosis.html

3 ) Джайлз Ньютон-Хоус. Что происходит, когда дети с синдромом дефицита внимания/гиперактивности вырастают? Журнал Королевского общества медицины (2004)

4 Chung, Winston, MD, MS., et al. «Тенденции распространенности и заболеваемости синдромом дефицита внимания/гиперактивности среди взрослых и детей разных расовых и этнических групп». JAMA Open Network (ноябрь 2019 г.). 10.1001/jamanetworkopen.2019.14344

5 Reimherr, Frederick, et al. «Типы синдрома дефицита внимания / гиперактивности у взрослых: анализ репликации». Журнал клинической психиатрии (апрель 2020 г.). https://www.psychiatrist.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts