Процессуальная психотерапия: Процессуально-ориентированная психотерапия. Что такое «Процессуально-ориентированная психотерапия»? Понятие и определение термина «Процессуально-ориентированная психотерапия» – Глоссарий

Процессуально-ориентированная психотерапия. Что такое «Процессуально-ориентированная психотерапия»? Понятие и определение термина «Процессуально-ориентированная психотерапия» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Процессуальная терапия – направление в психологии, основанное американским психотерапевтом Арнольдом Минделлом в 70-х годах прошлого века. Методы западной психологии, такие как юнгианский анализ, телесные и арт-терапевтические практики объединяются в этом направлении с идеями восточной философии.

Минделл расширил юнгианскую концепцию бессознательного, добавив к ней непреднамеренные (т.е. не подчиняющиеся сознательному контролю) телесные сигналы, а также недоступные для осознания содержания психики (восприятия, идеи, убеждения). Под процессом в этом направлении понимается и юнгианский процесс индивидуации, в котором объединяются содержания сознания и бессознательного, так и, в более широком смысле, восприятие потока информации, поступающей из внешних и внутренних источников.

Процессуальная работа основана на практиках осознавания, во время которых происходит расширение опыта за счет включения в него «вторичных процессов» — переживаний, воспринимаемых как «чуждые», нам не принадлежащие. Такие переживания могут относиться к различным сферам человеческой жизни – личной, семейной, социальной, общечеловеческой, часто они служат основой для создания проекций и предубеждений.

В основе метода лежат принципы даосизма, следования природе. Минделл считает что все, что происходит в теле, в душе человека, в его отношениях с другими людьми, и даже то, что он воспринимает как свою проблему, является его учителем. Во всем этом можно найти ключ к достижению целостности, здоровью, гармонии с собой и окружающим миром.

Любой симптом или проблема содержит в себе информацию о своем решении, она является «посланием», которое необходимо понять. Методы процессуальной терапии применяются для работы с телесными симптомами, депрессиями, зависимостями, проблемами в отношениях.

В процессуальной работе широко используются техники активного воображения, интерпретации сновидений, телесные методы, медитации, приемы арт-терапии, актерской игры, практики целительства, и т.д.

Основные представители метода: Арнольд Минделл, Эми Минделл, Макс Шупбах.

< Процесс психический

Психиатрия >

Популярные термины

    Процессуально-ориентированная психотерапия

    Уроки дао

    Эта духовная практика дает нам ключ к совершенно иной, более гармоничной жизни, убеждены последователи дао. И действительно: краткие, парадоксальные формулировки ее главных принципов, в которых сконцентрирована мудрость китайской философии, сегодня звучат очень современно.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как мужчины и женщины воспринимают развод: 3 правила выгодных договоренностей
    • Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома
    • Коучинг и психотерапия: 5 основных различий
    • «Мужчины постоянно меня используют — для секса, работы или разговора по душам»
    • Искусство изящного ухода от неудобных вопросов: как его освоить
    • Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии
    • Ложная близорукость: что это и как лечится
    • «Пора заводить собаку!»: что нужно знать до появления питомца — взвесьте за и против

    Сегодня читают

    • Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков
    • «Спустя год после расставания мой бывший и его мать начали меня преследовать»
    • «Не могу понять, кто я и зачем я здесь»
    • «Мой мужчина уходит к бывшей. Ей нужны его деньги»
    • «Жду ребенка от африканца. Он меня бросил, родители настаивают на аборте»
    • «Узнала, что муж переписывается с молодой девушкой. Не знаю, как поступить в такой ситуации»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Процессуально-ориентированная психология и психотерапия

    Сербина Л.Н.

    «Процессуальная работа» или «Процессуально-ориентированная психология» — метод, созданный американским психотерапевтом Арнольдом Минделлом в 70-х годах прошлого века и получивший широкое распространение во всем мире, является одним из методов Процессуальной психотерапии, сутью которой является разворачивание исцеляющего процесса из тенденций самой решаемой проблемы. Характерным для этого метода является понятие процесса «Сновидения», который может обозначать, некую тенденцию как процесс, происходящий в сознании, причем не только ночью, но и днем.

    Расширенное определение модальности

    «Процессуальная работа» или «Процессуально-ориентированная психология» — метод, созданный американским психотерапевтом Арнольдом Минделлом в 70-х годах прошлого века и получивший широкое распространение во всем мире, является одним из методов Процессуальной психотерапии, сутью которой является разворачивание исцеляющего процесса из тенденций самой решаемой проблемы. Характерным для этого метода является понятие процесса «Сновидения», который может обозначать, некую тенденцию как процесс, происходящий в сознании, причем не только ночью, но и днем.

    Метод восходит корнями к аналитической психологии Юнга, и включает в себя другие направления современной психологии и психотерапии, последние открытия, соединяющие психологию и квантовую физику, а так же традиционные духовные подходы востока и запада.

    Процессуальная психология и психотерапия помогает происходить и свершаться процессам, которые заложены «внутри» человека, организации, сообщества. Процессуальная работа создает условия для завершения тех процессов, которые происходят. Процесс — это изменение в том, что мы наблюдаем: в потоке сигналов и тех сообщений, которые они в себе несут.

    Главным используемым психологическим механизмом в этом методе является естественный процесс достижения целостности посредством осознавания изначально непроизвольных проявлений бессознательных частей психики (сигналов «вторичного процесса») как принадлежащих уже сознательной идентичности («первичному процессу») путем преодоления «края» идентичности.

    В процессуальной работе можно выделить три основных этапа и первый это получение доступа к тенденциям процесса, которые в данном методе находятся во вторичных сигналах, обнаруживаемых в телесных симптомах; ночных сновидениях, незаконченных или неосознаваемых движениях, во внутриличностных и внешних конфликтах и повторяющихся внешних событиях. Второй разворачивание тенденций в исцеляющий процесс и третий поддержания процесса до окончания работы, с помощью следующих техник:

    амплификация, усиление проявлений (сигналов) вторичного процесса;

    смена сенсорных каналов, в которых наблюдаются сигналы вторичного процесса;

    ассоциирование с фигурой вторичного процесса или симптома — естественно возникающая в процессе разновидность ролевой игры.

    Конечной целью работы является проявление и интеграция вытесненных или еще не оформленных частей психики, которые только «стремятся» стать частью само идентичности, то есть — достижение (большей) целостности и осознанности.

    1. А.Минделл «Работа со сновидящим телом», МПЖ, Москва 1993 № 1-4
    2. А.Минделл «Сидя в огне», Москва 2004.329 с.
    3. А.Минделл «Сновидение в бодртвовании», Москва 2004
    4. А.Минделл «Ученик создателя сновидений», Москва 2003
    5. А.Минделл (пер. с англ.). Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии). Часть I-2—М.: Институт психологии РАН, 1993—160 с.
    6. А.Минделл На краю жизни и смерти: Кома: Ключ к пробуждению; Са­мостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом/Пер, с англ. В.В. Самойлова. — М. 1990
    7. А.Минделл Сила безмолвия: как симптомы обогащают жизнь. М.: АСТ и др., 2003. 348 с.
    8. А.Минделл Тело шамана. М.: АСТ и д., 2004. 240 с.
    9. А. Минделл, Э. Минделл Вскачь задом наперед: процессуальная работа в теории и практике. М.: ТПИ, 1998. 224 с.
    10. А. Минднлл ГЕО-ПСИХОЛОГИЯ в шаманизме, физике и даосизме — Издательство АСТ, 2007
    11. А. Минделл САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ Внутренняя работа со сновидящим телом   —   Аверс, 1987
    12. Арнольд Минделл Квантовый Ум: грань между физикой и психологией. Портланд, Лао цзы пресс, 2000. Москва, 2008
    13. Сербина Л. Н. С 32 Процессуально-ориентированный подход. (методическое пособие). — М.: Издательство «Перо», 2011. — 32 с.

    Подписка на новости

    Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.

    Модель процесса | Институт процессной терапии

    Какова основная перспектива модели процесса?

    Мы считаем, что все мы ищем чувство удовлетворения и благополучия в нашей жизни. Когда мы испытываем это благополучие, мы позволяем нашей жизненной энергии течь легко и без сопротивления. Однако, когда происходят негативные события и мы чувствуем, что мы сломлены или не в безопасности, мы ограничиваем поток своего благополучия.

    Это ограничивает поток нашей энергии, и именно тогда мы испытываем недомогание. Процессуальная модель терапии помогает нам определить наши ограничения и снять их, позволяя увеличить поток нашей жизненной энергии. Мы сосредоточены на том, чтобы помочь вам расширить вашу связь с сознанием и научиться действовать оттуда.

    Каковы концепции этой модели в отношении отношений?
    • Отношения человека с Самостью распространяются на его или ее отношения с другими.
    • Через наши отношения с другими мы выясняем наши отношения с самими собой.
    • Отношения — это дар для самопознания, а также возможность прославить себя с другими.
    • Отношения становятся нереализованными, когда мы зацикливаемся на своих старых травмах и проблемах, а затем проигрываем их на других.
    • Отношения можно улучшать, развивать и развивать по мере того, как люди в них становятся более сознательными и удовлетворенными.
    Какие цели преследует эта модель терапии?
    • Чтобы предложить клиентам преодолеть, исцелить и выйти за пределы старых и неэффективных моделей взаимодействия, которые мешают полноценной жизни.
    • Чтобы предложить клиентам расширить свое ощущение благополучия, разрешив жизненные ограничения, которые ограничивали их жизненную энергию и поток благополучия.
    • Чтобы предложить клиентам учиться и вносить свой вклад в общение, решение проблем и поддержание позитивного взаимодействия.
    • Чтобы предложить клиентам обнаружить свои непродуктивные взаимодействия в своих отношениях и практиковать новые методы, которые приводят к большему удовлетворению в их взаимодействиях.
    Что происходит на терапии?

    Приход на консультационную сессию очень похож на поход в исследовательский центр, где все экспонаты предназначены для того, чтобы помочь вам открыть себя: что привело вас туда, где вы находитесь сегодня, что вы можете сделать, чтобы освободиться, что вы можете сделать, чтобы изменить свое жизнь. В нашем институте эти экспонаты часто ориентированы на действия; они приглашают вас выйти за рамки истории, остаться в настоящем моменте и сосредоточиться на себе.

    Чем занимаются наши вожатые?

    Наши консультанты очень похожи на гидов, которых нанимают, чтобы помочь вам в вашем путешествии по самопознанию. Они обучены уважать, доверять и следовать вашему процессу в ваших нерешенных проблемах. Они учатся преодолевать собственные проблемы, чтобы быть с вами без ваших планов. Таким образом, они могут оставаться нейтральными, чуткими и полезными в любой ситуации, возникающей на вашем пути к большему осознанию и самореализации.

    Какова эволюция этой модели терапии?

    Модель процесса была разработана в 1980 году Доном и Кэрол Хэдлок, лицензированными семейными терапевтами. Эта модель продолжает развиваться по мере того, как мы обучаем консультантов более эффективно удовлетворять потребности своих клиентов. Институт процессной терапии был основан в 1982 году для поддержки разработки и усовершенствования этой модели терапии.

    Как работает терапия: что значит «проработать проблему»

    Источник: Photographee eu/Shutterstock

    Людям часто советуют пойти на терапию, чтобы «проработать» какую-то проблему. Но что на самом деле означает «обработка проблемы»? И почему и как эта «обработка» помогает?

    Для начала мы можем определить «процесс» как серию действий или операций, предпринимаемых для достижения определенной цели. Таким образом, «перерабатывать» означает выполнять ряд операций над чем-либо, чтобы изменить (или сохранить) его — например, переработка молока для производства сыра или йогурта. В терапии эти операции осуществляются посредством взаимодействия терапевта и клиента, и они могут принимать несколько форм.

    Во-первых, обработка проблемы в терапии может означать работу по включению ее в связный жизненный рассказ. Мы воспринимаем нашу жизнь как историю, в которой мы являемся и главными героями, и рассказчиками. И таким же образом мы сообщаем о себе другим. Если кто-то хочет по-настоящему познакомиться с вами, предоставить ему список фактов и цифр, описывающих вас, будет недостаточно. Они захотят услышать вашу историю. Для людей обработка информации включает ее организацию в повествовательной форме.

    В этом контексте шокирующие или травмирующие события наносят нам ущерб, разрушая наши истории, искажая наши устоявшиеся представления о себе и мире. Они делают это, отказываясь вписываться в наш устоявшийся нарратив («Это не я; этого не может быть») или затопляя и подавляя его («Я не могу перестать думать об этом, все остальное не имеет значения»). «Проработать проблему» в данном случае означает, что терапия помогает нам либо интегрировать травматическое событие в нарратив нашей жизни, либо вытащить нашу историю из-под тяжести и путаницы травмы.

    Во-вторых, обработка проблемы в терапии часто означает перенос прошлых событий или привычек в настоящее сознание и их анализ с использованием наших текущих инструментов и знаний, что приводит к новому пониманию. Одна из причин, по которой это полезно, заключается в том, что трудные события часто приводят к избеганию. Места, эмоции и воспоминания, связанные с травмирующим событием, избегаются, и поэтому они не подвергаются постоянной переоценке и проверке, которые могли бы обновить их значение в свете новых знаний и опыта. Таким образом, смысл этих сложных событий остается застывшим в перспективе прошлого. Это означает, что единственными реакциями в нашем репертуаре на эти события являются наши первоначальные реакции, которые к настоящему времени могут быть устаревшими, неподходящими или неоптимальными. Если собака укусила вас, когда вам было 4 года, что привело к тому, что вы ненавидите собак и тщательно избегаете любого контакта с ними, всякий раз, когда вы, наконец, сталкиваетесь с собакой, у вас будет испуганная реакция травмированного 4-летнего ребенка, которую вы больше нет; Точно так же собака, которой вы отвечаете, — это собака из вашего детства, а не та, что перед вами сейчас. Такая жестко непропорциональная реакция по определению является невротической, нездоровой и не полезной.

    Другой пример: Дети часто воспринимают развод своих родителей в режиме реального времени как свою вину, и, таким образом, даже много лет спустя могут питать чувство вины и неуверенности в себе, связанные с этим событием. Наблюдение за событиями развода с точки зрения взрослого позволяет клиенту осознать, что развод их родителей не был их виной, и что детское ожидание того, что их поведение каким-то образом могло бы исправить родительский разлад, было понятно с точки зрения развития и даже неизбежно, но также фактически неверно, даже абсурдно, если смотреть с высоты взрослой точки зрения.

    «Проработка» в этом контексте часто включает не только обновление и пересмотр значения старых воспоминаний и эмоций, но и разработку нового языка для описания, переживания и понимания прошлого и настоящего. Одним из примеров является переход от языка бессилия («Я жертва») к языку стойкости («Я выживший»). Переход от самоуничижительного, перфекционистского языка («Я совершил ошибку; я глуп, заслуживаю наказания») к языку сопереживания и самовоспитания («Я совершил ошибку; я человек, заслуживающий сострадания» ) Другой.

    Третий способ понять понятие «обработка проблемы» — через призму теории когнитивного развития, в частности основополагающей работы первопроходца в области когнитивной теории Жана Пиаже. По Пиаже, ребенок подобен ученому, исследующему свое окружение и экспериментирующему с его свойствами, чтобы обрести понимание мира и его законов. По мере того, как ребенок экспериментирует с предметами, он узнает о характере и свойствах самой действительности. Таким образом, у ребенка развиваются когнитивные «схемы», строительные блоки его ментальной архитектуры. Пиаже определил схему как «связную повторяющуюся последовательность действий, состоящую из составных действий, которые тесно взаимосвязаны и управляются основным значением».

    Другими словами, схемы — это организованные способы взаимодействия с миром. Благодаря опыту наши схемы со временем становятся все более многочисленными, одновременно большими и конкретными, и они помогают направлять наше движение в мире. Приобретение «схемы ресторана», например, позволяет мне знать, как вести себя и чего ожидать в любом ресторане, даже в том, который я никогда раньше не посещал. Поскольку у меня есть «схема вечеринки», я узнаю вечеринку, когда вижу ее, я знаю, как вести себя на вечеринке, и у меня есть набор связанных с вечеринкой ожиданий, по которым можно оценить, была ли вечеринка хорошей.

    Согласно Пиаже, схемы развиваются посредством двух когнитивных процессов: ассимиляции и аккомодации. Мы ассимилируемся, когда используем существующую схему для понимания новой информации. Приспособление происходит, когда новая информация не может соответствовать нашей текущей схеме, и тогда мы должны скорректировать нашу схему, чтобы она соответствовала информации. Моя схема «млекопитающих» может легко ассимилировать льва, увиденного впервые. Но при встрече с китом мне, возможно, придется изменить свою схему, чтобы учесть эту новую информацию. Если ваша жена родит нового мальчика, ассимилировать его в вашу схему «члена семьи мужского пола» будет легко. Тем не менее, если ваша взрослая дочь решит стать мужчиной, вам, возможно, придется приспособить свою старую схему «члена семьи мужского пола», включив в нее трансгендеров.

    С этой точки зрения проработка проблемы в терапии равносильна усилиям по усвоению и адаптации новой информации, улучшению нашей способности понимать мир и двигаться в нем более плавно и эффективно.

    В-четвертых, обработка проблемы в терапии требует, чтобы мы занимались ею, думали и говорили о ней. При этом мы практикуем де-факто разоблачение эмоций, связанных с проблемой. Экспозиция — это терапевтическая техника, которая позволяет клиенту столкнуться с пугающей или неудобной ситуацией. Целью воздействия является достижение физиологического привыкания, психологического мастерства и поведенческих навыков. Физиологическое ощущение своих эмоций и запоминание своих воспоминаний приведет к привыканию нервной системы и, соответственно, к снижению тревожности. Психологическая борьба с трудными воспоминаниями приведет к чувству свободы действий, мужества и достижений. Поведенческое обучение чувствовать, определять, выражать и обсуждать свои эмоции приведет к улучшению коммуникации и навыков межличностного общения. Более того, при воздействии у клиента возникают новые ассоциации, связанные с рассматриваемой проблемой. (Взаимодействуя с собаками, я начинаю ассоциировать их с игрой и дружеским общением, а не с болью от первоначальной атаки. )

    Процессинг в данном контексте можно рассматривать как способ ознакомления человека с незнакомой территорией. Когда мы решаем проблему, мы изучаем местность, тем самым становясь менее боязливой и более способной ориентироваться в ней.

    Много лет работая в этой области, влиятельный психолог Эдна Фоа предположила, что страх представлен в памяти как когнитивная структура, программа, направленная на то, чтобы избежать опасности (например, вы видите льва; ваше сердце бьется быстрее; вы убегаете). Однако структура страха может в течение жизни давать сбои, приобретая неточные ассоциации между доброкачественными стимулами и преувеличенной реакцией страха (например, вы видите льва в зоопарке; ваше сердце колотится; вы убегаете). В системе Фоа эмоциональная обработка, достигаемая с помощью практики экспонирования, включает в себя активацию структуры страха человека, а затем введение новой информации, несовместимой с более ранними ошибочными ассоциациями (например, слоняться вокруг клетки со львом безопасно; ваше сердцебиение в конечном итоге уменьшится; вы не не надо бежать).

    В-пятых, проработка проблемы в терапии означает вынесение проблемы на свет благожелательного внимания другого человека. Такой межличностный свет часто является как бы лучшим психическим дезинфицирующим средством. Мы социальные животные, и мы определяем себя и свои обстоятельства отчасти по реакции других. Например, если вы убиваете своих врагов социально одобряемыми способами (скажем, становитесь солдатом и идете на войну), то вы становитесь героем, но если вы убиваете своих врагов социально не одобряемым способом (вы соседи), то вы стали убийцей. Все дело в том, как другие видят и оценивают то, что вы сделали. Получение 5-процентной прибавки на работе поднимет вам настроение, но только до тех пор, пока вы не обнаружите, что все ваши коллеги получили 10-процентную прибавку. Ваше настроение определяется не тем, что происходит с вами, а тем, как это соотносится с опытом других. Хорошо это или плохо, социальная связь — наша основная психологическая валюта. Как давным-давно утверждал Альфред Адлер, в психологическом исчислении человека социальная связь сродни здоровью. Социальная изоляция сродни болезни.

    В основе терапии лежит человеческая связь. В этом контексте обработка проблемы означает сообщение о ней в безопасном, поддерживающем межличностном пространстве. Секрет теряет большую часть своей способности парализовать и отравлять нас изнутри, когда им делятся с теми, кто способен резонировать с нашим опытом, принимать и понимать его. Обсуждая трудные вопросы, мы становимся менее одинокими, менее непрозрачными для самих себя и, следовательно, менее хрупкими. Мы проявляем и укрепляем свою силу, когда выражаем и признаем свою слабость.

    Таким образом, терапия может помочь вам «обработать» сложную проблему, помогая поместить ее в связный жизненный рассказ; анализируя прошлые события с использованием текущих инструментов и знаний; путем корректировки ваших когнитивных схем для включения новой информации; помогая вам противостоять ранее избегаемым неприятным чувствам, чтобы повысить вашу компетентность в управлении ими; и вынося проблему на свет доброжелательного и чуткого внимания другого, тем самым уменьшая стыд, страх и изоляцию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts