Процесс и результат приобретения индивидуального опыта это: Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является …

3.1.3. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии (по крайней мере в советский период ее развития) понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М. Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение. Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение. Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия. Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «

усвоением«, понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается. Научение же предполагает становление новых видов поведения. В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание» (Орлов Ю.М., 1997. С. 3).

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).           В психологической науке существует ряд различных трактовок научения (см.

рис. 3). Например,Л.Б. Ительсонсчитает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактаминаучения» (Ительсон Л.Б., 2000. С. 203). Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру» (Там же. С. 203).           В.Д. Шадриковв предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации» (Шадриков В.Д., 1996. С. 117; аннотация)(см. Хрест. 3.1).           Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение.
Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования» (Немов Р.С., 1994. С. 234; аннотация).           Научение отличается от учения как приобретенияопыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).           Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта.
Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).           Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.           Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные
рефлексы
, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр. У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

ТЕСТ С ОТВЕТАМИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ВАРИАНТ 1)

 

 

 

ТЕСТ С ОТВЕТАМИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ВАРИАНТ 1)

 

 

 


 

Специальность: 031000 Педагогика и психология Дисциплина: Педагогическая психология

Время выполнения теста: 90 минут Количество заданий: 35

Все тестовые задания – закрытого типа.


 


 

Индекс

Дисциплина и её основные разделы

Всего часов

ОПД.

Ф.

Федеральный компонент

 

Педагогическая психология:

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива, психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приёмы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические обоснования. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания.


 

182


 


 

№ ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

№ задания

Тема задания

1

Предмет и задачи педагогической психологии

1

История педагогической психологии

2

Предмет педагогической психологии

3

Базовые понятия педагогической психологии

4

Гуманистическая парадигма образования

5

Авторитарная парадигма образования

2

Профессиональная подготовка и личностное развитие

учителя

6

Центрация педагога

7

Психологический анализ урока

8

Уровни продуктивности деятельности учителя

9

Педагогические способности

10

Профессиональные деформации личности педагога

3

Педагогическая деятельность

11

Мотивы педагогической деятельности

12

Стили педагогической деятельности

13

Ролевые позиции учителя

14

Структура педагогической деятельности

15

Характеристики педагогической деятельности

5

Психология педагогического воздействия. Психология педагогического коллектива

16

Педагогическое общение

17

Затруднения в педагогическом общении

18

Стили управления коллективом

19

Эффекты восприятия

20

Педагогические конфликты

6

Психология воспитания.

21

Принципы воспитания

22

Моральное развитие

23

Факторы социализации

24

Индивид, субъект, личность, индивидуальность

25

Антропоцентрическая модель воспитания

7

Психология обучения.

26

Научение и учение

27

Обучение и развитие

28

Принципы развивающего обучения

29

Концепции развивающего обучения

30

Методы активного обучения

8

Учебная деятельность.

31

Структура учебной деятельности

32

Мотивы учения

33

Учебные действия

34

Контроль и оценка

35

Самостоятельная работа


 

Задание № 1. лёгкое

-: К.Д. Ушинским

-: Дж. Дьюи

+: П.Ф. Каптеревым

-: П.П. Блонским

Задание №2 лёгкое

+: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности

-: процесс организации педагогом учебной деятельности

-: закономерности и механизмы развития ученика в разные возрастные периоды

-: закономерности и специфика социализации ребёнка в специально организованной учебной среде.


 

Задание №3. лёгкое

+: Учение

-: Обучение

-: Научение

-: Учебная деятельность


 

Задание №4 лёгкое

-: Монологизация учебного процесса

+: Низкая роль отметки в учебном процессе

-: Опора на развитие мышления

-: Главное требование к ученику – скорость и прочность усвоения знаний


 

Задание №5 лёгкое

+: Опора на развитие дивергентного типа мышления

-: Высокая роль отметки в учебном процессе

-: Главное требование к ученику – дисциплина

-: Главное требование к учителю – профессиональные знания.


 

Задание №6 средней трудности

+: заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы и избирательное служение их интересам.

-: синоним термина мотивация педагогической деятельности.

-: процесс максимальной сосредоточенности на различных стадиях учебной деятельности

-: процесс борьбы мотивов и выделение ведущего мотива педагогической деятельности.


 

Задание №7 лёгкое

+: предваряющем

-: ретроспективном

-: текущем


 

Задание №8 средней трудности

-: репродуктивным

-: адаптивным

-: локально-моделирующим

+: системно-моделирующим


 

Задание №9 лёгкое

+: дидактические способности

-: гностические способности

-: речевые способности

-: перцептивные способности


 

Задание №10 сложное

-: эмоциональное истощение

+: информационный стресс

-: деперсонализация

-: редукция личных достижений


 

Задание №11 средней трудности

-: мотивы личностной самореализации

+: альтруистические мотивы

-: мотивы самоутверждения

-: профессиональные мотивы


 

Задание №12 средней трудности

-: эмоционально-импровизационный

+: рассуждающе-методичный

-: эмоционально-методический

-: рассуждающе – импровизационный


 

Задание №13 лёгкое

+: Сократ

-: Менеджер

-: Генерал

-: Гид


 

Задание №14 средней трудности

-: мотивация

-: средства и способы решения поставленных задач

-: продукт и результат педагогической деятельности

+: самоконтроль и самооценка


 

Задание №15 средней трудности

+: продуктивность

-: целенаправленность

-: мотивированность

-: предметность


 

Задание №16 средней трудности

-: информационной

-: контактной

+: побудительной

-: эмотивной


 

Задание №17 сложное

+: деструктивное

-: сдерживающее

-: индикаторное

-: компенсаторное


 

Задание №18 лёгкое

+: Авторитарный

-: Тоталитарный

-: Демократический

-: Либеральный


 

Задание №19 средней трудности

-: эффекта ореола

-: эффекта последовательности

+: эффекта инерционности

-: эффекта стереотипизации


 

Задание №20 лёгкое

+: Мотивационного конфликта

-: Организационного конфликта

-: Конфликта взаимодействий Задание №21 сложное

+: Принцип субъектности

-: Принцип ориентации на ценностные отношения

-: Принцип принятия ребёнка во всей полноте его достоинств и недостатков.

-: Принцип культуросообразности.


 

Задание №22 лёгкое

-: доконвенциональная мораль

-: конвенциональная мораль

+: постконвенциональная мораль

-: мораль поддержания отношений


 

Задание №23 лёгкое

-: космос, планета, мир

+: этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения

-: семья, микросоциум, институты воспитания

-: страна, общество, государство


 

Задание №24 лёгкое

-: индивид

-: субъект

+: личность

-: индивидуальность


 

Задание №25 сложное

-: это совокупность и результат воздействий со стороны семьи и социума в целом, направленных на формирование социально адаптированного человека.

+: это открытая система, постоянно изменяющаяся и обновляющаяся через получение нового индивидуального и социального опыта

-: это сформированная при помощи специально организованных воздействий и подкреплений система поведения

-: это совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других индивидов


 

Задание №26 лёгкое

-: учение

-:обучение

+: научение

-: учебная деятельность

Задание №27 лёгкое

+:.Л.С. Выготским

-: Л.С. Рубинштейном

-: Дж. Брунером

-: Б.Г. Ананьевым


 

Задание №28 лёгкое

-: Давыдов В.В.

-:Эльконин Д. Б.

-: Гальперин П.Я.

+: Занков Л.В.


 

Задание №29 лёгкое

+: П.Я. Гальперина

-: Б. Скиннера

-: В.В. Давыдова

-: Л.В. Занкова


 

Задание №30 средней трудности

-: Дебаты

-: Дискуссия

+: Лекция

-: Учебная игра


 

Задание №31 средней трудности

-:мотив

-:цель

+:навык

-: контроль


 

Задание №32 сложное

-: законом эффекта

+: законом Йеркса-Додсона

-: законом упражнений

-: законом плато в формировании навыка


 

Задание №33 средней трудности

-: исполнительными

-: контрольными

-: оценочными

+: ориентировочными

Задание №34 средней трудности

+: ретроспективная

-: прогностическая

-: текущая

-:предварительная


 

Задание №35 сложное

+: ориентировочных действий

-: исполнительных действий

-: контрольных действий

-: оценочных действий


 

Время выполнения теста: 90 минут

Количество заданий: 35 Все тестовые задания – закрытого типа.

Способ оценивания: оценка. Правильный ответ = 1 балл. 35 – 31 баллов = отлично

30 – 25 баллов = хорошо

24 – 17 баллов = удовлетворительно До 17 баллов = неудовлетворительно


 

Составитель: ст. преподаватель Латыпов И.В. кафедра Психологии.


 

Ключ к тесту


 

  1. в

  2. а

  3. а

  4. б

  5. а

  6. а

  7. а

  8. г

  9. а

  10. б

  11. б

  12. б

  13. а

  14. г

  15. а

  16. в

  17. а

  18. а

  19. в

  20. а

  21. а

  22. в

  23. б

  24. в

  25. б

  26. в

  27. а

  28. г

  29. а

  30. в

  31. в

  32. б

  33. г

  34. а

  35. а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////

 

Кондиционирование | Определение, примеры, Павлов и факты

Иван Павлов

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Б. Уотсон Кеннет Уортинби Спенс Нил Э. Миллер
Похожие темы:
Павловское кондиционирование оперантного кондиционирования условный раздражитель Коробка Скиннера условное армирование

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

обусловливание , в физиологии, поведенческий процесс, при котором реакция становится более частой или более предсказуемой в данной среде в результате подкрепления, при этом подкрепление обычно является стимулом или вознаграждением за желаемую реакцию. В начале 20 века, изучая рефлексы, физиологи России, Англии и США разработали процедуры, наблюдения и определения условного рефлекса. После 19В 20-е годы психологи обратились к изучению природы и предпосылок обусловливания.

Теории стимул-реакция (S-R) занимают центральное место в принципах обусловливания. Они основаны на предположении, что человеческое поведение научается. Один из первых исследователей в этой области, американский психолог Эдвард Л. Торндайк, постулировал Закон Эффекта, согласно которому те поведенческие реакции (R), за которыми чаще всего следовал удовлетворительный результат, с наибольшей вероятностью становятся установившимися моделями и повторяются. в ответ на тот же стимул (S). Эта базовая схема S-R называется неопосредованной. Когда отдельный организм (О) воздействует на раздражители каким-либо образом, например, думая об ответе, ответ считается опосредованным. Теории поведения S-O-R часто используются для объяснения социального взаимодействия между людьми или группами.

Подробнее по этой теме

Обучение животных: Ассоциативное обучение: обучение

В изучении обучения животных в лаборатории долгое время преобладали эксперименты по обучению . Это доминирование…

Обусловливание — это форма научения, при которой либо (1) данный стимул (или сигнал) становится все более эффективным в пробуждении реакции, либо (2) реакция возникает с возрастающей регулярностью в четко определенной и стабильной среде. Тип используемого подкрепления будет определять результат. Когда два стимула предъявляются в подходящее время и по интенсивности, один из них в конечном итоге вызывает реакцию, сходную с реакцией другого. Этот процесс можно описать как замену стимула. Эта процедура называется классическим (или респондентным) обусловливанием.

В этой традиционной методике, основанной на работе русского физиолога Ивана Павлова, собака помещается в упряжке в звукоизолированном помещении. При каждом испытании кондиционирования за звуком колокольчика или метронома сразу же следует пищевой порошок, вдуваемый воздушным потоком в рот собаки. Здесь тон колокольчика известен как условный (или иногда условный) раздражитель, сокращенно УС. Слюноотделение собаки при этом звуке является условной реакцией (УР). Сила обусловливания измеряется количеством капель слюны, выделяемой собакой во время тестовых испытаний, в которых пищевой порошок не дается после звонка звонка. Первоначальная реакция слюноотделения собаки на введение пищи в рот называется безусловным ответом (УР) на пищу, которая является безусловным раздражителем (БС).

Инструментальное, или оперантное, обусловливание отличается от классического обусловливания тем, что подкрепление происходит только после того, как организм выполнит заранее определенный поведенческий акт. Когда США не используются для инициации конкретного действия, которое необходимо обусловить, требуемое поведение известно как оперант; как только это происходит регулярно, оно также считается условной реакцией (что соответствует его аналогу в классическом обусловливании). Американский психолог Б. Ф. Скиннер изучал спонтанное (или оперантное) поведение с помощью вознаграждения (подкрепления) или наказания. Например, голодное животное будет реагировать на ситуацию наиболее естественным для него образом. Если одна из этих реакций приводит к вознаграждению в виде еды, вполне вероятно, что конкретная реакция, которая привела к вознаграждению в виде еды, будет повторяться и, таким образом, будет усвоена. Поведение, которое способствовало получению награды, становится для животного особенно важным. Тот же тип обусловливания может быть применен к действию, позволяющему животному убежать от болезненных или вредных раздражителей или избежать их.

Существует несколько типов графиков кондиционирования. Графики непрерывного подкрепления обеспечивают поощрение за каждую правильную реакцию, в то время как графики прерывистого подкрепления усиливают одни реакции, но не подкрепляют другие. Существует несколько вариантов прерывистого графика подкрепления; например, график с фиксированным соотношением обеспечивает подкрепление только после фиксированного количества правильных ответов, в то время как график с переменным соотношением обеспечивает подкрепление после переменного количества правильных ответов. В немного другом подходе график с фиксированным интервалом обеспечивает подкрепление за первую правильную реакцию после определенного интервала времени. При расписании с переменным интервалом подкрепление дается через разное количество времени. Кондиционирование, основанное на прерывистом графике подкрепления, даст более сильные результаты по сравнению с фиксированным графиком кондиционирования; то есть поведение, вызванное прерывистыми схемами подкрепления, гораздо труднее разучить или отбросить.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Психологи обычно предполагают, что большая часть обучения происходит в результате инструментальной обусловленности (такой, которую изучал Скиннер), а не классической обусловленности. Однако центральное место во всех формах поведенческого взаимодействия занимает концепция, согласно которой обусловливание создает изменение в поведении животного и что это изменение приводит к обучению.

Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Эми Тикканен.

10 определений обучения

You are here: Home / Познание / 10 определений обучения

Конни Маламед


Мы знаем, что человеческий мозг чрезвычайно сложен и до сих пор остается загадкой. Из этого следует, что мы понимаем обучение — основную функцию мозга — по-разному. Если вы ищете определение обучения, эти десять объяснений показывают множество способов понимания и описания обучения.

  1. «Изменение характера или способностей человека, которое сохраняется в течение определенного периода времени и не может быть просто приписано процессам роста».
    — Из «Условий обучения» Роберта Ганье
  2. «Обучение — это относительно постоянное изменение знаний или поведения человека благодаря полученному опыту. Это определение состоит из трех компонентов: 1) продолжительность изменения является долгосрочной, а не краткосрочной; 2) очаг изменения — содержание и структура знаний в памяти или поведение обучаемого; 3) причиной изменения является опыт учащегося в окружающей среде, а не усталость, мотивация, наркотики, физическое состояние или физиологическое вмешательство».
    – Из обучения в Энциклопедии исследований в области образования, Ричарда Э. Майера  
  3. «Мы определяем обучение как преобразующий процесс восприятия информации, которая, будучи усвоена и смешана с тем, что мы пережили, изменяет то, что мы знаем, и основывается на том, что мы делаем. Он основан на вводе данных, процессе и размышлениях. Это то, что меняет нас».
    – Из «Нового социального обучения» Тони Бингэма и Марсии Коннер
  4. «Было высказано предположение, что термин «обучение» не поддается точному определению, потому что он используется многократно. Обучение используется для обозначения (1) приобретения и освоения того, что уже известно о чем-либо, (2) расширения и уточнения смысла своего опыта или (3) организованного, преднамеренного процесса проверки идей, имеющих отношение к проблемам. Другими словами, он используется для описания продукта, процесса или функции».
    – Из книги «Как учиться: прикладная теория для взрослых» Р.М. Смит
  5. «Приобретение знаний и навыков и их доступность в памяти, чтобы вы могли понять будущие проблемы и возможности». (Послушайте интервью с одним из авторов.)
    Из книги «Сделай это прилипчивым: наука об успешном обучении» Питера К. Брауна, Генри Л. Редигера III, Марка А. Макдэниела
  6. «Процесс , который приводит к изменению , который возникает в результате опыта и увеличивает потенциал повышения производительности и обучения в будущем».
    Из книги «Как работает обучение: семь основанных на исследованиях принципов умного обучения» Сьюзан Амброуз и др.
  7. «Процесс получения знаний и опыта».
    Из книги «Взрослый ученик» Малкольма Ноулза
  8. «Обучение включает усиление правильных ответов и ослабление неправильных ответов. Обучение включает в себя добавление новой информации в вашу память. Обучение включает в себя осмысление представленного материала, обращая внимание на соответствующую информацию, мысленно реорганизуя ее и связывая с тем, что вы уже знаете».
    Из книги «Электронное обучение и наука об обучении» Рут С. Кларк и Ричарда Э. Майера
  9. «Стойкое изменение в производительности или потенциальной производительности человека… [которое] должно происходить в результате опыта учащегося и взаимодействия с миром».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts