Произвольное внимание лучше удерживается если: Материалы для педагогической практики «Особенности развития и организации внимания ребенка»

Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции. На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия. Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов. Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности. В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно. Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса. Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание. В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности. Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т. е. тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают). Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно. Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса.

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций. Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности. Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче.

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Виды внимания


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1484


Материалы для самопроверки к главе 6 Свойства внимания

Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пас­сивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание.

При непроизвольном внимании психическая деятельность чело­века устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предвари­тельного намерения. Основная функция непроизвольного внима­ния заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые мо­гут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или лич­ностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль иг­рают сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздра­жителя и особенно контраст между раздражителями. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание мед­сестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.

Глава 7. Внимание -О- 137

Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущее­ся. На этих закономерностях построена реклама.

Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная

значимость раздражителя. Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью лично­сти, оно высвечивает характер. Подумайте, что для вас как для бу­дущего медработника более значимо: цвет кожных покровов пациента, или его поза, тон голоса, или его одежда, украшения, или что приносят ему родственники и т. д.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Если медсестре ее работа не нра­вится, то она может не заметить усиления отечности лица у паци­ента или запаха ацетона в палате.

Произвольное внимание возникает по нашему собственному же­ланию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное вни­мание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно при­влекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития та­кого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Если непроиз­вольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривыч­ной обстановке, когда появляется много дополнительных конкури­рующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий ре­жим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Однако

138 •<?> Раздел I. Общая психология

решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит про­извольному вниманию.

Послепроизвольное внимание — это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего ин­тереса.

Сравнительная характеристика видов внимания представлена в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Виды внимания и их сравнительная характеристика

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизволь­ное Действие сильного, контраст­ного или значимого и вызы­вающего эмоциональный от­клик раздражителя Возникает легко, без волевого усилия, лег­ко переключается
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с зада­чей, требует волевых усилий, утомляет
Послепроиз­вольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снима­ется напряжение

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

Рэйчел Денисон: Избранные проекты

Рэйчел Денисон
Временное внимание

Динамика и ограничения зрительного внимания в короткие промежутки времени (~1 с) формируют восприятие и нашу способность взаимодействовать с миром.

В этом продолжающемся проекте мы объединяем психофизику, МЭГ и вычислительное моделирование, чтобы понять непрерывное взаимодействие произвольного (направленного на цель) и непроизвольного (управляемого стимулами) временного внимания. Мы нашли:

  • Произвольное внимание к определенному моменту времени приводит к компромиссам в восприятии: производительность выше, когда присутствует присутствие, но хуже, когда нет. Это открытие указывает на ограничения восприятия в течение коротких промежутков времени, которыми можно гибко управлять с помощью внимания.
  • Небольшие движения глаз, называемые микросаккадами, уменьшаются в ожидании воспринимаемого стимула. Эта стабилизация положения глаз с произвольным временным вниманием может помочь нам увидеть краткие стимулы.
  • Несмотря на различия в визуальной обработке в пространстве, произвольное временное внимание одинаково влияет на восприятие во всем поле зрения.


Внимание и неуверенность в перцептивном принятии решений

Визуальная информация всегда неопределенна. Иногда эта неуверенность исходит из внешнего мира — например, в туманную ночь. В этом проекте мы спрашиваем, как люди принимают перцептивные решения, когда неопределенность исходит не от внешнего мира, а от их собственного состояния внимания. Мы обнаружили, что перцептивные решения и уверенность людей учитывают неопределенность, зависящую от внимания, статистически приемлемым образом.



M/P визуализация LGN человека

Латеральное коленчатое тело (LGN) является первичным таламическим ретранслятором от сетчатки к зрительной коре. Его крупноклеточные (M) и парвоцеллюлярные (P) подразделения обрабатывают дополнительные типы визуальной информации, но их было трудно изучать на людях. Мы использовали 3T и 7T фМРТ и специализированные визуальные стимулы для функционального картирования M и P подразделений LGN человека впервые неинвазивно.

Код локализатора M/P доступен на GitHub.



Моделирование зрачка

Зрачок расширяется не только при повышении уровня освещенности, но и в ответ на различные перцептивные и когнитивные процессы. Но расширение медленное, поэтому, если несколько событий происходят в быстрой последовательности, мы должны понять, как каждое из них повлияло на зрачок. Мы разработали и протестировали систему моделирования зрачка, чтобы оценить, как перцептивные и когнитивные события влияют на расширение зрачка.

Код для нашего набора инструментов для оценки реакции учащихся (PRET) доступен на GitHub.


Предсказание и выбор восприятия

Как ожидания влияют на то, что мы видим? Мы изучали, как прогнозирующий визуальный контекст, который содержит информацию о том, что может появиться дальше, влияет на перцептивный выбор во время бинокулярного соперничества. Любопытно, что мы обнаружили эффекты предсказания (увидеть то, что вы ожидаете увидеть) с последовательностью вращения и недавно выученными аудиовизуальными сочетаниями, но эффекты неожиданности (увидеть неожиданное) с вновь изученными естественными последовательностями изображений. В этом направлении исследований мы пытаемся понять, когда, как и почему восприятие отдает приоритет ожидаемому, а не неожиданному.


Роли M и P в перцептивном отборе

Мы обнаружили доказательства различных вкладов магноцеллюлярного (M) и парвоцеллюлярного (P) зрительных потоков в перцептивный отбор во время особой динамической формы бинокулярного соперничества, называемого соперничеством межглазного переключения (IOS). В соперничестве IOS восприятие чередуется между быстро переключающимся восприятием и более стабильным, медленно переключающимся восприятием. Соперничающие стимулы, предназначенные для управления М-системой, приводили к более быстрому переключению, в то время как стимулы, предназначенные для управления Р-системой, приводили к более медленному переключению, что согласуется с ролью М-системы в обработке движений и Р-системы в стабильном зрении. .


Перцептивный выбор иллюзорного содержания

Мы разработали Иллюзию Прыгающей Ручки , которую вы можете увидеть сами, используя лишь полоску бумаги и ручку. В иллюзии кажется, что ручка, которую держат за полоской бумаги, прыгает перед полосой! В лабораторных экспериментах эта иллюзия помогла нам узнать, что классическая динамика перцептивного соперничества происходит даже между иллюзорными восприятиями — здесь восприятия заполняют слепое пятно сетчатки. Удивительно, но заполненные перцепты могут влиять на восприятие глубины других объектов в сцене, которые имеют однозначную глубину, определяемую несоответствием.

Демонстрационные инструкции! Если вы попробуете это в своем классе, мы будем рады услышать.


Внимание! Что должен знать каждый мужчина о Focus

«Обратите внимание!»

«Если бы вы просто больше концентрировались, вы бы добились большего успеха!»

Наверное, все мы слышали подобные наставления от учителей или родителей. И большинство из нас, вероятно, ежедневно корят себя за неспособность сосредоточиться на поставленной задаче. Кажется, что в нашем рассеянном мире текстов, твитов и новостных лент все больше и больше людей жалуются на свое рассеянное мышление и испытывают сильное желание улучшить концентрацию внимания и концентрацию. Неофициальные данные подтверждают это: количество людей, которые ищут «как сосредоточиться», резко возросло за последние пять лет, а два самых популярных поста на AoM посвящены устранению отвлекающих факторов в Интернете и улучшению концентрации.

Многие из нас хотят улучшить внимание, но часто этого не хватает. Когда мы терпим неудачу, типичный ответ — удвоить наши усилия и поклясться богами внимания, что мы никогда больше не будем просматривать Reddit. Но уже на следующий день мы обнаруживаем, что скатываемся к нашим старым рассеянным путям.

Что здесь происходит? Почему так трудно обуздать наше внимание?

Отвечая на этот вопрос, обычно указывают на растущее количество отвлекающих факторов в нашем современном мире и/или отсутствие индивидуальной дисциплины. Эти факторы, безусловно, являются частью проблемы, но есть и более фундаментальная основная проблема: люди хотят управлять своим вниманием, но они не знают, что такое внимание на самом деле.

Когда большинство людей думают о внимании, они думают о способности полностью сосредоточиться на чем-то одном, не отвлекаясь. Поэтому, когда они пытаются улучшить свое внимание, они концентрируются только на этом. Но целеустремленность — это на самом деле только одна грань внимания. Недавние исследования показали, что на самом деле внимание бывает разных типов — каждое с уникальными сильными и слабыми сторонами — которые лучше всего использовать или отдыхать в различных ситуациях. Таким образом, управлять своим вниманием — все равно что быть верховным главнокомандующим вооруженными силами своего разума; вместо того, чтобы постоянно размещать одно и то же подразделение на линии фронта и впадать в панику каждый раз, когда враг захватывает их траншеи, вы разумно и преднамеренно меняете свои войска.

Короче говоря, овладение вниманием — это управление вниманием.

Поскольку вы не можете изменить то, чего не можете понять, в этой первой части серии из двух частей мы собираемся погрузиться в природу внимания — что это такое, как оно работает и почему это так важно, помимо того, что вы можете просто сидеть и читать Моби Дик более 5 минут за раз. Поняв, как работает внимание, мы будем лучше подготовлены к управлению им.

На следующей неделе мы рассмотрим конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свое внимание и управлять им.

Начнем!

И внимание, черт возьми!

Что такое внимание?

«Знание механики вашего внимания может быть столь же мощным, как любая терапия, лекарство или лекарство». – Стивен Джонсон

Психолог и философ Уильям Джеймс лучше всего определил внимание более 100 лет назад.

«Все знают, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает уход от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими».

В каждый данный момент вокруг вас и даже в вашем собственном теле происходит очень многое. Если бы у нас не было возможности настроиться на определенные вещи, игнорируя все остальное, мы бы сошли с ума. На самом деле, нейробиологи считают, что причина, по которой ЛСД вызывает психоделические переживания, заключается в том, что наркотик подавляет сети внимания нашего мозга, тем самым вызывая сенсорную перегрузку. Если бы у нас не было способности обращать внимание, жизнь была бы одним долгим ЛСД-путешествием.

«Вселенная — это изменение; наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». —Марк Аврелий , Медитации 

То, на что мы решаем обратить внимание и что мы решаем игнорировать, формирует наше существование и нашу реальность (или, как выразился Йода, «Ваш фокус — это ваша реальность»). Поскольку все обращают внимание на разные вещи, у всех разные представления о реальности. Внимание объясняет, почему у трех разных свидетелей может быть три разных версии преступления и почему пары ссорятся из-за того, кто ведет себя по дому, а кто нет — каждый тренирует фокусирующую линзу на разных вещах и кадрирует «кадры» преступления. свою реальность по-своему.

Итак, внимание — это, вкратце, способность фокусироваться на одних стимулах или мыслях, игнорируя при этом другие, что, в свою очередь, формирует то, как мы воспринимаем и ощущаем окружающий мир.

Все хорошо. Но как именно внимание работает с ?

Ну, это намного сложнее, чем вы думаете. Нет области мозга, отвечающей за внимание, которую можно было бы просто включить. Скорее, внимание включает в себя сложную комбинацию различных когнитивных процессов, таких как рабочая память и исполнительный контроль, которые работают вместе в унисон. Более того, на самом деле существуют разные виды внимания, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Типы внимания

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание контролируется не нами сознательно, а скорее принуждающими стимулами в нашем окружении.

Мы испытываем непроизвольное внимание, когда слышим громкий шум, видим, как нам кажется, змею, скользящую по траве, или просто замечаем что-то новое и неизведанное. Нашим предкам непроизвольное внимание помогало избегать опасностей и находить награды — позволяло быстро реагировать на хищников или открывать новые ресурсы.

Стимулы, которые могут быть опасными, обычно привлекают наше непроизвольное внимание больше, чем стимулы, которые могут привести к вознаграждению; в первобытные времена просто выжить было важнее, чем двигаться вперед. Это объясняет, почему показания очевидцев во время насильственных преступлений часто ненадежны. Жертва или прохожий автоматически фокусируется на используемом оружии, в то время как все остальное, включая лицо преступника или то, что он был одет, становится размытым.

С точки зрения эволюции автоматическое реагирование на потенциально опасные или полезные стимулы имеет свои преимущества. Однако в современную эпоху наше непроизвольное внимание было захвачено постоянным потоком вещей, происходящих вокруг нас — городским шумом, телевизором, сигналами смартфона, фоновой музыкой и т. д. «Смотрите, я вижу медведя!» стало: «Смотри смешное видео на YouTube! Интересная статья на этом новостном сайте! Фотография моего друга на Facebook…». По сути, чувствительность нашего непроизвольного внимания к новому и необычному является причиной того, что Интернет так чертовски отвлекает.

В то время как наше непроизвольное внимание может быть перегружено потоком отвлекающих факторов, его легкая стимуляция на самом деле переводит нас в состояние «мягкого очарования», которое успокаивает разум и дает нашему произвольному вниманию (см. ниже) передышку. Выход на природу погружает нас в состояние мягкого очарования — во время прогулки по лесу можно увидеть разные вещи, но поток поступающих стимулов настолько медленный и мягкий, что наш разум чувствует себя одновременно занятым и отдыхающим. По этой причине времяпрепровождение на природе не только приятно, но и снимает стресс, тревогу и депрессию.

Произвольное внимание

Произвольное внимание — это процесс фокусировки, который мы контролируем сознательно. Вместо того, чтобы наше внимание подчинялось прихоти каких-либо стимулов, мы намеренно решаем, на что обращает внимание наш ум.

Произвольное внимание требует усилий, силы воли и намеренной концентрации. Когда ваш учитель начальной школы сказал вам «обратите внимание!» она говорила вам использовать ваше произвольное внимание.

Вы тренируете свое произвольное внимание, когда решаете, на какой из стимулов, бомбардирующих ваше непроизвольное внимание, вы будете обращать внимание, а на какой будете игнорировать, например, когда вы решаете не отвечать на звонки по мобильному телефону, чтобы не мешать гудящего такси. Мы также призываем к произвольному вниманию, когда пытаемся отключить все конкурирующие стимулы, чтобы сконцентрироваться на одной задаче, например, на написании заметки, чтении книги, медитации или даже игре в видеоигру.

Чем больше стимулов конкурирует за наше непроизвольное внимание, тем больше должно работать наше произвольное внимание, чтобы оставаться вовлеченным в выполнение текущей задачи. Например, наше произвольное внимание резко возрастает, когда мы пытаемся вести беседу в шумном ресторане и по-настоящему оставаться в присутствии другого человека. Несмотря на то, что вокруг нас так много всего происходит — официанты принимают заказы, тявкают другие люди, плачут малыши — мы можем игнорировать все это и просто сосредотачиваться на разговоре (большую часть времени, конечно). Это довольно удивительный когнитивный подвиг, если вы остановитесь и подумаете об этом. Возможно, поэтому добавление еще одного отвлекающего фактора — смартфона на столе — может в конечном итоге отвлечь вас от разговора; ваше произвольное внимание уже работает так усердно, что становится той соломинкой, которая ломает спину вашей концентрации!

Если непроизвольное внимание позволило нашему виду выжить, то добровольное внимание действительно помогло нам процветать . Благодаря добровольному вниманию строились города, выигрывались войны и писались шедевры. На индивидуальном уровне произвольное внимание — это то, что позволяет вам продвигаться к своим личным целям. Когда вы планируете свою неделю, делаете записи в своем дневнике, слушаете любимого человека или работаете над новой привычкой, вы используете свое произвольное внимание.

Дело в том, что произвольное внимание, как и сила воли, ограничено. Одна из причин, по которой люди так часто жалуются на то, что они отвлекаются или на то, что им не хватает концентрации внимания, заключается в том, что наш современный мир облагает таким вонючим бременем наше произвольное внимание. Каждый день мы должны сознательно принимать решение игнорировать океан раздражителей, от простых шумов города до электронных рекламных щитов, сигналов смартфона и текстовых сообщений. Вдобавок ко всему, постоянное переключение на то, на что направлено наше внимание, также истощает наши запасы. Однако произвольное внимание также похоже на силу воли: исследования показали, что его можно укрепить с помощью определенных упражнений и практик. (Мы поговорим о них в нашем следующем посте.)

Режим по умолчанию: блуждание ума

Когда внешний раздражитель не привлекает наше непроизвольное внимание или мы не используем произвольное внимание для выполнения определенной задачи или мысли, наш разум переходит в режим по умолчанию, называемый блуждания» — то, что мы часто называем мечтаниями.

Было проведено множество исследований о блуждании ума, но ученые-когнитивисты и нейробиологи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, что именно происходит с нашим вниманием, когда мы им занимаемся. С одной стороны, блуждание ума отвлекает наше произвольное внимание от любой задачи, над которой мы могли бы работать в данный момент. Это часто происходит, когда мы занимаемся низкой когнитивной деятельностью, например, принимаем душ, гуляем, занимаемся спортом или даже читаем. Например, вы читаете этот пост, но думаете о том, что будете есть сегодня на ужин. Значит, вы не полностью обращаете внимание на ох как искусную прозу прямо перед вами…

С другой стороны, исследования показали, что когда мы занимаемся блужданием ума, наш мозг фактически использует те же самые области, которые используются, когда мы пытаемся осуществлять произвольное внимание ; даже если мы не обращаем внимания на поставленную задачу, мы уделяем некоторое внимание нашим отвлекающим мыслям (например, сегодняшнему ужину).

Хм… что здесь происходит?

Ответ заключается в том, что блуждание ума — это настоящий когнитивный парадокс. Когда наш ум блуждает, мы используем свое произвольное внимание, только не обязательно на то, на что хотели обратить внимание изначально.

Блуждание ума — важный аспект нашей системы внимания, потому что мы проводим так много времени в этом режиме по умолчанию — около 50% наших мыслей в бодрствующем состоянии — это бесцельные мечты. Проведение времени в этом состоянии имеет как преимущества, так и недостатки, и важно понимать, что это такое, чтобы вы могли намеренно управлять тем, как часто вы это делаете и к чему отвлекает ваш разум во время этих когнитивных блужданий.

Недостатки блуждания ума

Помимо того факта, что блуждание ума мешает вам полностью присутствовать в том, что вы делаете, есть и другие недостатки режима работы нашего мозга по умолчанию. Когда мы позволяем своему уму блуждать, мы обычно склоняемся к негативным мыслям и эмоциям. Мы сосредоточены на нерешенных проблемах, конфликтах с коллегами и подругами, невыполненных целях, счетах, которые нужно оплатить, даже на неловком моменте десятилетней давности. Исследования показали, что даже нейтральные мысли, которые возникают, когда наш разум блуждает, обычно имеют негативный эмоциональный оттенок. Более того, как только поток негативных мыслей/эмоций запускается во время блуждания ума, мы склонны зацикливаться на этих мыслях и размышлять над ними (как корова, жующая свою жвачку), что все глубже и глубже погружает нас в депрессию.

Мало того, что мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда наши мысли блуждают, этот поток негатива обычно направлен на нас самих, потому что мы чаще всего являемся предметом наших размышлений. Негативность и сосредоточенность на себе превращают всех нас в мечтательных Иа-Иа («Никого это не волнует. Мне так грустно»). Интересно то, что как только мы снова начинаем наращивать наше произвольное внимание и выходим из зоны блуждания ума, области, связанные с эмоциональными и самореференциальными заботами, успокаиваются, и мы начинаем чувствовать себя лучше. Всякий раз, когда вы чувствуете себя подавленным, совет дедушки взять себя в руки и приступить к работе на самом деле невероятно здравый совет.

Польза блуждания ума

Несмотря на недостатки блуждания ума, исследования показали, что времяпрепровождение в этой когнитивной зоне дает определенные преимущества. Во-первых, блуждание мыслей — это всего лишь способ вашего мозга направить неиспользованную вычислительную мощность на решение нерешенных проблем в вашей жизни. В то время как мы склонны блуждать к проблемам и негативным эмоциям, когда мы занимаемся блужданием ума, наш ум плывет к этим вещам в надежде решить их. Негативность, связанная с блужданием ума, просто пытается подтолкнуть нас к работе над проблемами в нашей жизни, которые требуют некоторого распутывания.

Во-вторых, хотя мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда мечтаем, мы также можем испытывать позитивные мысли и эмоции. Ученые-когнитивисты называют эти розовые размышления «позитивно-конструктивными мечтаниями». Во время позитивно-конструктивных мечтаний мы занимаемся планированием будущего, вспоминаем о положительных эмоциональных переживаниях и занимаемся моральными рассуждениями.

В-третьих, блуждание ума может пробудить наши творческие соки. Одно исследование показало, что люди, которые потратили время на блуждание ума, прежде чем взяться за задачу, которая требовала от них придумать новые способы использования объекта, смогли генерировать на 40 процентов больше оригинальных идей, чем люди, которые не мечтали перед тем, как начать. Блуждание ума повышает креативность, потому что оно неструктурировано. Позволяя нашему уму свободно блуждать по холмам и долинам нашего черепа, мы можем устанавливать связи, которые в противном случае не были бы, если бы мы активно направляли свое внимание на одно-единственное решение. Блуждание разума объясняет, почему так много великих прозрений и открытий в истории было сделано во время прогулки или принятия ванны.

И, наконец, самое главное, мечтание наяву дает перерыв вашим системам произвольного и непроизвольного внимания. Мы окружены какофонией раздражителей, которые постоянно конкурируют за наше внимание. Чтобы по-настоящему эффективно использовать наше драгоценное внимание, нам нужны периоды, когда мы ни на чем не сосредоточены.

Подводя итог, можно сказать, что блуждание ума может быть хорошим или плохим, в зависимости от того, как вы им управляете и направляете. В то время как исследования показывают, что отклонение нашего ума от отрицательного или положительного во многом зависит от нашего генетического темперамента, исследования также показывают, что у нас есть сознательная способность подталкивать наш блуждающий разум к более конструктивным режимам.

 

Узкое и широкое внимание

Как только мы решили направить наше произвольное внимание на определенный стимул, мы можем сосредоточить на нем либо узкое, либо широкое внимание.

Разница между узким и широким фокусом легко объясняется аналогией с американским футболом. Когда квотербек отходит назад для паса, сначала он будет привлекать внимание. Он займет все игровое поле, прочитает защитников и найдет открытого приемника. Он впускает в свой разум как можно больше информации. Как только он решит, в кого бросить мяч, он сосредоточится на узком фокусе внимания, рассчитывая наилучшее время для броска, а также тип скорости и дуги, которые нужно придать ему, чтобы успешно передать мяч в руки принимающего. (А теперь, чтобы по-настоящему оценить силу ума и квотербека НФЛ: весь этот процесс в среднем занимает всего около 2,75 секунды.)

Широкое (или открытое) внимание отлично подходит для того, чтобы сориентироваться, понять «общую картину» и понять сложные системы и отношения. Это дает нам быстрое и грязное представление о ситуации. Однако широкое внимание не так полезно для управления важными деталями, такими как ваша чековая книжка или календарь, или для редактирования, скажем, сообщения в блоге.

Узкое (или острое) внимание позволяет нам быть эффективными, продуктивными и дотошными. Однако слишком узкий фокус может привести к туннельному видению, из-за чего мы упускаем из виду другие важные факты или детали. Недостаток узкофокусного внимания лучше всего иллюстрируется знаменитым тестом на невидимую гориллу.

Ни широкое, ни узкое внимание не «лучше» другого — у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Опять же, хитрость заключается в том, чтобы научиться управлять обоими и знать, когда переключаться на тот или иной тип фокуса.

Что-то, что облегчает понимание этой идеи, — это понимание того, как эмоции взаимодействуют с узким и широким фокусом. Исследования показывают, что, когда мы сосредоточены на узком фокусе внимания, наша предвзятость к негативу увеличивается, и мы с большей вероятностью сосредотачиваемся на негативных эмоциях и/или пропускаем позитивные стимулы. И наоборот, когда мы переключаемся на широкое внимание, мы чувствуем себя счастливее и оптимистичнее.

Подумайте о спорах, которые вы могли иметь с женой о том, кто больше выполняет работу по дому. Исследования показали, что оба супруга считают, что несут львиную долю ответственности, что, конечно же, невозможно. Узкая направленность каждого из супругов помогает им четко помнить, сколько раз они выносили мусор и готовили ужин на этой неделе, но мешает им замечать все, что делает их партнер. Переключение внимания на более широкий круг вопросов поможет вам понять, как ваш супруг/супруга тоже принимает участие, поможет вам избежать ловушки «око за око» и сделать отношения более счастливыми.

Преимущества обучения управлению своим вниманием

Когда вы думаете о пользе внимания, вы, вероятно, думаете, насколько оно важно при решении интеллектуальных задач, таких как написание статей или чтение чего-либо длиннее 800 слов. И действительно, исследования подтвердили то, что все мы уже знали интуитивно — что способность управлять своим вниманием является краеугольным камнем успеха в когнитивных усилиях. Например, учащиеся, которые умеют уделять учебе внимание в течение длительного периода времени, учатся лучше, чем учащиеся, которые не могут, и эти же самые учащиеся, как правило, превосходят своих менее внимательных сверстников в более позднем возрасте.

Но, прочитав этот пост, вы, надеюсь, поняли, что внимание важно не только для изучения латинских спряжений. Исследования показывают, что улучшение нашего внимания имеет множество преимуществ, которые распространяются на все сферы нашей жизни:

  • Улучшает отношения — внимание позволяет вам полностью присутствовать с другим человеком, что заставляет его чувствовать себя признанным, понятым и очарованным.
  • Повышает устойчивость. – управление своим вниманием позволяет направить его на позитивные события, а не на размышления о негативных.
  • Повышает уровень счастья — способность переключаться на широкий кругозор может помочь вам замечать хорошие вещи и видеть возможности и связи, которые вы иначе упустили бы.
  • Повышает креативность — целенаправленное участие в сеансах блуждания ума и подталкивание их в позитивном направлении может помочь генерировать новые идеи.
  • Углубляет нашу мудрость – направленные сеансы блуждания ума могут способствовать глубокому мышлению, применению моральных рассуждений и продуктивным внутренним дебатам.
  • Улучшает наше критическое мышление — внимание позволяет не только читать и переваривать длинный текст, но и по-настоящему разбираться и анализировать его.
  • Дает нам более процветающую и приятную жизнь – все эти преимущества + не упускать возможность изучить огромное количество знаний, которые нельзя сжать в один отрывок или статью в виде списка = осмысленная и удовлетворенная жизнь.

Помимо преимуществ, которые улучшение управления вниманием приносит человеку, некоторые социальные критики и философы утверждают, что снижение внимания в нашем обществе ведет нас к новому «темному веку культуры», в котором у людей больше нет глубокого, устойчивого внимания, необходимого для синтеза и оценки информации или выражения сложных мыслей. Вместо этого мы живем в мире «настоящего шока», в котором все происходит сейчас, информация передается через мемы и твиты, и у нас больше нет навыков или мудрости, чтобы отделить сигнал от шума. Можно утверждать, что кризисы и общее недомогание, которые мы переживали на Западе в течение последних тридцати лет, по своей сути являются кризисом внимания. Мы либо уделяем внимание неправильным проблемам, либо слишком отвлекаемся на очередной «спор», чтобы решить насущные проблемы.

Вывод: если вы хотите улучшить себя и окружающий мир, первым делом научитесь управлять своим вниманием. Это локомотив человеческого прогресса.

Заключение

Овладение вниманием — это хорошо управляемое внимание. Как любому хорошему менеджеру, вам нужно знать сильные и слабые стороны различных членов вашей группы внимания и какую задачу вы должны им поручить. К настоящему времени вы должны понимать сильные и слабые стороны ваших непроизвольных, произвольных и блуждающих мыслей, а также плюсы и минусы наличия широкого или узкого фокуса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts