Проблемы личностного выбора: Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности — Современные проблемы психологии личности: теория и практика

Содержание

Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений»

Библиографическое описание:

Канаева, Н. А. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений» / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/244/ (дата обращения: 08.01.2023).

Проблема неясности социально-экономической ситуации в современной России порождает возможность для спекуляции по этому поводу и в итоге сильно дезориентирует самоопределяющихся молодых людей.

На первый план выходит не столько традиционное самоопределение в мире профессий, сколько именно самоопределение в смыслах своей жизнедеятельности в конкретной социально-исторической ситуации, в том числе и моральное, нравственное, т. е. собственно личностное самоопределение[8, с.242].

Информатизация и технологизация современного общества предъявляют всё более высокие требования к технической составляющей профессиональной подготовки выпускников. В настоящее время для молодёжи, вступающей в самостоятельную трудовую жизнь, необходимы глубокие знания научно-технических, экономических и экологических основ техники и технологий вне зависимости от полученной специальности[4, с.3].

На современном этапе развития науки психологами выделяется критерий профессионального развития личности – профессиональная идентичность, который является ведущей характеристикой субъекта труда. Она свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала[6, с.3].

Определяющими характеристиками профидентичности являются тождественность, определённость, целостность, позиционность, рефлексивность и ответственность.

Профессиональная идентичность – это не только осознание своей тождественности с профессией и профессиональной общностью, но и её оценка, на основе которой складывается профессиональный образ «Я»[3, с.8].

Действительно, осознание своей принадлежности к профессии, к определённому профессиональному сообществу способствует качественным изменениям в личности учащегося, характеризующимся положительным отношением к выбранной профессии, будущей профессиональной деятельности[5, с.111].

Используя понятие «представление о профессии» исследователи вкладывают в него далеко не однозначный смысл (в одних исследованиях это количество называемых профессий, в других – осведомлённость о содержании труда или требованиях, предъявляемых профессиями к человеку).

Традиционно определяют понятие «представление» как образ предмета, который в данный момент непосредственно не воспринимается. В свою очередь, образ – все накопленные и организованные знания субъекта о себе самом и о мире, в котором он существует[10, с.

132].

Выбор профессии – лишь аспект жизненного плана, в котором находят своё выражение и идейные, и нравственные мотивы[9, с.5].

Образ профессии – это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. В содержание этого понятия вкладываются все те стороны профессии, которые В.Д.Брагина описывает в своём определении: совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую и общественную значимость профессии, производственно-техническую, производственно-педагогическую и социально-психологическую стороны профессии[2, с.7].

Управление выбором профессии осуществляется через процесс профессионального самоопределения, который непосредственно обусловлен интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, эмоциональными установками и уровнем развития волевых качеств[9, с.5].

Сегодняшняя молодёжь – это поколение XXI века, выросшее в социальных сетях и в среде постперестроечного индивидуализма.

Среда, которая формирует молодёжь, задаёт иные требования и формирует отличные от уже известных потребности в вопросах получения информации и коммуникации: сегодня каждый работник хочет быть индивидуальным, ожидает персонального признания заслуг и успехов[7, с.19].

Само профессиональное самоопределение начинается ещё в подростковом возрасте. На основе этого у подростка формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам»[1, с.58].

Для выявления мотивов учебной деятельности нами проведено эмпирическое исследование на базе Няндомского железнодорожного техникума. Выборка составила 169 человек в возрасте от 15 до 19 лет, из них подвыборка студентов 1-го курса – 53 человека, 2-го курса – 60 человек, 3 курса – 56 человек. Для эмпирического исследования использовали анкетирование, методику А.А.Реана и В.А.Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности».

Анкетирование использовали для выявления мотивов выбора учебного заведения, профессии, ценностных ориентиров. Результаты анкетирования показали, что привлекательность и интерес к выбранной профессии практически не изменяются в течение всего периода обучения и составляют 60%. Такое стабильное отношение подтверждает умение преподавателей, мастеров производственного обучения удерживать интерес на достаточно высоком уровне.

Основным мотивом выбора учебного заведения является его территориальная близость и собственный выбор профессии. Многие учащиеся являются выходцами из семей железнодорожников и продолжателями данной традиции.

Выбор абитуриентами учебного заведения обусловлен рекомендациями родителей и друзей. Но встречаются учащиеся, которые выбрали это учебное заведение, так как на них сильное влияние оказали сверстники. Внешняя привлекательность техникума, наличие разнообразных, необходимых и главное – востребованных профессий является ещё одним мотивов выбора учебного заведения. Основной же причиной является фактор интереса, а также многие из них планируют в дальнейшем работать по специальности. Можно утверждать, что, целенаправленно выбирая себе профессию, будущие рабочие видят в ней основную, хорошо оплачиваемую профессию.

Любимыми для учащихся являются специальные предметы, так как их изучение необходимо для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками профессионального обучения. Привлекательность остальных предметов распределяется пропорционально.

Таким образом, грамотно составленная и опробованная анкета о выборе профессии является одним из методов профессионального самоопределения учащихся, выявления мотивов выбора профессии абитуриентами профессиональных училищ, лицеев, техникумов.

Рассмотрим результаты диагностики на изучение мотивов учебной деятельности студентов.

На первом курсе основными мотивами были выбраны – стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, приобрести глубокие и прочные знания. На втором курсе среди перечисленных мотивов были выбраны следующие: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания. На третьем курсе основными мотивами являются – получить диплом, успешно продолжить обучение на последующих курсах, в ВУЗе, стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Таким образом, мы видим, что студенты всех курсов хотят стать высококвалифицированными специалистами, получить глубокие и прочные знания, студенты 1 и 3 курсов стараются обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, студенты 3 курсов заинтересованы в дальнейшем продолжении обучения.

Это объясняется тесной взаимосвязью между принятием профессии и ценностными компонентами учебно-профессиональной идентичности. Чем больше учащиеся принимают профессиональные ценности, тем выше их профессиональная самооценка, тем больше они принимают профессию как средство и способ самореализации, принимают себя как профессионала.

В исследовании также выявлена закономерность в динамике учебной деятельности сильных и слабых учащихся. Сильные и слабые учащиеся отличаются друг от друга в основном не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных учащихся характерна внутренняя мотивация (потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентирование на получение прочных знаний и практических умений). Для слабых учащихся в основном характерны внешние мотивы ситуационного характера (избегание осуждения, боязнь наказания за плохую учёбу, боязнь лишения стипендии).

В профессиональной мотивации большое значение приобретает формирование положительного отношения к профессии. Этот мотиватор связан с конечными целями профессионального обучения. В сочетании с компетентными представлениями о выбранной профессии он становится детерминантом формирования других, более частных мотивов (денежный заработок, возможность продолжения обучения, стремление к продвижению на работе, потребность в достижении социального престижа и т.п.).

Рассмотрим данные, полученные по методике «Факторы привлекательности профессии» В.Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Существует много точек зрения на понятие «привлекательность». В нашем исследовании мы трактуем данное понятие как положительное отношение к профессии. Удовлетворённость профессией определяется соотношением количества положительных и отрицательных факторов. В данном исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курсов, всего 120 человек. В результате мы получили, что количество выборов факторов привлекательности профессии больше количества факторов непривлекательности профессии, а также отметим, что на 2 курсе присутствует больше факторов привлекательности профессии, чем на 3 курсе. Это можно объяснить тем, что студенты 3 курсов более сталкиваются с реальностью, больше оценивают свои способности и возможности их реализации в данной сфере труда.

В заключение отметим, что в юношеском возрасте обнаруживается преобладание мотивов, связанных с профессиональным самоопределением. Учащиеся осознают, что стоят на пороге новой жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни.

Литература:
  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: «Академия», 2009. – 192с.

  2. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: Автореф.дис. …канд.психол.наук. – М., 1976. – 22с.

  3. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов:Автореф. дис.…канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского». – Ярославль, 2009. – 22с.

  4. Кряжева Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: Автореф.дис….канд.психол.наук. _ Ярославль, 2009. – 22с.

  5. Кулезнёва И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: Дис.…канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского». – Ярославль, 2008. – 183с.

  6. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: Автореф.дис. …канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинсткого». – Ярославль, 2005. – 23с.

  7. Награльян А.А. Компании – эффективную молодёжную политику// Железнодорожный транспорт. – 2009. — №5. – С.18.

  8. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2005. – 496с.

  9. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. — 96с.

  10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 600с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, учебное заведение, выбранная профессия, курс, учебная деятельность, будущая профессиональная деятельность, высококвалифицированный специалист, привлекательность профессии, профессиональное обучение, профессиональное самоопределение, учащийся.

Мотивация

учебнопрофессиональной деятельности и её…

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение. ..

Профессиональное самоопределение обучающихся

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность…

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек…

Мотивированный выбор

профессии – основа. ..

Проблема формирования учебнопрофессиональнойучебная деятельность, учебнопрофессиональная мотивация, студент, профессиональная

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший…

Личностно-

профессиональное самоопределение учащихся

Особенности профессионального самоопределенияпрофессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность…

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале. ..

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная

Особенности

профессионального обучения студентов-психологов

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз

Формирование

профессионального самоопределения

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3. ..

выбор

профессии, профессиональное самоопределение

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек… Как выбрать будущую профессию обучающимся

Корнилова Татьяна Васильевна — пользователь, сотрудник

МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра общей психологии, профессор, с 1 сентября 2004
доктор психологических наук с 1999 года
доцент по кафедре с 21 февраля 1996 г.
профессор по специальности № Общая психология, психология личности, история психологии с 12 декабря 2016 г.

Прежние места работы (Нажмите для отображения)

Соавторы: Смирнов С.
Д., Корнилов С.А., Чумакова М.А., Красавцева Ю.В., Павлова Е.М., Григоренко Е.Л., Зиренко М.С., Богачева Н.В., Новикова М.А., Шестова М.А., Березанская Н.Б., Войскунский А.Е., Корнилов А.П. показать полностью…, Краснов Е.В., Чжоу Ц., Чигринова И.А., Каменев И.И., Новотоцкая-Власова Е.В., Разваляева А.Ю., Степаносова О.В., Бабаева Ю.Д., Богданова Т.Г., Васильев И.А., Володарская И.А., Зинченко Ю.П., Исмаилова А.М., Карабанова О.А., Крюкова Е.А., Нестик Т.А., Подольский А.И., Тихомиров О.К., Тхостов А.Ш., Migunov I.V., Асмолов А.Г., Булыгина В.Г., Гаджиева Г.И., Гордеева Т.О., Донцов А.И., Евдокименко А.С., Журавлев А.Л., Зателепина Н. В., Керимова С.Г., Конева Т.Г., Кривицкий Б.Х., Кузнецова О.Г., Леонова А.Б., Магомед-Эминов М.Ш., Малахова С.И., Марцинковская Т.Д., Молчанов С.В., Ординова Е.М., Парамей Г.В., Соколова Е.Т., Солдатова Г.У., Солнцева Г.Н., Стефаненко Т.Г., Суркова Е.В., Талмач М.С., Чудина Т.В., Шойгу Ю.С., Шуранова О.И., Chimiris M., Rakhlin N., Абакумова И.В., Александров Ю.И., Алмазова О.В., Анцыферов М.В., Барабанщиков В.А., Барабанщикова В.В., Бахшалиева С.И., Безденежных Б.Н., Безруких М.М., Белавина И.Г., Богачева Н.В., Будинайте Г.Л., Ваханцева О.В., Вахрамеева М.Г., Веденеева Н.В., Гиппенрейтер Ю.Б., Гонзалез-Сангвино К., Греченко Т.Н., Гульдан В. В., Гусейнова Р.Д., Гусейнова Р.И., Гуськова А.В., Гюльалиева И.И., Гюльалиева И.И., Данилова Н.Н., Денисова Е.Г., Дерманова И.Б., Долгих А.Г., Долныкова А.А., Емелин В.А., Ениколопов С.Н., Епишин В.Е., Ермаков П.Н., Ждан А.Н., Ивановский Н.А., Киселева М.Г., Климов Е.А., Клищевская М.В., Ковязина М.С., Кондратчик А.Л., Краснорядцева А.И., Крюкова Е.А., Кулагина Е.И., Куравский Л.С., Куфтяк Е.В., Максарова Л.Б., Малахова С.И., Малых С.Б., Мдивани М.О., Мигунова Ю.М., Михалевская М.Б., Моросанова В.И., Муньоз М., Никитина Е.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков А.Н., Рассказова Е.И., Садовничий В.А., Сергиенко Е.А., Ситникова М.А., Скворцов А. А., Скипкина Т.П., Скотникова И.Г., Смирнов С.Д., Стрелков Ю.К., Стрелков Ю.К., Сычев О.А., Терехова Е.С., Терехова Е.С., Цзыянь О., Чжоу А., Шайгерова Л.А.
233 статьи, 54 книги, 79 докладов на конференциях, 83 тезисов докладов, 14 НИР, 17 научных отчётов, 4 награды, 1 членство в научном обществе, 2 членства в редколлегиях журналов, 10 членств в редколлегиях сборников, 10 членств в программных комитетах, 6 членств в диссертационных советах, 13 диссертаций, 47 дипломных работ, 54 курсовые работы, 72 учебных курса
Количество цитирований статей в журналах по данным Web of Science: 384, Scopus: 219

РИНЦ:
IstinaResearcherID (IRID): 476413
ResearcherID: E-6392-2012
Scopus Author ID: 6602538771
ORCID: 0000-0002-5065-3793

Хотите более здоровых американцев? Сместите акцент с «личного выбора» — Ассоциация психологических наук — APS

недавняя статья в Perspectives on Psychological Science. Авторы, Кейси Дж. Хук и научный сотрудник APS Хейзел Роуз Маркус (Стэнфордский университет), предлагают перейти к повествованию, подчеркивая, что: (а) здоровье зависит от человека и окружающая среда, (b) здоровье влияет не только на человека, (c) люди могут помочь культуре поддерживать здоровье, и (d) политика изменения поведения может принести пользу здоровью.

«А общекультурный акцент на личном выборе и личной ответственности вредит здоровье и благополучие американцев», — пишут Хук и Маркус. оценки Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC) показывают, что до 40% смертей в США, вызванных хроническим «образом жизни» болезни — болезни сердца, рак, хронические заболевания нижних дыхательных путей, диабет, и инсульт — можно было бы предотвратить. Несмотря на постоянные призывы к людям ответственности за свое здоровье, американцы умирают молодыми и испытывают больше болезней и травм, чем их коллеги в других странах с высоким уровнем дохода. страны.

Крюк и Маркус объясняет, что здоровье может не улучшиться до тех пор, пока будут появляться такие сообщения, как «наш физическое и эмоциональное благополучие зависит от мер, которые только мы, мы сами, можем повлиять» и «личная ответственность является ключом к хорошему здравоохранения» (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 1991 г. ) политика, средства массовой информации и социальные нормы. Во-первых, эти сообщения игнорируются  роль социальных и экологических факторов, выходящих за рамки личных контроль в формировании здоровья. В конце концов, один человек вряд ли может влияют на загрязнение окружающей среды, общественную безопасность, неравенство, доступность здоровой пищи, и качественная медицинская помощь. Во-вторых, эти сообщения способствуют стрессу и беспокойству. здоровья, может привести к обвинению и стигматизации вредны для здоровья и препятствуют принятию политики, которая может сделать всех здоровее.

Рассказы о свободе выбора и опасениях государственного контроля в вопросах здравоохранения. авторы предлагают увековечить на протяжении «культурного цикла». Согласно этой модели, индивидуумы одновременно являются продуктами и производителями. своих культур. В Соединенных Штатах современные подходы к здоровье формируются четырьмя уровнями влияния, которые взаимодействуют друг с другом: (а) люди и их отношения, (б) взаимодействие с другими, (в) учреждения (например, правительство, организации здравоохранения) и (d) идеи свобода выбора, личная ответственность и индивидуализм.

Упор этот цикл возлагает на человека, и возникающее в результате сопротивление вмешательства правительства, также упускает из виду роль факторов окружающей среды в поддержка здорового выбора.

Каждый день Окружающая среда способствует малоподвижному образу жизни и выбору нездоровой пищи. Более того, «личный выбор» использовался для поддержки системы здравоохранения, Соединенные Штаты «единственные среди богатых капиталистических стран, не гарантирующие базовое всеобщее медицинское страхование» и разрешил продукты питания, табак и группы алкогольной промышленности сопротивляться регулированию, которое ограничило бы продажи, крючки и Маркус объясни.

Хотя это нельзя отрицать, что на здоровье может влиять индивидуальный выбор, основополагающее значение для понимания того, что физическая, социальная и культурная среда формируют и этот выбор, продолжают исследователи. Другой исследования показывают, что эффективный способ улучшить здоровье в Соединенных Штатах Государства могли бы «принимать политику, которая меняет повседневную среду таким образом, которые облегчают здоровое поведение», — пишут Хук и Маркус. Они призывают более широкие нарративы , которые улучшают понимание того, что здоровый выбор не зависят исключительно от личности и не влияют исключительно на физическое лицо. «Выбор людей в отношении здоровья может оказать глубокое влияние на их семьи, друзья и более широкие круги».

Это более широкое повествование поддерживает идею о том, что люди могут оказывать влияние на общество и помогать изменять свои сообщества и культуры к лучшему. Он также поддерживает реализацию политик, делающих здоровый выбор более доступным, чем нездоровый. «Психологическая наука может сыграть важную роль в изменении представлений о здоровье, которые в настоящее время служат барьерами на пути к изменениям», — считают Хук и Маркус. «Если призывы к выбору и личной ответственности делают нас больными, один из путей продвижения вперед — работать над созданием более благоприятной среды, которая предполагает ответственность и делает здоровый выбор доступным и легким для выбора».

Процитированные работы

Hook, C. J., и Роуз Маркус, Х. (2020). Здоровье в Соединенных Штатах: призывы к Выбор и личная ответственность делают американцев больными? Взгляды на Психологическая наука .

https://doi.org/10.1177/1745691619896252

Время отказаться от личного выбора при диетическом консультировании при ожирении?

1. Вайс Е.С., Галушка Д.А., Кеттель Хан Л., Гиллеспи С., Сердула М.К. Восстановление веса у взрослых в США, которые испытали значительную потерю веса, 1999–2002. Am J Prev Med. 2007; 33:34–40. [PubMed] [Google Scholar]

2. Dansinger ML, Tatsioni A, Wong JB, Chung M, Balk EM. Метаанализ: влияние диетического консультирования на снижение веса. Энн Интерн Мед. 2007; 147:41–50. [PubMed] [Google Scholar]

3. Franz MJ, VanWormer JJ, Crain AL, Boucher JL, Histon T, Caplan W, Bowman JD, Pronk NP. Исходы потери веса: систематический обзор и метаанализ клинических испытаний по снижению веса с последующим наблюдением минимум в течение 1 года. J Am Diet Assoc. 2007; 107: 1755–1767. [PubMed] [Академия Google]

4. Манн Т., Томияма А.Дж., Вестлинг Э., Лью А.М., Сэмюэлс Б., Чатман Дж. Поиск эффективных методов лечения ожирения программой Medicare: диеты не являются решением. Я психол. 2007; 62: 220–233. [PubMed] [Google Scholar]

5. Огден Дж., Фланаган З. Убеждения о причинах и решениях ожирения: сравнение врачей общей практики и непрофессионалов. Пациент Educ Couns. 2008; 71: 72–78. [PubMed] [Google Scholar]

6. МакАртур Л.Х., Росс Дж.К. Отношение зарегистрированных диетологов к личному избыточному весу и клиентам с избыточным весом. J Am Diet Assoc. 1997;97:63–66. [PubMed] [Google Scholar]

7. Harvey EL, Summerbell CD, Kirk SF, Hill AJ. Взгляды диетологов на людей с избыточным весом и ожирением и сообщаемые методы лечения. Диета J Hum Nutr. 2002; 15: 331–347. [PubMed] [Google Scholar]

8. Schousboe K, Visscher PM, Erbas B, Kyvik KO, Hopper JL, Henriksen JE, Heitmann BL, Sorensen TI. Близнецовое исследование влияния генетики и окружающей среды на размер, форму и состав тела взрослого человека. Int J Obes Relat Metab Disord. 2004; 28:39–48. [PubMed] [Академия Google]

9. Stunkard AJ, Foch TT, Hrubec Z. Двойное исследование человеческого ожирения. ДЖАМА. 1986; 256: 51–54. [PubMed] [Google Scholar]

10. Puhl RM, Heuer CA. Стигма ожирения: важные соображения для общественного здравоохранения. Am J Общественное здравоохранение. 2010 [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

11. Виклер Д. Кого следует винить в болезни? Health Educ Q. 1987; 14:11–25. [PubMed] [Google Scholar]

12. Дворкин Г. Добровольные риски для здоровья и государственная политика. Гастингс Сент Респ. 1981;11:26–31. [PubMed] [Google Scholar]

13. Николс С. Народная психология свободы воли: подходит и начинается. Разум и язык. 2004; 19: 473–502. [Google Scholar]

14. Николс С., Ноуб Дж. Моральная ответственность и детерминизм: когнитивная наука о народных интуициях. Ноус. 2007; 41: 663–685. [Google Scholar]

15. Саркисян Х., Чаттерджи А., Де Бригард Ф., Ноуб Дж. , Николс С., Сиркер С. Является ли вера в свободу воли культурной универсалией? Разум и язык. 2010;25:346–358. [Академия Google]

16. Шмидт Х., Фойгт К., Виклер Д. Морковь, кнут и реформа здравоохранения — проблемы со стимулами для здоровья. N Engl J Med. 2010;362:e3. [PubMed] [Google Scholar]

17. Браунелл К.Д., Керш Р., Людвиг Д.С., Пост Р.С., Пул Р.М., Шварц М.Б., Уиллетт В.К. Личная ответственность и ожирение: конструктивный подход к спорному вопросу. Health Aff (Миллвуд) 2010; 29: 379–387. [PubMed] [Google Scholar]

18. Montague PR. Свободная воля. Карр Биол. 2008; 18: R584–5. [PubMed] [Академия Google]

19. Скоро К.С., Брасс М., Хайнце Х.Дж., Хейнс Д.Д. Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Нат Нейроски. 2008; 11: 543–545. [PubMed] [Google Scholar]

20. Suhler CL, Churchland PS. Управление: Сознательное и другое. Тенденции Cogn Sci. 2009; 13: 341–347. [PubMed] [Google Scholar]

21. Вегнер Д.М., Уитли Т. Очевидная ментальная причинность. Источники опыта воли. Я психол. 1999; 54: 480–492. [PubMed] [Google Scholar]

22. Пронин Э., Вегнер Д.М., Маккарти К., Родригес С. Повседневные магические силы: роль очевидной ментальной причинности в переоценке личного влияния. J Pers Soc Psychol. 2006;91: 218–231. [PubMed] [Google Scholar]

23. Ebert JP, Wegner DM. Деформация времени: авторство формирует воспринимаемое время действий и событий. Сознательное Познание. 2010;19:481–489. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Wegner DM. Иллюзия сознательной воли. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2002. [Google Scholar]

25. Роскис А. Нейробиологические вызовы свободе воли и ответственности. Тенденции Cogn Sci. 2006; 10: 419–423. [PubMed] [Google Scholar]

26. Baumeister RF. Свобода воли в научной психологии. Перспектива Psychol Sci. 2008; 3:14–19. [PubMed] [Google Scholar]

27. Vohs KD, Baumeister RF. Зависимость и свобода воли. Теория наркомании. 2009; 17: 231–235. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Гринер Дж., Дуглас Ф., ван Тейлинген Э. Больше того же? Противоречивые взгляды на причины ожирения и меры вмешательства среди людей с избыточным весом, медицинских работников и политиков. соц. мед. 2010;70:1042–1049. [PubMed] [Google Scholar]

29. О’Брайен К.С., Пуль Р.М., Латнер Д.Д., Мир А.С., Хантер Д.А. Уменьшение предубеждений против жира у студентов-медиков перед поступлением на службу: рандомизированное исследование. Ожирение (Серебряная весна) 2010; 18: 2138–2144. [PubMed] [Академия Google]

30. Рангель А., Камерер С., Монтегю П.Р. Основа для изучения нейробиологии принятия решений на основе ценностей. Нат Рев Нейроски. 2008; 9: 545–556. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Кун С., Хаггард П., Брасс М. Намеренное торможение: как «область вето» осуществляет контроль. Hum Brain Map. 2009; 30: 2834–2843. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Хаггард П. Человеческая воля: к нейробиологии воли. Нат Рев Нейроски. 2008; 9: 934–946. [PubMed] [Академия Google]

33. Брей Г.А. История ожирения. В: Williams G, Fruhbeck G, редакторы. Ожирение: наука на практике. Чичестер, Западный Сассекс, Великобритания: Wiley; 2009. [Google Scholar]

34. Stunkard AJ, Wolff HG. Патогенез ожирения человека; функция и нарушение механизма насыщения. Психозом Мед. 1958; 20:17–29. [PubMed] [Google Scholar]

35. Лоу М.Р., Бутрин М.Л. Гедонистический голод: новое измерение аппетита? Физиол Поведение. 2007; 91: 432–439. [PubMed] [Google Scholar]

36. Zheng H, Lenard NR, Shin AC, Berthoud HR. Контроль аппетита и регуляция энергетического баланса в современном мире: мозг, управляемый вознаграждением, отвергает сигналы насыщения. Int J Obes (Лондон) 2 009;33 (Приложение 2):S8–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Кесслер Д.А. Конец переедания. Нью-Йорк: Родейл; 2009. [Google Scholar]

38. Berridge KC, Robinson TE. Награда за разбор. Тренды Нейроси. 2003; 26: 507–513. [PubMed] [Google Scholar]

39. Мела DJ. Еда для удовольствия или просто желание поесть? Пересмотр сенсорных гедонистических реакций как движущей силы ожирения. Аппетит. 2006; 47:10–17. [PubMed] [Google Scholar]

40. Saelens BE, Epstein LH. Подкрепляющая ценность пищи у женщин с ожирением и без него. Аппетит. 1996;27:41–50. [PubMed] [Google Scholar]

41. Эпштейн Л.Х., Ледди Дж.Дж., Темпл Дж.Л., Фейт М.С. Пищевое подкрепление и прием пищи: многоуровневый анализ. Психологический бык. 2007; 133:884–906. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Berridge KC, Ho CY, Richard JM, Difeliceantonio AG. Соблазненный мозг ест: схемы удовольствия и желания при ожирении и расстройствах пищевого поведения. Мозг Res. 2010 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Pecina S, Berridge KC. Гедоническая горячая точка в оболочке прилежащего ядра: где мю-опиоиды вызывают усиление гедонистического воздействия сладости? Дж. Нейроски. 2005; 25:11777–11786. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Келли А.Е., Бакши В.П., Хабер С.Н., Штайнингер Т.Л., Уилл М.Дж., Чжан М. Опиоидная модуляция гедонистических вкусов в вентральном стриатуме. Физиол Поведение. 2002; 76: 365–377. [PubMed] [Google Scholar]

45. Барбано М.Ф., Кадор М. Опиоиды для гедонистического опыта и допамин для подготовки к нему. Психофармакология (Берл) 2007; 191:497–506. [PubMed] [Google Scholar]

46. Фултон С. Аппетит и вознаграждение. Передний нейроэндокринол. 2010; 31:85–103. [PubMed] [Google Scholar]

47. Geiger BM, Haburcak M, Avena NM, Moyer MC, Hoebel BG, Pothos EN. Дефицит мезолимбической нейротрансмиссии дофамина при диетическом ожирении крыс. Неврология. 2009 г.;159:1193–1199. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Эпштейн Л.Х., Темпл Дж.Л., Неадерхайзер Б.Дж., Салис Р.Дж., Эрбе Р.В., Ледди Дж.Дж. Пищевое подкрепление, генотип рецептора дофамина D2 и потребление энергии у людей с ожирением и без него. Поведение Нейроски. 2007; 121: 877–886. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Stice E, Spoor S, Bohon C, Small DM. Связь между ожирением и притупленной реакцией полосатого тела на пищу опосредуется аллелем TaqIA A1. Наука. 2008; 322:449–452. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

50. Ван Г.Дж., Волков Н.Д., Логан Дж., Паппас Н.Р., Вонг К.Т., Чжу В., Нетусил Н., Фаулер Дж.С. Дофамин мозга и ожирение. Ланцет. 2001; 357: 354–357. [PubMed] [Google Scholar]

51. Франкен И.Х., Мурис П. Индивидуальные различия в чувствительности к вознаграждению связаны с тягой к еде и относительной массой тела у здоровых женщин. Аппетит. 2005; 45:198–201. [PubMed] [Google Scholar]

52. Дэвис С., Патте К., Левитан Р., Рейд С., Твид С., Кертис С. От мотивации к поведению: модель чувствительности к вознаграждению, перееданию и предпочтениям в еде в профиле риска для ожирение. Аппетит. 2007; 48:12–19. [PubMed] [Google Scholar]

53. Epstein LH, Wright SM, Paluch RA, Leddy JJ, Hawk LW, Jr, Jaroni JL, Saad FG, Crystal-Mansour S, Shields PG, Lerman C. Связь между пищевым подкреплением и Генотипы дофамина и его влияние на потребление пищи курильщиками. Am J Clin Nutr. 2004; 80: 82–88. [PubMed] [Google Scholar]

54. Temple JL, Legierski CM, Giacomelli AM, Salvy SJ, Epstein LH. Дети с избыточным весом находят пищу более подкрепляющей и потребляют больше энергии, чем дети без избыточного веса. Am J Clin Nutr. 2008; 87: 1121–1127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Дэвис С., Фокс Дж. Чувствительность к вознаграждению и индекс массы тела (ИМТ): свидетельство нелинейной зависимости. Аппетит. 2008; 50:43–49. [PubMed] [Google Scholar]

56. Fleischhacker SE, Evenson KR, Rodriguez DA, Ammerman AS. Систематический обзор исследований доступа к фаст-фуду. Obes Rev. 2010 [PubMed] [Google Scholar]

57. Mellor JM, Dolan CB, Rapoport RB. Индекс массы тела ребенка, ожирение и близость к ресторанам быстрого питания. Int J Pediatr Obes. 2010 [PubMed] [Академия Google]

58. Paquet C, Daniel M, Knauper B, Gauvin L, Kestens Y, Dube L. Интерактивные эффекты чувствительности к вознаграждению и посещения ресторанов быстрого питания в жилых помещениях на потребление продуктов быстрого питания. Am J Clin Nutr. 2010;91:771–776. [PubMed] [Google Scholar]

59. Аппельханс Б.М. Нейроповеденческое торможение кормления, основанного на вознаграждении: последствия для диеты и ожирения. Ожирение (Серебряная весна) 2009; 17: 640–647. [PubMed] [Google Scholar]

60. Алонсо-Алонсо М., Паскуаль-Леоне А. Гипотеза правого мозга для ожирения. ДЖАМА. 2007;297: 1819–1822. [PubMed] [Google Scholar]

61. Месулам ММ. Лобные доли человека: Преодоление режима по умолчанию посредством условного кодирования. В: Stuss DT, Knight RL, редакторы. Принципы функции лобной доли. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 2002. С. 8–30. [Google Scholar]

62. Миллер Э.К., Коэн Дж.Д. Интегративная теория функции префронтальной коры. Annu Rev Neurosci. 2001; 24: 167–202. [PubMed] [Google Scholar]

63. Chambers CD, Garavan H, Bellgrove MA. Взгляд на нейронную основу торможения реакции из когнитивной и клинической нейронауки. Neurosci Biobehav Ред. 2009 г.;33:631–646. [PubMed] [Google Scholar]

64. Hare TA, Camerer CF, Rangel A. Самоконтроль при принятии решений включает в себя модуляцию системы оценки vmPFC. Наука. 2009; 324: 646–648. [PubMed] [Google Scholar]

65. Carter CS, van Veen V. Передняя поясная кора и обнаружение конфликтов: обновление теории и данных. Cogn Affect Behav Neurosci. 2007; 7: 367–379. [PubMed] [Google Scholar]

66. Gautier JF, Del Parigi A, Chen K, Salbe AD, Bandy D, Pratley RE, Ravussin E, Reiman EM, Татарани PA. Влияние насыщения на активность мозга у полных и худых женщин. Обес Рез. 2001;9: 676–684. [PubMed] [Google Scholar]

67. Татаранни П.А., Готье Дж.Ф., Чен К., Юкер А., Бэнди Д., Сальбе А.Д., Пратли Р.Э., Лоусон М., Рейман Э.М., Равуссин Э. Нейроанатомические корреляты голода и насыщения у людей, использующих позитронно-эмиссионная томография. Proc Natl Acad Sci U S A. 1999; 96:4569–4574. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Le DS, Pannacciulli N, Chen K, Del Parigi A, Salbe AD, Reiman EM, Krakoff J. Меньшая активация левой дорсолатеральной префронтальной коры в ответ на еда: признак ожирения. Am J Clin Nutr. 2006; 84: 725–731. [PubMed] [Академия Google]

69. Le DS, Pannacciulli N, Chen K, Salbe AD, Hill JO, Wing RR, Reiman EM, Krakoff J. Меньшая активация в левой дорсолатеральной префронтальной коре при повторном анализе реакции на прием пищи у тучных людей, чем у худых. женщин и его связь с успешным снижением веса. Am J Clin Nutr. 2007; 86: 573–579. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

70. Смолл Д.М., Заторре Р.Дж., Дагер А., Эванс А.С., Джонс-Готман М. Изменения в активности мозга, связанные с употреблением шоколада: от удовольствия к отвращению. Мозг. 2001; 124:1720–1733. [PubMed] [Академия Google]

71. ДельПариги А., Чен К., Сальбе А.Д., Хилл Дж.О., Крыло Р.Р., Рейман Э.М., Татарани П. А. У успешных людей, сидящих на диете, наблюдается повышенная активность нейронов в областях коры головного мозга, участвующих в контроле поведения. Int J Obes (Лондон) 2007; 31: 440–448. [PubMed] [Google Scholar]

72. Torres SJ, Nowson CA. Взаимосвязь между стрессом, пищевым поведением и ожирением. Питание. 2007; 23:887–894. [PubMed] [Google Scholar]

73. Block JP, He Y, Zaslavsky AM, Ding L, Ayanian JZ. Психосоциальный стресс и изменение веса среди взрослых в США. Am J Эпидемиол. 2009 г.;170:181–192. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

74. Эйнсли Г. Слом воли. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2001. [Google Scholar]

75. Bickel WK, Odum AL, Madden GJ. Импульсивность и курение сигарет: отсрочка дисконтирования для нынешних, никогда не куривших и бывших курильщиков. Психофармакология. 1999; 146: 447–454. [PubMed] [Google Scholar]

76. Хейл С.Х., Джонсон М.В., Хиггинс С.Т., Бикель В.К. Отсрочка дисконтирования в настоящее время употребляющих и в настоящее время воздерживающихся от кокаина амбулаторных пациентов с кокаиновой зависимостью и не употребляющих наркотики в сопоставимой контрольной группе. Поведение наркомана. 2006;31:1290–1294. [PubMed] [Google Scholar]

77. Кирби К.Н., Петри Н.М. Злоупотребляющие героином и кокаином имеют более высокие ставки дисконтирования за отсроченное вознаграждение, чем алкоголики или люди из контрольной группы, не употребляющие наркотики. Зависимость. 2004; 99: 461–471. [PubMed] [Google Scholar]

78. Петри Н.М. Патологические игроки, с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, и без них, отказываются от отсроченных вознаграждений по высоким ставкам. J Abnorm Psychol. 2001; 110:482–487. [PubMed] [Google Scholar]

79. Рейнольдс Б. Обзор исследований с отложенным дисконтированием на людях: отношения к употреблению наркотиков и азартным играм. Бихав Фармакол. 2006; 17: 651–667. [PubMed] [Академия Google]

80. Танака С.К., Доя К., Окада Г., Уэда К., Окамото Ю., Ямаваки С. Прогнозирование немедленных и будущих вознаграждений по-разному рекрутирует петли кортико-базальных ганглиев. Нат Нейроски. 2004; 7: 887–893. [PubMed] [Google Scholar]

81. McClure SM, Laibson DI, Loewenstein G, Cohen JD. Отдельные нейронные системы ценят немедленное и отсроченное денежное вознаграждение. Наука. 2004; 306: 503–507. [PubMed] [Google Scholar]

82. McClure SM, Ericson KM, Laibson DI, Loewenstein G, Cohen JD. Скидка по времени на основные награды. Дж. Нейроски. 2007;27:5796–5804. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Hariri AR, Brown SM, Williamson DE, Flory JD, de Wit H, Manuck SB. Предпочтение немедленного вознаграждения отложенному связано с величиной активности вентрального полосатого тела. Дж. Нейроски. 2006; 26:13213–13217. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. О’Брайен К., Венн Б.Дж., Перри Т., Грин Т.Дж., Эйткен В., Брэдшоу А., Томсон Р. Причины желания похудеть: разные приемы для разных близкие. Ешьте поведение. 2007; 8: 132–135. [PubMed] [Академия Google]

85. Эпштейн Л.Х., Салви С.Дж., Карр К.А., Диринг К.К., Бикель В.К. Пищевое подкрепление, задержка дисконтирования и ожирение. Физиол Поведение. 2010; 100:438–445. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

86. Davis C, Patte K, Curtis C, Reid C. Непосредственные удовольствия и будущие последствия. Нейропсихологическое исследование переедания и ожирения. Аппетит. 2010;54:208–213. [PubMed] [Google Scholar]

87. Weller RE, Cook EW, III, Avsar KB, Cox JE. Женщины с ожирением демонстрируют большую задержку дисконтирования, чем женщины со здоровым весом. Аппетит. 2008; 51: 563–569.. [PubMed] [Google Scholar]

88. ван ден Бос Р., де Риддер Д. Развились, чтобы удовлетворить наши насущные потребности: самоконтроль и полезные свойства пищи. Аппетит. 2006; 47: 24–29. [PubMed] [Google Scholar]

89. Роллинз Б.Я., Диринг К.К., Эпштейн Л.Х. Скидка на отсрочку снижает влияние пищевого подкрепления на потребление энергии женщинами, не страдающими ожирением. Аппетит. Под давлением. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

90. Фелан С., Лю Т., Горин А., Лоу М., Хоган Дж. , Фава Дж., Уинг Р.Р. Что отличает людей, поддерживающих потерю веса, от людей, страдающих ожирением? Анализ экологических, поведенческих и психосоциальных переменных в различных группах населения. Энн Бехав Мед. 2009 г.;38:94–104. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

91. Горин А.А., Рейнор Х.А., Нимейер Х.М., Крыло Р.Р. Доставка продуктов на дом улучшает пищевую среду в доме участников поведенческого похудения: результаты 8-недельного пилотного исследования. Int J Behav Nutr Phys Act. 2007; 4:58. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

92. Адам Т., Эпель Э. Стресс, еда и система вознаграждения. Физиол Поведение. 2007; 91: 449–458. [PubMed] [Google Scholar]

93. Даллман М.Ф. Стресс-индуцированное ожирение и эмоциональная нервная система. Тенденции Эндокринол Метаб. 2010;21:159–165. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

94. Уорд А, Манн Т. Не возражаете, если я сделаю: расторможенное питание при когнитивной нагрузке. J Pers Soc Psychol.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts