Механизмы восприятия и взаимопонимание в процессе общения
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.
Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения. Смотрите также Книга «Мягкий менеджмент» — Игорь Ниесов и Екатерина Тышковская — системные ответы на главные вопросы управления персоналомРефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция
Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
Смотрите также Я сам обманываться рад…На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих.
В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект)
Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности
С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Смотрите также Стереотипы о различии поколений или как найти подход к любому сотрудникуЭффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация
Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.
Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция
При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
14. Механизмы социальной перцепции.
Основными механизмами познания другого человека в процессе межличностных отношений — являются идентификация, эмпатия, рефлексия.
Идентификация (от лат. identifico– отождествление, уподобление) – один из самых простых способов понимания другого человека, буквально означает отождествление себя с другими, уподобление ему, умение находиться в «шкуре другого человека», «встать на точку зрения» другого человека
Эмпатия- способность эмоционального постижения состояния другого человека в форме сопереживания, когда один человек на время становится «как бы другим» (К. Роджерс). Эмпатия –это понимание другого в процессе сопереживания ему.
Еще одним социально-психологическим механизмом понимания другого человека является рефлексия (от лат. Reftexio-обращение назад). «Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает его, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, при чем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается его внутренний мир» .
В процессе межличностной перцепции возникают различного рода барьеры, помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отношений. Разберем некоторые из барьеров восприятия.
Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Ее эффект был продемонстрирован экспериментально еще более сорока лет назад известным американским психологом Г. Келли. Двум группам студентов предлагалось прослушать лекцию, читавшуюся одним и тем же ранее им незнакомым лектором в действительности это был актер, о чем слушатели понятно не знали. В одной аудитории лектор был заранее представлен студентам как очень сердечный, расположенный к людям человек, в другой –как человек весьма холодный, замкнутый. И хотя лекции обеим группам читалась абсолютно одинаково, эффект первоначальной информации о лекторе повлиял на восприятие. «Очень сердечный», «или теплый» (по терминологии Г. Келли) лектор был воспринят слушателями гораздо благожелательнее как в чисто человеческом, так и профессиональном плане, нежели «холодный» лектор».
Советским ученым Узнадзе, создавшим теорию установки, выделяются три функции установки:
1.Селективная (отборочная) функция установки позволяет выделить из всего многообразия информации все основное и необходимое для организации данного действия, создает модель или образ ожидания.
2.Оценочная функция установки позволяет упорядочить полученную информацию с помощью той цели, на реализацию направлены действия, поэтому действия выполняются целенаправленно, создает оценочный стереотип, эталон.
3.Ориентировочная функция позволяет активизировать как психологические процессы, которые могут обеспечить выполнение действий, так и сами действия через активизацию, соответствующих навыков поведения это план действий, образец поведения. Как пишет Р.Л.Кричевский, в практике повседневного общения подобная экспериментальная ситуация воспроизводится многократно, когда установки, сложившиеся у человека, предопределяют его поведение.
Простейший пример: в коллектив приходит новичок, начинает работать. Его еще толком никто не знает, какое-то определенное мнение о нем в коллективе пока что еще не сложилось. И вдруг кто-то из сотрудников, основываясь на первом (а потому поверхностном и, вполне возможно, ошибочном) впечатлении, обнародует свое суждение об этом человеке. Тем самым как бы задается установка на него. И если автор установки пользуется в коллективе авторитетом, его суждение может стать мнение коллектива, пусть даже и ошибочным. И пройдет немало времени пока восторжествует истина, обнаружится, что человек этот вовсе не такой, как показалось, что он гораздо лучше, словом, изменится мнение коллектива о нем. Но все это будет, увы, потом. Отсюда специалист дает нехитрый совет: «Не торопитесь делать свои суждения о людях достоянием окружающих, особенно если оцениваемых людей вы плохо знаете. Легко навесить ярлык, но гораздо труднее, как показывает жизнь, избавится от него»Принцип себе – подобия. Суждение о другом по аналогии с собой, перенос на других своих переживаний. Суть данного перцептивного барьера заключается в том, что, на восприятие и оценку другого человека влияет склонность переносить на других свои собственные качества, чувства, переживания
Следующим барьером межличностной перцепции является эффект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа. Социальный стереотип – это «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту» . В ходе проведенных А.А. Бодалевым исследований из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей. 17 человек сказали, что люди с большим лбом — умные. Три человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что подобные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг другу глазами очень вспыльчивы, 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека большой рот и «владелец» его шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные губы, он – ханжа и ему присуща скрытность» .
Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. В случает применения этой теории восприятие конкретного человека осуществляется сквозь призму представлений того, какова должна быть личность в основных проявлениях по мнению воспринимающего. Как пишет Л.Петровская, «она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Используя его, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку» .
Имплицицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации судить о том, что ему присуще по мнению воспринимающего. Действие имплицитной теории может помочь формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако, негативная или искаженная имплицитная теория личности может быть причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.
Эффект последовательности — влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Иллюстрацию этого барьера восприятия мы находим в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Эффект персонификации — наделение реальной личности чертами идеального образа. Часто этот феномен восприятия сопутствует периоду влюбленности в отношениях молодых людей. Как поется в популярной песенке: «Я его слепила из того, что было…»
Эффект первичности один из факторов влияющих на правильность восприятия и понимания людьми друг друга. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола. Сложившийся положительный или отрицательный образ становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о человеке, которая согласуется с первым впечатлением.
Эффект новизны является противоположным эффекту первичности. Образ другого человека складывается на основании не первого, а последнего из полученных впечатлений о нем. Информация, полученная последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятия и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Эффект новизны основан на законе долговременной памяти, согласно которому, лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.
Эффект ореола заключается во влиянии первого впечатления о человеке на оценку и восприятие частных свойств, и проявление личности.
Эффект инерционности проявляется в тенденции к сохранению однажды созданного образа.
Интересным социально-психологическим механизмом, влияющим на динамику социальной перцепции, является каузальная атрибуция. Термин «каузальная атрибуция» происходит от латинских сausa- причина и attribuo-придаю, наделяю) и означает попытку «простого человека с улицы» понять поведение других людей, интерпретируя их причины и мотивы. Чем, к примеру, вызваны успехи одного человека и неудачи другого? Что дает нам основание судить о правильности или ошибочности поступков, решений окружающих нас лиц? Почему действия одних людей кажутся более значимыми и весомыми, нежели действия других? Поскольку у «человека с улицы» зачастую отсутствует возможность изучения ситуации и истинных мотивов поступков другого человека, то ответы на эти вопросы часто сопряжены с разного рода интерпретационными ошибками.
Ошибка ситуационная — она заключается в приоритете, отдаваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного и чужого поведения. Например, известно, что нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера: «Я добился успеха потому, что способный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.». Неудачи – причинами ситуационного характера: «Я потерпел неудачу потому, что обстоятельства так сложились, окружающие ставили палки в колеса, начальник «зажимал» и т. д.». При интерпретации поведения других людей часто используется совершенно иная логика. Их неудачи мы склонны объяснять внутренними (личностными) моментами: «он потерпел неудачу потому, что работает с ленцой, разбрасывается, да и вообще не слишком умен». Успехи других людей – внешними обстоятельствами: «он добился успеха потому, что коллектив помог, руководитель поддержал, обстоятельства успешно сложились».
Ошибка «ложного согласия». Суть её в следующем: мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей. В ситуации, когда кто-либо говорит другим, что «по мнению большинства необходимо принять такое-то решение» и не приводит аргументов в виде достоверных фактов, статистических данных и т.д., имеет место заблуждения, основанные на ошибке «ложного согласия».
Ошибка «неравных возможностей ролевого поведения возникает в силу того, что выполняемая социальная роль, позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Например, у экзаменатора гораздо больше возможностей «подать» себя эрудированным человеком, чем у экзаменующегося, у руководителя – в выборе для себя выгодного способа взаимодействия по сравнению с подчиненным.
Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые, что называется, лежат под рукой, т.е. легче припоминаются, быстрее воображаются. Но при этом очень часто упускаются из вида подлинные причины того или иного явления. В результате делаемый вывод может быть поверхностным и не полным, а принимаемые на его основе решения ошибочными.
Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и взаимодействия человека с человеком является стереотип. Рассмотрим его особенности и закономерности формирования. Впервые понятие «стереотип» было введено в оборот в 1922г. американским журналистом Уолтером Липпманом». Термин «социальный стереотип» происходит от греческих stereos — твердый, прочный и typos — форма. Различные специалисты определяют его следующим образом. Авторы «Словаря практического психолога» социальный стереотип определяют как образец, относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта -группы, человека, события, явления и пр., складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых о обществе (нередко предвзятых). Одним из ведущих исследователей в области социальной психологии, Федоровым Ю.М. социальный стереотип определяется как «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту» .
Ольшанский В.Б., вслед за Шибутани Т. видит данное явление как «схематичное и эмоциональное представление о типичном представителе определенной группы людей с точки зрения какого-то легко различимого признака» .
Американский профессор психологии Дэвид Дж. Майерс отмечает сходство стереотипа с предрассудком и установкой. «Стереотипы – это обобщенные представления о группе людей, они могут быть верными, ложными или чрезмерно обобщенными относительно содержащегося в них зерна истины. Стереотипы – это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей» . «Предрассудок – это заведомо ложное осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок – это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Предрассудок – сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассудок – это вынесение суждения до всякого выяснения»,- отмечает американский социальный психолог .
Стереотипы формируются под влиянием социальных условий (влияние средств массовой информации и других социальных структур), в результате стремления человека упрощать и схематизировать сложную информацию, превращая ее в более простую и непротиворечивую. Стереотипы могут базироваться на личном опыте и в результате некритичного согласия с суждениями, принятыми в референтной группе. В этом случае стереотип, так же как и установка, мешает адекватному восприятию человека или социальной группы, сообщения или действия людей.
Социальный стереотип имеет следующие характеристики:
— изменчивость, например, бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до второй мировой войны – «не способными к прогрессу азиатами»;
— инертность- «сформировавшись однажды, предрассудок сохраняется преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут сообразовывать свое поведение с этим предрассудком»;
— лаконичность/образность-с помощью стереотипов мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас людях и социальных группах, формируем отношение к другим, ориентируемся среди множества окружающих нас социальных объектов и вырабатываем линию поведения в общении с ними;
-эмоциональность – стереотипы и основанные на них предрассудки обеспечивают чувство социального превосходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности;
— устойчивость — стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению;
— вербализованность — стереотипы передаются людьми друг другу с помощью языка;
В основе процесса стереотипизации лежат следующие механизмы:
— категоризация — организация окружающего мира путем группировки объектов. Если люди, составляющие группу, похожи, то это помогает узнать и саму группу. Например, таможенные инспектора и группы захвата в аэрофлоте представляют собой определенные «профили» индивидуумов с характерной подозрительностью;
— селективное восприятие позволяет выбирать из многообразия случаев только часто повторяющиеся, которые замечаются и запоминаются;
— селективная интерпретация — интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи — предприниматели, богатые люди – жадные, «новые русские» — глупы;
— селективная идентификация и селективное исключение, когда в утверждении соединяется человек и социальная роль, например, «ты выглядишь, как цыган»; ты выглядишь, как аристократ или «он поступает не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя»)
Восприятие социальных объектов стереотипизировано, механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован и остается еще много вопросов о природе и механизмах и последствиях влияния стереотипов на результаты перцепции и взаимодействия индивидов и социальных групп. Однако имеющаяся информация о процессе стереотипизации позволила социальным психологам предложить классификацию стереотипов. Например, по заключенной в стереотипе информации он может быть:
1. позитивным или негативным. Например, кто-либо воспринимается как добрый, храбрый, а другой – как беспринципный, трусливый, неэтичный, лживый, враждебный;
2.точным или неточным (ложным). Социальный стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя межличностное взаимодействие.
3. верным, истинным либо ложным. В случае восприятия социальной группы может возникнуть рассогласованность между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом. Поскольку стереотип формируется без учета индивидуальных различий членов группы, то он никогда не бывает полностью истинным. Например, говорить о том, что все представители какой – либо нации жестокие, агрессивные, глупые, добрые и т.д. Однако стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они в любом случае в некоторой в некоторой степени отражают характеристики личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы;
4. смешанным. Например, стереотип — немцы дисциплинированы, но жестоки.
Социальные стереотипы выполняют ряд функций.
1) когнитивную — схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия;
2) ценностно-защитную — создания и сохранения положительного “Я — образа”;
3) идеологическую — формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы;
4) идентифицирующую — создания и сохранения положительного группового «Мы — образа».
В структуре стереотипа, как социально-психологического явления, можно выделить 4 компонента: когнитивный или рациональный — в виде оценочных суждений; эмоциональный или аффективный содержит чувства, которые вызывает к себе воспринимаемое объект; образный в виде обобщенного наглядного представления воспринимаемого явления и поведенческий — как программу действий относительно воспринимаемого объекта.
Процессы ассимиляции — IResearchNet
Психология > Социальная психология > Социальное познание > Процессы ассимиляции
Многие психологические термины имеют значения, аналогичные тому, как эти термины используются в повседневном языке. Так обстоит дело с ассимиляцией, которую простой старый английский словарь определяет как поглощение, переваривание и интеграцию (обычно в культуру), делая разрозненные люди/предметы похожими. Его использование в социальной психологии (в отдельных предметных областях) аналогично; ассимиляция означает, что, когда человек наблюдает и интерпретирует других людей, группы других людей или даже самого себя, наблюдает множество вещей, и один из этих наблюдаемых объектов будет притягивать к себе или поглощать другие, тем самым формируя и формируя смысл остальных.
Термин впервые был использован в социальной психологии Фрицем Хайдером в 1944 году при описании межличностного восприятия. При оценке поведения человека (попытке интерпретировать то, что человек наблюдал за действиями человека), большое значение имеет знание личности этого человека. Личность окрашивает интерпретацию поведения этого человека (так что она поглощается ею). Например, когда вы наблюдаете, как человек прорывается вперед в очереди, вы можете описать это поведение как «грубое», если вы знаете, что этот человек грубый тип, и как «эффективное», если вы знаете, что этот человек вечно опаздывает. . Один и тот же поступок имеет два разных значения, когда он ассимилирован двумя разными чертами личности. Точно так же ассимиляция может происходить в обратном направлении, когда пытаются сделать вывод о личности человека на основе наблюдаемого поведения. Поведение сильно направляет вывод о том, на что похож этот человек. Жестокий поступок ассимилирует вывод о том, что человек также жесток. Впечатления от людей уподобляются их действиям.
Исследования, проведенные за последние 30 лет, показали, что ассимилироваться может не только известная черта характера. Действительно, любая черта, с которой человек недавно столкнулся, может сформировать то, как он или она видит человека. Увидев, как человек ведет себя грубо по отношению к собаке, когда вы идете в магазин, вы можете на мгновение вызвать или активировать понятие «зло» в вашем уме, даже если вы даже не осознаете это сознательно. После запуска он теперь имеет возможность ассимилировать любое релевантное новое поведение, которое вы наблюдаете. Таким образом, войдя в магазин, следующий человек, которого вы встретите, может показаться вам подлым, если он или она ведет себя даже умеренно недружелюбно. Что важно в акте ассимиляции здесь, так это то, что (а) вы никогда бы не сделали вывод, что человек недружелюбен, если бы «подлость» не сработала раньше, и (б) это происходит без вашего осознания того, что оно оказывает влияние или что вы даже думали о качестве «среднем». Важно отметить, что именно так работают стереотипы. Обнаружение членства человека в группе (например, «женщина») вызовет стереотипы (например, что женщины эмоциональны), даже если вы этого не знаете. Затем это может привести к тому, что вы ассимилируете поведение этого человека с этой чертой, так что женщина на самом деле будет восприниматься вами как эмоциональная, даже если она не предоставила никаких реальных доказательств. Ассимиляция предоставляет людям доказательства, впитывая поведение и окрашивая то, как оно видится.
Термин «ассимиляция» имеет аналогичные значения вне человеческого восприятия. В литературе по установкам он описывает процесс, посредством которого люди используют свои собственные существующие установки в качестве стандарта, по которому оценивается новая информация. Если новая информация кажется достаточно близкой к установочному стандарту (т. е. попадает в пределы того, что называется широтой принятия), то новый объект получает оценку, связанную с установкой (оценка нового предмета уподобляется уже имеющейся оценке). существующие для стандарта). Например, если вы благосклонно относитесь к вторичной переработке (стандарту), а затем слышите новостной репортаж о вторичной переработке, который, по вашему мнению, достаточно близок к вашему мнению (т. продвигать взгляды, схожие с вашими, и вам это понравится. Важно отметить, что если бы у вас не было первоначальных взглядов (стандарта), которые давали бы сильную оценку утилизации, то то же самое сообщение не было бы столь убедительным или интерпретировалось бы как положительное. Новое сообщение окрашено существующим отношением.
Также показано, что ассимиляция происходит при определении самоощущения. Идентичность частично определяется качествами групп, к которым человек принадлежит, при этом идентичность тяготеет к тем чертам, которые отождествляются с желаемыми внутренними группами. Согласно теории оптимальной самобытности Мэрилин Брюэр, идентичность постоянно пытается сбалансировать две потребности человека — потребность ассимилировать идентичность с желаемыми другими (и быть как можно более похожими на ценных членов групп, к которым он принадлежит) и потребность дифференцироваться. и иметь четкое представление о себе. Таким образом, идентичность отчасти представляет собой процесс ассимиляции ощущения себя желаемыми и ценными другими.
Ссылки:
- Барг, Дж. А. (1992). Имеет ли подсознательное значение для социальной психологии? Осознание стимула против осознания его влияния. В RF Bornstein & TS Pittman (Eds.), Восприятие без осознания. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Дивайн, П.Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии, 56, 5-18.
- Герр, П. М., Шерман, С. Дж., и Фацио, Р. Х. (1983). О последствиях прайминга: Ассимиляционные и контрастные эффекты. Журнал экспериментальной социальной психологии, 19, 323-340.
- Хиггинс, И. Т. (1996). Активация знаний: доступность, применимость и значимость. В Э. Т. Хиггинс и А. В. Круглански (ред.), Социальная психология: Справочник по основным принципам (стр. 133–168). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
← Эвристика привязки и корректировки Ассоциативные сети →
PostcolDefs
Вам следует прочитать следующие определения, чтобы понять некоторые основные идеи, связанные с постколониальной литературой:
колониализм: Империалистическая экспансия Европы в остальной мир в течение последних четырехсот лет, когда господствующая империя или центр поддерживал отношения контроля и влияния над своими окраинами или колониями. Эти отношения имели тенденцию распространяться на социальную, педагогическую, экономическую, политическую и широко культурно обменивается часто с иерархическим классом европейских поселенцев и местными, образованный (уплотняющий) элитный класс, образующий прослойки между европейской «матерью» нация и различные коренные народы, которые находились под контролем. Такая система несла внутри него присущи представления о расовой неполноценности и экзотической инаковости.
постколониализм: в широком смысле изучение последствий колониализм в культурах и обществах. Он касается как того, как европейские нации завоевали и контролировали культуры «третьего мира», и как эти группы с тех пор реагировал на эти посягательства и противостоял им. Постколониализм как совокупность теорий и исследование политических и культурных изменений прошло и продолжает проходить через три широкие сцены:
- первоначальное осознание социальных, психологических и культурных неполноценность, навязанная пребыванием в колонизированном государстве
- борьба за этническую, культурную и политическую автономию
- растущее осознание культурного совпадения и гибридности
амбивалентность: неоднозначный способ, которым колонизатор и колонизированные относятся друг к другу. Колонизатор часто рассматривает колонизируемых как низший, но экзотически другой, в то время как колонизированный считает колонизатора завидным еще и коррумпированный. В контексте гибридности это часто вызывает смешанное чувство благословение и проклятие.
инаковость: «состояние другого или другого»; политический, культурный, лингвистический или религиозный другой. Изучение способов, которыми одна группа отличает себя от других.
колониальное образование: процесс, посредством которого власть ассимилирует либо подчиненную туземную элиту, либо большую часть населения своим способом думать и видеть мир.
диаспора: добровольное или вынужденное переселение народов из свои родные края. Литература диаспоры часто затрагивает вопросы сохранение или изменение идентичности, языка и культуры, находясь в другой культуре или страна.
эссенциализм: сущность или «что» что-нибудь. В контексте расы, этнической принадлежности или культуры эссенциализм предполагает практика различных групп, решающих, что является и не является конкретной идентичностью. Как На практике эссенциализм часто игнорирует различия внутри групп, чтобы сохранить статус-кво или получить власть. Эссенциалистские утверждения могут быть использованы колонизирующей державой но и колонизированными как способ сопротивления тому, что о них говорят.
этническая принадлежность: сочетание признаков, принадлежащих групповые общие ценности, убеждения, нормы, вкусы, поведение, опыт, воспоминания и лояльности. Часто тесно связаны с личностью человека.
экзотика: процесс осуществления культурной практики стимулирующим и захватывающим в своем отличии от обычного перспектива. По иронии судьбы, по мере того как европейские группы обучали местные, коренные культуры, школьники часто начинали воспринимать свой родной образ жизни, растения и животных как экзотические и европейские аналоги как «нормальные» или «типичные».
гегемония: способность правящего класса убеждать других классов, что их интересы являются интересами всех, часто не только посредством экономический и политический контроль, но более тонко через контроль образования и средств массовой информации.
гибридность: новые транскультурные формы, возникающие из межкультурный обмен. Гибридность может быть социальной, политической, языковой, религиозной и т.д. Это не обязательно мирная смесь, поскольку она может быть спорной и разрушительной по своему характеру. опыт. Обратите внимание на два связанных определения:
катализ: (конкретно Новый Свет) опыт нескольких этнические группы, часто взаимодействующие и смешивающиеся друг с другом в конфликтной среде это уступает место новым формам идентичности и опыта.
креолизация: общества, возникающие в результате смешения этнических и расовое смешение для формирования нового материального, психологического и духовного самоопределения.
идентичность: способ, которым человек и/или группа определяют сам. Идентичность важна для самооценки, социальных нравов и национального понимания. Он часто включает в себя как эссенциализм, так и иное.
идеология: «система ценностей, верования или идеи, разделяемые какой-либо социальной группой и часто принимаемые как должное как естественные или истинно по своей сути» (Бордвелл и Томпсон 494)
язык: В контексте колониализма и постколониализма, язык часто становился местом как для колонизации, так и для сопротивления. В частности, часто выступает за возврат к исходному языку коренных народов, поскольку этот язык был подавлен колониальными войсками. Использование европейских языков вызывает много споров. проблема среди постколониальных авторов.
отмена: отказ от использования языка колонизатора правильным или стандартным способом.
присвоение: «процесс, с помощью которого язык «выдерживает бремя собственного культурного опыта».
магический реализм: адаптация западных реалистических методов литературе в описании воображаемой жизни коренных культур, которые переживают мифические, магические и сверхъестественные, явно отличающиеся от западных. А сплетая вместе элементы, которые мы склонны ассоциировать с европейским реализмом, и элементы, которые мы ассоциироваться со сказочным, где эти два мира претерпевают «близость или близость». сливаются.»
отображение: отображение глобального пространства в контексте колониализм был столь же предписывающим, сколь и описательным. Карты использовались для помощи в процессе агрессии, а также использовались для установления претензий. Карты претендует на границы нации, например.
метанарратив: («великие нарративы», «мастер нарративы») — большая культурная история, которая стремится объяснить в своих границах все небольшие, местные рассказы. Метанарратив претендует на то, чтобы быть большой истиной относительно Мир и то, как он работает. Некоторые утверждают, что все метанарративы по своей сути угнетающими, потому что они решают, разрешены ли другие нарративы или нет.
мимикрия: средства, с помощью которых колонизированные адаптируют культуру (язык, образование, одежда и т. д.) колонизатора, но всегда в процессе изменения это важными способами. Такой подход всегда содержит его в амбивалентности гибридность.
нация/национальное государство: объединение людей, организованное единое правительство. Национальный интерес связан как с борьбой за независимость этническая и культурная идентичность и, по иронии судьбы, противоположная вера в универсальные права, часто многокультурный, основанный на геоэкономических интересах. Таким образом, движение за нац. независимость так же часто ассоциируется с регионом, как и с этнической принадлежностью или культурой, и эти двое часто расходятся во мнениях, когда формируются новые нации.
ориентализм: процесс (с конца XVIII века до настоящее), посредством которого «Восток» был сконструирован как экзотическое иное, Европейские исследования и культура. Ориентализм — это не столько истинное изучение других культур, сколько это широкое западное обобщение восточных, исламских и/или азиатских культур, имеет тенденцию размывать и игнорировать их существенные различия.
прочие: социальные и/или психологические способы, которыми человек группа исключает или маргинализирует другую группу. Объявив кого-то «Другим», люди склонны подчеркивать то, что делает их непохожими или противоположными другим, и это переносится на то, как они представляют других, особенно через стереотипные образы.
раса: деление и классификация человека по физическим и биологическим характеристикам. Раса часто используется различные группы, чтобы либо сохранить власть, либо подчеркнуть солидарность.