Проектное мышление это: Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату

Содержание

Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату

Представьте себе ситуацию: перед вами стоит задача найти работу. И в этот момент у вас в голове возникает множество вопросов: «С чего начать? Куда бежать? А кем я вообще хочу работать?» Вы составляете резюме, регистрируетесь на сайте по поиску вакансий, мониторите предложения, ходите на собеседования, и вот он, долгожданный момент, звонок от работодателя: «Вы приняты!» Поздравляем! Ваше проектное мышление привело вас к заветной цели.

Каждый наш день состоит из маленьких и больших проектов: сделать уроки, сходить на шопинг, провести собрание. Конечно, можно прожить день интуитивно, но это точно не самый разумный вариант. Сегодня мы расскажем вам, почему проектное мышление является основой успеха современного человека и как его развить.

Что такое проектное мышление?

Проект – это вопрос, задача, которую нужно решить в условиях ограниченных ресурсов. Например, студент понимает, что до экзамена осталось два дня, а он не готов. Сдать экзамен на «отлично» – это его проект, а точнее проблема. Само понятие «проблема» подразумевает несовпадение ожиданий и реальности (студент хочет сдать экзамен, а по факту он даже еще не садился за учебники). Конечно, можно понадеяться на везение и магическую силу Вселенной, но зачем, если есть вариант куда надежнее – подключить к решению вопроса проектное мышление.

Проектное мышление – это способность четко определять проблему и находить способы ее решения в условиях ограниченности ресурсов. Оно разбивает вопрос на отдельные задачи, ищет между ними несостыковки и взаимосвязь. Проектное мышление заключается не только в самом мышлении, но и в определенных действиях. С помощью моделирования, составления схем, наглядных изображений и обсуждений проводятся эксперименты, осуществляются действия, которые помогают найти корень проблемы и решить ее [Г. Штомпф, 2012].

Научиться проектному мышлению можно, но для этого нужно много практиковаться и из раза в раз повторять похожие шаги. Это как обучение игре на музыкальном инструменте: можно годами читать пособие и слушать произведения других музыкантов, а можно достать гитару и каждый день стирать подушечки пальцев о струны, выполняя один и тот же урок, пока не будет достигнуто совершенство в исполнении.

Проектное мышление – это навык, который необходим всем, а в некоторых сферах деятельности это обязательный профессиональный инструмент, например, в технических областях. Он помогает не только решить задачу, но и предугадать исход действий, предотвратить повторение ситуации в дальнейшем. Допустим, вы отправились на важную встречу и поняли, что оставили дома планшет, а вместе с ним и свою работу, которую должны были презентовать заказчику. И тут у вас есть несколько вариантов решить проблему: попросить домочадцев отправить документ на почту и показать его с телефона, отправить его курьером или предупредить заказчика, что вы задерживаетесь, т.к. приняли решение вернуться домой.

Варианты развития событий определены, теперь осталось сделать так, чтобы не попасть в подобную историю еще раз: поставить напоминание в телефоне, положить планшет в сумку с вечера, сохранить документы в «Облаке», чтобы пользоваться им с любого устройства.

Теперь, когда есть примерное понимание, как же работает проектное мышление, давайте рассмотрим этапы его работы подробно:

  1. Выявление проблемы: главная задача проекта – решить проблему, распознать ее необходимо в первую очередь.
  2. Подготовка: после того, как конечная точка определена и в голове уже есть примерная модель исхода событий, нужно выделить критерии, которые будут служить «маяком», что задача выполнена.
  3. Разработка проекта: на этом этапе устанавливается дедлайн, продумывается алгоритм действий и просчитываются возможные риски.
  4. Внедрение: инструкция к реализации проекта на руках, теперь настало время действовать. Здесь важно проявить максимальную гибкость, т.к. возможно изменение хода событий из-за непредвиденных обстоятельств.
  5. Контроль: каждый этап необходимо сопоставлять по принципу «план/факт». Это поможет вовремя внести корректировки, если вдруг что-то пойдет не так.
  6. Подведение итогов: на данном этапе сопоставляется первоначальная цель с конечным результатом.

На первый взгляд, кажется, что быть проектировщиком легко. Но так ли это на самом деле? Каждый подход к решению задач имеет свои преимущества и подводные камни, давайте рассмотрим их подробнее.

О плюсах и нюансах проектного мышления

Реалии сегодняшнего дня диктуют нам условия действовать в режиме ограниченности ресурсов и всегда быть ориентированными на результат. Как раз проектный тип мышления помогает легко справляться с этим. Благодаря ему мы можем достигать поставленных целей в короткие сроки без потери качества, предугадывать риски, оперативно реагировать на них и оптимизировать используемые ресурсы.

Проектное мышление направлено на поиск корня проблемы и рационального решения, на реализацию которого потребуется минимум усилий. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он не подразумевает механического выполнения задач, а чаще всего требует освоения новых навыков и знаний.

Несмотря на весомые аргументы «за», организация проектного мышления, к примеру, в бизнесе имеет свои нюансы. По мнению экспертов, сложности обусловлены индивидуальными ограничениями и корпоративной культурой. Проектное мышление отличается от тех аналитических методов, которые применяются в большинстве компаний, в первую очередь тем, что оно требует создания прототипов, иначе изучить проблему полностью просто невозможно.

Еще одно индивидуальное ограничение – это отсутствие практики такого подхода. На деле чаще получается так: собирается команда из специалистов, которые ранее не работали вместе. Им ставится задача решить вопрос, используя проектное мышление, но миссия проваливается, т.к. внутри команды происходит разделение: специалисты, имеющие между собой что-то общее, объединяются и настороженно относятся к тем, кто использует непривычные для них подходы в работе. Избежать подобных ситуаций поможет обучение, а начинать следует с небольших проектов, которые помогут создать доверительные отношения внутри команды и объединить умы.

Огромную роль в эффективности проектного мышления играет культура отношений внутри организации. Если руководитель, в отличие от своей команды, не заинтересован в решении задачи подобным образом, или считает, что это трата времени впустую, ведь есть другие приоритетные вопросы, то проект может быть сорван. В таком случае нужно поработать над уровнем взаимодействия внутри иерархии. Бывшему генеральному директору и исполнительному председателю Procter & Gamble Алану Лафли пришлось расстаться почти с половиной руководителей, т.к. их взгляды на культуру проектного мышления не совпадали, и они не были заинтересованы в развитии проектного мышления в своей деятельности [Trends Skolkovo, 2021].

Как видите, сложности в применении технологий проектного мышления могут возникнуть, если не было должного обучения или внутри команды существуют определенные проблемы понимания их смысла. Но это легко решается. Самообразование будет лучшим шагом на пути решения данного вопроса, ведь изменение системы начинается с изменения самого себя. Загляните к нам на онлайн-программу «Когнитивистика»: всего за пару месяцев вы научитесь применять на практике более 20 техник мышления, что позволит быстро принимать решения, логично и последовательно рассуждать и находить нестандартные подходы к решению задач.

Технологии развития проектного мышления

Проектное мышление – это не врожденное умение, а значит, доступно оно абсолютно каждому. Для этого нужно научиться управлять собой, людьми и планами. Управление собой – это своеобразная педагогика по отношению к самому себе. Сформировав проектный образ мыслей, мы можем решить любую проблему, используя при этом минимум ресурсов.

Марк Форстер в своей книге «Сделай это завтра» разделяет проекты на продолжительные и организационные. Продолжительные проекты подразумевают регулярное повторение похожих действий (например, чтобы выучить иностранный язык, нужно каждый день делать несколько упражнений, учить новые слова и практиковать разговорную речь). Организационные проекты состоят из нескольких разных действий, которые приводят к одной цели (например, запуск интернет-магазина).

Итог проектов зависит от выбранного подхода. Чаще всего люди разделяют дела на важные и срочные, отдавая предпочтение последним. Это приводит к накапливанию важных задач и постоянной суете. Автор книги рекомендует по-другому взглянуть на понятие «срочное дело», подразумевая, что, если ставить в приоритет задачи, которые срочные по своему значению, а не потому, что времени на их выполнение совсем не осталось, дела будут идти куда лучше.

Марк Форстер выделяет следующие принципы, которые помогут сформировать проектное мышление:

  1. Имейте четкое видение своей цели: чем четче мы представляем, чего хотим добиться в итоге, тем проще реализовать задуманное. Видение помогает концентрироваться и устанавливать границы действий.
  2. Делайте дела по очереди: метаться от одной задачи к другой – худший подход к решению вопроса. Нужно всегда иметь четкий план действий и установить главное правило: в любой момент времени работать только над одной задачей.
    Особенно это важно при выполнении рутинных дел.
  3. Работайте понемногу, но часто: не стоит выполнять все дела за один присест, особенно, если подразумевается трудоемкая работа. Разум человека наиболее эффективен, когда работает небольшими периодами, но часто. Так мы меньше устаем, имеем время подумать, осмыслить и сравнить свои действия. Это как в спорте: накачать мышцы за один день, занимаясь 12 часов, невозможно. Это больше навредит, чем принесет пользы. А тренировки по полчаса ежедневно дадут видимый результат.
  4. Устанавливайте границы: конкретизация проблемы помогает подключить воображение и найти как можно больше вариантов решения вопроса. Если проблема не решается или дело движется слишком медленно, то, скорее всего, причина кроется в расплывчатых границах.
  5. Ведите закрытые списки:
    в такой список дел нельзя ничего добавить, и он, в отличие от открытого списка, в течение дня не увеличивается, а уменьшается. Порядок выполнения дел из общего перечня не имеет значения, а сам список похож на чек-лист, который помогает справиться с работой, не отвлекаясь на добавление дополнительных задач. Чтобы перейти к закрытым спискам, нужно изолировать накопившийся завал от новых дел, организовать систему обработки новых задач (можно разделить дела по блокам и отказаться от дел, в которых нет необходимости), избавиться от нерешенных задач, завершая их постепенно, а не за один раз.

Проектное мышление – отличный помощник в образовании, ведь получение профессии – это тоже проект. В процессе обучения часто совершается одна и та же ошибка: человек, не доходя до определенной вершины совсем чуть-чуть, начинает думать, что уже все знает и смысла доходить до конца нет. Эксперты назвали это иллюзией альпиниста, который мечтает дойти до пика вершины, но, сбивая ноги, стирая обувь (одним словом, набираясь опыта), за несколько шагов до цели решает свернуть назад, т.к. уже и так все увидел.

Так он лишает себя возможности взглянуть на потрясающий пейзаж и понять, что за этой горой, оказывается, есть горы еще выше, рассмотреть которые можно только с заветной вершины. Процесс обучения тоже должен иметь определенный план: разделите свой образовательный путь на этапы (вершины), найдите способы добраться до каждой запланированной высоты.

Что касается управления людьми, то в этом случае главным инструментом является делегирование. Если вы из тех, кто считает, что лучше все делать самому, вам стоит научиться доверять задачи другим людям. Марк Форстер рекомендует не откладывать работу, а делегировать ее как можно раньше. Будьте конкретны в постановке задачи, разделяйте срок ее выполнения на несколько промежуточных блоков и при этом оставляйте запас времени, например, если задачу нужно сделать через 10 дней, скажите, что на нее у исполнителя есть 7 дней. Напоминайте о дедлайне до его наступления и сразу дайте знать, если все допустимые сроки уже прошли [М. Форстер, 2020].

Делегировать стоит тогда, когда это выгоднее, чем делать что-то самому. Можно отказаться от приготовления еды и заказывать ее в ресторане, но в этом нет смысла, если стоимость заказа выше сэкономленного времени. Выгода зависит от компетентности исполнителя в том числе, и это тоже необходимо учитывать.

Еще одна составляющая проектного мышления – умение управлять проектами. Сам по себе такой вид мышления подразумевает системный подход, поэтому здесь речь идет о построении той самой системы управления, которая приведет к желаемому результату. Dragon Dreaming

(в переводе с английского «мечта дракона») – это методика управления проектами, она представляет собой всемирную сеть, которая объединяет людей в зависимости от их целей и возможностей. Процесс проектирования основывается на культуре тройного взаимовыгодного сотрудничества, а его итог является победой для каждого участника проекта, для сообщества и Земли в целом. Так выглядит управление проектом, согласно концепции:

По мнению создателей Dragon Dreaming, управление проектами начинается с мечты, но, как показывает практика, 90% мечтаний так и не становятся реальностью, т.к. люди не делятся ими и не объединяются для их реализации. Первый шаг на пути к реализации задуманного – поделиться мечтой и найти команду, которая поможет воплотить ее в жизнь. Затем наступает этап планирования и реализации задуманного, после – команда переходит к действию, а финальным этапом проекта является празднование: подводятся итоги, участники команды хвалят друг друга, выделяют лучших, отмечают личностный рост и рост всей команды [РБК Тренды, 2021].

Развиваем проектное мышление у детей

Формирование проектного мышления у детей – одна из первостепенных задач образовательных учреждений. Школьные годы, бесспорно, чудесные, но как раз в этот период ученики сталкиваются со своими первыми проблемами, решать которые они должны научиться самостоятельно.

Проектное мышление помогает им:

  • проанализировать возникший вопрос;
  • понять его суть;
  • выстроить этапы решения вопроса;
  • осуществить эти этапы;
  • сделать правильные выводы.

Такой подход помогает смотреть на проблему не как на что-то негативное и нерешаемое, а как на задачу, которая требует системного подхода. Марина Битянова, кандидат психологических наук, автор курса по развитию проектного мышления для учащихся пятых классов, предлагает изучать подход к решению проблем в виде метафоры и зрительных образов – так детям будет проще понять суть вопроса.

Автор выделяет следующие подходы к решению проблемных ситуаций:

Проблемы, похожие на мозаику: они состоят из нескольких отдельных частей. Задача решится тогда, когда решится каждая ее составляющая. Такой подход применяется, когда проблему можно поделить на смысловые части, особенно это удобно при работе в группах. Задача детей: научиться выделять их и находить пути решения.

Проблемы, похожие на многослойное желе: решить задачу подобного рода можно соблюдая последовательность действий. Придерживаться порядка шагов в этом случае обязательно. Задача детей: научиться составлять алгоритм действий и разделять этапы на важные и не важные.

Проблемы, похожие на снежинку: такие проблемы могут решаться нескольким путями. Задача детей: выявить способы решения вопроса, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца: они возникают, когда люди работают «за себя», преследуя свой интерес и не помогая друг другу. Такие проблемы сегодня встречаются редко, исход их решения зависит от того, насколько качественно каждый выполнил свои задачи, и от результата работы всей группы. Задача детей: достичь собственного успеха и помочь решить проблему другому.

Проблемы, похожие на притчу о слоне: четверо слепых в первый раз встретили слона. Один из них коснулся хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». Другой утверждал, что он похож на столб, ощупав его ногу. Третий, потрогав живот слона, сказал, что он похож на огромную бочку, а четвертый, потрогав за ухо, заявил, что он похож на циновку. Смысл притчи прост: все мы по-разному воспринимаем слова и поступки, поэтому при решении вопроса коллективом, нужно уметь понять, что имеет ввиду каждый собеседник, и прийти к общему знаменателю. Задача детей: определиться со значением слов и выработать общую точку зрения в споре.

Чтобы поближе познакомить детей с типами проблем, обучить их проектному мышлению, научить взаимодействовать в группе и принимать коллективные решения, необходима практика. Автор курса предлагает выполнять упражнения, каждое из которых направлено на решение определенного типа проблем:

«Новый год в джунглях Амазонки»

Это упражнение помогает освоить метод решения задач типа мозаики. По сценарию, исследователи пригласили учащихся встретить праздник в малоисследованном районе бассейна реки Амазонки. Они уже ждут их там и надеются, что дети самостоятельно доберутся до пункта назначения, взяв с собой все самое необходимое, и подготовят программу мероприятия. Ход игры: ученики делятся на 3 группы, чтобы решить 3 разные задачи: определить маршрут следования, понять, что нужно взять с собой и составить программу праздника.

Группам, которые определяются с вещами и планом мероприятий, предоставляются листы бумаги формата А3, на них они изложат ход своих мыслей, а группе, которая продумывает маршрут, дается карта с разметкой в виде сетки, где каждый квадрат 5*5 – это путь длиной в 1 день. Дети должны решить, каким путем они пойдут до пункта назначения:

На выполнение задания каждой группе дается 15-20 минут, после чего они представляют свой проект, а зрители задают уточняющие вопросы и вносят свои предложения.

«Урожай»

Данное упражнение помогает понять, как справляться с «многослойными» проблемами. Оно основывается на тесте Векслера. Суть задания в следующем: учащимся предоставляются последовательные картинки «Фермер», каждую из которых необходимо обозначить буквой русского алфавита.

Задача детей: написать столбик цифр по числу картинок и напротив каждого порядкового номера написать букву, обозначающую картинку. После этого дети рассказывают, почему они соотнесли буквы и цифры именно так.

«Кабинет нашего класса»

Упражнение знакомит с типом проблем «Снежинка» и помогает находить разные пути решения вопроса. Инструкция: детям дается задание переделать кабинет своего класса на свое усмотрение. Но при этом есть определенные условия: должны быть учебная зона и зона отдыха, оборудованное пространство для хранения вещей и учебных материалов; в самом помещении должно быть место для детей, учителей и т.д.

Все условия размещаются на доске. Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых получает лист бумаги со схематичным изображением помещения, а также фломастеры. На выполнение задания отводится 15-20 минут. Далее каждая группа представляет свой проект, но при этом другие не должны комментировать и оценивать презентацию. Затем проводится голосование за самый лучший проект, а голосующие по итогу выполнения упражнения могут обосновать свой выбор.

«Несостоявшееся свидание»

Упражнение направлено на отработку проблемы, похожую на притчу о слоне. Ведущий зачитывает следующий текст:

«Два друга решили в выходной день встретиться и провести время вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в 9 часов. Один из них пришел на место встречи в 9 утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и… разбудил его своим звонком!

Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся в …» Детям предлагается придумать свой вариант ответа, почему друзьям не удалось встретиться.»

Важно в конце упражнения подвести учащихся к выводу, что герои истории по-разному поняли слова, и это свойственно абсолютно всем людям [М. Битянова, 2002].

Проектное мышление развивает критический взгляд на ситуацию: ребенок оценивает все варианты развития событий, подвергая сомнению каждый шаг и просчитывая риски. Благодаря коллективной проектной деятельности дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слышать и слушать, приобретают социальные навыки, развивают свои личностные качества. Также такой подход к работе помогает наладить атмосферу в коллективе. Как видите, роль проектного мышления очень важна в становлении детей как зрелых членов общества и  будущих профессионалов.

Подведем итог

Уметь мыслить проективно = уметь превращать задачу в проектную деятельность. Это подход к достижению целей, который ориентирует на результат, а не на процесс, экономит ресурсы, развивает дополнительные личностные и профессиональные навыки. Проектное мышление используется не только в дизайне, строительстве, маркетинге и других профессиональных сферах, но и в повседневной жизни, когда мы организуем отдых, проходим обучение или просто планируем свой день.

Проектное мышление – это сочетание творческого, системного и критического мышления, которое помогает создать образ будущего и исключает абстрактные выводы. Способность рассматривать задачу, как проект, важно развивать еще в раннем возрасте, ведь это умение позволяет решать даже самые нестандартные задачи, используя различные техники и алгоритмы. Это один из ключевых навыков успешного руководителя и профессионала своего дела.

Желаем вам интересных задач, и чтобы все проекты реализовывались с удовольствием!

И не забудьте ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1ТРИЗ

Думать масштабно: принципы работы проектного мышления

Проектное мышление позволяет комплексно подходить к решению проблем с минимальными ресурсными затратами. Вы реализовываете проекты ежедневно, причем не только на работе — будь то планирование путешествия, прохождение образовательного курса или генеральная уборка дома. Т&Р рассказывают о принципах работы проектного мышления и делятся советами, как его развивать.

Что такое проектное мышление

Мы ежедневно работаем с проектами, иногда даже не осознавая этого. Под проектами подразумеваются проблемы, решение которых требует комплексного подхода и деления на несколько этапов. Причем справиться с поставленной задачей необходимо с минимальными ресурсными затратами (финансовыми, энергетическими и временными) и максимальной скоростью. Проектное мышление широко используется в ИТ-аутсорсинге, когда команды разработчиков работают на клиента в течение установленного периода. Качество сотрудничества с клиентами определяется именно реализованными в срок проектами в рамках бюджета.

На самом деле, этот навык необходим для специалистов из совершенно разных областей, и применять его можно в том числе в обычной жизни. Например, вы забыли в офисе зарядку от ноутбука, а видеоконференция начинается через 40 минут, самостоятельно съездить в свое рабочее место вы не сможете. Перед вами своеобразный проект (хоть и бытовой), который можно решить несколькими альтернативными путями: попросить зарядку у соседей, доставить ее курьером, перенести встречу и отправиться за ней самостоятельно. На выбор влияет множество внешних факторов, и ваша задача — выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, необходимо продумать, как не допустить повторного возникновения этой проблемы — поставить напоминание на телефоне, перед тем как уйти из офиса, или же иметь две зарядки — дома и на работе. То же самое можно применить в процессе организации дня рождения для друга или отпуска — вопрос только в масштабе и долгосрочности проекта.

Проектное мышление позволяет выявить корень проблемы в общем процессе и найти рациональное решение, требующее наименьших усилий, предсказав результат

Отличие проектного мышления от творческого заключается в том, что в первом случае вы не только ищете альтернативные пути, но и прогнозируете ход событий и связываете все задействованные в этой проблеме элементы. Вы видите не только задачу, но и результат ваших действий наперед. В своей научной работе кандидат философских наук Полина Рыбалкина рассматривала проектное мышление как социокультурный феномен и отмечала, что это новый тип сознания и деятельности прагматической ориентации, направленный на «конструирование идеального будущего».

Еще одна особенность проектного мышления — уникальность результата и способ его достижения. В отличие от операционных задач, которые являются механическими и не всегда приводят в одну и ту же точку Б, проекты и их реализация отличны и чаще всего требуют новых навыков и знаний.

Как работает проектное мышление

Деление проекта на циклы необходимо для того, чтобы расставлять контрольные точки и фиксировать промежуточные результаты, эффективно распределяя время. Каждый цикл представляет собой законченный этап работы.

Основные этапы цикла:

1. Выявление проблемы

Цель любого проекта — решение определенной проблемы (медленный сервис, технические неполадки, низкое качество и так далее). Для начала ее необходимо распознать и четко сформулировать, так как именно от этого зависит последующее разрешение. На этом этапе вы прогнозируете, каким будет ваш проект, и строите модель будущего.

2. Подготовительная работа

Исходя из поставленной проблемы можно определить цель. При этом конкретизировать ее. Например, повышение качества продукции, улучшение сервиса — абстрактные формулировки. Необходимо выявить критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

3. Разработка проекта

На этом этапе устанавливаются сроки, создается алгоритм действий, а также просчитываются возможные риски.

4. Внедрение

Основная часть — реализация плана. Он должен быть гибким, так как внешние обстоятельства могут повлиять на вашу стратегию и ее придется корректировать.

5. Контроль

Каждый пройденный этап необходимо фиксировать и контролировать соответствие плану. На этом этапе необходимо собирать обратную связь и при необходимости вносить корректировки.

6. Завершение с фиксацией результатов

На этом этапе вы сопоставляете цели с тем, что вам удалось реализовать (поэтому обязательно нужны критерии ее достижения). Как правило, в данном случае требуется отчетность

Принципы проектного мышления

  1. Поэтапное планирование

  2. Делегирование задач

  3. Прогнозирование идеального образа будущего

  4. Расчет рисков

  5. Гибкость действий

Как развивать проектное мышление

Относитесь к повседневным задачам как к проектам

Учитесь мыслить более масштабно. Речь не идет о том, чтобы преувеличивать проблемы, но подходить к их решению комплексно. Например, прохождение курса, организация дня рождения, косметический ремонт, покупка продуктов на неделю — это проекты, отличающиеся степенью важности, целями и, соответственно, подходами. Тем не менее, их необходимо рассматривать в целом и сразу же находить слабые места.

Прогнозируйте и ищите альтернативы

Просчитывайте как можно больше сценариев развития ситуации. В том числе не игнорируйте негативные события — к ним тоже нужно быть готовым (пусть они и маловероятны). Можно использовать mind map — в центре сформулировать проблему и от нее провести несколько стрелочек к будущему образу.

Разбивайте любую задачу на несколько этапов

Проекты не реализовываются благодаря одному действию. Они делятся на этапы, прохождение каждого из них приближает к цели и имеет микрорезультат. Его необходимо фиксировать.

Ищите способы делегировать задачи

Так как основная цель — решить поставленную проблему с минимальными усилиями и сжатыми сроками, ищите способы делегировать часть задач компетентным в этом вопросе людям. Это касается как бытовых вопросов (например, заказ доставки), так и рабочих (передача задачи коллеге или ассистенту).

Рефлексируйте

Согласно схеме управления проектами Dragon Dreaming, кроме планирования и реализации есть такие этапы как «мечтание» и «празднование». Последнее включает в себя в том числе анализ результатов и наблюдение за изменениями. Это происходит благодаря рефлексии — вы снова просматриваете пройденный путь и анализируете не только результаты, но и то, какие навыки вы приобрели и как изменились за это время.

Любовь Карась

Теги

#решение проблем

#подход

#проектное мышление

#мышление

Что такое дизайн-мышление? | ИксДФ

Вот вся литература по UX по Дизайн-мышление Interaction Design Foundation, собранные в одном месте:

5 этапов процесса дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это методология, которая обеспечивает основанный на решении подход к решению проблем. Это чрезвычайно полезно, когда

  • 1,8 тыс. акций
  • 8 месяцев назад

Персонажи — простое знакомство

Персоны — это вымышленные персонажи, которых вы создаете на основе ваших исследований, чтобы представить различные типы пользователей, которые

  • 1,4 тыс. акций
  • 11 месяцев назад

Этап 3 в процессе дизайн-мышления: идея

На этапе идеи дизайн-мыслители выдвигают идеи — в форме вопросов и решений — через творческий и творческий подход.

  • 1,2 тыс. акций
  • 3 года назад
Карта эмпатии

— зачем и как ее использовать

Знаете ли вы, что пользователи чаще выбирают, покупают и используют продукты, отвечающие их потребностям, а не продукты,

  • 1,1 тыс. акций
  • 2 года назад

Дизайн-мышление: начало работы с прототипом

Прототипирование — неотъемлемая часть дизайн-мышления и проектирования взаимодействия с пользователем в целом, потому что оно позволяет нам тестировать наши продукты.

  • 1,1 тыс. акций
  • 2 года назад

Этап 5 процесса дизайн-мышления: тест

Мы используем широкий спектр методов тестирования в процессе проектного мышления, многие из которых также используются в человеко-компьютерных технологиях.

  • 972 акции
  • 9 месяцев назад

История дизайн-мышления

Нам нужно ценить корни и происхождение концепции, чтобы по-настоящему понять ее — нам нужно знать, как она возникла. Давайте

  • 947 акций
  • 8 месяцев назад

Процесс дизайн-мышления | Что это такое, как им пользоваться и что будет дальше

Знаменитый изобретатель, инженер, бизнесмен и обладатель не менее 186 патентов Чарльз Кеттеринг однажды сказал: «Если вы всегда поступали так, то, вероятно, это неправильно».

Если вы дизайнер, предприниматель или любой другой сотрудник, вам не привыкать к постоянному стремлению к инновациям. В конце концов, это секретный соус; ключ к прогрессу и успеху. Наша способность к инновациям — способность придумывать идеи, которые одновременно действенны и эффективны, — это то, что дает нам преимущество в конкурентных отраслях.

Все компании Apple, Airbnbs и Uber в этом мире рождены инновациями. Теперь задача, с которой сталкиваются все эти компании — и ваша компания, несомненно, тоже — состоит в том, чтобы продолжать эти инновации, чтобы сохранить или еще больше укрепить свои позиции на соответствующих рынках. Инновация не может быть одноразовой; она должна быть частью ДНК компании.

Вы также знаете, что инновации не всегда даются так легко.

Здесь на помощь приходит дизайн-мышление.

Дизайн-мышление долгое время считалось священным Граалем инноваций и лекарством от стагнации. Ему приписывают замечательные достижения, например, превращение Airbnb из неудачного стартапа в бизнес на миллиард долларов. Эту концепцию становится все труднее игнорировать, и тем не менее, несмотря на такие громкие истории успеха, она по-прежнему окутана тайной.

Хватит расплывчатых определений и абстрактных описаний. В этом посте мы покажем вам, что такое дизайн-мышление и как оно выглядит в действии. Приступаем к делу:

  • Что такое дизайн-мышление?
  • Каковы ключевые принципы дизайн-мышления?
  • Что такое методология дизайн-мышления и как ее использовать?
  • Как я могу применить структуру дизайн-мышления?

Готовы использовать силу дизайн-мышления? Пойдем.

Что такое дизайн-мышление?

Дизайн-мышление изначально возникло как способ научить инженеров творчески подходить к проблемам, как это делают дизайнеры. Одним из первых, кто написал о дизайн-мышлении, был Джон Э. Арнольд, профессор машиностроения Стэнфордского университета. В 19В 59 году он написал «Креативный инжиниринг» — текст, в котором были определены четыре области дизайн-мышления. Оттуда дизайн-мышление начало развиваться как «способ мышления» в области науки и проектирования, как это можно увидеть в книге Герберта А. Саймона «Науки об искусственном» и в книге Роберта МакКима «Опыт визуального мышления». ».

С появлением в 80-х годах дизайна, ориентированного на человека, и созданием консалтинговой компании IDEO в 90-х годах дизайн-мышление становилось все более популярным. К началу 21 века дизайн-мышление проникло в мир бизнеса. В 2005 году d.school Стэнфордского университета начала преподавать дизайн-мышление как подход к техническим и социальным инновациям.

Действительно, многие методы и приемы, используемые в дизайн-мышлении, были заимствованы из набора инструментов дизайнера.

Так что же такое дизайн-мышление?

Дизайн-мышление — это и идеология, и процесс, направленный на решение сложных проблем ориентированным на пользователя способом. Основное внимание уделяется достижению практических результатов и решений, которые:

  • Технически осуществимы : Они могут быть преобразованы в функциональные продукты или процессы;
  • Экономически выгодно : Бизнес может позволить себе их реализовать;
  • Желательны для пользователя : Они удовлетворяют реальную потребность человека.

Идеология , лежащая в основе дизайн-мышления , гласит, что для того, чтобы придумать инновационные решения, нужно принять мышление дизайнера и подойти к проблеме с точки зрения пользователя. В то же время дизайн-мышление сводится к практическим действиям; цель состоит в том, чтобы как можно быстрее превратить ваши идеи в осязаемые, тестируемые продукты или процессы.

Процесс дизайн-мышления описывает серию шагов, которые воплощают эту идеологию в жизнь — начиная с создания сочувствия к пользователю, заканчивая выдвижением идей и превращением их в прототипы.

На данный момент вы, вероятно, думаете, что это звучит подозрительно похоже на UX. Так что же делает дизайн-мышление таким особенным?

Дизайн-мышление помогает нам решать «сложные» проблемы

Уникальность дизайн-мышления заключается в том, какие проблемы оно решает. Когда дело доходит до проблем, которые нужно решить с помощью дизайн-мышления, мы не просто говорим об обычных, общих проблемах, которые имеют проверенные решения. мы говорим о очень сложных, «злых» проблем: тех, которые отказываются решать стандартными методами и подходами.

Мало того, что эти проблемы трудно определить, но любая попытка их решения может привести к еще большему количеству проблем. Серьезные проблемы повсюду: от глобальных проблем, таких как изменение климата и бедность, до проблем, которые затрагивают почти все предприятия, таких как управление изменениями, достижение устойчивого роста или сохранение вашего конкурентного преимущества.

Дизайн-мышление — это действенный подход, который можно использовать для решения самых серьезных проблем в мире. Он способствует ориентированности на пользователя, творчеству, инновациям и нестандартному мышлению.

Имея это в виду, давайте более подробно рассмотрим принципы и столпы дизайн-мышления.

Каковы принципы дизайн-мышления?

Существуют определенные принципы, лежащие в основе дизайн-мышления. Это отражено в методологии дизайн-мышления, которую мы подробно рассмотрим чуть позже. Ниже мы изложили пять наиболее важных принципов дизайн-мышления.

1. Ориентированность на пользователя и эмпатия

Дизайн-мышление заключается в поиске решений, отвечающих потребностям человека и отзывам пользователей. Люди, а не технологии, являются движущей силой инноваций, поэтому неотъемлемая часть процесса заключается в том, чтобы встать на место пользователя и развить искреннее сочувствие к вашей целевой аудитории.

2. Сотрудничество

Целью дизайн-мышления является объединение различных точек зрения и идей; вот что ведет к инновациям! Дизайн-мышление поощряет сотрудничество между разнородными междисциплинарными командами, которые обычно не работают вместе.

3. Идеи

Дизайн-мышление основано на решениях, поэтому основное внимание уделяется выдвижению как можно большего количества идей и потенциальных решений. Идеи — это и основной принцип дизайн-мышления, и шаг в процессе дизайн-мышления. Этап формирования идей — это определенная зона, свободная от суждений, в которой участникам предлагается сосредоточиться на количестве идей, а не на их качестве.

4. Эксперименты и итерации

Речь идет не только о придумывании идей; речь идет о превращении их в прототипы, их тестировании и внесении изменений на основе отзывов пользователей. Дизайн-мышление — это итеративный подход, поэтому будьте готовы повторять определенные шаги в процессе по мере выявления недостатков и недостатков в ранних версиях предлагаемого вами решения.

5. Склонность к действию

Дизайн-мышление — это чрезвычайно практический подход к решению проблем, в котором предпочтение отдается действиям, а не обсуждению. Вместо того, чтобы строить гипотезы о том, чего хотят ваши пользователи, дизайн-мышление побуждает вас выходить и взаимодействовать с ними лицом к лицу. Вместо того, чтобы говорить о возможных решениях, вы превратите их в реальные прототипы и протестируете в реальных условиях.

Методология дизайн-мышления в действии

До сих пор мы рассмотрели довольно много теории. Мы знаем, что такое дизайн-мышление и ключевые принципы, которые его формируют. Теперь давайте рассмотрим, как методология дизайн-мышления выглядит в действии, начиная с пяти ключевых шагов процесса дизайн-мышления.

Структура дизайн-мышления: пять ключевых этапов

Структура дизайн-мышления может быть разделена на три отдельных этапа: погружение, формирование идей и реализация. Эту структуру можно далее разбить на пять практических шагов, составляющих процесс дизайн-мышления:

  • Сопереживание
  • Определить
  • Идеал
  • Прототип
  • Тест

Хотя эти шаги кажутся последовательными, важно отметить, что дизайн-мышление не следует строго линейному процессу. На каждом этапе процесса вы, скорее всего, сделаете новые открытия, которые потребуют от вас вернуться и повторить предыдущий шаг.

Шаг 1. Сопереживание

  • Что? На этапе сопереживания вы будете взаимодействовать с целевой аудиторией и наблюдать за ней.
  • Почему? Целью этого шага является четкое представление о том, кто ваши конечные пользователи, с какими проблемами они сталкиваются и какие потребности и ожидания должны быть удовлетворены.
  • Как? Чтобы вызвать сочувствие пользователей, вы будете проводить опросы, интервью и сеансы наблюдения.
  • Например: Вы хотите решить проблему удержания сотрудников, поэтому просите каждого сотрудника пройти анонимный опрос. Затем вы проводите пользовательские интервью с как можно большим количеством сотрудников, чтобы узнать, как они относятся к удержанию в компании.

Шаг 2. Определите

  • Что? Основываясь на том, что вы узнали на этапе сопереживания, следующим шагом будет определение четкой формулировки проблемы.
  • Почему? В вашем заявлении о проблеме излагается конкретная задача, которую вы будете решать. С этого момента он будет направлять весь процесс проектирования, давая вам фиксированную цель, на которой нужно сосредоточиться, и помогая постоянно помнить о пользователе.
  • Как? Формулируя формулировку проблемы, вы сосредоточитесь на потребностях пользователя, а не на потребностях бизнеса. Хорошая постановка проблемы ориентирована на человека, достаточно широка для творчества, но достаточно конкретна, чтобы дать руководство и направление.
  • Например: «Мои сотрудники должны иметь возможность вести здоровый образ жизни во время работы в офисе» гораздо более ориентирован на пользователя, чем «Мне нужно, чтобы мои сотрудники были здоровы и счастливы, чтобы увеличить удержание».

Шаг 3. Идея

  • Что? Имея в виду четкую формулировку проблемы, вы теперь будете стремиться придумать как можно больше идей и потенциальных решений.
  • Почему? Этап формирования идей заставляет вас мыслить нестандартно и исследовать новые аспекты. Сосредоточившись на количестве идей, а не на качестве, вы, скорее всего, освободите свой разум и наткнетесь на инновации!
  • Как? Во время специальных сеансов выработки идей вы будете использовать ряд различных техник выработки идей, таких как телесный штурм, обратное мышление и наихудшая из возможных идей.
  • Например: Основываясь на том, что вы узнали на этапе сопереживания, вы проводите несколько сеансов выработки идей с различными заинтересованными сторонами. Имея под рукой формулировку проблемы, вы предлагаете как можно больше идей о том, как сделать своих сотрудников счастливее и, следовательно, с большей вероятностью остаться в компании.

Этап 4. Прототип

    • Что? Сократив свои идеи до нескольких избранных, вы теперь превратите их в прототипы или «уменьшенные» версии продукта или концепции, которые вы хотите протестировать.
    • Почему? Этап прототипирования дает вам что-то осязаемое, что можно протестировать на реальных пользователях. Это имеет решающее значение для поддержания ориентированного на пользователя подхода.
    • Как? В зависимости от того, что вы тестируете, прототипы могут принимать различные формы — от простых бумажных моделей до интерактивных цифровых прототипов. При создании прототипов помните о четкой цели; точно знать, что вы хотите, чтобы ваш прототип представлял, и, следовательно, тестировать.
    • Например: На этапе формирования идей одна из идей заключалась в том, чтобы предлагать бесплатные занятия йогой. Чтобы создать прототип этой идеи, вы оборудуете в офисе специальную комнату для занятий йогой с ковриками, бутылками с водой и полотенцами для рук.

Шаг 5. Проверка

Что? На пятом этапе процесса дизайн-мышления вы будете тестировать свои прототипы на реальных или репрезентативных пользователях.

        • Почему? Этап тестирования позволяет вам увидеть, где ваш прототип работает хорошо, а где его нужно улучшить. Основываясь на отзывах пользователей, вы можете внести изменения и улучшения, прежде чем тратить время и деньги на разработку и/или внедрение своего решения.
        • Как? Вы проведете сеансы пользовательского тестирования, во время которых будете наблюдать за целевыми пользователями, когда они взаимодействуют с вашим прототипом. Вы также можете получить устную обратную связь. Благодаря всему, что вы узнаете на этапе тестирования, вы внесете изменения в свой дизайн или придумаете совершенно новую идею!
        • Например: Вы решили протестировать идею йоги в течение двух месяцев, чтобы посмотреть, как отреагируют сотрудники. Вы обнаружите, что людям нравятся занятия йогой, но их отталкивает тот факт, что они в середине дня и негде принять душ. На основании этого отзыва вы решаете перенести занятия йогой на вечер.

Применение концепции дизайн-мышления в своей работе

Дизайн-мышление также можно начать с малого — вам не нужно становиться UX-дизайнером, чтобы применять дизайн-мышление в своей работе! Вы можете сосредоточиться только на одном аспекте процесса дизайн-мышления, таком как знакомство с вашими клиентами и сознательные усилия, чтобы изо дня в день быть более эмпатичным. Например, если вы изо всех сил пытаетесь собрать положительные отзывы клиентов, вы можете провести опрос пользователей, чтобы выяснить, чего не хватает вашим клиентам.

Возможно, вы хотите сосредоточиться на совместной природе дизайн-мышления, и в этом случае вы можете проводить сеансы выработки идей с представителями самых разных команд. Если вы заметили, что маркетологи и дизайнеры постоянно пытаются найти общий язык, например, несколько сеансов мозгового штурма в стиле дизайн-мышления могут помочь всем прийти к единому мнению.

Еще одним все более популярным методом применения дизайн-мышления являются семинары по дизайн-мышлению. Если у вас есть конкретная проблема, которую вы хотите решить, например, придумать новую идею продукта или выяснить, как повысить удержание сотрудников, семинар по дизайн-мышлению проведет вас через весь процесс дизайн-мышления за короткий промежуток времени. Семинары по дизайн-мышлению также используются для обучения неспециалистов в области дизайна инновациям и поиску творческих решений — важному навыку в любой сфере бизнеса.

Примеры успеха дизайн-мышления

Дизайн продуктов и услуг — наиболее очевидные контексты, в которых можно извлечь выгоду из дизайн-мышления. Тем не менее, рамки дизайн-мышления можно использовать для решения любых задач, выходящих за рамки дизайна!

Дизайн-мышление все больше интегрируется в бизнес как способ стимулировать инновации и командную работу. IBM разработала свою структуру Enterprise Design Thinking, чтобы «помочь многопрофильным командам согласовать реальные потребности своих пользователей», утверждая, что компании, использующие эту структуру, в два раза быстрее выводят свои продукты на рынок и на 75% более эффективны с точки зрения командной работы. , и получите 300% возврат инвестиций.

Страховая компания MassMutual использовала дизайн-мышление, чтобы решить проблему привлечения молодых людей к покупке страховки жизни. В партнерстве с IDEO в течение двух лет они проводили обширные исследования пользователей. Основываясь на том, что они узнали, они приступили к еще двум годам создания прототипов и тестирования. Конечным результатом стало «Общество взрослых» — набор цифровых инструментов, помогающих научить молодых людей делать разумный финансовый выбор.

Здесь, в CareerFoundry, мы не только обучаем дизайнерскому мышлению в рамках нашего курса UX-дизайна, но также внедряем его в то, как мы работаем и принимаем решения. Большинство наших пользователей — это взрослые учащиеся, которые совмещают онлайн-обучение с работой на полный рабочий день, поэтому одной из самых больших проблем, с которыми они сталкиваются, является управление временем. Основываясь на концепции дизайн-мышления, мы провели обширное исследование пользователей, в том числе собственный семинар по тайм-менеджменту с реальными студентами. Благодаря этим новым знаниям мы переработали некоторые аспекты нашей информационной панели электронного обучения, например способ отображения контрольных точек проекта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts