Произвольного внимания примеры: Произвольное внимание

Содержание

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Консультация (младшая группа) на тему:

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика.Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов.

Виды внимания.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях.Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.

-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями;

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Еслинепроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное— с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом вниманияпроизводным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может статьнепроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н. Ф. Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

-3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В произвольном внимании выделяют:

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

Особенности развития внимания у детей

дошкольного возраста

Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания. Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однакопроизвольность познавательных процессов у детей 6–7 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Итак, слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностейдошкольника. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приёмов его можно развить и скорректировать. Доказано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребёнка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребёнку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестаёт откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребёнка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений.Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, то к 6–7 годам она возрастает до 1,5–3-х часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольныеформы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание. Также возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше). Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старшийдошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям ввозрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

— расширяется объем внимания;

— возрастает устойчивость внимания;

— формируется произвольное внимание.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровеньразвития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детствеРазвитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. Отнепроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цельразвитие наблюдательностивнимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Смотри на руки

Цельразвитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?

1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания

задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.

Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.

Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде Начали медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде Стоп прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение МУХА.

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3×3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток(например, до 4×4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

Упражнения на развитие распределения внимания

Можно предложить ребёнку одновременно считать в обратном порядке и повторять за вами физические упражнения.

Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке: Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Ребенку предлагают ряд предметов, каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов, задача ребенка – угадать, чего не хватает.

Рисование по рассказам.

Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребенку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребенка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.).

Данный метод рекомендуют использовать уже с 5 лет, подбирая рассказы в соответствии свозрастом ребенка. Пример рассказа: Пришвин М. «Золотой луг».

Упражнения могут быть различными, педагог придумать их может самостоятельно в зависимости от ситуации, например:

— Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер

. — Найдите одноцветные рисунки.

— Сосчитайте группы предметов по общему признаку.

Как видим, недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитиеопределённых качеств произвольного внимания. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.

что это, как улучшить, упражнения

Чаще всего концентрацию внимания связывают с умением сосредоточиться на чем-то одном. Но сосредоточенность — это только одна грань внимания. Исследования показали, что на самом деле внимание бывает разных типов, и каждый тип по-своему уникален.

Поскольку менять что-то непонятное всегда сложно, мы попросили коуча и ведущую креативных сессий и игры «Трендвотчинг» Екатерину Томилову рассказать о природе внимания и способах развития концентрации. В первой части статьи расскажем теорию, а во второй — о конкретных действиях, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить концентрацию и управлять своим вниманием.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое концентрация внимания?

Как концентрация зависит от типа внимания?

Чем концентрация отличается от устойчивости внимания?

Почему устойчивость внимания важна?

10 факторов, влияющих на способность удерживать внимание

Недостаток сна
Недостаток физической активности
Неправильное рабочее место
Неправильное питание
Внешняя среда
Постоянные уведомления
Плохой тайм-менеджмент
Стресс
Интернет
Болезнь

Как развить концентрацию?

Уберите всё, что отвлекает и делать одно дело за раз
Высыпайтесь
Развивайте осознанность
Тренируйте внимание и память

Что такое концентрация внимания?

Спросили коуча Екатерину Томилову, почему люди бывают рассеяны и не могут сосредоточиться.

Внимание — это избирательная направленность восприятия на что-либо или повышенный интерес к чему-либо. Когда мы рассуждаем о внимании, мы подразумеваем способность сосредоточить ум на чём-то.

Если внимание распыляется на множество вещей, человека называют рассеянным. Он не может сосредоточиться на чём-то конкретном — мысли перескакивают с одной на другую.

В нашем мире, где информации так много, внимание превращается в ограниченный ресурс. И за этот ресурс борются все вокруг. Поэтому рассеянное внимание стало нормой. И вот тут как раз появляется понятие концентрации, которое определяет «степень насыщенности» чего-либо».

Концентрация — это контроль внимания, то есть способность сосредоточить ум на одном объекте и в то же время исключить лишние мысли, идеи, чувства или ощущения, не касающиеся этого объекта.

Есть два варианта, как это сделать:

  • исключить внешний раздражитель; или
  • не обращать внимания на любую другую постороннюю мысль, идею, чувство или ощущение.

Читайте также: Как социальные сети влияют на нашу психику?

Как концентрация зависит от типа внимания?

Внимание делят на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это внимание, которое человек не может сознательно контролировать. Оно включается автоматически, когда рядом возникает что-то новое или необычное — резкий звук, необычная картинка, незнакомые ощущения. Это те самые раздражители, которые мешают сконцентрироваться на задаче.

Пример: человека отрывает от чтения звонок телефона. Он переключает внимание и забывает, что только что читал.

Произвольное внимание — это сознательная фокусировка на каком-то объекте или явлении. Когда человек осознанно переключает внимание на что-то (концентрируется на задаче), он задействует произвольное внимание.

Для включения этого типа внимания нужны желание, сила воли и намеренная концентрация. Чем больше стимулов конкурируют за непроизвольное внимание, тем сложнее человеку переключиться на произвольное внимание.

Главная проблема произвольного внимания в том, что оно ограниченно. Внешние раздражители и необходимость постоянно переключать внимание истощают мозг. Человек чувствует усталость.

Пример: человек продолжает читать книгу и игнорирует звонок телефона — он пытается сосредоточиться на материале.

Послепроизвольное внимание наступает тогда, когда мы уже сделали над собой усилие и сконцентрировались на какой-то задаче. Человек делает что-то целенаправленно, но уже без усилий — процесс автоматизируется.

Пример: человек втягивается и забывает о том, что его что-то отвлекало. Он больше не напрягается, чтобы понять прочитанное.

Читайте также: Карьерный рост: что влияет на карьеру и как ее планировать

Чем концентрация отличается от устойчивости внимания? 

На наш вопрос снова отвечает коуч Екатерина Томилова.

В контексте внимания часто упоминают такие понятия как «концентрация внимания» и «устойчивость внимания».

На первый взгляд они очень похожи и даже будто бы означают одно и тоже. Но, как мы уже знаем, концентрация — это степень и, соответственно, «концентрация внимания» равно «сила сосредоточения».

А вот устойчивость — это временная характеристика. Она будет определять то количество времени, в течение которого человек может удержать свое внимание на чём-то.

И концентрация, и устойчивость зависят от одних и тех же факторов:

  • индивидуальных психологических особенностей личности;
  • обстановки, в которой необходимо их применять;
  • содержания и сложности задачи, на которой надо фокусировать внимание.

Я бы не стала отдавать предпочтение только концентрации или только устойчивости, так как эти характеристики нужно развивать сбалансировано и параллельно.

Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть

Почему устойчивость внимания важна?

Без умения концентрироваться разум будет беспокойно метаться от одной мысли к другой, и вы не сможете выполнить ни одну задачу. Устойчивость внимания и концентрация влияют на все сферы жизни человека. Их нужно развивать по следующим причинам:

  • Устойчивость помогает контролировать мысли.
  • Освобождает от бесполезных и надоедливых мыслей.
  • Помогает управлять разумом и отсеивать ненужное.
  • Повышает уверенность в себе.
  • Развивает волю и сознание.
  • Повышает самоорганизованность.
  • Повышает решительность.
  • Развивает творческие навыки.
  • Улучшает память.
  • Успокаивает.
  • Улучшает когнитивные навыки.
  • Улучшает навыки обучения и т.д.

Читайте также: Идеальный локус контроля: как настроить и больше не сбивать

10 факторов, влияющих на способность удерживать внимание

Иногда кажется, что сконцентрироваться на чём-то одном невозможно — постоянно что-то отвлекает. Всё потому, что на способность удерживать внимание на чём-то одном влияют разные внутренние и внешние факторы. Прежде чем узнать, как улучшить внимание и память, нужно понять, что вам мешает.

Недостаток сна

Ученые обнаружили, что недостаток сна может привести к заторможенности и снижению устойчивости внимания. А хронический недосып снижает концентрацию и ухудшает память.

Недостаток физической активности

Исследования показывают, что у людей, регулярно занимающихся спортом, мозг работает лучше. А те, кто ведут малоподвижный образ жизни, более рассеянны.

Неправильное рабочее место

Неудобный стул или стол и бардак на рабочем месте также снижают концентрацию. При работе над чем-то важным желательно убирать все раздражители, которые могут отвлечь. Кроме того, важно сделать рабочее место комфортным.

Неправильное питание

То, что мы едим, влияет на то, как мы себя чувствуем, в том числе на остроту и ясность ума в течение дня:

  • Недостаток жиров может нарушить концентрацию — для правильной работы мозгу нужны жирные кислоты.
  • Недостаток витаминов также может негативно повлиять на работу мозга и общее физическое состояние. Вплоть до головокружения.
  • Резкое уменьшение калорий и нехватка питательных веществ приведут к тому, что вместо решения задач мозг будет посылать характерные сигналы — «дай поесть». 
Если мы не обеспечиваем наш мозг необходимыми питательными веществами, мы начинаем больше уставать, снижается концентрация и ухудшается память. Изображение: Elena Leya для Unsplash

Внешняя среда

Шум, резкие звуки и другие внешние факторы, тоже влияют на концентрацию. Аналогично с освещением и температурой воздуха: слишком яркое или тусклое освещение может повлиять на способность человека видеть, а комната, в которой слишком жарко или слишком холодно, создает дискомфорт.

Постоянные уведомления

Мозг отвлекается постоянно. Каждый раз когда поступает новая информация, он проводит анализ — является информация полезной, достаточной или бессмысленной. Чтобы переключиться обратно, нужно усилие. Пиликающие смс, мигающая почта и постоянные звонки — это нескончаемый поток информации для нашего мозга.

Наш мозг настолько настроен на отвлечение, что даже один вид смартфона ухудшает способность концентрироваться. Изображение: Christian Wiediger для Unsplash

Плохой тайм-менеджмент

Неумение планировать время приводит к стрессу и снижает когнитивные функции мозга — а это мешает концентрации и продуктивности.

Стресс

Не всякий стресс вызывает проблемы. Например эустресс, позитивная разновидность стресса, может мотивировать вас концентрироваться и быть более продуктивным. Но хронический и острый стресс может повредить вашему психическому здоровью и концентрации.

Интернет

При использовании Интернета люди прилагают меньше усилий для запоминания информации — вместо этого легче запомнить, где эту информацию можно посмотреть. Это плюс постоянное отвлечение на новости, ленту соцсетей, видео в YouTube — и ваше внимание уже вас покинуло.

Болезнь

Иногда проблемы со вниманием связаны не с чем-то внешним — это сигнал организма, что что-то не так. Если трудно сосредоточиться и никакие советы и упражнения не помогают, проблема может быть связана со здоровьем. Самое время перестать читать блоги и обратиться в врачу.

Читайте также: Какова роль Интернета и как он влияет на нашу жизнь

Как развить концентрацию?

Чтобы развивать концентрацию внимания, нужно создать подходящие условия. Такие, чтобы ничего не мешало фокусироваться на конкретной задаче или объекте.

Уберите всё, что отвлекает и делать одно дело за раз

По возможности, уберите все отвлекающие факторы и выделите время под одну задачу. Отключите уведомления, уберите подальше телефон, предупредите домашних не беспокоить вас в течение определенного времени (если работаете дома). И поставьте будильник — следующие 15–20 минут вы делаете одно дело.

Затем отдохните. Существует мнение, что примерно через 15–20 минут человек устает держать внимание на одной задаче — его внимание постепенно рассеивается. Проверяйте свою концентрацию, и со временем вы сможете увеличить время работы. 

По данным Cleveland Clinic

Высыпайтесь

Старайтесь не пренебрегать качественным и достаточным сном, так как он позволит вам чувствовать себя бодрым и достичь большей продуктивности в течение рабочего дня.

Читайте также: Биохакинг: что это такое и безопасен ли он. Примеры эффективных техник

Развивайте осознанность

Постарайтесь прислушиваться к себе и своему организму. Не только в плане самочувствия, но и при выполнении каких-то задач. Если вы никак не можете сконцентрироваться на одной задаче, попробуйте отложить её, а в это время сделайте что-то другое, не менее важное.

В этом могут помочь практики осознанности — упражнения на постановку дыхания, медитации. Есть множество приложений для телефона, которые позволяют легко и приятно научиться правильно дышать и отдыхать в течение дня — Prana Breath, Insight Timer, BetterSleep, Meditopia и др. Дыхательные практики помогают прояснить ум и расслабиться. Это помогает отпустить лишние мысли и сконцентрироваться на важном.

Тренируйте внимание и память

Есть разные упражнения на концентрацию. Вот некоторые из них:

  • Учить стихи или песни, которые нравятся вам.
  • Считать в уме.
  • Когда вы отвлекаетесь на ерунду, запишите на листочке какую-то фразу, которая приведет вас в чувство. Она должна быть всегда одинаковая. Моя например — «Катя, хватит».
  • Мысленно рассказывайте себе то, что говорит вам ваш собеседник. Это разовьет не только концентрацию внимания на его словах, но и поможет улучшить коммуникацию.

Важно помнить, что в этих тренировках важна регулярность и за каждые 5 минут в день, выделенные им, вы скажете себе спасибо в будущем.

Высоких вам конверсий!

08-12-2022

Развитие произвольного внимания

Тип бумаги: Бесплатное эссе Предмет: Психология
Количество слов: 1292 слова Опубликовано: 10 января 2018 г.

Ссылка на это

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp 

Когда вы уделяете внимание на что-то, это означает, что вы реагируете на определенный раздражитель и записываете его в своем подсознании. Если эта информация считается важной или релевантной, то она передается в часть мозга, где хранится долговременная память, и может быть извлечена позже, когда это необходимо. Однако, чтобы все это произошло, в первую очередь раздражитель должен иметь ваше «внимание». Если вы не обратите на это внимание, то оно уплывет, как и многие другие данные, которые вы воспринимаете, но не обращаете на них внимания. Качество ума, которое требует, чтобы вы реагировали, запоминали и сохраняли любой стимул, называется «внимание».

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Вы заметите, что некоторые мысли и идеи получают ваш немедленный ответ, и эта информация сохраняется автоматически без особых усилий с вашей стороны в виде данных в вашей памяти. Это называется «непроизвольным» вниманием, или вниманием, которое не навязывается, потому что оно естественно. Вы естественным образом уделяете внимание тем вещам, которые вас интересуют. Это внимание вызвано вашим врожденным любопытством и желанием узнать больше о предмете. Это инстинктивное явление.

«Произвольное» внимание — второй тип внимания. Это то, что вы должны сделать, чтобы заставить себя узнать больше о предмете, который в противном случае может вас не интересовать. Это требует усилия и использования воли. Для развития этого необходимы практика и тренировки.

Практика произвольного внимания:

Вот несколько успешных методов, которые помогут вам выработать привычку произвольного внимания, т. е. проявлять интерес к тем вещам, которые не интересны вам от природы.

1. Совершенствуйте свое искусство наблюдения или замечания, что является первым шагом к улучшению вашей памяти. Это можно сделать, выбрав сначала объект, который может вас мало интересовать. Попробуйте рассмотреть его в мельчайших деталях, а затем закройте глаза и посмотрите, можете ли вы вспомнить объект, его длину, осязание, осязание, цвет, форму, ширину, вес и т. д. Откройте глаза, снова изучите объект и повторите упражнение. процесс. Поначалу все это может показаться очень утомительным, но вскоре вы автоматически станете более наблюдательными, а также обнаружите, что начинаете добровольно интересоваться всем, что видите вокруг себя.

2. Устранение отвлекающих факторов: Одним из необходимых элементов, необходимых для концентрации внимания, является устранение отвлекающих факторов. Только тогда, когда вы уделяете чему-то все свое внимание, вы можете учиться и работать должным образом. Это означает, что вы должны избавиться от всех таких вещей, как громкая болтовня, телевизор, радио или музыка, которые могут отвлекать вас от того, что вы изучаете или на чем концентрируетесь. Если ваш разум отвлечен, вы не сможете сконцентрироваться на имеющихся данных.

3. Сохранять внимание и концентрацию в процессе обучения или запоминания. Вы заметите, что если вы действительно сосредоточены и концентрируетесь на изучении и сохранении некоторой информации, все остальное вокруг вас становится неважным, и вы не можете заставить себя обращать внимание на что-либо еще. Это тот вид внимания, который вам необходимо развивать для изучения всего, что вы задумали. Люди, выступающие за многозадачность, обычно не в состоянии делать что-то одно с полной концентрацией или полной отдачей.

4. Следи за мыслями . Недостаточно избавиться от внешних отвлекающих факторов, ваш разум также должен быть свободен от внутренней болтовни. Это требует, чтобы вы также сосредоточили свои мысли на правильном пути. Если вы завариваете чашку чая, но ваши мысли заняты ожидаемым звонком, вы можете положить в чай ​​соль вместо сахара. Это простой пример необходимости уделять внимание поставленной задаче.

5. Заинтересоваться . Изучение текста или предмета, который вам неинтересен, — это верный способ не помнить и не вспоминать ничего, что с ним связано. Это потому, что вы не заинтересованы в том, чтобы обращать внимание на эту тему. Для того, чтобы начать обращать внимание на тему или предмет, вы должны развить в нем интерес. Это развитие интереса придет только через дисциплину и тренировку ума.

6. Получите мотивацию . Развивайте интерес к предмету, развивая мотивацию к его изучению. Ставьте перед собой небольшие цели и вознаграждайте себя, когда вы их достигаете. Также ставьте перед собой цели, которых нужно достичь в течение определенного периода времени, и снова вознаграждайте себя, когда вам удается закончить определенный проект вовремя. Цели и временные рамки питают мотивацию. А мотивация, в свою очередь, подталкивает вас к обучению и способствует острой памяти. Поскольку у вас есть мотивация учиться и запоминать, у вас разовьется необходимый интерес, а значит, вы станете более продуктивными и успешными.

7. Неформальное указание своему подсознанию запомнить то, что вы пытаетесь выучить, — еще один работающий метод. Подсознание предупреждено о необходимости запомнить то, что вы сознательно загружаете в мозг. Это также помогает в процессе запоминания и улучшения вашей памяти.

8. Используйте «таймбоксы». Когда вам нужно изучить новую информацию, сядьте в тихом месте и установите таймер. Дайте себе только «Х» времени, чтобы прочитать и понять статью. Разбейте его дальше: дайте себе 10 минут на чтение статьи, а затем 20 минут на запоминание информации. Предустановленные «временные рамки» в значительной степени заставляют вас концентрироваться, поскольку вы ограничиваете время, в течение которого хотите работать. Вы будете поражены тем, насколько хорошо это работает, потому что вы не позволяете себе отвлекаться. Это имитация ситуации, в которой вы часто можете оказаться, когда готовитесь к экзамену, а времени мало.

Искусство и практика концентрации внимания имеют большое значение для того, чтобы материя застряла в вашем уме, даже если вам придется учиться.

Существуют и другие физические способы улучшения внимания и концентрации. Они могут показаться простыми, но они имеют большое значение для достижения изменений, которые вам нужны, чтобы физически «влиться» в процесс сосредоточения внимания. Вы можете назвать это быстрыми исправлениями, если хотите.

Быстрые исправления:

Делайте глубокие вдохи: Дыхание животом означает, что вы делаете глубокие вдохи, достигающие глубины живота. Это активирует тета-волны мозга, которые, как показывают исследования, улучшают память. Также увеличивается приток кислорода к клеткам мозга, что помогает им заряжаться энергией.

Пожуйте жевательную резинку: Жевательная резинка увеличивает приток крови к мозгу.

Увеличьте приток крови к мозгу: Выполните простое упражнение по вращению рук, которое поможет увеличить частоту сердечных сокращений и приток кислорода к мозгу. Сделайте 10 подходов круговых движений руками с каждой стороны. Чтобы сделать круг рукой, просто вытяните руку прямо, затем махните рукой полностью за себя и назад вперед, удерживая локоть заблокированным.

Сыграйте в интеллектуальную игру: Головоломки и головоломки заставят ваш мозг сосредоточиться. Примерами этого являются судоку и кроссворды.

Перекусите или перекусите: Пища, которую вы едите, заряжает ваш мозг энергией или делает его вялым. Употребление рыбы и зеленых овощей заставит ваш мозг проснуться. Углеводы не рекомендуются, так как они дают «всплеск», но затем уровень сахара в крови падает довольно быстро. Не пропускайте приемы пищи, иначе вы почувствуете усталость и слабость.

Пейте достаточно воды: При жажде пейте воду вместо газированных напитков, колы или кофе.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Развитие произвольного внимания. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/voluntary-attention.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Развитие произвольного внимания». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 05 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Развитие произвольного внимания». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 19Май 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018. Развитие произвольного внимания. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/voluntary-attention.php?vref=1 [Проверено 19 мая 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Развитие произвольного внимания [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 19 мая 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/voluntary-attention. php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб|последний=Ответы |первый=Все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/voluntary-attention.php?vref=1 |title=Развитие произвольного внимания |publisher=UKEssays .com |date=ноябрь 2018 |accessdate=19 мая 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.

All Answers ltd, «Развитие произвольного внимания» (UKEssays.com, май 2023 г.) , по состоянию на 19 мая 2023 г. Ссылка скопирована в буфер обмена.

Сопутствующие услуги

Посмотреть все

Служба написания эссе

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания диссертаций

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания заданий

От 124 фунтов стерлингов

Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление

Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:

Внимание — IResearchNet

Внимание Определение

Внимание относится к широкому спектру явлений, включая возбуждение, бдительность, сознание и осознание. Однако в целом внимание определяется как процесс концентрации, такой как попытка вспомнить, понять или найти информацию, так и умственный ресурс с ограниченными возможностями. Внимание является избирательным в том смысле, что оно предполагает сосредоточение внимания на определенном стимуле, исключая другие.

Фокус внимания

Фокусом внимания может быть внешний раздражитель (например, телефон, другой человек или трафик) или внутреннее психическое событие (например, размышления о своем дне или попытка вспомнить имя или прошедшее событие) . Стимулы, которые выделяются, то есть являются более заметными, как правило, привлекают внимание человека. Заметность стимула зависит от более широкого социального контекста. Необычные стимулы (например, женщина в группе мужчин), личностно значимые (например, слышать свое имя) или доминирующие в зрительном (например, стояние перед вами) или слуховом поле (например, громкий голос) как правило, более заметны.

Типы внимания

Процессы внимания различаются по степени автоматизации или управляемости. Процессы входного внимания, то есть процессы, связанные с передачей информации из окружающей среды в наши когнитивные системы, имеют тенденцию быть рефлексивными, быстрыми и автоматическими. К таким процессам относятся настороженность и возбуждение, ориентировочная реакция и сосредоточение внимания. Настороженность и возбуждение — самые основные процессы; они включают бодрствование и способность реагировать на информацию. Ориентировочная реакция — это рефлекторный поворот головы и глаз в сторону неожиданного раздражителя. Прожекторное внимание включает в себя мысленное переключение внимания (а не физическое перемещение головы и глаз), чтобы сфокусироваться на стимулах.

Контролируемое внимание включает преднамеренные, произвольные усилия по мышлению и выполнению задач. Во время процессов контролируемого внимания мы сознательно осознаем наши попытки обратить внимание на определенные стимулы. Таким образом, процессы контролируемого внимания медленнее, чем процессы автоматического внимания. Например, когда вы учитесь водить машину, вы должны уделять пристальное внимание каждому этапу процесса вождения. Процессы контролируемого внимания потребляют умственные ресурсы. Таким образом, трудно одновременно заниматься несколькими контролируемыми процессами, например, разговаривать по телефону во время обучения вождению автомобиля.

Автоматические процессы внимания происходят быстрее и с меньшими усилиями. Они часто непреднамеренны и требуют немного когнитивных ресурсов. Например, после обучения вождению автомобиля вы выполняете многие действия, необходимые для вождения, не осознавая каждое из них. Подобного рода автоматическое внимание может возникать, когда человек сталкивается с членом группы этнического меньшинства, и стереотип группы, кажется, автоматически приходит на ум. Другими словами, стереотип приходит в голову быстро, непреднамеренно и без усилий.

Социальные суждения и поведение обычно различаются по степени вовлечения в них контролируемого или автоматического внимания. Например, может показаться, что стереотип группы автоматически приходит на ум, когда человек сталкивается с членом группы. Однако стереотипы, по-видимому, приходят на ум только тогда, когда у человека достаточно умственных ресурсов, чтобы обратить на них внимание. Воспоминание о стереотипе группы может также привести к более сознательному и контролируемому обращению внимания на другую информацию об уместности стереотипа.

Причины и следствия автоматического и контролируемого внимания

При длительной практике многие психические процессы могут стать автоматическими. Например, набор текста, езда на велосипеде, вождение автомобиля и определение значения слов поначалу требуют внимания. Однако повторное воздействие или практика могут уменьшить количество внимания, необходимого для выполнения этих задач. В конечном счете, хорошо отработанные задачи могут стать автоматическими. То есть их можно выполнять с небольшим осознанием и с небольшим количеством когнитивных ресурсов или без них.

Способность думать и делать что-то автоматически кажется весьма желательной, потому что используется меньше когнитивных ресурсов, и, таким образом, люди могут уделять больше внимания другим стимулам. Однако автоматизм иногда может быть проблематичным. Автоматические процессы трудно разучить; таким образом, нежелательные психические процессы или поведенческие модели может быть трудно изменить. Например, предрассудки могут возникать относительно автоматически, потому что люди стали ассоциировать негативные характеристики с определенной этнической группой. Другое нежелательное последствие автоматизма состоит в том, что отсутствие сознательной обработки может привести к ошибкам. Например, люди могут управлять автомобилем, не обращая на них полного внимания, и поэтому не замечают красный свет.

Последствия внимания

Исследователи могут определить, в какой степени процессы социального суждения, такие как формирование стереотипов, являются автоматическими или контролируемыми, исследуя, нарушается ли этот процесс в результате повышенных требований к вниманию. Участников исследования могут попросить выполнить задачу социального суждения в условиях высокой когнитивной нагрузки, например, пытаясь запомнить длинный ряд чисел. Если процесс суждения нарушается (выносить суждение труднее) при повышении когнитивных требований, то процесс считается контролируемым. Если процесс социального суждения не нарушается, даже когда другие когнитивные потребности высоки, то этот процесс считается автоматическим. Например, стереотипы с меньшей вероятностью приходят в голову, когда когнитивные потребности высоки, что указывает на то, что стереотипы не приходят в голову полностью автоматически. Однако после того, как стереотипы приходят в голову, люди с высокой когнитивной нагрузкой с большей вероятностью будут их использовать, что указывает на то, что использование стереотипов является контролируемым процессом.

Ссылки:

  1. Ashcraft, MH (2002). Познание. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  2. Барг, Дж. А. (1982). Внимание и автоматизм в обработке релевантной для себя информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts