психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация
В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.
Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.
По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.
Определение
Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.
Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.
С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.
Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.
Проблема совладания
Совладеющее поведение
Это комплекс мер, направленных на помощь субъекту справиться с трудными жизненными ситуациями, а также снизить их негативное влияние на организм.
Избранные стратегии совладающего поведения зависят от ситуации и особенностей личности, в том числе самооценки, уровня тревожности, социального опыта. Зачастую применяются такие стратегии, как планирование решения проблемы, конфронтационный копинг, принятие ответственности, самоконтроль, избегание проблемы, дистанцирование.
Существуют два вида поведения совладания:
- Проблемно-ориентированное. Человек ищет вспомогательную информацию, чтобы решить проблему, обращается за помощью к другим, всячески анализирует случившееся.
- Субъективно-ориентированное. Человек вовлекает в свою проблему других и погружается в нее сам. Может сопровождаться самообвинением, аутоагрессией.
Продолжительность того или иного состояния, не характерного для субъекта, может указывать на патологию. Зачастую людям свойственно испытывать смесь из состояний, например, тревожную радость с ощущением страха.
Виды
Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.
Эмоциональные свойства
Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.
Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):
- Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
- Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
- Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
- Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.
Эмоциональная лабильность в психологии - Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
- Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
- Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.
Волевые свойства
Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.
- Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
- Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
- Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.
- Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
- Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
- Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.
Индивидуальные свойства
Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.
В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.
Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.
При определении темперамента пользуются такими характеристиками:
- сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
- реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,
- пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
- резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
- экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.
В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.
Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.
Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.
Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.
Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).
Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.
Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.
Функции и роль
Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.
Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.
Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.
- Потребности обычно формируются средой существования, уровнем развития и жизненной ситуацией. Они могут быть биологическими (обычно более приоритетны) и социальными. Потребности физиологического характера часто появляются и быстро исчезают после их удовлетворения. Например, это жилье, еда, одежда, сон и др. Социальные потребности более разнообразны. Сюда включается не только потребность во внимании, признании, самореализации, но и различные материальные блага. При переходе потребности в мотивацию в организме активизируются необходимые для неё зоны коры головного мозга и подкорковые структуры.
- Мотивация — побуждение к действию различными стимулами, это первый шаг к цели. Это побуждение проявляется широким спектром позитивных и негативных эмоций, напряжением, переживаниями. Мотивы также бывают биологическими и социальными. Они видоизменяются в течение всей жизни человека, в каждом возрасте имеются свои особенности и свойства. При существовании различных потребностей, согласно А.А. Ухтомскому, запускается принцип доминанты. То есть запускается обычно та мотивация, потребность в которой наиболее актуальная и создавшая наибольшее количество возбужденных нейронных сетей. Мотивации и потребности человека зависят от его интересов.
Структура направленности (свойства личности) в психологии - Интерес — устойчивая склонность к какому-либо виду деятельности, стремление к познанию определенных областей знаний или умений. При длительной деятельности в области своих интересов, особенно переживая что-то новое, человек испытывает моральное удовлетворение и положительные эмоции. Очень часто направленность интересов человека совпадает с его склонностями и способностями. Интересы можно подразделять по их области, слабости/силе, активном/неактивном интересе, глубине и актуальности. При широких интересах, а также способности постоянно изучать новые области очень меняется мировоззрение человека.
- Мировоззрение — это устойчивая система взглядов человека на внешний мир, социальные связи, науку и религию, собственные отношение. На мировоззрение очень влияет время и место жительства человека, его место в обществе, окружение и взаимоотношения с людьми.
- Жизненные цели — это направленная во внешний мир психическая и физическая энергии человека, смысл его существования. Они напрямую зависят от мировоззрения и интересов. При отсутствии в жизни человека жизненной цели, его вектор развития постоянно меняет направление, возникают и быстро сменяются приоритеты. Это может приводить к перегоранию и истощению личности, а также депрессии.
Эмоции и их роль в жизни человека
Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.
Что такое эмоциональные состояния
Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.
Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.
Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.
Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:
- удовольствия;
- чувства;
- эмоции;
- настроения;
- стресс;
- страсть;
- аффекты.
Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.
Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.
Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.
А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.
Функции эмоциональных состояний
Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:
- Оценочная. Обеспечивает оценку ситуации, и не только ее характера, но и возможных последствий для нас.
- Сигнальная. Переживаемые нами эмоции – это своеобразные сигналы о значении всего, что происходит вокруг. Они сообщают об опасности или источнике удовольствия, о неудовлетворенной потребности или значимом для нас объекте.
- Регулирующая или коррекционная. Благодаря эмоциям, мы можем правильно, адекватно реагировать на происходящее с нами. Так, страх высоты заставляет нас избегать края пропасти, а удовольствие от общения с другом – искать встречи с ним. Причем регулируют наше поведение не только сами эмоциональные состояния, но даже воспоминания о них.
- Экспрессивная (выразительная). Эмоции проявляются внешне в изменениях мимики и выражения глаз, в жестикуляции и интонации. Этим они показывают наше состояние, транслируют его собеседнику. Умеренно эмоциональному человеку легче добиться взаимопонимания. А неэмоциональные люди с невыразительной мимикой часто вызывают настороженность и недоверие.
- Функция аварийного выхода. Резкий всплеск эмоций при внезапной опасности вызывает активизацию многих психических и физиологических процессов в нашем организме. Это повышает его сопротивляемость, скорость реакций и агрессивность, что позволяет избежать опасности или преодолеть препятствие. Такое состояние в психологии известно как состояние аффекта.
Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.
Психологические теории и школы
Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.
Школа, подход | Что именно изучали |
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев | Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям. |
Психодинамический подход З. Фрейда | Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства. |
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли | Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект. |
Бихевиоризм. Дж. Уотсон | Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его. |
Гештальтпсихология | Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами. |
Диагностика
Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.
Основных направления два — тестовое и проективное.
Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.
Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.
Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.
Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.
В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.
Автор: Наталья Калегова
Психические свойства личности
Понятие личности
В современной психологии существует множество различных определений личности.
Личность понимается, как некое целостное образование, набор психофизических особенностей человека, психический тонус и настрой, а также совокупность сформировавшихся в процессе развития предпочтений и привычек, социокультурный опыт и знания о мире. Все это определяет повседневное поведение человека, его связь с окружающей действительностью. Также личность понимается как «ансамбль объединенных миров», то есть набор поведенческих ролей для различных ситуаций взаимодействия с социумом.
Личность человека проявляется во взаимодействии субъекта с другими членами социума. Каждый человек при этом демонстрирует уникальное поведение, в котором, однако, можно выделить присущее исключительно ему психические особенности.
Структура личности
Представители различных направлений психологии неодинаково представляют структуру личности и предлагают разные объяснения структуры психических свойств личности.
В общих чертах к устойчивым психическим свойствам личности относят темперамент, характер, способности и направленность. Все элементы структуры психических свойств личности находятся в естественных взаимосвязях. Говоря другими словами, в целостном единстве, поэтому не следует рассматривать психические свойства и элементы структуры личности как нечто секуляризованное (т.е. отдельное).
Характеристика психических свойств личности
В науке принято считать, что в мире людей любое психическое проявление имеет биологическое основание.
Следует учитывать, что именно природные свойства индивида и его темперамент в известной мере определяют его способности, а значит, и развитие. Темперамент человека задается генетически, то есть определяется наследственностью.
Уникальный характер личности складывается в процессе развития в результате переживания и накопления опыта взаимодействий с внешней средой, то есть, миром. Можно сказать, что характер человека складывается как совокупность темперамента, способностей и направленности. Следует учитывать, что и закрепление черт характера во многом определяется именно направленностью личности и своеобразием темперамента конкретного человека (темперамент в реальности – это не один из четырех известных типов, а чаще всего комбинация). Известную уникальность личности придают и акцентуации характера.
Способности и их развитие определяют возможность включения человека в те или иные виды деятельности, то есть, таким образом, формируют направленность личности.
Похожие статьи
Феномен группового давления Одним из видов психоманипуляций, который активно изучается психологами на протяжении длительного времени, является феномен группового давления, о котором мы расскажем в этой статье. |
Психоанализ Фрейда Основоположник психоанализа австрийский психолог и невролог Зигмунд Фрейд вдохновил не одно поколение психологов, на изучение и применение на практике данной теории, о которой подробно расскажет статья. |
Психоанализ Юнга Психоанализ швейцарского врача-психолога Карла Густава Юнга является продолжением и усовершенствованием теории праотца психоанализа Зигмунда Фрейда. Более подробно о дополнениях и усовершенствованиях теории расскажет эта статья. | Синдром Питера Пена Эта статья расскажет о синдроме Питера Пена, суть которого заключается в том, что взрослый человек впадает в детство и продолжает следовать своим юношеским мечтам и желаниям. |
Психическая собственность | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Философия разума |
Связанные статьи |
|
Дуализм |
|
Монизм |
Это поле: просмотреть • обсудить • редактировать |
ментальное свойство или ментальное свойство
является свойством ума. Психические свойства изучаются многими науками и паранауками. Можно только упомянуть: психологию, когнитивные науки, а в последнее время еще и системность.
Существует три основных научных подхода к изучению/моделированию разума (свойств).
- Первичный — классический, он рассматривает разум как неотъемлемое свойство только человеческого мозга.
- Вторая направлена на инженерные исследования по разработке абстрактного/синтетического разума/мозга для роботов и компьютеров, которые удовлетворяют требуемым функциональным свойствам.
- Третье — наиболее универсальное исследование, посвященное концепции обобщенного/универсального и синтетического разума как возможного или существующего свойства Вселенной. Такие исследования представляют собой общую междисциплинарную область интересов философии разума, искусственного интеллекта и различных системных и метасистемных подходов, в которых большой вклад вносят физики и математики.
Основной конкретной целью всех этих исследований является разработка такой модели разума/интеллекта, которую можно было бы реализовать на компьютере и которую можно было бы считать достаточно «человекоподобной» или лучше (?).
Философия перспективы
Простой конкретный пример : Если кто-то уколет вас булавкой, вы, скорее всего, почувствуете боль. Этот пример ощущения боли является воплощением свойства быть в (или) боли . Важно различать предикат «это боль», который является языковой сущностью, и свойство, обозначаемое предикатом. Это становится важным в философии сознания, когда их путают, особенно в отношении межтеоретического редукционизма и онтологического редукционизма.
См. также
- Психические события
- Философия разума
- Qualia
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Дуализм свойств – Введение в философию: философия разума
Элли Винтиадис
Введение
Первое, что обычно приходит на ум при мысли о дуализме, — это Рене Декарт (1596-1650) дуализм субстанции. Однако существует и другая форма дуализма, довольно популярная в настоящее время, называемая дуализмом свойств, позиция, которая иногда ассоциируется с нередуктивным физикализмом.
Картезианский дуализм постулирует две субстанции или фундаментальные виды вещей: материальную субстанцию и нематериальную мыслящую субстанцию. Это два совершенно разных вида сущностей, хотя они и взаимодействуют друг с другом. Согласно дуализму свойств, с другой стороны, в мире существует один фундаментальный вид вещей — материальная субстанция, — но у него есть два существенно различных вида свойств: физические свойства и психические свойства. Так, например, дуалист свойств может заявить, что материальная вещь, такая как мозг, может иметь как физические свойства (такие как вес и масса), так и ментальные свойства (такие как наличие определенного убеждения или ощущение простреливающей боли), и что эти два вида свойства совершенно разные по своему характеру.
Хотя оба эти взгляда являются дуалистическими, они принципиально различаются. Дуализм свойств был предложен как позиция, имеющая ряд преимуществ перед дуализмом субстанций. Одним из преимуществ является то, что, поскольку он не постулирует нематериальную ментальную субстанцию, он считается более научным, чем картезианский дуализм, и менее религиозно мотивированным. Второе преимущество заключается в том, что он, по-видимому, избегает проблемы ментальной каузальности, поскольку постулирует только один вид субстанции; между двумя разными видами вещей нет связи. И третье преимущество состоит в том, что, поддерживая существование отчетливо ментальных свойств, он оправдывает наши интуитивные представления о реальности ума и его отличии от физического мира. Но чтобы понять все это, нам нужно сделать шаг назад.
Вещества и свойства
Понятие субстанции имеет долгую историю, восходящую к древнегреческой метафизике, прежде всего к Аристотелю, и с тех пор его понимали по-разному. Для настоящих целей мы можем сказать, что субстанция может быть понята как единый фундаментальный вид сущности — т.е. человек или животное — может быть носителем свойств. На самом деле этимология латинского слова substantia — это то, что лежит внизу, то, что существует под чем-то другим. Так, например, зебра может быть веществом, обладающим такими свойствами, как определенный цвет или определенное количество полосок. Но зебра не зависит от ее свойств; оно будет продолжать существовать, даже если свойства изменятся (а по некоторым взглядам, даже если они вообще перестанут существовать).
Согласно картезианскому дуализму, есть два вида субстанции: материальная субстанция, протяженная в пространстве и делимая, и ментальные субстанции, характеристикой которых является мышление. Итак, каждый человек состоит из этих двух субстанций — материи и разума, — которые совершенно различны по своей природе и могут существовать независимо друг от друга. Говоря об уме в терминах субстанций, возникает ряд проблем (см. главу 1). Чтобы избежать этих проблем, дуализм свойств утверждает, что менталитет следует понимать с точки зрения свойств, а не субстанций: вместо того, чтобы говорить, что существуют определенные виды вещей, которые являются разумом, мы говорим, что иметь разум означает обладать определенными свойствами. Свойства — это характеристики вещей; свойства приписываются веществам и которыми они обладают. Итак, согласно дуализму свойств, существуют различные виды свойств, которые относятся к единственному виду субстанции, материальной субстанции: есть физические свойства, такие как наличие определенного цвета или формы, и есть ментальные свойства, такие как наличие определенных убеждений, желаний и восприятий.
Дуализм свойств противопоставляется дуализму субстанций, поскольку он постулирует только один вид субстанции, но он также противопоставляется онтологическим монистическим воззрениям, таким как материализм или идеализм, согласно которым все существующее (включая свойства) однородно. Обычно в качестве альтернативы редуктивному физикализму (теории тождества типов) выдвигается дуализм свойств — представление о том, что все свойства в мире могут, по крайней мере в принципе, быть сведены к физическим свойствам или отождествляться с ними (глава 2).
Аргумент Хилари Патнэм (1926-2016) о множественной реализации является основной причиной, по которой некоторые философы отвергают редуктивный физикализм, и обеспечивает аргумент в пользу дуализма свойств. Хотя этот аргумент изначально использовался в качестве аргумента в пользу функционализма, поскольку он ставит под сомнение тождество ментальных состояний с физическими состояниями, он был подхвачен как нередуктивными физикалистами, так и дуалистами свойств. Таким образом, согласно аргументу множественной реализации, невозможно отождествить определенный вид ментального состояния, например боль, с определенным типом физического состояния, поскольку ментальные состояния могут быть реализованы («реализованы») в существах (или даже в небиологических системах). ), у которых совершенно другой физический состав, чем у нас. Например, осьминог или инопланетянин вполне могут чувствовать боль, но боль может осознаваться в их мозгу иначе, чем в нашем. Таким образом, кажется, что ментальные состояния могут быть «множественно реализуемыми». Это несовместимо с идеей, что боль строго идентична одному физическому свойству, как, кажется, утверждает теория тождества. Если это верно и нет возможности сведения типов психических состояний к типам физических состояний, то психические свойства и физические свойства различны, а это означает, что в мире существуют два различных вида свойств и, следовательно, свойство дуализм верный.
В дополнение к аргументу множественной реализации, вероятно, самым известным аргументом в пользу дуализма свойств является аргумент знания, выдвинутый Фрэнком Джексоном (1982). Этот аргумент включает воображаемый пример Мэри, блестящего нейробиолога, которая выросла в черно-белой комнате. Она знает все, что нужно знать о физических фактах о зрении, но она никогда не видела красного (или любого другого цвета, если на то пошло). Однажды Мэри выходит из черно-белой комнаты и видит красный помидор. Джексон утверждает, что Мэри узнает что-то новое, увидев красный помидор — она узнает, как выглядит красный. Следовательно, о мире нужно узнать больше, чем просто физические факты, и в мире есть больше свойств, чем просто физические свойства.
Виды дуализма свойств
Дуализм свойств можно разделить на два вида. Первый вид дуализма свойств гласит, что есть два вида свойств, ментальные и физические, но ментальные свойства зависят от физических свойств. Эта зависимость обычно описывается в терминах отношения супервентности. Основная идея супервентности состоит в том, что свойство А супервентно по отношению к другому свойству В, если не может быть различия в А без различия в В (хотя могут быть различия в В без изменения А, что допускает множественная реализуемость ментальных свойств). Так, например, если эстетические свойства произведения искусства супервентны по отношению к его физическим свойствам, то не может быть изменения его эстетических свойств, если не происходит изменение его физических свойств. Или, если сейчас я чувствую себя хорошо, но через пять минут у меня начинает болеть голова, в эти два момента в моем мозгу должна быть физическая разница. Другой способ изложить идею о том, что ментальные свойства зависят от физических свойств, состоит в том, что если вы продублируете все физические свойства мира, вы автоматически продублируете и ментальные свойства — они придут «бесплатно».
Такой взгляд иногда называют нередуктивным физикализмом и часто считают формой дуализма свойств, поскольку он утверждает, что существует два вида свойств. Джегвон Ким — видный сторонник несводимости феноменальных свойств (хотя он сопротивляется термину «дуализм свойств» и предпочитает называть свою позицию «достаточно близким» физикализмом [2005]). Ким считает, что интенциональные свойства, такие как вера или надежда на то, что что-то произойдет, могут быть функционально сведены к физическим свойствам. [2] Однако это не так для феноменальных свойств (таких как вкус определенного вкуса или переживание определенного вида остаточного образа), которые супервентны на физических свойствах, но не могут быть сведены функционально или иным образом к физическим свойствам.
Согласно Киму, существует различие между интенциональными и феноменальными свойствами: феноменальные (качественные) ментальные состояния не могут быть определены функционально, как могут (или могут быть в принципе) интенциональные состояния, и поэтому также не могут быть редуцированы. Вкратце, причина в том, что, хотя феноменальные состояния могут быть связаны с каузальными задачами, эти описания не определяют и не конституируют боль. То есть, однако, боль может быть связана с состоянием, которое вызвано повреждением тканей, которое вызывает убеждение, что с телом что-то не так, и которое приводит к поведению избегания боли, это не то, чем является боль. Боль — это то, что вы чувствуете, когда испытываете боль, это субъективное чувство. Напротив, интенциональные состояния, такие как убеждения и намерения, привязаны к наблюдаемому поведению, и эта особенность делает их поддающимися функциональному анализу. Например, если популяция существ взаимодействует с окружающей средой так же, как и мы (если эти существа взаимодействуют друг с другом, как и мы, произносят подобные высказывания и т. д.), то мы, естественно, приписываем этим существам убеждения, желания, и другие интенциональные состояния именно потому, что интенциональные свойства являются функциональными свойствами.
Второй вид дуализма свойств, который является дуализмом в более строгом смысле, утверждает, что существует два вида свойств, физические и ментальные, и что ментальные свойства являются чем-то сверх физических свойств и выше их. Это, в свою очередь, можно понимать по крайней мере двояко. Во-первых, быть «сверху и выше» может означать, что ментальные свойства имеют независимые причинные силы и несут ответственность за эффекты в физическом мире. Это известно как «нисходящая причинность». В этом смысле дуалист свойств такого рода должен верить, что, скажем, ментальное свойство иметь желание выпить — это то, что на самом деле заставляет вас вставать и идти к холодильнику, в отличие от какого-то материального свойства вашего мозга. быть причиной, как возбуждение определенных групп нейронов. Во-вторых, быть чем-то «сверх и выше» должно подразумевать отрицание супервентности. Другими словами, чтобы ментальные свойства были действительно независимыми от физических свойств, они должны иметь возможность изменяться независимо от своих физических основ. Таким образом, дуалист свойств, отрицающий супервентность, будет привержен возможности того, что два человека могут находиться в разных ментальных состояниях, например, один может испытывать боль, а другой нет, имея при этом одинаковые состояния мозга.
Эмергентизм — это дуалистический взгляд на свойства в этом более требовательном смысле. Эмергентизм впервые появился как систематическая теория во второй половине девятнадцатого века и начале двадцатого века в работах так называемых «британских эмергентистов» Дж. С. Милля (1806–1873), Сэмюэля Александера (1859–1938). , К. Ллойд Морган (1852–1936) и К.Д. Броуд (1887–1971). С тех пор его защищали (и возражали) многие философы и ученые, некоторые из которых понимают его по-разному. Тем не менее, мы можем обобщить эту позицию, сказав, что согласно эмерджентизму, когда система достигает определенного уровня сложности, возникают совершенно новые свойства, которые являются новыми, несводимыми к чему-то «сверху и выше» более низкого уровня, из которого они возникли ( Винтиадис 2013). Например, когда мозг или нервная система становятся достаточно сложными, новые психические свойства, такие как ощущения, мысли и желания, появляются из него в дополнение к его физическим свойствам. Таким образом, согласно эмерджентизму, все, что существует, состоит из материи, но материя может иметь различные виды свойств, ментальные и физические, которые действительно различны в одном или обоих смыслах, описанных выше: то есть либо в том смысле, что ментальные свойства имеют новые причинные силы, которые нельзя обнаружить в лежащих в их основе физических свойствах или в том смысле, что ментальные свойства не являются супервентными по отношению к физическим свойствам.
Некоторые философы приводили доводы в пользу своего рода требовательного дуализма свойств, который отрицает супервентность, апеллируя к мыслимости философских зомби — аргумент, наиболее известный из которых был разработан Дэвидом Чалмерсом. Философские зомби — это существа, которые по поведению и физически такие же, как мы, но не имеют «внутреннего» опыта. Если такие существа не только мыслимы, но и возможны (как утверждает Чалмерс), то, по-видимому, ментальные различия могут существовать без физических различий (19).96). Если этот аргумент верен, то феноменальные свойства нельзя объяснить с точки зрения физических свойств, и они действительно отличны от физических свойств.
Возражения против дуализма свойств
Главной проблемой субстанциального дуализма был вопрос о ментальной каузальности. Учитывая точку зрения, согласно которой ментальная и материальная субстанции представляют собой два отдельных вида субстанций, возникает проблема их взаимодействия, проблема, поставленная принцессой Елизаветой Богемской (1618–1680) в ее переписке с Декартом. Как два разных вида вещей могут влиять друг на друга? Из того, что мы знаем из науки, кажется, что физические эффекты имеют физические причины. Если это действительно так, то как я могу думать о своей бабушке и плакать или желать стакана вина и подходить к холодильнику, чтобы налить его себе? Как взаимодействуют ли психическое и физическое? Общее мнение о том, что субстанциальный дуализм не может удовлетворительно ответить на эту проблему, в конечном итоге привело многих философов к отказу от картезианского дуализма.
В попытке сохранить ментальное, сохраняя при этом точку опоры в физическом, был введен дуализм свойств. Однако двойное требование отличимости физических свойств от ментальных свойств и зависимости ментальных свойств от физических свойств оказывается источником проблем и для дуализма свойств.
Это можно увидеть в проблеме каузального исключения, которая анализируется ниже. Эта проблема возникает из-за дуализма свойств и на протяжении многих лет выдвигалась рядом философов, в первую очередь самим Кимом, который из-за этой проблемы пришел к выводу, что феноменальные свойства, которые нередуцируемо ментальны, также являются просто эпифеноменальными, то есть они имеют отсутствие причинно-следственной связи с физическими событиями (2005 г.).
Согласно супервентности разум-тело, каждый раз, когда реализуется ментальное свойство М, оно супервентно по отношению к физическому свойству Р. 91\конец{массив}[/латекс]
Здесь нам нужно ввести два принципа, которых придерживаются физикалисты: во-первых, принцип причинной замкнутости, согласно которому физический мир причинно замкнут. Это означает, что каждое физическое следствие имеет достаточную физическую причину, которая его вызывает. Обратите внимание, что это само по себе не исключает нефизических причин, поскольку такие причины также могут быть частью причинно-следственной истории следствия. Что исключает такие нефизические причины, так это второй принцип, отрицающий сверхдетерминированность событий. В соответствии с этим принципом следствие не может иметь более одной вполне достаточной причины (оно не может быть переопределено), и поэтому это, наряду с каузальным замыканием, приводит к заключению, что, когда вы прослеживаете причины следствия, все, что есть, это физические причины. 91\конец{массив}[/латекс]
Но при повторном исключении P¹ не может иметь двух достаточных причин, M и P, и поэтому P является реальной причиной P¹, потому что, если бы M было реальной причиной, каузальное замыкание снова было бы нарушено.
Таким образом, проблема каузального исключения заключается в том, что при наличии супервентности, каузальной замкнутости и отрицании сверхдетерминации неясно, как ментальные свойства могут быть каузально действенными; ментальные свойства кажутся в лучшем случае эпифеноменальными. И хотя эпифеноменализм совместим с дуализмом свойств (поскольку дуализм свойств утверждает, что в мире есть два вида свойств, а эпифеноменализм утверждает, что некоторые ментальные свойства являются каузально инертными побочными продуктами физических свойств, тем самым допуская существование двух свойств), его согласованность достигается за счет нашей интуиции здравого смысла о том, что наши ментальные состояния влияют на наши физические состояния и наше поведение. Таким образом, кажется, что для его критиков в том, что касается ментальной каузальности, дуализм свойств обходится не намного лучше, чем дуализм субстанции.
В более общем плане вопрос о каузальной действенности ментальных свойств вызывает возражения того же рода, что и относительно ментальной каузальности в субстанциальном дуализме. Например, в обоих случаях мысленное взаимодействие с физическим кажется нарушающим принцип сохранения энергии, принцип, который считается фундаментальным для нашей физической науки. То есть закон сохранения был бы нарушен, если бы была возможна ментальная причинность к физическому, поскольку такое взаимодействие должно было бы вводить энергию в физический мир (предполагая, что физический мир причинно замкнут).
В рамки этого обсуждения не входит углубляться в этот вопрос, но следует отметить, что это возражение принимается не всеми; утверждалось, что принцип сохранения энергии не применяется повсеместно, например, путем цитирования примеров из общей теории относительности или квантовой гравитации. Точно так же подвергались сомнению как каузальная замкнутость физического, так и отрицание каузальной сверхдетерминации. Тем не менее, несмотря на эти ответы, справедливо сказать, что вопрос о ментальной каузальности по-прежнему остается одним из основных возражений против дуализма свойств.
Еще одно возражение, на этот раз против некоторых взглядов, считающихся взглядами на дуализм свойств, можно выдвинуть, задав вопрос: «В каком смысле дуализм свойств действительно является дуализмом?» В нашем различии между двумя видами дуализма свойств, описанном выше, есть ясный смысл, в котором позиции второго рода, такие как эмерджентизм или взгляды, отрицающие супервентность, являются дуалистическими позициями свойств. Поскольку для таких воззрений ментальные свойства являются чем-то «нечто сверх» физических свойств; они отличны от них, несводимы к ним и не полностью ими определяются. Итак, здесь мы имеем случаи двух действительно разных видов свойств и подлинные случаи дуализма свойств.
Однако не столь же ясно, можно ли правильно назвать нередуктивный физикализм разновидностью дуализма свойств. Проблема в том, что если ментальные свойства не являются чем-то сверх физических свойств, то трудно рассматривать это как подлинную версию дуализма свойств. Мы можем увидеть это, если более внимательно изучим значение физикализма.
Физикализм — это точка зрения, согласно которой в основе лежит то, что описывается физикой. В этом смысле ментальные свойства являются нефизическими свойствами, поскольку их нельзя найти в физике. Но если нередуктивный физикализм утверждает, что существуют нефизические свойства, несводимые к физическим свойствам, почему это следует считать случаем физикализма? Ответ, данный нередуктивным физикалистом, состоит в том, что это происходит потому, что такие свойства укоренены в физической сфере через отношение супервентности, и что, хотя ментальные свойства могут не быть идентичными физическим свойствам, они должны быть, по крайней мере, в принципе можно объяснить с точки зрения физических свойств (Horgan 1993). В самом деле, нередуктивный физикализм иногда называют теорией токенового тождества, потому что он утверждает, что токены (экземпляры) ментальных состояний могут быть отождествлены с токенами физических состояний, даже если типы ментальных состояний не идентичны типам физических состояний. (Аналогия: все примеры свойства быть красивым являются физическими — все красивые объекты являются физическими объектами — но свойство быть красивым не является физическим свойством). Но теперь проблема в том, что, как утверждал Тим Крейн, если физикализм требует, чтобы нефизические свойства были объяснимы (даже в принципе) в физических терминах, то не очевидно, почему эта позиция является дуалистической по свойствам, поскольку для того, чтобы быть подлинным дуализма свойств, онтологии физики должно быть недостаточно для объяснения ментальных свойств (2001). Итак, согласно этому возражению, кажется, что простого отрицания тождества ментальных и физических свойств недостаточно для дуализма реальных свойств, а также что дуалисты реальных свойств должны либо верить в нисходящую причинность, либо отрицать супервентность, либо и то, и другое.
Подводя итог приведенному выше обсуждению, мы можем сказать, что дуализм свойств — это позиция, которая пытается сохранить реальность ментальных свойств, одновременно давая им точку опоры в физическом мире. Необходимость в этом очевидна, учитывая непреодолимые трудности, связанные с субстанциальным дуализмом, с одной стороны, и проблемы, с которыми сталкивается теория тождества, с другой. Однако, несмотря на тот факт, что в наши дни дуализм свойств вновь обретает популярность, он вызывает важные возражения, которые его критики не нашли должного ответа и которые делают эту позицию проблематичной.
Ссылки
Чалмерс, Дэвид Дж. 1996. Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Кран, Тим. 2001. Элементы разума . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Хорган, Теренс. 1993. «От супервентности к сверхсупервентности: удовлетворение требований материального мира». Разум 102(408): 555-586.
Джексон, Фрэнк. 1982. «Эпифеноменальные квалиа». Философский ежеквартальный номер 32: 127-36.
Ким, Джегвон. 2005. Физикализм, или что-то близкое. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Винтиадис, Элли. 2013. «Появление». В Интернет-энциклопедии философии . https://www.iep.utm.edu/emergenc/
Дополнительное чтение
Ким, Джегвон. 1998. Философия разума. Боулдер, Колорадо/Оксфорд: Westview Press.
Маслин, К. Т. 2007. Введение в философию разума . Кембридж: Политическая пресса.
- Примеры бессознательных психических свойств включают в себя убеждения, которые большую часть времени не осознаются, или наши отношения, побуждения и мотивации ↵
- При функциональной редукции мы определяем функциональную/причинную роль, которую играет интересующее нас явление, затем сведите эту роль к физическому (маркерному) состоянию, которое ее реализует.