Преодоление поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:
- Развивается самосознание ребенка;
- Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;
- Умение общаться со сверстниками.
Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.
Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.
Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:
- Безудержный тип (холерический темперамент).
- Живой тип (сангвиник).
- Спокойный тип (флегматик).
- Слабый тип (меланхолик).
Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.
Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:
I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.
Проявления:
- Недисциплинированность.
- Чрезмерная активность.
- Безудержность.
- Импульсивность.
- Агрессивное поведение.
II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.
Проявления:
- Пассивность.
- Замкнутость.
- Отстраненность от других людей.
III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.
Проявления:
- Упрямство.
- Грубость.
- Капризность.
- Лживость и др.
Причины нарушения поведения: . .
- Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).
- Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.
- Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).
- Ошибки в воспитании и обучении.
Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.
Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.
Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.
Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.
Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.
Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Причины гиперактивности:
- преждевременные или трудные роды.
- родовые травмы,
- свойства нервной системы;
- инфекции
- безделье;
- неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
- Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
- Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
- Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
- Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
- Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.
- Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.
- Часто теряет вещи, в которых нуждается.
- Легко отвлекается посторонним шумом.
- Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.
Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.
Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.
Гиперактивность и импульсивность:
- При волнении интенсивные движения руками или ногами.
- Должен часто вставать с места.
- Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
- Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
- Действует, как будто “заведенный”.
- Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т. д..
- Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
- Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
- Вмешивается в разговор или деятельность других.
АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
- Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
Правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
УПРЯМСТВО — стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.
Причины:
- Привычная форма поведения избалованного ребенка.
- Стремление к самостоятельности и независимости.
- Переутомление, перевозбуждение нервной системы.
- Форма протеста против подавления ребенка взрослым.
Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений
ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.
Причины:
- Боязнь, страх наказания.
- Пустая хвастливость и болтливость.
- Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.
- Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.
Преодоление лживости:
- Воспитание, основанное на правдивости.
- Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.
- Личный пример старших.
- Доверие к ребенку.
- Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.
ЛЕНЬ – недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).
Причины:
- Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.
- Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.
Преодоление лени:
- Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.
- Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.
Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?
В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.
- Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.
- Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.
- Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.
- Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.
- Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.
Принципы работы с детьми данной категории:
- В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
- Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).
- Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.
Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.
Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.
Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.
(Беседа сопровождается презентацией).
Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы cоциальной психологии личности
Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Тарасова Л.Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают технику его коррекции.
Агрессивное поведение — это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир.
Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида. Вторая — описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют бихевиористические концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь негативным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение.
Однако это никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.
Особенно сильно на поведение влияют различные психические травмы детства. Дети очень сильно переживают потерю родителей. Но их реакции проявляются иначе, чем у взрослых и часто отличаются от тех, которые ждут от них.
Наше исследование посвящено рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методам ее диагностики и коррекции. Предмет исследования – выявление способов конструктивного выражения агрессии. Объект – агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Работа проводилась в 3А классе коррекции СОШ 12 г. Шиханы Вольского района Саратовской области. К сожалению, большая часть детей в этом классе из неблагополучных семей, некоторые потеряли родителей и воспитываются другими родственниками. Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают сильные и зачастую новые для себя чувства. В этом случае наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый «включится» в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.
Младшие школьники довольно часто задумываются о смерти. Они уже хорошо понимают, что целый ряд основных жизненных обстоятельств изменить невозможно. Однако детям еще далеко до того, чтобы управлять подобными ситуациями. И эта беспомощность может вызвать у них чувства тревоги и тоски, а иногда и агрессии. В поведении детей, переживших потерю близкого, можно наблюдать как бы фрагментарность поведения: для них характерно периодическое чередование состояний грусти и развлечений, игр. Но это лишь психологическая защита ребенка от состояния тревоги и страдания.
Обычно дети 10 лет и старше не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Но внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. Особенно часто этим «грешат» мальчики, которым часто бывает трудно показать свои чувства, вызванные смертным случаем, так как это противоречит их представлениям о мужской роли [1. С. 26].
Когда дети узнают о смертном случае, у них, как и у взрослых, может возникнуть чувство нереальности и сомнения. Иногда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и озлобленностью, проявлениями агрессии, у них могут быть проблемы со сном, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание,— замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.
Вот несколько самых распространенных реакций детей на утрату близкого человека. Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что может произойти еще одна катастрофа. Поэтому дети часто высказывают свои опасения, что может что-нибудь случится с близкими им людьми или могут испытывать страх, что сами умрут. В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникать боли в животе, плечах, шее и голове. При крайней степени тревоги они могут не отпускать взрослых ни на минуту, воспринимая всякую разлуку как символическую смерть близкого.
Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания. После смертного случая ребенок начинает «борьбу» с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться. Желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительны к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшиться результаты в школе, причем как в учебе, так и в поведении.
Печаль, тоска. Нормальные реакции тоски и печали ребенка на смерть близкого могут проявляться в назойливости, плаксивости и капризах. Глубина детского горя не измеряется «объемом» выплаканных слез. Дети могут тосковать не так долго, как этого хотелось бы взрослым. Но не стоит заблуждаться. Дети могут продолжать думать о мертвом, еще долго чувствовать печаль и тоску. Они очень скучают. Поэтому у многих из них может возникнуть желание вернуться в те места, где они были вместе с умершим, чтобы «оживить» воспоминания. Некоторые дети реализуют это свое желание, убегая от попечителей или из детских учреждений.
Когда тоска становится невыносимой, бессознательно может возникнуть образ ушедшего, у ребенка может появиться ощущение, что умерший находится рядом в комнате и разговаривает с ним. Это может как испугать, так и успокоить ребенка. Важно подготовить ребенка к этому, чтобы он знал, что такие вещи возможны и вполне обычны.
Вина. Большинство детей часто задумываются, почему пришла смерть, что ее вызвало. Иногда они считают, что это их собственные мысли или поступки вызвали смерть. Для многих детей, особенно более старшего возраста, характерно ощущение связи между способностью совершить какое-либо действие и наказанием. Когда ребенок ощущает в себе сильную склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину: «Если бы я вел себя хорошо, если бы я был лучше, мама была бы по-прежнему жива!» В этом случае он может выбрать две стратегии поведения: либо стараться нечто предпринять, чтобы снова как бы вернуться в обычную жизнь. Например, начать вести себя очень хорошо, стать послушным — ведь именно такое поведение ценится взрослыми, или, напротив, ребенок станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали. По его мнению, он этого заслуживает, это он виноват в том ужасном, что произошло. Взрослые же часто совсем не воспринимают подобное вызывающее поведение как признак вины или горя.
Гнев, агрессия. Ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева, когда любимый человек умирает. Агрессивные вспышки в этом случае довольно обычны. Чувство озлобленности, когда кто-либо умирает, вполне естественная реакция на потерю близкого. Гнев и агрессивные действия могут быть направлены на что-то конкретное, на обстоятельства или определенного человека. В некоторых случаях, когда ребенок потерян, ощущает себя крайне тревожным, бессильным и раздраженным, он выплескивает свой гнев на окружающих и может вести себя деструктивно. Но нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может, выражают желание ребенка вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пережил ощутимую потерю близкого человека, приходят в голову мысли о самоубийстве. Взрослые редко задают детям вопросы о самоубийстве. Подобные вопросы — табу для многих. Но стоит узнать у таких детей, что именно более всего помогло им преодолевать горе, и некоторые из них ответят, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль о возможности прекращения своей собственной жизни [2. С. 15].
Дети, лишенные попечительства родителей, и были задействованы в эксперименте. Для диагностики уровня агрессивности была предложена методика «Несуществующее животное» — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог—ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика является проективной, то здесьглавную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка [4. С. 96] .
Анализ рисунков ребят и их рассказов о животных выявил высокий уровень агрессивности (40 %). Четверть опрошенных детей, напротив, проявили в своих работах боязнь агрессии. По словам классного руководителя, школьного психолога, по результатам длительного наблюдения, предшествующего работе, выяснилось, что класс разделился на две группы: агрессивных лидеров с завышенной самооценкой, с высоким уровнем вербальной агрессии, который составляет более 25 %, с признаками асоциального поведения, и детей с низкой самооценкой, которые испытывают страх перед лидерами и буквально «пресмыкаются» перед ними (25 %).
Приступая к коррекционной работе, мы исходили из предположения, что обучение детей младшего школьного возраста приемам конструктивного выражения агрессии будет способствовать снятию эмоционального напряжения в данном классе и снижению уровня неконтролируемых, агрессивных импульсов у отдельных детей.
Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Обычно говорят об агрессивности подростков. Но ничто не появляется на пустом месте. Уже в возрасте 2—3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями, в 4—6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.
Есть и другая позиция ученых, которые считают, что переживание своих чувств у экрана дает детям возможность тут же «разрядиться» и тем самым уменьшается их агрессивность. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности ребенка.
Ситуативные, «нормальные» реакции агрессии могут перерасти в «нарушение», если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей, и тогда он «заражается» их агрессивностью; если ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, то у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира; если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности ребенка [5. С. 219].
Как видно из вышеизложенного, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми, а таковыми являются родители и позже учителя. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Два фактора, а именно: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость наказания агрессивного поведения ребенка— определяют поведенческие реакции детей.
Исследования показали, что, с одной стороны, когда взрослые заранее не делают свое отношение к агрессии ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в личности агрессивности, с другой — снисходительность в поведении взрослых приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.
Наиболее адекватное поведение взрослых здесь — это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Еще одна из причин агрессивного поведения детей — влияние уровня агрессивности учителя на эмоциональное состояние класса. Учитель как бы индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью по отношению к детям. Учитель подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации.
Но причины агрессии не могут быть только вовне, во взаимоотношениях с другими людьми. Характерологические особенности самого ребенка, имея подчас биологическую детерминацию, также обусловливают его агрессивность.
Гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавшихся под руку, эгоцентризм, упрямство – вот те черты характера, которые провоцируют акты агрессии.
Именно понимание важности знания причин, обусловливающих агрессивные реакции детей, определило значимость этой темы в подготовке педагогических кадров, работающих в системе коррекционно-развивающегося обучения в нашем регионе. Учитель, работающий с детьми группы риска, часто встречается с импульсивным поведением, с сильными аффективными реакциями. И потому что делать и как делать — важные вопросы для педагога.
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком [6. С. 113]. К неспецифическим способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики: — не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; — реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были – ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
К специфическим методам коррекции можно отнести релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Наш опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например, «Зигфрид»: 1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопатками маленький предмет, например, карандаш. 2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.
Для расслабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение «Квазимодо»: 1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот «валик» между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух! 2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое — на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.
Другой метод – «беседа с собой» – учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.
Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора предложить всему классу при «обучении» поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на «вооружение» и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.
Итак, метод предполагает следующие шаги.
- Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».
- Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»
- Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»)
- Затем принимается решение – что надо делать и как надо поступить.
Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке, понятном ребенку. Он должен его заучить и … порепетировать.
Наш опыт использования различных приемов релаксации на уроках и во внеклассной деятельности говорит о значительном уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Очевидно, что обучать надо не только чтению, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех.
Литература
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997.
- Креч Д, Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С.4-10.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М., Лайнер, 1997.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. Ч.1-3.
- Фромм А. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
Фролкова М.А., Саратов, Россия
Метрики
Просмотров
Всего: 13884
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 17
Проблемы с поведением или поведением у детей
Дети иногда спорят, проявляют агрессию, злятся или ведут себя вызывающе в присутствии взрослых. Поведенческое расстройство может быть диагностировано, когда эти деструктивные формы поведения необычны для возраста ребенка в данный момент, сохраняются с течением времени или являются серьезными. Поскольку расстройства подрывного поведения связаны с отыгрыванием и проявлением нежелательного поведения по отношению к другим, их иногда называют экстернализирующими расстройствами .
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Когда дети настойчиво ведут себя так, что это вызывает серьезные проблемы дома, в школе или со сверстниками, им может быть поставлен диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР). ODD обычно начинается в возрасте до 8 лет, но не позднее, чем примерно к 12 годам. Дети с ОВР более склонны вести себя оппозиционно или вызывающе в присутствии людей, которых они хорошо знают, например, членов семьи, постоянного воспитателя или учителя. Дети с ОВР демонстрируют такое поведение чаще, чем другие дети их возраста.
Примеры странного поведения включают
- Частый гнев или выход из себя
- Часто спорит со взрослыми или отказывается выполнять правила или просьбы взрослых
- Часто обиженный или злобный
- Намеренное раздражение других или раздражение другими
- Часто обвиняет других людей в собственных ошибках или плохом поведении
Узнайте больше о ODD
Расстройство поведения
Расстройство поведения (CD) диагностируется, когда дети демонстрируют постоянную агрессию по отношению к другим и серьезные нарушения правил и социальных норм дома, в школе и со сверстниками. Эти нарушения правил могут быть связаны с нарушением закона и привести к аресту. Дети с CD чаще получают травмы и могут испытывать трудности в общении со сверстниками.
Примеры CD-поведения включают
- Нарушение серьезных правил, например, побег, ночное отсутствие, когда этого не делают, или пропуск школы
- Агрессия, причиняющая вред, например, запугивание, драка или жестокое обращение с животными
- Преднамеренная ложь, кража или повреждение чужого имущества
Узнайте больше о CD
Узнайте о рекомендациях по диагностике и лечению ODD и CD
Лечение деструктивных расстройств поведения
Раннее начало лечения очень важно. Лечение наиболее эффективно, если оно соответствует потребностям конкретного ребенка и семьи. Первым шагом к лечению является беседа с врачом. Для постановки правильного диагноза может потребоваться всесторонняя оценка специалистом в области психического здоровья. Некоторые из признаков проблем с поведением, например, несоблюдение правил в школе, могут быть связаны с проблемами обучения, которые могут потребовать дополнительного вмешательства. Для детей младшего возраста наиболее убедительным методом лечения является обучение родителей поведенческой терапии, где терапевт помогает родителям узнать эффективные способы укрепления отношений между родителями и детьми и реагировать на поведение ребенка. Для детей школьного возраста и подростков часто используемым эффективным методом лечения является сочетание обучения и терапии, включающее ребенка, семью и школу.
Получить помощь в поиске лечения
Вот инструменты для поиска поставщика медицинских услуг, знакомых с вариантами лечения:
- Psychologist Locator, служба организации практики Американской психологической ассоциации (APA).
- Детский и подростковый психиатр Finder, исследовательский инструмент Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP).
- Find a Cognitive Behavioral Therapist — поисковый инструмент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии.
- Если вам нужна помощь в поиске лечебных учреждений, посетите сайт MentalHealth. gov.
Лечение симптомов: сохранение здоровья
Быть здоровым важно для всех детей и может быть особенно важно для детей с проблемами поведения или поведения. В дополнение к поведенческой терапии и лекарствам, соблюдение определенных правил здорового образа жизни может уменьшить трудные и разрушительные действия, которые может испытывать ваш ребенок. Вот несколько здоровых привычек, которые могут помочь:
- Регулярная физическая активность, включая аэробные и энергичные упражнения
- Соблюдение здоровой диеты, основанной на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобовых (например, фасоль, горох и чечевица), постных источниках белка, а также орехах и семенах
- Получение рекомендуемого количества сна каждую ночь в зависимости от возраста
- Укрепление отношений с членами семьи
Профилактика деструктивных расстройств поведения
Точно неизвестно, почему у некоторых детей развиваются деструктивные расстройства поведения. Многие факторы могут играть роль, включая биологические и социальные факторы. Известно, что дети подвергаются большему риску, когда они подвергаются другим видам насилия и преступного поведения, когда они подвергаются жестокому обращению или жестокому или непоследовательному воспитанию, или когда их родители имеют психические расстройства, такие как расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, депрессия или невнимательность. синдром дефицита/гиперактивности (СДВГ). Качество ухода за детьми младшего возраста также может повлиять на развитие у ребенка проблем с поведением.
Хотя эти факторы, по-видимому, повышают риск деструктивных расстройств поведения, существуют способы уменьшить вероятность их возникновения у детей. Узнайте о подходах общественного здравоохранения к предотвращению этих рисков:
- Стратегии позитивного воспитания детей младшего возраста
- Положительные советы для родителей
- Профилактика жестокого обращения с детьми
- Предотвращение насилия среди молодежи
- Предотвращение травли
- Психическое здоровье взрослых
- Поиск качественного ухода за детьми
Поведенческие расстройства у детей — Better Health Channel
Действия для этой страницы
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень возраст.Все маленькие дети время от времени могут быть непослушными, дерзкими и импульсивными, что совершенно нормально. Тем не менее, некоторые дети имеют чрезвычайно сложное и вызывающее поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста.
Наиболее распространенные деструктивные расстройства поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эти три поведенческих расстройства имеют некоторые общие симптомы, поэтому диагностика может быть трудной и трудоемкой. У ребенка или подростка одновременно может быть два расстройства. Другие усугубляющие факторы могут включать эмоциональные проблемы, расстройства настроения, семейные трудности и злоупотребление психоактивными веществами.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Считается, что примерно каждый десятый ребенок в возрасте до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР), при этом число мальчиков превышает количество девочек в два раза. Некоторые из типичных форм поведения ребенка с ОВР включают:
- легко злится, раздражается или раздражается
- частые вспышки гнева
- часто спорит со взрослыми, особенно с самыми знакомыми взрослыми в их жизни, такими как родители
- отказывается подчиняться правила
- кажется, намеренно пытается раздражать или раздражать других
- низкая самооценка
- низкий порог фрустрации
- стремится обвинять других в любых несчастьях или проступках.
Расстройство поведения
Детей с расстройством поведения (РП) часто считают «плохими детьми» из-за их делинквентного поведения и отказа принять правила. Считается, что около 5 процентов 10-летних детей страдают CD, причем число мальчиков превышает количество девочек в соотношении 4 к одному. Около трети детей с CD также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Некоторые из типичных форм поведения ребенка с CD могут включать:
- частый отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам
- повторяющиеся прогулы
- склонность к употреблению наркотиков, включая сигареты и алкоголь, в очень раннем возрасте
- отсутствие сочувствия к другим
- агрессивность по отношению к животным и другим людям или проявление садистского поведения, включая издевательства и физическое или сексуальное насилие
- склонность к дракам
- использование оружия в драках
- частая ложь
- преступное поведение, такое как воровство, преднамеренное поджигание, взлом домов и вандализм
- склонность к побегам из дома
- суицидальные наклонности – хотя они более редки.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Считается, что от 2 до 5 процентов детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), причем число мальчиков превышает количество девочек в три раза. Характеристики СДВГ могут включать:
- Невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, ничего не завершая.
- Импульсивность – разговорчивость поверх других, «вспыльчивость», склонность к несчастным случаям.
- Гиперактивность – постоянное беспокойство и беспокойство.
Факторы риска поведенческих расстройств у детей
Причины ODD, CD и ADHD неизвестны, но некоторые из факторов риска включают:
- Пол – мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают расстройствами поведения. Неясно, является ли причина генетической или связана с опытом социализации.
- Беременность и роды – осложненная беременность, преждевременные роды и низкий вес при рождении могут в некоторых случаях способствовать проблемному поведению ребенка в более позднем возрасте.
- Темперамент – дети, которые с раннего возраста неуправляемы, темпераментны или агрессивны, более склонны к развитию поведенческих расстройств в более позднем возрасте.
- Семейная жизнь – расстройства поведения более вероятны в неблагополучных семьях. Например, ребенок подвергается повышенному риску в семьях, где насилие в семье, бедность, плохие родительские навыки или злоупотребление психоактивными веществами являются проблемой.
- Трудности в обучении – проблемы с чтением и письмом часто связаны с проблемами поведения.
- Интеллектуальная инвалидность – дети с умственной отсталостью в два раза чаще страдают поведенческими расстройствами.
- Развитие мозга – исследования показали, что области мозга, контролирующие внимание, менее активны у детей с СДВГ.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Деструктивные поведенческие расстройства сложны и могут включать множество различных факторов, работающих в сочетании. Например, ребенок, который демонстрирует делинквентное поведение CD, может также иметь СДВГ, тревогу, депрессию и сложную домашнюю жизнь.
Методы диагностики могут включать:
- Диагностика специализированной службой, в которую может входить педиатр, психолог или детский психиатр
- Углубленные беседы с родителями, ребенком и учителями
- Контрольные списки поведения или стандартизированные анкеты.
Диагноз ставится, если поведение ребенка соответствует критериям деструктивных расстройств поведения в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.
Важно исключить острые стрессоры, которые могут нарушать поведение ребенка. Например, больной родитель или виктимизация со стороны других детей могут быть причиной внезапных изменений в типичном поведении ребенка, и эти факторы необходимо учитывать изначально.
Лечение поведенческих расстройств у детей
Нелеченные дети с поведенческими расстройствами могут вырасти и стать неполноценными взрослыми. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше, вероятно, будет результат.
Крупное исследование, проведенное в Соединенных Штатах для Национального института психического здоровья и Управления школьных образовательных программ, показало, что тщательно разработанное медикаментозное и поведенческое лечение СДВГ улучшило все показатели поведения в школе и дома.
Лечение обычно многогранно и зависит от конкретного расстройства и факторов, способствующих ему, но может включать:
- Обучение родителей – например, обучение родителей тому, как общаться со своими детьми и управлять ими.
- Семейная терапия – вся семья помогает улучшить навыки общения и решения проблем.
- Когнитивно-поведенческая терапия – чтобы помочь ребенку контролировать свои мысли и поведение.
- Социальное обучение – ребенка учат важным социальным навыкам, например, тому, как вести беседу или играть вместе с другими.
- Управление гневом – ребенка учат распознавать признаки растущего разочарования и дают ряд навыков преодоления, предназначенных для разрядки гнева и агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и навыки управления стрессом.
- Поддержка при сопутствующих проблемах – например, ребенку с трудностями в обучении будет полезна профессиональная поддержка.
- Поощрение – многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и в общении с другими. Поощрение ребенка к преуспеванию в своих особых талантах (например, в спорте) может помочь повысить самооценку.
- Лекарство – помогает контролировать импульсивное поведение.
Где получить помощь
- Ваш терапевт (врач) – для направления в специализированную службу ниже
- Педиатр
- Детский психолог
- Детский психиатр
- Королевская детская больница Мельбурн Внешний Ссылка на информационный бюллетень о синдроме дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ)Внешняя ссылка
- Королевская детская больница МельбурнаВнешняя ссылка Информационные бюллетени о проблемном поведении у детей ясельного возраста и детей младшего возрастаВнешняя ссылка, дети школьного возрастаВнешняя ссылка и подросткиВнешняя ссылка
- Ассоциация синдрома дефицита внимания и гиперактивностиВнешняя ссылка
- Ассоциация детей-инвалидовВнешняя ссылка Тел. (03) 9818 2000, для жителей сельской местности бесплатно: 1800 654 013
- Австралийское психологическое общество, Служба психологической помощи APSВнешняя ссылка Тел. (03) 8662 3300 или 1800 333 497.
- Оппозиционно-вызывающее расстройство – симптомы, MentalHelp.Net.
- Оппозиционно-вызывающее расстройство – лечение, MentalHelp.Net.
- Поведенческие расстройстваВнешняя ссылка, Американская академия детской и подростковой психиатрии.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?Дополнительная информация
Отказ от ответственности за содержание
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не подтверждает и не поддерживает такую терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника.