Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность»
На сегодняшний день существует несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это — научение, учение, обучение.
Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию.
В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) использовали этот термин и применительно к человеку.
Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом.
Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.
Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).
Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.
Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает Опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.
Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.
Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.
Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:
- когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;
- когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.
Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического ) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
Кроме того, понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.
Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы:
А.К. Маркова:
- рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
- обучение трактует с общепринятой точки зрения — как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
- учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний, Н. Ф. Талызина придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия «научение» — применение рассматриваемого понятия исключительно к животным; обучение рассматривается ею только как деятельность учителя по организации педагогического процесса, а учение — как деятельность ученика, включенного в учебный процесс.
Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении.
Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием, овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека — с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.
Итак, научение/обучение/учение — это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации.
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является «научение». Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Научение — приобретения индивидуального опыта
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Научение
Обучение– процесс целенаправленной
передачи опыта, формирования знаний,
умений, навыков, а также процесс
целенаправленного усвоения знаний,
умений, навыков.
Воспитание – планомерное,
целенаправленное воздействие на сознание
и поведение с целью формирования
установок, принципов, ценностных
ориентаций.
Научение – процесс и результат
приобретения индивидуального опыта и
новых форм поведения (как актуальных так и
потенциальных).
Научение является самым общим понятием,
обозначающим процесс и результат
приобретения индивидуального опыта
биологической системой (от простейших до
человека как высшей формы её организации в
условиях Земли).
Это устойчивое целесообразное изменение
физической и психической деятельности
(поведения), которое возникает благодаря
предшествующей деятельности (или поведению)
и не вызывается непосредственно врождёнными
физиологическими реакциями организма.
4. Применительно к учебному процессу
Научение характеризует фактприобретения человеком
новых психологических качеств
и свойств в учебной
деятельности.
Виды научения (по Ж. Годфруа)
Выработка
реактивного поведения.
Выработка
оперантного поведения.
Когнитивные
формы научения.
Выработка реактивного поведения
Привыкание (габитуация) – снижение
восприимчивости к постоянному или часто
повторяющемуся раздражителю
Сенсибилизация – повышение чувствительности
к повторяющемуся стимулу
Импринтинг (запечатление) – установление
связи между признаками объекта и
поведенческим актом
Условный рефлекс – рефлекс, образующийся
при сближении во времени первоначального
индифферентного раздражителя с последующим
действием раздражителя, вызывающего
безусловный рефлекс
Выработка оперантного поведения
Научение путем проб и ошибок. Индивидуум,
столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией,
пытается разрешить ее различными способами.
Научение путем наблюдения. Эта способ научения
может осуществляться в двух формах: путем
подражания модели; путем викарного научения.
субъект воспроизводит действия модели, не всегда
понимая их значение.
2. Викарное научение (лат.vicarius – заменяющий) –
усвоение формы поведения другой особи, исходя из
наблюдаемых последствий этого поведения.
Когнитивные формы научения
Эта разновидность научения осуществляется с
участием познавательных процессов: не только
установление ассоциативной связи, но и обработка
информации, оценка ситуации, принятие решения.
Латентное научение – приобретение знаний и
навыков, которые до времени не актуализируются:
информация просто укладывается в памяти.
Обучение сложным навыкам. Навык – это действие,
сформированное путем повторения,
характеризующееся высшей степенью освоения и
отсутствием поэтапной сознательной регуляции
Научение путем рассуждения – это, по сути дела,
логическое мышление.
English Русский Правила
Обучение — это процесс приобретения знаний и…
Обучение — это процесс приобретения знаний и навыков на основе личного опыта. Это приводит к относительно постоянным изменениям в поведении, которые психология может по-разному объяснить с помощью различных подходов. Например, когнитивный подход утверждает, что психические процессы формируют поведение человека, в то время как поведенческий подход предполагает, что поведение — это не что иное, как продукт прошлого опыта и личных обстоятельств. Благодаря непрерывному процессу обучения мы в конечном итоге по-разному воспринимаем нашу среду, что приводит к изменению того, как мы интерпретируем поступающие стимулы, и, следовательно, определяет то, как мы взаимодействуем и ведем себя (Хеффнер, 2016). Есть две простые формы обучения. Одной из форм является привыкание, которое уменьшает вызванную реакцию на стимул после повторного воздействия. Он считается специфичным для стимула, потому что чем больше вы знакомитесь с конкретным стимулом, тем меньше вероятность того, что вы обратите на него внимание и, следовательно, отреагируете на него. Однако, как только вводится новый стимул, предыдущая привычная реакция быстро восстанавливается (Domjan, 2010). Этот процесс обучения может быть двух типов; краткосрочное привыкание, которое описывает временное, немедленное снижение реакции, и долгосрочное привыкание, которое объясняет более постоянное и более медленное снижение реакции. Другая простая форма обучения известна как сенсибилизация, которая представляет собой неассоциативный процесс обучения и приводит к увеличению реакции на интенсивный стимул после многократного воздействия. Привыкание и сенсибилизация являются результатом повторяющейся стимуляции и, следовательно, конкурируют друг с другом за контроль над поведением (Domjan, 2010). Какую форму обучения вы практикуете с… …середина бумаги… … основные процедуры классического обусловливания, в которых мы переходим от безусловных стимулов (US), вызывающих безусловный ответ (UR), к условным раздражителям (CS), вызывающим условный ответ (CR), из которых все достигается путем ассоциации нейтральный раздражитель (НС) с безусловным раздражителем. Текущее исследование направлено на дальнейшее изучение этой концепции с частичным повторением исследования, проведенного Павловым (19).02). Цель исследования заключалась в том, чтобы в первую очередь выяснить, можно ли применить ту же концепцию классического обусловливания у животных к людям. Возможно, этот тип процесса обучения происходит только у нечеловеческих организмов, и поэтому необходимы дальнейшие исследования для выяснения условий. Наша основная гипотеза заключалась в том, что классическое обусловливание, по-видимому, все еще происходит у людей и, следовательно, приводит к увеличению слюноотделения.
В этом эссе автор
- Объясняет, что обучение — это процесс приобретения знаний и навыков на личном опыте. это приводит к относительно постоянным изменениям в поведении, которые психология может объяснить по-разному.
- Объясняет, что привыкание ослабляет вызванную реакцию на раздражитель после многократного воздействия, а сенсибилизация повышает чувствительность к интенсивным раздражителям.
- Объясняет, что эволюция неизбежно помогла сформировать наше вызванное поведение, которое в бихевиористских терминах относится к нашим естественным, автоматическим реакциям, которые часто бывают непроизвольными.
- Описывает классическое обусловливание как процесс обучения, который воздействует на рефлексы, такие как слюноотделение.
- Объясняет, что эксперименты Павлова показали, что реакцию слюноотделения можно стимулировать еще до подачи пищи.
- Объясняет, что текущее исследование направлено на дальнейшее изучение этой концепции с частичным повторением исследования, проведенного Павловым (1902).
Теории обучения — PubMed
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию: Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
StatPearls [Интернет]
Книжная полка NCBIПолнотекстовые ссылки
Книга
Мустафа Х. Ганди 1 , Пинаки Мукхерджи 2
Источник: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.
.
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Smt Kashibai Navale Медицинский колледж и больница общего профиля, Пуна.
- 2 Еврейский медицинский центр Лонг-Айленда
- PMID: 32965860
- Идентификатор книжной полки: НБК562189
Книга
Мустафа Х. Ганди и др.
Бесплатные книги и документыИсточник: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 9 января0003
.
Авторы
Мустафа Х. Ганди 1 , Пинаки Мукхерджи 2
Принадлежности
- 1 Smt Kashibai Navale Медицинский колледж и больница общего профиля, Пуна.
- 2 Еврейский медицинский центр Лонг-Айленда
- PMID: 32965860
- Идентификатор книжной полки: НБК562189
Выдержка
Научение – это изменение поведения организма в результате предшествующего опыта. Теория обучения стремится объяснить, как люди приобретают, обрабатывают, сохраняют и вспоминают знания в процессе обучения. Окружающие, когнитивные и эмоциональные влияния, наряду с предыдущим опытом, играют жизненно важную роль в понимании, приобретении и сохранении навыков или знаний. Мотивация играет важную роль в обеспечении процесса обучения и считается движущей силой, при которой деятельность начинается и поддерживается для достижения цели.
Авторское право © 2023, StatPearls Publishing LLC.
Заявление о конфликте интересов
Разделы
- Определение/Введение
- Проблемы, вызывающие озабоченность
- Клиническое значение
- Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные команды
- Обзорные вопросы
- Рекомендации
Похожие статьи
- Качественное исследование.
Тенни С., Брэннан Дж. М., Брэннан Г. Д. Тенни С. и др. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 29262162 Бесплатные книги и документы.
- Просмотр теорий целей в изучении языка: обзор теории постановки целей и достижения целей.
Ченг С. Ченг Х. Фронт Псих. 2023 5 января; 13:1035223. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1035223. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36687863 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- [Роль имплицитных теорий интеллекта в учебных ситуациях].
Да Фонсека Д., Кюри Ф., Байи Д., Руфо М. Да Фонсека Д. и др. Энцефал. 2004 г., сен-октябрь; 30(5):456-63. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95460-7. Энцефал. 2004. PMID: 15627050 Обзор. Французский.
- Мотивация в медицинском образовании: как теория может повлиять на нашу практику.
Манн КВ. Манн КВ. акад. мед. 1999 март; 74(3):237-9. doi: 10.1097/00001888-199903000-00011. акад. мед. 1999. PMID: 10099642
- Мотивация к обучению: обзор современных теорий.
Кук Д.А., Артино А.Р. мл. Кук Д.А. и соавт. мед. образования. 2016 окт; 50 (10): 997-1014. doi: 10.1111/medu.13074. мед. образования. 2016. PMID: 27628718 Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Де Хаувер Дж. , Барнс-Холмс Д., Мурс А. Что такое обучение? О природе и достоинствах функционального определения обучения. Psychon Bull Rev. 2013 Aug; 20 (4): 631-42. — пабмед
- Кук Д.А., Артино А.Р. Мотивация к обучению: обзор современных теорий. мед. образования. 2016 окт; 50 (10): 997-1014. — ЧВК — пабмед
- Торре Д.М.