Процесс приобретения знаний человеком: Познание представляет собой процесс приобретения новых знаний. Но если сохранять всё, то, быть может, не…

Тема 1 — Обществознание 11 класс

Познание.

 

Знание в узком смысле — любого рода информация.

Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.

Знание — проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон:« Знание-сила».

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология— учение о познании.

Онтология— учение о бытие.

Бытие— мир вокруг нас.

Субъект познания — познающий человек.

Объект- то или кто познаётся.

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:

1.      чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1.     Ощущение— отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)

2.     Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)

3.     Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

—       отражает только признаки предметов

—       пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

—       нельзя постичь сущности предметов и их свойств

2.      рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

1.     Понятие— мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

2.     Суждение— форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое.Соловей- не насекомое.)

3.     Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

— индукция — от частного к общему

дедукция — от общего к частному

аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

—       имеет обобщенный характер

—       носит абстрактный характер

—       активно и целенаправленно

—       связано с речью

Цель познания — истина.

Ложь — преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.

Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

1.     объективность- независимость от сознания человека

2.     конкретность

3.     это процесс

Виды истины:

1.     Абсолютная — полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

2.     Относительная

— изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

1.     материальное производство (ВГО)

2.     социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)

3.     научный эксперимент.

Функции практики:

1.     практика- источник познания

2.     практика – основа познания

3.      практика – цель познания

4.     практика – критерий истины.

Пути познания:

1.     Ненаучный

а) мифологический

б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания — набор сведений.

в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.

д) художественно-образный

2.     Научный

Паранаука — околонаучное знание

Особенности научного познания:

1.     стремится к максимальной объективности

2.     стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

3.     Использует особый научный язык

4.      использует особые методы

Уровни научного познания:

1.эмпирический — в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2.теоретический —  в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)

Методы научного познания:

1.     наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.

2.     эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.

3.     сравнение. Эмпирический метод.

4.     воображение. Теоретический метод.

5.     выдвижение гипотез. Теоретический метод.

6.     построение теоретических моделей. Теоретический метод.

Направления в развитии научных знаний:

1.     постепенное накопление- НТП

2.      научная революция ( Эйнштейн)

 

§ 10. Образование. —

1. Запиши определение понятия.

Образование-

процесс приобретения знаний в мире, культуре, ценностях общества, получения знаний, воспитания и развития.


2. В современном мире образование является одним из показателей условия развития государства, а его доступность — одним из индикаторов качества жизни. Объясни почему?

Без образования невозможно ни культурное, ни научное развитие. Людей надо обязательно просвещать.



3. Прочитай текст и выполни задания.

…Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты…
Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования — передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией — обучения изменению культуры, прогнозированию… с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий…
В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены… Вместо заучивания фактов — умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.
Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни, — уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира…

(А. Гин, современный общественный деятель)

1) Что, по мысли автора, характеризует нынешнюю систему образования?

Обучение навыкам для жизни в статичном мире и обществе.

2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять?

Новая система образования должна давать людям навыки для изменчивого мира.

3) Почему автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией?


Ученик должен понимать каким образом информация была получена, а не просто зубрить её.

4) Приведи пример ситуации

а) недостатка информации:  очень малый процент информации достоверен.
б) избытка некачественной информации: сейчас в интернете очень много некачественной информации.



4. В 1993 и в 2013 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Внимательно изучи диаграмму, выполни задания и ответь на вопросы.

1) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 1993г?

Успех в жизни не зависит от образования.

2) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 2013г?

Высшее профессиональное образование.

3) Определи, какие изменения произошли с каждым показателем в 2013 г. по сравнению  с 1993 г.:

полное (среднее) образование: уменьшился
среднее профессиональное образование: увеличился
высшее профессиональное образование: увеличился
успех в жизни не зависит от образования: уменьшился

4) Сделай два-три вывода, опираясь на данные диаграммы.

Раньше очень много людей думали, что успех в жизни не зависит от образования. Сейчас их мнение поменялось.

5) Предположи,  какие перемены в жизни общества могли повлиять на изменение отношения граждан к образованию.

В наше время образование нужно каждому, иначе нельзя будет найти достойную работу. Раньше можно было работать и с очень низким образованием.



5. Ещё в ХХ веке человек, получивший высшее профессиональное образование, мог быть уверен в том, что полученных знаний ему хватит на весь период его работы. В современном мире знания — скоропортящийся товар. Они быстро устаревают. Назови основную причину этого явления.

Быстрое развитие технологий, усовершенствование знаний.

Что такое непрерывное образование? Образование, которое постоянно развивается, улучшается.

Как способность работника к самообразованию, его готовность к повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности влияют на его конкурентоспособность на  рынке труда?

Более образованные и квалифицированные работники намного востребованнее, чем другие.



6. В учебники перечислены качества человека, отвечающие запросам информационного общества. Дополни этот список.

Умение понимать и обрабатывать информацию.



7. Заполни пропуски в схеме.

10 методов эффективного приобретения знаний

Знания — основа всего сущего. Без знания не существовало бы ничего, как мы его воспринимаем. Это обязательно и необходимо. Знания являются строительными блоками любого фундамента. Знание — это ключ к открыванию дверей, которые в противном случае были бы заперты. Товары пользуются спросом только благодаря знаниям и осведомленности.

1) Тщательно исследуйте

Погружение в этот мир информации может оказаться сложной задачей для понимания и понимания. Было доказано, что проведение надлежащих исследований способствует установлению фактов. Истина — это то, что имеет ценность при исследовании конкретной темы. Старайтесь изо всех сил не позволять эмоциям влиять на то, как вы воспринимаете то, что вам объясняют. Интернет — прекрасное место для начала, и этим можно и закончить. Тем не менее, добавление чтения книг является верным методом для улучшения ваших исследований. Наличие ясности и точности — вот разница между получением знаний и обманом.

2) Чтение книг

Уровень удобства не имеет себе равных при чтении книг, электронных или физических. Этот процесс может быть выполнен в любом месте, куда вы решите пойти, и не имеет никаких ограничений. Не всегда есть доступ к Интернету, и нельзя полагаться на то, что он расширит ваш кругозор. Информация, представленная в книгах, является прямой, в отличие от чтения опубликованных статей в Интернете.

Чтение стимулирует мозг концентрироваться исключительно на каждом слове, записанном в тексте, и расширяет возможности воображения. Когнитивная функция меняет направление при цифровом чтении. Используются ярлыки, выполняется поиск ключевых слов, и страница исчезает после ее завершения, что делает невозможным вернуться на страницу для обзора. Тем не менее, это не означает, что один метод лучше другого. Баланс — вот что важно. Не пренебрегайте силой книг.

3) Действуйте осознанно

Многие люди погрязают в рутине, делая то, что им нужно для выживания, что может сделать их действия механическими. Действия затем выполняются бездумно, а на процедуру можно повлиять негативно. Сядьте поудобнее, очистите свой разум и глубоко обдумывайте каждое свое движение. Поставить себя в ловушку — самое смертельное решение, которое вы можете принять. Улучшение обстоятельств является частью счастливой жизни. Оставаясь осознанно осведомленным о вашем окружении и окружающей среде, вы можете предотвратить возникновение ужасных проблем. Поймите, что ваши действия влияют на окружающих, а также на людей, которых вы никогда не встретите. Двигайтесь вперед с твердой целью и постоянством.

4) Выработайте хорошие привычки

У всех нас есть вредные привычки. Это недостатки, которыми мы все обладаем, но не соглашайтесь на то, чтобы ваши плохие привычки перевешивали хорошие. Каждый день новый и другой; тем не менее, есть еще обязанности, обязанности и задачи, за которые мы несем ответственность. Мы должны делать одно и то же каждый день, чтобы выжить, и это привычки, которые мы выбираем для развития. Замена вредных привычек хорошими может занять месяцы, и это нелегкий подвиг. Когда вы зациклены на чем-то, что не улучшает ваши обстоятельства, это становится плохой привычкой.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Какой бы ни была привычка, признайте, что вы зря тратите время, и замените ее страстью, которая принесет вам пользу. Эти привычки могут варьироваться от чего-то такого простого, как больше готовить, до установки крайнего срока для проекта, который вы создаете.

5) Упряжь Производительность

Трудовая этика имеет большое значение в этой жизни. Есть время для игр и отдыха, но вы должны посвятить весь день рутине. Каждый день вы должны стремиться к чему-то лучшему. Помимо вашей работы, вы должны работать над чем-то новым, что будет стимулировать ваш ум. Всегда есть над чем работать. Это может быть работа над собой, помощь другим, развитие бизнеса, поиск другой работы или даже что-то простое, например, уборка и наведение порядка в доме. Скука — это результат отсутствия вдохновения и отсутствия стремления стать лучше.

6) Ставьте достижимые цели

Установите реалистичные сроки для целей, которых вы хотите достичь. Не обманывайте себя, пытаясь завершить то, над чем вы работаете, слишком быстро. Поспешные переезды опасны, и их нужно регулировать. Попробуйте назначить дату, которая соответствует вашему графику, а затем перенесите ее на несколько дней вперед. Таким образом, вы сможете выполнить цель раньше установленного срока. Если вы слишком быстро сосредоточитесь на достижении цели и не уложитесь в срок, вы только разочаруетесь и, возможно, сдадитесь. Цели подобны якорям; как только они будут установлены, они останутся в выравнивании.

7) Поощряйте других

Поддерживайте видение людей и давайте им положительные отзывы о том, чего они пытаются достичь. Пусть они знают, что то, к чему они стремятся, важнее их самих. Появляйтесь на их мероприятиях. Конструктивная критика оправдана только в том случае, если вы являетесь настоящим человеком, и ее следует высказывать только в том случае, если в этом вопросе есть личные отношения.

8) Верь в себя

Вера в то, что ты делаешь, — это невероятно ненасытная сила. Это заставляет вас расти, помогает вам больше любить себя и постоянно выталкивает вас за пределы вашей зоны комфорта. Поймите огромную реальность того, что нужно, чтобы стать тем, кем вы хотите стать. Если кто-то сомневается в вас, не утруждайте себя их выслушиванием, потому что, если вы потворствуете их негативу, вы зря потратите свое время и энергию. Обязательно принимайте во внимание то, что они говорят, но никогда не позволяйте этому уменьшать видение, которым вы были благословлены.

9) Принять боль

История учит нас, что те, кто испытывает боль больше всего, добиваются успеха. В этой жизни вам ничего не будет дано; боль является неизбежным эмоциональным состоянием. Вы должны научиться наслаждаться оковами боли, преодолевать их и видеть свет в конце туннеля. Тьма — это всего лишь отсутствие света. У всех нас есть возможность пролить свой собственный свет.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

10) Учитесь на своих ошибках

Неудачи – это часть жизни. Без неудач никто из нас не смог бы учиться. Ваш лучший учитель — это последняя ошибка, которую вы совершили, и ничто не может превзойти накопление опыта. Критически подумайте, почему вы потерпели неудачу в определенных действиях, затем внесите коррективы, выработайте стратегию и повторите попытку. Процесс обучения — это циклический процесс, подобный вращению Земли вокруг своей оси.

Автор фото: Анна Эрл, unsplash.com

Как люди приобретают знания?

Доктор Лила Пурушоттам Дас Метод обретения трансцендентного знания Как мы приобретаем знания, Как приобретать знания в Бхагавад-гите, Процесс приобретения знаний, Что такое знания — В этом блоге описываются четыре метода получения знаний — прямое восприятие, логический вывод, исторические свидетельства и слухи из авторитетных источников, ловушки на пути к получению знаний и их устранение, а также важность получения информации из авторитетных источников.

Содержание

Эпистемология: приобретение знаний

1. Прямое восприятие

Принято говорить, что видишь, значит веришь. Мы используем наши пять чувств – глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус) и кожу (осязание), чтобы познавать окружающий мир. Это называется непосредственным восприятием. Прямое восприятие зависит от чувств и ума. В прямом восприятии мы можем сказать, что еда вкусна, когда ее съели, или что погода холодная или теплая, по ощущениям нашей кожи. Цветок дает аромат, вода в ручье естественно прохладная, а слишком яркий свет причиняет боль – все это непосредственные переживания. Сложные инструменты созданы для наблюдения за микроскопическими и макроскопическими объектами. С помощью электронного микроскопа можно наблюдать клеточный рост червя, начиная с одной клетки. С помощью телескопа Хаббл можно увидеть небесные объекты.

2.Исторические свидетельства

Чтобы установить исторические факты, например, как жили люди в определенную эпоху, какую пищу они ели, какую одежду носили, каковы были их верования, какова была их жизнь и каковы были их мысли, историки использовать письменные, визуальные, слуховые и вещественные доказательства. Например, некоторые недавние события — правление Акбара в Индии с 1556 по 1605 год, правление Индии британцами с 1757 по 1947 год и основание династии Маурьев Чанакьей в 322 году до нашей эры — были записаны в недавней истории. Точно так же из ведической литературы мы узнаем, что Господь Рама правил Бхарата-Варшей около 2 миллионов лет назад, а Господь Кришна совершил Свою божественную лилу около 5000 лет назад.

3. Логический вывод

Вывод делается для того, чтобы выйти за рамки имеющихся свидетельств прямого восприятия и прийти к заключению с помощью логического рассуждения.
Например, одна конкретная форма в логике называется modus ponens и имеет следующую структуру:

I. Если А, то В,
II. Начиная с A
III. Поэтому B

Здесь I и II называются посылками, а III — заключением, т. е. если I и II «Истинны», то III должно быть «Истинно». Например, если мы возьмем «Если небо облачно, может пойти дождь» и «Небо облачно» как две предпосылки, то выводом будет «может идти дождь».

4. Получение информации от уполномоченных источников

Очень эффективным и действенным методом получения знаний является получение их от уполномоченного источника. Например, человек поступает в лучший университет, такой как IIT Kanpur, чтобы стать профессиональным инженером-электриком. В AIIMS Delhi поступают, чтобы получить медицинское образование. Точно так же человек ищет руководства духовного эксперта и духовных книг, чтобы изучить науку о душе.

Ловушки на пути приобретения знаний и их устранение

Однако мы должны отметить, что любой метод приобретения знаний, основанный на чувствах и уме, никогда не бывает совершенным из-за следующих четырех неизбежных заблуждений

1. Наши чувства ограничены

Например, глаза могут видеть только ограниченный диапазон стимулов (например, они не видят радиоволн), имеют ограниченную разрешающую способность, их зрение заблокировано вещами и т. д. То же самое верно для других органов чувств и даже для сложных научных инструментов.

2. Мы подвержены иллюзии

Вывод, вытекающий из чувственного опыта, подвержен ошибкам, потому что сам ум несовершенен. Например, частично погруженная в воду палка кажется сломанной у поверхности воды, а веревка в темноте пугает нас, создавая впечатление змеи. Это происходит потому, что мы пытаемся сделать вывод, основанный на нашем ограниченном чувственном опыте и знаниях. Даже в науке мы основываем свои выводы на наших предыдущих несовершенных выводах, тем самым запутываясь в густой сети иллюзий 9.0003

.

3. Мы делаем ошибки

Помимо ограниченных чувств и ума, у нас ограничены познавательные, интеллектуальные и физические ресурсы. Следовательно, мы совершаем ошибки.

4. Мы склонны обманывать других

Чтобы достичь совершенного знания, нужно быть абсолютно беспристрастным и непредубежденным. Человек, который всегда действует с нейтральной позиции, правильно мыслит. Он не предубежден из-за своего эгоистичного мышления, он не предвзят из-за эгоистичного мышления других, он не предвзят из-за собственного имени и славы, и он ничем не пристрастен. В тот момент, когда вы предвзяты, вы не можете стать правильным мыслителем.

Но наше стремление к знаниям часто омрачается многими другими искушениями, которые могут быть связаны с богатством, славой или чувственными наслаждениями, и это лишь некоторые из них.
Из-за этих дефектов прямое восприятие, основанное либо на земных чувствах, либо на сложных инструментах и ​​одних только логических выводах, не может привести нас к совершенному знанию. Однако для достижения совершенного знания можно полагаться на совершенные авторизованные источники.

Особенно в случае познания души и Сверхдуши можно полагаться на совершенный источник — Кришну. Слушать Кришну — это, безусловно, самый безошибочный способ обрести трансцендентное знание. Такой процесс слушания и его применение в жизни называется бхакти-йогой.

Процесс бхакти-йоги направляет чувства и ум человека к очищению от всех дефектов. Тогда даже прямое восприятие и логические рассуждения помогают увидеть душу и Сверхдушу. Мы остановимся на этой теме в следующих блогах.

Важность получения информации из официальных источников

В 1994 году, обращаясь к примерно 200 школьникам в Бетанати, штат Одиша, я задал вопрос: «Откуда вы знаете, кто ваш отец?» Я был приятно удивлен, когда все они откликнулись ответом, что знают это от своих матерей. Когда я задаю этот вопрос студентам ИИТ, они в основном молчат, а некоторые отвечают, что пойдут на ДНК-тест. Этот ответ шокирует, поскольку все они уже приняли своих отцов, основываясь на авторитете своих матерей.

Это можно назвать режимом отказа, поскольку мы не хотим принимать полномочия. Точно так же, как вы принимали своего биологического отца, основываясь на авторитете своей матери, подобным образом, чтобы понять своего духовного отца, вы должны принять авторитет Вед. Если вы отвергаете авторитет своей матери, то можете оказаться в неловкой ситуации, когда вам придется проводить тесты ДНК.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts