Складка времени – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Мы продолжаем публикацию книги Андрея Курпатова «Складка времени». Это лонгрид о том, почему наше самосознание, мышление и желание оказались в тупике. И есть ли из него выход…
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Часть 5
Психическая симультанность
Андрей Курпатов
Что это было тогда – двухгодичное помутнение сознания, или, может быть, трудности адаптации юного субъекта к «тяготам и лишениям воинской службы»? Или все-таки – складка?.. Прежде чем ответить на этот вопрос – согласиться или отвергнуть идею «складки» (как таковую), необходимо обосновать саму возможность (хотя бы теоретическую) данного психо-экзистенциального феномена. Физики, как мы помним, не против физической «складки времени», но что скажут психологи – возможна ли складка субъективного, психологического, то есть, нашего с вами фактического времени?
Забавно, но на вопрос о потенциальной возможности
Тут надо заметить, что классические, так сказать, психологи-теоретики куда больше походят на филологов, нежели на физиков. Если для физиков язык – обуза (физики хорошо это понимают и всячески его – язык – обманывают), то для филолога он – мать родна (он их хлеб, понять можно). Но психологи… Психолог-гуманитарий – он как блаженный, и чем-то очень напоминает ветхозаветного Адама, который блуждает по бескрайним просторам Эдема и нарекает имена всему, что попадается ему на глаза.
Наивно и крайне опрометчиво… Следуя этой немудреной технологии, психологи, например, открыли (нарекли) – «внимание», «восприятие», «рефлекс», «ощущение», «инстинкт», «память», «желание», «воля», «эмоции», «чувства», «мышление», «сознание», «речь», «личность»… Но это же не какие-то самостоятельные штуки, разбросанные по разным полочкам нашей черепной коробки (как в той шутке про Васю, который, вот хохма-то, проснется, а голова в тумбочке!), нет – это лишь разные облики, частные проявления единого психического процесса. При всем уважении к психологическому знанию, согласитесь, трудно представить себе «восприятие» без «эмоций», или, например, «память» без «мышления». Но именно такой, как это не странно, – патологоанатомический – способ думать исподволь предлагает нам классическая психология: кишки отдельно, селезенка – отдельно. Вместо системы – куча.Лев Маркович отчетливо понимал несовершенство нашего языка, особенно применительно к исследованиям психики, и неоднократно подчеркивал, что используемое им слово «процесс» («психические процессы») нужно понимать так, как его физики понимают, а не психологи или просто гуманитарии. Действительно, отношение физиков (читай – естественников) к понятиям (концептам) существенно более строгое, нежели у гуманитариев: для последних понятие (концепт) – лишь способ описания реальности, для физиков (естественников) – это механизм ее ухаватывания. И Лев Маркович кое-что-таки ухватил, что, возможно, и позволило ему, в рамках теории «сквозных психических процессов», описать загадочную и парадоксальную топологию психологического времени.
Так что же такое «сквозные психические процессы» Льва Веккера? Лев Маркович, пытаясь обеспечить хоть какую-то структурность психологического знания, скрупулёзно исследовал все психические феномены, могущие претендовать на роль «сквозных», то есть пронизывающих психику человека от самых ее низших слоев (элементарный уровень организации нервной системы) до наивысших (корковые отделы мозга человека). И, как у него водится, то есть, обстоятельно и весьма последовательно, показал, что таковых всего четыре: память, воображение, внимание и речь. Именно они пронизывают и организуют наши эмоции, мысли и волю (это так называемая, «классическая психологическая триада»), именно они являются теми магическими шампурами, на которых держится все здание нашей с вами психической организации. На первый взгляд, эта «неклассическая психологическая тетрада Веккера» выглядит, как минимум, странно. Ну право, все же это какие-то частные вещи… Подумаешь, там – память, воображение, внимание, речь. Что в них такого особенного? Просто какие-то психические процессы, мало их что ли? Так, да не так.
Память – это опыт, а все содержание нашей психики является тем или иным опытом. Воображение – это то же наш психологический опыт, только проецируемой психикой (хоть эмоциями, хоть мыслительными процессами, хоть волей (тем более!)) в будущее. Внимание – это, вообще, обязательное условие работы любой психической системы. Как без него взаимодействовать с внешним миром, да и просто с самим собой? Нет, без внимания тоже никуда. Наконец, речь – это же не просто свойство мышечного органа во рту и отнюдь не только выразитель нашего с вами мышления; речь – это уникальный в своем роде способ собирать в единое целое всю совокупность наших отношений с любым объектом (или явлением).
Только представьте себе, сколько эмоций, мыслей и действий сосредоточено в слове «любовь»… Одно слово, синтезирующее невероятное число самых разнообразных переживаний, мыслей и волевых процессов! Звучит это слово, и нам в миг явлен синтез всей структуры психической организации. Чем не сквозной процесс? В общем, не так уж и проста эта «тетрада» Льва Марковича. Но я не буду вдаваться сейчас в нюансы теории, поскольку в данном контексте нас интересуют лишь те два «сквозных психических процесса», что неразрывно связаны со временем – память и воображение. Впрочем, сразу должен оговориться, что это не совсем те «память» и «воображение», как мы привыкли их понимать, у Веккера это именно процессы…В любом, самом примитивном справочнике по психологии, вы найдете определение памяти, как психической функции, призванной сохранять, накапливать, воспроизводить и забывать информацию (про забывание иногда пишут, иногда нет). И это определение, само по себе, необыкновенно трогательно, но мало чем отличается от простого сотрясания воздуха или милого воркования чукчи из присказки – «что вижу, то пою».
«Я утверждаю, следовательно, – писал еще Иван Михайлович Сеченов в своих знаменитых “Рефлексах головного мозга”, – что со стороны процесса в нервных аппаратах в сущности все равно – видеть перед собою действительно человека или вспоминать о нем. […] При этом часто трудно разобрать, которое из представлений сильнее, на том основании, что вниманию нет возможности фиксироваться на каком-нибудь одном очень долго. […] Итак, повторяю еще раз: между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминанием об этом впечатлении со стороны процесса в сущности нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержимым, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял»[ii].
Иными словами, ни специального хронометра, ни аля-библиотечных каталогов в голове нет – ничего подобного! Но-таки мозг понимает (или какое-то «я» в этом мозге) и безошибочно (психопатологию пока оставим в стороне) отличает одно от другого – прошлое от настоящего, а так же и прошлое с настоящим от будущего, которое, кстати сказать, тоже лишь нервный импульс в том же мозгу. И ведь фундаментально отличает, без дураков! Неслучайно, психопатологическое переживание deja vu (чувство «ранее виденного») вызывает у нас состояние близкое к ужасу – мы впадаем в панику, понимая, что наш мозг начинает путать настоящее с прошлым или, например, прошлое с будущим (jamais vu – когда человек не узнает привычную ему обстановку). Так каким же образом я понимаю, что предыдущую часть текста я уже продумал, а последующую еще нет? Или то, что написанное я уже думал прежде, а это, то, что пишу сейчас, думаю только теперь? Вероятно, эту – излагаемую мною – нелепицу трудно представить, но при этом она вопиет о своей очевидности! И вот именно в этой нелепице и заключена сущность памяти как процесса.
Но бог с ней, с памятью… С воображением, ведь, все еще куда сложнее и драматичнее! Воображение, как феномен, психологами от науки и учеными от психологии, надо сказать, не слишком приветствуется (философию от Августина до Сартра пока тоже оставим в стороне) – мол, какая-то поверхностная ерунда. Но это же вещь поистине фантастическая! Вот все мы привыкли думать, что существует некая таинственная «стрела времени» – летящая, так сказать, из прошлого, через настоящее в будущее. Физики уже показали, что это не так, и вообще течение времени зависит от массы космических объектов, а поэтому существует теоретическая возможность – провести пару лет на какой-нибудь удаленной планете, а потом вернуться на землю, где прошло уже полвека. Такой астронавт увидит своих близких в своем будущем, хотя будет отчетливо воспринимать их в настоящем. Какое же это, с позволения сказать, течение времени? Бардак какой-то, а не течение. Здесь можно возразить, что, мол, время в любом случае текло правильно, просто в разных местах по-разному. Допустим. Но как тогда быть с тем, что я способен
Указывая на этот очевидный (при этом, конечно, совсем неочевидный, если о нем так не думать) парадокс времени, Лев Маркович говорит о том, что с помощью воображения психика «воспроизводит время», используя «парадоксальное сочетание последовательности и одновременности, создавая тем самым возможность обратимых ходов по его оси», что «обеспечивает реальный механизм и фактический ход процессов психического регулирования деятельности»[iii].
Помню, Лев Маркович как-то позвонил мне из Вашингтона, и, так сказать, отчитался: «Андрей Владимирович, с трудом и удовольствием продираюсь через ваш текст…» (такой была его единственная, по сути, рецензия на мою первую монографию – разговор состоялся буквально за две недели до его смерти). Так вот, через тексты Льва Марковича, как вы, наверное, могли заметить, тоже приходится «продираться» (с трудом и, разумеется, удовольствием) – иначе никак, уж слишком они структурированы специфическим терминологическим аппаратом, отмечающим мельчайшие нюансы и особенности предмета исследований. В связи с этим, я решусь отказаться от долгого цитирования Льва Марковича и расскажу о «психологическом времени» максимально просто, без анализа «специфики формирования психического образа на основе сенсорных эффектов», что, в связи с этим, возможно, а что невозможно (именно на эту «специфику», прежде всего, и ссылается Веккер), а так же массы других нюансов.
Итак, представим себе отрезок времени (несколько в ином качестве, нежели мы делали это в начале): слева – прошлое, справа – будущее, а точка посередине – настоящее. Вспоминая, что вчера вы ходили, например, в оперу, вы движетесь от точки «настоящее» в прошлое (налево по нашему отрезку). Рассказывая товарищу о том, какое она произвела на вас впечатление, вы движетесь из прошлого к точке «настоящее» (направо, к центру). Представляя (воображая), как вы пойдете на следующий концерт, вы движетесь уже от точки «настоящее» в будущее (направо по отрезку), а покупая сейчас билет на этот будущий концерт, вы уже движетесь от будущего к точке «настоящее» (то есть, на сей раз, справа налево к центру). Таким образом, заключает Лев Маркович, наша психика использует четыре вектора времени – из настоящего в прошлое (1), из прошлого в настоящее (2), из настоящего в будущее (3), из будущего в настоящее (4). А это значит, что все время – помните, то самое мое «все время» – находится в нашей психике одновременно и сразу (хотя и последовательно). Для описания этой парадоксальной ситуации – одновременно, слеш последовательно – используется слово «симультанность»[1]. И Лев Маркович Веккер убедительно показывает, что никакая регуляция нашей с вами деятельности без этой, обеспеченной работой памяти и воображения симультанности, невозможна.
И все-таки не удержусь, вот небольшая цитата: «Базирующаяся на обратимости психического времени форма воображения, без которой реальное регулирование хода деятельности невозможно, представляет собой аналог оперативной памяти, который естественно назвать оперативным воображением. Последнее не совпадает с теми формами когнитивного и эмоционального воображения, которые не включены в реальное регулирование и тем самым могут не носить характера фактически функционирующих программ, реализация которых требует обратимого движения по оси психического времени. Актуальное же функционирование образов воображения именно в качестве программ деятельности сопряжено, по-видимому, именно с формой оперативного воображения. Последнее связано не с абстрактно-логическим интеллектуальным отображением времени путем соответствующих умозаключений о временной последовательности событий, а с исходными формами психического времени, непосредственно воспроизводящими его течение от прошлого через настоящее к будущему» [iv]. Продрались? Неподготовленный читатель может облегченно выдохнуть…
Что здесь важно? Развертка времени внутри нашей головушки – это не просто «игра ума»: мол, мы подумали, что нам надо что-то себе представить (хоть из «прошлого», хоть из «будущего»), и представили («продуктивное воображение», © Иммануил Кант). Нет, это процесс почти физиологический, оно само пред-ставляется («репродуктивное воображение», © Иммануил Кант). Само по себе, само собой! Любое движение нашей мысли автоматически сопровождается созданием психикой времени – туда-сюда-обратно, словно бы внутри нас живет самый настоящий Хронос. Так можно ли себе представить, что движения нашей мысли таковы, что время разворачивается, а точнее сворачивается в складку? Вполне, если, конечно, мы поймем, что это за движения нашей мысли такие, которые влекут не развернутое, а сложенное время.
[1] Симультанностью в средние века называлась одновременная установка на сценической площадке декораций всех мест действия, необходимых для данной пьесы (много позже футуристы говорили о симультанности, изображая на картине одновременно несколько фаз одного движения, разрезая фигуры острыми углами на части). В данном случае речь идет о специфической работе нашего психического аппарата, для которого «все время» существует одновременно (ну и последовательно, конечно).
[i] Кандель Э. В поисках памяти: Возникновение новой науки о человеческой психике / Пер. с англ. П.Петров. – М.: Астрель: CORPUS, 2012. – 736 с.
[ii] Сеченов И.М. Элементы мысли. – М.: Книжный Клуб Книговек, СПб.: Северо-Запад, 2011. С.90-91
[iii] Веккер Л.В. Психические процессы. Том 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. – Л.: Издательство ЛГУ, — 1981. С.271
[iv] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. С.585-586
Общая характеристика психических процессов. Их отличие от состояний и свойств. Виды психических процессов. / Шпаргалки
Все шпаргалки / Юридическая психология /
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла. Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания). Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности. Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности. Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты,— так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального. Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом. Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности. Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными — такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфические особенности различных психических функций и процессов. 1. Общее понятие об ощущениях Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром. Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства. В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение — это канал чувственной связи организма с действительностью. Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологичес- ких механизмов — анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus — чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью. 2. Восприятие Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение. Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки. Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды. Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). 3. Процесс мышления Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире. Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки. Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся связей. 4. Воображение Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение — специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека. Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности. Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения. Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности. 5. Понятие памяти и ее классификация Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал C. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности — в ощущениях, процессы памяти — в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах — образы восприятия, представления и т. п.,— составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Что такое психология? Определение и этапы
Содержание страницы
Что такое психология?
Сегодня психология — это наука о поведении и психических процессах. Это помогает нам понять наше поведение и умственные процессы, а также другие процессы, состоящие из того, как мы и они думаем, чувствуем, действуем и реагируем.
Психологически здоровый человек может лучше думать, лучше чувствовать и лучше жить. Мы живем в социальной среде, необходимо понимать психические процессы и поведение людей, чтобы жить с ними хорошо.
Мы, люди, отличаемся друг от друга не только своими физическими характеристиками, такими как рост, вес, внешний вид и т. д., но и психологическими характеристиками. Чтобы жить хорошо, мы должны знать, как лучше управлять собой, контролировать свои эмоции и забывать нежелательные и нежелательные переживания. Мы живем в окружающей среде и сами интересуемся миром. Изучение психологии помогает нам понять тонкости и прелести того, что мы называем человеческой природой.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос ищет психология. «Эдвин Боринг, 19 лет.39”.
Кто такие психологи? Существует много ложных представлений о психологии и психологах. Одним из таких ложных представлений является вера в то, что психологи «читают мысли», подобно астрологам, которые предсказывают удачу и могут оценить характер с первого взгляда. Еще одно заблуждение состоит в том, что они являются авторитетами мысленной телепатии или гадания. Глубина познания в психологии определенно расширяет это понимание.
Дать определение психологии непросто из-за ее широкого охвата, широкого круга интересов и философских различий между ее практиками. Психика и наука объединяются, чтобы сформировать психологию. Сегодня это определяется как наука о поведении и психических процессах.
Слово «психология» произошло от двух греческих слов «психея» и «логос». Психея означает «Душа», а Логос означает «Дискурс». Таким образом, буквально происходит изучение души.
Стадии психологии
Прежде чем прийти к сегодняшнему определению психологии, сформировалось много школ, возникло много споров и сомнений. Многие известные философы и психологи определяли его по-разному. Все эти этапы подразделяются на четыре этапа:
- Философский этап
- Структурная стадия
- Стадия бихевиоризма
- Современное определение
Философская стадия (Душа/Разум)
Это ранняя стадия. Древнегреческий натуралист и философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) использовал термин «психика» для обозначения сущности жизни. Аристотель был известным первооткрывателем различных компонентов психологии, таких как обучение, мотивация, эмоции, память, восприятие и личность. Вклад Платона, другого философа (427-347 гг. до н.э.), не менее важен в определении психологии как науки о «душе». Они определили психологию как «науку о душе».
Позже стало казаться, что душа не существует физически. Его нельзя было потрогать, увидеть или почувствовать. У него были мистические, ненаучные характеристики, которые нельзя было наблюдать или экспериментировать. Душа для одних была внутренним пламенем, для других формой движения, а для третьих функцией телесных процессов.
Поскольку слово «душа» подверглось критике, эти философы стали переводить «psyche» как «разум», а психология тогда определялась как «учение о разуме». Таким образом, она стала называться наукой о разуме.
Структурная стадия (сознание)
В 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог и философ, основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии, что сделало его «отцом экспериментальной психологии». До него было достаточно психологии, но не было психолога. Вундт впервые освободил ее от тисков философии и физиологии. Он мог предвидеть ее как респектабельную и независимую науку.
Вундт в своей книге «Битраж» 1862 г. рассматривал психологию как науку о внутреннем и непосредственном опыте, т. е. как науку о сознании. Он сосредоточился на внутренних ощущениях, чувствах и мыслях. Его основным инструментом была самоанализ, что означает самоанализ собственных внутренних ощущений и психических процессов.
Позже вместе с Вундтом Эдвард Титченер (1867-1927) работал над определением структуры разума посредством управляемого самоанализа, описывая элементы опыта, что позже было названо структурализмом.
Опять же, Уильям Джеймс (1842-1910) из Гарвардского университета больше интересовался функциями сознания и тем, что может делать разум, чем его структурой. Согласно Джеймсу, изучение элементов разума ничего не может сказать нам о том, как он функционирует, чтобы помочь нам приспособиться к элементам жизни. Таким образом, на основе его работ возникла школа мысли, известная как «функционализм».
Behavioral Stage (Behavior Stage of Psychology)
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878-1958) отверг идеи структурализма и функционализма и основывал свой подход к психологии на поведении. Уотсон (1913) считал, что невозможно изучать частные психические процессы, такие как сознание, потому что только внешнее поведение может быть измерено и научно понято.
Уотсон находился под сильным влиянием работ Ивана Павлова (классическая обусловленность), Чарльза Дарвина и Фрэнсиса Гальтона.
Уотсон уменьшил интроспекцию как метод психологии, вместо этого выступил в пользу объективного наблюдения и переопределил его как «науку о наблюдаемом поведении». Согласно Уотсону, мы не можем наблюдать за ощущением, чувством или мыслью, но мы можем наблюдать за поведением людей, когда они реагируют на различные ситуации. Наука основана на наблюдении, и из-за акцента на точном измерении явного поведения Уотсон назвал новую школу мысли, основанную на его принципе, «бихевиоризмом».
Ключевые положения бихевиоризма:
- Цель, которую можно почувствовать и увидеть
- Можно наблюдать и проверить
- Изучение открытого поведения как животных, так и людей, включая детей, старых, нормальных и ненормальных.
Современное определение психологии
В 1960-х годах психология начала возвращать свой первоначальный интерес к психическим процессам благодаря изучению того, как наш разум обрабатывает и сохраняет информацию о том, как мы воспринимаем, думаем и запоминаем.
Интерес психологии как к наблюдаемому поведению, так и к внутренним мыслям и чувствам сделал психологию « наукой о поведении и психических процессах». Если мы внимательно изучим это определение, три термина: наука, поведение и психические процессы станут очевидными как важные концепции, требующие дальнейшего объяснения.
Психология как наука
Она считается наукой, потому что наука представляет собой совокупность знаний, скрепляемых воедино и осмысленно строящихся на общих принципах и законах. Наука — это не просто набор фактов, это знание, собранное и организованное посредством применения того, что называется научным методом.
Психологи пытаются понять людей, не только думая о них, но и изучая их путем тщательного контролируемого наблюдения и тщательного анализа. Он основан на подтвержденных суждениях и установлении фактов. Как наука психология имеет четыре основные характеристики:
- Она систематична и использует научные методы
- Она включает измерения
- Результаты могут быть проверены, и процедура должна быть воспроизводимой
- Она объективна в объяснении поведения
Психологические исследования Поведение: явное поведение
Обычно слово «поведение» относится к открытой деятельности людей или животных, которую можно непосредственно наблюдать или измерять с помощью специальных инструментов или методов. Это очень широкий термин, поскольку поведение — это все, что делает организм, любые действия, которые мы можем наблюдать и записывать, такие как чтение, улыбка, потоотделение, разговор, проверка экзаменационных работ и т. д. — все это наблюдаемое поведение. Мы не можем видеть, слышать или касаться ума, но мы можем видеть и наблюдать за поведением.
Это помогает психологам делать выводы о чувствах, отношениях, мыслях и психических процессах, которые могут стоять за поведением. Таким образом, внутренние психические события можно изучать по мере их проявления в одном или нескольких видах поведения. Таким образом, поведение помогает нам изучать, знать и понимать внутренние психические процессы, которые в противном случае оставались бы скрытыми от нас.
Психологические исследования Ментальные процессы: скрытое поведение
Ментальные процессы — это внутренние субъективные переживания, которые мы выводим из поведения, такого как ощущения, мысли, эмоции, чувства и мотивы, которые другие люди не могут наблюдать напрямую. Например, личные мысли и чувства по поводу вашего «лучшего друга» — это психические процессы.
Большинство современных психологов сходятся во мнении, что, хотя частные психические процессы нельзя наблюдать напрямую, они очень важны для полного понимания человеческой жизни. Поэтому эти процессы должны быть включены в область психологии, иначе изучение организма останется незавершенным, если игнорировать психические аспекты поведения. Таким образом, психология как наука должна включать как явное, так и скрытое поведение.
Новые направления в психологии
Современные психологи заинтересованы в применении его разнообразных тем. Психология предлагает специализацию во многих различных аспектах поведения. Его сфера охвата расширилась за счет новых областей и специалистов, таких как развитие взрослых, психология здоровья, неврология и так далее. Они не поддерживают строго ни один из подходов.
Две концепции кажутся важными, если сосредоточиться на последних тенденциях. Первая — растущее внимание психологии к разнообразию и ее внимание к роли эволюции в человеческом поведении. Второй важной тенденцией является расширение использования находок психологии в других областях знания. Это изменение сделало его важным среди других предметов.
Узнать больше:
- Психологические аспекты
- Разделы или разделы психологии
Нравится:
Нравится Загрузка…
1.1 Что такое психология — Mr Mikes IB Psychology
1.1.1 Психология и наука
900 03
Краткая история психологии — Посмотрите следующее видео и попробуйте записать большое
Посмотрите видеоролик Youtube об истории психологии на веб-сайте и добавьте информацию о развитии психологии в нашу историческую хронологию.
Аристотель (4 век до н.э.) –
Святые Августин и Фома Аквинский (13 век) –
Марко Марулик (15 век) –
Христиан Вольф (18 век) –
Герман фон Гельмгольц (19 век) –
Вильгельм Вундт (19 век) —
13 Цитаты известных психологов
1. «Все, что нас раздражает в других, может привести нас к пониманию самих себя». – Карл Юнг (1875-1961)
2. «Если единственный инструмент, который у вас есть, это молоток, вы склонны рассматривать любую проблему как гвоздь». – Авраам Маслоу (1908-1970)
3. «Мы не должны учить великим книгам; мы должны учить любви к чтению». – Б. Ф. Скиннер (1904-1990)
4. «Сны часто бывают самыми глубокими, когда кажутся самыми безумными». – Зигмунд Фрейд (1856-1939)
5. «Забота должна побуждать нас к действию, а не к депрессии». — Карен Хорни (1885-1952)
6. «Достижения социально оцениваются по плохо определенным критериям, поэтому человеку приходится полагаться на других, чтобы узнать, как он поживает». – Альберт Бандура (1925-настоящее время)
7. ¨Нет единая логика достаточно сильна, чтобы поддерживать целостную конструкцию человеческого знания» — Жан Пиаже (1896-1980)
8. «Я пою не потому, что счастлив; Я счастлив, потому что пою.¨ — Уильям Джеймс (1842-1910)
9. Образованным является только тот, кто научился учиться и меняться.¨ — Карл Роджерс (1902-1987)
10. «Надежда — это и самая ранняя, и самая необходимая добродетель, присущая состоянию жизни. Если жизнь должна поддерживаться, надежда должна оставаться, даже там, где доверие ранено, доверие подорвано». – Эрик Эриксон (1902-1994)
11. «Не становитесь простым регистратором фактов, а постарайтесь проникнуть в тайну их происхождения». — Иван Павлов (1849 г.)-1936)
12. «Если хочешь что-то по-настоящему понять, попробуй это изменить». – Курт Левин (1890-1947)
13. «Единственные нормальные люди – это те, кого ты плохо знаешь». — Альфред Адлер (1870-1937) 30 Поведение
Люди пробовали разные способы объяснить поведение, книги по самопомощи, астрологию, экстрасенсов, пожилых людей в определенных культурах. Люди разделяют веру в то, что если мы сможем обнаружить причины поведения, мы сможем контролировать их, а может быть, и контролировать.
Почему люди используют следующие ресурсы?
Чего они надеются достичь?
Какую информацию они ищут?
Все эти ресурсы могут помочь объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Люди разделяют веру в то, что если мы сможем обнаружить причины поведения, возможно, мы сможем объяснить их и, возможно, даже контролировать их.
Однако человеческое поведение часто очень загадочно!!! Посмотрите на следующий веб-сайт, чтобы открыть для себя 10 примеров человеческого поведения, которые наука изо всех сил пытается объяснить. http://www.newscientist.com/special/ten-mysteries-of-you
Мы используем психологию каждый день. Мы объясняем поведение людей, приписывая их убеждениям, мотивам и планам, которые они выводят из того, что они видят, как делают другие люди. Это называется народная психология .
— Дайте определение психологии
Общее определение психологии:
Научное исследование психических процессов и поведения и того, как на них влияют внутренние процессы и окружающая среда.
— «научный» = систематический и контролируемый
— «ментальные процессы» = скрытое поведение, т.е. внимание, память, эмоции и отношения
— «поведение» = открытое поведение, которое можно непосредственно наблюдать и измерять.
— «внутренние процессы» = факторы внутри человеческого организма, т.е. гормоны или гены
— «окружающая среда» = факторы, влияющие извне, т.е. отношения с другими.
История психологии
— Корни греческой философии – философия разума
— В 19 веке появилось слово психология — «психе» (разум или душа) и «логос» (причина) = «рассуждение о душа.
— В разное время психология находилась под влиянием Вундта (экспериментальная психология), затем поведенческой психологии в США, психоанализа бессознательного Фрейда и идей Дарвина об эволюции и адаптации.
Люди пытались разными способами объяснить поведение; книги по самопомощи, астрология, экстрасенсы, пожилые люди в некоторых культурах. Люди разделяют веру в то, что если мы сможем обнаружить причины поведения, мы сможем контролировать их, а может быть, и контролировать.
Мы используем психологию каждый день. Мы объясняем поведение людей, приписывая их убеждениям, мотивам и планам, которые они выводят из того, что они видят, как делают другие люди. Это называется народная психология.
Сегодня мы признаем, что оба фактора играют роль в определении поведения. В прошлом многие приводили доводы в пользу того или иного «Природа или воспитание».
ЭКСПЕРИМЕНТ
Название: Астрология против психологии
Исследователь: Декан
Дата: 1987
Цель: выяснить, смогут ли астрологи сказать что-то достоверное о личности людей по сравнению с результатами утвержденных психологических тестов.
Методология. Испытуемыми были 60 человек с высокими показателями интроверсии (те, кто направляет мысли и чувства внутрь себя, как правило, спокоен и имеет меньше социальных связей), и 60 человек с высокими показателями экстраверсии (те, кто направляет мысли и чувства вовне, более общительный с большим количеством социальных связей) на стандартном психологическом тесте. Затем он дал некоторым астрологам карты рождения 120 участников и попросил их определить интровертов и экстравертов.
Результаты: Средний показатель успеха для правильной идентификации составил 50,2%
TOK
1. Как вы думаете, почему люди обращаются к астрологам?
2. Какую роль могут играть астрологи в жизни людей?
Психология очень разнообразна и связана с общественными науками (социология и антропология), а также с естественными науками (биология). Он использует широкий спектр методов исследования (например, эксперименты, сканирование мозга и интервью) для изучения самых разных тем.
БУДЬ МЫСЛИТЕЛЕМ
1. Рассмотрите два возможных преимущества междисциплинарной науки
2. Перечислите три темы, которые, по вашему мнению, можно было бы исследовать с использованием информации и знаний из разных областей знаний, и объясните, почему.
1.1.2 Три уровня анализа
Уровни анализа в психологии Курсы психологии международного бакалавриата (IB) предлагают 3 уровня анализа, это означает, что мы будем рассматривать психологические проблемы, такие как:
|
Биологический уровень анализа объясняет различия в гендерном поведении генетическими особенностями.
Когнитивный уровень анализа объясняет гендерные различия с помощью теории гендерных схем, то есть люди формируют мысленные представления о том, что значит быть мальчиком или девочкой, и эти представления определяют поведение. То, как мы воспринимаем человека, во многом зависит от пола. Это называется социальным познанием.
На социокультурном уровне анализа теория социального обучения объясняет, что люди изучают гендерное поведение, наблюдая, как ведут себя другие люди того же пола. Этот уровень также имеет дело с тем, как культура влияет на определения гендерных ролей и может формировать ментальные представления о гендере.
1.1.3 Концепции, теории и эмпирические исследования
Теоретическое объяснение. Теория – это утверждение, используемое для обобщения, организации и объяснения наблюдений. Его можно использовать для прогнозирования наблюдаемых событий. Теории в психологии меньше похожи на законы естественных наук. Теоретические объяснения скорее вероятны, чем достоверны, и они всегда вызывают некоторую степень сомнения.
Концепция – Гипотетические конструкции, которые тщательно определены и пригодны для проверки. Теории часто основаны на них.
Эмпирическое исследование (исследование) — когда исследователь собирает и анализирует данные для изучения психологического феномена. Это исследование можно наблюдать и измерять. (например, эксперименты, наблюдения, опросы и интервью. Так же, как и теории, необходимо оценивать эмпирические исследования.
(см. «Знайте мыслитель на стр. 14» и доказательства, а не эмоции.
Профиль критического мышления
- Задает вопросы о предположениях и предубеждениях
- Оценивает имеющиеся данные и соотносит их с теорией или мнением
- Рассматривает альтернативные интерпретации
- Избегает эмоциональных рассуждений
- Не делает поспешных выводов
- Знает, что правдоподобные выводы основаны на доказательствах
- Готов пересмотреть выводы при появлении новой информации 9 0133
- Способен переносить некоторые неопределенность
Ученые обучены быть скептичными и критическими. Быть критическим не означает отрицательным, просто мы применяем навыки критического мышления.
В психологии мы можем задавать критические вопросы при оценке теории или исследования;
Оценка теории
На каких доказательствах она основана?
Можно ли проверить теорию?
Есть ли доказательства, подтверждающие или опровергающие теорию?
Полезна ли теория для объяснения вещей в реальной жизни?
Оценка исследования
Основано ли оно на репрезентативной группе людей?
Проводится ли оно в лаборатории или в естественных условиях?
Просили ли участников делать то, что они сделали бы в реальной жизни?
Было ли это проведено этично?
Подтверждаются или ставятся под сомнение результаты других исследований?
ВОПРОСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
1.