Произвольное восприятие это: 4.3. Восприятие. Основы психологии

Понятие о восприятии

3.10.2014

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие. Дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия

: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание

включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучений и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

  • Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины мага-1нов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
  • Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется подачей воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и х. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.

Наблюдение — это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Ключевые слова: Восприятие

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Восприятие болезни

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Восприятие и представление

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Восприятие (перцепция) и его свойства

Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Восприятие речи

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Сложные формы восприятия

Рогов Е. И., Общая психология. Курс лекций

Восприятие как форма отражения

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия

Механизмы межличностного восприятия

Слотина Т.В., Психология общения

Восприятие и пространственно-временные представления у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

13.4.

 Общая психология

Восприятие каждого нового предмета осуществляется на основании имеющихся знаний и опыта человека. Человек воспринимает предмет или явление в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми являются не столько сами составляющие, как их взаимосвязи.

Важнейшими особенностями восприятия являются:

  • предметность;
  • целостность;
  • структурность;
  • константність;
  • апперцепція;
  • осмысленность;
  • избирательность;
  • иллюзия.

Предметность восприятие проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свое содержание, природу, назначение.

Предметность играет важную роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает несоответствие между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильнее отображения.

Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств.

Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, аспекты, свойства и в то же время объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

Структурность восприятие проявляется в том, что, отражая предметы и явления в целостности, человек выделяет в них различные элементы, компоненты, подсистемы и т. д.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеет свою структуру. Например, на основе приобретенного опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, предоставляет им определенной структуры, сформированности. Например, воспринимая отдельно самолеты, взлетную полосу, ангары, радиотехнические средства и другое, мы определяем объект как аэродром.

Константність — это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, которые воспринимаются.

Константність формируется в процессе предметной деятельности и является необходимым условием жизни человека. Константність восприятия обеспечивается опытом, что приобретается в процессе индивидуального развития личности и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то во время каждого шага, поворота, движения, каждого изменения освещения мы бы имели дело с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.

Апперцепція — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний.

Апперцепція — одна из важнейших особенностей восприятия. Не именно глаз воспринимает, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляет конкретный живой человек. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету восприятия.

Итак восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек, знакомый с определенным объектом, тем полнее, точнее и содержательнее является ее восприятия этого объекта.

Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание виокремленого объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Осмысленность восприятия заключается в том, что отражены предметы и явления сравниваются с прошлым опытом человека, информацией и знаниями о них, на основе чего возникает соответствующее отношение к ним.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использования, практическая деятельность с ними. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятие — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение есть в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.

В акте восприятия отображения любого предмета приобретает определенный обобщения, предмет определенным образом соотносится с другими предметами. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия выражается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность восприятия заключается в том, что при отображении предметов и явлений происходит выделение одних по отношению к другим. Это происходит под влиянием предыдущего опыта человека, его склонностей, интересов, установок и потребностей.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональное восприятие у людей разных специальностей.

В избирательности оказывается, что контур предмета и его фон динамические. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и фона объясняют переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Выделение объекта определяют прежде всего объективные его свойства и условия, в которых он воспринимается. К ним относится контраст объекта с фоном. Это учитывают при отборе формы, цвета, символов шрифта для различения пешеходного перехода, транспортных знаков.

Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искаженно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии может быть обусловлено разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуациях.

Существует немало заблуждений, обусловленных различием в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Они имеют самые разнообразные причины: произведенные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидения увиденного, дефекты зрения.

Но какой бы сложной не была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

Классификация восприятия. Восприятие делят на виды по нескольким основаниям.

За ведущим анализатором выделяют такие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кінестезичне, нюхове и вкусовое.

Процесс восприятия обычно осуществляет ряд взаимодействующих анализаторов. Как пример, можно назвать осязательное восприятие, в котором принимают участие тактильный и кінестезичний анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же самое можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухового анализатора, что является основным, большое значение приобретает кінестезичний анализатор. Различные виды восприятия редко можно наблюдать в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Например, восприятие кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, потому что зритель воспринимает кадры, которые проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины. Включается в этот процесс и двигательный анализатор, который участвует в восприятии речи и музыки. Преимущество того или иного анализатора в восприятии определяется характером самого объекта.

В основу второго типа классификации восприятия положено формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени і восприятие движения.

За активностью восприятие разделяют на умышленно (произвольное) и непреднамеренное (самопроизвольное).

Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью; интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимаем различные запахи и т. д. В непредумышленном восприятии не существует заранее поставленной цели. Нет в нем и волевое усилие.

Умышленно восприятие имеет иную характеристику. Осуществляя его, человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свое намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятием, например, есть слушания доклада или просмотр тематической выставки книг.

Восприятие пространства — это отражение в психике человека расположения, размера, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и в небе.

Восприятие пространства имеет большое значение. Оно является обязательным условием ее ориентирование в этой среде.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, что занимает определенное место в пространстве и имеет определенные пространственные признаки: величину, форму и размеры тела, направление движений в пространстве.

Доказано, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается эта взаимодействие.

Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кінестезичного анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. Аккомодация глаз с важным двигательным механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние. Если нарушается аккомодация, снижается точность зрительного восприятия расстоянии.

Для восприятия расстоянии важное значение имеют движения глаз, в частности их конвергенция. Когда переводят глаза из дальнейшего объекта на более близкий, происходит их конвергенция, и тем больше, чем ближе объект. Конвергенция глаз наблюдается по условий бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Для восприятия расстоянии одним глазом характерна недостаточная точность.

Через взаимодействие зрительного и кінестезичного анализаторов обеспечивается адекватное восприятие размера, формы рельефа, предметов и их удаленности от нас. И.М. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы обводим их движениями глаз, будто «щупальцами». Между движениями глаз и оттиском предмета на сетчатке устанавливается связь, что дает нам возможность лучше воспринимать размеры и формы предметов.

Найінформативнішою признаку, которую необходимо указать во время ознакомления с формой, является контур. Зрительная система имеет не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется с помощью движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предмета.

Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Чем лучше человек, знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм.

В восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном заре изображения падает на диспарантні, то есть на несовпадающие точки сетчатки правого и левого глаза. Когда изображение падает на идентичны, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, его воспринимают как плоское. Если диспарантність изображение предмета очень большая, то оно начинает восприниматься двояко.

При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза интегрируется в мозговой части зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета, что воспринимается.

За удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимное расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь світлотінями, правильно определять расположение предметов в пространстве.

В восприятии пространства, в частности расстоянии, принимают участие обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что порядка есть столовая, по звуку шагов — распознать, далеко или близко от вас идет человек.

Восприятие времени — это отражение объективной продолжительности, скорости и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени есть условные рефлексы, которые постоянно производятся в человека. Оно осуществляется путем взаимодействия анализаторов, которыми мы отражаем другие аспекты явлений объективной действительности.

Большое значение в восприятии времени принадлежит кінестезичному аналізаторові. Он выполняет важную роль в восприятии ритма. Под ритмом понимают ряд раздражителей, которые последовательно сменяют друг друга и имеют периодический характер.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. На оценку времени влияет установка личности. Человеку, который ожидает неприятных событий, время кажется скоротечным. При ожидании приятного обычно кажется, что это событие долго не наступает.

При упоминании прошлого наблюдается другая оценка времени. Время, наполненное в прошлом переживаниями, деятельностью, упоминается как более длительный, чем он был на самом деле, а значительные периоды жизни, обозначенные малоинтересными и однообразными событиями, упоминаются как мимолетные.

Степень субъективизма в оценке времени зависит также от возраста человека.

Восприятие движения — это отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно дает возможность ориентироваться в относительных изменениях во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности.

Сведения о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Установить, в какую сторону летит самолет, с какой скоростью он движется, куда направлен удар врага можно на основании опыта пространственной ориентации.

Восприятие движения также осуществляется на базе выводов. Например, о незначительные изменения в скорости автомобиля судят, наблюдая за изменениями в показателях спидометра. Существуют позы бега, прыжков, ходьбы, ползание, с помощью которых, учитывая личностный опыт, доходят выводов о осуществляемый движение.

Иллюзия движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взгляде. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, которые воспроизводят этапы движений предмета, то складывается впечатление движения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения во время просмотра кинофильма.

Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым и кінестезичним анализаторами. Восприятию движения помогает осмысления изменений в окружающей среде на основе индивидуального опыта и знаний личности.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдения.

НАБЛЮДЕНИЕ — это целенаправленное планомерное восприятия объектов, в познании которых заинтересована личность.

Наблюдательность — это умение выделять характерные, однако едва заметные особенности предметов и явлений. Она формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

У каждой личности индивидуальные особенности восприятия. Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В психологическом изучении особенностей восприятия людей сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналітико-синтетический и эмоциональный.

Людям синтетического типа свойственна склонность к обобщенного отражения явлений и к определению основной сути того, что происходит. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.

Люди аналитического типа в меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристики явлений действительности. Для них характерно стремление выделять и анализировать прежде всего детали. Они вникают во все подробности. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.

Люди аналітико-синтетического типа восприятие одинаковой мере пытаются понять основную суть явления и фактически его подтвердить. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением.

Личности эмоционального типа восприятие свойственна повышенная эмоциональная возбудимость к различным раздражителям.

 

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.

2.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

3. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

4. Общая психология: Учеб. пособ. / О. В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.

5.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М, 1999.

6.  Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

7.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2-т. — К.: Форум, 2002.

8.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004.

9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.

10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.

12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001.



Назад  

Что умение видеть произвольное движение говорит нам о биологическом восприятии движения

. 2005 г., 31 октября (5): 1096–106.

дои: 10. 1037/0096-1523.31.5.1096.

Эрик Хирис 1 , Аврора Кребек, Дженнифер Эдмондс, Александра Стаут

принадлежность

  • 1 Кафедра психологии, Колледж Святой Марии, 18952 East Fisher Road, Сент-Мэри-Сити, Мэриленд 20686, США. [email protected]
  • PMID: 16262501
  • DOI: 10.1037/0096-1523.31.5.1096

Эрик Хирис и др. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 2005 9 октября0003

. 2005 г., 31 октября (5): 1096–106.

дои: 10. 1037/0096-1523.31.5.1096.

Авторы

Эрик Хирис 1 , Аврора Кребек, Дженнифер Эдмондс, Александра Стаут

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Колледж Святой Марии, 18952 Ист-Фишер-роуд, город Сент-Мэри, Мэриленд, 20686, США. [email protected]
  • PMID: 16262501
  • DOI: 10.1037/0096-1523.31.5.1096

Абстрактный

В отдельных исследованиях наблюдатели наблюдали прямое биологическое движение, перевернутое биологическое движение или произвольное движение, созданное путем систематического рандомизации положения точечных световых точек. Результаты показали, что наблюдатели (а) могли научиться обнаруживать наличие произвольного движения, (б) не могли научиться различать когерентность произвольного движения, хотя они могли делать это для вертикального биологического движения, (в) могли применять стратегию обнаружения к научились обнаруживать наличие перевернутого биологического движения почти так же хорошо, как они обнаруживали прямое биологическое движение, и (d) продемонстрировали лучшее распознавание когерентности прямого биологического движения по сравнению с перевернутым биологическим движением. Эти результаты показывают, что обучение и информация о форме играют важную роль в восприятии биологического движения, хотя эта роль может проявляться только в задачах, требующих обработки информации из нескольких частей дисплея движения.

((c) APA 2005 г., все права защищены).

Похожие статьи

  • Обработка точечных световых индикаторов биологического движения бабуинов (Papio papio).

    Паррон С., Деруэль С., Фагот Дж. Паррон С. и др. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2007 г., октябрь; 33 (4): 381-91. дои: 10.1037/0097-7403.33.4.381. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2007. PMID: 17924787

  • Чувствительность к характеристикам движения в точечных световых индикаторах биологического движения.

    Дас С.Р., Лазаревич М.Т., Уилсон Р.С., Финкель Л.Х. Дас С.Р. и др. Спать Вис. 2009;22(2):105-25. дои: 10.1163/156856809787465627. Спать Вис. 2009. PMID: 19228453

  • Необходимо, но недостаточно: восприятие движения требуется для восприятия биологического движения.

    Гарсия ДЖО, Гроссман ЭД. Гарсия Дж.О. и др. Видение Рез. 2008 г., апрель; 48 (9): 1144-9. doi: 10.1016/j. visres.2008.01.027. Epub 2008 17 марта. Видение Рез. 2008. PMID: 18346774 Клиническое испытание.

  • Как и почему что и куда перемещалось в кажущемся движении: моделирование решений проблемы соответствия движения.

    Доусон М.Р. Доусон МР. Psychol Rev. 1991 Oct; 98 (4): 569-603. doi: 10.1037/0033-295x.98.4.569. Психологическое издание 1991 г. PMID: 1961774 Рассмотрение.

  • Биологические предзнаменования.

    [Нет авторов в списке] [Нет авторов в списке] Br Foreign Med Chir Rev. 1876 Oct; 58 (116): 388-408. Бр Иностранный Мед Чир Обр. 1876. PMID: 30162688 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Социальные взаимодействия получают приоритет перед сознательным восприятием.

    Су Дж., Ван Бокстель Дж.Дж., Лу Х. Су Дж. и др. ПЛОС Один. 10 августа 2016 г .; 11 (8): e0160468. doi: 10.1371/journal.pone.0160468. Электронная коллекция 2016. ПЛОС Один. 2016. PMID: 27509028 Бесплатная статья ЧВК.

  • Преимущество мультисенсорной интеграции с биологическими сигналами движения.

    Мендонса С., Сантос Х.А., Лопес-Молинер Х. Мендонса С. и др. Опыт Мозг Res. 2011 сен; 213 (2-3): 185-92. doi: 10.1007/s00221-011-2620-4. Epub 2011 19 марта. Опыт Мозг Res. 2011. PMID: 21424256

  • Эксперты видят все: конфигурационные эффекты в наблюдении за действием.

    Кальво-мерино Б., Эренберг С., Леунг Д., Хаггард П. Calvo-Merino B и др. Психолог Рез. 2010 июль; 74 (4): 400-6. дои: 10.1007/s00426-009-0262-й. Epub 2009 25 октября. Психолог Рез. 2010. PMID: 19856185

термины MeSH

Произвольный фокус | Пол Франчески

Произвольная фокусировка на заданной модальности

Произвольная фокусировка — это тип общего когнитивного искажения, заключающийся в произвольной фокусировке на модальности данной двойственности. В данном контексте этот тип общего когнитивного искажения приводит к тому, что предпочтение отдается одному таксону в системе таксонов субъекта, игнорируя все остальные. При произвольной фокусировке обсуждаемый таксон присутствует в системе таксонов субъекта и влияет на уникальный элемент референтного класса. Происходит затмение (в общем временное) других таксонов и других элементов референтного класса, так что испытуемый не дает покоя именно этому конкретному элементу.

Конкретный пример этого типа общего когнитивного искажения относится к классу ссылок фактов жизни субъекта и к двойственности Положительного/Отрицательного. Это специфическое когнитивное искажение, заключающееся в сосредоточении внимания на негативном событии жизни субъекта. Тогда это одно из классических когнитивных искажений, определяемое как избирательная абстракция ( Ментальный фильтр ), которое состоит в факте выбора одной детали с негативной коннотацией и концентрации на ней. Таким образом, испытуемый видит только эту деталь, и его взгляд на реальность затемняется, потому что он полностью окрашен этим конкретным событием.


Франчески П., Дополнения к теории когнитивных искажений (на английском языке), Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive, 2007, 17, 2, 84-88.


Ambiguous images Arbitrary focus Bistable perception Complementarity relationship Conflict resolution Conflict resolution with matrices of concepts Conflict types relating to matrices концепций Contrary relationship Courage Dialectical contextualism Dialectical monism Dialectical monism in Aztec philosophy Dialectical monism in Heraclitus Dichotomic analysis Dichotomic analysis applied to paradox resolution Дихотомическое рассуждение Отказ от одного полюса Отказ от положительного Доктрина среднего Doomsday argument Dualities Dual poles Extreme opposition General cognitive distortions Instance of one-sidedness bias Liar paradox Matrix of concepts Maximization Ментальный фильтр Минимизация Бистабильное познание Упущение нейтрального Одностороннее предубеждение Односторонняя точка зрения Оппозиционные отношения Принцип диалектического безразличия Рекланификация в другой полюс Справочный класс Справочный класс Проблема Проблема Справочного класса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts