18. Психические образования
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.
Начальные умения — это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.
Простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания.
В основе любого навыка лежи выработки и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.
Сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.
Сложные умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
В личности выделяется, прежде всего, её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1. Содержаниям мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отряжающих противоположные интересы различных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.
5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.
Б.
Психические процессы и психические образования. Бытие и сознаниеБ. Психические процессы и психические образования
В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т. д.[269] Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности; с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ. Будучи продуктом, результатом психической деятельности, образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности. Образ, следовательно, двояко, двусторонне включается в психическую деятельность.
Всякий эмоциональный процесс, т. е. процесс, в котором его эмоциональный эффект – изменение эмоционального состояния человека – является главным психологическим эффектом, тоже оформляется в виде некоего образования – эмоции, чувства. И эти образования, как и образы предмета, не существуют вне, помимо тех процессов, в которых они формируются.
Изучать психические процессы, психическую деятельность – значит тем самым изучать формирование соответствующих образований. Безотносительно к образованию, которое формируется в процессе, нельзя, собственно, очертить и самый процесс, определить его в специфическом отличии от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т. д.) – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении.
Через свое результативное выражение, через свои продукты психическая деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью, с теми областями знания, которые ее отражают. Через свои продукты – понятия – мыслительная деятельность переходит в сферу логики, математики и т. д. Поэтому превращение продуктов мыслительной деятельности, например понятий, их усвоения – в основной предмет психологического исследования грозит привести к утрате его специфики.
Концентрация психологического исследования на продуктах мыслительной деятельности, взятых обособленно от нее, – это и есть тот «механизм», посредством которого сплошь и рядом осуществляется соскальзывание психологического исследования в чуждый ему план методически геометрических, арифметических и т. п. рассуждений. В психологическом исследовании психические образования – продукты психических процессов – должны быть взяты именно в качестве таковых. Изучение психической деятельности, процесса, в закономерностях его протекания всегда должно оставаться в психологическом исследовании основным и определяющим.
Всякий психический процесс есть отражение, образ вещей и явлений мира, знание о них, но взятые в своей конкретной целостности психические процессы имеют не только этот познавательный аспект. Вещи и люди, нас окружающие, явления действительности, события, происходящие в мире, так или иначе затрагивают потребности и интересы отражающего их субъекта. Поэтому психические процессы, взятые в их конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и «аффективные» [[271], эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности. Подлинной конкретной «единицей» психического (сознания) является целостный акт отражения объекта субъектом. Это образование сложное по своему составу; оно всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного» (в вышеуказанном смысле), из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего. Подлинно жизненной наукой психология может быть, только когда она сумеет, не исключая и аналитического изучения ощущений, чувств и т. п., психологически анализировать жизненные явления, оперируя такими нефункциональными «единицами» психического. Только таким образом можно, в частности, построить подлинно жизненное учение о мотивации, составляющее основное ядро психологии личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
[б) Смешение у Рикардо процесса образования рыночной стоимости внутри одной и той же сферы производства и процесса образования цены издержек в различных сферах производства]
[б) Смешение у Рикардо процесса образования рыночной стоимости внутри одной и той же сферы производства и процесса образования цены издержек в различных сферах производства] Для построения своей теории ренты Рикардо нуждается, между тем, в двух положениях, которые
К. Штумпф . Явления и психические функции
К. Штумпф. Явления и психические функции Гносеологическая оценка чувственных явлений подвергалась в новейшей философии своеобразным изменениям. Для рационалистов до школы Вольфа чувственные качества представляют нечто в самом себе неясное, и потому недействительное.
Бесоодержимость и психические болезни: чем они различаются?
Бесоодержимость и психические болезни: чем они различаются? Библия многократно говорит о силах зла — о дьяволе, сатане, злых духах, падших ангелах и бесах, как о реальных существах. Иисус Христос много раз исцелял людей, изгоняя из них бесов. Но наше маловерное время
Глава 27. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ
Глава 27. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ Чтобы понять то, что мы только что сказали о «шаманизме» и какова та основная причина, по которой мы высказали здесь это суждение, надо отметить, что эти следы, сохранившиеся от вырожденной традиции, высшая или «духовная» часть которой исчезла,
5. Чакры, или психические центры человека
5. Чакры, или психические центры человека В эфирном теле, которое является своеобразным энергетическим полем человека, имеется ряд центров, или узлов, где энергия концентрируется в гораздо большей степени, чем на остальных участках тела. Узлами они названы потому, что в
Глава XXI. ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ «СИЛЫ»
Глава XXI. ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ «СИЛЫ» Чтобы покончить с магией и тому подобными вещами, мы должны также обратиться к другому вопросу — о так называемых психических «силах»; последний, в свою очередь, приводит нас прямо к тому, что касается инициации или, скорее,
5.2.4. Психические отклонения
5.2.4. Психические отклонения Следующим видом девиации являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, атрофия человеческого
Глава XXI. Так называемые психические «силы»
Глава XXI. Так называемые психические «силы» Чтобы покончить с магией и тому подобными вещами, мы должны также обратиться к другому вопросу — о так называемых психических «силах»; последний, в свою очередь, приводит нас прямо к тому, что касается инициации или, скорее,
1.
11. Кризис и будущее американской системы образования. (Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990 гг.): методология и результаты.М., 1995)1.11. Кризис и будущее американской системы образования. (Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990 гг.): методология и результаты.М., 1995) В обзорной информации изложены результаты работы Национальной комиссии США по достижению совершенства в
5.2. Психические и магнетические методы
5.2. Психические и магнетические методы В психических методах (названия методов «механические», «психические», «магнетические» условные, так как четкую грань между методами трудно обозначить) объектами концентрации внимания гипнотизируемого являются голос гипнотизера
4. ПРОЦЕССЫ
4. ПРОЦЕССЫ Первые два процесса – это процессы из серии «Надень на себя свое тело». Они направлены на восстановление общения ИО со всем телом.4.1. Почувствуй прикосновениеТеория: Каждая конкретная психосоматическая болезнь происходит от неудачи в налаживании общения с
В. Психические процессы и регуляция деятельности
В. Психические процессы и регуляция деятельности Всякий психический процесс включен во взаимодействие человека с миром и служит для регуляции его деятельности, его поведения[272]. Представление о регулятор ной функции психического необходимо связать с рефлекторным
Психические кривые
Психические кривые Кривизна имеет решающее значение для нашей Вселенной и для физики. Подобно другим принципам физики, она не только служит мерой того, что происходит в геометрии и в пространстве-времени, но и связана с нашими глубочайшими переживаниями. В главе 11 об
Что такое духовное формирование? | Портлендская семинария
Мы переживаем Бога как воплощенных людей. Этот опыт включает в себя наш разум, то, что мы знаем, а также наши эмоции, волю, личность и тело. Бог хочет изменить всех нас. Мы верим, что для того, чтобы быть сформированными Святым Духом таким образом, требуется как участие, так и преднамеренность. Вот почему мы продуманно создали пространства, практики и курсы — независимо от того, какую программу вы проводите с нами, — которые приглашают вас в путешествие духовного становления в сообществе.
Что такое духовное формирование?
Христианское духовное формирование – это процесс уподобления образу Иисуса Христа во славу Божию и ради других (2 Коринфянам 3:17-18).
В центре духовного формирования находится Святой Дух , который направляет продолжающееся путешествие к единению с Богом.
Ответ на отправку. Формирование — это органический, продолжающийся всю жизнь и целостный процесс, включающий правильное мышление (ортодоксию), правильное поведение (ортопраксию) и правильные чувства (ортопатию) отдельных людей и сообществ.
Определения терминов
Вы, вероятно, слышали такие термины, как «духовное руководство», «ученичество» и «духовное формирование», которые используются в разговоре, упоминаются на веб-сайте или произносятся с кафедры. Но что именно эти вещи означают?
Вот общий обзор того, как мы в Портлендской семинарии их определяем:
- Духовное руководство — это отношения между человеком, ищущим жизнь, более подобную Христу, и другим, кто служит слушателем в путешествии углубляются в свои отношения с Богом. Спутник души обучается как духовный наставник.
- Духовное формирование фокусируется на углублении отношений с Богом.
- Ученичество фокусируется на созревании веры в контексте конкретных убеждений и ценностей религиозного сообщества. Ученики – это уважаемые и духовно зрелые наставники и лидеры религиозной общины.
- Пастырское консультирование фокусируется на отношениях и эмоциональной зрелости человека и/или семейной группы. Обычно это вызвано кризисом. Пастырские советники обучены и сертифицированы.
Как узнать, прохожу ли я духовную формацию
?
Отличный вопрос! Мы верим, что Дух, написанное Слово и живущий внутри Христос помогают нам испытать «воду живую», которая течет из самого сокровенного нашего существа (Иоанн 7:37-38), исходящая из глубин нашей идентичности и наших сообществ. .
Духовные дисциплины — это инструменты и пути духовного формирования. Такие практики, как хождение по лабиринту, созерцательная молитва и Lectio Divina — традиционная монашеская практика чтения священных писаний, медитации и молитвы — хороши, но они не обязательно приводят к формированию. Только Дух может привести к духовному формированию, и наше приглашение — согласиться на путешествие.
В Портлендской семинарии мы восприимчивы к формирующей работе Духа в нас, признавая при этом, что формирование лучше всего происходит в различных сообществах. Духовные наставники, наставники, пасторы и духовные друзья обеспечивают важные отношения для размышлений, общения, а иногда и руководства.
В конечном счете, лучшим подарком от этих особых отношений является то, что они глубоко слушают нас и от нашего имени с Духом.
Духовное формирование в Портлендской семинарии
Мы стремимся к вашему духовному формированию, потому что мы верим, что церкви и миру лучше служат женщины и мужчины, у которых восприимчивое сердце и которые верно реагируют на работу Духа в их жизни.
Воспитания ума недостаточно. Как воплощенные личности с разумом, волей, личностью и эмоциями, Бог хочет преобразить всех нас.
Мы путешествуем вместе по этим дорогам:
- В каждый курс, который мы предлагаем, встроены компоненты духовного формирования.
- Курсы, ориентированные конкретно на духовное формирование, имеют продолжительность в один кредит, что позволяет включать один курс духовного формирования в семестр в вашу программу получения степени.
- На курсах духовной формации вы получаете академическое содержание, формирующий опыт, ответственность в малых группах и общение.
- Мы предлагаем традиционные курсы духовного становления, такие как те, которые сосредоточены на молитве и духовной жизни, а также специальные курсы, чтобы дать вам различные пути для роста.
смотреть видео
Духовная формация Закрыть
Программы духовного образования
Независимо от того, приходите ли вы в Портлендскую семинарию для получения степени магистра, доктора или просто для того, чтобы укрепить свою веру, мы предлагаем ряд программ, разработанных для того, чтобы помочь вам углубить свое стремление к духовному формированию.
- Сертификат духовного формирования
- Магистр искусств в области духовного образования
- Специализация «Духовное формирование и ученичество» предлагается с Мастером богословия
- Доктор Министерства Лидерства и Духовного Формирования
Курсы с акцентом на духовное формирование
Кто вы? Как вы относитесь к Богу и как Дух действует в вашей жизни? Как вы вовлекаете, подобно Христу, окружающих вас людей?
Довольно глубокие вопросы. Но это те вопросы, которые мы любим решать! И это те вопросы, которые мы обсуждаем на наших занятиях, которые имеют сильный компонент духовного формирования. Среди них:
- Личность и предназначение во Христе
- Сообщество и принадлежность к жизни Бога
- Молитва и практика в созерцательной жизни
- Слушание и духовное различение
- Сакраментальные пути: ритуал, тайна и красота
- Духовное лидерство для жизни и сообщества
- Христианский мистицизм на каждый день
- Стать духовным наставником I и II
Хотите стать духовным наставником?
Если вы призваны стать духовным наставником, мы предлагаем обучение духовному руководству в рамках сертификата и в рамках этих степеней магистра:
- Сертификат для духовных наставников
- Мастер богословия (MDiv)
- Магистр искусств в области лидерства и культуры (MALC)
- Магистр духовного образования (MASF)
Вопрос, который вы должны задать другим семинариям, которые вы изучаете:
Каким образом вы вплетаете духовное образование в свои программы?
Примечание. Части этой страницы взяты из статьи , написанной исполнительным деканом Портлендской семинарии Мэри-Кейт Морс .
Ремонт | Духовная формация
Все мы духовные существа. У нас есть физические тела, но нашей жизнью в значительной степени управляет невидимая часть нас самих. В нас есть нематериальный центр, который формирует то, как мы видим мир и самих себя, направляет выбор, который мы делаем, и направляет наши действия. Наш дух — самая важная часть того, кто мы есть. И все же мы редко уделяем время развитию нашей внутренней жизни. Вот что такое Духовное Формирование.
Духовное формирование — это процесс, но это также путешествие, в котором мы открываем наши сердца для более глубокой связи с Богом. Мы не являемся сторонними наблюдателями в нашей духовной жизни, мы являемся активными участниками с Богом, Который всегда приглашает нас к отношениям с Ним.
Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Мы в Renovare верим, что такая жизнь с избытком возможна здесь и сейчас, потому что Иисус показал нам путь к ней. Когда мы принимаем жизнь Иисуса — становимся похожими на него — мы испытываем богатство жизни и веру, которые действительно обновляются день ото дня (Кол. 3:10).
Почему важно духовное формирование?
Близость с Богом дает нам истинную свободу и полноту (Ин. 8:36, Кол. 2:9).– 10). Тем не менее, многие люди, включая христиан, обнаруживают, что их жизнь не соответствует той жизни, которую обещал и провозглашал Иисус. Если Бог присутствует с нами, почему в нашей жизни так мало радости, силы, энергии и покоя?
Мы продолжаем пытаться: обрести счастье, познать Бога, заполнить пустоту. И в этом проблема. Попытки просто утомляют нас, отвлекают нас от того, что важно, и обескураживают нас, когда мы терпят неудачу.
Мы вечные существа, но потеряли из виду вечную жизнь. Мы тратим время, энергию и деньги на наши физические потребности, но пренебрегаем душой. Наши неуместные усилия заставляют нас чувствовать себя бессильными и оторванными от Бога.
Бог не хотел этого. Мы предназначены для того, чтобы отношения с Богом и другими людьми были динамичными, целостными и свежими каждый день (Иоанна 17:24, 2 Коринфянам 4:16) — отношения, которые выходят за рамки церковных служб и затрагивают все аспекты нашей жизни.
Духовная формация помогает нам восстановить наши отношения с Богом такими, какими они должны были быть. Это не попытка — это тренировка вечной жизни, решительное ученичество Иисуса Христа и то, как мы открываем возобновляемый источник духовной энергии, который мы искали (2 Кор. 4:16).
Что Библия говорит о духовном становлении
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2, 4:17, 10:7). Это призыв к нам пересмотреть свой подход к жизни в свете того факта, что сейчас, в присутствии Иисуса, у нас есть возможность жить в окружающих движениях вечных целей Бога, принять нашу жизнь в его жизнь.
— Даллас Уиллард
В Библии много говорится о духовном формировании. Ниже приведены лишь несколько отрывков, которые побуждают нас к духовному обновлению. Если вы хотите узнать больше, Renovare’s Библия «Жизнь с Богом» представляет всесторонний взгляд на духовное формирование в Священных Писаниях, включая указатель отрывков, освещающих 18 различных духовных дисциплин, встречающихся в Библии.
2 Коринфянам 3:18
И мы, все с открытыми лицами отражающие славу Господню, преображаемся в Его подобие с непрестанно возрастающей славой, которая исходит от Господа, Который есть Дух.
2 Коринфянам 4:16
Поэтому не унываем. Хотя внешне мы и тлеем, но внутренне со дня на день обновляемся.
Ефесянам 4:20 – 24
Но это не то, что вы узнали о Христе. Поскольку вы услышали об Иисусе и познали истину, которая исходит от Него, отбросьте свою ветхую греховную природу и прежний образ жизни… Вместо этого позвольте Духу обновить ваши мысли и отношения. Облекитесь в свою новую природу, созданную, чтобы быть подобными Богу – истинно праведными и святыми.
1 Тимофею 4:7 – 8
… научитесь быть благочестивым. Ибо телесное воспитание имеет некоторую ценность, но благочестие ценно для всего, давая обетование и для настоящей жизни, и для жизни грядущей.
Колоссянам 3:10 – 11
Каждый из вас теперь новый человек. Вы все больше и больше уподобляетесь своему Творцу и лучше его понимаете.