Психические состояния и психические свойства личности: Психические процессы, состояния и свойства

Психические состояния и психические свойства

По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами [30]. «Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности» [30, c.141-142]. Нас в первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).

Согласно В. Далю состояние понимается как «положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета» [41].

Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена о том, что человек «однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии» [30, c.141], мы определяем ПС как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том ил ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью (ср. определение Н.Д. Левитова [86, c.20

]). Примером такого подхода может служить следующее: «:психическое состояние личности характеризуется единством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую» [183, c.
22].

На необходимость привлечения категории ПС для понимания свойств указывает А.О. Прохоров [132], Левитов Н.Д.: «Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера» [88, c.114], а также Пуни А.Ц.: «состояние: можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных

характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов» [134, c.29]. Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мера проявления ПС, есть и у А.Г. Ковалева: «Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности» [74, c.29]. Влияние опять-таки типичных состояний на качества личности можно найти у А.
О. Прохорова [129]. Перов А.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки [121]. О том, что фазовые состояния (по И.П. Павлову — см. ниже) могут маскировать и демаскировать тип нервной системы писал Распопов П.П. [138, c.63]. О влиянии отрицательных эмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов сообщил В.Н. Мясищев [111].
Имеются также экспериментальные данные о связи ПС и свойств.

Так в [157] говорится о влиянии ПС на формирование такого ПВК как «педагогический такт». В [142] сообщается о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии. О проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС в экстремальных условиях говорится в [103]. Показана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения [67]. О влиянии на формирование ПС со стороны свойств показал Б.

Д. Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей

интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом [177, c.41].

Не будучи приобретенными, врожденные свойства также находят свое проявление в ПС, могут ими компенсироваться, либо развиваться. Интересные примеры компенсации и декомпенсации патологических свойств можно найти у Г.П. Климова [77]. Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией [194], а также уровнем тестостерона и гиповитамонозом А и С [140].

Современное развитие науки все более приводит к тому, что неизменного в фенотипе становится меньше и меньше. Тем более поводов сомневаться в корректности оперирования понятиями свойств там, где их можно заменить понятиями ПС.

назад дальше полная версия

 


 


   RSS     [email protected] 

Психические процессы свойства и состояния

Похожие презентации:

Психические свойства личности

Психические свойства. Тема 7

Психические свойства личности

Психологические свойства и состояния человека, их учет при организации педагогического процесса

Индивидуально — психологические свойства личности

Психические свойства. Направленность. Темперамент и характер

Психические свойства личности

Психические свойства личности

Психические процессы, свойства, состояния

Темперамент. Характеристики темпераментов

1. Психические процессы свойства и состояния

2. Психические явления

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ —
любые проявления психики человека.
Все психические явления по их длительности
можно разделить на 3 группы:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.

3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы – отдельные целостные акты
отражательно-регуляционной деятельности. Каждый
психический процесс имеет свой объект отражения,
свою регуляционную специфику и свои
закономерности.

4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы – активное взаимодействие
субъекта с объектом отражения, система
специфических действий, направленных на его
познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы представляют собой исходную
группу психических явлений: на их основе
формируются психические образы.

5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

6. ПСИХИЧЕСКИК СОСТОЯНИЯ

Психическое состояние – это отражение
личностью ситуации в виде устойчивого
целостного синдрома (совокупности) в динамике
психической деятельности, выражающегося в
единстве поведения и переживания в пределах
определенного временного промежутка.

7. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Таким образом, психические состояния — это
результат взаимодействия психики конкретной
личности с теми или иными явлениями
действительности, вызвавшими у данного субъекта
определенное отношение.

8. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

9.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВАПонятие «психическое свойство» указывает на
устойчивость проявлений психики индивида, их
закрепленность и повторяемость в структуре его
личности. Таким образом, психические свойства
личности – это типичные для данного человека
особенности его психики.

10. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер;

11. ТЕМПЕРАМЕНТЫ

12. САНГВИНИК

Это человек весьма веселого нрава. Он представляется
оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником,
балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь
же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем
ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе.
Он много обещает, но не всегда сдерживает свои
обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты
с незнакомыми людьми, является хорошим
собеседником. Его отличает доброта, готовность
прийти на помощь. Напряженная умственная и
физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень
активен, энергичен, у него живые движения, богатая
мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии
воспитания у сангвиника могут развиваться
поспешность, легкомыслие к поступкам,
невнимательность.

13. МЕЛАНХОЛИК

Человек с меланхолическим
темпераментом обычно живет сложной и
напряженной внутренней жизнью, придаёт
большое значение всему, что касается,
обладает повышенной тревожностью и
ранимой душой. Меланхолик почти всегда
человек сдержанный и слов на ветер не
бросает. Когда он не может выполнить
обещанное, то искренне страдает, даже
если знает, что от него ничего не зависело.

14. ХОЛЕРИК

Такой человек обычно очень вспыльчив,
горяч и несдержан. Вместе с тем холерик
быстро остывает и успокаивается, если ему
уступают и идут на встречу. Его душевные
движения порывисты, но
непродолжительны, настроение часто
меняется.

15. ФЛЕГМАТИК

Обладатель этого темперамента
хладнокровен. Он больше склонен к
бездеятельности, чем к напряженной,
активной работе. Такой человек медленно
приходит в состояние возбуждения, но и
успокаивается постепенно. Мимика и
движения флегматика невыразительны и
медлительны.
В жизни редко приходится встречать
«стопроцентных» флегматиков или
сангвиников, так как большинство людей
соединяют в себе черты разных
темпераментов.

English     Русский Правила

Философия разума | Определение, резюме, примеры, философы и факты

Макс Вебер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Рене Декарт Дэвид Хьюм Хилари Патнэм Бертран Рассел
Похожие темы:
дуализм разума и тела проблема других умов преднамеренность теория действия теория связок

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

философия ума , размышление о природе психических явлений и особенно об отношении ума к телу и остальному физическому миру.

Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: Какова природа красоты? Что значит иметь истинное знание? Что делает действие добродетельным, а утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать по отношению ко многим конкретным областям, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (учение о конечных категориях мира). Философия разума специально занимается весьма общими вопросами о природе психических явлений: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от похожих по звучанию вопросов, которые, как правило, являются предметом более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые в решающей степени зависят от результатов сенсорного наблюдения. Психологи-эмпирики, в общем и целом, занимаются обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказались правдой, хотя могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество высвобождается тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется только тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, является ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области необходимыми для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого конкретного химического или черепного устройства, неспособны к этим переживаниям? Возможно ли, чтобы что-то имело такой опыт и вообще не состояло из «материи» — как в случае с призраками, как воображают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение, по-видимому, будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. больше в современной жизни — возможности компьютеров, способных мыслить.

Может ли компьютер иметь разум? Что нужно для создания компьютера, который мог бы иметь определенную мысль, эмоцию или опыт?

Возможно, компьютер мог бы иметь разум только в том случае, если бы он состоял из тех же нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубым шовинистическим, подобно утверждению, что человеческое существо может иметь ментальные состояния только в том случае, если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство обладает разумом. Будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые вплотную приблизится к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на обладание ментальными состояниями, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии сознания.

Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, необходимо или существенно, а не на том, что просто есть, это не означает, что то, что есть, т. е. случайные выводы эмпирической науки, не имеет существенного отношения к философским рассуждениям о ум или любую другую тему. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, что полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, что вода Н

2 О). Однако, в отличие от случаев болезней и веществ, на вопросы о природе мышления, по-видимому, нельзя ответить с помощью одних только эмпирических исследований. Во всяком случае, ни один исследователь-эмпирик не смог ответить на них так, чтобы это удовлетворило достаточное количество людей. Таким образом, вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

Одна из причин того, что на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в обычном понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут считаться феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного изучения, требуемого от предмета серьезной науки. Как, в конце концов, можно узнать, каковы на самом деле чужие личные мысли и чувства? Каждый человек как бы находится в особом «привилегированном положении» по отношению к собственным мыслям и чувствам, положении, которое никто другой никогда не мог бы занять.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Для многих людей эта субъективность связана с вопросами смысла и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действия, которые одновременно необходимы и существенно отличаются от характерных видов объяснения и понимания. из естественных наук. Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между движением приливов и близостью Луны к Земле. Или, что более глубоко, он может апеллировать к общим законам, например, к законам всемирного тяготения. Но чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его написание коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он склонен начинать писать на восходе солнца) или даже что оно коррелирует с определенными событиями. нейрохимические состояния в его мозгу. Нет и никакого физического «закона» о писательском поведении, которому могло бы апеллировать предположительно научное объяснение его письма. Скорее, нужно понять причины, по которым человек пишет, что значит для него письмо или какую роль оно играет в его жизни. Многие думали, что такого понимания можно достичь, лишь сопереживая человеку — «поставив себя на его место»; другие думали, что это требует судить о человеке в соответствии с определенными нормами рациональности, которые не являются частью естествознания. Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1819 гг.20) и другие подчеркивали первую концепцию, отличая эмпатическое понимание ( Verstehen ), которое они считали типичным для гуманитарных и социальных наук, от научного объяснения ( Erklären ), которое обеспечивается естественными науками. Вторая концепция становится все более влиятельной во многих областях современной аналитической философии, например, в работах американских философов Дональда Дэвидсона (1917–2003) и Дэниела Деннета.

Как и взрослые, дети склонны приписывать психические состояния другим — Ассоциация психологических наук — APS

Маленькие дети с большей вероятностью приписывают психические состояния персонажам, принадлежащим к той же группе, что и они, по сравнению с персонажами, принадлежащими к внешней группе, согласно результатам, опубликованным в Psychological Science , журнале Ассоциации психологических наук. Исследование показывает, что 5- и 6-летние дети с большей вероятностью описывали взаимодействие между двумя персонажами с точки зрения того, что они думали и чувствовали, когда персонажи были того же пола или географического происхождения, что и они.

«Мы обнаружили, что маленькие дети избирательны в том, как они описывают психические состояния — они с меньшей вероятностью спонтанно ссылаются на разум людей, принадлежащих к другой группе», — говорит исследователь Ниам Маклафлин из Йоркского университета. «Наше исследование показывает, что, по крайней мере, с 5 лет дети демонстрируют предубеждение, которое может быть похоже на дегуманизацию — приписывая другим меньше умственных способностей и уникальных человеческих черт. Кроме того, эта работа показывает, что бывают ситуации, в которых дети более или менее мотивированы рассуждать о мыслях других людей».

Предыдущие исследования показали, что взрослые склонны дегуманизировать людей, принадлежащих к социальным группам или категориям (например, расе, полу, социально-экономическому статусу), которые отличаются от их собственных. Считается, что эти «аутсайдеры» обладают меньшим интеллектом, рациональностью и эмоциональной глубиной по сравнению с теми, кто принадлежит к своей группе. Маклафлин и соавтор из Йоркского университета Харриет Овер были заинтересованы в изучении происхождения этого феномена.

«Наша цель состояла в том, чтобы выяснить, проявляются ли у маленьких детей подобные предубеждения в отношении атрибуции психического состояния, — говорит Маклафлин.

Адаптируя установленную методику, исследователи показали в общей сложности 128 5- и 6-летних анимаций большого треугольника и маленького треугольника, которые, казалось, взаимодействовали, причем один треугольник, казалось бы, уговаривал или удивлял другого.

Каждый ребенок посмотрел по два видео. В одном треугольники были описаны как принадлежащие к тому же полу или из того же города, что и участник; в другом треугольники были описаны как имеющие разный пол или происходящие из далекой страны. Исследователи решили изучить пол, потому что это категория, к которой дети особенно чувствительны, в то время как они решили рассмотреть географическое происхождение из-за его актуальности для текущих социальных и политических дебатов.

Исследователи попросили участников описать, что произошло, и оценить, насколько им понравилась группа, обсуждаемая в каждом видео.

Используя заранее определенную схему кодирования, исследователи подсчитывали любые слова, описывающие мысли, желания, эмоции, намерения или текущие состояния персонажа, как термины психического состояния.

Данные показали, что 6-летние дети в целом использовали больше слов, обозначающих психическое состояние, и более разнообразный набор этих слов по сравнению с детьми, которые были на год младше. детство.

Что еще более важно, и 5-, и 6-летние дети использовали больше терминов для обозначения психического состояния, когда считали, что у персонажей один и тот же пол или родной город, а не когда у них был другой пол. Шестилетние дети также использовали более разнообразные слова для описания психического состояния при описании персонажей из одной и той же группы по сравнению с персонажами из другой группы.

Эта групповая предвзятость распространялась и на прямые рейтинги: участники также предпочитали лиц, принадлежащих к их полу и географической группе.

Исследователи утверждают, что эти результаты намекают на раннее происхождение социальных явлений, включая предвзятость между социальными группами и дегуманизацию.

«Мы планируем использовать это исследование в качестве основы для будущей работы по изучению социальных последствий предвзятой атрибуции психического состояния, например степени, в которой дети помогают членам чужой группы», — говорит Маклафлин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts