Психолого-педагогическое сопровождение профилактики агрессивного поведения подростков
Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование
Ключевые слова: подростки, профилактика девиантного поведения, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, профилактика агрессивного поведения
Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если в нем будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими противоправного поведения. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников.
Выделяют четыре основных источника агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.
Социальный фактор. На наше агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия — жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации и, прежде всего, кино и телевидения.
Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным факторам.
Это устойчивые черты характера и наклонности. Например, эмоциональная чувствительность, тревожность установок, ценностных ориентации и самосознания личности. В детском и подростковом возрасте роль индивидуальных факторов агрессии чрезвычайно велика. Поэтому так важно более подробно остановиться именно на этом, индивидуально-личностном аспекте возникновения и развития агрессии.При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия — агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивности. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.
В жизни бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему — агрессивности. В то же время иногда мы с удивлением вынуждены констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности.
О самой агрессии мы говорим тогда, когда она очевидна, т.е. проявляется в поведении или действиях человека. Вместе с тем вряд ли кому придет в голову назвать поведение стоматолога агрессивным, равно как и поведение защитившей себя жертвы. Возникает вопрос, какое поведение следует считать агрессивным?
Агрессивное поведение — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу».
Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение. Итак, если агрессивное поведение и агрессивность — это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной.
О мощном влиянии самосознания на агрессивные формы поведения свидетельствуют и наши собственные данные. Показано, что структура самосознания в группе подростков с агрессивными формами поведения в значительной степени деформирована. В частности, это касается образа идеального «Я» (одного из составляющих самосознания), а само его содержание значительно отличается от объективной характеристики. В этой же группе подростков параметры самосознания тесно связаны с агрессивными формами поведения: по данным факторного анализа показатели агрессивного поведения вместе с личностными характеристиками и параметрами самосознания, образуют два первых, наиболее информативных фактора. У законопослушных подростков параметры агрессивного поведения вошли в состав последнего, наименее значимого фактора и связаны они преимущественно с типами акцентуаций характера, а не свойствами личности и тем более параметрами самосознания.
В целом уровень структурированности и интегрированности личностных показателей с параметрами самосознания в группе девиантов значительно ниже, чем в группе законопослушных.
Таким образом, истоки агрессивного поведения нужно искать в уровне сформированности личности человека и, прежде всего, — его самосознании.
Что касается природы агрессивности, то ее истоки находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности — гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям.
Ранний, дошкольный, младший школьный и младший подростковый периоды — это время максимального проявления этого качества. Максимального потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, т. к. отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля (сформированное самосознание). Именно поэтому детский и отчасти подростковый период — это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения.
По мере формирования и развития самой личности, в частности, ее самосознания агрессивность становится все более контролируемым параметром. Такая динамика становления агрессивных форм поведения, прежде всего, свидетельствует о том, что агрессия отнюдь не является неизбежным атрибутом поведения. Она говорит о возможности установления контроля над агрессией и указывает на конкретные механизмы, ответственные за этот контроль. Это — уровень развития личности в целом, в котором отражается мера ее структурированности и интегрированности, а также уровень развития самосознания личности. Влияя на процесс его формирования, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаем условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения.
Именно поэтому становится важным выяснение условий, способствующих становлению агрессивного поведения человека.Можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения.
1. Семья как фактор агрессивного поведения. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения.
Во-первых, это характер семейных взаимоотношений. Так, постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями — в 24% семей, постоянная вражда между супругами — в 12% 2. На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывают 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных.
Во-вторых, это стиль семейного руководства.
2. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Например, дети в течение пяти лет регулярно посещавшие детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Агрессивное поведение связано и с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
3. Третьим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение. Приводимые Р.Бэроном и Д.Ричардсон данные экспериментального изучения влияния демонстрации сцен насилия на склонность к агрессивному поведению представляются достаточно убедительными.
Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые теле персонажами для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка.
Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования — Информио
В условиях растущей диспропорции научно-технического прогресса и духовной деградации человека происходит разрушение духовных ценностей, и замена духовности без духовностью одним из проявления которой является агрессивность молодежи. Данная проблема актуализирована целым комплексом объективных и субъективных факторов. Это и не удивительно, в обществе которое коммерциализированно, деятельностью которого движет в основном погоня за наживой и прибылью, и в котором широкое распространение имеют потребительская психология и идеология, а также массовая культура.
Каждый ребенок уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания, каждому необходим индивидуальный подход, а корни большинства проблем, возникающих у подростка, нужно искать в семье, в среде, где он вырос…
Кризисные явления в современном российском обществе резко повысили его криминализацию и связанную с ней агрессию. Рост криминальных преступлений среди подростков отражает эту общую тенденцию.
Большая часть жизни людей проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество задает вопрос о положительном или отрицательном поведение своих членов. Ежедневно и буквально повсюду мы можем наблюдать проявления агрессивного поведения.
В связи с событиями, происходящими в мире, нельзя не заметить рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Интерес к феномену агрессия носит всеобщий характер. Она является объектом исследования в различных областях знаний: философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др.
Поэтому существует множество определений понятия агрессия, но большинство психологов в качестве агрессии рассматривают любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные исследования затрагивали проблемы изучения агрессии. Но у каждой теории были свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения. Поэтому до сих пор проблема агрессии остаётся открытой для исследований.
Проявления агрессии можно наблюдать на самых разных периодах жизни человека. Однако одним из самых сложных периодов в жизни человека можно считать подростковый возраст. В это время закладываются основы сознательного поведения, проявляется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Наиболее важной областью, где формируется социальное поведение подростков — это среда сверстников.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитетов взрослых. Безусловно, общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания, и этот опыт общения играет очень важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь. Но агрессивное поведение вызывает ряд проблем и становится источником душевных переживаний не только родителей, педагогов, но и самих подростков, которые нередко становится жертвами агрессивного поведения со стороны сверстников. Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира.
Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира. В настоящее время наблюдается существенный рост количества детей и подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их агрессивного поведения в будущем. Наличие такой высокой концентрации агрессии среди подростков и делает проблему изучения этого феномена главной проблемой современного мира и очень важной теоретической и практической задачей. Поэтому так важно решать проблемы психического и психологического здоровья подростков, а так же изучать причины агрессивного поведения, условия его становления, механизмы, средства ее предотвращения.
Повышенная агрессивность студентов является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.
Преподаватели отмечают, что агрессивных студентов с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные обучающиеся их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в колледже, но и дома. Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семье, ее социальный статус и уровень образования родителей. [2]
Агрессивное поведение подростков — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах. Это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.
Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считаю слабым, а я вот что могу! [1]
Ученые выделили следующие виды реакций, развивающие у подростка негативные чувства:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражение возможного убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Лучший способ преодоления детской агрессивности – это обучение детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться как друг с другом, так и со взрослыми – своими родителями и преподавателями. Установление в сфере ведения переговоров равноправных уважительных отношений – важное завоевание профессионального образования, от которого не надо отказываться и которое преподаватели должны использовать в своих целях.
Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором задействовано много факторов: влияние семьи, сверстников, преподавателей, средств массовой информации. Работа с агрессивными обучающимися должна носить комплексный и системный характер. Комплексное использование профилактических и коррекционных мер, позволяет получить положительные результаты.
Рекомендации по работе с агрессивными студентами.
- В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
- Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
- Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
- Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
- Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
- Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т.к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
- Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, что бы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
- Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
- Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
Деятельность по устранению агрессивного поведения должна распространяться не только непосредственно на ребенка, но и на неблагоприятную среду, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка. Превенция агрессии приобретает не только социально-значимый, но психологический характер.
Перед педагогическим и психологическим составом стоит задача проведения комплексного анализа личностных и индивидных факторов, обуславливающих появление психологических отклонений в поведении несовершеннолетних пациентов. Своевременное оказание помощи по выявлению поведенческих проблем и реакций у подростков дает возможность предотвратить десоциализацию на ранних ее этапах. В противном случае девиантное поведение постепенно переходит в хронические нарушения.
Таким образом, в целях профилактики подростковой агрессии в различных ее формах и стадиях существует необходимость в обучении несовершеннолетних умениям и навыкам в области позитивного общения, мирному взаимодействию с другими членами общества, поиску компромиссов и альтернативных путей разрешения конфликтных ситуаций. Важное значение имеет совместная работа (особенно в рамках школы), а роль регулятора и корректора агрессивности у несовершеннолетних отведена, в первую очередь семье и родителям, а уже потом психологам и педагогам [3].
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования
Экономическое воздействие, причины, профилактика и лечение
Leo J. Bastiaens, MD
Психиатрические времена , психиатрический раз. Насилие и агрессия среди молодежи в последние 50 лет называют «эпидемией». Эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи.
Рост насилия и агрессии среди молодежи за последние 50 лет называют «эпидемией». 1 Эта эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи. С клинической точки зрения оценка и лечение агрессии является первостепенной задачей. В этом обзоре мы обсуждаем экономические последствия молодежной агрессии с акцентом на необходимость первичной профилактики; использование современных знаний для оценки и лечения агрессии в клинических условиях; и недавние отчеты о фармакотерапии агрессивной молодежи.
Экономические последствия
Без учета затрат на программы и институты ювенальной юстиции одно только насилие среди молодежи обходится Соединенным Штатам более чем в 158 миллиардов долларов в год. 2 Пик насильственных преступлений приходится на поздний подростковый возраст, несмотря на то, что почти 15% валового внутреннего продукта тратится на воспитание и образование детей. 3 Очевидно, что насилие в отношении несовершеннолетних остается серьезной социальной проблемой со значительным финансовым бременем. Возможно, необходимо как перераспределить ресурсы, так и скорректировать отношение к борьбе, предотвращению и лечению насилия и правонарушений среди молодежи устойчивым и эффективным образом.
В 1998 году Донохью и Сигельман 4 исследовали компромисс между финансированием тюремного заключения и потенциальными расходами на социальные нужды. Они объяснили, что если бы они могли «выявлять и лечить худшие 6% правонарушителей и снижать уровень их преступности на 20%, [их] мысленный эксперимент по перераспределению ресурсов с тюремного заключения на социальные программы, вероятно, снизил бы преступность или сохранил ее на том же уровне. » 4
Важно отметить, что 20% были получены в результате корректировки гипотетического результата дошкольной программы вмешательства, которая смоделировала дошкольную программу Perry (которая привела к снижению преступности среди ее участников на 40%). 5 Социальные расходы в расследовании Донохью и Сигельмана 4 гипотетически могут быть применены к крупномасштабным программам, созданным по образцу существующих небольших, но успешных организаций, которые снижают уровень преступности среди несовершеннолетних и улучшают социализацию, самооценку, а также работу школы и семьи. Сегодня все более мелкие и успешные программы содержат следующие компоненты: начало в юном возрасте; привлечение семьи к обучению дисциплине и навыкам ухода; и «небольшой масштаб, высокое качество и высокая стоимость». 4 Однако тиражирование этих программ на макроуровне создает кривые высоких затрат, которые могут расти в геометрической прогрессии с ростом размера. Кроме того, обеспечение такого же качества медицинской помощи в больших масштабах будет сложной задачей.
Насилие среди молодежи является не только проблемой уголовного правосудия, но и проблемой общественного здравоохранения. Welsh 2 объяснял роль профилактики в общественном здравоохранении, включая занятия по борьбе с агрессией; кампании по информированию общественности; лечение и вмешательство отделения неотложной помощи; и раннее распознавание предупредительных знаков риска семьями, врачами, школьной администрацией, медсестрами и учителями.
Города США ежегодно теряют почти 50 миллиардов долларов из-за преступности и насилия. 2 Столь значительные негативные внешние эффекты требуют внимания со стороны правительства и действий общества. Перераспределение ресурсов, новые инициативы по расходам на социальные нужды, программы с более высоким качеством обслуживания и лучшее отношение к общественному здравоохранению изменят жизнь нашей молодежи и снизят социальные издержки подростковой преступности в Соединенных Штатах.
Современные знания об агрессии
В то время как первичная профилактика относится к области общественного здравоохранения, лечение агрессивной молодежи является заботой каждого практикующего врача, занимающегося оказанием помощи детям и подросткам.
Агрессия — это сложное поведение, имеющее несколько подтипов. агрессивное поведение, начавшееся в детстве, кажется более стойким, чем агрессия, начавшаяся в подростковом возрасте, и может быть связано с большим количеством нейропсихиатрических проблем. 6 Открытая агрессия (например, запугивание и драка) может привлекать клиническое внимание чаще, чем скрытое антиобщественное поведение (например, воровство и вандализм).
Другой подтип, подтвержденный исследованиями на животных, делит агрессию на реактивных, раздражительных, и оборонительных поступков против запланированных, целенаправленных, и преднамеренных действий. 7 К психиатрам чаще всего обращаются для оценки и лечения детской, открытой и реактивной агрессии из-за связи с идентифицируемыми биопсихосоциальными нарушениями и их реакции на лечение.
Знание результатов исследований причин и патогенеза агрессивного поведения в юношеском возрасте должно служить ориентиром при оценке индивидуального состояния пациента ( Рисунок ). Многие дети и подростки с агрессивным поведением страдают психическими расстройствами. Исследование, посвященное оценке несовершеннолетних правонарушителей в центре содержания под стражей, показало, что более 60% из них имели диагностированное психическое расстройство, за исключением расстройства поведения. 8 Расстройства разрушительного поведения, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и расстройства настроения были особенно распространены.
В отличие от психиатрических диагнозов неадекватные черты, которые, по-видимому, играют главную роль в открытой и реактивной агрессии, такие как импульсивность и склонность интерпретировать благоприятные социальные сигналы как враждебные. 9
Существует множество доказательств того, что агрессивное поведение является результатом взаимодействия между индивидуальными факторами и факторами окружающей среды. Таким образом, родительские практики важны. Вопросы окружающей среды, такие как жестокое обращение и дисциплина, имеют первостепенное значение для понимания человека с агрессивным поведением. 10 Кроме того, психические расстройства родителей, в том числе расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, важны для оценки агрессивного ребенка или подростка.
Так как дети проводят много времени в школе, эта среда может существенно повлиять — как отрицательно, так и положительно — на агрессивные тенденции. 11 Связь с девиантной группой сверстников также важно признать, но, с другой стороны, подвергаться остракизму со стороны сверстников было связано с повышенной вероятностью агрессивного поведения. 12 Другие факторы окружающей среды, такие как чрезмерная подверженность насилию в средствах массовой информации и проживание в бедном районе, явно играют свою роль. 13
Принимая во внимание многочисленные переменные (многие из которых являются внешними по отношению к человеку), которые играют роль в формировании агрессивного поведения, для обеспечения эффективного лечения необходима определенная форма «работы с домом и обществом». Многие из факторов, связанных с агрессией, не сразу проявляются в клинических условиях и могут быть неизвестны или не обсуждены родителем или ребенком. Посещения на дому могут помочь клиницистам легче выявить враждебное взаимодействие между членами семьи, непоследовательную дисциплину, признаки жестокого обращения, доказательства употребления психоактивных веществ, чрезмерное участие в телевидении и видеоиграх, а также неуместное участие или отсутствие участия в отношениях со сверстниками. Терапевты, которые могут посетить школу и принять пациента в сообщество, могут продолжить свои наблюдения и лечение. Таким образом, оказывается, что какая-либо форма терапии на дому/семейной основе является лучшим способом воздействия на психосоциальную среду агрессивного молодого пациента.
Фактические данные показывают, что этот тип выездного лечения эффективен. 18-месячное наблюдение за молодыми людьми, участвующими в системе ювенальной юстиции, которые лечились мультисистемной терапией, показало улучшение показателей арестов и уровня функционирования по сравнению с когортой, получавшей обычное лечение. 14 Поскольку этот тип домашней терапии не всегда может быть доступен, разрабатываются другие модели, которые пытаются воздействовать на многие факторы, связанные с агрессией. 15
Такой план лечения может учитывать известные и наблюдаемые факторы агрессивного поведения. Психическое расстройство можно лечить с помощью фармакотерапии или психотерапии в зависимости от характера и тяжести расстройства. Неадаптивные черты можно лечить с помощью когнитивно-поведенческих методов, таких как этапы решения проблем, обучение социальным навыкам и управление гневом. 16 Родительские факторы можно устранить с помощью обучения родителей управлению, психиатрического лечения, направления в службы защиты детей или занятий для родителей. 17 Школьный персонал может участвовать в обобщении навыков, полученных в ходе терапии, и в создании более просоциальной среды для пациента. 18 На факторы сверстников можно ориентироваться посредством обучения социальным навыкам и академического консультирования для достижения успеха. Обучение и просвещение родителей по вопросам управления могут уменьшить подверженность десенсибилизирующим эффектам механистического насилия в средствах массовой информации.
Несмотря на то, что имеются убедительные доказательства эффективности интенсивных психосоциальных программ по снижению агрессивного поведения у молодежи, психиатр чаще всего занимается фармакологической частью лечения. 19 Однако данные рандомизированных контролируемых исследований по медикаментозному лечению агрессии у молодежи немногочисленны. 19 Традиционные стабилизаторы настроения, такие как литий, дивалпроекс и атипичные нейролептики, часто используются для лечения агрессивного поведения у взрослых, независимо от диагноза биполярного расстройства или психоза. В настоящее время недостаточно доказательств эффективности одного типа лекарств по сравнению с другим для лечения насилия у детей и подростков. В то время как некоторые недавние контролируемые данные доступны для терапии дивалпроексом для лечения агрессии при расстройстве поведения, 20 Большинство исследований было сосредоточено на атипичных нейролептиках. 21,22
Недавние исследования в области фармакотерапии депрессивные расстройства, стабилизаторы настроения при биполярных расстройствах и нейролептики при психотических расстройствах. Однако у серьезно агрессивных пациентов часто требуются дополнительные фармакологические вмешательства.
Dunn и коллеги 24 провели открытое исследование с участием 24 подростков с СДВГ, оппозиционно-вызывающим расстройством или расстройством поведения, у которых наблюдались тяжелые вспышки агрессии в соответствии с модифицированной шкалой явной агрессии. Первоначальное лечение состояло из 3 недель монотерапии метилфенидатом пролонгированного действия по 54 мг/сут, после чего в течение 9 недель применялась комбинация метилфенидата пролонгированного действия и кветиапина. Кветиапин назначали в дозах до 600 мг/сут. Через 12 недель словесная агрессия и физическая агрессия по отношению к себе, другим и имуществу значительно снизились. Улучшению способствовали как специфические для диагноза лекарства, так и атипичные нейролептики. Однако это было открытое исследование без плацебо или активного контроля. Неясно, насколько эффект плацебо, монотерапия метилфенидатом или комбинированное лечение повлияли на результаты.
Connor and Associates 25 провели рандомизированное плацебо-контролируемое исследование монотерапии кветиапином при агрессивном поведенческом расстройстве. В этом 7-недельном исследовании приняли участие 19 подростков. Дозирование было гибким; средняя доза кветиапина в конце исследования составляла 300–168 мг/сут. У 8 из 9 пациентов, принимавших лекарственные препараты, улучшилось состояние по сравнению с 1 из 10 пациентов, принимавших плацебо, в соответствии с оценкой общего клинического впечатления (CGI) 2. Кветиапин хорошо переносился, хотя данные о массе тела и метаболических параметрах не сообщались.
Атипичные нейролептики стали основой фармакотерапии агрессии, и их использование у детей и подростков значительно увеличилось за последнее десятилетие. 26 Причиной такого увеличения может быть их эффективность; их быстрое начало действия, что делает их полезными при острых состояниях; и их улучшенный неврологический профиль безопасности. Однако недавно возникла серьезная озабоченность по поводу их метаболических побочных эффектов.
Американская психиатрическая ассоциация и Американская диабетическая ассоциация ранжировали атипичные нейролептики на основе их вероятности вызывать метаболические нарушения. Арипипразол и зипразидон были охарактеризованы как наименее вероятно вызывающие увеличение веса и метаболические побочные эффекты. Из-за этих потенциальных преимуществ было проведено открытое нерандомизированное исследование арипипразола или зипразидона в популяции агрессивных детей и подростков в поликлиниках. 27 Сороку шести пациентам (средний возраст 11,9 ± 2,6) были проведены мини-международное нейропсихиатрическое интервью и опросник детских/подростковых симптомов. Наиболее распространенными диагнозами были поведенческие, биполярные и депрессивные расстройства. Первичной конечной мерой была шкала явной агрессии. Пациентам со значительным агрессивным поведением назначали арипипразол (n = 24) или зипрасидон (n = 22). Восемнадцать пациентов принимали сопутствующие препараты против СДВГ.
Через 2 месяца 34 пациента продолжали лечение со средней дозой арипипразола 4,5 мг/сутки 6 2,3 мг/сутки и зипрасидона 42,9 мг/сутки.мг/сутки 618 мг/сутки. Средняя оценка по Шкале явной агрессии улучшилась на 63%, а средний балл по шкале CGI составил 2,1 (намного лучше). Статистически значимых различий между группой арипипразола и группой зипрасидона в первичном критериях исхода на исходном уровне и через 2 месяца лечения не было. Однако в 3 раза больше пациентов, принимавших зипрасидон, чем принимавших арипипразол, выбыли из исследования из-за седативного эффекта. Никаких других побочных эффектов не было заметно, хотя изменения веса и метаболические индексы требуют дальнейшего изучения.
Заключение
Агрессия в юношеском возрасте имеет огромное влияние на общество — экономическое, клиническое и с точки зрения человеческих страданий. Хотя первичная профилактика явно желательна, клиницист больше занимается вторичной и третичной профилактикой и лечением. Необходимы контролируемые исследования, чтобы выяснить, какие лекарства или комбинации лекарств наиболее эффективны для контроля агрессии у молодых пациентов. Лечение, воздействующее на многие биологические, психологические и социальные факторы, связанные с агрессией, и проводимое в окружении пациента, может быть наиболее клинически эффективным и экономически обоснованным методом.
Д-р Бастианс является адъюнкт-профессором клинической психиатрии Питтсбургского университета и сотрудником Семейной службы Западной Пенсильвании. Он сообщает, что работает в бюро докладчиков и является консультантом компаний Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly, Forest Laboratories, GlaxoSmithKline, Pfizer и Takeda. Он получил гонорары за исследования от Forest Laboratories, McNeil Consumer Healthcare и Janssen.
Г-жа Бастианс учится в колледже Дэвидсона, Дэвидсон, Северная Каролина. Она сообщает об отсутствии конфликта интересов в отношении предмета этой статьи.
Ссылки:
СПРАВКИ:
1.
Гликлих-Розенберг Л. Насилие и дети: проблема общественного здравоохранения.
Psychiatric Times.
1996;13(3):45-47.
2.
Уэльский Британская Колумбия. Профилактика подросткового насилия: роль общественного здравоохранения. Представлено на: Ежегодной конференции Комитета по промышленной теории и оценке; 7-9 ноября 2002 г.; Лоуэлл, Массачусетс,
3.
Haveman R, Wolfe B. Детерминанты достижений детей: обзор методов и результатов.
J Эконом Лит.
1995;33:1829-1878.
4.
Донохью Дж. Дж. III, Сигельман П. Распределение ресурсов между тюрьмами и социальные программы в борьбе с преступностью.
J Legal Stud
. 1998; 27:1-43.
5.
Schweinhart LJ, Montie J, Xiang Z, et al.
Пожизненные эффекты. The High/Scope Perry Preschool Study До
Возраст 40.
Ипсиланти, Мичиган: High/Scope Press; 2005.
6.
Моффит ТЭ. Антисоциальное поведение, ограниченное подростковым возрастом и сохраняющееся на протяжении всей жизни: таксономия развития.
Psychol Rev
.1993;100:674-701.
7.
Витьелло Б., Бехар Д., Хант Дж. и др. Подтип агрессии у детей и подростков.
J нейропсихиатрия Clin Neurosci
. 1990;2:189-192.
8.
Теплин Л.А., Абрам К.М., Макклелланд Г.М., и соавт. Психические расстройства в местах лишения свободы несовершеннолетних.
Главный врач общей психиатрии.
2002;59:1133-1143.
9.
McNiel DE, Eisner JP, Binder RL. Взаимосвязь между агрессивным атрибутивным стилем и насилием со стороны психиатрических больных.
J Consult Clin Psychol
. 2003 г.; 71:399-403.
10.
Конгер Р.Д., Неппл Т., Ким К.Дж., Скарамелла Л. Гневное и агрессивное поведение в трех поколениях: проспективное лонгитюдное исследование родителей и детей.
J Ненормальный ребенок
Психология
. 2003;31:143-160.
11.
Макэвой А., Велкер Р. Антиобщественное поведение, неуспеваемость и школьный климат: критический обзор.
J Emot Behav Dis
. 2000;8:130-140.
12.
Miller-Johnson S, Coie JD, Maumary-Gremaud A, et al. Отвержение сверстников и агрессия и ранние стартовые модели расстройства поведения.
J Ненормальная детская психология
. 2002;30:217-230.
13.
Johnson JG, Cohen P, Smailes EM, et al. Просмотр телевизора и агрессивное поведение в подростковом и взрослом возрасте.
Наука
. 2002; 295:2468-2471.
14.
Тиммонс-Митчелл Дж., Бендер М.Б., Кишна М.А., Митчелл К.С. Независимое исследование эффективности мультисистемной терапии с ювенальной юстицией.
J Clin Child Adolesc Psychol
. 2006;35:227-236.
15.
Smith EP, Gorman-Smith D, Quinn WH, et al. Многочисленные семейные группы на базе сообщества для предотвращения и сокращения насильственного и агрессивного поведения: программа GREAT Families.
Am J Prev Med
. 2004; 26:39-47.
16.
ван Манен Т.Г., Принс П.Дж., Эммелькамп П.М. Снижение агрессивного поведения у мальчиков с помощью социальной когнитивной групповой терапии: результаты рандомизированного контролируемого исследования.
J Am Acad Детская подростковая психиатрия
. 2004; 43: 1478-1487.
17.
Каздин А.Е., Уитли М.К. Лечение родительского стресса для усиления терапевтических изменений у детей, направленных по поводу агрессивного и антиобщественного поведения.
J Consult Clin Psychol
. 2003;71:504-515.
18.
Орпинас П., Хорн А.М.; Многосайтовый проект по предотвращению насилия. Ориентированный на учителя подход к предотвращению и уменьшению агрессивного поведения учащихся: программа GREAT Teacher.
Am J Prev Med
. 2004;26:29-38.
19.
Коннор Д.Ф., Карлсон Г., Чанг К. и др. Несовершеннолетняя дезадаптивная агрессия: обзор профилактики, лечения, конфигурации услуг и предлагаемой программы исследований.
J Clin Психиатрия
. 2006;67:808-820.
20.
Steiner H, Petersen ML, Saxena K, et al. Дивалпроекс натрия для лечения расстройств поведения: рандомизированное контролируемое клиническое исследование.
J Clin Психиатрия
. 2003; 64: 1183-1191.
21.
Findling RL, Steiner H, Weller EB. Применение нейролептиков у детей и подростков.
J Clin Психиатрия
. 2005;66(прил.7):29-40.
22.
Саксена К., Чанг К., Штайнер Х. Лечение агрессии рисперидоном у детей и подростков с биполярным расстройством: серия случаев.
Биполярное расстройство
. 2006;8: 405-410.
23.
Штайнер Х. , Саксена К., Чанг К. Психофармакологические стратегии лечения агрессии у несовершеннолетних.
Спектр ЦНС
. 2003;8:298-308.
24.
Dunn DW, Kronenberger WG, Giauque AL, et al. Улучшение специфических вспышек агрессии у подростков с СДВГ после усиления метилфенидата кветиапином. В:
Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.
Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 270.
25.
Коннор Д.Ф., Маклафлин Т.Дж., Джефферс-Терри М. Рандомизированное контролируемое пилотное исследование кветиапина при лечении расстройств поведения у подростков. В:
Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.
Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 268.
26.
Олфсон М., Бланко С. , Лю Л. и др. Отечественные тенденции амбулаторного лечения детей и подростков антипсихотическими препаратами.
Общая психиатрия
. 2006 г.; 63:679-685.
27.
Бастианс Л.Дж. Арипипразол или зипразидон для лечения агрессии у молодежи. В:
Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.
Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 261.
Похожие статьи >>>
Реклама
Реклама
Агрессивное поведение, подростковый возраст | SpringerLink
Аллен, Дж. П., Ледбитер, Б. Дж., и Абер, Дж. Л. (1990). Взаимосвязь ожиданий и ценностей подростков с преступностью, употреблением сильнодействующих наркотиков и незащищенным половым актом. Развитие и психопатология, 2 , 85–98.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Аллен, Дж. П., Филлибер, С., и Хоггсон, Н. (1990). Школьная профилактика подростковой беременности и отсева из школы: оценка процесса национального воспроизведения Программы помощи подросткам. Американский журнал общественной психологии, 18 , 505–524.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Комиссия Американской психологической ассоциации по вопросам насилия. (1993). Насилие и молодежь: ответ психологии, Vol. 1 . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google ученый
Арбетнот Дж., Гордон Д.А. и Юркович Г.Дж. (1987). Личность. В Х.К. Quay (Ed.), Справочник по преступности среди несовершеннолетних (стр. 139–183). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джон Уайли.
Google ученый
Бендер Д. и Лозель Ф. (1997). Защитные и рисковые эффекты отношений со сверстниками и социальной поддержки на асоциальное поведение подростков с множественными проблемами. Журнал подросткового возраста, 20 , 661–678.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Бильчик С. (1998). Программа наставничества для несовершеннолетних: отчет 1998 года для конгресса . Вашингтон, округ Колумбия: Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Министерство юстиции США.
Google ученый
Близенер Т. и Лозель Ф. (1992). Устойчивость несовершеннолетних с высоким риском правонарушений. В F. Loesel, D. Bender et al. (ред.), Психология и право: международные перспективы (стр. 62–75). Берлин, Германия: Вальтер Де Грюйтер.
Google ученый
Бут, К.Л., Роуз-Краснор, Л., Маккиннон, Дж., и Рубин, К.Х. (1994). Прогнозирование социальной адаптации в среднем детстве: роль дошкольной безопасности привязанности и материнского стиля. От семьи к группе сверстников: Отношения между системами отношений [Спецвыпуск]. Социальное развитие, 3 , 189–204.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Borduin, C.M., & Schaeffer, C.M. (1998). Насильственные правонарушения в подростковом возрасте: эпидемиология, корреляты, исходы и лечение. В Т.П. Гуллотта, Г.Р. Адамс и Р. Монтемайор (редакторы), Правонарушители, склонные к насилию: теория и меры (стр. 144–174). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Google ученый
Борн М., Шевалье В. и Хамблет И. (1997). Жизнеспособность, сопротивление и делинквентная карьера подростков-правонарушителей. Журнал подросткового возраста, 20 , 679–694.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Босворт, К., Эспелаж, Д., Дубей, Т., Дайтнер, Г., и Караджордж, К. (2000). Предварительная оценка мультимедийной программы профилактики насилия для подростков. Американский журнал поведения в отношении здоровья, 24 , 268–280.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Кэрнс, Р. Б., Кэрнс, Б. Д., Некерман, Х. Дж., Гест, С. Д., и Гариепи, Дж. Л. (1988). Социальные сети и агрессивное поведение: поддержка сверстников или неприятие сверстников? Психология развития, 24 , 815–823.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Капальди Д.М. и Паттерсон Г.Р. (1996). Можно ли отличить насильственных правонарушителей от частых правонарушителей?: Прогноз от детства до подросткового возраста. Журнал исследований преступности и правонарушений, 33 , 206–231.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Карденас, Дж. А., Харрис, Р., дель Рефухио Робледо, М., и Супик, Дж. Д. (1991, апрель). Ценная молодежная программа: стратегии предотвращения отсева учащихся из групп риска. Документ представлен на собрании Американской ассоциации исследований в области образования, Чикаго, Иллинойс.
Google ученый
Кои, Дж. Д., Додж, К. А., и Куперсмит, Дж. (1990). Поведение в группе сверстников и социальный статус. В С.Р. Asher & JD Coie (Eds.), Отвержение сверстниками в детстве (стр. 17–59). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google ученый
Кроуфорд Д. и Бодин Р. (1996). Обучение разрешению конфликтов: руководство по внедрению программ в школах, организациях, работающих с молодежью, а также в учреждениях общественной и ювенальной юстиции. Отчет о программе. Вашингтон, округ Колумбия: Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Министерство юстиции США.
Google ученый
Крик, Н.Р., и Додж, К.А. (1994). Обзор и переформулировка механизмов обработки социальной информации в социальной адаптации детей. Психологический бюллетень, 115 , 74–101.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Дарлинг, Н., Гамильтон, С.Ф., и Ниего, С. (1994). Отношения подростков со взрослыми вне семьи. В Р. Монтемайоре, Г.Р. Адамс и Т.П. Гуллотта (ред.), Личные отношения в подростковом возрасте (стр. 216–235). Тысяча Дубов: Мудрец.
Google ученый
Дойч, М., Митчелл, В., Чжан, К., Хаттри, Н., Тепавак, Л., Вайцман, Э.А., и Линч, Р. (1992). Эффекты обучения совместному обучению и разрешению конфликтов в альтернативной средней школе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колумбийский университет.
Google ученый
Дишон Т.Дж., Паттерсон Г.Р., Стулмиллер М. и Скиннер М.Л. (1991). Семья, школа и поведенческие предпосылки раннего подросткового взаимодействия с антисоциальными сверстниками. Психология развития, 27 , 172–180.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Эллиот, Д. С. (1994). Серьезные насильственные преступники: начало, ход развития и прекращение: обращение президента Американского общества криминологии, 1993 г. Криминология, 32 , 1–21.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Эриксон, М.Ф., Сроуф, Л.А., и Эгеланд, Б. (1985). Взаимосвязь между качеством привязанности и проблемами поведения в дошкольном возрасте в выборке высокого риска. Монографии Общества исследований детского развития , 50, 147–186.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Эрон Л.Д., Хьюсманн Л.Р. и Зелли А. (1991). Роль родительских переменных в обучении агрессии. В Д.Дж. Пеплер и К.Х. Рубин (ред.), Развитие и лечение детской агрессии (стр. 169–189). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google ученый
Фаррингтон, Д.П. (1989). Ранние предикторы подростковой агрессии и насилия взрослых. Насилие и жертвы, 4 , 79–100.
ПабМед КАС Google ученый
Фаррингтон, Д.П. (1991). Агрессия в детстве и насилие во взрослом возрасте: ранние предшественники и последствия в более позднем возрасте. В Д.Дж. Пеплер и К.Х. Рубин (ред.), Развитие и лечение детской агрессии (стр. 5–29). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google ученый
Фаррингтон, Д.П. (1998). Предикторы, причины и корреляты мужского подросткового насилия. В М. Тонри и М.Х. Мур (ред.), Преступность и правосудие: Обзор исследований: Vol. 24. Насилие среди молодежи 90 543 (стр. 421–476). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google ученый
Фешбах, Н.Д. (1997). Эмпатия: годы становления. значение для клинической практики. В AC Bohart & L.S. Гринберг (ред.), Переосмысление эмпатии: новые направления в психотерапии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google ученый
Фрид, CS (2001). Комендантский час для несовершеннолетних: являются ли они эффективным и конституционным средством борьбы с насилием среди несовершеннолетних? Поведенческие науки и право, 19 , 127–141.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Габриэль Р.М., Хопсон Т., Хаскинс М. и Пауэлл К.Е. (1996). Построение отношений и устойчивость в предотвращении насилия среди молодежи. Американский журнал профилактической медицины, 12 (Прил. 5), 48–55.
ПабМед КАС Google ученый
Гармези, Н. (1993). Дети в бедности: устойчивость, несмотря на риск. Психиатрия, 56 , 127–136.
ПабМед КАС Google ученый
Гармези, Н. , и Нойхтерляйн, К. (1972). Неуязвимые дети: правда и вымысел компетентности и неблагополучия. Американский журнал ортопсихиатрии, 42 , 328–329.
Google ученый
Горман-Смит Д., Толан П.Х., Зелли А. и Хьюсманн Л.Р. (1996). Отношение функционирования семьи к насилию среди молодежи из городских меньшинств. Журнал семейной психологии, 10 , 115–129.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хаусман, А.Дж., Спивак, Х., и Протроу-Стит, Д. (1995). Оценка общинного проекта по предотвращению насилия среди молодежи. Журнал здоровья подростков, 17 , 353–359.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Хокинс, Дж.Д., Херренколь, Т., Фаррингтон, Д.П., Брюэр, Д., Каталано, Р.Ф., и Харачи, Т.Ф. (1998). Обзор предикторов молодежного насилия. В Р. Лебер и Д.П. Farrington (Eds. ), Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные меры (стр. 106–146). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Google ученый
Хеллман, Д.А., и Битон, С. (1986). Модель насилия в городских государственных школах: влияние школы и сообщества. Журнал исследований преступности и правонарушений, 23 , 102–127.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хауэлл, Дж. К., и Хокинс, Дж. Д. (1998). Профилактика молодежного насилия. В М. Тонри и М.Х. Мур (ред.), Преступность и правосудие: Обзор исследований: Vol. 24. Насилие среди молодежи 90 543 (стр. 263–315). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google ученый
Дженкинс, Э.Дж., и Белл, К.С. (1994). Подверженность насилию, психологическому дистрессу и рискованному поведению среди учащихся средней школы из бедных районов. В S. Friedman (Ed.), Тревожные расстройства у афроамериканцев (стр. 76–88). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Google ученый
Джессор Р., ВанДенБос Дж., Ванденин Дж., Коста Ф.М. и Турбин М.С. (1995). Защитные факторы проблемного поведения подростков: модераторные эффекты и изменения в развитии. Психология развития, 31 , 923–933.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Johnson, D.W., & Johnson, R.T. (1996). Обучение всех учащихся конструктивному урегулированию конфликтов: программа миротворцев. Журнал негритянского образования, 65 , 322–335.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Келлерман, А.Л., Фукуа-Уитли, Д.С., Ривара, Ф.П., и Мерси, Дж. (1998). Предотвращение насилия среди молодежи: что работает? Ежегодный обзор общественного здравоохранения, 19 , 271–292.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лам, Дж. (1989). Влияние программ разрешения конфликтов на школы: обзор и обобщение фактических данных (2-е изд.). Амхерст, Массачусетс: Национальная ассоциация посредничества в образовании.
Google ученый
Лернер Р.М. и Галамбос Н.Л. (1998). Развитие подростков: проблемы и возможности для исследований, программ и политики. Ежегодный обзор психологии, 49 , 413–446.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Липси, М.В., и Дерзон, Дж.Х. (1998). Предикторы насильственных или серьезных правонарушений в подростковом и раннем детстве: синтез лонгитюдных исследований. В Р. Лебер и Д.П. Farrington (Eds.), Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные вмешательства (стр. 86–105). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Google ученый
Лохман Дж., Карри Дж., Берч П. и Лэмпрон Л. (1994). Лечебные и генерализационные эффекты когнитивно-поведенческих и целеполагающих вмешательств у агрессивных мальчиков. Журнал консультирования и клинической психологии, 52 , 915–916.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лебер, Р. (1988). Поведенческие предвестники и ускорители правонарушений. В W. Buikhuisen & SA Mednick (Eds.), , объяснение правонарушений (стр. 51–67). Лейден, Голландия: Брилл.
Google ученый
Лобер Р. и Фаррингтон Д.П. (1997). Никогда не рано, никогда не поздно: Факторы риска и успешные меры для серьезных и жестоких несовершеннолетних правонарушителей. Исследования по преступности и предупреждению преступности, 7 , 7–30.
Google ученый
Лебер, Р. , и Хэй, Д. (1994). Развивающие подходы к агрессии и проблемам поведения. В М. Раттер и Д.Ф. Hay (Eds.), Развитие на протяжении всей жизни: Справочник для клиницистов (стр. 488–515). Оксфорд: Blackwell Scientific.
Google ученый
Лебер, Р., Стаутхамер-Лобер, М., ВанКаммен, В.Б., и Фаррингтон, Д.П. (1991). Инициирование, эскалация и прекращение правонарушений несовершеннолетних и их корреляты. Журнал уголовного права и криминологии, 82 , 36–82.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Линам, Д.Р., Моффит, Т.Е., и Стаутхамер-Лобер, М. (1993). Объясняя связь между IQ и преступностью: класс, раса, мотивация к экзаменам, школьная неуспеваемость или самоконтроль? Journal of Abnormal Psychology, 102 , 187–196.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Мэнли, Дж. Т. , Чиккетти, Д., и Барнетт, Д. (1994). Влияние подтипа, частоты, хроничности и тяжести жестокого обращения с детьми на социальную компетентность и проблемы с поведением. Психология развития, 7 , 121–143.
Google ученый
Макгуайр, Дж. (1997). Психосоциальные подходы к пониманию и уменьшению насилия среди молодежи. В В. Варма (ред.), Насилие среди детей и подростков (стр. 65–83). Бристоль, Пенсильвания: Джессика Кингсли.
Google ученый
Мегарджи, Э.И. (1982). Психологические детерминанты и корреляты преступного насилия. В ME Wolfgang & NA Weiner (Eds.), Преступное насилие . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google ученый
Моффит, Т.Е. (1993). Ограниченное подростковым возрастом и стойкое антиобщественное поведение на протяжении всей жизни: таксономия развития. Психологический обзор, 100 , 674–701.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Мур, К.В., и Аллен, Дж.П. (1996). Влияние волонтерства на молодого волонтера. Журнал первичной профилактики, 17 , 231–258.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Национальный исследовательский совет. (1993). Потеря поколений: подростки в условиях повышенного риска. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
Google ученый
Паркер Г.Р., Коуэн Э.Л., Ворк В.К. и Вайман П.А. (1990). Тест коррелирует подверженность стрессу и устойчивость к стрессу среди городских детей. Журнал первичной профилактики, 11 , 19–35.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Пул Э.Д. и Риголи Р.М. (1979). Родительская поддержка, друзья-правонарушители и правонарушение: тест эффектов взаимодействия. Журнал уголовного права и криминологии, 70 , 188–193.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Пауэлл, К.М., Мьюир-Макклейн, Л., и Халасьямани, Л. (1995). Обзор избранных школьных проектов по разрешению конфликтов и посредничеству среди сверстников. Журнал школьного здоровья, 65 , 426–431.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Куинтон Д., Пиклз А., Моган Б. и Раттер М. (1993). Партнеры, сверстники и пути: Ассортативные пары и преемственность в расстройстве поведения. Развитие и психопатология, 5 , 763–783.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Резник, М.Д., Бирман, П.С., Блюм, Р.В., Бауман, К.Е., Харрис, К.М., Джонс, Дж., Табор, Дж., Беринг, Т., Ситинг, Р.Е., Шью, М., Ирландия, М., Беарингер, Л.Х., и Удри, Дж. Р. (1997). Защита подростков от вреда: результаты Национального долгосрочного исследования здоровья подростков. Журнал Американской медицинской ассоциации, 278 , 823–832.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Родс, Дж. Э. (1994). Старше и мудрее: Наставничество в отношениях в детстве и юности. Журнал первичной профилактики, 14 , 187–196.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Раттер, М. (1985). Устойчивость перед лицом невзгод: Защитные факторы и устойчивость к психическим расстройствам. Британский журнал психиатрии, 147 , 598–611.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Сегин, Дж. Р., Пихл, Р. О., Харден, П. У., Тремблей, Р. Э., и Булерис, Б. (1995). Когнитивные и нейропсихологические характеристики физически агрессивных мальчиков. Journal of Abnormal Psychology, 104 , 614–624.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Снайдер, Х. Н. (2000). Аресты несовершеннолетних 1999 . Вашингтон, округ Колумбия: Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Министерство юстиции США.
Google ученый
Вайс, Б., Додж, К. А., Бейтс, Дж. Э., и Петтит, Г. С. (1992). Некоторые последствия жесткой дисциплины в раннем детстве: детская агрессия и неадаптивный стиль обработки социальной информации. Развитие ребенка, 63 , 1321–1335.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Вайсберг Р.П. и Гринберг М.Т. (1998). Школьные и общественные программы повышения квалификации и профилактики. В W. Damon (Series Ed.), I.E. Сигель и К.А. Реннингер (Том ред.), Справочник по детской психологии: Вып. 4. Детская психология на практике (5-е изд., стр. 877–954). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
Google ученый
Вернер, Э. Э., и Смит, Р.С. (1982). Уязвимые, но непобедимые: Исследование стойких детей . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Google ученый
Видом, CS (1989). Насилие порождает насилие? Критический обзор литературы. Психологический бюллетень, 106 , 3–28.
Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый
Уильямс, Дж.Х. (1994). Понимание злоупотребления психоактивными веществами, причастности к правонарушениям и участия системы правосудия в отношении несовершеннолетних среди афроамериканских и европейско-американских подростков. Неопубликованная диссертация, Вашингтонский университет, Сиэтл.
Google ученый
Юнг, Б. Р., и Хаммонд, В. Р. (1998). Разорвать цикл: программа предотвращения насилия с учетом культурных особенностей для афроамериканских детей и подростков. В Дж.К. Lutzger (Ed.), Справочник по исследованиям и лечению жестокого обращения с детьми (стр.