Продуктивное мышление: Продуктивное мышление — все самое интересное на ПостНауке

Продуктивное мышление — Психологос

Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.

Орангутанг не может дотянуться до рыбы в реке, но рядом с ним лежит достаточно длинная палка. Когда орангутанг понял связь между палкой и рыбой, до которой нужно дотянуться — это продуктивное мышление.

Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:

Приучайте себя мыслить конкретно.

«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.

«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, — большая.

Избегайте в мыслях негатива и пустоты. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.

Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это: … Что?

Имейте план своих дел и думайте о том, о чем думать сейчас надо.

Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.

Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют и будут полезными вам и окружающим людям.

Как это? (Например)

Предположим, вы задумались о своей работе.

Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.

Дела у вас есть?

Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.

К сожалению. И расстроились, естественно.

Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себе хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.

Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?

Запишите это полезный вывод в своем дневнике. А можно подумать еще и принять уже серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким серьезным решением…»

Непродуктивное мышление

Если мы выделяем мышление продуктивное, значит, есть мышление и другое: непродуктивное. А что это такое, какое оно? Похоже, что это целый мир самых разнообразных вариантов мышления: например, это внутренняя болтовня — относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление, которое заполняет пустоту души, развлекая и создавая иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Это пустые мечтания и варианты защитно-агрессивного мышления, готового уничтожить любую логику ради сохранения внутреннего комфорта.

Продуктивное мышление

Продуктивное мышление – это.мыслительный процесс, в результате которого появляются очень ценные, важные результаты. Это мышление, которое что-то меняет, что-то продуцирует. Это могут быть идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека.

Продуктивное мышление может быть рассмотрено в качестве синонима  «творческого мышления», связанного с нахождением решений проблем, новых, нестандартных для человека интеллектуальных задач.

Продуктивное мышление играет очень важную роль в процессе обучения. Это способ мыслить, в ходе которого возникает новое знание.

Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их в новых условиях.

В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить её в приблизительно похожих условиях. Этот тип мышления относится к базовому уровню процессов познания: он позволяет получить первоначальную базу знаний. Несмотря на безусловную пользу, этот тип мышления не даёт возможности совершать открытия или создавать нечто новое, 

Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.

Поведение, основанное на репродуктивном мышлении — стереотипно, часто обусловлено неосознаваемыми факторами, несамостоятельно  и малоадаптивно.

Продуктивное мышление ведёт к осознанному поведению, когда человек максимально воспринимает и осмысливает доступную информацию, ищет новую, создаёт решение и  самостоятельно выбирает свои реакции в соответствии со своими целями, ценностями и обстоятельствами.

Продуктивное мышление тесно связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (т.н. критическое мышление). Это делает процесс мышления контролируемым, обоснованным и целенаправленным.

*в статье «Творчество», вошедшей в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, написанной Ф. Батюшковым (широкий смысл именуется в ней «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.» (Батюшков, 1901).

  PraktiK Мышление. Словарь программы 

См. также: Креативность

 

Модель продуктивного мышления | Untools

Модель продуктивного мышления

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Решайте проблемы творчески и эффективно.

Применяя более структурированное и критическое мышление, вы сможете лучше понять проблему и найти более творческие решения. Модель продуктивного мышления, созданная Тимом Херсоном, может помочь вам в этом.

Лучше всего использовать, когда проблема уже определена и вы ищете творческие решения.

Как им пользоваться

Этот инструмент дает вам 6-шаговую схему решения проблем. Шесть шагов:

  1. Спросите «Что происходит?»
  2. Спросить «Что такое успех?»
  3. Спросить «В чем вопрос?»
  4. Генерировать ответы
  5. Подделать решение
  6. Выровнять ресурсы

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

1. Спросите «Что происходит?»

Первый шаг заключается в лучшем понимании проблемы. Вы можете использовать эти наводящие вопросы, чтобы помочь себе:

  • В чем именно проблема?
  • Каково влияние этой проблемы?
  • Что я уже знаю? Какая информация у меня есть?
  • Кто в этом замешан?
  • Каким видится будущее, когда эта проблема будет решена?
    (Это то, что Херсон называет «целевым будущим»)

Задокументируйте собранные здесь ответы, так как они понадобятся вам позже в процессе.

2. Спросите «Что такое успех?»

Этот шаг поможет вам определить, как выглядит успех в вашем видении будущего (которое вы создали на предыдущем шаге).

Чтобы определить критерии успеха, вы можете использовать структуру DRIVE :

  • Что вы хотите от решения сделать ?
  • Какие ограничения ? Что он не должен делать ?
    • ( Вы можете использовать инверсию , чтобы помочь вам здесь )
  • Какие ресурсы мы можем вложить в это?
  • Какие значения должно иметь решение?
  • Каковы основные результаты ?

Не стесняйтесь циклически повторять эти вопросы, пока перед вами не появится ясное видение успеха.

3. Спросите «В чем вопрос?»

Теперь пришло время сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы реализовать свое видение (Целевое будущее). Херсон называет эти вопросы «каталитическими».

Используйте информацию, которую вы собрали на предыдущих шагах. Такие фразы, как «Как мы можем…?» или «Как я могу…?» поможет сформулировать вопросы.

4. Сгенерируйте ответы

На этом этапе постарайтесь придумать как можно больше ответов на каталитические вопросы. Проводите мозговой штурм, не осуждайте и собирайте идеи. Это ваши потенциальные решения.

На следующем этапе вы сократите список идей до самых многообещающих.

5. Создать решение

Вам нужно выбрать лучшее решение, прежде чем развивать его дальше. Возьмите свой список из предыдущего шага и оцените каждую идею/решение по критериям успеха из шага 2. Используйте матрицу решений, чтобы упростить этот шаг.

Теперь вы можете подумать о дальнейшем развитии выбранного вами решения. Что может сделать его лучше? Как сделать так, чтобы он больше соответствовал критериям успеха?

6. Выровнять ресурсы

На этом последнем шаге вы переходите к выполнению решения.

Запишите, какие действия и ресурсы необходимы для этого. Определите людей, которые за это отвечают – как в целом, так и за каждую часть решения.

Лучше все это подробно оговорить, чтобы был четкий план действий. Теперь вы должны быть в состоянии выполнить решение.

Пример

Давайте посмотрим, как можно использовать этот инструмент на практическом примере.

Предположим, что вы решаете привлечь потенциального клиента.

Когда вы исследуете ситуацию, вы обнаружите, что:

  • Это клиент со сложными требованиями, но он может принести большой доход.
  • Влияние потери этого дохода может быть значительным для вашего бизнеса.
  • Ваш отдел продаж связался с ними и знает, что, среди прочего, для них важна простота использования.

Ваше видение (или цель на будущее) состоит в том, чтобы клиент успешно адаптировался, ежедневно использовал ваш продукт и приносил доход.

Давайте теперь определим успех согласно шагу 2, используя структуру DRIVE:

  • Что должно делать решение? Покажите покупателю ценность вашего продукта, а также то, насколько хорошо вы можете о нем позаботиться.
  • Какие ограничения? Решение должно показать, что мы соответствуем требованиям заказчика и что продукт удобен в использовании.
  • Какие ресурсы мы можем вложить в это? Мы можем инвестировать две недели двух продавцов и одну неделю дизайнера и инженера.
  • Какие значения должно иметь решение? Это убедительно, прозрачно и продуманно.
  • Каков основной результат? Заказчик соглашается подписать договор.

Теперь мы можем перейти к определению «каталитических вопросов», на которые необходимо ответить, чтобы реализовать наше видение:

  • Как мы можем показать ценность продукта таким образом, чтобы он соответствовал их требованиям?
  • Как мы демонстрируем простоту использования?

Допустим, это самые важные вопросы и нам нужно сосредоточиться на них. Мы можем обсудить некоторые ответы (возможные решения):

  • Представить слайд-презентацию с описанием продукта и компании
  • Создайте интерактивную демонстрацию, персонализированную для клиента
  • Проведите день с потенциальными конечными пользователями и попросите их попробовать продукт на практике
  • Познакомьте ключевых заинтересованных лиц с продуктом

Теперь нужно выбрать наиболее перспективное решение. Для простоты предположим, что мы использовали матрицу решений, и оказалось, что лучшее решение — провести день с потенциальными конечными пользователями и предложить им попробовать продукт на практике.

Мы можем сделать это еще лучше, пригласив основных заинтересованных лиц для наблюдения, чтобы они могли увидеть ценность, которую продукт может принести своим пользователям, а также простоту использования для них.

Последним шагом будет согласование ресурсов: мы отправим небольшую команду, состоящую из двух продавцов и инженера (для настройки продукта на месте), чтобы выехать к клиенту на день. Вице-президент по продажам будет отвечать за координацию этого. А техническому менеджеру будет поручено подготовить правильную версию продукта для тестирования.

Теперь у нас есть четкий план действий для наиболее перспективного решения проблемы.

Takeaway

Модель продуктивного мышления позволяет творчески решать проблемы с помощью структурированного критического мышления. Он предлагает 6-ступенчатую структуру:

  1. Спросите «Что происходит?»
  2. Спросить «Что такое успех?»
  3. Спросить «В чем вопрос?»
  4. Генерировать ответы
  5. Подделать решение
  6. Выровнять ресурсы

После выполнения этих шагов у вас должен быть план действий, основанный на наилучшем решении вашей проблемы.

Источники

«Думай лучше: руководство по продуктивному мышлению для новаторов», Тим Херсон

Модель продуктивного мышления Херсона — Revolution Learning and Development Ltd

Приблизительное время прочтения: 2 мин.

История вопроса

Модель продуктивного мышления Херсона — разработанная канадским писателем Тимом Херсоном структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Он поощряет использование структурированной структуры для решения проблем и проблем и был опубликован в его книге «Думай лучше».

Творческий подход к поиску решений позволит вам понять проблемы, связанные с проблемами, и поможет вам найти лучшее решение.

Как вам может помочь модель продуктивного мышления Херсона?

Модель продуктивного мышления Херсона может помочь вам быть более творческим, когда дело доходит до решения проблем. Это структура (а не техника), в которой используется ряд других техник, таких как мозговой штурм или латеральное мышление, и они применяются на разных этапах процесса.

Модель продуктивного мышления Херсона может использоваться отдельными лицами, командами, предприятиями или всеми, кому необходимо творчески решать проблемы.

6 шагов модели продуктивного мышления Херсона

Модель состоит из 6 шагов или представляет собой шестиступенчатую структуру, которой необходимо следовать. Шесть шагов модели продуктивного мышления Херсона:

  1. Что происходит?
  2. Что такое успех?
  3. Что за вопрос?
  4. Сгенерировать ответы
  5. Подделать решение
  6. Выровнять ресурсы

Что происходит?

Сначала вам нужно понять, с какой проблемой вы хотите справиться. Это может быть как одна проблема, так и несколько разных. Вы можете использовать здесь мозговой штурм, чтобы определить длинный список проблем , если вам это нужно. Задавайте такие вопросы, как:

  • Каковы/мои основные проблемы?
  • Какое влияние это оказывает?
  • В чем суть проблемы?
  • Кто участвует или является причиной проблемы?
  • Как выглядит добро?

Что такое успех?

Здесь вы четко определяете, что получилось или стало лучше. Это рисует яркую картину того, как будет выглядеть успех, если проблема будет решена. Вы можете использовать модель, описанную в книге Херсона «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» под названием DRIVE:

  • D o — Что вы хотите, чтобы решение проблемы делало?
  • Р Ограничения – Чего не должно делать решение
  • I Инвестиции – Что вам может помочь, сколько вы можете инвестировать (времени и денег)
  • V Значения – Какие ценности должно поддерживать/уважать решение
  • E Основные результаты – Как вы будете измерять успех решения

В чем вопрос?

На этом этапе вы начинаете рассматривать целый ряд вопросов, ответы на которые могут решить проблему. Сцена формулирует вызов, превращая его в вопрос. Для этого просмотрите информацию, которую вы собрали, а затем подумайте о вопросах, на которые нужно будет ответить, чтобы достичь цели. Вы открываете такие вопросы, как «Как».

Например, вашей целью может быть увеличение продаж. Ваши вопросы могут быть такими: «Как мы можем увеличить продажи?», «Как мы можем найти больше возможностей для увеличения продаж?» или «Как мы можем увеличить нашу клиентскую базу, чтобы создать больше возможностей для продаж?»

Сгенерировать ответы

Следующим логическим шагом будет поиск ответов на заданные вами вопросы. Например, вы можете использовать мозговой штурм, чтобы получить множество ответов на каждый из поставленных вопросов.

Создать решение

Как только у вас будет много ответов, вы можете начать думать о лучших ответах. Используйте что-то вроде таблицы принятия решений, чтобы помочь здесь. Получив лучший ответ, развивайте его дальше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts